Учебно-методический комплекс По дисциплине Психологическая служба в овд вид дисциплины



страница1/6
Дата20.04.2016
Размер0.76 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
Сибайский институт (филиал)

Государственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»


Утверждено

на заседании кафедры

уголовного права и процесса

протокол № ___от _____________________2008г.

Зав. кафедрой_______________Ярмухаметова Г.З.

Учебно-методический комплекс

По дисциплине Психологическая служба в ОВД вид дисциплины: общий курс

(наименование дисциплины) (общий курс, спецкурс, курс по выбору и т.п.)
Специальность Юриспруденция_______

(наименование специальности)


Учебно-методический комплекс разработал:


Кувандыкова Л.К., ассистент

(Ф.и.о., должность, ученая степень, звание)

Учебных часов по учебному плану:

Всего: 60__, в том числе:

лекций 32__________________

практических 28______________

зачетов _____________________

самостоятельная работа

студентов 58________________

Сибай -2008



Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе
1.1. Цели и задачи изучения

Основной целью дисциплины является углубление и совершенствование психологических знаний, умений и навыков слушателей, необходимых при расследовании преступлений. Эта цель достигается посредством решения следующих основных задач:



  1. Формирование представлений о психологической структуре следственной деятельности, психологических основах следственной тактики, сущности судебно-психологической экспертизы;

  2. Совершенствование навыков проведения психологического анализа следственных ситуаций, оказание правомерного психологического воздействия и установления психологического контакта с гражданами при осуществлении профессиональной деятельности, учета психологических особенностей различных видов преступлений при их расследовании;

  3. Развитие умений по использованию психологических приемов, направленных на повышение эффективности проведения следственных действий.



1.2. Требования к знаниям, умениям и навыкам

Слушатели должны овладеть знаниями о психологических явлениях возникающих в процессе расследования преступлений, о структуре деятельности и общения следователя, о психологических методах и приемах воздействия на личность и психологических особенностях поведения лиц, совершивших преступление.

Слушатели должны приобрести умения: устанавливать психологический контакт с различными участниками процесса расследования, оказывать на них правомерное психологическое воздействие; распознавать и выделять психологическое в жизни и деятельности человека; использовать психологические знания в оценке личности и деятельности человека; применять отдельные методы визуальной психодиагностики при производстве следственных действий; интерпретировать различные формы поведения и эмоциональные состояния: жесты, мимику, выражение лица, манеру и стиль поведения.

Слушатели должны овладеть навыками: профессиональной ориентации и использования психологических знаний и умений в ситуациях, требующих оценки личности и мотивации деятельности человека; компетентного применения методов визуальной психодиагностики; умелого использования закономерностей общения и приемов психологического воздействия на личность подозреваемого, свидетеля, потерпевшего и иных участников процесса расследования; применения знаний о психологических особенностях людей при планировании и производстве следственных действий.


1.3. Связь с другими дисциплинами учебного плана

Курс тесно связан с такими дисциплинами учебного плана, как:



  • информационные технологии в ОВД и образовании;

  • права человека и деятельность ОВД;

  • тенденции развития уголовно-процессуальной теории;

  • проблемы квалификации преступлений в деятельности ОВД;

  • педагогика;

  • педагогическая психология;

  • педагогическая технология и педагогическая культура;

  • общая психология;

  • возрастная психология;

  • юридическая психология.



1.4. Новые технологии в преподавании дисциплины

Использование психологического тренинга, современных методов психодиагностики. Применение компьютерной техники, наряду с другими методами активного обучения (дискуссия, проблемное обучение, деловые и ролевые игры).


1.5. Семестры и методические указания по изучению курса

Курс изучается в 4 семестре 2 года обучения в институте. При изучении курса основным методическим пособием для слушателей является настоящая программа.

Программа курса обеспечивает грамотную ориентацию слушателей в изучаемом материале, развивает умение творчески использовать систематизированную информацию.

На лекциях студентам раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость. рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы.

Цель практических занятий состоит в том, чтобы опытным путем
продемонстрировать слушателям некоторые закономерности
психики, дать цикл упражнений, тестов и психологических задач,
развивающих профессиональную наблюдательность,

сообразительность, общительность, умения мыслить логически,


необходимых для успешного расследования преступлений.
Самообразование предполагает углубленное изучение

соответствующих тем, самостоятельный поиск и овладение

необходимой информацией. Оно преследует цель развития творческих способностей слушателей, формирование у них умений самостоятельного анализа изучаемого курса.
1.6. Общий и по видам учебных работ объем

В соответствии с учебным планом для изучения дисциплины "Психологическая служба в ОВД" выделяется 60 часов учебного времени. Из них на аудиторные занятия отводится 60 часов, и 58 часов отводится на внеаудиторные занятия в форме самостоятельной работы студентов.



Календарно-тематический план по дисциплине «Психологическая служба в ОВД»

для студентов 2 курса юридического факультета по специальности «Юриспруденция»

в 2010-2011 уч. году




Тема занятия

Лекции

(в часах)



Семинары

(в часах)



СРС

(в часах)



Форма контроля

1.

ТЕМА 1. Основы психологии личности юриста.


4

4

7

опрос,

обсуждение

докладов


2.

ТЕМА 2. Психологические действия в правоохранительной деятельности.


4

4

7

опрос,

письменная

работа


3.

ТЕМА 3. Психология управления в органах правопорядка.


4

4

7

опрос,

обсуждение

докладов


4.

ТЕМА 4.Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка.

4

4

7

опрос,

проверка


конспектов

5.

ТЕМА 5.Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования.

4

4

7

опрос, тестирование

6.

ТЕМА 6.Психологические особенности экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности.


4

4

7

опрос,

обсуждение

докладов


7.

ТЕМА 7. Психологические особенности профессионально-юридических действий.

5

2

9

опрос,

письменная

работа


8.

ТЕМА 8. Психологические особенности деятельности персонала разных правоохранительных органов.

3

2

7

проверка

конспектов,



тестирование

Итого:

32

28

58






2.2 Практические и семинарские занятия, их содержание и объём в часах.




Тема и содержание

Кол-во часов

1.

Основы психологии личности юриста.

  1. Психология личности юриста.

  2. Морально-психологические особенности личности юриста.



4

2.

Психологические действия в правоохранительной деятельности.

  1. Понятие о психологических действиях и психотехнике.

  2. Психологический анализ юридических фактов.

  3. Судебно-психологическая экспертиза.




4

3.

Психология управления в органах правопорядка.

  1. Психологическая концепция управления в органах правопорядка.

  2. Личность в системе управления.

  3. Психология стиля и методов руководства персоналом органов правопорядка.




4

4.

Психология работы с персоналом юридических органов



  1. Психологический отбор в правоохранительные органы.

  2. Психология дисциплины в органах правопорядка.

  3. Профилактика профессиональной деформации работников органов правопорядка.



4

5.

Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования.



  1. Становление психологической службы.

  2. Основные психологические функции.

  3. Основы организации психологической службы.




4

6.

Психологические особенности экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности.

  1. Психологические особенности экстремальных ситуаций в правоохранительной деятельности.

  2. Психология личной профессиональной безопасности сотрудника правоохранительного органа.

  3. Психологические аспекты задержания правонарушителей.

4

7.

Психологические особенности профессионально-юридических действий.

  1. Психология розыскной деятельности.

  2. Психология допроса.

  3. Психология очной ставки, предъявления для опознания, обыска и иных следственных действий.




2

8.

Психологические особенности деятельности персонала разных правоохранительных органов

  1. Психология прокурорской деятельности.

  2. Психология милицейской деятельности.

  3. Психология в адвокатской деятельности.

  4. Психология деятельности органов, исполняющих наказания (пенитенциарная психология).




2


ПРОГРАММА КУРСА

по дисциплине «Психологическая служба в ОВД» для студентов 2 курса дневного отделения юридического факультета по специальности "юриспруденция"

ТЕМА 1. Основы психологии личности юриста.

Вопросы:


  1. Психология личности юриста.

  2. Морально-психологические особенности личности юриста.


Контрольные вопросы:

  1. Взаимосвязь права и морали.

  2. Понятие морали.

  3. Структура морально-психологических особенностей личности юриста.

  4. Теоретико-методологические предпосылки практических решений проблемы личности в правоохранительных органах.



Темы для написания докладов:


  1. Профессионально-психологическая подготовленность юриста.

  2. Профессиональная направленность личности юриста.

Личность как основное системное социальное качество человека, выражающееся в социально опосредованном, индивидуально-своеобразном понимании окружающего мира, отношении к нему и связанной с ним активности (приспособления или изменения). Человек становится личностью, приобретая в ходе жизни, а также саморазвития качества и способности, открывающие перед ним возможности для жизни и деятельности в обществе, удовлетворения своих желаний и потребностей; подчинения своего «Я» и своих действий нормам, существующим в обществе и обязывающим его ограничивать свою свободу и права там, где начинает затрагиваться свобода и права другого человека; осуществлять созидательную деятельность не во вред, а на пользу другим людям, для создания лучшего будущего для жизни своих детей. Именно в этих ипостасях каждый человек предстает личностью как человек сознательный, как член современного ему цивилизованного общества, как гражданин, представитель определенной социальной группы, как созидатель, а не как потребитель.

Психология личности целостна, системна (принцип целостности, системности). Человек представляет собой биосоциальную систему, функционирующую как единое целое. Он проявляется, развивается и формируется всегда целостно, а не по частям. В психике нет процессов или функций, которые бы совершались сами по себе, самостийно, независимо от других. Они всегда — элементы сознательно действующей личности, включенные в общий поток психической деятельности, регулируемой поставленной целью и системообразующими свойствами личности. Они всегда — элементы целостного внутреннего мира личности, всегда личностно окрашенные, личностно определяемые. Их проявления в деятельности, действиях, поступках всегда личностно опосредованы и санкционированы. Ответственность, добросовестность, внимательность, человечность, законность и другие качества — не изолированные, расположенные рядышком, а проявления системности личности, которая не сводится к их арифметической сумме. Поэтому нельзя понять психологию личности, не определив ее системные свойства, не поняв ее как единое целое, как особую, своеобразную жизнь со своими приоритетами. Невозможно и формировать личность по частям, или сначала учить, а потом развивать, или одному руководить, а другому воспитывать, на одних мероприятиях учить, а на других воспитывать. С личностью надо работать системно.

Понятие о морально-психологических особенностях. Возможности и успехи личности в работе и жизни определяются не только тем, к чему она стремится, но и чем она обладает для реализации своих устремлений, как она может претворить их в жизнь. Все это воплощено в операциональной сфере личности юриста, в ее деловых качествах, среди которых важное место принадлежит морально-психологической подготовленности. Мораль, как известно, — область жизни общества и поведения людей, обладающая характеристиками добра и зла, справедливости и несправедливости, долга и ответственности и связанная с ними системой норм человеческого поведения (моральных норм). Морально подготовлен тот, кто всегда и везде следует этим нормам, выполняет свой долг, защищает добро и справедливость, борется со злом и несправедливостью всегда и везде. Любые средства и методы должны быть прежде всего моральны, особенно — в правоохранительной деятельности. Можно утверждать, что правоохранительная деятельность пронизана моралью. В ней сливаются правовые и нравственные начала.



ТЕМА 2. Психологические действия в правоохранительной деятельности.
Вопросы:


  1. Понятие о психологических действиях и психотехнике.

  2. Психологический анализ юридических фактов.

  3. Судебно-психологическая экспертиза.


Контрольные вопросы:


  1. Сущность и значение судебно-психологической экспертизы.

  2. Методы СПЭ.

  3. Прием анализа психологических предпосылок факта.

  4. Правоохранительная деятельность и психологические действия.



Темы для написания докладов:

  1. Психологический портрет и его составление.

  2. Изучение человека в психологическом наблюдении.

  3. Юридическая психолингвистика.

  4. Нетрадиционные психологические методы раскрытия и расследования преступлений.

Правоохранительная деятельность и психологические действия. Под деятельностью в широком смысле понимают форму активного взаимодействия человека с миром, побуждаемого потребностями и проявляющегося в целенаправленном воздействии на его объекты и преобразовании. В психологическом смысле деятельность — внешне-внутренняя активность, регулируемая сознательно поставленной целью. Речь идет не о нормативной цели, не о той, что задается извне, а именно о мысленной, реально поставленной человеком, на деле направляющей его действия, ориентирующей на конкретный предвидимый результат. Юридическая деятельность побуждается потребностями укрепления законности и правопорядка, личного участия работников правоохранительной деятельности и направлена на достижение осознанных целей, предусмотренных назначением юридического органа, должностного лица, их обязанностями, правами и возможностями. Психологические действия действия, направленные на решение психологических задач и осуществляемые психологическими средствами и приемами. Задачи их: сбор психологической информации, психологический анализ, изучение психологии человека (группы), психологическая оценка обстановки или ситуации, психологический анализ проблемы, психологическое решение, психологическое воздействие, разработка психологического замысла, психологический выбор линии поведения или общения, выбор и реализации психологической позиции, психологическая тактика и др. Ниже в главе рассматриваются различные психологические действия, у каждого из которых своя психологическая задача, отвечающая интересам решения основных профессиональных действий юриста, работника правоохранительных органов.

Как известно, под юридическими фактами понимаются предусмотренные в законе обстоятельства, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) конкретных правоотношений. Они делятся на события и действия. Те и другие обладают своими психологическими особенностями, которые особенно велики в действиях, являющихся жизненными фактами, где обнаруживается сознательная деятельность людей со всей присущей ей психологией. Для юридической деятельности важнее неправомерные действия — преступления, административные, дисциплинарные и гражданские правонарушения, дающие основания для возникновения охранительного правоотношения и привлечения виновных лиц к юридической ответственности. Они требуют тщательного юридического исследования, предполагающего и психологический анализ, выявляющий субъективную строну юридического факта. В этом плане особенно значимо умение юриста разобраться в причинных связях психологических феноменов, в том, как одно явление (причина) предшествует другому (следствию) и порождает его.

Сущность и значение судебно-психологической экспертизы. Разрешение специальных вопросов, возникающих перед следствием и судом при необходимости оценки явлений, относящихся к психической деятельности людей, требует проведения судебно-психологической экспертизы, поскольку это входит в компетенцию психолога как специалиста данной отрасли знаний. В предмет СПЭ входит обширный круг обстоятельств, характеризующих субъективную сторону деяния, наличие и пределы осознания и руководства (управляемости) своим поведением в уголовно релевантных ситуациях, а также состояния и свойства личности, значимые для индивидуализации ответственности и наказания.

Объектами служат источники информации о психической деятельности человека — результаты экспериментально-психологического обследования участников уголовного процесса (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля), материалы уголовного дела, в том числе протоколы допросов, дневники, письма и прочие документы, поддающиеся психологической экспертной оценке и имеющие уголовно релевантное значение.

Методы СПЭ в большинстве случаев заимствуются из общей психологии, однако некоторые из них специально разрабатываются для целей соответствующей экспертизы. Характерным является использование в рамках конкретной СПЭ комплекса методов, так как будучи взятыми по отдельности ни один из них не может самостоятельно решить поставленный перед экспертом вопрос. Именно комплексность, обеспечивающая многостороннее изучение психической деятельности под экспертного, является важнейшей характеристикой методики любого направления СПЭ.


Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница