Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория литературы» принят на заседании кафедры русской литературы



Дата27.04.2016
Размер54.6 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»
Филологическийфакультет

Кафедра русской литературы





УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебно-методической деятельности

_________________Г. А. Папуткова

«__» _____________20____г.





ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ. ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Нижний Новгород


2013 г.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Теория литературы» принят на заседании кафедры русской литературы

«30» августа 2013, протокол № 1.

Рекомендовано для студентов, обучающихся по специальности050301.65 «Русский язык и литература», специализации «Русская словесность», «Литературно-художественное краеведение», «Практическая журналистика»

Разработчик: д. филол. н., профессор Е. М. Дзюба

СОГЛАСОВАНО

Зав. кафедрой русской литературы

_______________/В. Т. Захарова/

_ «30»__ августа____2013 г.


  1. Пояснительная записка

Курс «Теория литературы» является завершающим в теоретико-литературной подготовке специалистов. Целью данного курса является: познакомить студентов с актуальными проблемами современной теории литературы; соотнести классические ценности литературоведческого знания с результатами, полученными на современном этапе развития литературоведения. На завершающем этапе образования студенты опираются на знания по теории литературы, полученные в результате изучения следующих дисциплин: «Введение в литературоведение», «Поэтика», «Практикум по современной литературе», а также «Истрия русской литературы», «История зарубежной литературы»

Курс «Теории литературы» позволяет:

- углубить и расширить представления студентов о наиболее значимых явлениях в современной литературоведческой науке;

- составить представление о процессах развития литературоведческой мысли в историческом плане; соотнести результаты ее развития с актуальными в современном литературоведении методологическими подходами;

- соотнести знания о теоретической модели художественного произведения с философскими, эстетическими и историко-культурными реалиями в синхроническом и диахроническом аспектах;

-дать представление о достижениях современной отечественной и зарубежной литературоведческой науки;

-систематизировать представление о литературном процессе с позиций современных способов описания его развития, типологических характеристик художественного сознания

Знания, полученные студентами в курсе « теория литературы, на завершающем этапе овладения навыками и умениями теоретико-литературных дисциплин, являют собой особый инструмент для конструктивного анализа художественного произведения, образа автора и явлений литературного процесса в синхронии и диахронии.

Курс состоит из лекционных и практических занятий, посвященных актуальным вопросам поэтики и эстетики и литературным универсалиям.

Формой итогового контроля является экзамен.


  1. Рабочая программа дисциплины

МИНОБРНАУКИ РОССИИ


Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет»

Филологический факультет
Кафедра русской литературы




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ДПП Ф.10 Литературоведение. Теория литературы

(Vкурс, X семестр)


Специальность: 050301.65. Русский язык и литература

Квалификация (степень) выпускника: учитель русского языка и литературы

Форма обучения: очная, 5 лет.

Н. Новгород
2010 г.

Рабочая программа составлена на основе:



  1. Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050301.65 Русский язык и литература, утвержденного «31» января 2005 г., номер государственной регистрации 678.

  2. Учебного плана по специальности 050301.65 «Русский язык и литературы», утвержденного «30» августа 2006 г., протокол № 1

Рабочая программа по дисциплине «Литературоведение. Теория литературы» принята на заседании кафедры русской литературы, протокол № 1 от «30» августа 2010 г.

Разработчик: д.филол.наук Е.М. Дзюба

СОГЛАСОВАНО

Декан филологического факультета

_________________/Г.С.Самойлова/

«____»_______________2010г.


Пояснительная записка
Курс «Литературоведение. Теория литературы» является обобщающим теоретико-литературным курсом в программе филологического образования студентов-специалистов. Программа рассчитана на студентов-филологов IV курса. В основе программы лежит принцип исторически последовательного, типологически структурированного изложения проблемы, а также монографического изложения ряда основополагающих тем.

Цель курса «Литературоведение. Теория литературы» познакомить студентов-филологов с актуальными проблемами современной теории литературы; соотнести классические ценности литературоведческого знания с результатами, полученными на современном этапе развития литературоведения. Курс позволяет проследить историю формирования литературоведческих школ в отечественном и зарубежном литературоведении, осветить проблемы эволюции основных методологических принципов подхода к художественному произведению, обозначить актуализацию традиции анализа в современных условиях. В центре внимания курса – центральные категории анализа художественного произведения: проблема жанра, композиции, сюжета, категории содержания и формы.

Завершающий курс литературоведческих дисциплин позволяет по-новому оценить родовидовую теорию и специфику художественного образа, сообщить новые знания о приемах и способах описания литературного процесса и его основных категорий.


Задачи дисциплины:

- составить представление о процессах развития литературоведческой мысли в историческом плане; соотнести результаты ее развития с актуальными в современном литературоведении методологическими подходами;

- соотнести представление студентов о теоретической модели художественного произведения с философскими, эстетическими и историко-культурными реалиями в синхроническом и диахроническом аспектах;

-дать представление о достижениях современной отечественной и зарубежной литературоведческой науки;

-систематизировать представление о литературном процессе с позиций современных способов описания его развития, типологических характеристик художественного сознания
В результате освоения данной дисциплины студент должен:

- владеть основными методологическими подходами к изучению художественного произведения и литературного процесса;навыками современного литературоведческого анализа художественного текста с позиций исторической поэтики, культурой филологического мышления.

- знать основные эстетические концепции и выявлять специфику их влияния на структуру, содержание и образ автора художественного произведения;

- уметь выявлять теоретическую модель жанра и ведущие признаки этапов развития литературного процесса.


Курс состоит из 10 час. лекционных и 10 час. практических занятий. Форма контроля – экзамен.

Программа
Литературоведческие школы. Методология литературоведческого исследования

Методология мифологической школы: миф– универсальный ключ к познанию, ядро и дух поэзии. Миф – первооснова сюжетов. Труды Я. Гримма,Ф. И. Буслаева, А. Н. Афанасьева.

Культурно-историческая школа: литература – выражение духовной жизни общества, культурологический аспект литературоведения; представление о типах общественного сознания. Вклад И. Тэна в развитие культурно-исторической методологии. Связь художественной литературы с архаическими (фольклорными, мифологическими, праязыковыми) корнями. Труды В. фон Гумбольда, А. Н. Веселовского, А. А. Потебни (внутренняя форма языка, внутренняя форма слова, поэтика сюжетосложения, понятие мотив) Истоки культурно-исторической методологии в работах В. Г. Белинского. Отечественные представители культурно-исторического литературоведения: А. Н. Пыпин, Н. С. Тихонравов, А. А. Шахов. П. Н. Сакулин и Н. К. Пиксанов как младшие представители культурно-исторической школы. Работы П. Н.Сакулина («История новой русской литературы. Эпоха классицизма», 1917–1918).

Сравнительно-историческое литературоведение (компаративизм)

Изучение истории мировой литературы в ее собственном (имманентном ) значении. Поиск однотипных компонентов содрежания и формы в мировом литературном процессе, рассматриваемых как результат типологического и контактного рассмотрения литератур. Т. Бенфей – основоположник компаративизма. Отечественная сравнительно-историческая методология: Алексей и Александр Веселовские (концепция развития литературного процесса).



Феноменология и герменевтика на современном этапе; рецептивная эстетика.

Биографическая школа: альтернатива мифологической и культурно-исторической школам. Литературное творчество как реализация жизненных обстоятельств в художественном образе (документальная проверка биографии; компенсация не бывшего в жизни. Утверждение методологии во французской науке (Ш.- О. Сент-Бев, Г. Лансон).

Биография предопределяет жизнь и поступки писателя. Творчество Ю. Айхенавльда: концепция квалифицированного читателя; писатель как явление «спиритуалистического духа». Импрессионистическая критика.

Возрождение биографической методологии в современном литературоведении (М. Н. Эпштейн): биографическое осознание эпохи.

Русский формализм 20-х годов как реакция на традиционные литературоведческие школы. Ведущие теоретики: В. Б. Шкловский, Ю. Н. Тынянов, Р. О. Якобсон, Б. М. Эйхенбаум; близкие к нему исследователи: В. М. Жирмунский, Б. В. Томашевский. Спецификация и динамическая форма литературы – две центральные проблемы формальной методологии. Поиски «литературного факта»/ «литературного слоя». Идея ощутимости, затрудненности формы. Исследования композиции, стиля, ритма, синтаксиса текста. Концепция развития литературного процесса. Работа П. Н. Медведева (М. М. Бахтина) « Формальный метод в литературоведении».

Рефлексия над итогами развития методологии формализма: В. Б. Шкловский «Гамбургский счет».

Второе рождение формализма – структурализм. 30-50-е годы XX века

(Р. О. Якобсон. Я. Мукаржовский). Исследования К. Леви-Стросса, Р. Барта, А. –Ж. Греймаса, Ж. Женетта. 60-е годы: работы Ю. М. Лотмана и Тартуские летние школы. Отказ от резкого противопоставления формы и содержания ( изучения формально-содержательного единства текста – идея проявление в нем одних и тех же струкутр).Постструктурализм: основные идеи.

Теория Л. Ельмслева о двух планах языка; теория коннотации Р. Барта.

Постструктурализм (Р. Барт, Жак Деррида, Ю. Кристева). Идея тотальной интертекстуальности; теория «письма», поиск «слепых точек» в тексте.

Труды В. Я. Проппа и его вклад в развитие литературоведческой методологии: между формализмом и структурализмом.



Психологическая школа в истории литературоведения.Развитие методологии психологической школы (психоанализ в литературоведении)

Субъект творчества – главный предмет изучения. Художественный образ – сублимация переживаний автора, модель души писателя. Психологические истоки национальной модели жизни в трудах Д. Н. Овсянико-Куликовского

(«Вопросы психологии творчества» «История русской интеллигенции»).

Вопросы психологии творчества в трудах Л. С. Выготского («Психология искусства») – важная веха в развитии методологии литературоведческого анализа.

Психоаналитическая методология (фрейдизм) и ее развитие в трудах К. Г. Юнга. «Археология личности» З. Фрейда, разработка психологических комплексов. Критика трудов З. Фрейда К. Г. Юнгом: внимание к коллективному бессознательному как важнейшее условие продуктивности художественного творчества. Теория архетипа. Визионерский и психологический виды творчества. Элементы психологической методологии в трудах А. Н. Веселовского и А. А. Потебни( механизма апперцепции, символизм звука).

Представители отечественного фрейдизма – работы И. Д. Ермакова.



Социологические школы в литературоведении. Современные подходы к методологии И. Тэна (культурно-исторический и социологический аспекты); основные понятия теории И. Тэна. Раса, среда, момент.

Марксистская традиция западного и восточного толка в социологическом литературоведении (Г. В. Плеханов, Д. Лукач, Л. Гольдман). Понятие мировидение. Работа П. Н. Сакулина «Социологический метод в литературоведении».

Вульгарный социологизм (И. Переверзев) – теория «типичных представителей».
Специфика образности в искусстве слова. Художественность и ее критерии

Художественный образ и его структура. Представление о «большом художественном образе». Пересоздание и вторичное пересоздание реальности в искусстве слова. Уровни и структура художественного образа. Литература и «литературность» (Р. О. Якобсон). Понятие «литературный факт» (Ю. Н. Тынянов). Представление о центре и периферии в литературном процессе. Конститутивная и кондициональная литературность (Ж. Женетт).


Литературное произведение: категории содержания и формы. Принципы анализа и проблемы поэтики.

Литературное произведение как формально-содержательное единство. Поэтика как металитературный дискурс научной теории литературы.

Формальные категории и их роль в создании эстетического впечатления: композиция, сюжет, идея. Содержательные категории и их роль в создании эстетического впечатления: тема, проблема. Вечные темы в литературе и понятие «магистральный сюжет» (Л. Е. Пинский). Формально-содержа тельные категории: жанр, конфликт.

Литературные универсалии и их интерпретация в современном литературоведении.Архетип в системе художественной образности. Топос-мотив-архетип в классификации М. Н. Эпштейна (по смысловой обобщенности). Определение понятия архетип в трудах К. Г. Юнга и его интерпретация в литературоведческих исследованиях (Ю. М. Лотман, Е. М. Мелетинский, И. А. Есаулов). Архетип и его символы. Архетип и мотив. Архетип и вечный образ. Универсальность архетипа.

Миф в структуре художественного произведения. Представление об индивидуальной авторской мифопоэтике.Миф как специфическое мировидение в творчестве автора.

Неомифологическое сознание. Представление об индивидуальной авторской мифопоэтике.Система авторских знаков в структуре художественного произведения. Персональная мифология (миф о Петербурге; Петербургский текст русской литературы; проблема Московского текста; миф о России; мифология Екатерининского, Павловского правления).

«Онтологическая поэтика» (Л. В. Карасев) как наука, изучающая систему персональных авторских знаков. Персональная мифология писателя (Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. А. Блок).



Понятие хронотоп в современном литературоведении и его роль в организации концепции произведения. Труды отечественных литературоведов и развитие представлений о пространственно-временных отношениях, роли хронотопа в организации образной системы произведения (Д. С. Лихачев, Г. М. Фридлендер, А. С. Демин). Концепция хронотопа в работах М. М, Бахтина. Труды Ю. М. Лотмана. Различие подходов и принципов исследования двуединства.

Категория конфликт в современной литературоведческой науке. Устойчивые типы конфликта в художественно-эстетических системах

( классицизм, романтизм, реализм). Представление о структуре конфликта в тексте как об антиномии.


Родовидовая специфика художественной литературы: эпос, лирика, драма.

Проблема определения литературного рода и природы художественного произведения (Аристотель, Шеллинг, Гегель, труды современных литературоведов).



Эпический род и его жанры (виды). Проблема эпического сюжета и его структуры. Эпический тип события. Инвариантная речевая структура. Специфика эпического героя.

Драма как литературный род: теория драмы. Поэтика Аристотеля и его вклад в осмысление структуры драматического рода. Категории анализа драматического рода. Время и пространство в драме. Эволюция типа драматургического конфликта. Специфика художественной речи в драматическом тексте. Жанры драмы. Система персонажей в драме.

Лирика как литературный род. Особенности субъектной организации в лирике. Лирический герой. Особенности воплощения конфликта в лирике. Понятие событие в лирике. Жанровый репертуар в лирике.
Теория жанра. Модальность высказывания и ее влияние на формирование тематического содержания (теория Аристотеля и теория Ж. Женетта). Классицистическая и романтическая концепция жанра.

Жанр как исторически складывающийся вид художественного произведения. Сферы устойчивости и изменчивости в теоретической модели жанра (Н. Ф. Копыстянская). Жанровая концепция М. М. Бахтина. Роман как универсальный жанр. Теория диалога.

Литературный процесс. Категории литературного процесса.

Представление о литературном процессе. Способы описания литературного процесса. Литературные универсалии в описании литературного процесса: жанр (М. М. Бахтин, С. С. Аверинцев), стиль (А. Н. Веселовский, Г. А. гуковский Д. С. Лихачев), международная литературная общность (И. Ф. Волков). Художественный метод и тип художественного сознания. Литературное направление, литературное течение, литературная школа. Системно-динамическая концепция развития литературного процесса Ю. Н. Тынянова и В. Б. Шкловского. Проблема интертекста.



Типология художественного сознания (Г. А. Гуковский, И. К. Кузьмичев, С. С. Аверинцев, А. В. Михайлов, С. Н. Бройтман). Репрезентативные категории типа художественного сознания: жанр, стиль, автор. Художественный стиль: проблемы определения(особенное и индивидуальное). Системность, взаимообусловленность и сосуществование отдельных приемов как признаки стиля (В. М. Жирмунский). Стиль и стилизация. Формы освоения чужого текста (пародия).

Тематика лекций

1. Предмет теории литературы. Литература и литературность. Методология литературоведческого исследования.

2. Поэтикакак металитературный дискурс научной теории литературы.Литературное произведение как формально-содержательное единство.

3. Проблема определения литературного рода и природы художественного произведения.

4.Теория жанра. Модальность высказывания и ее влияние на формирование тематического содержания.

5. Литературный процесс и его категории. Способы и приемы описания литературного процесса в современном литературоведении.



Тематика практических занятий

1. Психологическая школа в литературоведении. Развитие основных принципов методологии (психоанализ, феноменология).


2. Формальный метод («русский формализм» 20-х годов) и развитие его идей в литературоведении.
3. Хронотоп как литературная универсалия в лирическом стихотворении (В. А. Жуковский « Невыразимое»; А. А. Фет «Уснуло озеро»; Н.А.Заболоцкий « Лесное озеро»).
4. Концепция образной системы романа И. А. Гончарова с позиции пространственных характеристик образов Обломова и Штольца.
5.Литературные универсалии архетип, топос, хронотоп и их реализация в рассказе А. П. Чехова «Скука жизни» (1886).
Темы, выносимые на самостоятельное изучение

1.Культурно-историческая школа: литература – выражение духовной жизни общества, культурологический аспект литературоведения; представление о типах общественного сознания

2.Биографическая школа: альтернатива мифологической и культурно-исторической школам.

3. Социологические школы в литературоведении.Современные подходы к методологии И. Тэна (культурно-исторический и социологический аспекты).

4. Художественный образ и его структура. Представление о «большом художественном образе».

5. Родовидовая специфика художественной литературы: эпос, лирика, драма.




Литература для конспектирования
1. Овсянико-Куликовский Д. Н. История русской интеллигенции// Д. Н. Овсянико-Куликовский литературно-критические работы: В 2 т. М.. 1989. Т. 2. ( Обломов.)
2. Сухих С. И. Психологическое литературоведение Д. Н. Овсянико-Куликовского: из лекций по истории русского литературоведения. Н.Новгород, 2001.
3.Крупчанов Л. М. Культурно-историческая школа в русском литературоведении: Учеб. пособие. М.. 1983.

4. Выготский Л. С. Психология искусства. Минск, 1998.


5. Сакулин П. Н. Социологический метод в литературоведении.// Филология и культурология. М., 1990 С.87 – 132.
6. Эйхенбаум Б. М. Как сделана « Шинель» Гоголя (1918)// Эйхенбаум Б. М. О прозе. Л.. 1969.
7. Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя// В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.. 1988. С.251–293.
8.Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей. М.. 1994.
9.Чернышева Е. Г. Интертекстуальное поле карточной игры в границах русской фантастической прозы 30-х годов XIX века// Проблема традиций в русской литературе. Н. Новгород, 1998. С. 49–60.
Учебники и учебные пособия
1. Хализев В. Е. Теория литературы М.. 2004.

2. Теория литературы: Учебн. пособие для сдутентовфилол. фак. Высш. учеб. заведений: В 2 т./ Под ред. Н. Д. Тамарченко. Т. I: Н. Д. Тамарченко,

В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. М., 2004.

3.Теория литературы: Учебн. пособие для сдутентовфилол. фак. Высш. учеб. заведений: В 2 т./ Под ред. Н. Д. Тамарченко. Т.II :Бротман С. Н. Историческая поэтика. М., 2004.

4.Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учебн. звед. М., 2004.
Дополнительная литература
1.Аверинцев С. С. Андреев М. Л., Гаспаров М. Л., Гринцер П. А., Михайлов А. В. категории поэтики в смене эпох// историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994.

2.Аверинцев С.С. Мифы // Литературный энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1987. С.222.

3. Анциферов Н. П. Проблемы урбанизма в русской художественной литературе. М.. 2009.

4.Барт Р. Мифологии. М., 2000. - 320 с.

5. Барт Р. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. - 616 с.

6. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.. 1975.



7. Вайман Р. История литературы и мифология. М.: Прогресс, 1975. - 344 с.

8.Вельфлин Г. основные понятия истории искусств: Проблема эволюции стиля в новом искусстве. СПб., 1994.

9. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.. 1989.

10. Веселовский А. Н. Поэзия чувства и «сердечного воображения». М.. 1999.

11. Женетт Ж. Повествовательный дискурс//Женетт Ж. Фигуры: В 2т.М., 1998.

12. Козлов А. С. Архетип// Современное зарубежное литературоведение: концепции, школы термины. Энциклопедический справочник. М., 1999. С.184 – 185.

13. Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. М.. 1982.

14.Лотман Ю. М. Структура художественного текста. М.. 1970

15. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976

16. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М., 1997.

17. Стеблин-Каменский М. И. Историческая поэтика. Л., 1978

18. Стеблин-Каменский М. И. Миф. Л.. 1976.

19. Тюпа В. И. Аналитика художественного: Введение в литературоведческий анализ. М.. 2001.

20. Карасев Л. В. Онтологический взгляд на русскую литературу. М., 1995.

21. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995. - 624 с.

22.Топоров В.Н. Петербургский текст русской культуры. СПб.: Искусство -СПб, 2003.-616 с.

23.Типология художественного сознания в русской литературе XVIII-XX вв.: Учебное пособие. – Н. Новгород: НГПУ, 2010.

24.Типология художественного сознания в русской литературе (поэтика жанра): учебное пособие .Нижний Новгород, НГПУ имени Козьмы Минина, 2012.


Вопросы к экзамену


1.Научный статус литературоведения. Понятие литературы. Литература и литературность.

2. художественный образ и его структура.Представление о «большом художественном образе». Пересоздание и вторичное пересоздание реальности в искусстве слова

3. Литературоведческие школы (направления, методы): мифологическая школа, биографический метод. Работы Ю. Айхенвальда, М. Н. Эпштейна.

4.Литературоведческие школы (направления, методы): сравнительно-историческая школа, направления в компаративистике. Труды А. Н. Веселовского.

5. Культурно-историческая школа в литературоведении (работа Л. М. Крупчанова «Культурно-историческая школа в России»).

6. Психологическая школа в литературоведении, ее отечественные представители (труды Д. Н. Овсянико-Куликовского, Л. С. Выготского).

7. Развитие методологии психологического направления: психоанализ З. Фрейда, теория архетипа, типы творчества К. Г. Юнга.

8. Русский формализм и его представители (работы Б. М. Эйхенбаума, В. Б. Шкловского).

9. Между формализмом и структурализмом: идеи и методология работ В. Я. Проппа.

10. Структурализм и постструктурализм: основные идеи и концепции (Р. Якобсон, К. Леви-Стросс, А.-Ж. Греймас, Р. Барт, Ю. Кристева и др.). Феноменология, герменевтика.

11. Социологические школы в литературоведении (П. Н. Сакулин «Социологический метод в литературоведении»).

12. Понятие «хронотоп»: истоки формирования трактовка в современном литературоведении. Концепция М. М. Бахтина.

13. Понятие «хронотоп» в работах Ю. М. Лотмана («Проблема художественного пространства в прозе Н. В. Гоголя»// Ю. М. Лотман В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь.).

14. Значение пространственно-временных отношений для характеристики образа-персонажа. Локально-этическая метафора в романе И. А. Гончарова

«Обломов».

15.Теория архетипа в психологии и литературоведении. Образ-архетип.

16.Символические формулы (архетипы) и их функционирование в русской литературе (древнерусская «Повесть о Савве Грудцыне» и очерк Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» ).

17. Представление об индивидуальной авторской мифопоэтике в литературоведении. Онтологическая поэтика: принципы анализа.

18. Категория конфликт в современном литературоведении. Основные бинарные оппозиции и антиномии.

19.Родовидовая специфика художественной литературы: эпический род и его жанры

20. Родовидовая специфика художественной литературы: драматический род и его жанры.

21. Родовидовая специфика художественной литературы: лирический род и его жанры.

22.Жанр как исторически складывающийся вид художественного произведения. Сферы устойчивости и изменчивости в теоретической модели жанра

23.Литературный процесс. Типы художественного сознания в исторической поэтике. Архаический (мифопоэтический) тип художественного сознания.

24.Литературный процесс. Типы художественного сознания в исторической поэтике. Традиционалистский (нормативный)тип художественного сознания.

25.Литературный процесс. Типы художественного сознания в исторической поэтике. Индивидуально-творческий (исторический) тип художественного сознания.

26. Понятие «интертекст» в современном литературоведении. Статья Е. Г. Чернышевой.
27. Категория миф в современном литературоведении. Миф и мифологема.
28. Художественный стиль:проблемы определения(особенное и индивидуальное).






3.Дидактические материалы по дисциплине

3.1. Планы практических занятий

Практическое занятие №1

Психологическая школа в литературоведении. Развитие основных принципов методологии ( психоанализ)
1.Предпосылки возникновения и развития психологического литературоведения. Основные представители методологии (В. Вундт, А. Н. Веселовский, А. А. Потебня,Д. Н. Овсянико-Куликовский ).
2.Основные термины и идеи психологического литературоведения

( художественное произведение – модель души автора).

3.Воплощение идей психологического литературоведения в трудах Д. Н. Овсянико-Куликовского: «История русской интеллигенции»: литературно-критические работы в 2-х тт. Т. 2., М., 1989. ( Главы об Обломове и Штольце). Основные принципы работы с текстом; синтез принципов психологической методологии и методологии культурно-исторической школы.
4.Развитие идей психологической школы в работах Л. С. Выготского: сборник трудов «Психология искусства» (раздел, посвященный анализу рассказа И. Бунина «Легкое дыхание»). Основные принципы работы ученого с текстом произведения: законы формы. Синтез психологического литературоведения и методологии формальной школы.
5.Основные предпосылки возникновения методологии психоанализа: работы З. Фрейда, К, Г. Юнга. Отечественный психоанализ ( И. Д. Ермаков).

«Археология личности» З. Фрейда: основные понятия и принципы в работе над т художественным произведением (комплексы Фрейда, сублимация). Работа «Достоевский и отцеубийство»

6. Вклад К. Г. Юнга в разработку методов психоанализа: виды творчества; теория архетипа.
Литература к занятию

1.Сухих С. И. Психологическое литературоведение Д. Н. Овсянико-Куликовского: из лекций по истории русского литературоведения. Н.Новгород, 2001.

2. Д. Н. Овсянико-Куликовского: «История русской интеллигенции»: литературно-критические работы в 2-х тт. Т. 2., М., 1989. ( Главы об Обломове и Штольце).

3.Выготский Л. С. Легкое дыхание. Глава XVII// Психология искусства. Минск., 1998. C. 160–180.



Дополнительная литература

1. З. Фрейд Достоевский и отцеубийство// Художник и фантазирование.. М.. 1995

2.И. Д. Ермаков Психоанализ литературы: Пушкин. Гоголь. Достоевский. М., 1999.
Практическое занятие № 2

Формальный метод («русский формализм» 20-х годов) и развитие его идей в литературоведении.

1.Назовите основоположников отечественного формализма; перечислите наиболее важные положения русского формализма.

2. Какую роль русский формализм сыграл в развитии последующих этапов существования методологии (структурализм, постструктурализм). Назовите теоретиков структурализма и постструктурализма.
3. Прочитайте и законспектируйте работу Б. М. Эйхенбаума «Как сделана «Шинель» Гоголя»:

а) определите основную задачу анализа повести Н. В. Гоголя литературоведом;

б) какие принципы методологии формальной школы вы можете выявить.
4. Прочитайте и законспектируйте статью Ю. Н. Тынянова «О композиции «Евгения Онегина»// Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977 [Cетевой ресурс: philologos.narod.ru]:

а) как вы понимаете комментарий А. П. Чудакова: «Динамика – базовая категория филологического мышления Тынянова»;

б) как реализуется в тексте статьи Тынянова идея словесной динамики «Евгения Онегина» Пушкина;

в) приведите примеры ощутимости формы романа в стихах с позиции Тынянова.


Литература к занятию

1. Б. М. Эйхенбаум Как сделана « Шинель» Гоголя (1918)// Эйхенбаум Б. М. О прозе. Л.. 1969.

2. Ю. Н. Тынянова «О композиции «Евгения Онегина»// Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977 [Cетевой ресурс: philologos.narod.ru]. С.52-78.

3. Ю. Н. Тынянов О литературной эволюции //Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977 [Cетевой ресурс: philologos.narod.ru]. С. 270-281.


Практическое занятие №3
Хронотоп как литературная универсалия.
1. История происхождения понятия хронотоп. Основные концепции времени и пространства в естественных науках ( концепции И. Ньютона и А. Эйнштейна).
2. Философский и культурологический смысл понятия хронотоп( А. Я. Гуревич, Ф. П. Федоров): пространственно-временная концепция эпохи, культуры; «мироощущение эпохи»; человек как феномен определенной культуры, проекция ее пространственно-временной концепции.
3.Освоение пространственно-временных характеристик в литературоведческой науке (В. И. Вернадский; М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, Г. М. Фридлендер).
4.Двуединство пространственно-временных характеристик (анализ стихотворения А. А. Фета «Прости! Во мгле воспоминанья…»):
а) выявите пространственные образы стихотворения;

б) назовите временные характеристики образной системы;

в) укажите точки взаимопересечения образных рядов ( «психологический» и предметный ряды) ( при анализе обратитесь к следующему источнику: Теория литературы: Учебн. пособие для студ. Филол. фак- высш. учеб. заведений: В 2 х т./ Под ред. Н. Д. Тамарченко. – Т. I. М., 2004. С.151-153.)
5. Прочитайте стихотворение Н. Заболоцкого «Лесное озеро» (1938) и проанализируйте художественное и философское наполнение центрального образа:

а) при ответе на вопрос и анализе текста найдите пространственные оппозиции, возникающие в стихотворении;

б) определите вектор оппозиции; каким образом направлено движение внутри пространственных оппозиций ( есть ли встречное движение);

в) выявите центральную антиномию/ось развития лирического сюжета

г) определите семантическое наполнение образа «лесное озеро».
Литература к занятию

1. Теория литературы: Учебн. пособие для студ. Филол. фак- высш. учеб. заведений: В 2 х т./ Под ред. Н. Д. Тамарченко. – Т. I. М., 2004. С.151-153.

2. М. М. Бахтин Формы времени и хронотопа в романе//Вопросы эстетики и литератры. М.. 1975.

3. Ф. П. Федоров Введение к книге «Романтический художественный мир: пространство и время». Рига, 1988 или переиздание.



Дополнительная литература

1.Ю. М. Лотман О понятии географического пространства в русских средневековых текстах. Тарту, 1968. Вып.181.



Практическое занятие №4

Концепция образной системы романа И. А. Гончарова с позиции пространственных характеристик образов Обломова и Штольца
1.Определите локально-этическую метафору ( Ю. М. Лотман) Обломова:

а) перечислите пространственные характеристики образа ( пространство, которое герой воспринимает как собственно ему принадлежащие; нейтральные, чужие); оцените образы-двойники героев ( Обломов-Захар)

б) какие пространственные изменения воспринимаются как событие по отношению к сюжетному движению образа Обломова;

в)выявите пространственные образы, сопровождающие отношения Ольги Ильинской иОбломова; Агафьи Матвеевны и Обломова;

г) определите тип сюжетной организации образа.
2. Определите локально-этическую метафору Штольца:

а) перечислите пространственные характеристики образа ( пространство, которое герой воспринимает как собственно ему принадлежащие; нейтральные, чужие);оцените образы-двойники героев (Штольц-Судьбинский)

б) определите тип сюжетной организации образа.

в) какова роль пространственной характеристики дома в Крыму для формирования представления о сюжетном движении образа Штольца?

г) какие пространственные образы являются устойчивыми и общими для характеристики антиподов – Обломова и Штольца? Подумайте. Почему эти образы повторяются в тексте романа?

3. Сформулируйте выводы, основанные на сопоставлении пространственных характеристик Обломова и Штольца.


Литература к занятию

1. Д. Н. Овсянико-Куликовский « История русской интеллигенции»: литературно-критические работы: В 2- тт. Т.2., М., 1989 ( глава XI. Илья Ильич Обломов)

2.Е. М. Таборисская О понятии « пространства героя» ( на материале романа И. А. Гончарова « Обломов»// Проблема автора в художественной литературе. Воронеж, 1974. Вып.4.)

Дополнительная литература

1.Ю. М. Лотман Проблема художественного пространства в прозе Гоголя//Труды по русской и славянской филологии: Ученые записки тартуского университета. Тарту. 1968. Вып.209. С. 6—50.




Практическое занятие №5

Литературные универсалии архетип, топос, хронотоп и их реализация в рассказе А. П. Чехова «Скука жизни» (1886)
1. Прочитайте рассказ А. П. Чехова « Скука жизни»: назовите устойчивые для русской литературы сюжетные ситуации и образы:
а) как автор осмысливает образ генерала в своем рассказе; в чем и как нарушается устойчивый для русской литературы XIX века сюжет о маленьком человеке и его конфликте со значительным лицом?

б) события рассказа разворачиваются в дворянской усадьбе Женино: как и в чем Чехов трансформирует принципы изображения дворянской усадьбы?

в) назовите характерные устойчивые пространственные образы русской дворянской усадьбы; почему идиллический топос в рассказе «Скука жизни» существенно трансформирован?

г) признаком идиллического топоса является циклическое время: какими новыми характеристиками в рассказе Чехова наполняется традиционное представление о циклическом времени (докажите примерами из текста).


2.Какие архетипические структуры можно выявить в рассказе Чехова?
а) каковы механизмы травести архетипических структур в рассказе « Скука жизни» (образы старика и старухи; дети-родители; символы архетипа матери).

3. Выявите основные пространственные характеристики жизни Анны Михайловны и Аркадия Петровича в Женино: какова динамика пространственных характеристик обоих персонажей?



Литература к занятию

1.Ю. М. Лотман Проблема художественного пространства в прозе Гоголя//Труды по русской и славянской филологии: Ученые записки тартуского университета. Тарту. 1968. Вып.209. С. 6—50.

2. Мелетинский Е. М. О литературных архетипах. М., 1997.

3. Чернявская Н. В. Архетип «старик и старуха» в русской и зарубежной литературе. Проблема хронотопа// Inter-Cultur@L-Net:Международный электронный научно-практический журнал:Евразийский лингвистический университет. Владимир, вып.6, 2007. [электронный ресурс: www.my-luni.ru/journal].


3.2. Материалы для организации самостоятельной работы студентов
Темы, выносимые на самостоятельное изучение

1.Культурно-историческая школа: литература – выражение духовной жизни общества, культурологический аспект литературоведения; представление о типах общественного сознания

2.Биографическая школа: альтернатива мифологической и культурно-исторической школам.

3. Социологические школы в литературоведении.Современные подходы к методологии И. Тэна (культурно-исторический и социологический аспекты).

4. Художественный образ и его структура. Представление о «большом художественном образе».

5. Родовидовая специфика художественной литературы: эпос, лирика, драма.


Литература для конспектирования

1. Овсянико-Куликовский Д. Н. История русской интеллигенции// Д. Н. Овсянико-Куликовский литературно-критические работы: В 2 т. М.. 1989. Т. 2. ( Обломов.)

2.Сухих С. И. Психологическое литературоведение Д. Н. Овсянико-Куликовского: из лекций по истории русского литературоведения. Н.Новгород, 2001.

3.Крупчанов Л. М. Культурно-историческая школа в русском литературоведении: Учеб. пособие. М.. 1983.

4. Выготский Л. С. Психология искусства. Минск, 1998.

5. Сакулин П. Н. Социологический метод в литературоведении.// Филология и культурология. М., 1990 С.87 – 132.

6. Эйхенбаум Б. М. Как сделана « Шинель» Гоголя (1918)// Эйхенбаум Б. М. О прозе. Л.. 1969.

7. Лотман Ю. М. Художественное пространство в прозе Гоголя// В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.. 1988. С.251–293.

8..Айхенвальд Ю. И. . Силуэты русских писателей. М.. 1994.

9.Чернышева Е. Г. Интертекстуальное поле карточной игры в границах русской фантастической прозы 30-х годов XIX века// Проблема традиций в русской литературе. Н. Новгород., 1998. С. 49–60.


3.3. Перечень источников для подготовки к практическим занятиям
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

1.. Основная литература:

1. Бахтин М. М. Собрание сочинений: [В 7 т.]. Т.3: Теория романа (1930–1961 гг.)/ М. М. Бахтин; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Языки славянских культур, 2012. −880 с. 

2. Томашевский Б.В. Избранные работы о стихе:учеб.пособие для студентов филол.фак.вузов/ Б.В.Томашевский. - М., СПб.:Академия, 2008.-443 с.

3. Теория литературных жанров: Учеб. пособие для студентов учреждений высш. проф. образования/ М. Н. Дарвин, Д. М. Магомедова, Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа. - М.: Академия, 2011. −256 с. 



4. Тюпа В.И. Анализ художественного текста: учеб. пособие для студентов вузов: рек.УМО по классич. университет.образованию/ В.И. Тюпа. -3-е изд.. стереотип. - М.: Академия, 2008. -332 с.

5. Хализев В.Е. Теория литературы: учеб.для студентов вузов: рек.М-вом образования РФ/ В.Е. Хализев. -5-е изд., испр.и доп. - М.: Академия, 2009. -432 с.

2. Дополнительная литература


  1. Сухих С. И. Психологическое литературоведение Д. Н. Овсянико-Куликовского: из лекций по истории русского литературоведения. Н.Новгород, 2001.

  2. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учебн. звед. М., 2004.

  3. Теория литературы: Учебн. пособие для сдутентовфилол. фак. Высш. учеб. заведений: В 2 т./ Под ред. Н. Д. Тамарченко. Т. I: Н. Д. Тамарченко,В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман.

  4. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. М., 2004.

  5. Типология художественного сознания в русской литературе (поэтика жанра): учебное пособие .Нижний Новгород, НГПУ имени Козьмы Минина, 2012.

  6. Типология художественного сознания в русской литературе XVIII-XX вв.: Учебное пособие. – Н. Новгород: НГПУ, 2010.

  7. Топоров В.Н. Петербургский текст русской культуры. СПб.: Искусство -СПб, 2003.-616 с.

  8. Тюпа В. И. Аналитика художественного: Введение в литературоведческий анализ. М.. 2001.

3.Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:



www.biblioclub.ru

ЭБС «Университетская библиотека онлайн»

www.elibrary.ru

Научная электронная библиотека

www.ebiblioteka.ru

Универсальные базы данных изданий

http: //infolio.asf.ru

InFolio –собрание учебнойи справочной литературы

http:www.nounb.sci-nnov.ru

Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека



  1. Методические рекомендации (материалы)



  1. Методические издания, подготовленные преподавателями кафедры:

1.Типология художественного сознания в русской литературе ХYIII– ХIХ в.в. Учебное пособие. Н.Н., 2010.

2.Типология художественного сознания в русской литературе (поэтика жанра). Учебное пособие. Н.Н.. 2012.



  1. Материалы для проведения текущего, рубежного и итогового контроля


Терминологический диктант по литературоведению ( промежуточный контроль)


  1. Литература и литературность - …

  2. Кондициональная литературность – …

  3. Осмос – …

  4. Назовите основные понятия, репрезентативные для представителей формальной школы в литературоведении

  5. Перечислите основных представителей мифологической школы в западноевропейском и отечественном литературоведении

  6. Архетип – …

  7. Приведите примеры художественного осмысления архетипа анима

  8. Назовите репрезентативные понятия, свойственные психологической школе в литературоведении

  9. Сюжет и фабула – … Дайте определение.

  10. Объясните, почему конфликт называют литературной универсалией?


Вопросы к экзамену
1.Научный статус литературоведения. Понятие литературы. Литература и литературность.

2.Теория литературы и эстетика. Категория прекрасного, ее трактовка в эстетике и функционирование в художественном тексте. Соотношение прекрасного и возвышенного.

3.Теория литературы и эстетика. Категория трагического, ее трактовка в литературоведении. Формула трагического. Виды трагического.

4. Драматизм: формула и пафос. Способы выявления в художественном произведении.

5. Теория литературы и эстетика. Категория комического и ее функционирование в художественном тексте. Формула комического (маски комического). Приемы, жанры.

6.Категория прекрасного и ее художественное воплощение в русской литературе XVIII века (аполлоновское начало).

7.Прекрасное-аполлоновское-идиллическое в русской лирике первых десятилетий XIX века (К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский; А. С. Пушкин).

8. Литературоведческие школы (направления, методы): мифологическая школа, биографический метод. Работы Ю. Айхенвальда, М. Н. Эпштейна.

9.Литературоведческие школы ( направления, методы): сравнительно-историческая школа, направления в компаративистике. Труды А. Н. Веселовского.

10.Культурно-историческая школа в литературоведении (работа Л. М. Крупчанова «Культурно-историческая школа в России»).

11. Психологическая школа в литературоведении, ее отечественные представители (труды Д. Н. Овсянико-Куликовского, Л. С. Выготского).

12.Развитие методологии психологического направления: психоанализ З. Фрейда, теория архетипа, типы творчества К. Г. Юнга.

13.Русский формализм и его представители (работы Б. М. Эйхенбаума, В. Б. Шкловского).

14.Между формализмом и структурализмом: идеи и методология работ В. Я. Проппа.

15.Структурализм и постструктурализм: основные идеи и концепции (Р. Якобсон, К. Леви-Стросс, А.-Ж. Греймас, Р. Барт, Ю. Кристева и др.). Феноменология, герменевтика.

16. Социологические школы в литературоведении (П. Н. Сакулин «Социологический метод в литературоведении»).

17. Понятие «хронотоп» : истоки формирования трактовка в современном литературоведении. Концепция М. М. Бахтина.

18. Понятие «хронотоп» в работах Ю. М. Лотмана («Проблема художественного пространства в прозе Н. В. Гоголя»// Ю. М. Лотман В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь.).

19. Значение пространственно-временных отношений для характеристики образа-персонажа. Локально-этическая метафора в романе И. А. Гончарова

«Обломов».

20.Теория архетипа в психологии и литературоведении. Образ-архетип.

21.Символические формулы (архетипы) и их функционирование в русской литературе (древнерусская «Повесть о Савве Грудцыне» и очерк Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» ).

22. Представление об индивидуальной авторской мифопоэтике в литературоведении. Онтологическая поэтика: принципы анализа.

23. Категория конфликт в современном литературоведении. Основные бинарные оппозиции и антиномии.

24.Повествование: формирование представления.

25. Интерсубъективные, интердискурсивные, интертекстуальные отношения в повествовании.

26. Понятие «интертекст»в современном литературоведении. Статья Е. Г. Чернышевой.

27.Литературный процесс. Типы художественного сознания в исторической поэтике. Архаический (мифопоэтический) тип художественного сознания.

28.Литературный процесс. Типы художественного сознания в исторической поэтике. Традиционалистский (нормативный)тип художественного сознания.

29.Литературный процесс. Типы художественного сознания в исторической поэтике. Индивидуально-творческий (исторический) тип художественного сознания.



30. Категория миф в современном литературоведении. Миф и мифологема.
6.Дополнительный материал учебно-методического комплекса
Каталог: 2014
2014 -> Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
2014 -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения
2014 -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика
2014 -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
2014 -> Программа «Управление образованием»
2014 -> И регионального управления
2014 -> Программа духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста
2014 -> Технология кейс-стади Обзор Существуют различные обозначения этой технологии обучения. В зару­бежных публикациях можно встретить «метод изучения ситуаций»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница