Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная психология» для студентов очной формы обучения



страница1/5
Дата14.02.2016
Размер0.67 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5


НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА
Лабунская В.А.

Учебно-методический комплекс


по дисциплине

«Социальная психология»

для студентов очной формы обучения

Ростов-на-Дону

2014

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная психология» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 030300.62 «Психология».



Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Психология и управление персоналом» (протокол № 1 от 31 августа 2013) и утвержден Учебно-методическим советом академии Управления (протокол № 1 от 30 августа) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации по выполнению контрольных(курсовых) работ и самостоятельной работы, требования к уровню освоения программы и аттестации по дисциплине, учебно-методическое и учебно-информационное обеспечение дисциплины.

Составитель: проф., д.псх.н. В.А. Лабунская


Рецензенты: Д.псх.н., проф. Т.П. Скрипкина



К.псх.н., доц. Т.А. Шкурко

содержание

1

лекционные занятия




2

Практические занятия




3

Контроль овладения компетенциями




4

методические указания по выполнению УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ (КУРСОВЫХ РАБОТ)




4.1

Перечень тем учебных проектов (курсовых работ)




4.2

Методические рекомендации по выполнению учебных проектов (курсовых работ)




5

самостоятельнАЯ работА студентов




6

аттестация




6.1

Примерные вопросы к промежуточному тестированию




6.2

Практические задания




6.3

Вопросы и задания к итоговой аттестации




7

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




8

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ







Контактная информация преподавателя






1. лекционные занятия



Модуль 1
Тема 1. Предмет и виды социальной психологии
Причины отсутствия единого понимания предмета социальной психологии. Пограничный характер социально - психологического знания: зависимость понимания предмета социальной психологии от понимания предмета общей психологии и социологии. Специфика трактовки границ между социальной психологией и социологией, между социальной психологией и общей психологией. Противопоставление социологического и психологического способов познания мира и человека. Проблема теоретической самостоятельности социальной психологии (теории, предмет, категории, принципы, закономерности, методы). "Двойной" статус социальной психологии, "две социальные психологии" – естественнонаучная и гуманитарная.

Таксономический подход (объектный), как объяснение поведения свойствами социальных и несоциальных стимулов (40 – 50 гг.). Изучение влияния социальных стимулов на процессы мышления, формирования установок, социальной перцепции (Йэльская школа, К. Ховлэнд). Дифференциальная социальная психология (конец 50 – 60-х гг.) – изучение категорий людей в соответствии с их особенностями реагирования на объект или другого человека (Макклелэнд – мотивация к достижению, малые группы, лидерство; А. Стоунер – сдвиг в риске и т.д.). Системная социальная психология – изучение отношений субъекта и объекта, опосредованного вмешательством еще одного субъекта – агента действия (исследования К. Левина по динамике групповых процессов, М. Шерифа – развитие межгрупповых отношений, Л. Фестингера – социальное сравнение и др.).

Формирование теоретической, экспериментальной (эмпирической) и прикладной (практической) социальной психологии. Диспропорции между эмпирическим и теоретическим знанием. Противоречие между ростом общественной заинтересованности в социальной психологии и слабостью ее как науки, претендующей на решение сложных практических задач. Кризис американской социальной психологии.



Принципы рассмотрения предмета социальной психологии во второй половине XX столетия.

Особенности обретения социальной психологией своей идентичности во второй половине двадцатого столетия. Результаты теоретического самоанализа современной западной социальной психологии (60 – 90 гг.) – превращение "спора о методах" в дискуссию о парадигмах к концу 90-х гг.; обсуждение междисциплинарных принципов изучения социопсихологической реальности.



Первый этап. Кризис американской социальной психологии (социологической и психологической). Кризис теоретической и экспериментальной социальной психологии ("кризис доверия", "ограниченность экспериментирования", "нравственная уязвимость" и т.д.). Проблема социальной релевантности науки. Неадекватность американской модели общества, человека и их взаимодействия для объяснения социально-экономических процессов в Европе. Констатация теоретического неблагополучия, попытки изменения сложившегося положения за счет совершенствования способов контролируемого эксперимента, широкой практики полевых исследований, эксперимента в естественных условиях, наблюдения, запрета на субъективизм и ценности исследователя.

Создание альтернативных американской социальной психологии моделей западной Европейской социальной психологии – второй этап. Осознание новой ситуации в социальной психологии как попытка "смены парадигмы", дискуссии:

1) соотношение теоретического и прикладного знания;

2) социальная релевантность и репрезентативность полученных результатов;

3) возможность практического использования;

4) вероятность социально-психологических прогнозов;

5) роль субъективных установок экспериментатора и ценностных аспектов поведения субъектов экспериментальных ситуаций. Обсуждение метода исследования социальных явлений, специфики методов исследования в социальной психологии по сравнению с методами естественных наук. Возникновение западноевропейских центров социальной психологии (Женева, Париж, Бристоль и др.). "Европоцентризм" в социальной психологии, его становление в 70-е гг. (Р. Харре, С. Московичи, Г. Тэшфел).

Многоликость западноевропейской социальной психологии. Социальная психология как психология групп и индивидов, которые создают свою реальность и управляют друг другом, как наука о специфическом типе поведения – символическом. Социологическая социальная психология или психологическая ветвь "понимающей" социологии (С. Московичи). Социальная психология как дисциплина, изучающая взаимодействие между социальным изменением и выбором, как наука, рассматривающая установки и ценности, опосредствующие взаимодействие между социальными процессами и социальными действиями (Г. Тажфел).



Третий этап: признание кризиса парадигмы и разработка несциентистских познавательных моделей. Посткризисное развитие социальной психологии. Усиление контактов между Европейскими и Американскими социальными психологами. Сосуществование нескольких теоретических ориентаций (традиционный сциентизм; неопозитивизм; герменевтические установки социального конструктивизма). Сосуществование двух образов социальной психологии: "традиционной" (таксономический подход и дифференциальная социальная психология) и "нетрадиционной" (гуманитарный подход, отстаивание принципов: 1) ход исследования определяют не методы, а теория; 2) социальная психология изучает человека в социальной среде, имеет своим предметом смысловой знаковый аспект общения; 3) социальная психология как наука зависит от мировоззренческих посылок самих социальных психологов, которые должны осознавать общественную значимость своей деятельности.

Особенности теоретической дискуссии в социологической социальной психологии. "Распыление" социальной психологии, превращение ее в разделы собственно социологии; проблема адекватности социально-психологического знания задачам социологии; необходимость анализа макроструктур (класс, раса, пол, этнос), социальных институтов (Дж. Хаус, М. Кон, Р. Гернер и др.); анализ воздействия личности на социальную структуру и культуру (Р.Тернер).

Обсуждение междисциплинарных принципов изучения социопсихологической реальности. Стремление к комплексному многоаспектному осмыслению социально-психологических явлений, "конвергенция" поисков социологов и психологов.

Сравнение представлений основателей социальной психологии о предмете, объекте социальной психологии и ее предназначении (Лебон, Олпорт, Дюркгейм, Мид, Кули, Гофман и др.) с современными трактовками предмета и объекта социальной психологии.



Особенности становления предмета социальной психологии в России. Позиция Г.И. Челпанова, А.Н. Нечаева, Б.В. Беляева, А.С. Залужного относительно проблем социальной психологии и ее предмета (дискуссия 20-х гг.). Перерыв в развитии советской социальной психологии. Дискуссия конца 50-х – начала 60-х гг. о предмете социальной психологии. Три точки зрения на предмет социальной психологии. Формирование на рубеже 60 – 70-х гг. представления о социальной психологии как науке, направленной на изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих групп (Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, Е.А. Шорохова). Причины кризиса отечественной социально-психологической теории (80 – 90 гг.): неразвитая методология; заидеологизированность теории; монополизм деятельностного подхода; отсутствие научного плюрализма; исключение из научного анализа большой группы социально-психологических явлений (слабое изучение феноменологии больших групп, неразвитые социально-психологические концепции личности, редукционизм в области изучения малых групп).
Тема 2. Генезис социальной психологии как самостоятельной

дисциплины

Этапы становления социальной психологии: философско-социологический этап, описательный и экспериментальный этапы.

Античная философия и социально-философская мысль нового времени как истоки формирования современной социальной психологии. Развитие социально-психологических идей в русле социально-философских и социологических учений. Социально - психологическая проблематика в историко-эволюционной социологии 19 века. Теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку. 1859 год – издание Г. Штейенталь и М. Лацарусом журнала по этнической психологии и языкознанию.

Проблема общества и личности в социологических и психологических концепциях конца 19 – начала 20 вв. Первые попытки осмысления структурных особенностей социума, вычленение стадий социальной динамики, создание самостоятельного методического инструментария изучения социальной и социально-психологической реальности. Формирования представлений о возможных механизмах регуляции социального поведения человека. Формирование концепции интериоризации социальных норм как основе поведения индивида. Феноменология "коллективности" в анализе индивидуального сознания и поведения. Проблема соотношения индивидуального и социального в работах Э. Дюркгейма. "Факты коллективного сознания" как исторический аналог понятия социальных представлений в современной когнитивной социальной психологии. В. Парето как представитель направления психологизма в социологии. Смена двух типов "элит" – основной закон социальной динамики

Социально-психологические вопросы в работах К. Маркса. Понятия коллектива, совместной деятельности, отчуждения. Постановка вопроса об иррациональных аспектах социального поведения индивида. Культура как предмет социально-психологического анализа, архитипическое в социальной жизни. Э. Гуссерль о роли субъективной представленности целей социального поведения. Феноменологический метод в анализе взаимосвязей личности и общества. Основные идеи концепции М. Вебера. Понятия социального действия, социального отношения, статуса и авторитета. Появление "понимающей психологии" В. Дильтея и Э. Шпрангера. Проблема обыденного сознания в феноменологическом направлении социологии и психологии. Антипозитивистская направленность "понимающей" традиции. Смена методологических оснований в социальном познании. "Понимание" как основной метод исследования социальности. Формирование французской социологической школы (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, М. Блондель, А. Фулье, П. Жане и др.). Оформление психологического направления в социологии, идеи позитивизма О. Конта.



Первые социально-психологические теории.

Изучение "народного духа". "Психология народов", формирование ее программы М. Лацарусом, Г. Штейнталем, В. Вундтом. Концепция подражания Г. Тарда. Полемика Тарда с Дюркгеймом о соотношении личности и общества. Понимание социальных процессов как процессов психологического взаимодействия индивидов. Психологические характеристики толпы, механизмы заражения, внушения в большой группе. "Психология масс" – концепция Г. Лебона об иррациональности поведения как важнейшей психологической характеристике поведения человека в толпе. Полемика З. Фрейда с Г. Лебоном по проблемам механизмов человеческого поведения. Работа З. Фрейда "Массовая психология и анализ человеческого "Я"". Теория "инстинктов социального поведения" Мак-Дауголла. Первые учебники по социальной психологии Э. Росса и У. Мак-Даугала.



Теоретические и методологические особенности первых западных социально-психологических теорий: поиск единственного "определяющего фактора социального поведения (жажда удовольствия, эгоизм, симпатия, подражание, внушение); обращение к наблюдению, отсутствие эксперимента, анализ различных источников, продуктов культурной деятельности и т.д.
Тема 3. Становление объяснительной экспериментальной

социальной психологии на Западе в XX столетии

Формулирование программы экспериментальной социальной психологии в работах Меде и Олпорта. Возникновение прикладной социальной психологии, внедрение социальной психологии в систему производства, пропаганды, образования, здравоохранения (20 – 30-е гг.).

Оформление основных теоретических концепций социальной психологии на Западе. Дж. Мид о человеческой социальности как единстве объективного и субъективного. Эволюция моделей человека, моделей взаимодействия человека и общества в Западной социальной психологии.

Модель – "человек механический, реагирующий"бихевиористская модель взаимодействия человека и общества ("антиментализм", "мотивационная стерильность", трактовка отношений между людьми на основе гедонистического принципа наибольшей личной выгоды). Конвенциальный бихевиоризм (обычный) – Халл, Милер, Доллард, Харлоу и др. Радикальный бихевиоризм, представленный Б. Скиннером и его последователями. Социальный (социальное научение) бихевиоризм (Бандура, Стаатс). Основные понятия теории научения и их применение в социальной психологии. Развитие течений необихевиоризма. Исследование научения Миллером, Бандурой и др. Анализ теории фрустрации – агрессии. Проблема моделирования поведения. "Теории обмена" (Хоумэнс, Тибо, Келли) как теории межличностных отношений. Основные понятия и принципы. Матрица взаимозависимости, ее основные функции. Когнитивные аспекты поведенческого подхода. Определение ведущих факторов в поведении человека: оценка возможных последствий своих действий, самооценка, возможная оценка другими; разработка методов самоконтроля, саморегуляции и самопрограммирования.

Слияние "модели механического человека" с моделью "экономического человека", появление модели "пластичного человека".



"Человек когнитивный". Рост идей когнитивизма в общей психологии XX века и их влияние на социальную психологию. Теоретические источники когнитивистской ориентации: гештальтпсихология и теория поля К. Левина. Основная проблематика исследований: анализ когнитивных структур, механизмов социальной перцепции, атрибутивных процессов, формирования и изменения социальных установок. Принцип "психологики" (Р. Абельсон, М. Розенберг) как общий принцип построения теорий когнитивного соответствия. Основные теории: 1) теория когнитивного соответствия, структурного баланса (Ф. Хайдер); 2) коммуникативных актов (Т. Ньюком); 3) когнитивного диссонанса (Л. Фестингер); 4) конгруэнтности (Ч. Осгуд, П. Танненбаум). Попытка Э. Стотлэнда и Л. Кэнона интегрировать на основе когнитивной ориентации данные и факты других направлений. Интеграция необихевиоризма и когнитивной ориентации. Причины успеха социально-психологического когнитивизма в 70-е гг. и его популярности в настоящее время.

"Человек психодинамический" – динамическая система субъект-объектных отношений с окружающей средой. Идеи К. Левина и его последователей – Ф. Хайдера, Г. Келли. Переход от идей субъект-объектных отношений к идее субъект-субъектных отношений, построение К. Левиным модели групповой динамики. Теория поля и групповой динамики. Анализ индивида в группе и в зависимости от группы. Принцип "бесконфликтного отношения с другими людьми в обществе и группе". Приближение модели "психодинамического человека" к модели "человека – локатора", ориентированного на других.

"Психоэнергетический человек". З. Фрейд у истоков массовой психологии и психологии групп. Психоаналитические теории функционирования и развития малых групп. Представление о группе как аналоге индивида (В. Байон, В. Беннис, Х. Шепард). Трехмерная теория межличностного поведения В. Шутца. Тенденции интеграции психоаналитического подхода с другими теоретическими ориентациями социальной психологии. Гуманистический психоанализ Э. Фромма.

"Человек ролевой". Формирование интеракционистского подхода в социальной психологии. Социально-психологические концепции Дж. Мида – теоретическая основа социального интеракционизма. Конструкция Дж. Мида, включающая "самость – self", "социальное Я", генерализованный другой или оценка меня другим, образ меня, мой образ в сознании других. Понятие символического взаимодействия, факторы языка и общения.

Два направления развития идей Дж. Мида.

1. Гуманистическое направление в интеракционистской ориентации (Чикагская школа Г. Блумера) и его основные принципы (социальная психология должна отличаться от точных наук; основа изучения человека – принцип проникновения в опыт действующего и наблюдаемого человека; интуитивный, понимающий подход; разработка способов интерпретации отчетов испытуемых о причинах их поведения).

2. Айовская школа символического интеракционизма (М. Кун). Стремление к операционализации и проведению эмпирических исследований. Тест "Кто я такой" – изучение установок, аттитюдов человека относительно самого себя.

Абсолютизация общения и межличностных отношений в интеракционистских концепциях как единственной "социальной реальности". Формирование этнометодологии – науки о способах объяснения человеком своих повседневных действий, поступков, способов интерпретации действительности, опосредующих действия человека (Г. Гарфинкель). "Анализ эпизодов" и "дискурсивные" концепции Р. Харре.

Ролевые теории (Р. Линтон, Т. Сарбин и др.). Проблема межролевого и внутриролевого конфликта (Р. Мертон). Основные идеи "социальной драматургии" Э. Гоффмана. Идея ролевого развития личности в психодраме Дж. Морено.

Теории референтной группы (Г. Хайман, Т. Ньюком). Разработка теории референтной группы в работах М. Шерифа, Р. Мертона.

"Человек развивающийся, самоактуализирующийся" – гуманистическое направление в социальной психологии. Роль социального психоанализа, символического интеракционизма в становлении гуманистической социальной психологии. Основные методологические положения, образ психологии как науки о человеке и образ человека в гуманистической ориентации. Концепции К. Роджерса, Маслоу, Мэй, Сэпир, Фэрис о взаимосвязи личности и общества. Понимающая интерпретация как метод гуманистической психологии. Характеристика межличностных отношений, способствующих "росту личности" (К. Роджерс, С. Джурард). Представление об иерархии потребностей, личные и социальные потребности. Формирование подходов к понятиям "Я – концепция", межличностным отношениям, к структуре личности. Идеи "вершинного" развития человека.

Социометрическое и транзактное направления в социальной психологии. Дж. Морено – основатель социометрического направления. Особенности микросреды как детерминанты социального поведения. Создание теоретических и методических основ психодрамы и социодрамы. Разработка социометрической процедуры как базы для моделирования и прогнозирования развития отношений в группе.

Э. Кентрил о роли восприятия, иллюзий и ожиданий в возникновении конфликтов. Стремление к сохранению и надежности мира положений, своих оценочных суждений и одновременно стремление к их изменению – один из главных принципов в объяснении социального поведения человека в транзактном направлении.


Тема 4. Создание основ социально-психологической теории в

рамках отечественной психологической традиции

Философские предпосылки социально-психологического знания в России. Преимущественное развитие социальной психологии в рамках социологии, философии, истории на рубеже 19 – 20 вв. (М.М. Ковалевский, Л.И. Щедравицкий, Л.К. Войтоловский, Н.К. Михайловский, Д.Н. Овсянико-Куликовский, Г.В. Плеханов, К.Н. Леонтьев, Н. Данилевский, В.С. Соловьев). Приоритет онтологических и социальных проблем над гносеологическими как характеристика русской философской традиции в психологии. Проблема соотношения личности и общества в работах Н.К. Михайловского. Понятия героя и толпы. Социально-экономические и социально-психологические предпосылки массовых движений.

Две традиции в развитии системы взглядов на взаимодействие личности и общества в России: марксизм и неоидеализм. Идея самоценности человеческой личности, первенства личной духовной жизни над внешними формами общежития. Критика Н.А. Бердяевым принципа социологического детерминизма, отождествления интересов народа с интересами отдельной личности. Борьба за индивидуальность как конфликт между личностью и обществом.

Возникновение на рубеже 19 – 20 вв. общественной, коллективной психологии. Методологическое разнообразие социальной психологии в России в 20-е гг. Проведение первых экспериментальных исследований в группах (В.М. Бехтерев, М.В. Ланге, В.Н. Мясищев). Коллективная рефлексология как одна из первых отечественных социально-психологических концепций. Соотношение личности и коллектива в работах В.М. Бехтерева. Разработка проблем социальной психологии Б.В. Беляевым, А.С. Залужным, М.А. Рейснер, Л.Н. Войтоловским. Ф. Курманов о социальной психологии как психологии социально организованных классов, масс, наций и т.д. Появление работы Г.И. Челпанова "Социальная психология или условные рефлексы" (1926). А.П. Нечаев и его подходы к изучению психических процессов в групповых условиях. Идеологическое и научное содержание дискуссии о предмете социальной психологии в 20-х гг. Критика И.П. Павловым, В.М. Бехтеревым, С.Л. Рубинштейном в 20 – 30 гг. идей бихевиористического направления в психологии и социальной психологии. Построение В.А. Артемовым (Введение в социальную психологию, 1927 г.) и К.Н. Карниловым основ марксистской социальной психологии. Появление социально-психологической проблематики в марксистской психологии. Включенность социально-психологичес-кой проблематики в общую социальную теорию марксизма.

Культурно-исторический подход Л.С. Выготского о социальной природе личности и о предмете социальной психологии. Представления С.Л. Рубинштейна о природе социальности личности и ее взаимодействии с окружающим миром.



Особенности становления экспериментальной социальной психологии в СССР. Причины исчезновения в 30 – 40 гг. социальной психологии как самостоятельной науки. Разработка проблем экспериментальной социальной психологии в общей, педагогической, военной психологии (Б.Г. Ананьев, К.Н. Корнилов, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев). Формирование социальной психологии как самостоятельной науки в 50 – 60 гг. II Съезд психологов (1963) – дискуссии о предмете социальной психологии и ее методах. Возникновение исследовательских социально-психологических центров в Ленинграде, Москве, Курске, Костроме, Ярославле, Киеве, Минске, Тбилиси. Безусловная ориентация на марксистскую философию в советской социальной психологии (60 – 80 гг.). Необходимость признания права исследователя (90-е гг.) ориентироваться на любую философию (в том числе, марксистскую). Конгломеративный этап в развитии отечественной социальной психологии (позитивизм, понимающая психология, социальный психоанализ, когнитивная психология, гуманистическая психология, бихевиоризм, интерактивный подход, экзистенциональная психология и др.). Формирование практически ориентированной социальной психологии на современном этапе развития российского общества. Противоречия и конфликты между теоретической и прикладной, практической социальной психологией.
Тема 5. Определение и соотношение понятий методология,

метод, методика, процедура, техника исследования

Проблема уровней социально-психологической теории. Трудности построения "большой теории", заимствование из социологии концепции "теории среднего ранга". Соотношение понятий "теория" и "ориентация". Критерии различения теорий в социальной психологии. Размывание границ между теориями и "школами" в социальной психологии. Выделение "ориентаций" как новый принцип классификации теоретических построений.

Доминирование позитивистской методологии и ее влияние на тип социально-психологического исследования (20 – 70 гг.). Построение социальной психологии по образцу естественных наук (проникновение математических методов, введение четких операциональных терминов, построение знания на критериях верифицируемости и валидности). Господство эмпирической традиции и недооценка роли теоретических исследований.



Принципы советской психологии и их интерпретация в марксистской социальной психологии (принцип культурно-исторического опосредования развития психики, принцип деятельности, принцип историзма, принцип развития, личностный принцип, принцип взаимодействия внешнего и внутреннего и т.д.). Отсутствие специальных социально-психологических теорий в рамках марксистского подхода к социальной психологии.

Основные требования к социально-психологическому исследованию в рамках естественнонаучной парадигмы (сциентизм): построение истинной картины мира; познание объективных законов социальной психологии; объяснение как поиск причин, лежащих в основе изучаемого явления; позиция исследователя – позиция извне, незаинтересованного, беспристрастного субъекта; приоритет индуктивного метода; построение гипотез, проверяемость и воспроизводимость результатов исследования; выявление общих зависимостей и законов; самоценность научного знания.

Проблемы сциентистской социальной психологии: проблема соотношения теории и эмпирического материала; проблема фиксации эмпирических данных; проблема качества социально-психологической информации; проблема надежности и обоснованности данных; проблема репрезентативности.



Методы естественнонаучной социальной психологии: общенаучные – наблюдение, эксперимент; конкретно-научные: тесты, анализ продуктов деятельности, изучение документов (анализ рисунков, графология, контент-анализ), различные виды опросов (беседа, интервью, анкета); социометрические процедуры; метод экспертных судей; групповая оценка. Основные типы экспериментов (лабораторный, естественный и формирующий). Специфика эксперимента в социальной психологии. Основные выводы дискуссии о применении эксперимента в социальной психологии. Методы обработки эмпирического материала (корреляционный, факторный анализ, построение типологий и т.д.).

Развитие методологии гуманитарной социальной психологии. Понятие "кризиса" в социальной психологии и возрождение интереса к социально-психологической теории (М. Дойч, Р. Краусс, М. Шоу, Э. Аронсон, Джерджен, Р. Харре). Развитие гуманитарной парадигмы в социальной психологии. Ориентация социальной психологии на познание ценностей и смыслов жизни личности и общности, на единство истины и ценности, факта и смысла, сущего и должного. Основные характеристики гуманитарного познания в социальной психологии: использование общих принципов при интерпретации событий различного уровня (индивидных, общественных, исторических); сохранность самоценности и автономности частного случая; включенность ценностного отношения к изучаемой действительности; оценка объекта познания с нравственных, культурных, религиозных, эстетических и т.д.; переход от объяснения к пониманию; представление об объектах гуманитарной социальной психологии как постоянно развивающихся во времени истории и в пространстве культуры; исследование – это форма диалога двух суверенных субъектов.

Методы гуманитарной социальной психологии. Основные характеристики методов гуманитарной социальной психологии. Интроспекция, самоотчет, включенное наблюдение, эмпатическое слушание, идентификация, беседа как диалог, биографический метод, интуиция, интерпретация внутреннего мира другого человека, герменевтика как методы гуманитарной социальной психологии. Отличие перечисленных методов от их аналогов (самоотчет, включенное наблюдение, беседа, биографический метод) в естественнонаучном направлении социальной психологии.

Проблема способа познания в гуманитарной социальной психологии: пристрастность, заинтересованность субъекта познания и "истинность" знания.



Методологические проблемы социальной психологии в конце двадцатого столетия. Новое звучание проблемы "двух психологий" – сосуществование парадигм внутри психологически и социологически ориентированной социальной психологии (естественнонаучной и гуманитарной; позитивизм и социальный конструкционизм). Социальный конструкционизм как интеллектуальное движение, объединяющее психологов, социологов, антропологов, этнографов и историков культуры. Интерпретация социального поведения как смыслосозидающей активности. Социальная психология как история (Джерджен, С. Московичи, Г. Тэшфел, Р. Харре) – отход от традиционного понимания социальной психологии как науки и постановка задачи "систематического объяснения современного положения дел". Идея культурной и исторической относительности социопсихологических теорий. Общие принципы: 1) ярко выраженный антисциентизм и отказ от экспериментальных методов изучения социального поведения; 2) отрицание каузальности природы социально-психологической реальности и возможностей построения обобщающих, константных социопсихологических теорий; 3) установка на изучение текущей локальной социопсихологической практики и ее языкового измерения.

Попытки доказать адекватность альтернативных способов (эмпиризм, конструкционизм) социопсихологической интерпретации и возможность их синтеза (каузального толкования и герменевтической экспликации) в конце 90-х гг. Принцип пропорциональности развития двух сфер научного знания – теоретического и эмпирического.



"Три мира социальной психологии": североамериканская социальная психология; европейская социальная психология; социальная психология развивающихся стран. Проблема "импортирования" теорий и методов социальной психологии. Проблема ограниченности социально-психологического знания культурно-историческими рамками. Проблема концептуальной, экологической невалидности западных методик, российской социально-психологической реальности. Проблема формирования национальной социальной психологии. Этические проблемы социально-психологического исследования.

Формирование практической социальной психологии как самостоятельной науки. Отличие теоретической, эмпирической социальной психологии от прикладной и практической социальной психологии. Прикладная социальная психология как совокупность отраслей психологии, ее ориентация на академическую исследовательскую психологию естественнонаучного типа. Взаимоотношения социального психолога и "заказчика". Язык прикладного исследования в социальной психологии. Особенности определения круга задач, решаемых в прикладном исследовании. Основные направления прикладных исследований в социальной психологии (образование, управление, промышленное производство, развитие организации, рекламные и маркетинговые исследования, массовая коммуникация, политика, семья, криминология, банковская система, сфера обслуживания населения). Проблема социальной и гражданской ответственности исследователя.

Представление о практической социальной психологии как особой психологической практике, ориентированной на работу с социально-психологическими явлениями, на способы воздействия психолога на другого человека; на ценностные ориентации, на формы общения и характер взаимоотношений. Методы практической социальной психологии: социальная групповая психотерапия; социально-психологический тренинг, социально-психологическое консультирование; метод анализа ситуаций и т.д. Основные роли психолога – практика: консультант, эксперт, ведущий тренинговых групп, психотерапевт.


Тема 6. Закономерности общения и взаимодействия людей

Междисциплинарный характер становления социальной психологии общения. Методологическое значение введения понятия "общение" в социальную психологию. Исследование общения в различных системах научного знания: на философском, культурологическом, социологическом, социально-психологическом, психологическом и психофизиологическом уровнях. Роль этологических, этнографических исследований в становлении концепций общения. "Социобиология и зоосемиотика как направления в изучении общения. Современная семиотика и теория коммуникаций и их роль в определении основных характеристик общения. Традиции символического интеракционизма в изучении общения. Проблема языка, символа в социальной психологии общения. Экзистенциальная традиция в рассмотрении общения. "Диалогика" М. Бубера.

Специфика формирования отечественного социально-психологического подхода к общению. Первые разработки проблем общения в лингвистике, литературоведении (М.М. Бахтин), в коллективной рефлексологии В.М. Бехтерева, в контексте культурно-исторического подхода Л.С. Выготского, в теории отношений В.Н. Мясищева, в онтопсихологическом подходе Б.Г. Ананьева. Основные положения концепции сценического общения К.С. Станиславского.



Дискуссия о взаимосвязи деятельности и общения (А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Г.М. Андреева, Б.Д. Парыгин). Трактовка совместной деятельности как условия возникновения общения (А.В. Петровский, Г.М. Андреева). Обоснование самостоятельного статуса категории общения в социальной психологии, ее несводимости к какому-то виду деятельности. Представление об общении и деятельности как двух сторонах жизнедеятельности личности (Б.Ф. Ломов). Определение общения как многоуровневого и многогранного феномена, как особой психологической деятельности в рамках отечественной социальной психологии. Гносеологическая формула общения: канал – знак – значение – смысл – отношение – поведение – личность. Классификация функций общения в социальной психологии: коммуникативная, информативная, когнитивная, эмоциональная, эмотивная, креативная (В.Н. Панферов).

Формирование концепции общения в рамках субъект-субъектного подхода в психологии. Основные характеристики подхода к общению как к ценности. Гуманистическая трактовка общения в отечественной социальной психологии (А.У. Хараш, Каган, Л.А. Петровская, Флоренская и др.).
Модуль 2

Тема 7. Представления о структуре, этапах и механизмах

общения

Уровни анализа общения: макроуровень, мезоуровень, микроуровень. Подходы к анализу общения на мезо- и макроуровнях. Различные точки зрения на структуру общения. А.А. Леоньтьев о структуре общения как о структуре речевой деятельности. Трехкомпонентная структура общения В.Н. Мясищева (образ – отношение – обращение). Внешняя и внутренняя структура общения, формальная и содержательная (Б.Д. Парыгин).

Представление о структуре общения как о взаимодействии социально-перцептивной, коммуникативной, интерактивной сторон общения (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев и др.). Этапы общения и механизмы общения (убеждение, внушение, подражание, эмпатия, идентификация, рефлексия).

Виды обратной связи в общении. Представление об обратной связи в современных исследованиях общения. Непосредственные и опосредованные вербальные способы организации обратной связи в общении: 1) риторические вопросы (привлечение партнера к своим переживаниям); 2) приказы и запреты (ограничение поведения); 3) выговоры и претензии (неправомерные обобщения – "всегда", "никогда", "опять"), ирония, сарказм (вызвать чувство неловкости, стыда); 4) похвала и порицание. Непосредственные способы выражения отношения: 1) называние собственных чувств; 2) употребление сравнений; 3) описание своего состояния; 4) обозначение возможных действий, к которым побуждают переживаемые чувства.

Невербальные способы организации обратной связи в общении. Функции экспрессии в организации обратной связи: 1) в качестве показателя общей психомоторной активности личности, сопряженной с ее темпераментом (темп, амплитуда, интенсивность, гармоничность движений); 2) как показатель актуальных психических состояний личности; 3) как выражение модальности, знака отношения одного человека к другому; 4) в качества средства, информирующего о свойствах и качествах личности; 5) как показатель развития личности в качестве субъекта общения (программы вступления в контакт, поддержания и выхода из него); 6) в качестве показателя социального статуса личности; 7) как средство отождествления личности с определенной группой, общностью, культурой; 8) в качестве средства маскировки, предъявления и регуляции внешним "я" личности; 9) как средство, целенаправленно использующееся личностью для контроля, нейтрализации негативных отношений, состояний и создания социально-приемлемых форм поведения; 10) может рассматриваться в качестве показателя личностных способов разрядки, облегчения в стрессогенных ситуациях (П. Экман, П. Бул, С.Л. Рубинштейн, А.А. Бодалев).

Типы общения. Дихотомический подход к определению типов общения: непосредственное – опосредованное; ролевое – личностное; вербальное – невербальное; затрудненное – незатрудненное; эффективное – неэффективное; закрытое – открытое; монологическое – диалогическое; субъектное – объектное; формальное – неформальное и т.д. Психолингвистическая типология общения А.А. Леонтьева, ее критерии: ориентированность, психологическая динамика, семиотическая специализация и степень опосредованности общения. Основные характеристики специфических форм общения, выделенных М.И. Бобневой: резонансное, "стигматное", "эзотерическое", "этикетное", раппортное, референтное. Стилевые критерии определения видов общения: доверительно-диалогический стиль; альтруистический стиль; конформный стиль; пассивно-индефферентный стиль; рефлексивно-манипулятивный стиль; авторитарно-монологический стиль; конфликтный стиль (С. Братченко, Г.А. Ковалев, В.А. Кан-Калик).

Подходы к определению диалогического и монологического общения. Субъектно-субъектная парадигма общения как основа определения диалогических способов общения. Представление о диалоге в трудах М. Бахтина. Ценностный подход к анализу диалогических форм общения. Критерии определения примитивного и манипулятивного общения (вид направленности, тип "пристройки", степень адекватности представления о себе и партнере), тема общения, способы вступления в контакт и выхода из него). Приемы манипулирования в общении.

Затрудненное и незатрудненное общение. Понятие о затрудненном общении (В.Н. Куницина, А.А. Бодалев, Б.Д. Парыгин, В.А. Лабунская). Основные способы проявления затрудненного общения (трения, сбои, конфликты). Критерии определения затрудненного общения: наличие психофизиологических, психологических и социально-психологических барьеров на пути достижения целей общения; степень нервно-психического напряжения участников общения; уровень понимания партнерами друг друга; степень соответствия результата поставленным целям. Различия между затрудненным – незатрудненным общением и эффективным – неэффективным общением.

Социально-психологическая интерпретация оптимального общения. Оптимальное общение как общение, создающее условия для развития личности, творческого подхода к деятельности. Функции оптимального общения: управление социально-психологическими процессами в группе; формирование благоприятного эмоционального климата совместной деятельности; достижение целей общения, его основных результатов.

Творческое общение в искусстве и науке: 1) субъект-субъектная система отношений; 2) признание уникальности, неповторимости, ценности партнеров друг для друга; 3) диалогичность общения; 4) отношение друг к другу как к цели общения; 5) предоставление себе и партнеру свободы в выборе способов поведения. Реальное и воображаемое общение. Представление о воображаемом общении в работах К.С. Станиславского.
Тема 8. Социально-психологический анализ коммуникации,

социальной перцепции и взаимодействия в общении

Особенности коммуникации в общении. Использование различных знаковых систем в коммуникации. Проблема кода, языка, знака, значения и смысла, понимания и интерпретации как методологические проблемы социальной психологии общения (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, П. Вацлавик, Дж. Бивин, Д. Джексон, В.Н. Панферов, А.А. Леонтьев, Б.Д. Парыгин и др.). Виды коммуникации. Вербальная коммуникация. Основные характеристики вербальной коммуникации (направленность, модальность, значимость, дистантность). Монологическая и диалогическая коммуникация.

Невербальные коммуникации. Соотношение понятий невербальные коммуникации и невербальное общение. Связь и различия между невербальным поведением, невербальной коммуникацией и невербальным общением (Г.М. Андреева, Н.И. Горелов, А.А. Леонтьев, В.А. Лабунская). Средства невербального общения. Паралингвистические и экстралингвистические функции невербальных средств общения. Взаимодействие речевых и невербальных средств в общении. Паралингвистические функции невербальных коммуникаций. Роль интонации в создании смысловой картины речевой коммуникации. Основные различия между невербальным и вербальным языком общения (Харрисон, А.А. Леонтьев, В.А. Лабунская). Особенности массовой коммуникации и общение (Матвеева).



Социально-перцептивная сторона общения. Понятие о социально-перцептивной стороне общения. Виды социальной перцепции. Отличия между межличностным, межгрупповым познанием и самопознанием, самовосприятием. Основные характеристики социально-перцептивных образов, понятий, представлений, установок, стереотипов (А.А. Бодалев, Г.М. Андреева, Юревич). Оценка и самооценка в структуре социально-перцептивной деятельности личности. Критерии анализа оценок и самооценок (содержание, структура, уровень, сложность и т.д.).

Эмпатия как механизм межличностного познания. Виды эмпатии. Идентификация и рефлексия как механизмы социального познания (Г.М. Андреева, В.В. Знаков). Феномен "каузальной атрибуции", "первого впечатления", "стереотипизации". Внешность и интерпретация личности. Внешнее, экспрессивное "Я" личности и проблема предъявления себя в общении. Компоненты экспрессивного Я личности: устойчивые (физиогномика, индивидно-конституциональные характеристики человека), среднеустойчивые (оформление внешности: прическа, косметика, украшения, одежда) и динамические параметры выражения (экспрессивное, невербальное поведение).

Факторы адекватности межличностного познания. Проблема точности, "истинности" межличностного и межгруппового познания. Особенности процессов понимания и интерпретации в социальной психологии общения. "Пристрастность", субъективность, редукция содержания понятий к личному опыту, незавершенность формирования знания о человеке – основные характеристики интерпретации в межличностном общении (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Славская, В.В. Знаков, В.А. Лабунская).

Интерактивная сторона общения. Понятие о взаимодействии, контакте как основной единице анализа общения. Виды взаимодействия. Модели кооперативного и конфликтного взаимодействия. Стратегии поведения участников взаимодействия: содействие, противодействие и уклонение от взаимодействия в общении. Представление о взаимодействии как форме организации совместной деятельности. Решение проблемы взаимодействия в символическом интеракционизме. Ролевое взаимодействие. Теории "диадического взаимодействия". Подход к взаимодействию в транзактном анализе (Э. Берн). Конфликт как форма взаимодействия. Социально-психологические теории межличностного конфликта. Стратегия и тактика поведения в конфликте. Функции конфликтного взаимодействия (Н.В. Гришина, А.И. Донцов, Р. Фишер, У. Юри).

Понятие о кинесико-проксемических паттернах общения и невербальных интеракциях как показателях вида взаимодействия. Функции невербальных интеракций в организации взаимодействия: 1) поддерживание оптимального уровня близости с партнером; 2) изменение взаимоотношений в общении; 3) придание определенной формы взаимодействию с другими (от конфликта до согласия); 4) осуществление социальной стратификации; 5) способ демонстрации групповой принадлежности и удовлетворения потребности в социальной и социально-психологической идентичности (П. Бул, А.А. Бодалев, Э. Холл, Г.М. Андреева).


Тема 9. Группа как объект социально-психологического

исследования

Психологический анализ малой группы. Понятие малой группы. Этимологический аспект понятия "малая группа". Особенности становления группы как психологической общности. Основные факторы (деятельность и общение) превращения группы в психологическую общность. Основные критерии определения группы в различных социально-психологических ориентациях (социально - перцептивный критерий; удовлетворение мотивационно-потребностной сферы личности; характер взаимодействия членов группы).

Деятельностный подход к определению феномена "группы" (школа А.В. Петровского). Параметрическая концепция Л.И. Уманского. Организационно-управленческий подход.

Зарубежные подходы к определению феномена "группа": теория "поля" К. Левина; интеракционистская концепция. Социометрическое направление. Представления о группе в психоанализе.

Классификация малых групп. Основания для классификации малых групп. Представление о лабораторной и естественной группе. Отличия между организованной (формальной) и спонтанной (неорганизованной) группой. Понятие о закрытой и открытой группе. Стационарные и временные группы. Референтная группа и ее основные характеристики. Проблема величины малой группы. Критерии отличия малой группы от большой. Демографические критерии определения малой группы. Значение различных типов малых групп в детерминации поведения их членов.

Предпосылки формирования групп как субъектов совместной деятельности и жизнедеятельности: пространственно-временные признаки; групповые цели и задачи; система взаимодействия; организация совместной деятельности. Структура малой группы (формальная, неформальная, полуформальная). Многомерный анализ групповой структуры. Формально-статусное измерение. Социометрическое измерение. Модели групповой структуры. Модель Д. Хоманса. Модель групповой структуры Р. Кэттелла. Двухмерная модель групповой структуры Р. Бейлза. Понятийный аппарат для описания структуры группы в отечественной социальной психологии. Позиция, статус, роль личности в группе. Групповые нормы и ценности. Понятие групповых санкций, группового сознания и групповых ожиданий.

Развитие группы и динамические процессы в малых группах.

Понятие групповой динамики. Механизмы групповой динамики. Разрешение внутригрупповых противоречий. Значение исследований К.Левина в контексте проблем групповой динамики.

Формирование идеи развития группы наряду с идеей групповой динамики. Этапность развития малой группы. Двухфакторная модель развития группы Б. Такмена. Нормативно-ролевая система Н. Обера. Представления о развитии группы в теории деятельностного опосредования межличностных отношений (А.В. Петровский). Уровни развития группы и групповая динамика. Традиции социально-психологического тренинга в объяснении взаимосвязи между уровнем развития группы и динамическими процессами в группе (теория В. Бенниса и Г. Шеппарда). Представления Д. Морено о развитии малой группы. Межличностные выборы, как показатели уровня развития группы. Особенности коммуникативных связей, частота и устойчивость взаимодействия индивидов в группе как эмпирические показатели уровня развития группы. Феномен "группового согласия" (Т. Ньюком). Сходство социальных установок, ожиданий, ценностных ориентаций как показатель развития группы. Представления о развитии трудовых коллективов в работах А.Л. Журавлева и др. Системные представления о развитии малых групп. Стадии и уровни развития коллектива. Традиции отечественной социальной психологии в изучении коллектива.

Феномены групповой динамики малых групп.

Феномен группового давления. Конформизм. Эксперименты С. Аша, Кратчфилда по изучению конформизма. Исследование М. Шерифом конформизма и групповых норм. Эксперименты С. Милгрэма по выявлению факторов подчинения личности. Современные исследования конформного поведения (М. Дойч, Г. Джерардо). Роль социального контекста и психологического состояния личности в проявлении конформизма. Различия в определении конформизма и групповой сплоченности. Социометрический подход к изучению групповой сплоченности. Принцип деятельностного опосредования и феномен групповой сплоченности (А.В. Петровский; А.И. Донцов). Ценностно-ориентационное единство группы. Феномен нонконформизма. Самоопределение личности в группе как альтернатива явлению конформизма – нонконформизма.

Понимание лидерства как группового психологического феномена. Теоретические подходы к изучению лидерства в социальной психологии. Теория "черт" лидерства и ее связь с харизматической концепцией. "Ситуационная" теория лидерства. "Системная" теория лидерства. Концепция ценностного обмена Р.Л. Кричевского.

Социометрический подход в изучении лидерства. Основные содержательные и формальные характеристики стилей лидерства. Психологические характеристики различных видов функциональных лидеров в группе. Особенности делового и эмоционального лидерства. Мотивация лидерства в группе: власть над людьми; самореализация организатора; мотивация "жертвы"; мотив самоутверждения; "помогающее поведение". Лидерство и руководство. Вероятностная модель эффективности руководства Ф. Фидлера.

Феномен групповой фацилитации. Явление "поляризации группы". Основные факторы, влияющие на механизм формирования группового мнения и на процесс принятия решения группой. Проблема соотношения качества группового и индивидуального решения. Феномен "сдвига риска" и "сдвига к осторожности" и их роль в объяснении особенностей группового решения. Причины ошибочных групповых решений. Феномен "диффузия ответственности" и его последствия в группе.

Конфликт как процесс внутригруппового взаимодействия и как психологическое состояние малой группы. Функции конфликта в группе. Критерии определения конфликта в группе. Характеристика основных видов конфликта в малых группах. Стадии развития конфликта и их характеристика. Явление спонтанного "затухания" конфликта. Конфронтация и сотрудничество в разрешении конфликта.



Понятие продуктивности групповой деятельности и удовлетворенности членством в группе. Факторы эффективности групповой деятельности: объем группы и соответствие групповым целям и задачам; психологическая композиция группы; виды коммуникативных сетей в группе; стиль лидерства; распределение ответственности и т.д.
Тема 10. Большие группы в социальной психологии

Большая социальная группа как объект социально-психологического исследования. Понимание больших социальных групп и их сравнение с малыми группами. Виды больших социальных групп (классы, социальные слои, нации, профессиональные группы). Временные, неорганизованные группы – толпы, аудитории, публика. Связь социальной психологии и социологии при исследовании больших групп. Специфика социально-психологического изучения больших групп по сравнению с социологическим подходом (Г.М. Андреева, Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Поршнев). Описание "предметного поля" социальной психологии в исследовании больших групп (Г.Г. Дилигенский). Критерии определения больших групп по степени их интеграции. Особенности основных уровней интеграции больших групп: типологического, идентификационного, установочно-деятельностного и собственно-деятельностного. Факторы, определяющие уровень психологической интеграции больших социальных групп. Влияние степени гомогенности – гетерогенности больших социальных групп на ее интеграцию. Роль внутригрупповых и межгрупповых коммуникаций, социальной мобильности на интеграцию и дезинтеграцию больших социальных групп. Лидеры и организация как условие совместных действий больших групп (А.Л. Журавлев, Б.Д. Парыгин, Г.Г. Дилигенский). Проблемы исследования больших социальных групп: какие группы следует рассматривать в качестве "больших"; какова структура, соподчинение и характер взаимосвязи ее элементов; каково соотношение психики отдельных индивидов с элементами групповой психологии; какими методами изучаются большие группы (Г.М. Андреева). Признаки, отличающие большие группы от малых: специфические регуляторы социального поведения (нравы, обычаи, традиции); образ жизни группы (интересы, ценности, потребности группы); наличие специфического языка. Структура большой группы: 1) психический склад (социальный, национальный характер, нравы, обычаи, традиции); 2) эмоциональная сфера (потребности, интересы, настроения) (Г.М. Андреева, Г.Г. Дилигенский, Ю.В. Бромлейц, А.И. Горячева); 3) социальные представления группы (С. Московичи) и менталитет групп.

Психология социальных классов и этнических групп. Понятие о социальных классах. Проблема выделения критериев стратификации общества на современном этапе его развития. Базовые социологические критерии социальной стратификации (П. Сорокин). Традиции исследования психологии классов в американской психологии, европейской и отечественной социальной психологии (Г.М. Андреева). Динамическая структура классовой психологии (классовые потребности, интересы, социальные чувства) (Б.Д. Парыгин). Устойчивые компоненты психологии классов: социальный характер (Э. Фром); привычки, обычаи и традиции класса. Понятие о классовом сознании и самосознании, динамика их содержания на различных этапах общественного развития.

Этнопсихология как наука, рождающаяся на стыке социальной психологии и этнографии. Вундт как основоположник психологии этнических групп. М. Лазарус и Г. Штейнталь о психологии народов как науке. Понимание предмета и задач этнопсихологии в трудах Г. Шпета. Основные подходы к изучению этнической психологии: культурная антропология, психологическая антропология (понятие базовой и модальной личности – А. Кардинер и Р. Линтон; концепция национального характера и ее содержание – М. Мид, Дж. Горер; мультимодальная концепция национального характера). Взаимосвязь в развитии кросскультурной, этнической и антропологической психологии (Г. Триандис).

Понятие "психологический склад нации" и "национальный характер". Элементы психического склада: национальный характер, нравы, обычаи, традиции. Эмоциональные компоненты: национальное чувство, настроения, потребности, интересы. Системный подход к изучению этнопсихологических особенностей группы. Рассмотрение интегральных явлений: ценностные ориентации; особенности общения; поведения, межэтнического взаимодействия, специфика проявления психических процессов и темперамента. Относительность и историчность национальной психологии.

Этническая идентификация личности и этническое самосознание. Стадии формирования этнической идентификации и самосознания. Этноцентризм как свойство этнического самосознания. Концепция "мы – чувства" Б. Поршнева.

Практическое значение изучения этнических стереотипов, предрассудков, установок.

Стихийные группы и социальные движения.

Типы стихийных групп: толпа, масса, публика (Г.М. Андреева). Основные признаки толпы, как большой социальной группы. Лебон, Тард, Фрейд, Сигеле, Фуллье, Московичи о психологии толпы. Представления Н.К. Михайловского о психологии толпы. Критерии определения основных видов толп. Пассивные, активные и агрессивные толпы. Условия возникновения толп. Специфика коммуникативных и интерактивных процессов в толпе. Механизмы воздействия: заражение, внушение. Социально-психологические особенности поведения человека в толпе. Феномены возрастания экстернальности поведения и деиндивидуализации личности в толпе. Иррациональность поведения человека в толпе. Явление паники, его исследование в социальной психологии (Кэнтрил, Парыгин, Поршнев, Шерковин).

Понятие о массовых слухах. Условия возникновения и распространения слухов (степень неопределенности, информированности, неуверенности людей.). Значимость социальных событий как фактор распространения слухов. Основные функции слухов. Условия и способы предупреждения слухов.

Социальные движения. Социальные движения как специфический феномен массового поведения. Уровни социальных движений: широкие движения с глобальными целями; локальные движения, ограниченные территорией, социальной группой (движение за равноправие женщин, за права сексуальных меньшинств); движения с конкретными прагматическими целями. Черты социальных движений: опора на общественное мнение; стремление к изменению ситуации; наличие программы; осмысление средств, выбранных для достижения цели; реализуется в различных формах массового поведения (демонстрации, манифестации, митинги, съезды). Мотивы участия в социальных движениях (устойчивые и вариативные). Теории "относительной депревации" и "мобилизации ресурсов", объясняющие причины присоединения к социальным движениям.

Проблема соотношения позиции большинства и меньшинства в социальном движении (Московичи). Условия влияния меньшинства на большинство: последовательный стиль поведения; разработка концепции переговоров. Проблема лидера и лидеров в социальном движении. Авторитет лидера и его имидж (Яницкий).


Тема 11. Психология межгруппового взаимодействия

Социально-психологическое понимание межгрупповых отношений. Интеракционистский подход М. Шерифа: когнитивистская концепция А. Тэшфела, В. Дуаза и др. Социально-психологическое изучение отражения реальных межгрупповых отношений в сознании людей. Когнитивные процессы, лежащие в основе феноменов межгруппового восприятия: социальная категоризация; межгрупповая дифференциация; групповая идентификация; межгрупповое сравнение. Стратегии сохранения позитивной групповой идентичности. Роль механизмов социальной категоризации и идентификации личности с группой в процессах межгруппового взаимодействия (Г. Тэшфел, Дж. Тернер).

Эффекты внутригруппового фаворитизма и его детерминанты. Внешнегрупповой фаворитизм у низкостатусных групп меньшинства. Стереотипизация и групповая каузальная атрибуция (В.С. Агеев). Влияние межгруппового взаимодействия на внутригрупповые процессы.



Психологические особенности межгрупповых конфликтов. Понятие межгруппового конфликта. Объяснительные теории межгрупповых конфликтов: теория агрессивной потребности или побуждения (В. Макдугалл, З. Фрейд, К. Лоренц). Концепция "фрустрации агрессии" (Л. Берковитц). Концепция "авторитарной личности" Адорно, представления М. Шерифа о межгрупповой враждебности. Разработка теории межгруппового конфликта Д. Кэмпбэллом.

Модели эскалации межгруппового конфликта и типичные причины их возникновения. Переговоры как один из оптимальных путей урегулирования межгрупповых конфликтов. Технологии ведения переговоров (Фишер, Юри).


Тема 12. Социальная психология личности

Понятие о личности в социальной психологии. Особенности трактовки личности в социальной психологии по сравнению с ее определением в социологии и общей психологии. Рассмотрение личности сквозь призму группы. Личность и группа. Понятие о социальной биографии личности. Основные теоретические социально-психологические ориентации в поисках объяснительных принципов социального поведения личности. Представление А. Адлера о социальной психологии личности. Социально-психологические характеристики личности в концепции Э. Фромма, К. Хорни. Представления Г. Салливана о социально-психологической сущности личности. Представление о личности как субъекте отношений в теории В.Н. Мясищева. Социально-психологический анализ личности в трудах С.Л. Рубинштейна. Диспозиционная концепция личности В.А. Ядова.

Социально-психологическое рассмотрение процесса социализации личности. Эпигенетический принцип исследования социального развития личности. Основные этапы социализации индивида (концепция Э. Эриксона). Институты и механизмы социализации (механизм типизации и индивидуализации). Макро- и микросоциализация. Основные фазы микросоциализации: адаптация, индивидуализация, интеграция. Понятие о социальной дезадаптации личности. Представление о социально-психологических кризисах личности. Нормальное и аномальное социальное поведение личности.

Я-концепция личности, ее структура (Р. Бернс, М. Кун). Условия, способствующие становлению Я-концепции, развитию Я (А. Маслоу, Роджерс). Понимание Я-концепции как социальной установки личности на себя. Соотношение Я-концепции с другими терминами в социальной психологии (образ Я, представление о себе, самоотношение и т.д.). Я-концепция и самосознание личности. Понятие о самоуважении и самооценке личности. Понятие о децентрации, идентичности, рефлексивности и эгоцентричности как основных характеристиках самосознания.

Ролевая теория. Статус и роль. Виды статусов и коды поведения. Структура роли и типы ролей. Мотивы исполнения ролей, усвоения ролей. Роль и личность. Понятие о межролевых и внутриролевых конфликтах (Холландер, Д. Мид, Ч. Кули, Т. Шибутани).

Социально-психологические классификации личности (К. Хорни, Роттер, Э. Фромм). Понятие о социальном характере и "базовой" личности. Авторитарная личность (Т. Адорно).



Методы изучения личности в социальной психологии. Лонгитюдные исследования. Основные тесты и опросники. "Большая пятерка" факторов. Социально-психологический тест "20 высказываний".
Тема 13. Социально-психологические характеристики личности

Различные подходы к исследованию социальных установок в отечественной психологии. Категории направленности, отношения, ценностных ориентаций. Соотношение понятий "установка" и "аттитюд". Структура социальных установок: эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты. Основные шкалы измерения социальных установок. Сравнительный анализ социальных установок и стереотипов. Основные свойства социальных стереотипов. Функции социальных стереотипов в социальном поведении личности.

Ценностные ориентации личности и представление об их классификации. Иерархия ценностей. Ценности и нормы. Ценности и смыслы личности. Направленность личности. Виды социальных потребностей и мотивов личности. Экстернальность и интернальность как характеристики локуса контроля личности. Представление об ответственности, свободе, активности личности (Абульханова-Славская, Э. Фромм, Муздыбаев). Иерархическая структура диспозиций личности. Создание диспозиционной концепции регуляции социального поведения и ее основное содержание (В.А. Ядов).



Понятие о социально-психологической компетентности личности (Л.А. Петровская). Социальный интеллект, социальное воображение, проницательность, социальная интуиция (Бобнева, Корсунский, Обозов). Коммуникативные свойства личности. Понятие об общительности и способности к общению.

Социально-психологический тренинг как способ развития социально-психологических характеристик личности.

Заключение. Основные направления прикладных исследований и практической социальной психологии.



Модуль 1 семинар 1. предмет и виды социальной психологии.

Каталог: site -> files -> site library file
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международные стандарты финансовой отчетности» направление подготовки 080100. 62
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология»
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология социальной работы» для студентов заочной формы обучения
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: ощущение и восприятие» для студентов заочной формы обучения
site library file -> Рабочая программа по дисциплине дв 1 Психология сознания и бессознательного (индекс) (наименование) направление
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы психогенетики» для студентов заочной формы обучения
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «ОП: Внимание и память»
site library file -> Рабочая программа дисциплины дв. 1 Гештальт-психология


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница