Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практикум по патопсихологии»



Скачать 114.5 Kb.
Дата22.02.2016
Размер114.5 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс


Институт психоанализа

Факультет психологии

Кафедра клинической психологии

Утверждено

на заседании кафедры клинической психологии

от 23 октября 2009 г. протокол №1

Зав.кафедрой клинической психологии

к.пс.н., профессор О.Ю. Казьмина___________


Учебно-методический комплекс по дисциплине


«Практикум по патопсихологии»

Автор: к.пс.н., профессор

Казьмина Ольга Юрьевна

Москва


2009
Печатается по решению кафедры клинической психологии

НОУ ВПО «Институт психоанализа»

Казьмина Ольга Юрьевна «Практикум по патопсихологии»
М.: НОУ ВПО «Институт психоанализа», 29 с.

© НОУ ВПО «Институт психоанализа» 2009 г.

© Казьмина Ольга Юрьевна 2009 г.

Содержание



  1. Программа курса




    1. Пояснительная записка …………………………………………..2

    2. Содержание курса......................................................................4

Раздел 1. Патопсихологическая пропедевтика

Раздел 2. Общая характеристика патопсихологического исследования

Раздел 3. Патопсихологическое обследование психически больных.

Тема 1. Обследование больного с диагнозом «шизофрения».

Тема 2.Обследование больного с диагнозом «эпилепсия».

Тема 3.Обследование больного с диагнозом «циклотимия» или «маниакально-депрессивный психоз».



  1. Распределение часов курса по темам и видам работ………………11

  2. Организация самостоятельной работы студентов. ………………..13.

  3. Вопросы к зачету …………………………………………………….15

  4. Список литературы……………………………………………………..17



  1. Организационно-методический раздел

Цель практикума

Ознакомление студентов с основными формами практической работы патопсихолога в психиатрическом стационаре; обучение студентов основам патопсихологической пропедевтики и принципам практической психодиагностической работы с психически больными; формирование у студентов навыков организации и проведения патопсихологического исследования. |



Задачи практикума

  1. ознакомить студентов с основными формами практической работы патопсихолога в психиатрическом стационаре;

  2. сформировать у студентов представления о патопсихологической пропедевтике и принципах ее использования в практической работе клинического психолога;

  3. обучить студентов правилам и способам сбора субъективного и объективного анамнезов, их сопоставлению; принципам работы с историей болезни;

  4. научить студентов самостоятельно формулировать задачи патопсихологического обследования больного;

  5. отработать основные приемы проведения беседы и психодиагностического исследования; сформировать навыки работы с различными психодиагностическими методами и методиками;

  6. сформировать навыки работы с пациентами, страдающими различными психическими расстройствами;

  7. обучить студентов основным приемам интерпретации экспериментального и клинического материала, навыкам написания патопсихологического заключения.

Место практикума в профессиональной подготовке выпускника

Проведение практикума по патопсихологии является необходимым в профессиональной подготовке студентов, специализирующихся по клинической психологии, поскольку сформи-рованность навыков организации и проведения патопсихологического исследования и знание принципов практической работы с психически больными делает выпускника профессионально компетентным в решении целого ряда практических задач и теоретических проблем клинической психологии.

Практикум необходимо проводить после того, как студенты прослушают все основные курсы общепсихологических дисциплин; курсы «Патопсихология», «Нейропсихология» и «Психиатрия»; пройдут практикум по нейропсихологии.

Занятия практикума проводятся в малых группах (4—6 человек)
на базе психиатрического стационара.



Требования по усвоению дисциплины:

По окончанию практикума студенты должны: Требования к уровню освоения содержания практикума После завершения практикума студенты должны:

- уметь практически использовать знания по патопсихологической пропедевтике.

- владеть принципами практической психодиагностической работы с психически больными;

- уметь самостоятельно планировать, проводить и интерпретировать результаты патопсихологического исследования.

II. Содержание практикума

Раздел 1. Патопсихологическая пропедевтика

Деонтологические правила работы патопсихолога Юридические и этические нормативы, регламентирующие деятельность психолога в психиатрической клинике. Основные правила взаимодействия с психически больными. Отношения с больными и их родственниками, с врачами и другими специалистами. Изучение истории болезни Ознакомление со структурой истории болезни. Понятие о психическом статусе больного, о субъективном и объективном анамнезе. Психологический смысл сопоставления данных субъективного и объективного анамнезов. Основные этапы развития личности по данным анамнеза, социальный и профессиональный статус больного; семейное положение и особенности семейных отношений. Заключения невропатолога и других специалистов, данные аппаратурных методов исследования и их значение для общей оценки состояния больного. Психологический анализ истории болезни как метод психологического исследования.



Раздел 2. Общая характеристика патопсихологического исследования

Принципы построения патопсихологического исследования. Принципы «функциональной пробы» и моделирования в эксперименте обычной психической деятельности пациента; системный качественный анализ нарушений психики; использование методов количественной оценки данных; необходимость применения комплекса диагностических методов при обследовании каждого больного; обязательность повторного обследования пациента; выбор стратегии и тактики обследования в зависимости от задач и индивидуальных особенностей больного.

Цели проведения патопсихологического исследования. Обследование больных с целью описания структуры дефекта. Патопсихологическое исследование с целью получения данных для дифференциальной диагностики. Обследование больных в условиях проведения психиатрической экспертизы (трудовой, воинской, судебной; экспертизы, направленной на снятие психиатрического диагноза). Патопсихологическое исследование динамики психической деятельности в процессе терапии и психотерапии.

Патопсихологическая беседа. Основные задачи клинической беседы. Выбор тактики беседы в соответствии с поставленной задачей, состоянием больного, тяжестью психического дефекта. Основные принципы установления контакта с больным. Специфика диалога с больным на каждом из этапов патопсихологического исследования. Составление протокола исследования.

Патопсихологическое заключение.Требования к патопсихологическому диагнозу. Рекомендации к составлению патопсихологического заключения.



Раздел II. Основные методы и методики патопсихологии

Методики исследования нарушений памяти

Заучивание 10 слов. Требования к инструкции. Рекомендации к ведению эксперимента. Оценка диагностических показателей методики. Построение графика продуктивности воспроизведения. Основные показатели, подлежащие оценке. Диагностическое значение результатов.

Методика пиктограмм. Показания к применению. Требования к инструкции и ведению эксперимента. Протокол исследования. Основные показатели, подлежащие оценке. Диагностическое значение результатов.

Методика опосредствованного запоминания (по А.Н.Леонтьеву). Показания к применению. Выбор серии слов и картинок по трудности. Оценка основных показателей. Дополнительные возможности методики. Основные показатели, подлежащие оценке. Диагностическое значение результатов.

Заучивание рассказов. Требования к сложности текста. Основные показатели, подлежащие оценке. Диагностическое значение результатов.

Другие методики исследования нарушений памяти. Проба на ассоциативную память; методика «запоминание с интерференцией»; запоминание рисунков, чисел, фраз, слогов; тест зрительной и слуховой памяти Р.Мейли, тест зрительной ретенции Бентона и т.д. Их диагностические возможности.

Методики исследования нарушений мышления

Методика классификации. Различные варианты методики: классификация предметов и их изображений, классификация фигур, классификация понятий. Диагностические возможности методики. Этапы выполнения методики. Вариации инструкций на каждом этапе. Типы ошибок больных, их психологическая квалификация.

Методика исключения. Варианты методики: исключение предметов и исключение понятий. Особенности инструкции и тестового материала. Возможные ошибки больных, их психологическая квалификация и диагностическое значение.

Бланковые методики (выделение существенных признаков, установление простых и сложных аналогий). Особенности работы с методиками данного типа: необходимость учета образовательного уровня больного, тщательного предъявления инструкций, совместных с экспериментатором решений на первых этапах выполнения задания, учета возможности внушения больному правильногоили ложного решения. Характеристика типичных ошибок больного,

Определение и сравнение понятий. Особенности инструкции и диагностические возможности методик. Оценка результатов: типич-

ошибки, их квалификация. Формирование искусственных понятий (методика Выготского-Сахарова). Основная направленность методики. Дополнительные возможности ее использования. Основные тактики ведения эксперимента в зависимости от поставленной задачи. Типичные ошибки больных, их психологическая квалификация и диагностическое значение.



Понимание переносного смысла пословиц и метафор. Основные показания к применению. Необходимость обсуждения с больным его решений. Типичные ошибки больных, их оценка.

Понимание рассказов, объяснение сюжетных картин, установление последовательности событий. Показания к применению. Психологическая квалификация возможных ошибок больных.

Исследование ассоциаций (свободные ассоциации, ответные ассоциации, ассоциации по противоположности). Диагностические возможности ассоциативного эксперимента. Типы возможных ошибок больных, их квалификация и диагностическое значение.
. Методики исследования сенсомоторной сферы и внимания

Корректурная проба. Счет по Крепелину. Методика отсчитыва-ния. Различные варианты методик; их основная направленность и дополнительные диагностические возможности. Построение графиков работоспособности и допущенных ошибок. Оценка результатов: по темпу работы, способности к переключению, количеству ошибок, их распределению.

Отыскивание чисел по таблицам Шульте и Шульте—Горбова. Показания к применению. Характеристика тестового материала. Особенности предъявления инструкций; необходимость показа на примере. Составление графиков работоспособности и фиксация количества ошибок. Качественная оценка результатов.

Складывание куба Линка. Основная направленность и дополнительные диагностические возможности методики. Типичные ошибки, их диагностическая оценка.

Методы и методики исследования эмоционально-личностных особенностей

Приемы опосредствованного изучения личности. Учет возникающего у больного в ходе эксперимента отношения к исследованию в целом и к отдельным заданиям, к собственным ошибкам и оценкам экспериментатора. Роль экспериментатора в актуализации или нивелировании этого отношения. Варьирование тактики ведения эксперимента как важный прием изучения личности.

Биографический метод как специальный метод патопсихологического исследования. Специфика психологического анализа истории болезни.

Экспериментальные методики исследования личности. Исследование уровня притязаний. Исследование пресыщения. Исследование самооценки. Различные модификации этих методик и возможности их применения в психиатрической клинике. Основные критерии, используемые для оценки результатов и их интерпретации. Диагностическая ценность методик.

Раздел III. Патопсихологическое обследование психически

больных

Тема 1. Обследование больного с диагнозом «шизофрения».

Планирование обследования (выбор тактики проведения, определение набора методик). Исследование мышления, памяти, эмоционально-личностных особенностей. Обработка и интерпретация полученных результатов. Выделение синдрома нарушений психической деятельности. Оценка степени выраженности нарушений. Составление и обсуждение диагностических заключений.



Тема 2.Обследование больного с диагнозом «эпилепсия». Планирование
обследования (выбор тактики проведения, определение набора ме-
тодик). Особенности тактики проведения обследования. Исследо-
вание особенностей эмоционально-личностной сферы, динамики
протекания психических процессов, памяти, внимания, мышле-
ния. Обработка и интерпретация полученных результатов. Выделе-
ние синдрома нарушений психической деятельности. Оценка степени выраженности нарушений. Составление и обсуждение диаг-
ностических заключений.

Тема 3.Обследование больного с диагнозом «циклотимия» или «маниакально-депрессивный психоз».

Обследование больного в состоянии ги помани и и в состоянии депрессии. Планирование обследования, выбор тактики проведения и определение набора методик в зависимости от состояния больного. Обязательность повторных обследований. Исследование особенностей эмоционально-личностной сферы, динамики протекания психических процессов, памяти, внимания, мышления. Обработка и интерпретация полученных результатов. Выделение синдрома нарушений психической деятельности. Оценка степени выраженности нарушений. Составление и обсуждение диагностических заключений.





  1. Распределение часов курса по темам и видам работ


п.п.

Наименование тем и разделов

Всего (часов)




Практикум

Cамостоятельная работа

1.

Патопсихологическая пропедевтика




4 4

11

2.

Основные методы и методики патопсихологии



4


11

3.

Общая характеристика патопсихологического исследования.




4 4

11

4.

Обследование больного с диагнозом «шизофрения»




4 4

11

5.

Обследование больного с диагнозом «эпилепсия»




4 4

11

6.

Обследование больного с диагнозом маниакально-депрессивный психоз.




4 4

11

ВСЕГО:

8 90

2 24

66



Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Доказать необходимость соблюдения методологических принципов построения патопсихологического исследования при обследовании больных в психиатрической клинике (на примере анализа конкретного случая.



  1. Провести сравнительный анализ диагностических возможностей изученных методик исследования мышления при обследовании больных с диагнозами «шизофрения», «эпилепсия», «диффузное органическое поражение ЦНС»

  2. Провести сравнительный анализ диагностических возможностей изученных методик исследования памяти при обследовании больных с диагнозами «шизофрения», «эпилепсия», «диффузное органическое поражение ЦНС».

  3. Провести сравнительный анализ диагностических возможностей изученных методик исследования сенсомоторной сферы и вни-

  4. Проанализировать диагностические возможности известных модификаций приемов исследования самооценки и уровня притязаний при использовании в психиатрической клинике.

  5. Аргументировать возможность использования графических методов исследования личности в патопсихологической диагностике. Рассмотреть возможные сложности ведения исследования и интерпретации результатов. п

  6. Составить планы патопсихологического обследования больных с диагнозами: «шизофрения», «эпилепсия», «циклотимия», «реактивная депрессия». Провести обследование больных, проанализировать полученные результаты, описать синдромы нарушений психической деятельности. Составить диагностические заключения.

8. Составить планы патопсихологического обследования боль-
ных при решении задач дифференциальной диагностики: шизоф-
рения или органическое поражение ЦНС; шизофрения или цик-
лотимия; шизофрения или тревожное расстройство. Провести обследование больных, проанализировать полученные результаты, описать синдромы нарушений психической деятельности. Составить диагностические заключения с обязательным вынесением дифференциально-диагностических суждений.

9. Составить планы патопсихологического обследования больных в условиях проведения психиатрической экспертизы (трудовой, воинской, экспертизы с целью снятия диагноза). Провести обследование, проанализировать полученные результаты, описать синдромы нарушений психической деятельности. Составить диагностические заключения.



Вопросы к зачету по всему курсу.

1. Деонтологические правила работы патопсихолога.

2.Принципы построения патопсихологического исследования.


  1. Цели проведения патопсихологического исследования.

  2. Понятие о субъективном и объективном анамнезах. Психологический смысл сопоставления данных субъективного и объективного анамнезов,

  3. Психологический анализ истории болезни как метод психологического исследования.

  4. Сравнительный анализ диагностических возможностей методик исследования нарушений умственной работоспособности.

  5. Сравнительный анализ диагностических возможностей методик исследования нарушений памяти.

  6. Методика пиктограмм и ее использование в патопсихологии.

  7. Сравнительный анализ диагностических возможностей методик исследования нарушений мышления.

10.Принципы построения приемов патопсихологического исследования особенностей эмоционально-личностной сферы,

  1. Исследование самооценки и уровня притязаний в контексте патопсихологического обследования больных с различными диаг-

  2. Графические методы в патопсихологической диагностике. Показания к применению, сложности ведения исследования и интерпретации результатов.

  3. Принципы и программа проведения патопсихологического обследования больных с диагнозами: «шизофрения», «эпилепсия», «циклотимия», «реактивная депрессия» с целью описания структуры дефекта.

  4. Требования к составлению заключений по данным патопсихологического обследования больных с целью описания структуры дефекта.

15. Принципы и программа проведения патопсихологического обследования больных при решении задач дифференциальной ди-гностики: шизофрения или органическое поражение ЦНС, шизофрения или циклотимия, шизофрения или тревожное расстройство.

16.Требования к составлению заключении по данным патопсихологического обследования больных при решении задач дифференциальной диагностики.



г
V. Учебно-методическое обеспечение курса

Литература Основная

Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколова Е.Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). М.: Фолиум, 1994. 175с.

Блейхер В.М., Крук КВ., Боков СИ. Практическая патопсихология. М;
Воронеж: НПО «МОДЭЮ>, 2002. С.7-47. щШр

Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учеб. пособие. М.:
Изд-во Моск. ун-та, 1985. 103с.

Бук Дж. Тест «дом, дерево, человек» (ДДЧ) // Проективная психология / Под ред. Р.М.Римской. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. С. 260-344.

Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 159с.

Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. С.290—321.

Дукаревин М.З., Янъшин П.В. Рисунок несуществующего животного//
Практикум по психодиагностике. Психодиагностика мотивации и само-
регуляции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. С.54—73.

Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.281с

Лонгинова СВ. Исследование мышления больных методом «пикто-
грамм» // Патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л.Белопольская. М.:
УРАО, 1998.С.96-108.

Маховер К. Проективный рисунок человека. М.: Смысл, 1996.157с.

Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / Под ред. М.М.Кабанова, А.Е.Личко, В.М.Смирнова. Л.: Медицина, 1983.



С.62-81. v

Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. М.: Маркетинг, 2004.
184с.

Практикум по патопсихологии / Под ред. Б.В.Зейгарник, В.В.Николаевой, В.ВЛебединского. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 184с.



Романова Е.С Графические методы в практической психологии. СПб.:
Речь, 2002.416с

Рубинштейн СЯ. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Практическое руководство. М.: Апрель-Пресс; Изд-во Института психотерапии, 2004. 224с.

Рубинштейн СЯ. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике: Приложение (стимульный материал). М.: Апрель-Пресс; Изд-во Института психотерапии, 2004. 159с.

СаксДж.М., Леей С. Тест «Завершение предложений» // Проективная психология / Под ред. Р.М.Римской. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. С.203—237.

Собчик Л.Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М.: Речь, 2003. 624с.

Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. 174с.

Херсонский Б.Г. Метод пиктограмм в психодиагностике. СПб.: Речь,
2003.133с.

Хоментаускас Г. Методика «рисунок семьи // Общая психодиагнос-
тика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и пси-
хологического консультирования / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина.
М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С.211-221. ™' *

Ширн Ч., Рассел К. «Рисунок семьи» как метод изучения детско-ро-
дительских взаимоотношений // Проективная психология / Под ред.
Р.М.Римской. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001 It

Экспериментально-психологическая методика изучения фрустраци-онных реакций: Методические рекомендации / Сост. Н.В.Тарабрина / Под ред. Б.Д.Карвасарского. Л.: Психоневрологический ин-тим. В.М.Бехтерева, 1984.21с



Яньшин П.В. Практикум по клинической психологии. Методы исследования личности. СПб.: Питер, 2004. 336с.

Дополнительная

Бурлачук Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Роршаха). Киев: Вища школа, 1979. 176с.

Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская психодиагностика: Теория, практика и обучение. М.: ИЦ «Академия», 2004. 736с.

Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. №33. Ст.1913—1914.



Клиническая психология / Под ред. Б.Д.Карвасарского. СПб.: Питер, 2002.С.421-476.

Леонтьев ДА. Тематический Апперцептивный Тест. М.: Смысл, 2000.
250с. k

Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. 319с.

Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. 256с.

Собчик Л.Н. Пособие по применению психологической методики ММР1. М.: Воздушный транспорт, 1971.46с.

Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности: Методическое руководство // Методы психологической диагностики. М.: Изд-во Московского кадрового центра при Главном управлении по труду и социальным вопросам Мое гор исполкома, 1990. Вып. 1.76с.

Соколова Е^. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М Изд-во Моск. ун-та, 1976.

Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера. Л.: ЛНИИТЕК, 1976.24с.

Эткинд A.M. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина. М: Изд-во Моск. ун-та, 1987. С.221—228.



Каталог: cms page media
cms page media -> Шондина ирина анатольевна педагогические условия развития эмпатического потенциала
cms page media -> Учебно-методический комплекс по курсу «Основы психосоматики»
cms page media -> Программа курса для учащихся средней школы Объем занятий: всего 34 ч
cms page media -> Учебно-методический комплекс по курсу «Общая психология»
cms page media -> Мадоу ембаевский детский сад «Родничок» Общая характеристика
cms page media -> Филинкова Е. Б. Психология предпринимательства: Учебно-методический комплекс по курсу
cms page media -> Специальность по диплому Должность Год Тема Место проведения Вяткин А. Н. высшее тгу, 1984 Учитель географии
cms page media -> Учебно-методический комплекс по курсу «Гештальт-терапия»
cms page media -> Инстиут психоанализа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница