Учебно-методический комплекс по дисциплине «Краткосрочная психоаналитическая психотерапия детей и подростков»



страница1/4
Дата22.04.2016
Размер284 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4


Институт психоанализа

Факультет психоанализа

Кафедра метапсихологии, истории и теории психоанализа


Утверждено

на заседании кафедры метапсихологии, истории и теории психоанализа

от 15 октября 2009 г. протокол №09/2

Зав.кафедрой метапсихологии, истории и теории психоанализа

д.ф.н., профессор Лейбин В.М. ________

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Краткосрочная психоаналитическая психотерапия детей и подростков»

Автор:

Парамонова А.А.
Москва

2009

Учебно-методический комплекс разработан согласно требованиям вуза к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по дисциплине «Краткосрочная психоаналитическая психотерапия детей и подростков».

ХАРАКТЕРИСТИКА И ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«КРАТКОСРОЧНАЯ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
Дисциплина «Краткосрочная психоаналитическая психотерапия детей и подростков» относится к группе дисциплин специализации «Введение в психоанализ» и имеет целью подготовить специалиста обладающего:


  1. комплексом теоретических знаний, практических навыков и умений организации и ведения деятельности в области психоаналитически ориентированной работы по оказанию психологической помощи детям и подросткам, психологическому сопровождению клиентов в ситуации обращения их в центры социальной помощи и реабилитации посредством методов индивидуального психоаналитически ориентированного консульти-рования и психотерапии;

  2. личностными и профессиональными качествами, способствующими этой деятельности.


Основными задачами изучения дисциплины являются:

  • обучение будущего психолога и консультанта грамотно ставить и решать практические задачи по оказанию психоаналитически ориентированной психологической помощи и психологическому сопровождению клиентов в ситуации обращения их в центры социальной помощи и реабилитации, используя знания теории и практики детской и подростковой психоаналитической психотерапии, психоаналитических концепций развития ребенка и подростка, современных психоаналитических теорий, понимания психоаналитической психопатологии детского возраста; индивидуальной психоаналитической психотерапии и психоаналитически ориентированного консультирования;

  • интеграция теоретических и практических знаний в области детской психоаналитически ориентированной консультирования и психотерапии, углубленное изучение психодинамики детской психопатологии, знакомство с основными психоаналитически ориентированными методами в работе с детской психопатологией.

- овладение основными теоретическими и практическими методами и методиками оказания психоаналитически ориентированной помощи клиентам посредством включения их в индивидуальную психологическую работу;

- воспитание позитивного, эмпатийного отношения к детям, подросткам и родителям, обратившихся за психоаналитически ориентированной помощью;

- развитие профессионально-личностных качеств как главного инструмента работы психоаналитически ориентированного психолога с детьми и подростками;

- развитие аналитического и синтетического мышления при анализе ситуаций, возникающих в ходе индивидуального психоаналитически ориен-тированного консультирования и психотерапии;

- формирование у студентов психологической готовности к использованию навыков и умений индивидуального психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии в будущей практической деятельности.

Требованиям к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза по дисциплине



«Краткосрочная психоаналитическая психотерапия детей и подростков»
В результате изучения дисциплины ««Краткосрочная психоаналитическая психотерапия детей и подростков» специалист должен:

Знать:

  • особенности динамики детской и подростковой психоаналитической психопатологии,

  • стадии психоаналитически ориентированного консультационного и психотерапевтического процесса, а также основные приемы и методы, используемые в психоаналитически ориентированном консультировании и психотерапии детей и подростков;

  • особенности психоаналитически ориентированной индивидуальной работы психолога на различных стадиях развития консультационного и психотерапевтического процесса при различных видах детской и подростковой психопатологии.

Овладеть:

  • навыками и умениями организации и ведения психоаналитически ориентированного консультационного и психотерапевтического процесса при работе с детьми, подростками и родителями;

  • навыками и умениями использования принципов динамики психоана-литически ориентированного консультационного и психотерапевтического процесса, психотерапевтических факторов психологического консультиро-вания и психотерапии, механизмов их действия и управления ими;

  • основными методами, методиками и приемами оказания психоаналитически ориентированной психологической помощи детям, подросткам и родителям.

Уметь:

- проектировать приемы психоаналитически ориентированного психологического воздействия и помощи ребенку, подростку и родителям, способствующие компенсации и коррекции психических отклонений в развитии личности ребенка и подростка;

- применять методы, методики диагностической оценки эффективности индивидуального психоаналитически ориентированного консультирования и психотерапии и оценки влияния личности психоаналитически ориентированного психолога или психотерапевта на консультационный и психотерапевтический процесс;


  • применять требования профессиональной этики к работе с детьми, подростками, родителями;

  • использовать полученные теоретические психоаналитически ориентированные знания, навыки и умения в практической и исследовательской деятельности.

Основные дидактические единицы, с помощью которых определяется содержание дисциплины «Краткосрочная психоаналитическая психотерапия детей и подростков»





Индекс

Краткосрочная психоаналитическая психотерапия детей и подростков

всего часов



Практика психологического консультирования и психотерапии в различных направлениях практической психологии. Особенности стадий (этапов) психологического консультирования, психотерапии. Роль и функции психолога-консультанта, психотерапевта на различных ста-диях (этапах) психологического консультирова-ния, психотерапии. Методы, методики, приемы и техники, используемые психологами-консуль-тантами, психотерапевтами на различных стадиях (этапах) психологического консультирования, психотерапии. Критерии и методы оценки эффективности психологического консультиро-вания, психотерапии

45


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ «КРАТКОСРОЧНАЯ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»
Тема 1.

Определение и общая характеристика краткосрочной психоаналитической психотерапии для детей и подростков.

Общая характеристика дисциплины. Цели, задачи и предмет КТП. История возникновения и современное развитие краткосрочной психоаналитической психотерапии для детей и подростков. Основные принципы краткосрочной психоаналитической психотерапии для детей и подростков. Психодиагностические и психотерапевтические возможности психоаналитической психотерапии. Эффективность КТП в работе с различными видами детской психопатологии. Характеристика понятия «ребенок-пациент».

Формы текущего контроля знаний и умений: вербальная рефлексия предыдущих знаний студентов
Литература.


  1. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Детский психоанализ: Школа Анны Фрейд.- М.: Академия, 2005.-328с.

  2. Васильева Н.Л. Детский психоанализ. – СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 2006. – 256с.

  3. Васильева Н.Л. Теория и методология современного детского психоанализа. – СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 2005. – 160с.

  4. Парамонова А.А. Развитие научных знаний о ребенке в истории отечественной психологии конца XIX - начала XX веков. – М.: Национальный институт им. Екатерины Великой, 2009. –184с.

  5. Парамонова А.А. К вопросу об истории развития детского психоанализа // Материалы Международной психоаналитической конференции «Зигмунд Фрейд – основатель новой научной парадигмы: психоанализ в теории и практике».- М.: Русское психоаналитическое общество, 2006.- Т 2, с.214-219.

  6. Парамонова А.А. Детский психоанализ как метод психологической помощи // Материалы IV Всероссийского Съезда РПО (Российского психологического общества) «Психология будущему России» 18-24 сентября 2007г. в трех томах. - Т.3. М.– Ростов-на-Дону, Изд-во «Кредо». С. 83-84.

  7. Парамонова А.А. Психоаналитическое изучение ребенка в дореволюционной и послереволюционной России (историко-психологическое исследование) // Психоанали-тический вестник. – 2009. – вып.20.- № 1.

  8. Фордхам М. Возникновение детского анализа// Хрестоматия по глубинной психологии Т.2- М.: «Добросвет», 1997.

  9. Хайл-Эверс А., Хайл Ф., Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии. - СПб: ВЕИП, «Речь», 2002.

  10. Фонда П., Йоган Э. Развитие психоанализа в последние десятилетия // Психо-анализ в развитии: Сб. переводов. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — С. 128—147.

  11. Geissmann С, Geissmann P. A history of child psychoanalysis. – Routlenge: London & New York, 1998.

  12. Четик М. Техники детской терапии: психодинамические стратегии. –СПб: Питер, 2003.



Тема 3.

Диагностические и терапевтические категории краткосрочной психоаналитической психотерапии детей и подростков.

Диагностический профиль А.Фрейд. Показания для терапии детей и подростков. Диагностическое интервью Г. Хорна. Особенности построения и проведения краткосрочной психоаналитической психотерапии с наруше-ниями в диаде «мать-дитя». Терапевтический контракт, особенности сеттинга. Особенности техники КПТ. Включение элементов арт-терапии в консультационную и терапевтическую работу. Использование рисунка, лепки, игры, движения в диагностических и терапевтических целях.


Формы текущего контроля знаний и умений: вербальная рефлексия предыдущего занятия
Литература.

    1. Васильева Н.Л. Детский психоанализ. – СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 2006. – 256с.

    2. Васильева Н.Л. Что чувствуют дети, или Горилла и Динозавр (Записки детского психоаналитика).- СПб.: Речь, 2006.

    3. Варданян А. Этюды по детскому психоанализу.-М.: Когито-Центр, 2002.

    4. Ежегодник детского психоанализа и психоаналитической педагогики. - Ижевск: TRGO, 2008.

    5. Мать, дитя, клиницист: Новое в психоаналитической терапии/ Сб. работ. – М.,1994.

    6. Мустакас К. Большие проблемы маленьких детей. - М.: Эксмо, 2003.

    7. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. – М.: Независимая фирма «Класс» ,1997.

    8. Парамонова А.А.Сны наяву: использование метода символдрамы в психоаналитичес-кой терапии детей и подростков, страдающих нервной анорексией. – Ростов-на-Дону: «Ростиздат», 2005.

    9. Парамонова А.А. Детский психоанализ как метод психологической помощи // Материалы IV Всероссийского Съезда РПО (Российского психологического общества) «Психология будущему России» 18-24 сентября 2007г. в трех томах.- Т.3. М.– Ростов-на-Дону, Изд-во «Кредо». С. 83-84.

    10. Парамонова А.А. Нарушение объектных отношений в семьях, где дети или подростки страдают нарушениями питания. // Материалы Международной научно-практической конференции «Семейные объектные отношения в свете современных психоаналитических (глубинно-психологических) концепций» (1-3 октября 2007 г., Украина, г. Ялта). – М.: РПО, 2007г.

    11. Психоаналитическая психодрама в работе с детьми и подростками. – М.,2004.

    12. Психотерапия детей и подростков / Под ред. Кендалла Ф. – СПб: Питер, 2002.

    13. Четик М. Техники детской терапии: психодинамические стратегии. –СПб: Питер, 2003.

    14. Фрейд З., Фрейд А. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. – СПб., 1997.

    15. Фрейд А. Психопатологии детства/Пер. с нем. – М.: Изд. дом NOTA BENE, 2000.

    16. Эльячефф К. Затаенная боль: Дневник психоаналитика. – М.: «Кстати», 1999.

    17. Хайл-Эверс А., Хайл Ф., Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии. - СПб: ВЕИП, «Речь», 2002.

Тема 4.


Современные психоаналитические концепции психосоматики детей и подростков.

Особенности формирования и протекания психосоматических процессов у ребенка и подростка. Принципы психоаналититически ориентированной психотерапии с детской и подростковой психосоматикой. Показания и особенности динамики психоаналитической работы с детьми, страдающими бронхиальной астмой, нервной анорексией, нарушениями ЖКТ, экземами и т.д). Разбор клинического случая.

Формы текущего контроля знаний и умений: вербальная рефлексия предыдущего занятия
Литература.


  1. Аммон Г. Психосоматическая психотерапия. – СПб: «Речь», 2000.

  2. Анзье Д. Феномены аутизма и Я-кожа // Психология кожи/ Пер. с англ. –Ижевск: Издательский дом «Удмурдский университет», 2004, с.221-229.

  3. Бик Э. Переживание кожи в ранних объектных отношениях// сб. Психология кожи / Пер. с англ. –Ижевск: Издательский дом «Удмурдский университет», 2004, с.84-90.

  4. Винникотт Д.В. «Пигля»: Отчет о психоаналитическом лечении маленькой девочки / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

  5. Винникотт Д.В. Разговор с родителями / Пер. с англ. — М.: Независимая
    фирма «Класс», 1994.

  6. Винникотт Д. Наблюдение детей в стандартной ситуации/ Психоаналитическая хрестоматия. Классические труды. – М., 2005, с.400-420.

  7. Винникотт Маленькие дети и их матери/Пер. с англ.- М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

  1. Гольс Б. Педиатры и психоаналитики в педиатрической больнице// Уроки французско-го психоанализа: Десять лет франко-русских коллоквиумов по психоанализу/пер. с фр.- М.: «Когито-центр», 2007, с.416-428.

  2. Дольто Ф. Психоанализ и педиатрия. Собрание сочинений т.1/Пер. с фр. – Ижевск: ИД «ERGO», 2009.

  3. Дольто Ф. Бессознательный образ тела. Собрание сочинений т. 16/Пер. с фр. –Ижевск: ИД «ERGO», 2006.

  1. Крейслер Л. Психосоматика в психопатологии младенчества // Мать, дитя, клини-цист: Новое в психоаналитической терапии / Пер. с итал. (Сб.работ). - М., 1994. - С. 111—145.

  2. Кениг К. Три первых года ребенка/ Пер. с нем.- Калуга, 2003.

  3. Лебовиси С. Психиатрический подход к младенцу: Развитие психиатрии новорож-денных // Уроки французского психоанализа: Десять лет франко-русских коллоквиумов по психоанализу/пер. с фр.- М.: «Когито-центр», 2007, с. 437-458.

  4. Мать, дитя, клиницист: Новое в психоаналитической терапии / Пер. с итал. -М., 1994

  5. МКБ-10. Оценочный перечень симптомов и глоссарий для психических расстройств. — СПБ: Изд. «Оверлайд», 1994.

  6. Парамонова А.А. Сны наяву: использование метода символдрамы в психоанали-тической психотерапии детей и подростков, страдающих нервной анорексией.- Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2005. - 366с.

  7. Обухов Я. Глубинно –психологический подход в психотерапии психосоматический заболеваний. –М.,1997.

  8. Фрежавилль А. Расстройство поведения ребенка, их классификация и понимание// Уроки французского психоанализа: Десять лет франко-русских коллоквиумов по психоана-лизу /пер. с фр.- М.: «Когито-центр», 2007, с.393-416.



Тема 5.

Психоаналитическая работа с актуальными неврозами у детей и подростков.

Психоаналитическая консультативная и психотерапевтическая работа с сепарационными тревогами ребенка и актуальными неврозами детского возраста. Школьные фобии, заикание, энурез у ребенка и подростка и т.д. Разбор краткосрочной психоаналитической психотерапии детей и подростков на примерах клинических случаев.

Формы текущего контроля знаний и умений: вербальная рефлексия предыдущего занятия
Литература.


  1. Аксенова Ю. Ребенок под деревом, или Корни лисы: Опят архетипического анализа детского рисунка // Архетип. -1997. - № 2-4. – С. 77—80.

  2. Анастасопулос Дм., Циантис Дж. Вопросы контрпереноса в психоаналитической психотерапии детей и подростков. Краткий обзор// Контрперенос в психоаналитической психотерапии детей и подростков/ Пер. с англ. –М.: Когито- Центр, 2005,с. 7-38

  3. Асанова Н.К. Аналитическая психотерапия в случае фобического расстройства у 6-летнего мальчика // Российский психоаналитический вестник.-1993-1994.-№4.- С.57-63.

  4. Варданян А. Этюды по детскому психоанализу. - М.: Когито-Центр, 2002.

  5. Васильева Н.Л. Детский психоанализ.- СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2006.

  6. Васильева Н.Л. Что чувствуют дети, или Горилла и Динозавр (Записки детского психоаналитика).- СПб.: Речь, 2006.

  7. Винникотт Д.В. «Пигля»: Отчет о психоаналитическом лечении маленькой девочки / Пер. с англ. — М.: Независимая фирма «Класс», 1999.

  8. Дольто Ф. Психоанализ и педиатрия. Собрание сочинений. Т.1./Пер. с фр. –Ижевск: ИД «ERGO», 2009.

  9. Дольто Ф. Бессознательный образ тела. Собрание сочинений т. 16/Пер. с фр. –Ижевск: ИД «ERGO», 2006.

  10. Дольто Ф. На стороне ребенка. — Екатеринбург: У-ФАКТОРИЯ, 2003.

  11. Дольто Ф. На стороне подростка.- Екатеринбург: У-ФАКТОРИЯ, 2004.

  12. Кляйн М. Ребенок, который не мог спать // Знаменитые случаи из практики психоанализа / Пер. с англ. - М: "REFL-book", 1995. - р.63-96

  13. Миллер А. Драма одаренного ребенка. - М.: Академический проект, 2001.

  14. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. – М.: Независимая фирма «Класс» ,1997.

  15. Парамонова А.А. Сны наяву: использование метода символдрамы в психоана-литической психотерапии детей и подростков, страдающих нервной анорексией.- Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2005. - 366с.

  16. Психоаналитическая психодрама в работе с детьми и подростками. – М.,2004.

  17. Психотерапия детей и подростков/ Под ред. Кендалла Ф. – СПб: Питер, 2002.

  18. Романов А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. –М., 2001.

  19. Шилан К. Случай тиковой болезни. Болезнь Жиля де ла Туретта// Уроки француз-ского психоанализа: Десять лет франко-русских коллоквиумов по психоанализу/пер. с фр.- М.: «Когито-центр», 2007, с. 367-379.


Тема 6.

Особенности психоаналитической работы со сновидениями

детей и подростков.

Уровни и этапы психоаналитической работы с детскими сновидениями. Особенности интерпретации в психоаналитической терапии детей и подрост-ков Использование аналитической психодрамы в психоаналитической психотерапии при работе с детскими сновидениями. Использование техники серийного рисования, терапевтического рисунка в психоаналитической работе с детскими сновидениями и фантазиями.

Формы текущего контроля знаний и умений: вербальная рефлексия предыдущего занятия
Литература


        1. Аллан Д. Ландшафт детской души: Юнгианское консультирование в школах и клиниках. - СПб – Минск: «Диалог – Лотаць», 1997

        2. Беккер А. Психоаналитическая теория сновидений // Энциклопедия глубинной психологии. Т.1. / Пер. с нем. - М.: Менеджмент, 1998. - С.322- 343.

        3. Бретт Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя..»:Психотерапевтические истории для детей. – М.: Независимая фирма «Класс», 1996.

        4. Буш Ф. Новый взгляд на психоаналитическую терапию.- СПб: ВЕИП, 2005.

        5. Васильева Н.Л. Детский психоанализ. – СПб.: Изд-во СПб. Ун-та, 2006. – 256с.

        6. Винникотт Д. Игра и реальность. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. Даунинг Д., Марморштейн Р. Сны и кошмары. – М.: Эксмо,2003.

        7. Лейнер Х. Кататимное переживание образов: Методика использования вообра-жаемых ситуаций в коррекции самочувствия. – М.: Эйдос,1996.

        8. О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. – СПб.: Питер, 2002. - 464с.

        9. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. – М.: Независимая фирма «Класс» ,1997.

        10. Обухов Я. Символдрама: кататимно-имагинативная психотерапия детей и подрост-ков. - М.: Эйдос,1997.

        11. Парамонова А.А. Сны наяву: использование метода символдрамы в психоаналити-ческой психотерапии детей и подростков, страдающих нервной анорексией.- Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2005. - 366с.

        12. Психоаналитическая психодрама в работе с детьми и подростками.- М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004.

        13. Психоаналитическая психотерапия подростков, страдающих тяжелыми расстройствами /Пер. с англ.- М.: Когито- Центр, 2007.

        14. Романов А. Направленная игротерапия агрессивности у детей. –М., 2001.

        15. Руководство по предупреждению насилия над детьми/Под ред. Н.К. Асановой. –М.:ВЛАДОС,1997.

        16. Символдрама // Сб. научных статей. – Минск: ЕГУ, 2001.

        17. Символ и Драма: Сцена психотерапевтического пространства. - Харьков: ЧПИ «Новое слово», 2002.

        18. Фрейд 3. Толкование сновидений. — Обнинск: Титул, 1992.

        19. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции (1915-1932). –СПб: Питер, 2001.

        20. Хрестоматия по глубинной психологии т.1: Юнг и современный психоанализ. –М., 1996.

        21. Четик М. Техники детской терапии: психодинамические стратегии. –СПб: Питер, 2003.

        22. Шепперд Л. Загляни в свои сны// Практическое руководство. –М.: Аквариум, 1995.

        23. Эльячефф К. Затаенная боль: Дневник психоаналитика. – М.: «Кстати», 1999.



Тема 7.

Психоаналитическая коррекция внутрисемейных,

детско-родительских отношений.

Психоаналитические техники работы с конфликтными отношениями между детьми и родителями, между сиблингами в семье. Особенности проведения психоаналитической психодрамы для всей семьи, аналитическая работа в паре «мать-ребенок». Психоаналитические игры для всей семьи.

Формы текущего контроля знаний и умений: вербальная рефлексия предыдущего занятия
Литература.


  1. Винникотт Д.В. Разговор с родителями. – М.: Независимая фирма «Класс» ,1995.

  2. Ежегодник детского психоанализа и психоаналитической педагогики. - Ижевск: TRGO, 2008.

  3. Жибо А. Приглашение к путешествию: Функция двойника в психоаналитической психодраме подростков, страдающих психотическими расстройствами // Психоаналитичес-кая психотерапия подростков, страдающих тяжелыми расстройствами/Пер. с англ.- М.: Когито-Центр, 2007, с. 159-168.

  4. Кенинг К. Братья и сестры. - Калуга: «Духовное познание», 2004.

  5. Мать, дитя, клиницист: Новое в психоаналитической терапии/ Сб. работ. – М.,1994.

  6. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе. –СПб: « Речь», 2001.

  7. Хайл-Эверс А., Хайл Ф., Отт Ю., Рюгер У. Базисное руководство по психотерапии. - СПб: ВЕИП, «Речь», 2002.

  8. Хрестоматия по глубинной психологии т.1: Юнг и современный психоанализ. –М., 1996.

  9. Четик М. Техники детской терапии: психодинамические стратегии. –СПб: Питер, 2003.

  10. Роджерс К. Сердитый подросток // Знаменитые случаи из практики психо-анализа /Сборник. - M.:"REFL-book", 1995.- С.236-244.

  11. Славсон С.Р. Группа сложных девочек// Знаменитые случаи из практики психоана-лиза/сб.- М.: «REFL-book», 1995. –с. 255-281.

  12. Фигдор Г. Беды развода и пути их преодоления, В помощь родителям и консультан-там по вопросам воспитания/пер. с нем.- М.: Московский психолого-социальный институт, 2006.

  1. Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика./ пер. с нем. –М.: Издательство Института Психотерапии, 2000.


Тема 8.


Каталог: cms page media
cms page media -> Шондина ирина анатольевна педагогические условия развития эмпатического потенциала
cms page media -> Учебно-методический комплекс по курсу «Основы психосоматики»
cms page media -> Программа курса для учащихся средней школы Объем занятий: всего 34 ч
cms page media -> Учебно-методический комплекс по курсу «Общая психология»
cms page media -> Мадоу ембаевский детский сад «Родничок» Общая характеристика
cms page media -> Филинкова Е. Б. Психология предпринимательства: Учебно-методический комплекс по курсу
cms page media -> Специальность по диплому Должность Год Тема Место проведения Вяткин А. Н. высшее тгу, 1984 Учитель географии
cms page media -> Учебно-методический комплекс по курсу «Гештальт-терапия»
cms page media -> Инстиут психоанализа


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница