Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной



Скачать 135.96 Kb.
Дата21.04.2016
Размер135.96 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс

Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение


Высшего профессионального образования города Москвы

Московский городской педагогический университет”


Институт психологии, социологии и социальных отношений

Психологический факультет

Кафедра клинической и специальной психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
Основы нейрофизиологии и физиологии высшей нервной
деятельности

для студентов психологического факультета
Специальность 050717 – Специальная психология,

квалификация специалиста


3 курс заочная форма обучения (сокращенный срок обучения - 5 семестр)

Москва

2009 г.

Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии

(Протокол № 12 , от 25. 06. 2009 г.),

на заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений

(Протокол № 1, от 26.08. 2009 г.)
Учебно-методический комплекс рекомендован к печати

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ


Автор-составитель:

профессор кафедры клинической и специальной психологии, доктор медицинских наук, профессор А.З.Дроздов


Заведующий кафедрой:

доктор биологических наук, профессор Б.М.Коган

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

Основы нейрофизиологии и ВНД ”

Курс предназначен для студентов, обучающихся по специальности “специальная психология”.

Цель курса: ознакомление студентов с механизмами функционирования центральной нервной системы и с теоретическими основами условно-рефлекторной деятельности человека и животных.

Задачи курса: Изучить основные закономерности работы клеточного аппарата нервной системы – прежде всего нейронов, а также клеток нейроглии. На уровне клеток студентам следует иметь представление о двух способах передачи нервного импульса – передаче сигналов по мембране нейронов (в первую очередь по отросткам) и межклеточной передаче информации между элементами возбудимых тканей. В этом смысле особое значение имеет изучение физиологии синаптических структур и работе медиаторов в химических синапсах.

Рассмотреть физиологические особенности функционирования отдельных отделов ЦНС – спинного мозга, отделов головного мозга – ствола мозга, мозжечка, промежуточного и конечного мозга. Особое место в курсе придается изучению основ работы высших отделов конечного мозга – коры больших полушарий. Эти отделы ЦНС наиболее значимы в организации процессов высшей нервной деятельности.

Ознакомить студентов с основами условно-рефлекторной деятельности и понятием “рефлекс” в целом. Сформировать представление о механизмах формирования условных рефлексов и об основных положениях условно-рефлекторной теории И.П.Павлова.

Изучить классические положения о типологии процессов высшей нервной деятельности человека и высших млекопитающих.

Ознакомить студентов с основами физиологии процессов памяти и механизмов сна.

Изучить основные принципы формирования и функционирования второй сигнальной системы человека.


Место дисциплины в основной образовательной программе, в том числе межпредметные связи.


Физиология ЦНС (нейрофизиология) и физиология ВНД являются составной частью общей физиологии человека (нормальной физиологии). Нормальная физиология - наука, изучающая основные законы и принципы жизнедеятельности целостного организма, а также его отдельных тканей органов и систем.

Только освоив основные принципы и закономерности функционирования ЦНС студенты могут приступать к освоению предметов, изучающихся на старших курсах психологических факультетов – психофизиологии, нейропсихологии, общей психологии, патопсихологии, психиатрии.


Содержание дисциплины.

Тема 1. Клеточный уровень организации процессов нервной регуляции. Нервные клетки и нейроглия. Передача нервных импульсов по отросткам нервных клеток. Межклеточная передача нервного импульса. Синапсы. Медиаторы.
Клетки нервной системы – нейроны и нейроглия. Строение нейрона – тело и отростки. Аксоны и дендриты – сходство и различия в строении. Основные типы нейроглии, строение и функции.

Потенциал покоя, его электрическая величина. Распределение основных ионов вне и внутри клетки в покое. Потенциал действия, механизмы возникновения, потоки ионов при генерации потенциала действия. Передача нервных импульсов в виде потенциалов действия.

Деполяризация и гиперполяризация как выражение возбуждения и торможения на уровне нервных клеток. Локальные и следовые потенциалы.

Типы нервных волокон. Миелиновая оболочка и осевой цилиндр. Строение миелинового и безмиелинового волокон. Перехваты Ранвье и межперехватные участки. Механизм передачи нервного импульса по мякотным и безмякотным волокнам. Классификация нервных волокон по типу оболочки, толщина и скорости проведения нервного импульса.

Синаптические структуры. Химические и электрические синапсы, сходство и различия. Строение синапса. Медиаторы. Экзоцитоз и эндоцитоз. Классификация синапсов.

Механизмы устранения медиаторов из активной зоны взаимодействия с рецепторами. Обратный захват, его механизмы.

Типы постсинаптических рецепторов. Агонисты и антагонисты (блокаторы) постсинаптических рецепторов. Возможности ослабления и усиления синаптической нейропередачи с помощью психотропных средств.

Принцип Дейла. Основные химические группы нейромедиаторов.

Возбуждающие и тормозные химические синапсы. Возбуждающие и тормозные постсинаптические потенциалы (ВПСП и ТПСП).
Тема 2. Физиология спинного мозга и стволовых отделов головного мозга. Физиология мозжечка. Передний мозг. Функционирование промежуточного и конечного мозга.
Элементарная рефлекторная дуга соматической нервной системы, ее строение. Афферентный, эфферентный, вставочный нейроны. Сегмент спинного мозга, строение и функции. Сегментарный аппарат спинного мозга. Надсегментарный аппарат спинного мозга. Основные собственные рефлексы спинного мозга.

Проводниковая и рефлекторная функция продолговатого мозга. Основные рефлекторные центры бульбарного отдела.

Проводниковая и рефлекторная функция моста мозга и среднего мозгаV-VIII). Собственные рефлекторные функции стволовых отделов головного мозга (продолговатый мозг, мост, средний мозг).

Строение и функции мозжечка. Основные афферентные входы и эфферентные выходы мозжечка. Клеточное строение коры полушарий мозжечка, клетки Пуркинье как основные интегрирующие элементы новых отделов мозжечка, образующие эфферентные выходы.



Функции таламуса (зрительного бугра). Метаталамус. Эпиталамус. Гипоталамус, строение и основные группы функций. Гипоталамо-гипофизарная система. Регуляция выработки гормонов гипофиза ядрами серого бугра гипоталамуса.

Конечный мозг. Большие полушария. Физиология основных подкорковых (базальных) ядер больших полушарий.

Кора больших полушарий. Древняя, старая, новая кора. Клеточное строение новой коры, распределение функций между различными слоями клеток коры. Основные закономерности работы нейронного аппарата коры (колончатый принцип организации).

Проекционные и ассоциативные зоны коры. Локализация функций в долях и отдельных извилинах коры больших полушарий. Симптомы патологии работы коры лобных, височных, теменных, затылочных долей. Особая роль ассоциативных зон коры лобных долей в организации высших психических функций.

Лимбическая система. Основные структуры и принципы организации работы лимбической системы. Функции лимбической системы.
Тема 3. Рефлекторная теория работы ЦНС. Безусловные и условные рефлексы. Классификация и условия формирования рефлексов. Торможения условно-рефлекторной деятельности. Типология процессов ВНД (типов темперамента) по И.П.Павлову.

Классическая физиология ВНД как наука. Роль И.П.Павлова в становлении и развитии физиологии ВНД.

Понятие “рефлекс”. Безусловные и условные рефлексы, сходство и различия. Классификация безусловных и условных рефлексов.

Условия появления и становления условно-рефлекторной реакции. Индифферентный раздражитель и сигнал. Стимул и подкрепление условных рефлексов.

Два основных процесса в коре больших полушарий (возбуждение и торможение) как основа развития и угасания рефлекторных ответов (в понимании классической физиологии ВНД). Образование временной связи между центрами больших полушарий – физиологическая основа проявление условного рефлекса.

Особенности рефлексов на различные типы сигнальных раздражителей.

Торможение как механизм приспособления условно-рефлекторной деятельности к меняющимся условиям существования организмов. Безусловное и условное торможение. Типы торможения условно-рефлекторной деятельности. Стадии развития условно-рефлекторных реакций.

Основные типы темпераментов в понимании И.П.Павлова. Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов как основа классификации типов протекания процессов ВНД у лабораторных животных и у людей.


Тема 4. Вторая сигнальная система человека и особенности рефлексов на ее базе. Особенности сна как физиологического состояния.
Память. Развитие учения И.П.Павлова об условных рефлексах. Основные положения теории функциональной системы по П.К.Анохину.


Понятие о второй сигнальной системе. Отличия сигналов в первой и второй сигнальных системах. Сходство и различия рефлексов в первой и второй сигнальных системах.

Корковое представительство центров второй сигнальной системы. Проблема афазий. Сенсорные и моторные афазии.

Ассиметрия полушарий конечного мозга в отношении центров второй сигнальной системы.

Типология личности И.П.Павлова в зависимости от соотношения первой и второй сигнальных систем человека.

Сон как физиологическое состояние, абсолютно необходимое для нормальной деятельности ЦНС. Физиологические параметры сонного состояния.

Структура ночного сна. Стадии сна, их электроэнцефалографическая картина. Современные представления о механизмах организации сна и о его физиологическом значении. Виды патологии сна.

Виды памяти. Классификация. Особенности организации кратковременной и долговременной памяти.

Отличия теории функциональной системы от условно-рефлекторной теории И.П.Павлова. Понятие об обстановочной и пусковой афферентации, афферентном синтезе, “акцепторе действия”.

ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Форма обучения – заочная

Лекции – 8 часов

Самостоятельная работа – 70 часов

Экзамен

Всего – 78 часов


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Физиология центральной нервной системы”

ДЛЯ заочного ОТДЕЛЕНИЯ




Наименование темы

Всего

Часов

Лекции

Самостоят.

работа

1.

Функционирование нейронов и нейроглии, Передача импульсов по отросткам нервных клеток. Физиология синаптической передачи. Медиаторы.

19

2

17

2.

Физиология спинного мозга и отдельных структур головного мозга.

20

2

18

3.

Понятие «рефлекс». Условно-рефлекторная деятельность высших организмов и человека Типы высшей нервной деятельности по И.П.Павлову..

20

2

18

4.

Вторая сигнальная система человека. Организация процессов памяти и сна.

19

2

17




Итого:

78

8

70


ВСЕГО: 78 часов.
Перечень вопросов к экзамену по курсу «Основы нейрофизиологии и физиологии ВНД» (заочное отделение, специальная психология)».

1. Клеточный состав нервной системы. Нейроны и нейроглия. Строение нейрона. Классификация нейронов. Серое и белое вещество.

2. Передача нервного импульса по мембране нервной клетки. Потенциал покоя. Потенциал действия.

3. Распространение сигнала по отросткам нервных клеток. Мякотные и безмякотные нервные волокна. Типы нервных волокон.

4. Синапсы. Определение, структура и функции. Классификация синаптических структур. Химические синапсы, принципы их работы. Медиаторы, химическая природа. Принцип Дейла.

5. Рефлекторная природа психической деятельности. Рефлекторная дуга. Основные компоненты элементарной рефлекторной дуги. Моно- и полисинаптические рефлексы.

6. Спинной мозг. Строение. Сегментарный аппарат спинного мозга. Надсегментарный аппарат спинного мозга. Собственные рефлексы спинного мозга.

7. Головной мозг. Строение, основные отделы. Передний, средний и задний мозг. Стволовые отделы ЦНС и головного мозга, их функциональные особенности.

8. Строение и физиология стволовых отделов головного мозга. Продолговатый мозг, мост, средний мозг. Рефлекторная деятельность центров ствола мозга. Черепно-мозговые нервы.

9. Мозжечок, строение и функции. Клинические проявления нарушения деятельности мозжечка.

10. Промежуточный мозг. Таламус. Метаталамус и эпиталамус. Строение и функции.

11. Гипоталамус. Строение и функции гипоталамуса. Гипофиз. Гипоталамо-гипофизарная система, принципы ее деятельности.

12. Конечный мозг. Строение больших полушарий. Серое и белое вещество больших полушарий. Подкорковые (базальные) ядра больших полушарий – строение и функции.

13. Конечный мозг. Плащ мозга. Кора больших полушарий, основные анатомические образования. Функции коры основных долей больших полушарий.

14. Лимбическая система переднего мозга. Основные структуры и функции лимбических образований.

15. Понятие о безусловных и условных рефлексах. Отличия двух видов рефлекторной деятельности. Принципы классификации рефлексов.

16. Условный рефлекс. Классификация, условия образования условных рефлексов.

17. Образование временных связей условных рефлексов при формировании последних. Основные нервные процессы – возбуждение и торможение.

18. Торможение условно-рефлекторной деятельности. Внешнее и внутреннее торможение, их различия. Виды внешнего и внутреннего торможения условных рефлексов.

19. Основные типы высшей нервной деятельности человека и животных по И.П.Павлову.

20. Первая и вторая сигнальные системы, их отличия. Центры второй сигнальной системы в коре больших полушарий.

21. Сон, его стадии. Быстрый и медленный сон. Теории механизмов сна и его физиологического значения.



22. Структурно-функциональные основы образования и хранения временных связей. Память, виды памяти и ее физиологические механизмы.

Литература


  1. А.С.Батуев. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем. СПб., 2005

  2. Л.Г.Воронин. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1979

  3. С.И.Гальперин. Физиология человека и животных. М., 1970

  4. Н.Д.Данилова, А.Л.Крылова. Физиология высшей нервной деятельности. М., 2000

  5. А.С.Дмитриев. Физиология высшей нервной деятельности. М., 1974

  6. Дубынин В.А., Каменский А.А., Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Регуляторные системы организма человека. – М., 2003.

  7. А.Б.Коган. Основы физиологии высшей нервной деятельности. М., 1988

  8. В.М.Покровский, Г.Ф.Коротько (ред.). Физиология человека. М., 1997

  9. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Физиология центральной нервной системы. – М., 2004.

  10. Сумский Л.И, А.З.Дроздов. Физиология высшей нервной деятельности. – М.,2007.

  11. Физиология человека./Под ред.Г.И.Косицкого. – М., 1985.

  12. Физиология человека./Под ред. В.М.Покровского и Г.Ф.Коротько: в 2-х т. – М., 1997.

  13. Физиология человека./Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса: в 3-х т. – М., 1996.

  14. Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. – М., 1997.

Каталог: materials
materials -> Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в учебно-исследовательской и познавательной деятельности»
materials -> Тематика выпускных квалификационных работ, выполняемых под руководством преподавателей общеинститутской кафедры психологии образования иппо
materials -> Департамент образования города москвы
materials -> Фонд оценочных средств
materials -> Лекции 14 час. Практические занятия 14 час. Самостоятельная работа 80 час. Всего 3 з ед. Москва 2015 Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы»
materials -> «Познание как образовательная деятельность» Цели и задачи освоения дисциплины
materials -> Заместитель Министра
materials -> Департамент образования города Москвы
materials -> Департамент образования города москвы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница