Учебно-методический комплекс по дисциплине "Дифференциальная психофизиология" для специальности 030301. 65 «Психология» Красноярск: Издательство кф урао, 2013. 24 с



Скачать 238.35 Kb.
Дата22.02.2016
Размер238.35 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс


УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Красноярский филиал
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»
(для студентов, обучающихся по специальности

030301.65 «Психология»)

Красноярск 2013

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Красноярский филиал


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»
(для студентов, обучающихся по специальности

030301.65 «Психология»)


Утвержден

решением УМС филиала

протокол № ___ от ___ ___ 2013
Директор филиала ___________
/Дроздов Н.И./

Фамилия, инициалы



Согласовано:

Первый проректор:
___________________
/Решетова Т.Я./

Фамилия, инициалы





Красноярск 2013

УДК 159.9:616.89


ББК 88.56.1

С 13


Печатается по решению Учебно-методического совета

Университета Российской академии образования

Красноярский филиал

Авторы-составители: доктор педагогический наук Савина А.К., кандидат психологических наук, доцент Терешонок Т.В.

Савина А.К.,Терешонок Т.В. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Дифференциальная психофизиология" для специальности 030301.65 «Психология» – Красноярск: Издательство КФ УРАО, 2013. – 24 с.

УРАО, 2013.


1. Пояснительная записка

В системе подготовки психологов в цикле естественнонаучных дисциплин, формирующих у студентов мировоззрение о единой биосоциальной сущности человека, важное место принадлежит психофизиологии, физиологии высшей нервной деятельности, возрастной физиологии, в том числе и дифференциальной психофизиологии - разделу психофизиологии, изучающему зависимость поведенческих и субъективных особенностей от индивидуальных различий мозговой деятельности.



Цель курса - ознакомить студентов с индивидуальными и типическими различиями между людьми, обусловленными психофизиологическими особенностями их нейрофизиологического развития.

Задачи курса:

- ознакомить с методологией изучения физиологических основ высшей нервной деятельности человека, основных свойств нервной системы и индивидуальности;

- ознакомить студентов с основными методами дифференциальной психофизиологии;

- дать представление о психофизиологических особенностях индивидуальности, характера, способностей;

- вооружить студентов знаниями о психофизиологических основах функциональных асимметрий, их роли в профессиональной и учебной деятельности;

- дать представление о механизмах регуляции функционального состояния мозга и о параметрах индивидуальной устойчивости к стрессу.

Проблемы дифференциальной психофизиологии не сводятся только к изучению темперамента и свойств нервной системы. Они касаются любых различий людей, связанных с природными биологическими факторами. Значит, предметом изучения этой научной дисциплины является и функциональная асимметрия (например, разделение людей на правшей, левшей и амбидекстров) в связи с тем, что латерализация функций в двух полушариях головного мозга имеет генетическую и врожденную основу. Поэтому предметом дифференциальной психофизиологии являются также функциональные асимметрии человека. Практическое значение данной проблемы состоит в частности в том, что она определяет пути, которые обеспечивают гармоническое развитие человека.

Рассмотрение проблемы функциональной асимметрии в рамках дифференциальной психофизиологии обусловлено еще и тем, что межполушарная асимметрия связана не только с проявлением способностей человека, но и с особенностями его эмоциональной сферы, когнитивными стилями. Не случайно эта проблема привлекает внимание не только физиологов и клиницистов, но и специалистов по дифференциальной психофизиологии.

В круг проблем дифференциальной психофизиологии должны входить и возрастно-половые различия между людьми. Однако изучение этих вопросов привело к выделению самостоятельных направлений психологии, вышедших за рамки дифференциальной психологии и психофизиологии. Помимо чисто теоретического значения (соотношение биологического и социального в развитии человека), знание проблем дифференциальной психофизиологии имеет и большое практическое значение, так как на ее основе осуществляется (или должен осуществляться) отбор людей в различные виды профессиональной и спортивной деятельности, подбирается оптимальная для данного субъекта методика обучения и тренировки, стиль деятельности.

Программа разработана в соответствии с:

  государственными стандартами высшего профессионального образования по специальности: 030301.65 «Психология»;

  учебными планами очной формы обучения по указанным специальностям (со сроком обучения 5 лет), одобренными на заседании Ученого Совета;

  учебными планами заочной формы обучения по указанным специальностям (со сроком обучения 6 лет), одобренными на заседании Ученого Совета;

  учебной программой УРАО по данной дисциплине.


2. Организационно-методический раздел

Знания, полученные при изучении курса, будут полезны для усвоения курса клинической психологии, когнитивной психологии, психофизиологии, поскольку понимание основных закономерностей психофизиологических основ индивидуальных различий будет способствовать пониманию механизмов, обеспечивающих все этапы осуществления познавательных и эмоционально-мотивационных процессов, реализуемых при системном взаимодействии различных структур мозга. Они также необходимы и для понимания нейрофизиологических основ индивидуальных различий в профессиональной деятельности, учебной, спорте.

Лекционный курс состоит из 12 тем, каждая из которых сопровождается контрольными вопросами. Рекомендуемая литература приведена в конце программы курса. Предлагается также список тем для рефератов, вопросы к зачету и глоссарий. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов может проходить в форме чтения научной литературы, подготовки докладов и рефератов.

Распределение часов согласно стандарту и учебному плану



030301.65
«Психология»

Код дисциплины по ГОС

Код дисциплины по УП УРАО

Всего часов

Аудит. занятий

Сам. раб.

Очная форма




ЕН.Ф.9

90

44

46

Заочная форма




ЕН.Ф.9

90

12

78

Курс изучения дисциплины рассчитан на один семестр. Форма отчетности - зачет. В качестве основных методов изучения дисциплины «Дифференциальная психофизиология» используется анализ учебной литературы, а также выполнение заданий, связанных с подготовкой к семинарским занятиям. Используемые в курсе организационные формы занятий – лекции и семинарские занятия.

«Дифференциальная психофизиология» относится к дисциплине регионального (вузовского) компонента.

Программой курса предусмотрено изучение следующих дидактических единиц: Предмет и задачи дифференциальной психофизиологии; теоретические основы дифференциальной психофизиологии; методы дифференциальной психофизиологии; темперамент и типологические особенности проявления свойств нервной системы; общие представления о свойствах нервной системы и типологических особенностях их проявления; характеристика отдельных свойств нервной системы; способности и одаренность; особенности личности и деятельности как дифференциально-психофизиологическая проблема; дифференциальная психофизиология профессиональной деятельности; дифференциально-психофизиологические аспекты учебной деятельности; дифференциально-психофизиологические аспекты спортивной деятельности; функциональная асимметрия как проблема функциональной психофизиологии.


3.Тематический план

Примерный тематический план



для очной/заочной формы обучения




Темы

Всего часов

Лекции

Семинары

СРС



Предмет и задачи дифференциальной психофизиологии. Теоретические основы дифференциальной психофизиологии

8/8

2/-

2/1

4/7



Методы дифференциальной психофизиологии

8/8

2/-

2/1

4/7



Темперамент и типологические особенности проявления свойств нервной системы.

8/8

2/-

2/1

4/7



Общие представления о свойствах нервной системы и типологических особенностях их проявления

8/8

2/-

2/1

4/7



Характеристика отдельных свойств нервной системы

8/8

2/-

2/1

4/7



Способности и одаренность

8/8

2/-

2/1

4/7



Особенности личности и деятельности как дифференциально-психофизиологическая проблема.

8/8

2/1

2/-

4/7



Дифференциальная психофизиология профессиональной деятельности

8/8

2/1

2/-

4/7



Дифференциально-психофизиологические аспекты учебной деятельности

8/8

2/1

2/-

4/7



Дифференциально-психофизиологические аспекты спортивной деятельности

8/8

2/1

2/-

4/7



Функциональная асимметрия как проблема дифференциальной психофизиологии.

10/10

2/2

2/-

6/8




Итого

90/90

22/6

22/6

46/78


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ»
(для студентов, обучающихся по специальности

030301.65 «Психология»)

Основное содержание учебной дисциплины

Тема 1. Предмет и задачи дифференциальной психофизиологии. Теоретические основы дифференциальной психофизиологии

Индивидуальные различия у животных и человека как предмет дифференциальной психологии и психофизиологии. Основные факторы происхождения индивидуальных различий: наследственность и среда, врожденное и приобретенное.

Единство природного и социального в человеке: понятия “организм”, “личность”, “индивидуальность”, их соотношение. Структура индивидуальности и личности с точки зрения дифференциальной психологии и психофизиологии. Подструктуры индивидуальности — мотивация, темперамент, способности, характер и связывающие их структурообразующие признаки: эмоциональность, активность, саморегуляция и побуждения. Основные природные факторы, связанные с подструктурами индивидуальности. Личность и индивидуальность как “закрытые” и “открытые” системы. Направленность и ее виды. Категории деятельности, жизнедеятельности, поведения.



Тема 2. Методы дифференциальной психофизиологии


Значение достижений общей психофизиологии и дифференциальной психологии для становления научных методов психофизиологии индивидуальных различий. “Типологический” и “измерительный” принципы. Виды статистического анализа.

Развитие электрофизиологических методов и их применение для измерения индивидуальных различий. Спонтанная и вызванная ритмика. Основные составляющие ЭЭГ, вызванные потенциалы и реакция навязывания ритма, их использование в анализе безусловнорефлекторной и условнорефлекторной деятельности мозга и поведения. Резонансная теория. Роль генотипа в параметрах спонтанной и вызванной ритмики. Объединение физиологического, психологического и поведенческого уровней в комплексных исследованиях индивидуальных различий.



Тема 3. Темперамент и типологические особенности проявления
свойств нервной системы


Возникновение учения о темпераменте. Гуморальные теории типов темперамента

Формальные теории видов темперамента. Описание типов темперамента И. Кантом.

Энергетические теории темперамента. Новый подход В. Вундта.

Конституциональные теории темперамента. Генетическая теория типов темперамента К. Конрада. Представления И. П. Павлова и его учеников о типах темперамента. Психологические (факторные) теории темперамента.

Подход к изучению темперамента в пермской психофизиологической школе В. С. Мерлина. Изучение типов темперамента в психофизиологической школе Б. М. Теплова. Соотношение темперамента и характера.
Тема 4. Общие представления о свойствах нервной системы и типологических особенностях их проявления

Соотношение понятий "свойство нервной системы" и "типологические особенности проявления свойств нервной системы". Характеристики типологических особенностей проявления свойств нервной системы. Структура и классификация свойств нервной системы. Парциальные и общие свойства нервной системы

Тема 5. Характеристика отдельных свойств нервной системы

Сила нервной системы. Подвижность-инертность и лабильность нервных процессов. Баланс нервных процессов. Возрастно-половые особенности проявления свойств нервной системы. Методические вопросы изучения свойств нервной системы. "Произвольные" и "непроизвольные" методики изучения свойств нервной системы. О методах наблюдения и опроса при изучении свойств нервной системы. Пути повышения надежности диагностики типологических особенностей проявления свойств нервной системы.


Тема 6. Способности и одаренность

Краткий исторический обзор изучения проблемы способностей. Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей. Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей. Способности и одаренность. Об "общих" и "специальных" способностях и одаренности. Связь способностей и одаренности со склонностью к определенному виду деятельности. О соотношении понятий "способности" и "качества". Компенсация способностей и компенсаторные отношения.


Тема 7. Особенности личности и деятельности как дифференциально-психофизиологическая проблема

Особенности личности и свойства нервной системы. Связь способностей с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы. Познавательные способности и типологические особенности. Волевые качества и свойства нервной системы. Устойчивость к неблагоприятным состояниям и типологические особенности.




Тема 8. Дифференциальная психофизиология профессиональной деятельности


Успешность профессиональной деятельности и свойства
нервной системы и темперамента. Дифференциально-психофизиологические аспекты становления профессионала. Монотонная деятельность и типологические особенности

Деятельность в экстремальных ситуациях и типологические особенности. Операциональная напряженность и типологические особенности. Деятельность, требующая концентрации и устойчивости внимания, и типологические особенности. Стили производственной деятельности. Успешность интеллектуальной профессиональной деятельности и типологические особенности.

Тема 9. Дифференциально-психофизиологические аспекты

учебной деятельности

Типологические особенности и успешность выполнения различных умственных действий. Типологические особенности и учебная успеваемость. Когнитивные стили. Типологические особенности и стили учебной деятельности. Учет типологических особенностей при использовании педагогами различных приемов и методов обучения и воспитания. Стили педагогической деятельности.
Тема 10. Дифференциально-психофизиологические аспекты

спортивной деятельности

Выраженность типологических особенностей свойств нервной системы у представителей разных видов спорта. Стили спортивной деятельности. Оптимальность условий деятельности для спортсменов с разными типологическими особенностями.

Тема 11. Функциональная асимметрия как проблема

дифференциальной психофизиологии


Право- и леворукость и теория ведущего (доминантного) полушария. Значение право- и леворукости. Онтогенетические аспекты право- и леворукости. Центрально-нервные механизмы функциональной асимметрии рук.

Тематика семинарских занятий

Семинар 1. Типологические свойства нервной системы как главные нейрофизиологические характеристики индивидуальности.

Цель: овладеть информацией по разделу и продемонстрировать знания на семинарском занятии.

Вопросы к обсуждению:



  1. Дать определение центральной нервной системы, высшаей нервной деятельности и методов ее изучения у животных и человека.

  2. Изложить типологическая концепцию И.П.Павлова.

  3. Дать определдение свойствам нервной системы, общие у животных и человека.

  4. Перечислить биоэлектрические и небиоэлектрические показатели свойств силы и лабильности.

  5. Свойство активированности и его электрофизиологические показатели.

Семинар 2. Вклад В.Д.Небылицына в теорию основных свойств нервной системы. Современные психофизиологические исследования активности и эмоциональности, активности и реактивности (Я.Стреляу, В.Д.Небылицын, А.И.Крупнов, А.Е.Ольшанникова, В.М.Русалов и др.).

Цель: овладеть информацией по разделу и продемонстрировать знания на семинарском занятии.

Вопросы к обсуждению:



  1. Какие методы внедрил В.Д. Небылицын в исследования.

  2. Что понимают под общими и частными свойствами нервной системы.

  3. В чем заключалось изучение природных предпосылок активности и эмоциональности.

  4. Объяснить «безусловнорефлекторные» типологические свойства нервной системы — сила, лабильность, активированность.

  5. Перечислить их сходство и различие со свойствами, определяемыми с помощью условно-рефлекторных методик — подвижностью и балансом по динамичности.

Семинар 3. Способности. Определения. Теория способностей Б.М.Теплова.

Цель: овладеть информацией по разделу и продемонстрировать знания на семинарском занятии.

Вопросы к обсуждению:



  1. Объяснить почему активность и саморегуляция являются интегральными параметрами способностей (Н.С.Лейтес).

  2. Перечислить классификацию общих (ориентировочно-исследовательских, познавательных и коммуникативных) и специальных (музыкальных, языковых, математических, педагогических, литературных и др.) способностей.

  3. Дать определение соотношению способностей и склонностей, интересов (обусловленных мотивацией) с успешностью деятельности.

  4. В чем состоит понятие таланта, гения.

  5. Определить вклад отечественной психологии и психофизиологии в теорию способностей и одаренности.

  6. Дать определение методов измерения задатков способностей.

Семинар 4. Психофизиологическое обеспечение

профессиональной деятельности.

Цель: овладеть информацией по разделу и продемонстрировать знания на семинарском занятии.

Вопросы к обсуждению:


  1. Какие психофизиологические факторы определяют эффективность профессиональной деятельности.

  2. В чем состоит понятие эмоциональной устойчивости-нейсточивости в профессиональной деятельности.

  3. Охарактеризовать основные виды функциональных состояний в профессиональной деятельности (монотония, утомление¸ стресс, напряжение).

  4. Психофизиологические механизмы стресса и дистресса.

Темы для самостоятельной работы студентов

1.Значение исследований индивидуально-типологических различий для теории и практики.

2.Индивидуальность и личность в поведении и общении.

3. Индивидуальные различия в факторах риска.

4. Роль индивидуально-типологических различий в формировании индивидуального стиля и результативности спортивной, учебной и трудовой деятельности.

5. Значение индивидуально-типологических различий в профессиональном отборе.

6. Типологические свойства нервной системы и проблемы личности и индивидуальности в трудах Б.Г.Ананьева и В.С.Мерлина.

7. Место теории свойств нервной системы в концепциях психофизиологов и персонологов Запада (Я.Стреляу, Г.Айзенк, Р.Б.Кэттелл, Дж.Грей).

8.Способности и их значение в профессиональной деятельности.

9.Психофизиология функциональных асимметрий человека и их значение в профессиональной деятельности.

10.Развитие электрофизиологических методов и их применение для измерения индивидуальных различий.

11.Понятия структуры индивидуальности и личности.

12.Индивидуальность как неповторимая целостность.

13.Сочетания типологических свойств нервной системы в их ЭЭГ-выражении с измерениями параметров индивидуальности и личности.

14. Б.М.Теплов — основатель отечественной школы дифференциальной психофизиологии. Значение исследований Б.М.Теплова по сенсорной психофизиологии для разработки типологической теории.

15. Функционально-генетический подход к рассмотрению способностей

16.Личностно-деятельностный подход к рассмотрению способностей

17. Краткий исторический обзор изучения проблемы способностей

18. Об "общих" и "специальных" способностях и одаренности

19. Связь способностей с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы.

20. Устойчивость к неблагоприятным состояниям и типологические особенности.
Перечень вопросов к итоговому контролю (зачету)

1.Дифференциальная психофизиология как наука, которая изучает индивидуальные и типические различия между людьми, обусловленные психофизиологическими особенностями.

2. Типологические свойства нервной системы как главные нейрофизиологические характеристики индивидуальности

3. Типологическая концепция И.П.Павлова. Свойства нервной системы, общие у животных и человека. Сходство и различие типологии Гиппократа и Павлова.

4. Специально человеческие свойства нервной системы: “художники”, “мыслители” и “средний тип”. Исследования симметрии—асимметрии головного мозга.

4. Характеристики взаимодействия двух сигнальных систем. Соотношение основных и специально человеческих свойств нервной системы.

6. Б.М.Теплов — основатель отечественной школы дифференциальной психофизиологии.

7. Развитие павловской типологической концепции применительно к человеку. Значение исследований Б.М.Теплова по сенсорной психофизиологии для разработки типологической теории.

8. Вклад В.Д. Небылицына в теорию основных свойств нервной системы. Внедрение новых методов и направлений исследования.

9. Общие и частные свойства нервной системы. Изучение природных предпосылок активности и эмоциональности.

10. Биоэлектрические (ЭЭГ) и небиоэлектрические (аппаратные) показатели свойств силы и лабильности.

11. Свойство активированности и его электрофизиологические показатели.

12. Темперамент. Определения. Эмоциональность и активность как черты темперамента.

13. Современные психофизиологические исследования активности и эмоциональности, активности и реактивности (Я. Стреляу, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов и др.).

14. Информационная теория эмоций П.В. Симонова и темперамент.

15. Концепция П.В. Симонова об участии 4-х структур мозга в формировании 4-х типов темперамента

16. Способности. Определения. Теория способностей Б.М.Теплова.

17. Классификация общих (ориентировочно-исследовательских, познавательных и коммуникативных) и специальных (музыкальных, языковых, математических, педагогических, литературных и др.) способностей.

18 Способности и индивидуально-типологические свойства по А.А. Голубевой.

19. Задатки — комбинации общих и специально человеческих типологических свойств нервной системы.

20. Соотношение способностей и склонностей, интересов (обусловленных мотивацией) с успешностью деятельности.

21. Талант. Гениальность. Вклад отечественной психологии и психофизиологии в теорию способностей и одаренности.



22. Дифференциальная психофизиология различных видов деятельности; Эффективность деятельности и типологические особенности нервной системы;

23. Функциональная асимметрия и ее изучение в дифференциальной психофизиологии;

24. Прикладное значение дифференциальной психофизиологии

24.Успешность профессиональной деятельности и свойства нервной системы и темперамента

25. Дифференциально-психофизиологические аспекты учебной деятельности

26. Типологические особенности и успешность выполнения различных умственных действий

27. Типологические особенности и учебная успеваемость. Когнитивные стили

28. Дифференциально-психофизиологические аспекты спортивной деятельности.

29. Выраженность типологических особенностей свойств нервной системы у представителей разных видов спорта.

30. Право- и леворукость и теория ведущего (доминантного) полушария. Доминантность полушария и психические функции.

31. Функциональная асимметрия и темперамент.

32. Функциональная асимметрия и задатки и способности (по И.П. Павлову и др.).



Глоссарий

Абсолютный порог — разновидность сенсорного порога, означает такую величину раздражителя, выше которой его предъявление вызывает ответную реакцию и ниже которой он перестает восприниматься.

Альфа-ритм — основной ритм электроэнцефалограммы в состоянии относительного покоя. Его частота у взрослых — 8—13,5 Гц, средняя амплитуда — 30—70 мкв с характерным периодическим усилением (альфа-веретена). Предполагается, что в генерации А.-р. принимают участие как таламокортикальные, так и интракортикальные процессы.

Бодрствование — уровень активности мозга, достаточно высокий для активного взаимодействия организма с внешней средой — целенаправленного поведения. У человека важнейшими признаками Б. являются сознание и мышление, а у животных — условно-рефлекторная деятельность. Б. поддерживается тоническими восходящими влияниями ретикулярных структур среднего и промежуточного отделов мозга и лимбических образований. В свою очередь длительная активность ретикулярных и лимбических образований мозга создается благодаря собственной их активности и центростремительной импульсации, поступающей в головной мозг от внутренних органов, мышц, связок, кожи.

Вторая сигнальная система — присущая только человеку система обобщенного отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений. Термин предложен И.П. Павловым. В.с.с. сформировалась в процессе общения людей, объединенных совместной трудовой деятельностью, как средство передачи своих знаний другим членам сообщества.

Дифференциальная психофизиология — раздел психофизиологии, изучающий зависимость поведенческих и субъективных особенностей от индивидуальных различий мозговой деятельности. Термин ввёл В.Д.Небылицын в 1963 г. для обозначения направление в психофизилогии, исследующее индивидуальные психофизиологические различия между людьми.

Иррадиация возбуждения (лат. irradio, irradiare — озарять, освещать) — распространение процесса возбуждения из одного участка ЦНС в другие. Согласно И.П. Павлову, И.в. лежит в основе генерализации условного рефлекса и играет важную роль в формировании временной связи. Основой для И.в. является определенная морфологическая и функциональная структура различных отделов мозга, в связи с чем возбуждение распространяется по определенным путям и в определенной временной последовательности. И.в. может стать патологической в связи с возникновением сильного очага возбуждения и с изменением свойств нервной ткани, усиливающим распространение возбуждения, например, при эпилепсии.

Нервная система — совокупность образований (рецепторы, нервы, ганглии, мозг) у животных и человека; осуществляет восприятие действующих на организм раздражителей, проведение и обработку возникающего при этом возбуждения, формирование ответных приспособительных реакций. Регулирует и координирует все функции организма в его постоянном взаимодействии с окружающей средой.

Одаренность - это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности, совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей.

Работоспособность — интегральный показатель функционального состояния организма, его изменений в процессе деятельности человека. Р. отражает рациональность и эффективность организации деятельности, ее соответствие возможностям человека.

Регуляторные системы мозга — морфофункциональные объединения корковых и глубинных структур головного мозга, осуществляющие модулирующие влияния на процессы переработки информации и двигательную активность. Основоположник нейропсихологии А.Р. Лурия разделял все мозговые механизмы, реализующие высшие психические функции (ВПФ) на три блока, два из которых (блок 1 и блок 3) связаны с обеспечением регуляции приема, обработки и хранения информации (блок 2). Согласно представлениям А.Р. Лурия в блок 1 — регуляция тонуса и бодрствования — входят образования ретикулярной формации (РФ), расположенные на различных уровня ствола мозга и оказывающие генерализованные и локальные активирующие влияния на различные зоны коры через восходящие связи. Нисходящие связи обеспечивают корковый контроль активирующих влияний. Основными образованиями блока 3 — программирование, регуляция и контроль сложных форм деятельности — являются префронтальные зоны лобной области, осуществляющие управляющие влияния на другие отделы коры и нижележащие глубинные структуры мозга.

Темперамент (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей, соразмерность) - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей, характеризующих динамику психической деятельности человека: интенсивность, скорость, темп и ритм протекания психических процессов и состояний.

Сверхмедленные ритмические колебания потенциалов головного мозга - вид суммарной электрической активности, представляющий собой колебания потенциала, близкие по форме к синусоидальным.

Сенсорная работоспособность (лат. sensorius — имеющий отношение к чувствительности — способность сенсорных систем обеспечивать выполнение конкретной деятельности. Сенсорная работоспособность отражает функциональные возможности сенсорных систем по приему и переработке информации, имеющей существенное значение для данной деятельности (учебной, спортивной, трудовой и пр.).

Физиологическая цена деятельности — изменения, происходящие в функциональном состоянии организма человека в результате его целенаправленной деятельности в течение определенного (заданного) времени. При определении физиологической цены деятельности существенно важным является вопрос о том, приводит ли деятельность к выходу хотя бы одного из физиологических параметров за допустимые пределы. Важным критерием Ф.ц.д. является оценка напряжения в деятельности центральной нервной системы.

Функциональное состояние — интегральный комплекс наличных характеристик тех качеств и свойств организма или отдельных его систем и органов, которые прямо или косвенно определяют деятельность человека. Ф.с. — тоническая составляющая активности отдельных систем, органов или целостного организма, обеспечивающая реагирование на внешние и внутренние воздействия.

Список рекомендуемой учебной литературы.

Список основной учебной литературы:

  1. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии: учебное пособие / В.Г.Каменская. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2011. – 288 с. (Гриф).

  2. Базылевич Т.Ф. Дифференциальная психофизиология и психология: ключевые идеи: Монография. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 340 с. (Научная мысль).

  3. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. Учебник. – СПб.: Питер, 2001.

Список дополнительной учебной литературы:

  1. Данилова. Психофизиология. Учебник. – М. 2000.

  2. Марютина Т.М.,Ермолаев О.Ю. Психофизиология. М.:УРАО. 1998.

  3. Греченко Т.Н. Психофизиология. Учебное пособие. М.: 1999.


 Количество часов в примерном тематическом плане корректируется в соответствии с действующими учебными планами


Каталог: student -> %D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%8B%20%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD -> %D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине "Дифференциальная психология" для специальности 030301. 65 «Психология» Красноярск: Издательство кф урао, 2013. 23 с
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине "Математика" для специальности 030301. 65 «Психология» Красноярск: Издательство кф урао, 2013. 44 с
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине "Патопсихология" для специальности 030301. 65 «Психология» Красноярск: Издательство кф урао, 2013. 30 с
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине "Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем" для специальности 030301. 65 «Психология» Красноярск: Издательство кф урао, 2013. 21 с
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине "Психология малой группы и межгрупповых отношений " для специальности 030301. 65 «Психология» Красноярск: Издательство кф урао, 2013. 62 с
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине "Зоопсихология и сравнительная психология" для специальности 030301. 65 «Психология» Красноярск: Издательство кф урао, 2013. 23 с
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине "Методика преподавания психологии" для специальности 030301. 65 «Психология» Красноярск: Издательство кф урао, 2013. 29 с
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине "Психогенетика" для специальности 030301. 65 «Психология» Красноярск: Издательство кф урао, 2013. 31 с
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине "Клиническая психология" для специальности 030301. 65 «Психология» Красноярск: Издательство кф урао, 20138. 39 с


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница