НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,
БИЗНЕСА И ПРАВА
Автор: к.пс.н., доц. Молохина Г.А.
Учебно-методический комплекс
по дисциплине
«Общая психология: внимание и память»
для студентов очной формы обучения
Ростов-на-Дону
2011
Учебно-методический комплекс по дисциплине «ОП: Внимание и память» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов очной формы обучения, обучающихся по специальности ________
Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой _______ и утвержден Учебно-методическим советом _________________(протокол № от ) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание практических работ, темы контрольных работ, требования к уровню освоения программы.
Составитель: к.пс.н., доц. Молохина Г.А.
Рецензент:
Электронный вариант УМК расположен по адресу: F:\ \Учебно-методические материалысодержание
1.2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 4
1.3 АУДИТОРНАЯ РАБОТА 6
1.3.1 Лекции 6
1.3.2 Практические занятия 7
1.3.3 Интерактивные занятия 9
1.4 Самостоятельная работа 10
1.5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 11
1.5.1 Основная литература 11
1.5.2 Дополнительная литература 11
1. Рабочая программа дисциплины
1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель: сформировать у студентов целостное представление о природе, механизмах, закономерностях внимания и памяти.
Задачи:
-
Раскрыть основные понятия и категории дисциплины.
-
Сформировать представления о сущности внимания и памяти, их механизмах и закономерностях.
-
Ознакомить с основными подходами к исследованию внимания и памяти в отечественной и зарубежной психологии.
-
Ознакомить с методами и методиками исследования внимания и памяти.
1.2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе изучения дисциплины студенты должны:
Овладеть компетенциями:
Перечень названий и шифров компетенций в соответствии с ФГОС ВПО
Общенаучные компетенции (ОК):
-
способность принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);
-
способность выстраивать социальное взаимодействие на принципах толерантности и безоценочности (ОК-5);
Общепрофессиональные компетенции (ОПК):
-
способность выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1);
-
использование научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, овладение современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);
-
готовность применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9).
Перечень дополнительных компетенций
Перечень дополнительных компетенций
Иметь представление: о механизмах и процессах внимания и памяти
Знать:
-
основные определения понятий дисциплины;
-
специфику механизмов и закономерностей изучаемых психических явлений;
-
физиологическую основу процессов внимания и памяти;
-
основные подходы и теории к изучению внимания и памяти.
Уметь:
-
давать психологическую характеристику особенностей внимания и памяти человека, выделять механизмы, закономерности и патологии данных процессов;
-
диагностировать особенности внимания и памяти.
1.3 АУДИТОРНАЯ РАБОТА 1.3.1 Лекции
№ п/п
|
Тема лекции
|
Краткое содержание
|
Кол. часов
|
1
|
Понятие о внимании. Основные свойства и виды внимания
|
Проблема внимания в психологии. Многозначность определения внимания. Связь внимания с другими психическими процессами. Функции внимания. Основные свойства внимания: объем, концентрация, устойчивость, колебания внимания, переключение и распределение. Виды внимания: произвольное, непроизвольное, послепроизвольное.
|
2
|
2
|
Анатомо-физиологические механизмы внимания
|
Психофизиология внимания. Ориентировочная реакция. Нейрофизиологические механизмы внимания. Методы изучения и диагностики внимания.
|
2
|
3
|
Классические теории внимания.
|
Сознание и внимание, теория В. Вундта. Исследование свойств внимания методом интроспекции (Э.Б. Титченер, У. Джеймс). Социальная природа произвольного внимания (Т. Рибо). Моторная теория волевого внимания (Н.Н. Ланге). Исследование внимания в гештальтпсихологии (Э. Рубин, К. Коффка, В. Келлер, П. Адамс).
|
2
|
4
|
Понятие о памяти. Виды и типы памяти.
|
Общая психологическая характеристика памяти. Классификация видов памяти. Элементарные виды памяти: генотипическая и филогенетическая. Специфические виды памяти: модально-специфические, образная память, эмоциональная память, словесно-логическая память. Временная организация памяти: иконическая память, кратковременная, оперативная, долговременная. Типы памяти.
|
2
|
5
|
Физиологические основы памяти
|
Психофизиология памяти. Физиологические теории памяти (Д. Хебб, С. Роуз, Г. Линчь и М. Бодри, Л. де Но, А.С. Батуев, М.Н. Ливанова и С.Р. Раевой, Е.Н. Соколов). Проблема мозговой организации мнемической деятельности.
|
2
|
6
|
Кратковременная и долговременная память.
|
Исследования особенностей кратковременной памяти (В.П. Зинченко, А.А. Смирнов, Миллер, Сперлинг, Д. Бродбент, А. Трейсман, Д. Норманн и др.). Проблемы оперативной памяти. Долговременная память: структура, особенности переработки, хранения и извлечения информации. Исследования особенностей долговременной памяти (Г. Эббингауз, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков).
|
2
|
7
|
Патология памяти
|
Патология памяти. Дисмнезии: гипермнезия, гипомнезия, амнезия. Варианты амнезии. Парамнезии: псевдореминисценции, криптомнезии, конфабуляции.
|
2
|
ИТОГО:
|
14
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |