Учебно-методический комплекс по дисциплине «Практическая полиграфия»



страница1/8
Дата12.02.2016
Размер0.61 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8


Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Национальный исследовательский университет
Учебно-научный и инновационный комплекс

Социально-гуманитарная сфера и высокие технологии: теория и практика взаимодействия
Основная образовательная программа

030300 «Психология», «Организационная психология», «Психофизиология» квалификация (степень) магистр


Учебно-методический комплекс по дисциплине

«Практическая полиграфия»
Захарова Л.Н., Парин С.Б., Полевая С.А.
Практическая полиграфия: детекция скрытой мотивации
Электронное учебно-методическое пособие

Мероприятие 1.2. Совершенствование образовательных технологий, укрепление материально-технической базы учебного процесса

Нижний Новгород

2012

Практическая полиграфия: детекция скрытой мотивации. Захарова Л.Н., Парин С.Б., Полевая С.А. Электронное учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. – 92 с.

В учебно-методическом пособии раскрыто понятие скрытой мотивации, проанализированы мотивы недостоверного информирования в форме лжи, обмана и неправды, показаны специфика западного морально-правового и российского субъективно-нравственного понимания лжи, а также краткая история развития технологий выявления скрытой мотивации. Подробно рассмотрены современные специальные психофизиологические методы детекции скрытой мотивации и лжи как поведенческого следствия такой мотивации, существующие подходы к организации проведения полевых исследований и исследований по аналогии скрытой мотивации. Показаны возможности применения детекции лжи в научных исследованиях и в кадровой работе, даны правовые и этические основы использования полиграфии в России.

Пособие содержит задания для практических занятий и самостоятельной работы, список литературы и вопросы для собеседования.



Электронное учебно-методическое пособие предназначено для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки 030300 «Психология» (магистерские программы «Организационная психология» и «Психофизиология»), изучающих курс «Практическая полиграфия».

Оглавление


Цель курса и формируемые компетенции

5

Учебно-тематический план курса «Практическая полиграфия: детекция скрытой мотивации»




Учебная программа

6

Краткое содержание разделов программы

8

Введение в проблематику курса

11

Семинарское занятие 1. Скрытая мотивация и ложь как её поведенческое проявление. Морально-правовое и субъективно-нравственное понимание лжи

11

Теоретическое введение




Вопросы для обсуждения




Задание для самостоятельной работы




Литература




Семинарское занятие 2. История и современное состояние инструментальной диагностики скрытой мотивации. Правовые и этические аспекты применения полиграфического метода в научных исследованиях и в практической деятельности.

15

Теоретическое введение




Вопросы для обсуждения




Задание для самостоятельной работы




Литература




Принципы, содержание и основные этапы современного полиграфического исследования

22

Лабораторный практикум 1. Освоение базовых электрофизиологических методов полиграфии. Прямые методы. Электроэнцефалограмма и вызванные потенциалы мозга.

22

Лабораторный практикум 2. Освоение базовых электрофизиологических методов полиграфии. Косвенные методы.

24

Практическое занятие 1. Разработка предварительной беседы и процедуры тестирования на полиграфе (исследование лиц с разным уровнем тревожности в ситуациях с разным уровнем стрессогенности).

26

Введение в технологию




Практические задания




Задание для самостоятельной работы




Семинарское занятие 3. Диагностическая ценность психофизиологических характеристик функционального состояния в решении задач выявления скрытой мотивации

31

Теоретическое введение




Практические задания




Задание для самостоятельной работы




Практическое занятие 2. Полиграф как техническое средство. Принцип работы полиграфа. Возможности полиграфа «РИФ»

46

Практическое занятие 3. Разработка нейтральных, контрольных и релевантных вопросов

47

Введение в технологию




Практические задания




Задание для самостоятельной работы




Лабораторный практикум 3. Освоение базовых электрофизиологических методов полиграфии.

Режимы работы мозга при стрессе.

51

Лабораторный практикум 4. Освоение базовых электрофизиологических методов полиграфии.

«Eye Tracking и детекция лжи»

52

Семинарское занятие 4. Практика и перспективы использования инструментальной детекции лжи в работе организационного психолога- консультанта

56

Введение в проблему




Вопросы для обсуждения




Вопросы для самостоятельной подготовки

60

Техническое и программное обеспечение курса

62

Список рекомендованной литературы

63

Приложения.

66

Приложение 1. Эссе и аналитический отчет: методическая поддержка

66

Приложение 2. Трудовой кодекс РФ (фрагменты)

71

Приложение 3. Основные принципы и нормы профессиональной деятельности полиграфолога (Агентство инструментальной детекции лжи «Вымпел-Полиграф»)

78

Приложение 4. Учебные тексты

80

Приложение 5. Психодиагностические методики

87



Цель курса и формируемые компетенции
Цель курса «Практическая полиграфия» - сформировать системную готовность магистра психологии, специализирующегося в областях «Психофизиологии» и «Организационной психологии», к компетентному использованию в научной и профессиональной деятельности инструментальных технологий детекции скрытой мотивации и лжи как её поведенческого проявления.

Основные формируемые компетенции:

Общекультурные компетенции:

- принятие ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции (ОК- 6);

- использование знаний правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности (ОК - 10)

Профессиональные компетенции:

- обоснование гипотез и постановка задач исследования в сфере организационной психологии (ПК-1);

- разработка программ эмпирического исследования и их методического обеспечения с использованием новейших средств
(ПК-2);

- анализ базовых механизмов субъективных процессов, состояний и индивидуальных различий с учетом системного взаимодействия био - психо-социальных составляющих функционирования (ПК-8);

- диагностика и экспертиза психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп на основе инновационных разработок (ПК-17);

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:



Знать историю и современное состояние применения инструментальных методов для выявления скрытой мотивации, правовые и этические основы применения полиграфического метода; базовые фундаментальные и прикладные подходы в области практической полиграфии.

Уметь анализировать экспериментальные факты и полиграфические показатели, выделять основные маркеры состояний обследуемого по данным полиграфии, выявлять сопротивление полиграфической проверке, мотивировать ответы на контрольные вопросы, составлять отчет о результатах проведенного исследования.

Владеть технологиями организации процедуры полиграфической проверки, разработки проверочных вопросов прямых и непрямых тестов, контрольных вопросов для процедуры полиграфического исследования; ведения предтестовой и тестовой беседы, применения программы «Шериф», анализа полиграммы.
Учебно-тематический план курса «Практическая полиграфия: детекция скрытой мотивации»




Раздел дисциплины

Не

деля

Виды учебной работы,

включая

самостоятельную и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

сем

практ

лаб

самост

Введение в курс «Практическая полиграфия: детекция скрытой мотивации»

1.

Скрытая мотивация и ложь как ее поведенческое проявление. Морально-правовое и субъективно-нравственное понимание лжи

1

2







4

Эссе

2.

История и современное состояние инструментальной диагностики скрытой мотивации. Правовые и этические аспекты применения полиграфического метода в научных исследованиях и практической деятельности

2

2







2




Принципы, содержание и основные этапы современного полиграфического исследования

3.

Лабораторный практикум. Освоение базовых электрофизиологических методов полиграфии. Прямые методы. Электроэнцефалограмма и вызванные потенциалы мозга.

3







4

4




4.

Лабораторный практикум. Освоение базовых электрофизиологических методов полиграфии. Косвенные методы.

4







4

4




5.

Разработка предварительной беседы и процедуры тестирования на полиграфе (исследование лиц с разным уровнем тревожности в ситуациях с разным уровнем стрессогенности)

5




4




4




6.

Диагностическая ценность психофизиологических характеристик функционального состояния в решении задач выявления скрытой мотивации

6

2







4




7.

Полиграф как техническое средство. Принцип работы полиграфа. Возможности полиграфа «РИФ»

7




2




4




8.

Разработка нейтральных, контрольных и релевантных вопросов

8




2




2

Проект процедуры детекции

9.

Лабораторный практикум. Освоение базовых электрофизиологических методов полиграфии.

Режимы работы мозга при стрессе.



9







4

4




12.

Лабораторный практикум 4. Освоение базовых электрофизиологических методов полиграфии.

«Eye Tracking и детекция лжи»



10







4

4

Итоговый отчет «Сравнительный анализ полиграмм испытуемых с разными индивидуально-психологическими особенностями»

13.

Практика и перспективы использования инструментальной детекции в работе организационного психолога-консультанта

11

2







4

Аналитический итоговый отчет

Итого







8

8

16

40





Учебная программа
Введение в курс «Практическая полиграфия: детекция скрытой мотивации»

Семинарское занятие 1. Скрытая мотивация и ложь как ее поведенческое проявление. Морально-правовое и субъективно-нравственное понимание лжи. Личность и мотивационная сфера. Личность и контексты ее формирования: социальный, культурный, природный, предметный, субъективно-духовный. Роль контекстов в формировании отношений к миру и самому себе. Мотивы и их виды по уровню осознанности. Цели в структуре деятельности. Вектор мотив-цель как системообразующий фактор деятельности. Скрытые мотивы, их особенности, содержательные характеристики, особенности проявления. Коммуникативный характер проявления мотивационно-целевого отношения в поведении. Виды проявления лжи. Отношение ко лжи в разных культурных традициях. Специфика морально-правового и субъективно-нравственного понимания лжи. Типы реакции социума на ложь и их социо-культурные и психологические детерминанты. Общественная и индивидуальная потребности в выявлении лжи. Формирование запроса на инструментальную диагностику скрытой мотивации и лжи.


Семинарское занятие 2. История и современное состояние инструментальной диагностики скрытой мотивации. Правовые и этические аспекты применения полиграфического метода в научных исследованиях и практической деятельности. Основные этапы становления технологий выявления лжи. Специфика доинструментального этапа. Развитие физиологии, медицины и технологий детекции. Основные принципы инструментальной детекции лжи на первых полиграфах. Вклад отечественных ученых в развитие методологии, теории и технологии детекции. Основные сферы применения инструментальной детекции лжи. Этические и правовые проблемы в детекции скрытой мотивации и лжи. Первые правовые акты о применении полиграфа. Этический кодекс российского психологического общества: возможности и ограничения применения полиграфа. Современное состояние трудового законодательства и полиграфические исследования в РФ.
Принципы, содержание и основные этапы современного полиграфического исследования
Лабораторный практикум 1. Освоение базовых электрофизиологических методов полиграфии. Прямые методы. Электроэнцефалограмма и вызванные потенциалы мозга. Принципы формирования и комплектация полиграфов. Электрофизиологические методы как основа полиграфии. Прямые методы регистрации активности мозга: электроэнцефалография и вызванные потенциалы. Способы регистрации, обработки и анализа биопотенциалов мозга. Маркеры изменений функционального состояния испытуемых. Роль ЭЭГ в детекции лжи.
Лабораторный практикум 2. Освоение базовых электрофизиологических методов полиграфии. Косвенные методы. Методы оценки изменений функционального состояния человека по регистрации активности вегетативной и моторной регуляции. Вегетативная нервная система и эмоции. Электронейромиография, регистрация кожно-гальванической реакции, электроокулография, электрокардиография и кардиоинтервалография как её вариант, методика биологической обратной связи и др. Способы регистрации, обработки и анализа сигналов. Косвенные методы в детекции лжи.
Практическое занятие 1. Разработка предварительной беседы и процедуры тестирования на полиграфе (исследование лиц с разным уровнем тревожности в ситуациях с разным уровнем стрессогенности). Этапы полиграфического исследования, их цели и содержание. Индивидуально-психологические особенности испытуемых как факторы, влияющие на достоверность результатов исследования. Предтестовая беседа: ее предназначение, структура и содержание.
Семинарское занятие 3. Диагностическая ценность психофизиологических характеристик функционального состояния в решении задач выявления скрытой мотивации. Понятие психофизиологических маркеров функционального состояния. Характеристика основных методов полиграфии и оценка диагностической ценности их результатов. Прямые электрофизиологические методы: электроэнцефалография и регистрация вызванных (событийно-связанных) потенциалов. Косвенные электрофизиологические методы: регистрация вегетативных (электрокардиография и кардиоинтервалография, респирография, плетизмография, реография и др.) и моторных (электроокулография, электронейромиография и др.) реакций на стимулы. Альтернативный подходы к «детекции лжи»: Айтрекинг и функиональный магнитно-резонансный имиджинг. Методы обработки и анализа данных.

Практическое занятие 2. Полиграф как техническое средство. Принцип работы полиграфа. Возможности полиграфа «РИФ».

Особенности современных полиграфов. Назначение стационарных компьютерных полиграфических комплексов «БОС-тренинг» и «Эгоскоп» и компьютерного портативного полиграфа «РИФ»: оперативная оценка текущего психофизиологического состояния тестируемого и выявление стрессовых реакций обследуемого на предъявленные стимулы. Особенности съёма психофизиологической информации, её усиление и предварительная обработка. Оцифровка сигналов, кодирование и ввод их в компьютер. Ресурсные возможности программного обеспечения “SHERIFF 7-M”.
Практическое занятие 3. Разработка нейтральных, контрольных и релевантных вопросов. Факторы, влияющие на эффективность полиграфического исследования. Поведенческие признаки обмана. Способы и условия повышения достоверности результатов. Типы вопросов при полиграфическом исследовании: их функции в выявлении лжи. Техника контрольных вопросов. Тест на знания виновного.
Лабораторный практикум 3. Освоение базовых электрофизиологических методов полиграфии. Режимы работы мозга при стрессе. Базовые психофизиологические и нейрохимические механизмы стресса. Стресс как реакция на угрожающий стимул. Особенности полиграфических показателей при стрессе. Отработка формирования стрессогенного контекста и регистрации функциональных режимов организма в стрессовом состоянии.
Лабораторный практикум 4. Освоение базовых электрофизиологических методов полиграфии. Айтрекинг в детекции лжи. Айтрекер как альтернативный вариант «детектора лжи». Особенности метода айтрекинга. Отработка метода регистрации глазодвигательных реакций в контексте анализа мотивации завышения уровня компетенции в английском языке. Обработка и статистический анализ полученных результатов.
Семинарское занятие 4. Практика и перспективы использования инструментальной детекции в работе организационного психолога-консультанта. Понятие скрининга в кадровой работе. Место и роль инструментальной детекции скрытой мотивации и лжи в кадровом скрининге. Основные формы инструментальной детекции в кадровой работе. Цель, содержание, особенности полиграфического исследования на этапах донаемной оценки претендентов, оценки благонадежности персонала, служебного расследования хищений и утечки информации. Понятие базовой нормы лжи. Точность детекторных данных и реальность. Эффект устрашения. Основные противоречия и аргументы сторонников и противников применения полиграфии в кадровой работе.



Краткое содержание разделов программы
Лабораторный практикум 1.

Каталог: books -> met files
met files -> Учебное пособие Нижний Новгород 2011 год
met files -> Учебное пособие Нижний Новгород 2011 год
met files -> Ливанова Е. Ю. «Роль практики в формировании профессиональных компетенций выпускника вуза»
met files -> Учебное пособие Нижний Новгород 2012 год
met files -> Интерактивные формы и методы обучения в высшей школе
met files -> Сборник методических разработок по образовательно-профессиональной программе 080103 Национальная экономика
met files -> Рабочая программа дисциплины «Онтология и теория познания» для аспирантов Направление подготовки
met files -> Учебно-методическое пособие технология социальной работы Направление подготовки 390302 Социальная работа Профиль подготовки
met files -> Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
met files -> Методика обучения иностранных студентов письменной речи


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница