Учебно-методический комплекс по дисциплине «проблемы предварительного расследования» для специальности 021100



страница1/11
Дата22.02.2016
Размер1.52 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПРАВА, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ И БЕЗОПАСНОСТИ


Кафедра уголовного процесса и правоохранительной деятельности

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ПРОБЛЕМЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ»
для специальности 021100 – юриспруденция

(для всех форм обучения)

Составители рабочей программы

Профессор Л.Г.Татьянина

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры от «___» ____________ 200___ г.
Зав. кафедрой _______________________/_________________________/
Согласовано с методической комиссией факультета (института) «____»___________200_г.
Председатель МК ____________________/_________________________/

ИЖЕВСК


2007
1. Требования государственного образовательного стандарта (ГОС)

по специальности 021100 - юриспруденция
Общие требования к образованию дипломированного специалиста:

Деятельность юриста направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества.



Юрист должен:

  • обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;

  • понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности.


Основная образовательная программа подготовки специалиста – юриста формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студентов в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
2. Требования государственного образовательного стандарта (ГОСТ) по направлению (Специальности 12.00.09. юриспруденция ОПД.Р.02)
3. Требования по циклу дисциплины

Юрист должен в области проблем предварительного расследования:

  • иметь представление о личности, как участнике уголовного судопроизводства, ее структуре, особенностях формирования, влияния патологии личности на поведение в конкретных ситуациях, влиянии усмотрения на поведение правоприменителя, формировании усмотрения, особенности реализации дискреционных полномочий, о закономерностях возникновения противоречий в уголовном процессе, их видах и формах, природе противоречий, путях их устранения;

  • знать основные понятие и структуру личности, ее значение в уголовном судопроизводстве; понятие и значение усмотрения в уголовном судопроизводстве; особенности производства по уголовным делам в форме дознания; роль субъективного фактора в деятельности дознавателя, следователя и прокурора в процессе производства по уголовному делу; особенности дискреционного преследования в ходе досудебного производства; проблемы реализации полномочий участниками стороны обвинения в процессе досудебного производства; проблемы стадии возбуждения уголовного дела, особенности разрешения их на практике; проблемы проведения неотложных следственных действий; проблемы производства дознания; проблемы процессуального взаимодействия органов дознания с органами предварительного следствия; проблемы предварительного расследования в отношении отдельной категории лиц; противоречия в уголовном процессе, понятие и виды; природу противоречий; межсистемные противоречия; внутрисистемные противоречия; влияние противоречий на уголовно-процессуальную практику, пути и проблемы их устранения;

  • владеть навыками по расследованию преступлений.


Принципы построения курса

« Проблемы предварительного расследования»
Данный курс является специальным курсом, что обусловлено необходимостью более глубокого и детального изучения курса уголовно-процессуального права, проблем возникающих на практике при производстве по уголовным делам и поисков их решений Адресован студентам четвертого и пятого года обучения, владеющими знаниями в области теории государства и права, международного права, уголовного и уголовно-процессуального права, криминалистики, криминологии, общей и судебной психологии, судебной психиатрии, судебной медицины и ряда других учебных дисциплин, поскольку рассматриваются в комплексе с учетом особенностей личности вопросы досудебного производства по уголовным делам.

Для успешного изучения курса студент должен знать основные характеристики личности, ее систему и структуру, особенности формирования, влияния психофизиологического состояния участников процесса на проведение следственных действий, влияние субъективных факторов правоприменителей на принятие решений по уголовному делу, особенности производства по отдельной категории уголовных дел, проблемы дознания и предварительного следствия, проблемы реализации прав и обязанностей участниками уголовного судопроизводства.

Ядро курса составляют исследования проблем производства предварительного следствия и дознания с позиций личностного подхода. Спецкурс предназначен для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности «Юриспруденция» уголовно-правовой специализации.

Программа курса для студентов очной формы обучения (нормативные и сокращенные сроки на базе СПО) включает 32 лекционных тем, для студентов очной формы обучения (сокращенные сроки на базе СПО) включает 20 лекционных тем, для студентов заочной формы обучения (нормативные и сокращенные на базе высшего неюридического образования, сокращенные на базе СПО) включает 10 лекционных тем.

Курс предполагает: выполнение практических заданий, связанных с подготовкой документов предварительного расследования, решения практических задач на основе материалов следственной практики в качестве самостоятельной работы.

Оценка знаний и умений студентов проводится с помощью промежуточного зачета и экзамена (для студентов заочной формы обучения сокращенные сроки на базе СПО в форме зачета).
4. Методические указания для преподавателей

по курсу «Проблемы предварительного расследования»
Общие методические указания для преподавателей

по подготовке и чтению лекций
1. Детально разработав структуру и содержание курса, целесообразно разработать отдельные наиболее предпочтительные методы обучения и формы самостоятельной работы обучающихся, адекватные виды лекционных и семинарских занятий.

2. При изложении лекционного материала обучающимся строго следовать программе курса в изложении дидактических единиц, указанных в Госстандарте в соответствующих вопросах к излагаемой темы лекции. Дидактические единицы должны присутствовать в вопросах выносимых на тестирование, а также вопросах экзамена, зачета.

3. Необходимо предусмотреть развитие форм и методик осуществления самостоятельной работы, позволяющих обучающимся завершить изучение учебной дисциплины и сформировать профессиональное юридическое мировоззрение.

4. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

5. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у обучающихся ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:


  • изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

  • логичность, четкость и ясность в изложении материала;

  • возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности обучающихся в ходе лекции;

  • опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

  • тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью обучающихся.

6. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания учащихся наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций учащимися младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

7. Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике приемы изложения лекционного материала, их дидактические и воспитательные возможности, а также их роль в структуре учебного процесса.

При выстраивании лекционного курса по «Проблемам предварительного расследования» преподаватель должен учитывать, что процесс обучения включает в себя аудиторные занятия с (лекции, семинары), консультации, иные виды контроля, а также самостоятельную работу студентов.

Лекции носят в основном проблемный или обзорно-консультативный характер, которые читаются, как правило, по всем разделам курса. При этом первая лекция является установочной. В ходе анализа проблем предварительного расследования преподаватель должен заострять внимание студентов на том факте, что целью является исследование проблем предварительного расследования с учетом личностного подхода и поиск путей их решения. При этом необходимо демонстрировать связи и преемственность отраслей теоретического блока научной юриспруденции, т.е. теории государства и права, уголовного и уголовно-процессуального права, международного права и др.


5.Учебно-тематический план по курсу «Проблемы предварительного расследования»

распределение часов по темам курса и видам занятий

(для студентов очной формы нормативного обучения)




Тема

Лекции

Семинары

Всего

1

Личность в уголовном судопроизводстве

2

2

4

2

Патология личности, ее значение для

уголовного судопроизводства

6

2

8

3

Усмотрение в уголовном судопроизводстве

4

2

6

4

Проблемы реализации полномочий

участников стороны обвинения



в ходе досудебного производства

4

2

6

5

Формы досудебного производства,

их характеристика

4

2

6

6

Проблемы возбуждения уголовного дела

6

2

8

7

Проблемы производства дознания

4

2

6

8

Проблемы производства предварительного следствия

6

4

10

9

Проблемы реализации прав участников в ходе досудебного производства

4

4

8

10

Проблемы производства по уголовным делам в отношении отдельной категории лиц

4

4

8

11

Проблемы производства по уголовным делам с участием несовершеннолетних

4

4

8

12

Проблемы производства по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера

4

2

6

13

Противоречия в уголовном процессе на досудебных стадиях

12

8

20




Всего

64

40

104

6. Содержание курса лекционных занятий

Лекция 1. Личность в уголовном судопроизводстве (2 часа)

Понятие и структура личности. Установочные или социально-демографические признаки личности, их характеристика. Уголовно-правовые признаки личности, их характеристика. Социально обусловленные свойства личности, их характеристика. Психологические признаки личности, их характеристика. Медико-биологические свойства как признак личности, их характеристика. Требование к установлению данных о личности в УПК РФ. Естественные права – основа правового статуса личности. Ограничение прав и свобод личности государством в уголовном судопроизводстве. Установление прав и определение круга обязанностей государственных органов и должностных лиц в отношении личности в сфере уголовного судопроизводства.


Лекция 2. Патология личности, ее значение для уголовного судопроизводства (6 часов)

Понятие патологии личности. Физические и психические патологии, их понятие. Психическое здоровье, его критерии. Влияние патологий на поведение личности. Предмет доказывания в судебной психопатологии. Патопсихологические и психопатологические синдромы личности, их понятие и характеристика. Влияние патопсихологических синдромов на поведение личности. Уголовно-процессуальное значение данных по изучению лиц (подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших), имеющих психические аномалии. Понятие психопатий, ее типы и критерии. Влияние психопатии на поведение личности в процессе производства по уголовному делу. Особенности противоправных действий возбудимых психопатических лиц. Психопатические особенности личности преступников-алкоголиков. Уголовно-процессуальное значение изучения личностных черт алкоголиков. Психопатические особенности личности преступников-наркоманов. Уголовно-процессуальное значение изучения личностных черт наркоманов. Понятие и виды умственной отсталости. Значение олигофрении для процесса расследования и судебного разбирательства. Значение деменции для процесса расследования и судебного разбирательства. Понятие мотивационной тенденции поведения человека, особенности ее установления в процессе производства по уголовному делу. Основные типы мотивации преступного поведения лиц с психическими аномалиями. Основные психологические механизмы мотивообразования при личностной патологии. Акцентуации характера, их понятие и уголовно-процессуальное значение.



Лекция 3. Усмотрение в уголовном судопроизводстве (4 часа)

Субъективное начало в деятельности дознавателя, следователя, прокурора. Понятие и значение усмотрения. Соотношение усмотрения следователя с другими элементами субъективного характера. Функции мотивации, их характеристика. Механизм формирования усмотрения. Пределы усмотрения. Соотношение усмотрения и произвола. Влияние практики на формирование усмотрения. Влияние ведомственных показателей на формирование усмотрения. Соотношение усмотрения следователя и усмотрения прокурора.


Лекция 4. Проблемы реализации полномочий участниками стороны обвинения в ходе досудебного производства (4 часа)

Понятие дискреционных полномочий. Особенности реализации дискреционных полномочий следователем, дознавателем и прокурором при принятии решений на стадии возбуждения уголовного дела. Особенности реализации дискреционных полномочий следователем, дознавателем и прокурором при принятии решений на стадии предварительного расследования. Проблема реализации полномочий дознавателем. Проблема реализации полномочий следователем. Полномочия начальника органа дознания, проблема их определения и реализации. Проблемы реализации полномочий начальника следственного отдела. Полномочия прокурора. Влияние судебных решений на реализацию полномочий дознавателя, следователя, прокурора. Процессуальные формы взаимодействия следователя с органами дознания. Непроцессуальные формы взаимодействия следователя с органами дознания.


Лекция 5. Формы досудебного производства, их характеристика (4 часа)

Дифференциация досудебного производства по уголовным делам, ее понятие и предпосылки. Значение диспозитивных и частных начал для дифференциации досудебного производства по уголовным делам. Проблемы сочетания основного и особого производств на досудебных стадиях уголовного судопроизводства. Формы досудебного судопроизводства: основное, упрощенное и производство с более сложной формой. Виды упрощенного производства: основная форма дознания и упрощенная форма дознания; их характеристика. Место неотложных следственных действий в системе досудебных производств. Производство с усложненной процессуальной формой: производство по делам о применении принудительных мер медицинского характера, производство в отношении отдельной категории лиц. Место производства по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних в системе уголовно-процессуальных производств.


Лекция 6. Проблемы возбуждения уголовного дела (6 часов)

Возбуждение уголовного дела в системе стадий уголовного судопроизводства: дискуссионные вопросы. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела: понятие, содержание. Заявление о готовящемся и совершенном преступлении: дискуссионные вопросы. Явка с повинной: проблемы принятия и проверки. Сообщения, полученные из иных источников: понятие, виды, характеристика. Проблемы проверки поводов для возбуждения уголовного дела. Права и обязанности участников стадии возбуждения уголовного дела. Участие адвоката по оказанию квалифицированной юридической помощи участникам стадии возбуждения уголовного дела. Проблемы принятия процессуального решения о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела. Проблемы возбуждения дел частного и частнопубличного обвинения.


Лекция 7. Проблемы производства дознания (4 часа)

Проблемы производства дознания в основной форме. Проблемы производства дознания в сокращенной форме. Проблемы подследственности уголовных дел органам дознания. Особенности применения мер пресечения при производстве по уголовным делам в форме дознания. Уголовное преследование подозреваемого в процессе производства дознания: проблемы и пути разрешения. Уведомление о подозрении: понятие, значение. Соотношение уведомления о подозрении и постановления о привлечении в качестве обвиняемого. Проблема защиты прав потерпевших при производстве по уголовным делам в форме дознания. Передача дел по подследственности в органы предварительного следствия: проблемы и пути их разрешения. Проблемы окончания производства по уголовным делам в форме дознания.


Лекция 8. Проблемы производства предварительного следствия (8 часов)

Проблемы подследственности уголовных дел, пути их разрешения. Понятие и значение отраслевого расследования. Процессуальные проблемы взаимодействия органов дознания и органов предварительного следствия. Проведение неотложных следственных действий: проблемы и пути их разрешения. Проблемы применения иных мер уголовно-процессуального принуждения в процессе производства расследования. Проблемы применения, изменения и отмены мер пресечения: дискуссионные вопросы. Возмещение вреда, причиненного лицу незаконным применением иных мер процессуального принуждения. Проблемы восстановления утраченных уголовных дел. Процессуальный порядок восстановления утраченных уголовных дел в ходе досудебного производства. Проблемы восстановления утраченных уголовных дел в ходе судебного производства. Процессуальные проблемы проведения следственных действий, пути их разрешения. Проблемы окончания предварительного следствия, пути их разрешения.


Лекция 9. Проблемы реализации прав участников в ходе досудебного производства (6 часов)

Проблемы реализации прав представителей стороны обвинения, защищающих личный интерес в уголовном судопроизводстве. Проблемы реализации прав представителей стороны защиты. Проблемы обеспечения процессуальных гарантий сторон посредством привлечения иных участников уголовного процесса. Участие переводчика по уголовным делам в ходе досудебного производства: проблемы и пути их решения. Проблемы участия понятых при производстве следственных действий, пути их разрешения. Участие адвоката по оказанию квалифицированной юридической помощи иным участникам уголовного процесса. Участие специалиста в ходе предварительного следствия: дискуссионные вопросы. Свидетельский иммунитет, проблемы его преодоления.


Лекция 10. Проблемы производства по уголовным делам в отношении отдельной категории лиц (4 часа)

Неприкосновенность отдельных категорий лиц как специальный институт уголовно-процессуального права. Производство в отношении отдельной категории лиц в системе уголовно-процессуальных производств. Особенности осуществления оперативно-розыскной деятельности в отношении депутата, судьи, прокурора, следователя и адвоката, члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса. Лица, в отношении которых определен специальный порядок возбуждения уголовных дел, привлечения к уголовной ответственности и применения мер пресечения. Проблемы задержания лиц, в отношении которых применяется особый порядок возбуждения уголовных дел, по подозрению в совершении преступления. Особенности возбуждения уголовных дел в отношении отдельной категории лиц. Проблемы рассмотрения вопросов, связанных с возбуждением уголовных дел в отношении отдельной категории лиц. Особенности избрания меры пресечения в отношении отдельной категории лиц. Особенности привлечения в качестве обвиняемого отдельной категории лиц.


Лекция 11. Проблемы производства по уголовным делам с участием несовершеннолетних (4 часа)

Производство по делам несовершеннолетних в системе уголовно-процессуальных производств. Производство по делам о применении принудительных мер воспитательного характера в отношении несовершеннолетних, не являющихся субъектами уголовной ответственности в системе уголовно-процессуальных производств. Проблемы подследственности уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних. Предмет и пределы доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Гарантии защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Проблемы участия законных представителей несовершеннолетних. Окончание производства по делам о преступлениях несовершеннолетних. Участие педагога и психолога по делам с участием несовершеннолетних. Проблемы определения процессуального статуса несовершеннолетнего, не являющегося субъектом уголовной ответственности, в отношении которого осуществляется производство о применении принудительных мер воспитательного воздействия. Проблемы производства следственных действий с участием несовершеннолетних, не являющихся субъектами уголовной ответственности. Особенности окончания производства по уголовному делу в отношении несовершеннолетних, не являющихся субъектами уголовной ответственности.


Лекция 12. Проблемы производства по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера (4 часа)

Производство по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера в системе уголовно-процессуальных производств. Проблемы определения процессуального статуса лица, в отношении которого ведется производство о применении принудительных мер медицинского характера. Предмет доказывания по уголовным делам о применении принудительных мер медицинского характера. Особенности проведения следственных действий с участием лиц, в отношении которых осуществляется производство о применении принудительных мер медицинского характера. Применение мер уголовно-процессуального принуждения к лицам, признанным нуждающимися в применении принудительных мер медицинского характера. Особенности окончания и принятия решения по делам о применении принудительных мер медицинского характера.


Лекция 13. Противоречия в уголовном процессе на досудебных стадиях (12 часов)

Понятие противоречий в уголовном процессе. Формы выражения противоречий в уголовном процессе: вопрос, парадокс, абсурд и конфликт, их понятия и характеристика. Сущность противоречий в уголовном процессе. Противоречия в механизме уголовно-процессуального регулирования. Виды противоречий в механизме уголовно-процессуального регулирования: объективные (диалектические) и субъективные (формально-логические) их характеристика. Отраслевые и межсистемные противоречия, их понятие и значение. Характеристика отраслевых противоречий. Пути устранения противоречий.




Каталог: download
download -> Объект исследования
download -> Выпускных квалификационных работ
download -> Выпускных квалификационных работ
download -> Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, изучающих курс «Концепции современного естествознания»
download -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
download -> Проект концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья
download -> Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
download -> Старший воспитатель


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница