Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: ощущение и восприятие» для студентов заочной формы обучения



страница1/3
Дата14.02.2016
Размер0.49 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3

НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,iubip-emb1_2

БИЗНЕСА И ПРАВА
Астапенко Е.В.


Учебно-методический комплекс
по дисциплине


«Общая психология: ощущение и восприятие»

для студентов заочной формы обучения

Ростов-на-Дону

2011

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: ощущение и восприятие» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов заочной формы обучения, обучающихся по специальности 030301 – Психология, специализация «Психология управления, менеджмента, предпринимательства».



Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой психологии и утвержден Учебно-методическим советом по гуманитарному профилю (протокол № от ) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу, содержание практических работ, темы контрольных работ, требования к уровню освоения программы.

Составитель: Астапенко Е.В., канд. псих. наук.


Рецензент: Щербакова Т.Н., докт. псих. наук, профессор, заведующий кафедры психология РОИПКиПРО.


Электронный вариант УМК расположен по адресу: F:\ \Учебно-методические материалысодержание




1. Рабочая программа дисциплины
1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели: способствовать освоению всего многообразия подходов к исследованию ощущения и восприятия, составлению чёткого и целостного представления об их природе, механизмах, закономерностях; содействие формированию профессионального мышления с помощью участия в различных дискуссиях, предметом которых являются современные не решенные вопросы исследований.

Задачи:

  1. Знакомство с различными подходами исследования ощущения и восприятия.

  2. Показать специфику явлений ощущения и восприятия, познакомить с основными способами и методами их исследования.

  3. Способствовать умению анализировать, систематизировать и сопоставлять теоретические, методологические и экспериментальные исследования.


1.2 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Овладеть компетенциями:

Перечень названий и шифров компетенций в соответствии с ФГОС ВПО
а) общекультурными компетенциями (ОНК) и инструментальными (ИК):

  • Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу и вос-

приятию информации, способность выбора и постановки цели, а также путей её достижения (ОНК);

  • Способность понимать и анализировать значимые философские проблемы в контексте мировых и социальных воззрений (ОНК);

  • Способность анализировать проблемы (ОНК);

  • Способность аргументировать, логично строить устную и письменную речь; применять методы исследования ощущений и восприятий на практике (ИК);

  • Способность самостоятельно находить и использовать теоретический и практический материал для саморазвития и самообучения (ИК);

  • Понимание общественной значимости выбранной профессии, наличие высокой мотивации к выполнению будущей профессиональной деятельности (ИК);

  • Владение основными методами, способами и средствами получения,

хранения, переработки информации, в том числе управление информацией с помощью компьютера и интернет-сети (ИК).

б) профессиональными компетенциями (ПК)

  • Способность оперировать основными понятиями курса, профессиональной психологической терминологией;

  • Навык анализа и обобщения результатов теоретических и практических исследований в отечественной и зарубежной психологии, в том числе при изучении вопросов ощущения и восприятия;

  • Способность выбирать необходимые адекватные методы исследования психических процессов;

  • Способность анализировать и интерпретировать данные практических исследований в области психических процессов;

  • Подбирать, систематизировать и представлять информацию на основе изучения отечественной и зарубежной психологической литературы;

  • Использовать для решения исследовательских проблем современные технологии способы сбора и обработки информации.

в) специальными компетенциями (СЛК)

  • Определять сущность процессов ощущения и восприятия, физиологическую основу их возникновения;

  • Анализировать проблемы эволюционного развития данных психических процессов (ощущение и восприятие);

  • Выделять закономерности и механизмы развития процессов ощущения и восприятия;

  • Осуществлять выбор адекватных методик исследования ощущений и восприятия;

  • Анализ и систематизация основных теоретических представлений о природе ощущений и восприятия в мировой психологической литературе;

  • Определение нормы и патологии в развитии ощущения и восприятия;

  • Диагностика особенностей развития процессов восприятия в детском возрасте.

Перечень дополнительных компетенций

Иметь представление: о природе, закономерностях и механизмах ощущения и восприятия.

Знать: основные определения понятий «ощущение и восприятия», специфику механизмов и закономерностей явлений, возрастные особенностей развития ощущения и восприятия, способов экспериментального изучения ощущения и восприятия, в том числе современные. Строение анализаторов. Физиологическая основа процессов ощущения и восприятия, их типы, виды. Основные теории к изучению процессов ощущения и восприятия (зарубежные и отечественные). Феномены нарушения восприятия.

Уметь: охарактеризовать понятия ощущения и восприятия, определять виды данных процессов. Уметь выделить механизмы и закономерности сенсорно-перцептивных процессов, их нарушения. Описать особенности развития восприятия на протяжении всего онтогенеза человека, феномены его нарушения.

1.3 АУДИТОРНАЯ РАБОТА

1.3.1 Лекции

п/п

Тема лекции

Краткое содержание

Кол. Часов

/З/С

1

Общее представление об ощущении и восприятии.

Общая характеристика ощущения и восприятия. История развития взглядов на психические явления. Понятие об ощущении и стимулах, их вызывающих. Основные свойства ощущений. Пороги ощущений.


1/1

2

Классификация ощущений и сенсорных систем. Сенсорная адаптация


Классификация Аристотеля, В. Вундта, Хэда.

Классификация Шеррингтона (экстероцептивные, проприоцептивные, интероцептивные ощущения). Феномен сенсорной адаптации. Виды сенсорной адаптации. Механизм сенсорной адаптации. Явление синестезии и сенсибилизации. Сенсорная изоляция.



1/1

3

Восприятие как

познавательный

процесс


Восприятие и его основные свойства Физиологическая основа восприятия. Роль восприятия в жизнедеятельности животных и человека. Отличие процессов ощущения и восприятия. Классификация восприятий. Развитие представлений о восприятии в отечественной и зарубежной психологической литературе.

1/1

4

Слуховая и зрительная перцептивные системы.


Строение слухового анализатора. Общая характеристика слуховых ощущений. Субъективные качества слуховых ощущений. Адаптация слухового анализатора. Специфика слухового восприятия пространства. Речевой и музыкальный слух. Фонема, фонематический слух, его формирование. Нарушение слуха. Основные черты анатомии зрительной системы. Механизм возникновения зрительных ощущений. Темновая и световая адаптация. Основные свойства зрительных ощущений. Характеристики света. Процессы конвергенции и аккомодации. Виды зрения. Основные теории цвета. Нарушение зрения.

1/1

5

Восприятие формы и перцептивная организация. Восприятие времени и пространства.



Перцептивная группировка. Особенности восприятия формы (фигура и фон). Принципы организации фигуры и фона. Зрительные иллюзии. Восприятие временной длительности и временной последовательности Понятие о темпе и ритме Экспериментальные исследования восприятия времени. Восприятие событий. Восприятие предметов, их формы, величины, объёма. Восприятие расстояния между предметами, их положения. Восприятие удалённости предметов от наблюдателя. Роль бинокулярного зрения в восприятии объемности. Роль аккомодации и конвергенции при восприятии удалённости. Константность восприятия: виды и способы измерения.

1/1

6

Теории восприятия


Теория бессознательных умозаключений (Г. Гельмольц). Структуралистическая теория. Теория восприятия в гештальтпсихологии. Когнитивно-ориентированные теории восприятии (теория Брунера). Экологическая теория Дж. Гибсона. Теория перцептивного цикла У. Найссера.

Исследование восприятия в отечественной психологии (теория А. Н. Леонтьева, теория А. В. Запорожца, концепция о сенсорно – перцептивном единстве (Б.Г. Ананьев).



1/1

ИТОГО:

6/6

1.3.2 Практические занятия

п/п

Тема занятия

Краткое содержание

Кол. Часов

/З/С

1

Характеристика ощущений разной модальности.

  1. Свойства органических ощущений.

  2. Статические и кинестетические ощущения.

  3. Виды кожных ощущений. Основные черты анатомии рецепторов и проводящих путей кожной чувствительности: болевые ощущения, адаптация к боли; температурные ощущения; ощущения прикосновения и давления.

2/1/1

2

Динамика чувствительности.

  1. Адаптация и её биологическое значение. Виды адаптации.

  2. Явление сенсибилизации. Механизмы сенсибилизации.

  3. Взаимодействие ощущений. Синестезия.

.

2/1/1




Общие закономерности восприятия формы и пространства.

  1. Факторы, влияющие на перцептивную группировку.

  2. Закон структурного восприятия (исследования гештальтпсихологии).

  3. Иллюзии зрения.

  4. Роль аккомодации и конвергенции при восприятии удалённости.

  5. Константность восприятия и удаленность предметов.

2/1/1




Общие вопросы теорий ощущения и восприятия

  1. Экспериментальное изучение ощущений

  2. Рефлекторная теория ощущений

  3. Современные представления о рефлекторной природе сенсорных процессов.

  4. Теории восприятия

2/1/1

ИТОГО:

4/4


1.3.3 Интерактивные занятия

п/п

Тема занятия

Краткое содержание и вид интерактивного занятия

Кол. часов

З/С

1

Исследование роли ощущений в познавательной деятельности

Отличие процессов ощущения и восприятия при тактильном восприятии. Решение практических задач (лабораторная работа).

1/1

2

Исследование зрительной и слуховой чувствительности.

Измерение порога абсолютной и относительной чувствительности. Решение практических задач (лабораторная работа)

1/1

3

Определение кожной чувствительности.

Выявление холодовых и тепловых точек. Определение абсолютного и относительного порога кожной чувствительности.

Просмотр фильма «Органы чувств» с обсуждением.



1/1
1/1

ИТОГО:

4/4


1.4 Самостоятельная работа


п/п

Содержание самостоятельной работы

Кол. часов З/С

Форма контр.

1

Составить перечень основных понятий «Ощущения и восприятия».

Литература:

Гусев А.Н. Общая психология: ощущение и восприятие.

Психологический словарь / ред. Зинченко, Мещеряков. 2-е издание.


4/4

Отчет

2

Подготовить сообщение на тему: «Классификация ощущений и сенсорных систем».

Литература:

Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М. 2000

Маклаков А. Г. Общая психология. Спб., 2001 г.

Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. Питер: 2003 г.



4/4

Доклад

3

Описать явление сенсибилизации и синестезии.

Литература:

Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М. 2000

Психологический словарь / ред. Зинченко, Мещеряков. 2-е издание

Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. Питер: 2003 г.



4/4

Отчет

4

Составить сообщение на тему: «Общая характеристика восприятия и его основных свойств».

Литература:

Гусев А.Н. Общая психология: ощущение и восприятие.

Психологический словарь / ред. Зинченко, Мещеряков. 2-е издание.


6/6

Отчет

5

Охарактеризовать понятие «константность» восприятия. Характеристика видов константности.

Литература:

Психология ощущения и восприятия / под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. – М.: 2003 г. – Серия: хрестоматия по психологии

Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. Питер: 2003 г.


4/4

Доклад

6

Подготовить доклад на тему: «Гештальттеория восприятия. Законы перцептивной организации».

Литература:

Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М. 2000

Психология ощущения и восприятия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и др. М. 2003.

Гусев А.Н. Общая психология: ощущение и восприятие.



6/6

Отчет

7

Сообщение на тему: «Восприятие пространства. Восприятие времени».

Литература:

Гусев А.Н. Общая психология: ощущение и восприятие.

Психология ощущения и восприятия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и др. М. 2003


4/4

Отчет

8

Теория бессознательных умозаключений Г. Гельмгольца.

Литература:

Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М. 2000

Гусев А.Н. Общая психология: ощущение и восприятие.

Психология ощущения и восприятия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и др. М. 2003



4/6/6

Конспект

9

Проблема врожденного и приобретенного в восприятии.

Литература:

Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М. 2000

Психология ощущения и восприятия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и др. М. 2003


4/4

Отчет

10

Сравнительный анализ теорий восприятия Дж. Гибсона и У. Найссера.

Литература:

Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М. 2000

Психологический словарь / ред. Зинченко, Мещеряков. 2-е издание

Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. Питер: 2003 г.

Психология ощущения и восприятия / под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. – М.: 2003 г. – Серия: хрестоматия по психологии


6/6

Отчет

11

Подготовить доклад на тему: «Концепция Б. Г. Ананьева о сенсорно-перцептивном единстве».

Литература:

Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М. 2000

Психологический словарь / ред. Зинченко, Мещеряков. 2-е издание

Психология ощущения и восприятия / под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. – М.: 2003 г. – Серия: хрестоматия по психологии.

Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. Питер: 2003 г.



4/4

Конспект

12

Составить сообщение на тему: «Иллюзии зрения и иллюзии движения»

Психология ощущения и восприятия / под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. – М.: 2003 г. – Серия: хрестоматия по психологии.

Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. Питер: 2003 г.

Рок И. Введение в зрительное восприятие. М., 1980. Кн.1.



4/4

Конспект

13

Подготовить краткое сообщение на тему: «Речевой и музыкальный слух».

Литература:

Маклаков А. Г. Общая психология. Спб., 2001 г.

Психологический словарь / ред. Зинченко, Мещеряков. 2-е издание

Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. П.: 2003 г.


4/4

Отчет

14

Анализ современных проблем в области исследований ощущений и восприятия.

Литература:

Психология ощущения и восприятия / под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. – М.: 2003 г. – Серия: хрестоматия по психологии.



Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. Питер: 2003 г.


4/4

Отчет

ИТОГО:

66/66




1.5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.5.1 Основная литература

п/п

Перечень литературы

1

Гусев А.Н. Общая психология: ощущение и восприятие.


2

Маклаков А. Г. Общая психология. Спб., 2001 г.


3

Психологический словарь / ред. Зинченко, Мещеряков. 2-е издание.

4

Шиффман Х.Р. Ощущение и восприятие. Питер: 2003 г.


1.5.2 Дополнительная литература

п/п

Перечень литературы

1

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.

2

Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии. – М. 2000


3

Найссер У. Познание и реальность. М., 1981

4

Рок И. Введение в зрительное восприятие. М., 1980. Кн.1.


1.5.3 Информационно-методическое обеспечение


п/п

Перечень

1

Электронный УМК «Ощущение и восприятие» Астапенко Е.В., 2011 г.

2

Электронная библиотека психологической литературы www.koob.ru

3

Электронный учебник «Психология ощущения и восприятия» / под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. М., 2003 г.

4

Электронный учебник Александрова Ю.В. «Общая психология», раздел 7,8.


2. лекционные занятия

2.1 План и содержание лекционных занятий


Каталог: site -> files -> site library file
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международные стандарты финансовой отчетности» направление подготовки 080100. 62
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная психология» для студентов очной формы обучения
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология»
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология социальной работы» для студентов заочной формы обучения
site library file -> Рабочая программа по дисциплине дв 1 Психология сознания и бессознательного (индекс) (наименование) направление
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы психогенетики» для студентов заочной формы обучения
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «ОП: Внимание и память»
site library file -> Рабочая программа дисциплины дв. 1 Гештальт-психология


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница