Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория организации» для студентов специальности 080507 «Менеджмент организации»



Скачать 201.28 Kb.
страница1/2
Дата15.02.2016
Размер201.28 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2

Международная

«Лига развития науки и образования» (Россия)

Международная ассоциация развития науки,

образования и культуры России (Италия)
НОУ ВПО «Институт управления»
(г. Архангельск)

----------------------------------------------------

ЯРОСЛАВСКИЙ ФИЛИАЛ

Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Теория организации»

для студентов специальности
080507 «Менеджмент организации»

ЯРОСЛАВЛЬ

ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

2012


СОДЕРЖАНИЕ:


5.2.4 ГЛОССАРИЙ 27

1 Цели изучения дисциплины и ее место в учебном процессе


(пояснительная записка)

Современные экономические условия требуют системных знаний в области рациональной организации бизнеса. Важность курса “Теория организации” объясняется необходимостью максимального использования потенциальных возможностей экономического развития государства и отдельно взятого предприятия.

Исследования окружающего мира в его материальном и интеллектуальном выражении показали, что все так или иначе организовано. Последовательно развивавшиеся в научном мире модели организаторской деятельности и общества отражали единую организационную природу формирования и развития процессов и систем. Такое понимание обусловило необходимость выделения и исследования концепций всеобщей организационной науки.

Теория организации как самостоятельная область знаний сформировалась и выделилась из самых разнообразных научных направлений и дисциплин. Теория организации – межпредметная дисциплина, поскольку изучает организацию как явление, отражающее функциональную направленность в организованных объектах любой природы. Дисциплина объединяет знания нескольких областей и опирается на естественно-научные, социальные законы, которые изучаются в теории организации физических, биологических, производственных, социальных и других систем.

Целью изучения дисциплины овладение студентами теоретическими знаниями и практическими навыками научной организации организаций.

С одной стороны, дисциплина «Теория Организации» играет роль теоретической основы для понимания организационных процессов, происходящих в обществе, государстве, экономических, региональных, производственных и социальных системах. С другой, предназначена для того, чтобы дать представление о процессах формирования и развития организаций различного уровня.

Задачами изучения дисциплины «Теория организации» являются:


  • Изучение принципов построения организации как системы

  • Изучение и практическое применение принципов, законов и закономерностей организации

  • Изучение методов построения и развития организации

  • Получение сведений об организационном аудите

  • Получение практических навыков по оргпроектированию, формированию организационных процессов и оценке их состояния.

2. Требования к уровню освоения рабочей программы

Изучение данной дисциплины в комплексе с другими учебными дисциплинами формирует профессиональные знания менеджеров. В результате изучения дисциплины студент должен:

В результате изучения учебного курса «Теория организации» студент должен:

Иметь представление:


  • об эволюционном развитии организационной мысли,

  • о проблемах и новых достижениях в области теории и практики организационных отношений

  • о развитии социально-экономических систем как в нашей стране, так и за рубежом.

Знать:

  • суть современной теории организационных систем и ее отличительные черты;

  • основные категории и понятия, характеризующие организационную систему;

  • подходы к оценке эффективности организаций;

  • методологию исследования организационных систем и специфику их применения в условиях динамично меняющейся среды;

  • законы и принципы функционирования организационных систем; поведенческие аспекты организации.

Уметь:

  • применять на практике законы, принципы и методы научной организации социально-экономических систем;

  • диагностировать и проектировать внутреннюю организационную структуру в зависимости от стадии жизненного цикла

  • преодолевать сопротивление изменениям организационной структуры.

Иметь навык:

  • определять тип структуры организации и структуры управления

  • распознавать нарушения законов организации при принятии и реализации управленческих решений.


3 Содержание дисциплины
В соответствии с учебными планами по специальности 080107 «Менеджмент организации», время, отводимое на изучение дисциплины (Таблица ), составляет:

Таблица – Объем времени, отводимого на изучение дисциплины


«Теория организации»

Форма обучения

База

Срок
обучения


Всего часов по дисциплине

в т.ч.

аудиторных
занятий


СРС*

Лекций

Практических

заочная

общее среднее (полное) образование

6 лет

180

20

--

160

заочная

среднее профессиональное образование

4 года

180

18

--

162

заочная

высшее образование

3,5 года

180

18

--

162

* СРС-самостоятельная работа студента

4.3.1 Примерный тематический план



Таблица – Распределение учебного времени (6 лет обучения)

Тема




Всего

в том числе

Уч. занят.

СРС

Лекц.

Практ.

Раздел 1. Теория организации и ее место в системе научных знаний













1. Цели задачи дисциплины. Сущность организации и организационных отношений

16

2

-

14

2. Предмет и метод теории организации.

11

1




10

3.Теория организации в системе научных знаний.

11

1




10

4. Эволюция организационно - управленческой мысли.

18

2




16

Раздел 2. Теоретические и методологические основы организации













5.Организация как система. Внутренняя и внешняя среда организации

16

2




14

6. Проблемы оценки эффективности организаций

20

2




18

7.Законы и закономерности организации

20

2




18

8.Принципы организации

16

2




14

9.Жизненный цикл организации

14

2




12

Раздел 3. Структурообразование и изменение организации













10.Структура как внутренняя организация системы. Топология организационных структур

18

2




16

11.Проектирование организационных структур

20

2




18

ВСЕГО:

180

20




160

Таблица 3 – Распределение учебного времени (3 и 4,5 года обучения0



Тема




Всего

в том числе

Уч. занят.

СРС

Лекц.

Практ.

Раздел 1. Теория организации и ее место в системе научных знаний













1. Цели задачи дисциплины. Сущность организации и организационных отношений

16

1

-

15

2. Предмет и метод теории организации.

11

1




10

3. Теория организации в системе научных знаний.

11

1




10

4. Эволюция организационно - управленческой мысли.

18

2




16

Раздел 2. Теоретические и методологические основы организации













5. Организация как система. Внутренняя и внешняя среда организации

16

2




14

6. Проблемы оценки эффективности организаций.

20

1




19

7. Законы и закономерности организации

20

2




18

8. Принципы организации

16

2




14

9. Жизненный цикл организации

14

2




12

Раздел 3. Структурообразование и изменение организации













10. Структура как внутренняя организация системы. Топология организационных структур

18

2




16

11. Проектирование организационных структур

20

2




18

ВСЕГО:

180

18




162


4.3.2 Содержание разделов и тем

Раздел 1. Теория организации и ее место в системе научных знаний

Тема 1. Цели и задачи дисциплины «Теория организации». Сущность организационных отношений

Цель, задачи, структура и логика программы дисциплины. Основные и дополнительные источники. Теория организации и особенности организационных отношений. Круг основных понятий и определений теории организации. Подходы к определению понятия «организация» и его сущности. Организация как процесс. Организация как объект. Сущность и классификация организационных отношений



Тема 2. Предмет и метод теории организации

Структура научной теории организации: предметы, объекты, методология. Взаимодействие теории организации с др. Науками: кибернетикой, биологией, социологией. Минералогией, правом, экономикой, психологией. Экологией и др.; проблема единства знаний. Теоретические предпосылки организации социальных систем.

Общее и специфическое теории организации и теории системы. Теория организации и теории управления, информатики, решений. Функции теории организации.

Основные научные методы и подходы теории организации.Источники формирования теоретического знания в области организации.



Тема 3. Теория организации в системе научных знаний

Система наук об организационных отношениях. Место теории организации в системе наук об организационных отношениях. Связь теории организации с другими областями знаний.



Тема 4. Эволюция организационно - управленческой мысли.

Труды западных ученых в области теории организации: Ч. Барнард, В. Беннис, Д. Вудворд, М. Вебер, Д. Браун, В. Антони, С. Роббинс, Э. Дюркгейм, Р. Холл, Д. Хейт и др. Вопросы организации, организованности и порядка в трудах представителей естественно научных дисциплин: Аристотель, Платон, Д. Дидро, К Сен - Симон, В. Освальд, Е. С. Федоров, К. Шеммон, Н. Вимер, У. Р. Эшби, Г. Хаген, И. Р. Пригожин.

Проблемы организации рассматриваются в рудах основоположников научного менеджмента - Р. Тейлор, Д. Джильберт, А. Файоль, Г. Эмерсон, Т. Форд, В. Кент.

Российские экономисты, промышленники, государственные деятели об организационных отношениях: А. Богданов, Н. Т. Посошков, В. Н. Тапшицев, А. Ф. Дерябин, В. П. Кочубей, М. А. Балучьянский, Н. С. Мордвинов, М. М. Сперанский и др. организационно - управленческие концепции



Раздел 2. Теоретические и методологические основы организации

Тема 5. Организация как система. Внутренняя и внешняя среда организации

Понятие ‘’ система ‘’. Классификация видов систем: открытые и закрытые, естественные и искусственные, физические и абстрактные, детерминированные и стохастические, жесткие и мягкие, активные и пассивные, простые и сложные и др. Иерархия систем.

Признаки сложности систем. Система организации и организационная система системная организация и организационная система. Организационные отношения, виды организационных отношений. Межорганизационные и внутриорганизационные отношения. Организационные задачи.

Основные составляющие внутренней среды организации. Внешняя среда организации и ее состав. Внешняя среда прямого воздействия. Внешняя среда косвенного воздействия. Взаимодействие организации со средой.

Анализ среды.

Тема 6. Проблемы оценки эффективности организаций.

Подходы к оценке эффективности организаций. Ресурсный и процессный подходы. Целевой подход. Подход стейкхолдеров.

Теории организационной экономики. Теория транзактных издержек. Теория агентских отношений. Виды организационного контроля: рыночный, клановый, бюрократический.

Тема 7. Законы и закономерности организации

«Закон», «закономерность» и «зависимость» как общенаучные категории. Соотношение данных категорий между собой. Роль организационных законов в теории и практике. Общие законы организации (законы первого уровня). Закон наименьших. Закон расхождения. Закон синергии. Закон самосохранения. Закон единства анализа и синтеза. Специфические законы организации (законы второго уровня). Закон информированности-упорядоченности. Закон композиции и пропорциональности.



Тема 8. Принципы организации

«Принцип» как общенаучная категория. Взаимосвязь принципов с законами. Роль принципов организации. Общие принципы организации и их характеристика. Структурные принципы. Принципы процесса. Принципы конечного результата. Принцип обратной связи. Принцип развития. Принцип дополнительности.

Специфические принципы организации. Принципы приоритета. Принципы соответствия.

Принципы статистической организации как общественные правила построения рациональных структур. Критерии оценки качества структур.

Принципы динамической организации. Динамическая организация как упорядоченный процесс. РОР развития живых систем: образование, функционирование, рост.. развитие, старение. Классификация процессов: закономерные и случайные, дискретные и непрерывные, регулярные и эпизодические, установившиеся и переходные, управляемые и неуправляемые, латентные и наблюдаемые и др. Элементы процессов: фазы,, этапы,, интервалы, периоды,, циклы, рециклы, операции, процедуры, задачи, проблемы. Действия, работы, стадии, функции, состояния. Переменные.

Характеристики и критерии оценки качества процессов: безотказность, оперативность, точность, восстанавливаемость, готовность.

Принципы рационализации. Общие методы упорядочения деятельности: адаптация, алгоритмизация, ассоциация, детерминация, классификация, контрактация, концептуализация, кооперация, координация, нормализация, ориентация, паспортизация, периодизация, персонификация, регистрация, регламентация и др.

Критерии рационализации. Принципы рационализации: системность, очередность, самоорганизация, включенность руководителя. От простого - к сложному, этапность, научность, эффективность.



Тема 9. Жизненный цикл организации

Понятие и сущность жизненного цикла организации. Виды жизненного цикла систем. Стадии жизненного цикла организации. Этапы жизненного цикла предпринимательской организации.

Особенности деятельности организаций в зависимости от стадии жизненного цикла. Смена фаз жизненного цикла системы, в т.ч. хозяйственной организации. Неравномерность развития факторы ускорения и торможения. Подготовительная фаза: исследования и разработка, проектирование и конструирование, строительство. Монтаж и наладка.

I фаза - фаза рождения предприятия: пуск, приемка в эксплуатацию и / или учреждение и регистрация.

II фаза - расширение производства, модернизация оборудования, реконструкция оборудования, реконструкция производства, обновление продукции и технологии.

III фаза - умирание: реорганизация, банкротство, ликвидация.

Развитие как развитие от простого к сложному.

Взаимосвязь закона развития и развития организации.



Раздел 3. Структурообразование и изменение организации

Тема 10. Структура как внутренняя организация системы. Типология организационных структур

Особенность структурного подхода. Понятие и сущность структуры организации. Ее связь со структурой управления. Формирование вертикальных связей. Формирование горизонтальных связей.

Типы организаций по взаимодействию с внешней средой. Механистический тип организации. Органический тип организации.

Типы организаций по взаимодействию подразделений. Традиционная организация. Дивизиональная организация. Матричная организация.

Типы организаций по взаимодействию с человеком. Корпоративная организация. Индивидуалистская организация.

Характеристики описания организационных структур: сложность (дифференциация, интеграция), формализация, централизация



Тема 11. Проектирование организационных структур

Назначение, виды и содержание организационных проектов. Организационные документы. Цели, задачи и этапы проектирования организаций. Задание и исходные данные на проектирование. Предпроектное обследование: предварительное и детальное. Вред неправильной организации. Работа с персоналом при изменении организационной системы. Организационная политика и развитие.

Значение и задачи организационного проектирования. Принципы организационного проектирования. Алгоритм и этапы проектирования организационных структур в функционирующей организации.

Методы организационного проектирования. Метод структуризации целей. Метод экспертного анализа. Метод аналогий. Метод организационного моделирования. Метод реинжиниринга бизнес-процессов. Метод реструктуризации.


4 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

4.4.1 Перечень основной литературы

  1. Акимова Т.А. Теория организации. М., 2006

  2. Баранников А.Ф. Теория организации. М., 2004

  3. Дафт. Р. Теория организации. Пер. с англ. Э.М. Короткова. М., 2006

  4. Иванова Т.Ю. Теория организации. М., 2004

  5. Латфулин Г.Р. Теория организации. М., 2005

  6. Мильнер Б.З. Теория организации. М., 2006

  7. Пригожин А.И. Дезорганизация. М., 2007

  8. Парахина В.Н. Теория организации. М., 2007

  9. Райченко А.В. Административный менеджмент. М., 2006

  10. Райченко А.В., Лафтулин Г.Р. Теория организации. СПб., 2006

  11. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации. М., 2003

  12. Смирнов Э.А. Основы теории организации. М., 2007

  13. Смирнов Э.А. Теория организации (в вопросах и ответах). М., 2007

  14. Теория организации: антология. Сост. В.Л. Семиков. М., 2006

  15. Управление организацией. Под ред. А.Г. Поршнева. М., 2003

  16. Фатхутдинов Р.А. Организация производства. М., 2001

  17. Шеметов П.В., Метухова С.В. Теория организации: курс лекций. М.,2006

4.4.2 Перечень дополнительной литературы и ссылок на
информационные ресурсы



  1. Богданов А.А. Развитие капиталистических производственных отношений и форм организации промышленного производства. М.Наука, 1996г.

  2. Болмен Ли Дж., Терренс Е.Дж. Рефрейминг организаций: артистизм, выбор и лидерство. СПб., 2005

  3. Камерон Э., Грин М. Управление изменениями. М., 2006

  4. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Организация, ориентированная на стратегию. М., 2004

  5. Каплан Р.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей. М., 2006

  6. Кондратьев В.В., Лоренц В.Я. Проектируем корпоративную архитектуру. М., 2006

  7. Маркова Е.В., Чемякина А.В. Введение в теорию организации. Уч. пособие. /Ярославль, Изд-во ЯрГУ, 2005.

  8. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. С англ./ под ред. Л.И.Евенко.- М.:Дело, 2009.

4.3 Формы текущего промежуточного контроля
В соответствии с учебными планами по специальности 080105 «Менеджмент организации», утвержденными 24 апреля 2008 г., для всех категорий студентов в качестве формы текущего промежуточного контроля по курсу «Теория организации» предусмотрено выполнение курсовой работы, которая должна раскрывать один из основных вопросов курса, а также предусматривает выполнение эмпирического исследования. Связанного с анализом организационной структуры, внешней и внутренней среды организации.

Цель работы – выработка у студента конкретных представлений по рассматриваемому вопросу, получение навыков в отборе необходимого материала при работе с правовой, нормативной, учебной и периодической литературой, формирование представлений о практическом использовании положения теории организации.


4.3.1 Тематика курсовых работ, перечень задач и методические указания по их выполнению


  1. Предмет и объект теории организации.

  2. Функции теории организации.

  3. Классификация научных методов, используемых теорией организации.

  4. Взаимосвязь теории организации со смежными науками.

  5. Понятие и сущность организации как научной категории.

  6. Организация как явление (система, организм).

  7. Организация как процесс (механизм, функция).

  8. Признаки и требования организации как объекта.

  9. Системность и открытость как свойства организации

  10. Сущность организационных отношений, алгоритм их формирования.

  11. Классификация организационных отношений.

  12. Характеристика факторов внешней среды организации. Организация взаимодействия с внешней средой.

  13. Среда прямого и косвенного воздействия.

  14. Характеристика факторов внутренней среды организации. Ее значение для развития организации.

  15. Подходы к оценке организационной эффективности.

  16. Теории организационной экономики

  17. Виды организационного контроля.

  18. «Закон» как общенаучная категория. Понятие, сущность и классификация организационных законов.

  19. Основное содержание закона синергии.

  20. Основное содержание закона самосохранения.

  21. Основное содержание закона единства анализа и синтеза.

  22. Основное содержание закона информированности-упорядоченности.

  23. Основное содержание закона композиции и пропорциональности.

  24. Сущность и содержание принципов организации.

  25. Характеристика общих принципов организации.

  26. Характеристика специфических принципов организации.

  27. Статические принципы орагнизации.

  28. Динамические принципы организации.

  29. Принципы рационализации организации.

  30. Понятие и сущность жизненного цикла организации.

  31. Характеристика стадий жизненного цикла организации.

  32. Понятие, сущность и назначение организационной структуры.

  33. Формирование горизонтальных и вертикальных связей в организации.

  34. Организационные структурные соединения и их виды.

  35. Характеристика типов организаций по взаимодействию с внешней средой.

  36. Характеристика типов организаций по взаимодействию подразделений.

  37. Характеристика типов организаций по взаимодействию с человеком.

  38. Критерии описания организационной структуры.

  39. Значение и задачи организационного проектирования.

  40. Алгоритм и этапы проектирования организационных структур.

  41. Характеристика принципов организационного проектирования.

  42. Методологические подходы к организационному проектированию.

Задачи.

  1. На примере любой социально-экономической системы рассмотрите процессы системной интеграции и дифференциации, приведите несколько примеров. Определите тип наблюдаемых интеграционных преобразований.




  1. На примере конкретной организации любой сферы деятельности рассмотрите практическое применение системного подхода.

а) Представьте социально-экономический объект в виде системы как совокупности составляющих ее подсистем (I уровень). Далее в каждой подсистеме выделите элементы (II уровень), образующие данные подсистемы. Укажите связи между элементами на каждом из рассматриваемых уровнях.

б) Дайте характеристику объекта как системе с точки зрения поведения, сложности, отношения к внешней среде, структурной неоднородности, взаимосвязанности компонентов.



  1. Определите и опишите связь между законом самосохранения и понятием адаптации организации. Практическое значение закона самосохранения организации. Вскрыть связь между понятием жизненного цикла организации и действием закона самосохранения.

Заполните в таблице графу диапазон.

Уровень

Диапазон, %

Комментарии

1




Организацию следует немедленно ликвидировать

2





Для старых организаций уточнить циклы подъема и спада (т.е. имелись ли прецеденты). Общая тенденция – принятие решения о ликвидации или реорганизации.

Для новых организаций – либо ликвидация, либо подключение новых источников удержания.


3





Для старых организаций – это сигнал к принятию радикальных решений. Для новых организаций – это обычная ситуация борьбы за выживание.

4




Нормальная ситуация в условиях рынка.

5




Благоприятствующая ситуация в условиях рынка

6





Организация находится в искусственно льготных условиях. Так долго продолжаться не может, и за этим последует неминуемый кризис.

7




Организацию следует немедленно ликвидировать




  1. Сформулируйте миссию и главные цели какой-либо известной вам организации и дайте развернутое обоснование их содержания. Тщательно обдумайте следующие вопросы и аргументируйте ответы на каждый из них.

а) Согласны ли с утверждением, что само существование организации предполагает, что у нее есть некоторые цели и мотивы жизнедеятельности?

б) Согласны ли с утверждением, что адаптация организации к изменениям внешних условий угрожает целостности организации как системы?



в) Согласны ли с утверждением, что крупные производственные организации имеют преимущество по сравнению с мелкими, с точки зрения показателей эффективности?

  1. Опишите внешнюю среду конкретного предприятия или организации любой сферы деятельности (промышленное предприятие, вуз, магазин, банк, школа и пр.) с выделением факторов прямого и косвенного воздействия. Проведите характеристику внешней среды (с точки зрения сложности. Подвижности, неопределенности внешней среды) для анализируемого объекта. Проведите анализ поведения элементов системы при изменении факторов внутренней и внешней среды, при этом рассмотреть изменение не менее двух факторов внешней среды и не менее двух факторов внутренней среды организации, как «положительных», так и «отрицательных», исследовать их всестороннее влияние. Определить состояние когда «отрицательный фактор» становится положительным, и наоборот. При построении цепочек должны быть исследованы изменения всех элементов системы.

  2. Приведите пример организационной структуры и покажите на нем горизонтальное и вертикальное разделение управленческого труда. Приведите условную схему организационной структуры и покажите на ней прохождение информации при принятии управленческих решений в организации с централизованным и децентрализованным управлением. Составьте в соответствии с алгоритмом проектирования организационно-функциональную модель.

  3. Изучите ситуацию «Совершенствование организационной структуры промышленного предприятия» (на примере конкретной организации). Определить: организационно-правовую форму; вид деятельности; численность персонала и его качественные характеристики; тип организационной структуры; наличие удаленных структурных подразделений (филиалов, представительств, дочерних компаний); Выполнить следующие задания:

    1. Рассмотрите схемы существующей и предлагаемой организационных структур предприятия.

    2. Проведите сравнительный анализ существующего и предлагаемого вариантов организационных структур предприятия по следующим направлениям:

  • тип структуры управления;

  • руководители высшего уровня управления (директор и его заместители): изменение общего количества, появление новых должностей, ликвидация должностей;

  • распределение структурных подразделений и отдельных работников между руководителями высшего уровня управления: количество подразделений в непосредственном подчинении; переподчинение подразделений и отдельных работников;

  • общее количество структурных подразделений и отдельных работников;

  • ликвидированные структурные подразделения;

  • вновь созданные структурные подразделения;

  • распределение структурных подразделений по функциям управления;

  • количество уровней управления.

  1. На основе предложенной организационной структуры управления разработайте производственную структуру исследуемых предприятий. Систематизируйте информацию об основных направлениях совершенствования организационной структуры рассмотренных предприятий, и оформите полученные результаты в виде отчета.

картинка 2 из 129125


  1. На основе предложенной организационной структуры управления разработайте производственную структуру исследуемых предприятий. Систематизируйте информацию об основных направлениях совершенствования организационной структуры рассмотренных предприятий, и оформите полученные результаты в виде отчета.

картинка 36 из 129125

  1. Дайте развернутую характеристику качеств менеджера, которые формируют представление о стиле управления организацией. Выделите основные признаки, характеризующие авторитарный (диктаторский) и демократический стили руководства. Показать, как стиль управления влияет на эффективность/неэффективность организационной культуры.

Тему контрольной работы студент выбирает в соответствии с последней цифрой шифра зачетной книжки.

Требования и особенности выполнения курсовых работ заданий приведены в пункте «Методические указания для студентов».
4.4 Формы итогового контроля
В соответствии с учебными планами по специальности 080105 «Менеджмент организации», утвержденными 24 апреля 2008 г., для всех категорий студентов формой итогового контроля по курсу «Теория организации» является экзамен, предполагающий ответ на 3 теоретических вопроса


4.4.1 Программные вопросы по дисциплине

  1. Особенности и области применения штабной схемы отношений в организации.

  2. Понятие зависимости в управлении. Объективные и субъективные зависимости.

  3. Особенности и области применения матричной схемы отношений в организации.

  4. Понятие зависимости в управлении. Кратковременные и долговременные зависимости.

  5. Статическая и динамическая организации.

  6. Принципы приоритета и механизм их использования.

  7. Хозяйственные организации. Основные особенности акционерных обществ.

  8. Формулировка закона синергии. Варианты использования закона синергии. Признаки достижения синергии в коллективе.

  9. Характеристики и области применения свойств процесса организации: устойчивости, изменчивости, непрерывности, дискретности, цикличности.

  10. Понятие системы и ее признаки. Системный, комплексный и аспектный подходы к анализу систем.

  11. Закон единства анализа и синтеза. Следствия закона.

  12. Понятие системы и ее признаки. Социальные системы.

  13. Определение термина «противоречие». Ступени противоречий в организации.

  14. Самоуправление в организации. Принципы самоуправления.

  15. Особенности реализации принципов организации. Принципы организации организаций. Принципы организации людей

  16. Понятие системы и ее признаки. Характеристика технических систем

  17. Понятие «функция». Содержание трех основных параметров функции: трудоемкость, сложность и стоимость.

  18. Механизм действия закона информированности-упорядоченности в общественно-политической сфере.

  19. Основная классификация организаций.

  20. Понятие зависимости в управлении.

  21. Классификация законов организации. Общие особенности действия законов организации. Принцип единства при выполнении законов организации.

  22. Определение термина «система управления». Набор элементов техники управления.

  23. Закон развития. Варианты реализации закона развития.

  24. Определение термина «система управления». Набор элементов управленческой деятельности.

  25. Важнейшие элементы информационной среды управления.

  26. Суть и формулировка закона информированности-упорядоченности.

  27. Хозяйственные организации. Основные особенности холдинг-компании.

  28. Закон самосохранения. Варианты реализации закона самосохранения.

  29. Закон развития. Характеристика принципов реализации закона развития.

  30. Характеристика основных этапов жизненного цикла развития организации.

  31. Организационные формы хозяйственных организаций. Особенности отношения владения, пользования, распоряжения и ответственности в различных организационно-правовых формах.

  32. Элементы организации, составляющие ее потенциал.

  33. Определение термина «организация».

  34. Понятие «функция». Состав функций управления управленческой деятельностью.

  35. Хозяйственные организации. Основные особенности финансово-промышленных групп.

  36. Формулировка закона композиции и пропорциональности и его аналитическая интерпретация.

  37. Законы организации и законы для организаций, их особенности.

  38. Особенности и области применения иерархической схемы отношений индивидов в организации.

  39. Этапы жизненного цикла организации, включаемые в статическую группу.

  40. Определение термина «синергия». Формулировка закона синергии. Механизм использования закона синергии.

4.4.4.2 Варианты тестов по дисциплине



Вариант 1

1. Критерий конкурентоспособности организации – это:

1. Внедрение новой техники и технологии.

2. Качество процесса и средств создания продукта.

3. Превышение доходов над расходами.

4. Низкая цена.

2. Какой способностью должны обладать организационные системы, чтобы обеспечить свое целенаправленное развитие?

1. Моделировать и прогнозировать ситуацию.

2. Обладать априорной информацией о среде, заложенной при создании и накапливаемой при функционировании.

3. Воспринимать, распознавать, классифицировать и систематизировать внешнее воздействие среды.

4. Реагировать на внешние воздействия среды и управлять собой.

3. Основание для классификации организационных систем, обусловленное функциональным назначением, это:

1. Виды общественного разделения труда и формы его кооперации.

2. Виды общественного разделения труда.

3. Род занятий.

4. Формы собственности.

4. Организационные параметры, характеризующие состояние организации:

1. Концентрация средств производства, средств труда, производительных сил и уровня разделения труда и специализации.

2. Технологическое, техническое, функциональное разделение труда.

3. Авторитарно-организационное разделение труда.

4. Параметры, характеризующие морфологию организации, ее границы и поведение.

5. Проявление самоорганизации индивидуума:

1. Самосознание, самовоспитание, самоанализ.

2. Решение, представляющее собой модель организации индивидуума.

3. Накапливаемый индивидуумом опыт.

4. Самосознание, самообразование, самоконтроль, самоанализ, самовыражение, самореализация, самосовершенствование.

6. Базисные потребности человека, относящиеся к формализованному управлению:

1. В организации жизни и деятельности, безопасности, управлении, порядке и стабильности.

2. В вере, самовыражении и саморазвитии.

3. В социальной самоорганизации.

4. В мотивации и творческом труде.

7. Критерии отбора достоверной информации:

1. Качество информации с учетом таких характеристик, как объективность, достаточность, правдивость и актуальность.

2. Системный подход к описанию анализируемого объекта.

3. Доступность и открытость используемых данных, оперативность анализа посредством использования компьютерной технологии.

4. Все перечисленные выше.

8. Уровень самоуправления в организации:

1. Это организационный параметр, характеризующий степень административной автономности и хозяйственной самостоятельности как в принятии решений, так и в финансовой возможности их реализации.

2. Организационный параметр, позволяющий оценить свойства организации.

3. Параметр, характеризующий территориальное и функциональное разделение труда в организации.

4. Управляющий параметр, опосредованно воздействующий на управляемый объект.

9. К основным понятиям эффективности относят:

1. Эффективность производства и эффективность организационных решений.

2. Эффективность организационных решений, качество потребительских свойств товаров и услуг.

3. Эффективность функционирования организации, эффективность системы управления.

4. Критерии эффективности, принципы эффективности и систему показателей.

10. Синергия – это:

1. Эффект взаимного замещения, перемещения по циклической траектории.

2. Эффект превышения качеств организации над суммой качеств, ее составляющих.

3. Свойство возвращения к повторению исходного состояния.

4. Устойчивость к внешним воздействиям.

11. Действие закона самосохранения конкретной организации проявляется:

1. В устойчивости к внешним воздействиям.

2. В стремлении сохранить себя как целостное образование.

3. В равновесном состоянии, предполагающем непрерывное поддержание энтропии системы на низком уровне.

4. В необходимости определенного соотношения между частями целого, их соразмерности и соответствии.

12. Обобщая тенденции развития организационных структур, можно отметить, что для организации будущего характерными представляются:

1. Интергация, информатизация, автоматизация и развитие персонала вместо рационализации труда и рационализации структуры, виртуализация.

2. Виртуализация бизнес-процессов, отсутствие организационных границ.

3. Виртуализация бизнес-процессов, которые являются элементами бизнес-систем в виртуальном пространстве.

4. Концепция «субъект управления – объект управления» постепенно уступает место концепции самоорганизации, другими словами, кибернетический подход уступает место синергетическому.

13. Система – это:

1. Комплекс взаимодействующих элементов.

2. Интегрированная совокупность взаимодействующих элементов, предназначенная для совместного выполнения определенной функции.

3. Множество объектов вместе с отношениями между объектами и между их атрибутами.

4. Справедливы все определения.

14. Предмет теории организации:

1. Всеобщие закономерности деятельности.

2. Производственный опыт организации.

3. Совокупность организационных отношений общества.

4. Практика конкретного предприятия.

15. Институциональная модель организации предполагает:

1. Построение модели структуры организации с учетом многочисленных обратных связей.

2. Сравнение с живым организмом, в котором все части взаимосвязаны.

3. Формы и поведение организации определяются обычаями, нормами, традициями.

4. Главный регулятор функционирования – принятые в организации нормы поведения.



16. Сущность классической теории организации:

1. Функциональная иерархия.

2. Функциональная иерархия, вертикальная и горизонтальная специализация, роль человека – фактор производства, без учета его социальной природы.

3. Организация строится на формальном разделении труда.

4. Задачи задаются жестко в терминах конкретных результатов, нет свободы выбора.

17. Проблема организационных конфликтов при введении матричной структуры заключается:

1. В организационных изменениях.

2. В концентрации специалистов различных областей знаний в одной группе для осуществления деятельности, имеющей ограниченную продолжительность.

3. В нарушении принципа единоначалия.

4. В изменении характера взаимодействия руководителей функциональных, линейных и проектных подразделений.

18. Разнообразие организаций обусловливает формирование и построение:

1. Моделей, изображающих элементы и их функциональные связи.

2. Структуры бизнес-организаций.

3. Широкой палитры структур.

4. Инвариантности комбинирования связей.

19. Динамическое состояние организации включает следующие этапы жизненного цикла:

1. Преобразования, ликвидация.

2. Внедрение, рост, зрелость, насыщение и спад.

3. Зарождение, ликвидация.

4. Все этапы жизненного цикла.

20. Какие параметры влияют на уровень самосохранения организации?

1. Покупательная способность населения, состояние развития науки и техники, уровень культуры взаимодействия между организациями.

2. Профессионально формируемые внутренние факторы деятельности компании и внешние факторы.

3. Внутренний потенциал организации.

4. Инновационная деятельность и постоянное повышение профессионализма персонала.
Вариант 2.

1. Какому понятию соответствует определение: «целое, образованное согласованием, взаимоподчинением составляющих его частей, элементов»?

а) система;

б) устойчивость;

в) структура



2. Описать систему предполагает

а) перечислить входящие в систему элементы;

б) определить уровни иерархии системы;

в) выявить функцию системы, сформулировать цель, определить совокупность альтернатив ее функционирования.



3. К какому типу систем относится вуз?

а) статическая;

б) закрытая;

в) гетерогенная.



4. Инвариантность структуры предполагает

а) структура не меняется;

б) меняется, но незначительно;

в) меняется постоянно.


5. Какой тип ограничения разнообразия структуры характеризуется как специфические связи между элементами, определяющие возможность изменения одних и невозможность изменения других?

а) фиксированные;

б) вероятностные;

в) промежуточные.



6. Как называется эффект, полученный в результате соединения двух или более систем, который больше или меньше простого сложения потенциалов этих систем?

а) цепная связь;

б) синергия;

в) устойчивость.



7. Какому закону соответствует следующее определение: «каждая система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла»?

а) самосохранения;

б) развития;

в) синергии.



8. Что означает прогресс – прогрессивное развитие?

а) уменьшение разнообразия системы;

б) переход системы на более высокий качественный уровень;

в) увеличение информации, заложенной в структуре системы.



9. В чем проявляется сущность закона синергии?

а) отражает соотношение различных частей организации;

б) возможности организации как единого целого отличаются от суммы потенциалов ее отдельных частей;

в) он имеет два противоречивых начала: стабильность и развитие.



10. Какой устойчивостью обладают открытые системы?

а) системной;

б) динамической;

в) статической.



11. Какому типу отбора соответствует отбор новых комбинаций в системе?

а) матричный при постоянной матрице;

б) матричный при переменной матрице;

в) эмерджентный;



12. Что такое синергетические отношения и связи?

а) специализация;

б) оптимальность;

в) управляемость;

г) устойчивость;

д) взаимозаменяемость.



13. Какому закону соответствует следующее определение: «всякая система стремится изменится таким образом, чтобы свести к минимуму эффект внешнего воздействия, сохраняя при этом свою качественную определенность»?

а) закон относительных сопротивлений;

б) закон самосохранения;

в) закон равновесия.



14. Какому понятию соответствует определение: «совокупность прав руководителя по принятию и реализации управленческих решений в соответствии с их компетенцией»?

а) иерархия;

б) полномочия;

в) подчиненность;

г) ответственность.

15. Что является объектом организации?

а) функции;

б) управление;

в) производство.



16. Какое соотношение является решающим параметром для характеристики организации управления?

а) либерализм-авторитаризм;

б) организация-самоорганизация;

в) открытость-закрытость;

г) делегирование полномочий-централизация власти.

17. Кто является субъектами организации в социально-экономических системах?

а) исполнители в различных подразделениях;

б) менеджеры различных уровней;

в) представители органов государственной власти.



18. Каким термином обозначается определение «изменение или преобразование системы в соответствии с новыми условиями и целями деятельности»?

а) адаптация;

б) равновесие;

в) устойчивость;

г) дифференциация.

19. Какой тип организационных структур больше всего соответствует стабильным внешним условиям?

а) органический;

б) механистический;

в) патологический.



20. Какие компоненты относятся к формирующим организационную структуру?

а) уровни иерархии;

б) ресурсы;

в) цели.
Критерии выставления оценки по результатам тестирования определяет преподаватель.


5 Приложения к рабочей программе

5.2 Методические указания для студентов

Основным видом аудиторной работы студента при изучении дисциплины «Тория организации» являются лекции. Студент не имеет права пропускать без уважительных причин аудиторные занятия. На лекциях излагаются и разъясняются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы. В ходе лекции студент должен внимательно слушать и конспектировать лекционный материал. При необходимости студент имеет право задать вопрос в отношении изложенного материала во время, отведенное для этих целей преподавателем.
5.2.1 По подготовке к семинарским и практическим занятия

В соответствии с учебными планами по специальности 080105 «Менеджмент организации», утвержденными 24 апреля 2008 г., указанные виды занятий не предусмотрены.


5.2.2 По выполнению курсовых работ

Тема (вариант) работы выбирается в соответствии с последней цифрой зачётной книжки (студенческого билета).

Далее следует осуществить подбор литературы по теме работы. При этом необходимо обращать внимание на дату издания того или иного учебника, т.к. содержащиеся в них сведения могут быть неактуальными. При подготовке работы студенты должны изучить нормативные документы по рассматриваемому вопросу, при этом целесообразно использовать материалы информационно-справочных систем «Гарант», «Кодекс», «Консультант-плюс» и т.д., что позволит избежать отсылок на устаревшие нормативные документы.

3. Письменная работа должна состоять из:



  • титульного листа;

  • листа содержания;

  • введения;

  • основной части;

  • заключения;

  • библиографического списка;

  • приложений (при необходимости).

4. Во введении необходимо:

а) обосновать актуальность выбранной темы;

б) определить цель работы, а также задачи, решение которых позволяет достичь цели (как правило, это делается в форме перечисления - «изучить...», «установить...», «выявить...», «сформулировать рекомендации...»);

в) выделить объект изучения (процесс или явление, выбранное для исследования).

5. Основная часть состоит, как правило, из нескольких глав (теоретических и практических), в которых рассматриваются соответствующие вопросы темы.

6. В заключении должны быть подведены итоги, даны рекомендации по совершенствованию, обоснованы полученные результаты. -

Компиляция и плагиат при выполнении работы запрещаются.

7. Объем контрольной работы рекомендован в пределах 15 страниц машинописного текста, исключая библиографический список и приложения.



8. Основные параметры:

  • текст контрольной работы печатается на одной стороне стандартной белой бумаги формата А 4;

  • при компьютерной печати используется 14 шрифт «Times New Roman», через 1,5 интервала (28-30 строк на одной странице), ширина строки - 60-65 знаков (считая каждый знак препинания и пробел между словами также за печатный знак), с использованием автоматического переноса, размер абзацного отступа («красная строка») должен быть равен 1,25 см., выравнивание основного текста – «по ширине»;

  • размер полей страницы: левое - 30 мм - для переплета, правое - 15 мм, верхнее и нижнее - 20 мм:

  • заголовки печатаются по центру страницы: главы - прописными буквами, параграфы – строчными с прописной. Каждая глава начинается с новой страницы;

  • цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят по центру верхнего поля страницы. Нумерация начинается с листа введения. Работа имеет сквозную (единую) нумерацию, включая библиографический список и приложения;

  • при использовании информации из литературных источников на них обязательно делается ссылка, например: [3, с. 34]. Первое число в скобках должно соответствовать порядковому номеру в библиографическом списке, который представляется в конце работы. Название литературного источника в списке оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1 - 2003 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».

С образцами оформления работ можно ознакомиться на кафедре.
5.2.3 По организации самостоятельной работы

Для студентов, обучающихся по заочной форме обучения, самостоятельная работа является основным видом работы по изучению дисциплины. Она включает



  • изучение материала установочных занятий;

  • работу с рекомендованной литературой и дополнительными источниками информации;

  • выполнение курсовой работы;

  • подготовку к сдаче экзамена.

Самостоятельную работу по изучению дисциплины целесообразно начинать с изучения рабочей программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям, навыкам обучаемых, ознакомления с разделами и темами.

Конкретные вопросы, вынесенные из содержания темы для самостоятельного изучения, представлены в Таблице 4.

Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить данную тему, представленную в учебнике, придерживаясь рекомендаций преподавателя, данных в ходе установочных занятий по методике работы над учебным материалом.

Затем необходимо ознакомиться с правовыми и нормативными документами. При этом целесообразно использовать материалы информационно-справочных систем «Гарант», «Кодекс», «Консультант-плюс» и т.д., что позволит избежать ссылок на устаревшие нормативные документы и принятия неверных решений.

Рекомендуется дополнить конспект лекций по результатам работы с источниками.

Подготовка к экзамену включает в себя как повторение на более высоком уровне изученных ранее вопросов, вынесенных на экзамен, так и углубление, закрепление и самопроверку приобретенных и имеющихся знаний.

Подготовка к экзамену – сложная и трудоемкая работа. Её следует начинать с выполнения следующих действий:



  • уточнить особенности методики приема итогового государственного междисциплинарного экзамена (билеты, разрешенный вспомогательный материал и др.).

  • уточнить список вопросов (проблем), которые выносятся на экзамен.

  • выяснить возможные дополнительные вопросы в рамках каждой из тем, выносимых на экзамен.

  • провести идентификацию каждого вопроса с какой-либо частью конспекта лекции или самостоятельно отработанного материала учебника, учебного пособия и др.

Изучение вопросов (проблем) целесообразно начать с изучения базовой рекомендованной литературы по дисциплине. Как правило, базовые учебники (учебные пособия) дают представление о проблеме, но этих сведений может оказаться недостаточным для исчерпывающего ответа на экзаменационный вопрос. Поэтому следует, не ограничиваясь базовым учебным изданием, изучить некоторые специальные издания (нормативные документы), которые дадут возможность более подробно рассмотреть некоторые специфические аспекты изучаемого вопроса (проблемы), глубже изучить специальные методы разрешения проблем, проанализировать накопленный в этом отношении отечественный и зарубежный опыт. Особо следует подчеркнуть, что в процессе подготовки к экзамену следует реализовать интегративно-комплексный подход в изучении различных вопросов (проблем), а значит, уметь анализировать и оценивать его исторические, правовые, экономические и прочие аспекты и компоненты, выявлять их взаимосвязь и взаимообусловленность.

На экзамене по дисциплине студент должен четко и ясно формулировать ответ на вопрос билета; уметь обосновать выбор ответа на тестовый вопрос, а также объяснить ход решения предложенной в билете задачи.




Каталог: students -> uchebno-metodicheskie-materialy -> spetsialnosti
students -> Учебно-методическое пособие для студентов медицинских специальностей по педагогике
students -> Программа учебной дисциплины федерального компонента 050201. 65 для специальности: Математика
students -> Программа подготовки к вступительному испытанию по предмету «Психология» в магистратуру по направлению «Психология»
students -> Тесты для проверки самостоятельной подготовки студентов 1 курса социологического факультета мгу им. М. В. Ломоносова по курсу «Общая социология»
students -> Перечень тем курсовых работ (проектов) по дисциплине Психология на 2011 2012 учебный год Зав кафедрой, д псх н., профессор С. В. Маланов
students -> Дипломных работ по специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»
students -> Содержание вопросов к итоговому экзамену
students -> Конспект лекций дисциплина «Технологии делового общения» Раздел «Психология делового общения» 1курс 2 семестр
students -> Программа учебной дисциплины федерального компонента специальности 050720. 65 Физическая культура
spetsialnosti -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Корпоративные информационные системы и сети» для студентов специальности 080801 «Прикладная информатика в экономике»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница