Учебно-методический комплекс по изучению дисциплины «профессиональная этика и служебный этикет»



Скачать 210,85 Kb.
страница1/7
Дата21.04.2016
Размер210,85 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7


Министерство обороны российской федерации
военный ИНСТИТУТ (инженерно-технический)

военной академии материально-технического обеспечения

имени генерала армии а.в.хрулева

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

И СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ»
Допущено решением Ученого совета института

в качестве учебно-методического пособия для курсантов, студентов

и офицеров в системе переподготовки

к новому виду профессиональной деятельности

Санкт-Петербург

2013

Учебно-методический комплекс по изучению дисциплины



«Профессиональная этика и служебный этикет»

/ Авторы-составители: Пашкин С.Б., Кубышкин А.А.,

Минко Н.И., Кверевкина Д.Г. / ВИ(ИТ), 2013. - 121 с.

Учебно-методическое пособие посвящено рассмотрению проблем формирования профессиональной этики и служебного этикета в профессиональной деятельности. Данная учебная дисциплина является одной из системообразующих в процессе подготовки будущего специалиста. Составители постарались изложить материал в простой и увлекательной форме, связать со спецификой будущей деятельности руководителей служебных коллективов.

В пособии раскрываются основные положения учебной дисциплины, даются методические рекомендации по ее изучению.

Содержание пособия полностью соответствует требованиям ГОС ВПО по направлениям подготовки (специальностям) 030301 «Психология служебной деятельности» (специалитет) и 030300 «Психология» профиль «Психологическое сопровождение служебной деятельности» (магистратура).

Пособие предназначено для курсантов и студентов, офицеров, проходящих переподготовку к новому виду профессиональной деятельности, а также может быть использовано адъюнктами, начинающими преподавателями и всеми, кто интересуется психолого-педагогическими проблемами.

Рецензенты:

заслуженный деятель науки РФ, доктор психологических наук профессор В.А. Якунин (СПбГУ);

кандидат психологических наук доцент Ю.В. Макаров (РГПУ им. А.И. Герцена).


© ВИ(ИТ), 2013



ДИСЦИПЛИНА «Профессиональная этика и служебный этикет»

Форма обучения: очная.

Объем трудоемкости дисциплины: 2 кредита / 72 часа, из них: 48 часов аудиторная нагрузка, 24 часа самостоятельная работа.

Место модуля (дисциплины) в структуре ООП:

Учебная дисциплина «Профессиональная этика и служебный этикет» является базовой дисциплиной гуманитарного и социального цикла.



Объектом учебной дисциплины является профессиональная деятельность и общение будущего специалиста.

Предметом учебной дисциплины является профессиональная этика и служебный этикет будущего специалиста.

Трудоемкость и аттестация по дисциплине

Дисциплина


Трудоемкость

Аудиторная нагрузка, часы:

Форма итоговой аттестации

Всего кредитов

Всего часов на теоретическое обучение

из них

Лекции

Семинарские занятия

Практические занятия




аудиторная нагрузка

самостоятельная работа




Профессиональная этика и служебный этикет

2

72

48

24

18

6

24

Зачёт


Цель, задачи и ожидаемые результаты изучения дисциплины
Теоретическое и практическое освоение курса предполагает изучение специфики и актуальных проблем этики служебной деятельности, а также структуры, видов и форм, социально-психологических характеристик профессионального общения, этических принципов и норм служебного этикета

Целью учебной дисциплины является подготовка специалистов, владеющих знаниями этических аспектов служебной деятельности и умеющих их использовать на практике.

Задачи учебной дисциплины:

усвоение базисных знаний о сущности профессиональной этики и служебного этикета;

систематизация представлений о принципах, правилах и нормах делового взаимодействия партнеров в сфере служебной деятельности;

овладение навыками учета личностных и ситуативных особенностей для продуктивного общения в профессиональной сфере, расширение арсенала средств общения - вербальных и невербальных;

анализ проблем управленческой этики, типов партнерских отношений специалистов;

развитие умений по диагностике и разрешению межличностных конфликтов в профессиональной сфере;

углубление представлений о правилах и нормах делового этикета, организации официальных мероприятий (приемов, презентаций и т.д.);

формирование имиджа специалиста.



Ожидаемые результаты изучения дисциплины - формирование у обучающихся компетенций:

способности понимать социальную значимость своей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета;

способности к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, к работе в служебном коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности;

способности проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния;

способности выявлять и содействовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе.

Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы обучающиеся:



знали:

содержание и особенности профессиональной этики и служебного этикета специалиста;

психолого-педагогические закономерности, принципы и методы делового взаимодействия;

правовые и этические аспекты профессиональной деятельности;



нормы профессиональной этики, возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности;

сущность профессионально-нравственной деформации и пути её предупреждения и преодоления;

этические и нравственные основы формирования антикоррупционного поведения;

основные нормы и функции служебного этикета;



умели:

выполнять работу по изучению общественного мнения, отношений и ожиданий общественности: готовить методические и информационные материалы для участников делового процесса;

исследовать тенденции, возможные последствия конфликтов и разногласий (в том числе на национальной и конфессиональной почве), заранее предупреждать их, содействуя развитию взаимоуважения и социальной ответственности сторон;

проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния;

выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета;

выявлять и содействовать пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе;

оценивать факты и явления профессиональной деятельности с нравственной точки зрения;

осуществлять с позиции этики и морали выбор норм поведения в конкретных служебных ситуациях;

давать нравственную оценку коррупционным проявлениям и другим нарушениям норм профессиональной этики;

соблюдать правила вежливости и культуры поведения в профессиональной деятельности;

правильно строить общение с коллегами в служебном коллективе и с гражданами, выстраивать социальные и профессиональные взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиальных различий;

имели представление:

о сущности сознания, его взаимоотношении с бессознательным, роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности специалиста;

о соотношении наследственности и социальной среды, роли и значении национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании личности;

об основных закономерностях развития психики руководителя и психологии служебных коллективов в условиях профессиональной деятельности, принятия управленческих решений;

о порядке взаимодействия со всем персоналом организации;

об основах психологии профессиональной деятельности специалиста, служебного этикета и этики делового взаимодействия;



владели:

навыками оценки своих поступков и поступков, окружающих с точки зрения норм этики и морали;

навыками антикоррупционного поведения;

навыками толерантного поведения;

навыками поведения в служебном коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами служебного и общего этикета;

навыками позитивного взаимодействия в процессе профессиональной деятельности.

Содержание дисциплины с указанием тем и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы приведены ниже.

Номера и наименование



разделов и тем

Всего часов учебных занятий

В том числе учебных занятий с преподавателями

из них по видам учебных занятий

Формы контроля

Время, отводимое на самостоятельную работу

Лекции

Семинары


Практические занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел I. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

Тема 1. Введение. Этика как наука и явление духовной культуры. Этические аспекты служебной деятельности

6

4

2




2




2

Тема 2. Особенности правовой и этической регламентации служебной деятельности

8

6

2




4




2

Тема 3. Психология делового общения в профессиональной сфере

10

8

4

4







2

Индивидуальное контрольное собеседование

4

2










2

2

Итого по разделу I

28

20

8

4

6

2

8

Раздел II. СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ

Тема 4. Служебный этикет и имидж делового человека

6

4

2




2




2

Тема 5. Этикетные модели поведения в профессиональной деятельности

8

6

2

2

2




2

Тема 6. Конфликты в профессиональной сфере и управленческий этикет

6

4

2




2




2

Тема 7. Межкультурные особенности делового взаимодействия. Заключение

12

8

4




4




4

Индивидуальное контрольное собеседование

4

2










2

2

Итого по разделу II

36

24

10

2

10

2

12
Зачёт

8

4

-

-

-

4

4

Всего по дисциплине

72

48

18

6

16

8

24


Раздел I. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

Тема 1. Введение. Этика как наука и явление духовной культуры. Этические аспекты служебной деятельности

Этика как наука: ее предмет, круг проблем и назначение. Этика как «практическая философия». Понятия «нравственность», «мораль», их характеристики. Основные категории этики (добро, зло, ответственность, долг, достоинство, честь, совесть, справедливость и т.д.).

Этика как явление духовной культуры. Специфика нравственной регуляции общественных отношений. Общество и мораль: нормы, предписания, императивы, образцы морального долженствования. Изменчивое и устойчивое в морали. Мораль и нравы. Нравственные регулятивы и поведение личности. Уровни нравственного сознания (доморальный, конвенциональный, автономный). Суверенность, рефлексивность нравственного сознания. Этические аспекты служебной деятельности.

Социальная значимость профессии. Цель и смысл исполнения государственной службы, гражданского и служебного долга, профессиональных задач в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.


Тема 2. Особенности правовой и этической регламентации

в служебной деятельности

Понятие профессиональной этики и профессиональной морали. Профессиональные кодексы как способы закрепления стандартов профессионального поведения. Функции профессиональной этики.

Правовое регулирование деятельности служащих. Профессионально-этические представления в служебной деятельности: категории, принципы, нормы и правила. Этика служебных взаимоотношений. Профессионально-нравственные требования к специалистам. Проблема кодификации норм профессионального поведения. Кодексы профессионального поведения в мировой практике. Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области служебных отношений.

Выявление и содействие пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе как одна из важнейших задач специалиста.


Тема 3. Психология делового общения в профессиональной сфере

Понятие общения. Актуальные проблемы общения межличностного общения. Особенности делового общения. Структура межличностного общения.

а) Коммуникативный аспект общения в профессиональной сфере. Общение как обмен информацией. Типы информации. Человек как источник информации. Модель коммуникативного процесса. Искажение информации. Взаимопонимание как основа коммуникации. Уровни понимания. Коммуникативные барьеры в ситуациях общения. Идентификация и рефлексия как механизмы взаимопонимания.

б) Перцептивный аспект общения в профессиональной сфере. Общение как восприятие (перцепция) людьми друг друга. Детерминанты межличностного восприятия. Эталоны и стереотипы восприятия. Эффекты восприятия: эффект ореола (галоэффект), эффект края (первичности и недавности), эффект бумеранга, эффект стереотипизации. Межличностная аттракция (эмоции, симпатии-антипатии, сопережива- ние...) в официально-деловых контактах. Социальные экспектации, их роль в деловом общении. Гласные (формальные) и негласные (неформальные) экспектации. Проблема точности межличностного восприятия в процессе общения.

в) Интерактивный аспект общения в профессиональной сфере. Общение как взаимодействие партнеров. Позиции в общении. Стили и формы взаимодействий. Манипуляции в общении. Защита от манипуляций. Типы взаимодействий: кооперация, конкуренция.

г) Вербальные (речевые) и невербальные средства общения. Автокоммуникативные средства общения. Речевые средства убеждения, способы воздействия на партнера. Барьеры речи. Невербалистика - наука о неречевых средствах общения. Оптико-кинетические, паралингвисти-ческие, экстралингвистические системы знаков, визуальное общение. Контекст общения. Социальная дистанция. Организация пространства общения. Территории и зоны делового общения.


Раздел II. СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ

Тема 4. Служебный этикет и имидж делового человека

Правила и нормы повседневного этикета. Этикет в деловой жизни. Приветствия и представления. Дресс-код. Приём на работу и собеседования. Деловые встречи. Деловые переговоры: виды, цели, участники, процедура, технологии, правила, барьеры и ошибки, протокол. Деловая корреспонденция. Этикет в компьютерных сетях. Деловая этика и этикет служащего.


Тема 5. Этикетные модели поведения в профессиональной деятельности

Официальные мероприятия в системе служебного взаимодействия. Организация приемов и презентаций. Деловая и светская беседы. Телефонные разговоры. Мастерство публичных выступлений. Культура деловых споров и дискуссий. Искусство письма (деловая переписка). Визитная карточка, ее роль в деловом общении. Деловой подарок. Приёмы и их обслуживание. Застолье в системе делового общения (деловой завтрак, деловой ужин, фуршет и т.д.): этикетные нормы и предписания.


Тема 6. Конфликты в профессиональной сфере

и управленческий этикет

Конфликты в деловых отношениях, их причины и разновидности. Структура конфликта. Объективная и субъективная составляющие конфликтов. Коэффициент конфликтности отношений. Динамика конфликта. Кумулятивный характер конфликта. Основные модели конфликта. Способы разрешения конфликтов: уклонение от противоречия, «сглаживание», компромисс, конфронтация, подавление (принуждение). Процедурные аспекты регулирования конфликтов: примирение, посредничество, арбитраж. Стили поведения в конфликтных ситуациях. Возможности управления конфликтной ситуацией. Предупреждение конфликтов в латентной стадии. Средства предотвращения конфликтов и методы кризисного управления (информационный, коммуникативный, социально-психологический, организационный). Управленческая и корпоративная этика в условиях конфликта. Современные нормы и эталоны управленческого взаимодействия.

Психологическая устойчивость в сложных и экстремальных условиях. Методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния.
Тема 7. Межкультурные особенности делового взаимодействия. Заключение

Общая характеристика поведения и деловых качеств представителей различных культур: европейской, исламской, конфуцианской и т.д. Особенности деловых контактов с иностранными партнёрами. Деловое взаимодействие с представителями стран СНГ. Проблемы профессиональной этики в России.

Способность к толерантному поведению, к социальному и профессиональному взаимодействию с учетом этнокультурных и конфессиональных различий в коллективе в процессе профессиональной деятельности как одно из важнейших направлений деятельности психолога.

Заключение. Обзор изученного материала. Пути дальнейшего совершенствования студентами полученных знаний. Рекомендации по подготовке к зачету.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

План практического занятия по теме 1

«Введение. Этика как наука и явление духовной культуры. Этические аспекты служебной деятельности»

Вопросы: Время – 2 часа



  1. Понятие, содержание и основные категории профессиональной этики.

  2. Этика как явление духовной культуры. Этические аспекты служебной деятельности.

  3. Характеристика профессиональных деформаций в системе внутригрупповых отношений и нравов:

  • бюрократизм;

  • взяточничество;

  • потребительство;

  • тунеядство;

  • праздность.

  1. Трудовая (профессиональная) нравственность.

  2. Культура учебного труда обучающегося.

Сообщение: Дисциплина и средства её осуществления в производственной сфере (организации).
План практического занятия по теме 2

«Особенности правовой и этической регламентации

в служебной деятельности»

Вопросы: Время – 4 часа



  1. Профессиональные кодексы как способы закрепления стандартов профессионального поведения.

  2. Правовое регулирование деятельности служащих.

  3. Этика служебных взаимоотношений.

  4. Профессионально-нравственные требования к специалистам.

  5. Кодексы профессионального поведения в мировой практике.

  6. Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области служебных отношений.

7. Выявление и содействие пресечению коррупционных проявлений в служебном коллективе как одна из важнейших задач специалиста.
План семинарского занятия по теме 3

«Психология делового общения в профессиональной сфере»

Вопросы: Время – 4часа



  1. Определение понятий «общение».

  2. Характеристика и содержание общения.

    1. Основные механизмы познания другого человека в процессе общения:

      • идентификация;

      • эмпатия;

      • рефлексия.

    1. Содержание общения:

  • заражение;

  • внушение;

  • убеждение;

  • подражание.

  1. Перцептивная сторона общения:

  • первое впечатление;

  • длительное общение;

  • поступки в общении;

  • самоотдача в общении.

  1. Интерактивная сторона общения.

  2. Вербальное (речевое) общение.

  3. Невербальное общение (с помощью мимики и пантомимики, экспрессивных движений, жестов).

  4. Стили и формы взаимодействий в общении.

После рассмотрения теоретических положений обучаемые выполняют психологические тесты «Ваш стиль общения», «Стиль взаимодействия» и «Общительный ли Вы человек» (См.: Психологический практикум)
План практического занятия по теме 4

«Служебный этикет и имидж делового человека»

Вопросы: Время – 2 часа



  1. Что такое имидж?

  2. Модели поведения.

  3. Телесный имидж.

  4. Внешний вид.

  5. Тактика общения.

После рассмотрения теоретических положений обучаемые приступают к выполнению психологических тестов «Оценка уровня общительности», «Симптом стрессового состояния» и «Конфликтная ли Вы личность?» (См.: Психологический практикум).
План семинарского занятия по теме 5

«Этикетные модели поведения в профессиональной деятельности»

Вопросы: Время – 2 часа



  1. Этикет управленческого общения.

  2. Морально-психологические характеристики служебного поведения.

  3. Нравственный пример и культура управления.

Сообщение: Этикетные аспекты управленческого решения и его информационное обеспечение.
План практического занятия по теме 5

«Этикетные модели поведения в профессиональной деятельности»

Вопросы: Время – 2 часа



  1. Официальные мероприятия в системе служебного взаимодействия.

  2. Организация приемов и презентаций.

  3. Деловая и светская беседы.

  4. Телефонные разговоры.

  5. Мастерство публичных выступлений.

  6. Культура деловых споров и дискуссий.

  7. Искусство письма (деловая переписка).

  8. Визитная карточка, ее роль в деловом общении.

  9. Деловой подарок.

  10. Приёмы и их обслуживание.

  11. Застолье в системе делового общения (деловой завтрак, деловой ужин, фуршет и т.д.): этикетные нормы и предписания.


План практического занятия по теме 6

«Конфликты в профессиональной сфере и управленческий этикет»

Вопросы: Время – 2 часа



  1. Понятие конфликта и его социальная роль.

  2. Причины и последствия конфликтов.

  3. Стрессы и стрессовые ситуации.

  4. Предупреждение конфликтов.

  5. Классификация конфликтов. Типы поведения людей в конфликтных ситуациях.

  6. Разрешение конфликтов и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

После теоретической части обучающиеся самостоятельно выполняют психологические тесты «Методика динамики способов реагирования на конфликтные ситуации» и тест «Трудно ли Вас вывести из равновесия» (См.: Психологический практикум).
План практического занятия по теме 7

«Межкультурные особенности делового взаимодействия»

Вопросы: Время – 4 часа



  1. Психологические основания межкультурной коммуникации.

  2. Принципы межкультурной коммуникации.

  3. Правила межкультурного общения.

  4. Требования принципа «Индивидуальный и дифференциальный подходы в воспитании».

  5. Особенности индивидуальной и воспитательной работы с различными категориями служащих.

  6. На схеме изобразить основные этапы индивидуальной воспитательной работы со служащими.

Сообщение: Межнациональные различия невербального общения.

После теоретической части обучающиеся самостоятельно выполняют психологический тест «Q-сортировка» (См.: Психологический практикум).



Интерактивные формы занятий


№ темы

Формы

1

Разбор и обсуждение вопросов разбираемых на практическом занятии тем, дискуссия, работа в группах,   презентации с использованием компьютеров. Диспут

2

Разбор и обсуждение вопросов разбираемых на занятии тем, дискуссия, работа в группах,   презентации с использованием компьютеров

3

Разбор и обсуждение вопросов разбираемых на занятии тем, дискуссия, работа в группах,   презентации с использованием компьютеров и других вспомогательных средств: интерактивной доски, книг, видео, слайдов, постеров. Изучение элементов невербалики: языка жестов, физиогномики, графологии

4

Разбор и обсуждение вопросов разбираемых на занятии тем, дискуссия, работа в группах,   презентации с использованием компьютеров и других вспомогательных средств: интерактивной доски, книг, видео, слайдов, постеров

5

Разбор и обсуждение вопросов разбираемых на занятии тем, дискуссия, работа в группах,   презентации с использованием компьютеров и других вспомогательных средств: интерактивной доски, книг, видео, слайдов, постеров

6

Разбор и обсуждение вопросов разбираемых на занятии тем, дискуссия, работа в группах,   презентации с использованием компьютеров и других вспомогательных средств: интерактивной доски, книг, видео, слайдов, постеров. Практическая демонстрация методов саморегуляции

7

Разбор и обсуждение вопросов разбираемых на занятии тем, дискуссия, работа в группах,   презентации с использованием компьютеров и других вспомогательных средств: интерактивной доски, книг, видео, слайдов, постеров. Диспут о проблемах толерантности


Содержание инвариантной самостоятельной работы обучающихся по темам

№ п/п

Темы дисциплины

Содержание самостоятельной работы обучающихся

Количество часов

1

2

3

4

1

Раздел I. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА

2

Тема 1. Введение. Этика как наука и явление духовной культуры. Этические аспекты служебной деятельности

1. Изучение рекомендованной литературы к практическому занятию.

2. Определеение проблемы и задач (исследовательских и практических) этики служебной деятельности.

3. Подготовка доклада/презентации к практическому занятию.

4. Подготовка к дискуссии по проблеме « О важности профессиональной этики в служебной деятельности специалиста».

5. Посещение Государственного Эрмитажа.

6.Составление терминологического словаря по теме



2

3

Тема 2. Особенности правовой и этической регламентации служебной деятельности

1. Изучение литературы, законодательных и нормативных актов, рекомендованных к практическому занятию.

2. Изучение основных составляющих профессиональных кодексов специалистов (по профилям подготовки).

3. Подготовка доклада/презентации к практическому занятию.

4. Составление терминологического словаря по теме




2

1

2

3

4

4

Тема 3. Психология делового общения в профессиональной сфере

1. Изучение литературы, рекомендованной к семинарскому занятию.

2. Анализ специальных методов и правил профессиональной этики и психологии делового общения служебной деятельности.

3. Подготовка сообщения к семинарскому занятию.

4. Составление терминологического словаря по теме.

5. Работа с тестами


2

5

Индивидуальное контрольное собеседование по разделу I

1. Изучение рекомендованной литературы.
2. Подготовка к ИКС


2

6

Раздел II. СЛУЖЕБНЫЙ ЭТИКЕТ

7

Тема 4. Служебный этикет и имидж делового человека

1. Изучение литературы рекомендованной к практическому занятию.

2. Изучение основных компонентов служебного этикета и составляющих имиджа делового человека.

3. Подготовка сообщения к практическому занятию.

4. Подготовка к дискуссии на тему: «Основные ПВК, обеспечивающие имидж делового человека».

5. Составление терминологического словаря по теме


2

8

Тема 5. Этикетные модели поведения в профессиональной деятельности

1. Изучение литературы, рекомендованной к семинару.

2. Подготовка к дискуссии на тему «Этические стандарты: реальность и перспективы».

3. Изучение и апробация методов психической саморегуляции.


2

1

2

3

4

9

Тема 6. Конфликты в профессиональной сфере и управленческий этикет

1. Изучение литературы, рекомендованной к практическому занятию.

2. Выделение признаков свойств, состояний, процессов человека, детерминирующих конфликты в служебной деятельности.

3. Подготовка доклада к практическому занятию.

4. Подготовка к дискуссии на тему «Личностные свойства психолога и их роль и значение в конфликтных ситуациях»

5.Составление терминологического словаря по теме.


2

10

Тема 7. Межкультурные особенности делового взаимодействия. Заключение

1. Изучение литературы, рекомендованной к практическому занятию.

2. Изучение национально-психологических особенностей народов мира.

3. Посещение Музея этнографии народов России.

4. Подготовка доклада к практическому занятию.

5. Составление терминологического словаря по теме.


4

11

Индивидуальное контрольное собеседование по разделу II

1. Изучение рекомендованной литературы.
2. Подготовка к ИКС


2

12

Зачёт

1.Изучение рекомендованной литературы.
2. Подготовка к зачёту


4

Итого:

24


Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы


№ п/п

Темы дисциплины

Содержание самостоятельной работы обучающихся

Количество часов

1

2

3

4

1

Тема 1. Введение. Этика как наука и явление духовной культуры. Этические аспекты служебной деятельности

1. Написание реферата/эссе.

2. Подготовка доклада/ презентации.

3. Перевод иностранных статей по теме.

4. Выполнение творческих заданий по теме.

5. Посещение Государственного Русского музея


2

2

Тема 2. Особенности правовой и этической регламентации служебной деятельности

1. Написание реферата/эссе.

2. Подготовка доклада/ презентации.

3. Перевод иностранных статей по теме.

4. Выполнение творческих заданий по теме



2

3

Тема 3. Психология делового общения в профессиональной сфере

1. Написание реферата/эссе.

2. Подготовка доклада/ презентации.

3. Перевод иностранных статей по теме.

4. Выполнение творческих заданий по теме



2

4

Индивидуальное контрольное собеседование

по разделу I



1. Написание реферата/эссе.

2. Подготовка доклада/ презентации.

3. Перевод иностранных статей


2

1

2

3

4

5

Тема 4. Служебный этикет и имидж делового человека

1. Написание реферата/эссе.

2. Подготовка доклада/ презентации.

3. Перевод иностранных статей по теме.

4. Выполнение творческих заданий по теме



2

6

Тема 5. Этикетные модели поведения в профессиональной деятельности

1. Написание реферата/эссе.

2. Подготовка доклада/ презентации.

3. Перевод иностранных статей по теме.

4. Выполнение творческих заданий по теме



2

7

Тема 6. Конфликты в профессиональной сфере и управленческий этикет

1. Написание реферата/эссе.

2. Подготовка доклада/ презентации.

3. Перевод иностранных статей по теме.

4. Выполнение творческих заданий по теме



2

8

Тема 7. Межкультурные особенности делового взаимодействия. Заключение

1. Написание реферата/эссе.

2. Подготовка доклада/ презентации.

3. Перевод иностранных статей по теме.

4. Выполнение творческих заданий по теме.

5. Посещение Государственного музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры)


4

1

2

3

4

9

Индивидуальное контрольное собеседование

по разделу II



1. Написание реферата/эссе.

2. Подготовка доклада/ презентации.

3. Перевод иностранных статей по разделу.

4. Выполнение творческих заданий по разделу



2

10

Зачёт

1. Написание реферата/эссе.

2. Подготовка доклада/ презентации.

3. Перевод иностранных статей по дисциплине.

4. Выполнение творческих заданий по дисциплине



4

Итого:

24



Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

ЛИТЕРАТУРА

а) основная

  1. Алёшина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров и маркетеров. - М.: КМОС, 2002. - 480 с.

  2. Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 1996. – 400 с.

  3. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога: 2-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 528 с.

  4. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Прайм – ЕВРО ЗНАК, 2006. – 672 с.

  5. Делопроизводство и другие аспекты работы секретаря: профессиональные качества, служебный этикет /Под ред. Г.Ю. Касьяновой. – М.: АБАК, 2011. – 253 с.

  6. Дусенко С.В. Профессиональная этика и этикет: Учеб. пособие. – М.: Академия, 2012. – 221 с.

  7. Егорова А.С. Этикет деловых отношений. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. – 62 с.

  8. Емельянов С.Н. Профессиональная этика сотрудников пенитенциарной системы: Учеб.-метод. пособие. – Владимир: РИО НЦ ФГОУ ВПО ВЮИФСИН, 2009. – 139 с.

  9. Ершова О.А. Этика и культура управления: Учеб. пособие. - Киров: Изд-во Вятского ГГУ, 2008. – 124 с.

  10. Кабашов С.Ю. Морально-этические и правовые основы государственного и муниципального управления: профессиональная этика, кадровая политика, планирование карьеры и противодействие коррупции. – М.: Дело, 2009. – 215 с.

  11. Кикоть В.Я., Аминов И.И., Гришин А.А. и др. Профессиональная этика и служебный этикет. – М.: Юнити-Дана; Человек и порядок, 2011. – 559 с.

  12. Конюхова Н.И. Словарь-справочник практического психолога. – Воронеж: Изд.-во НПО «МОДЭК», 1996. – 224 с.

  13. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Поголыпа Н.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 554 с.

  14. Кодексы профессиональной этики юриста: Сборник /Сост. А.Г. Маслеев. – Екатеринбург: УрГЮА, 2008. – 98 с.

  15. Костина Н.П. Курс лекций по дисциплине «Профессиональная этика и деловой этикет»: Учеб. пособие. – Омск: Изд-во ОмГАУ, 2009. – 149 с.

  16. Кошевая И.П., Канке А.А. Профессиональная этика и психология делового общения: Учеб. пособие. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М., 2010. - 303 с.

  17. Кушнаренко И.А. Профессиональная этика сотрудников органов внутренних дел: Учеб. пособие. – М.: МосУ МВД России, 2008. – 100 с.

  18. Лазутина Л.В. Профессиональная этика журналиста: учебник. – М.: Аспект-Пресс, 2011. – 223 с.

  19. Лаптева О.И. Профессиональная этика юриста: Учеб. пособие. – Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2009. – 172 с.

  20. Линецкий А.Ф. Международные экономические отношения: вопросы этикета и протокола. – Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2010. – 377 с.

  21. Личность воина: Методики психологического и психофизиологического обследования /Отв. ред. Л.Н. Кузнецов/ ВПА. - М.,1990. – 454 с.

  22. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации /Отв. ред. А.Ф. Кудряшов. - Петрозаводск: Изд-во Петроком, 1992. – 319 с.

  23. Макашов И.Н. Этика и культура управления. – М.: Изд-во Спутник+, 2010. – 426 с.

  24. Одинцова О.В. Профессиональная этика: Учебник. – М.: Академия, 2012. – 141 с.

  25. Педагогический энциклопедический словарь/Гл. ред. Б.М. Бим – Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2002. – 528 с.

  26. Практикум по психодиагностике. Конкретные психодиагностические методики/ М.В. Астапов и др.- М.: Изд-во МГУ, 1989. – 176 с.

  27. Протанская Е.С. Профессиональная этика психолога: Учеб. пособие. – СПб.: Изд-во СПбУ, 2008. – 171 с.

  28. Профессиональная культура специалиста по связям с общественностью: Монография/Под ред. Е.П. Соколовой. – Челябинск: Изд. Центр ЮУрГУ, 2009. – 216 с.

  29. Профессиональная этика адвоката: материалы по вопросам дисциплинарной практики /Сост. Н.М. Кипнис. – М.: Вариант, 2008. – 571 с.

  30. Профессиональная этика и этикет: Курс лекций/Сост. Л.А. Швачкина. – Шахты: ЮРГУЭС, 2009. – 120 с.

  31. Профессиональная этика и этикет: Учеб. пособие/Автор-составитель Н.П. Гаврилова. – Кемерово: КузбасГТУ, 2008. – 152 с.

  32. Психология и этика делового общения: Учебник для студентов вузов/ Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 415 с.

  33. Пашкин С.Б., Подкользин А.Я. Психолого-педагогический словарь офицера-воспитателя / ВИТУ. – СПб., 2008. - 223 с.

  34. Ситяева Л.П. Профессиональная этика: Учеб. пособие. – Екатеринбург: ГОУ ВПО РГППУ, 2009. – 105 с.

  35. Сканави А.А. Бизнес-этикет в арабских странах. – М.: КноРус, 2010. – 154 с.

  36. Служебный этикет в вопросах и ответах: Учеб. пособие/Сост. И.А. Леонова. – Орел: ОрЮИ, 2010. – 62 с.

  37. Сотников А.Н. Основы профессиональной этики офицера-пограничника: Учеб. пособие. – М.: МПИ ФСБ России, 2010. – 67 с.

  38. Социально-педагогическая диагностика: Учеб.-метод. пособие.- Орел: Изд-во ОГПУ, 1996. - 108с.

  39. Судейская этика: Учеб. пособие/Отв. ред. Ю.Ф. Беспалов. – М.: ЮНИТИ; Закон и право, 2010. – 102 с.

  40. Усов В.В. Деловой этикет: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 400 с.

  41. Федосова С.В. Профессиональная этика: Учеб.-метод. пособие. – Курск: КФ ОрЮИ МВД России, 2009. – 78 с.

  42. Чаадаева С.В. Профессиональная этика юриста: Учеб. пособие. - Нижний Новгород: Нижегород. Правовая академия (институт), 2009. – 135 с.

  43. Шилкина И.С. Этика и связи с общественностью: Учеб. пособие. – М.: Моск. гос. ун-т путей сообщения (МИИТ), 2010. – 96 с.

  44. Шиян Л.К. Профессиональная этика и этикет: Учеб. пособие. – М.: РИЦ «Альфа», 2008. – 415 с.

  45. Этнопсихологический словарь/Под ред. В.Г. Крысько. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. – 343с.

  46. Яблонская Л.М. Деонтология полиции: Монография. – Челябинск: Энциклопедия, 2008. – 238 с.

б) дополнительная

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1999. - 551 с.

  2. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? - М.: Изд-во «Новости», 1990 .- 239 с.

  3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - Л., 1992 . - 390 с.

  4. Браим И.Н. Этика делового общения. — Минск: Экоперспектива, 1996. - 208 с.

  5. Бенедиктова В.И. О деловой этике и этикете. - М., 1994. - 176 с.

  6. Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях. – Ростов н/Д.: Феникс, 1995. - 512 с.

  7. Гусейнов А.А., Ирлитц Г. Краткая история этики. - М.: Мысль, 1987.

  8. Деловой этикет: Киев: Альтерпрес, 1998.- 320 с.

  9. Деловой этикет и культура общения специалистов / Учеб. пособие. — Воронеж: ВГАХ, 1998. - 116 с.

  10. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика: Учеб. пособие и практикум.- Минск: НТО «Тетрасистемс», 1997. - 320 с.

  11. Золотая книга хорошего тона / Пер. с фр. - Смоленск: Русич, 1999. -368с.

  12. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 416 с.

  13. Мы живем среди людей: Кодекс поведения. - М.: Политиздат, 1989. - 383 с.

  14. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной сфере. - СПб.: О-во «Знание», 1999. - 312 с.

  15. Скворцова В.Н. Межличностное общение: Учеб. пособие. - Томск: Изд-во ТПУ, 1998. - 120 с.

  16. Скворцова В.Н. Этика делового общения: Учеб. пособие. - Томск: Изд-во ТПУ, 2003. - 120 с.

  17. Смелкова З.С. Деловой человек: культура речевого общения / Пособие и словарь-справочник. - М.: КУбК-а, 1997. - 192 с.

  18. Сухарев В. Этика и психология делового человека. - М.: Агентство «Фаир», 1997. - 400 с.

  19. Тимченко Н.М. Тайны успеха делового общения. – СПб.: Б.и., 1995. - 255с.

  20. Уткин Э.А. Этика бизнеса. - М.: Зерцало, 1998. - 256 с.

  21. Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. - Минск: Амалфея, 1997. - 384 с.

  22. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. - М.: Культура и спорт, 1994. - 319 с.

  23. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. - М.: Изд-во МИРОС, 1994. - 217 с.

  24. Энциклопедия хороших манер / Сост. В. Пивовар - СПб.: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996. - 512 с.

  25. Ягер Д. Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса/ Пер. с англ. - М.,1994. -284 с.


в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

  1. http://psychology.ru/library (библиотека сайта Psychology.ru)
    http://psychology.net.ru/ (Мир психологии) http://www.voppsy.ru (журнал «Вопросы психологии»)

  2. http://www.koob.ru («Куб» - материалы по психологии)
    http://psylib.myword.ru (Психологическая библиотека «Моё слово»)

  3. Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru

  4. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». http://window.edu.ru/window/library?p_rid=38414

  5. Сайт кафедры организационной психологии РГПУ им. А.И. Герцена. http://sites.google.com/site/kaforgpsi/

  6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3709fea8-1ff7-26a5-c7c0-32f1d04346a8/39205/?interface=electronic

  7. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://eor.edu.ru)

  8. Адреса некоторых сайтов и материалы по организационной психологии. http://www.hr-zone.net/node/609


г) электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

  1. http://lib.herzen.spb.ru (Фундаментальная библиотека им. императрицы Марии Фёдоровны РГПУ им. А. И. Герцена предоставляет доступ к базам данных научных публикаций)

  2. http://lib.herzen.spb.ru/page7120.asp?s=11 (список поисковых систем, на которые дополнительно ссылается Фундаментальная библиотека им. императрицы Марии Фёдоровны РГПУ им. А. И. Герцена)

  3. http://scholar.google.com (поисковая система по академическим публикациям от Google)


Учебно-лабораторное оборудование

Для проведения лекционных, семинарских и практических занятий требуется аудитория, оснащенная мультимедийным оборудованием.




Краткое содержание итоговой аттестации по дисциплине

Контроль успеваемости и качества подготовки обучающихся по учебной дисциплине включает текущий контроль успеваемости, рубежный контроль и промежуточную аттестацию.

Текущий контроль успеваемости проводится в ходе всех видов учебных занятий в формах устного опроса, оценки выступлений с докладами, обсуждения эссе (докладов, рефератов).

Рубежный контроль имеет целью установить качество усвоения учебного материала по конкретным модулям учебной дисциплины. Проводится в форме контрольной работы или тестирования.

При проведении рубежного контроля используется перечень контрольных вопросов и тестовые задания по проверяемым (пройденным) разделам и темам учебной дисциплины.

Промежуточная аттестация имеет целью определить степень достижения учебных целей по конкретным модулям дисциплины. Проводится в форме индивидуального контрольного собеседования с использованием либо контрольных вопросов, либо тестовых заданий в полном объеме изученного модуля.



Итоговая аттестация

Осуществляется в форме зачёта, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по дисциплине. Зачёт проводится в виде собеседования по экзаменационным билетам. В билете содержится теоретический вопрос и ситуативная задача. Допуском к итоговой аттестации являются баллы, полученные в ходе текущей аттестации за самостоятельную работу и работу на семинарских занятиях. Оценка ставится по сумме баллов, полученных в ходе текущих и рубежных контролей и итоговой аттестации (за ответ на зачете).




Каталог: img -> files -> lkkppf -> orgpsihologiya
orgpsihologiya -> Ретроспективный обзор психологической науки и ее отечественной военной компоненты
orgpsihologiya -> Семикин Виктор Васильевич
orgpsihologiya -> Военной академии материально-технического обеспечения
lkkppf -> «категория «социального» в современной педагогике и психологии»
lkkppf -> Программа вступительного собеседования в магистратуру по направлению 030. 300. 68 «Психология», магистерская программа 030. 300. 68-31 «Психологическая помощь в кризисных и чрезвычайных ситуациях»
lkkppf -> Психология в педагогической деятельности
orgpsihologiya -> С. б пашкин, Д. Г. Кверевкина практические рекомендации по развитию когнитивной сферы


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница