Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология социальной работы» для студентов заочной формы обучения



Дата14.02.2016
Размер0.49 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,iubip-emb1_2

БИЗНЕСА И ПРАВА
Е.А. Петренко


Учебно-методический комплекс
по дисциплине


«Психология социальной работы»

для студентов заочной формы обучения

Ростов-на-Дону

2014

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология социальной работы» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов заочной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 030300.62 «Психология»



Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Психология и управление персоналом» и утвержден Учебно-методическим советом Академии Управления (протокол № от ) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебную программу, содержание практических работ, темы контрольных работ, требования к уровню освоения программы.

Составитель: Е.А. Петренко


Рецензент:



содержание

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 17

7.1 Основная литература 17

7.2 Дополнительная литература 17


1 ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

Наименование тем лекций, их содержание
Тема 1. Введение в психологию социальной работы.

Социальная работа и психология (из истории формирования социальной работы и ее связи с психологией). Предмет, структура и функции психологии социальной работы. Формирование социальной работы как науки и специфической социально-


психологической деятельности. М. Ричмонд и возникновение диагностической школы. Основные принципы. Функциональная школа. Развитие основных принципов диагностической и
функциональной школ в истории социальной работы. Предмет психологии социальной работы ее структура и функции.
Тема 2. Основные психологические теории личности и их влияние на психосоциальную практику.

Теория личности У. Джеймса. Психоаналитические теории личности (З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер). Бихевиористские концепции (Б. Скиннер, А. Бандура). Теория личности Р. Кеттела. Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Рождерс). Онтопсихология А. Менегетти.


Тема 3. Основы методологии социальной работы.

Теория социальной работы с точки зрения общей теории систем. Развитие профессиональных стандартов в социальной работе. Этические правила деятельности психолога. Психологическое консультирование в социальной работе. Подходы в социальной работе (структурный, диагностический и функциональный). Психоаналитический подход в социальной работе.


Тема 4. Психотехнологии диагностики в социальной работе.

Понятие психотехнологии диагностики. Основные психодиагностические методики, применяемые в социальной работе. Психодиагностика личностных особенностей. Психодиагностика социальной дезадаптации личности. Психодаигностика отклоняющегося поведения.


Тема 5. Психотехнологии коррекции и реабилитации в социальной работе.

Основные психологические проблемы клиентов. Подходы к психокоррекции и реабилитации в социальной работе. Структура и система коррекционной и реабилитационной деятельности. Индивидуальная и групповая психокоррекционная работа.


Тема 6. Психологическая и социальная помощь семье и ребенку.

Социально-психологическая помощь младенцам и детям раннего возраста. Программы раннего вмешательства. Поддержка родителей детей с особыми потребностями. Общие принципы и развитие семейного консультирования. Психология социальной работы с детьми, пережившими насилие в семье. Психологические особенности детей – социальных сирот.



2. Практические занятия

Наименование практических занятий, их содержание


Занятие 1. Основные понятия психологии социальной работы.

  1. Понятия “человек”, “индивид”, “личность”, “индивидуальность”в контексте психологии социальной работы.

  2. Понятие и сущность социализации.

  3. Понятие и сущность адаптации.

  4. Социально-психологическая адаптация.

  5. Понятие и сущность социально-психологической реабилитации.


Занятие 2. Основные направления социальной работы.

    1. Проблемы пола и возраста в социальной работе.

    2. Мужские и женские стереотипы.

    3. Ролевое поведение в социуме, в семье, на производстве.

    4. Специфика психосоциальных проблем, особенность требований окружающей среды к мужчинам и женщинам.

    5. Возраст как фактор дискриминации человека.

    6. Проблемы пожилого возраста.

    7. Социальная работа в системе образования. Особенности, формы и методы социальной работы в школе.

    8. Учреждения социальной профилактики и реабилитации детей и подростков.

    9. Социальный работник и социальный педагог.

    10. Социальная работа в пенитенциарной системе.

    11. Генезис санкций и наказаний в пенитенциарной системе.

    12. Социальная терапия в местах лишения свободы.

    13. Социальная работа в системе социального обслуживания населения. Сущность, цели и задачи социального обслуживания населения.

    14. Система социального обслуживания населения. Учреждения социального обслуживания населения: их виды и специфика деятельности.


Занятие 3. Профессионально-важные качества специалиста в области социальной работы.

  1. Эмпатия: понятие. Сущность, виды и формы.

  2. Факторы развития эмпатии. Функции эмпатии в межличностных отношениях.

  3. Характеристики личности эмпатийного человека. Методы определения степени эмпатийности личности.

  4. Доверительное поведение.Что такое вера и доверие в психологии и какие различия существуют между ними.

  5. Какие функции в жизни человека выполняет доверие. Какие факторы влияют на формирование различных видов доверия.

  6. Что такое доверие к себе. Каковы психологические особенности личности доверяющей себе и другому, и какие методы изучения этих особенностей существуют.


Занятие 4. Психотехнологии диагностики в социальной работе.

1. Подбор методик и проведение психологической диагностики следующих клиентов (на выбор):

- подростка с девиантным поведением;

- пенсионера;

- родителей детей с особыми потребностями;

- члена асоциальной семьи;

- человека, страдающего зависимостью (алкогольной, наркотической, игровой).



2. Подготовка сообщения о результатах диагностики.
Занятие 5. Консультативная деятельность в социальной работе.

  1. Методологические основы принципа консультирования.

  2. Процедуры и техники консультирования.

  3. Требования к личности консультанта.

  4. Семейное консультирование.

  5. Социальная работа с группой.

  6. Социальная индивидуальная работа со случаем.


Занятие 6. Кризисная помощь в социальной работе.

    1. Психологические особенности проживания кризиса и утраты.

    2. Феномен посттравматического стрессового расстройства.

    3. Проблема суицида и суицидального поведения.


Занятие 7. Профессиональные риски в деятельности социального работника.

  1. Сущность, виды и проявление профессиональной деформации личности социального работника.

  2. Синдром «эмоционального выгорания» и психогигиена в социальной работе.


3. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ



Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями


  1. Составить программу индивидуальной работы с ребенком с особыми потребностями (ПК-5).

  2. Составить программу психологической диагностики военнослужащего, побывавшего в зоне боевых действий (ПК-5).

  3. Отразить основные направления работы с семьей и ближайшим социальным окружением ребенка (ОК-2, ПК-5):

- пережившего насилие;

- после развода родителей;

- после потери близкого человека;

- с попыткой суицида;



- с признаками социальной (школьной) дезадаптации.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ контрольных РАБОТ



4.1 Варианты контрольных работ.


  1. Оформление теоретической парадигмы социальной работы в 20 веке.

  2. Отношение к инвалидам в современном российском обществе.

  3. Концепция качества жизни в пожилом и старческом возрасте и ее социально-экономическое обоснование.

  4. Наркотики в культурах мира.

  5. Социальное сиротство как проблема современного общества и психологический феномен.

  6. Система благотворительности в 90-е г.г. 20 века в Российской Федерации.

  7. Система учреждений социальной защиты на рубеже 20-21 в.в.

  8. Система становления социальной защиты в Европе.

  9. Особенности оформления практики социальной работы в Скандинавских странах.

  10. Психология взаимоотношений между социальным работником и клиентом.

  11. Семейное насилие и его жертвы.

  12. Психология социальной работы с детьми и подростками.

  13. Социальный работник в системе ювенальной юстиции.

  14. Социально-психологическая помощь наркоманам.

  15. Социально-психологическая помощь суицидентам.

  16. Психология социальной работы с бездомными.

  17. Психология социальной работы с осужденными.

  18. Методы социальной работы со случаем.

  19. Психологические теории и метод решения проблем.

  20. Семья как клиент социальной работы.

  21. Семья как фактор осложненной социализации.

  22. Состояние проблемы сиротства в России/регионе/городе.

  23. Причины социального сиротства. Основные факторы риска роста социального сиротства.

  24. Одиночество как социальная проблема и возможности социальной работы для ее решения.

  25. Проблемы молодежи и молодежная политика в современном обществе.

  26. Отношение к пожилым в современном российском обществе

  27. Методы и технологии социальной работы с молодым поколением.

  28. Основные тенденции профессионального самоопределения и занятости молодежи.

  29. Отечественный опыт формирования и реализации политики в отношении семьи, детства и молодежи.

  30. Индивидуальная работа с клиентом: методология исследования проблемы клиента.

  31. Направления профессионального консультирования (индивидуальные формы работы, методы работы с группой.)

  32. Проблемы профессионального выгорания в социальной работе.

  33. История и эволюция практической социальной работы.

  34. Социальная работа и медико-гигиенические, психолого-педагогические проблемы (отечественный и зарубежный опыт.)

  35. Кризисная помощь: основные направления, методология.

  36. Психологические проблемы подросткового алкоголизма и наркомании.

  37. Психологическая характеристика развития детей в условиях детского дома.

  38. Кризисные переживания детей и подростков.



4.2 Методические рекомендации по выполнению контрольных работ
Изучение курса «Психология социальной работы» в соответствии с учебным планом предполагает написание контрольной работы студентами заочного отделения. Контрольная работа представляет собой небольшое самостоятельное научное исследование и может стать одним из важных этапов в процессе подготовки к написанию курсовой или выпускной дипломной работы.

Цель написания контрольной работы состоит в углубленном самостоятельном изучении студентами заочного отделения вопросов по курсу «Психология социальной работы» и контроле результатов этой работы со стороны преподавателя.

Последовательность выполнения контрольной работы такова: выбор темы, сбор информационного материала, подготовка и написание работы.

Контрольная работа – это письменный анализ литературных источников, практики деятельности и (или), причем реже, результатов экспериментального исследования.

Объем контрольной работы – 10-12 печатных страниц, выполненных через 1,5 интервала. Текст пишется на одной стороне листа с оставлением полей, страницы нумеруются и брошюруются. На титульном листе помещаются название института, тема работы, данные об авторе, факультете и группе. Затем идет план работы из трех-четырех вопросов, отражающих тему в логической последовательности рассмотрения.

Тему контрольной работы студент выбирает самостоятельно из предлагаемого перечня тем, в соответствии с собственными научными интересами и склонностями при консультативной помощи преподавателя, выступающего в роли руководителя выполняемой студентом контрольной работы. В выборе темы следует ориентироваться на собственный профессиональный интерес и возможности глубокого изучения. Желательна связь с профессиональной деятельностью, с тем, чтобы выполняемая работа не только способствовала расширению общего кругозора будущего специалиста, но и помогала в решении практических задач. В отдельных случаях студенту предоставляется право выбрать тему вне предлагаемого списка, согласовав ее с преподавателем. После утверждения темы работы студент приступает к подбору и изучению литературы и практических материалов. В процессе этой работы целесообразно делать выписки с указанием страниц первоисточника, фиксировать возникшие в связи с этим мысли, замечания, предложения.

По своему жанру контрольная работа может быть как теоретической, так и экспериментальной. В первом случае она строится на анализе литературных источников, подобранных в соответствии с выбранной темой работы. Основная задача в данном случае состоит в том, чтобы наиболее полно представить анализ той или иной проблемы, продемонстрировав знания истории данного вопроса, основные ключевые исследования в данной области, направления и подходы в решении проблемы, спорные вопросы и перспективы дальнейших исследований. В освящении этих вопросов студент должен опираться на конкретные научные публикации, используя отдельные положения из них в качестве аргументов. Проводя анализ тех или иных научных исследований, автор контрольной работы не должен лишать себя возможности высказывать собственное мнение по поводу обсуждаемых проблем.

В содержании контрольной работы должна быть отражена актуальность выбранной темы, под которой понимается ее современность в теоретическом и практическом планах.

Контрольная работа экспериментального характера предполагает проведение небольшого собственного эмпирического исследования, что, безусловно, не освобождает от предварительного анализа состояния выбранной научной проблемы по имеющимся публикациям.

Выполнение экспериментальной работы требует умений пользования конкретными диагностическими техниками, способами обработки полученных данных, а главное – корректной интерпретации последних. Кроме того, экспериментальная работа предполагает грамотную постановку научной проблемы, сформулированной в виде вопроса, и гипотезы, предоставленной в форме предполагаемого ответа или ответов. Проводимый эксперимент приобретает конкретный смысл лишь тогда, когда его результаты направлены на проверку выдвинутой гипотезы. Кроме того, экспериментальные работы нуждаются в четком определении объекта и предмета исследования.

В основной части излагается теоретическое содержание рассматриваемых вопросов темы со сравнительным анализом существующих по данной проблеме точек зрения. Дается описание возможностей применения теоретических знаний на практике. Основная часть работы завершается выводами.

В конце контрольной работы оформляется список используемой литературы, составленный в алфавитном порядке и в соответствии с современными библиографическими требованиями.

В приложения к работе могут быть помещены объемные многостраничные таблицы исходящих или промежуточных вычислений, а также иллюстрации (рисунки, фотоснимки, графики, гистограммы, диаграммы, схемы, анкеты, тесты, протоколы наблюдений, аналитические справки и т.п.)

Подобрав и изучив литературу и материалы практики, обучаемый приступает к составлению плана, который может быть простым или сложным. Простой план предусматривает перечень лишь основных вопросов (3-4).Сложный план предполагает наличие нескольких параграфов или рубрик в каждом вопросе.

Содержание контрольной работы строится на основе анализа опубликованной и имеющейся в распоряжении студентов литературы отечественных и зарубежных авторов. Рекомендуется учебная литература по психологии труда, инженерной психологии и эргономике, периодические издания по психологии, которые есть в каждой библиотеке, такие как журнал «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Психологическая газета» и др. Существенную помощь студенту могут оказать библиотечные каталоги (алфавитный и предметный), справочная литература. В ней последовательно рассматривают историю изучения проблемы или системно излагают механизмы, теории (концепции), виды (типы), причины (факторы), а также дискуссионные вопросы. При завершении работы формулируется позиция, точка зрения автора и его выводы, даются рекомендации о возможности внедрения полученных результатов исследования в практику.

Контрольная работа представляется для проверки преподавателю до начала сессии. К сдаче зачета по дисциплине «Психология социальной работы» допускаются студенты, успешно сдавшие контрольную работу.



5. самостоятельная работа студентов



5.1 Наименование и содержание самостоятельной работы.

п/п

Содержание самостоятельной работы

Форма контр.

1

Роль психологии в социальной работе

Развернутый письменный ответ в виде эссе

2

Различия в методологии и практике социальной работы в России и на Западе в динамике исторического развития.

Заполнение сравнительной таблицы

3

Определение психосоциального подхода в социальной работе. Понимание клиента и его проблем в рамках данного подхода

контрольная работа

4

Психологические особенности людей пожилого возраста. Факторы дезадаптации.

Подготовка доклада.

5

Психологическое воздействие безработицы на личность

Подготовка к дискуссии.

6

Психосоциальные проблемы гомосексуальных отношений.

Развернутый письменный ответ в виде эссе


5.2 Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

Самостоятельная работа студентов представляет собой важную часть организации учебного процесса, поскольку позволяет в значительной степени придать инновационный характер изучаемой предметной области.

Правильно организованная самостоятельная работа студентов способствует приобретению навыков поиска и анализа различных источников информации, формирует и раз­вивает познавательные способности, навыки самоорганизации и самоконтроля, тем са­мым, способствует становлению будущего специалиста, как субъекта профессиональной деятельности.

Самостоятельная работа направлена на развитие личностного потенциала студентов, поскольку связана с деятельностью, ориентированной на осознание различных проблем социально-политического развития общества и поиска возможностей их разрешения. Познавательная активность студентов при выполнении самостоятельной работы позволяет им полнее реализовывать свой личностный потенциал, те знания и умения, которыми они уже обладают. Она способствует приобретению и усвоению профессиональных знаний, а значит развитию личностного знания, то есть самоактуализации личности студента в процессе обучения.

Такая форма деятельности должна позволить студенту оценить свои знания и возможности, создать рефлексивную позицию по отношению к самому себе, своим достижениям, к самоэффективности. Студенту предоставляется возможность самостоятельного выбора формы индивидуальной работы, и это способствует созданию положительной мотивации в процессе обучения, развитию его способностей.

Самостоятельная работа студентов направлена на формирование профессиональных знаний и умение их практического применения. Важным критерием оценки качества профессионального знания, является умение сту­дента интегрировать приобретенное знание в единую профессио­нальную схему, осознать место собственных новаторских идей и возможности их реализации в других профессиональных областях.

Одним из главных назначений самостоятельной работы студентов является переход от подражательной деятельности к творческой, где особенно ценится умение увидеть проблему, поставить цель, добиваться ее выполнения собственными силами без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию. Формируя самостоятельность в деятельности студентов, мы создаем основы интегрального образования, предполагающего взаимодействие социальных воздействий и лич­ностных отношений, мы стремимся к созданию партнерских, доверительных отношений между преподавателем и студентом.

Самостоятельная работа студента предполагает:



  • умение находить информацию и работать с ней;

  • углубленное изучение отдельных тем курса;

  • подготовку и представление результатов исследовательской работы.

В ходе выполнения самостоятельной работы студент приобретает навыки индивидуального анализа текстовых материалов. Это могут быть произведения отдельных авторов, включая классическую литературу различных исторических периодов по определенной теме исследования, труды выдающихся мыслителей XX-XXI веков, статьи современных авторов, опубликованные ведущими отечественными и зарубежными журналами. Кроме того, это могут быть авторские материалы и материалы, размещенные на официальных сайтах Интернет.

Доклад.

Доклад отличается от реферата тем, что он делается устно на одном из семинарских занятий. По процедуре организации работы доклад отличается от реферата только тем, что здесь главный акцент делается на умении студента устно изложить содержание изученного материала.

Подготовка доклада предполагает предварительное ознакомление с первоисточниками, анализ их текстов, систематизацию материала. При выполнении этого вида самостоятельной работы студент должен показать свое умение анализировать содержание прочитанной литературы, выделять главную проблему, формулировать своё отношение к ней.

Главная особенность доклада заключается в том, что перед студентом стоит задача продемонстрировать своё ораторское искусство, умение в течение 7-10 минут кратко из­ложить основные положения изученного материала, быть готовым ответить на заданные вопросы.

Процедура доклада позволяет студенту подготовить раздаточный материал, иллюстрирующий содержание его сообщения, показать умение работать с доской, компьютер­ной техникой в аудитории.

Как форма свободного общения с группой, доклад позволяет студенту продумать возможность организации обратной связи в работе с группой - задать вопросы по теме доклада, попросить студентов группы высказать своё мнение по рассматриваемой пробле­ме развития современного общества, организовать мини-обсуждение.



Эссе.

Это прозаическое сочинение – рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или общественно значимой проблеме и заведомо не претендующее на исчерпывающую трактовку предмета. Эссе – это жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный, беллетристический характер.

Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Главной функцией эссе является формирование социологического воображения у студентов. Эта способность позволяет соотносить знания, полученные в процессе обучения с изменениями, происходящими в окружающем мире, в социуме.

Для того чтобы понять те или иные реалии, отношение к ним людей, специалисту недостаточно знать постулаты теории, уяснить ее методологические принципы. Необходимо проявить неординарность мышления, особый интерес к тем проблемам, которые для рядового наблюдателя не заслуживают внимания. Для студента необходимо умение за привычным видеть более содержательные смыслы.

Эссе, в каком-то смысле, является «литературным синтезом» сходных приемов, имеющих место в других сферах человеческого творчества:

– проблематизации устоявшейся точки зрения;

– подготовки к решению некоторой фундаментальной проблемы (смена парадигмы в науке, создание художественного полотна, подготовка музыкантов и т.п.)

Эссе требует от автора не только демонстрировать какую-то «сумму знаний», но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, на своей личной позиции к тому, о чем он пишет. Это позволяет увидеть яркую индивидуальность автора, мнение которого уважается в каком-либо сообществе.


6. ЗАЧЕТНЫЕ вопросы по дисциплине


  1. Определение психосоциальной работы.

  2. Основные этапы развития психосоциальной работы. Становление профессиональных стандартов.

  3. Связь психологии и социальной работы. Теории личности как теоретико-методологическая основа психосоциальной работы.

  4. Какие основные психологические теории личности раскрывают сущность психодинамического подхода.

  5. Какие основные тенденции психодинамической теории находят отражение в психосоциальной практике?

  6. Невротическая личность и пути исцеления с точки зрения психоанализа.

  7. Психологическая защита: понятие, виды, функции защит.

  8. Теория и практика поведенческого подхода.

  9. Проблемное поведение как результат неправильного научения.

  10. Основные методы поведенческой и когнитивной терапии (техники контроля стимула, техники контроля последствий (институциональный контроль и техники самоконтроля), техники научения по моделям, когнитивные методы)

  11. Экзистенциально–гуманистическое направление в психологии.

  12. Особенности гуманистической парадигмы социальной работы.

  13. Какие основные условия повлияли на становление диагностического подхода в начале XX века?

  14. Раскройте сущность метода диагностического подхода индивидуальной работы со случаем

  15. Дайте определение функционального метода и перечислите его особенности.

  16. Функциональный и диагностический подходы: их сущности и различии.

  17. Метод решения проблем как новый этап в социальной индивидуальной работе.

  18. Ф Холлис и оформление методов психосоциальной работы со случаем.

  19. Поведенческие подходы в индивидуальной работе со случаем.

  20. Общая модель индивидуальной работы со случаем.

  21. Ценности и принципы в индивидуальной социальной работе.

  22. Пределы профессиональной компетенции в «работе со случаем».

  23. Особенности работы с «трудными», с агрессивными клиентами.

  24. Особенности работы с тревожными и депрессивными клиентами

  25. Специфика работы в микро– и макросоциальном окружении клиента

  26. Основные стадии работы с клиентом.

  27. Понятие рабочего контракта.

  28. Психологическое консультирование в психосоциальной практике.

  29. Основные различия между психологическим консультированием и психотерапией.

  30. Формы и виды консультативной практики.

  31. Основные этапы консультирования.

  32. Взаимосвязь консультирования и практической социальной работы.

  33. Психосоциальное консультирование как метод социальной работы.

  34. Особенности психосоциальной работы с семьей.

  35. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики.

  36. Структура семьи. Некоторые типы дисфункциональных семейных структур.

  37. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации.

  38. Проблемы жизненного цикла семьи.

  39. Значение семейной истории для понимания проблем семьи.

  40. Функции «симптоматического» поведения в семейной системе.

  41. Диагностические методики и техники интервьюирования семьи.

  42. Рисуночные методы в работе с детьми.

  43. Цели и возможности групповых форм психотерапии и психокоррекционных групп.

  44. Основные формы психокоррекционных групп.

  45. Процесс психосоциальной работы с группой: этапы развития группы.

  46. Общие требования к условию проведения тренингов, комплектованию групп, профессиональным и личностным установкам и стилю руководства тренинговых групп.



  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Основная литература


п/п

Перечень литературы

(IPRbooks)

1

Галасюк И.Н. и др. Психология социальной работы. – М., 2013.

2

Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей. – М., 2012.

3

Холостова Е.И. Генезис социальной работы в России. – М., 2012.



    1. Дополнительная литература





п/п

Перечень литературы



Белинская Д.Б. Основы психологии социальной работы. Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2011.



Гулина М.А. Психология социальной работы. СПб., 2010.



Грюнвальд Б., Макаби Г. Консультирование семьи. / Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2009. – 416 с.



Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М.: Изд-во Эксмо, 2009. – 928 с.



Сафонова Л.В. Психология социальной работы. – М., 2012.



Фирсов М.В., Психология социальной работы: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009 – 192 с.


8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


п/п

Перечень

1

Официальный портал о социальной работе http://soc-work.ru/

2

Портал о людях с ограниченными возможностями здоровья http://www.dislife.ru/flow/theme/6596/

3

Интернет-портал о сиротах в России и СНГ http://www.cirota.ru/


Контактная информация преподавателя


Фамилия, имя, отчество:

Петренко Елена Анатольевна

Ученая степень:

кандидат философских наук

Должность:

старший преподаватель кафедры «Психология и управление персоналом»

Кабинет:

301

Телефон:

+79034356443

e-mail:

petrenko19789@mail.ru



Приложение А

Образец оформления титульного листа контрольной работы


НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА



Контрольная работа


По дисциплине:

Вариант: №



Выполнил

(фамилия, имя, отчество)

5-й курс, НЗ-501



(курс, группа)




Проверил

(фамилия, имя, отчество)




(должность, звание, подпись)

Ростов-на-Дону



2014
Каталог: site -> files -> site library file
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международные стандарты финансовой отчетности» направление подготовки 080100. 62
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная психология» для студентов очной формы обучения
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология»
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: ощущение и восприятие» для студентов заочной формы обучения
site library file -> Рабочая программа по дисциплине дв 1 Психология сознания и бессознательного (индекс) (наименование) направление
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы психогенетики» для студентов заочной формы обучения
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «ОП: Внимание и память»
site library file -> Рабочая программа дисциплины дв. 1 Гештальт-психология


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница