Учебно-методический комплекс курса «Педагогика»



страница1/47
Дата13.02.2016
Размер3.29 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный педагогический университет»

Кафедра педагогики




Учебно-методический комплекс

курса «Педагогика» по подготовке бакалавров

педагогических вузов

Волгоград, 2008


Учебно-методический комплекс принят на заседании кафедры педагогики 25 ноября 2008 г. , протокол № 10
  1. Учебно-методический комплекс утвержден на заседании ученого совета университета ______________ 2008 г., протокол № ______


Научный редактор: Сергеев Н.К., чл.-кор. РАО, д-р пед. наук, проф.

Рецензенты: Глебов А.А., канд. пед. наук, проф.

Авторы:

Куликова С.В., д-р пед.наук, проф.

Сахарчук Е.И., д-р пед.наук, проф.

Байбаков А.М., канд.пед.наук, доц.

Богачинская Ю.С., канд.пед.наук, доц.

Грачев К.Ю., канд.пед.наук, доц.

Макарова И.А., канд.пед.наук, доц.

Ситникова Л.И., канд.пед.наук, доц.

Тихоненков Н.И., канд.пед.наук, доц.

Чудина Е.Е., канд.пед.наук, доц.

Ястребова Г.А., канд.пед.наук, доц.

Ястребов В.В., канд.пед.наук, доц.

Корнева Т.И., ст.препод.

Нагибина О.Г., ст.препод.


ПЕДАГОГИКА: Учебно-методический комплекс курса «Педагогика» по подготовке бакалавров педагогических вузов/ под ред. проф. Н.К.Сергеева.— Волгоград: Изд-во ВГПУ «Педагогика», 2008. — с.

Материал учебного пособия ориентирован на образование будущего учителя как субъекта профессиональной деятельности, на стимулирование потребности в педагогическом самосовершенствовании, формировании у студентов профессионально-педагогической позиции. В основу построения предмета педагогики положены прогрессивные идеи и направления современной педагогики: компетентностный подход, положения личностно ориентированного подхода; идеи целостности педагогической деятельности; гуманистические идеи педагогической науки; направления культурологического подхода в образовании; основные выводы педагогики отношении.

Учебное пособие включает пять разделов "Введение в педагогическую деятельность», "Теоретическая педагогика", "Практическая педагогика", "История образования и педагогической мысли", «Практикум по решению профессиональных задач», содержание которого соответствует государственному образовательному стандарту 2005 г.

Предназначено для преподавателей педагогических дисциплин, студентов, слушателей системы повышения квалификации и переподготовки работников образования. Может быть использовано преподавателями и учащимися средних учебных заведений, а также работниками органов управления образованием.



СТРУКТУРА УМК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ КУРСА

Раздел 1 «Введение в педагогическую деятельность»

Раздел 2 «Теоретическая педагогика»

Раздел 3 «Практическая педагогика»

Раздел 4 «История образования и педагогической мысли»


Раздел 5 «Практикум по решению профессиональных задач»

ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

ТЕМЫ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ ПО ПЕДАГОГИКЕ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основная цель предмета «Педагогики» — формирование у будущих выпускников профессиональной готовности к решению образовательных и исследовательских задач. Материал курса ориентирован на образование будущего учителя как субъекта профессиональной деятельности, на стимулирование потребности в педагогическом самосовершенствовании, формирование у студентов профессионально-педагогической позиции.

Учебно-методический комплекс (УМК) включает пять разделов "Введение в педагогическую деятельность», "Теоретическая педагогика", "Практическая педагогика", "История образования и педагогической мысли", «Практикум по решению профессиональных задач».

Все разделы отражают федеральный компонент общим объемом 150 аудиторных часов, при общей трудоемкости – 300 часов.

Логика изучения разделов соответствует логике государственного стандарта. В основу построения предмета педагогики положены прогрессивные идеи и направления современной педагогики: компетентностный подход, положения личностно ориентированного подхода; идеи целостности педагогической деятельности; гуманистические идеи педагогической науки; направления культурологического подхода в образовании; основные выводы педагогики отношений.

Студент, освоивший основную образовательную программу подготовки бакалавров и получивший степень (квалификацию) бакалавра образования, должен: осознавать важность познавательной деятельности; необходимость постоянного повышения своей квалификации и нравственного самосовершенствования; понимать значение своих социальных функций как гражданина своей страны, члена общества; значение социальной жизнедеятельности человека, его взаимодействия с другими людьми, группой, коллективом; осознавать ответственность за возможные отрицательные последствия, связанные с нарушением правовых и этических норм; осознавать сущность и социальную значимость своей будущей профессии; понимать значение общенаучного теоретического базиса для успешной творческой профессиональной деятельности и на базе приобретенных знаний и умений демонстрировать следующие компетенции:

а) универсальные: (социально-личностные и общекультурные)



Способность и готовность:

  • приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии;

  • выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования;

  • критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности;

  • собирать, обрабатывать с использованием современных информационных технологий и интерпретировать необходимые данные для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам;

  • использовать этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, права и свободы человека и гражданина при разработке социальных проектов;

  • общаться в устной и письменной форме на русском и иностранном языках, руководствоваться в общении правами и обязанностями гражданина;

  • стремиться к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии; уметь сотрудничать, руководить людьми и подчиняться;

  • стремиться к освоению культуры социальных отношений, критическому переосмыслению своего социального опыта;

  • организовать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни

б) профессиональные компетенции:

  • решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы в предметной области знаний и образовании;

  • уметь использовать современные технологии сбора и обработки экспериментальных данных в соответствии с проблемой исследования в области конкретной науки и образования;

  • конструировать содержание обучения в рамках Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений России;

  • осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики области предметных знаний;

  • способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

  • использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения;

  • обеспечивать уровень подготовки учащихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;

  • владеть системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов;

  • владеть системой знаний об истории и современных тенденциях развития психолого-педагогических концепций и предметных методик;

  • владеть системой знаний о человеке как субъекте образовательного процесса, его возрастных, индивидуальных особенностях, социальных факторах развития;

  • владеть системой знаний о закономерностях психического развития, факторах, способствующих личностному росту; направляет саморазвитие и самовоспитание личности;

  • знать особенности детей с отклонениями в развитии;

  • владеть системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом, их группой, умениями педагогического общения;

  • осознавать необходимость соблюдения прав и свобод обучающихся, предусмотренных Законом Российской Федерации "Об образовании», "Конвенцией о правах ребенка»;

  • уметь оказывать социальную помощь и поддержку учащимся;

  • систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы;

  • владеть умениями психолого-педагогической диагностики;

  • владеть умениями проектирования, реализации, оценивания и коррекции образовательного процесса;

  • владеть основами разработки учебно-программной документации и умеет использовать их для формирования содержания обучения;

  • осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими);

  • выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Учебно-методический комплекс по курсу «Педагогики» разработан на основе Государственного образовательного стандарта 2005 г. подготовки бакалавров по направлениям: «Естественно-научное образование» 540100; «Физико-математическое образование» 540200; «Филологическое образование» 540300; «Социально-экономическое образование» 540400; «Технологическое образование» 540500.

Раздел «Введение в педагогическую деятельность» представляет собой профессионально ориентированную учебную дисциплину в общепедагогической подготовке бакалавра сферы образования и предваряет изучение основных педагогических дисциплин (теоретическая педагогика, практическая педагогика, история образования и педагогической мысли). Изучение данного раздела обусловлено необходимостью формирования у будущего педагога представлений о сущности педагогической деятельности, особенностях педагогической профессии и стратегии развития системы отечественного образования.

К задачам раздела относятся:


  1. Развитие у студентов мотивации, адекватной ценностям педагогического образования и педагогической деятельности;

  2. Освоение будущими бакалаврами знаний об особенностях различных видов профессиональной деятельности, о стратегии развития современной системы отечественного образования;

  3. Осознание значимости педагогических знаний для осуществления карьеры педагога;

  4. Ориентация студентов на самопознание, саморазвитие и самовоспитание, самореализацию в образовательном процессе.

Содержание УМК основано на интеграции знаний по философии, культурологии, психологии и педагогике. Технологии реализации программы предусматривают активное включение студентов в процесс обучения, осознание ими своей успешности на основе применения рефлексивно-оценочных методик.

В структуре раздела: в логической последовательности раскрываются общая характеристика педагогической профессии и профессиональной деятельности, общая и профессиональная культура педагога, требования к личности и компетентности педагога, специфика профессионально-личностного становления и развития педагога.

На изучение дисциплины «Введение в педагогическую деятельность» отводится 20 аудиторных часов, из них лекций - 8 ч., семинарских занятий – 12 ч., СРС и индивидуальной работе – 16 ч.

Раздел «Теоретическая педагогика» имеет теоретико-методологический характер и является базовым по отношению к другим разделам педагогики. Содержание раздела направлено на формирование у будущих учителей представлений о педагогике как научной дисциплине, о целостном педагогическом процессе и его закономерностях, о современных подходах к организации обучения и воспитания. При изучении данного курса реализуются связи педагогики с философией, психологией, социологией.

В процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:



  1. Формирование у студентов знаний о современном состоянии и тенденциях развития современной теории и практики образования;

  2. Бакалавры должны иметь четкое представление об объекте, предмете и задачах педагогической науки, о месте педагогики в системе наук о человеке, ее внутренней структуре и связях с другими науками; о сущности целостного педагогического процесса; о современных подходах к пониманию и организации обучения и воспитания; об основных принципах конструирования содержания образования;

  3. Освоение основных педагогических категорий, раскрывающих сущность образования («образование», «воспитание», «обучение», «педагогический процесс», «образовательная система» и др.); понимать, чем вызвана разница в подходах к пониманию педагогических категорий;

  4. Ознакомление с ведущими педагогическими парадигмами, теориями, концепциями и формирование представлений о многообразии педагогической реальности;

  5. Формирование представлений о целостном подходе к организации педагогического процесса;

  6. Знать сущность и основные положения ведущих подходов к проектированию педагогических явлений и процессов;

  7. Овладение начальными умениями конструирования содержания образования при выполнении конкретных педагогических проектов и при решении различных педагогических задач.

  8. Становление положительной мотивации к научной и практической педагогической деятельности.

Раздел «Теоретическая педагогика» рассчитан на 36 часов аудиторной работы и предполагает самостоятельную работу студентов в объеме 36 часов..

Особая роль раздела «Практическая педагогика» в профессиональной педагогической подготовке будущего учителя обусловлена его практической направленностью: студенты должны приобрести умения и навыки использования теоретических знаний в решении различных педагогических задач. Данный раздел связан с ранее изученными разделами педагогики. Он опирается на целостные знания о человеке, знания о сущности и логике педагогических процессов, о принципах и способах педагогического взаимодействия, на опыт студентов, приобретенный в ходе педагогических практик.

Изучение данного раздела определяет целостное видение студентами взаимосвязи теории и практики в педагогике через определение уровня теоретического знания и овладение умений и навыков анализа педагогических явлений и фактов, элементов собственной педагогической деятельности. Существенное значение в профессиональной педагогической деятельности приобретает процесс обнаружения ценностей и смыслов педагога как основы педагогического взаимодействия в целостном педагогическом процессе. Поэтому владение методами, формами, приемами и знание об условиях активизации ценностно-смыслового самоопределения педагога в профессиональной деятельности способствуют профессионально-личностному саморазвитию будущих учителей.

К задачам курса относим:


  • умение приобретать новые знания, используя современные информационные и коммуникационные образовательные технологии;

  • способность решать наиболее типичные воспитательные задачи, возникающие в образовательном процессе;

  • владение основами конструирования и осуществления процесса обучения учащихся;

  • готовность вести индивидуальную работу с учащимися корректирующего или развивающего характера на базе содержания профильных дисциплин и направлений.

Раздел «Практическая педагогика» имеет объем 40 аудиторных часов и 40 часов самостоятельной работы.

Раздел «История образования и педагогической мысли» опирается на знание перечисленных выше разделов, его задачи ориентированы на формирование у студентов:

1.) представлений о современных трактовках истории педагогики как области педагогической науки;

2.) знаний об основных педагогических идеях в истории человечества на разных этапах его развития;

3.) знаний об отечественных и зарубежных педагогических воззрениях в современном мире.

4.) уметь пользоваться достижениями историко-педагогического опыта отечественных и зарубежных педагогов при анализе современных проблем педагогики и школы.

Построение содержания и логики тем занятий данного раздела ориентирует студентов на последовательное изучение крупных, сквозных историко-педагогических проблем, таких как: гуманистически направленная педагогика; идеи свободы, демократии и права в образовании, реформаторская педагогика, интеграция национальных систем образования. Такой подход поможет сформировать у студентов понимание о социальной природе и культурно-историческом характере образования. Будущему учителю важно знать о становлении и развитии школы как социального института, о становлении высшего образования, истоках компетентностного подхода, применяемого в современной школе.

Раздел «История образования и педагогической мысли» имеет общий объем 20 часов и 14 часов СРС.



«Практикум по решению профессиональных задач» является завершающей частью базового курса «Педагогика», представлен практическими занятиями. Он обеспечивает прикладную сторону профессионального обучения, содействует оснащению студента педвуза системой необходимых профессиональных умений, формирующих педагогическую компетентность и позволяющих достичь успеха в самостоятельной профессиональной деятельности.

Основной целью практикума является развитие интеллектуально-творческого, коммуникативного и мотивационно-профессионального потенциала личности студента педвуза, а также формирование педагогических умений и компетенций в целях успешного конструирования собственной психолого-педагогической деятельности, использования педагогических технологий и решения профессиональных педагогических задач и ситуаций.



Результатом подготовки студентов по программе практикума должно стать приобретение ими следующих профессиональных умений и компетенций :

  1. проводить психолого-педагогические диагностики, прогнозировать и проектировать педагогический опыт;

  2. анализировать и решать педагогические ситуации;

  3. анализировать собственную педагогическую деятельность и работу ученического коллектива;

  4. разрабатывать и организовывать различные формы воспитательной работы (коллективные, групповые, индивидуальные);

  5. владеть приёмами организации различных форм общения и педагогической поддержки учащихся;

  6. владеть педагогическими технологиями и приёмами организации образовательной среды;

  7. использовать в педагогических целях различные современные средства коммуникации;

  8. проводить коллективный анализ и самооценку совместной деятельности с учащимися.

Раздел охватывает 34 аудиторных часа и 44 часа самостоятельной работы студентов.

ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА


Педагогика

Введение в педагогическую деятельность.

Образовательная политика в России. Основные направления модернизации. Педагогическая деятельность: ее сущность и ценностные характеристики. Профессиональная компетентность педагога. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности. Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога. Источники педагогических идей. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература. Современная система отечественного образования: стратегия развития. Педагогические учебные заведения. Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза. Карьера педагога.



Теоретическая педагогика

Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке. Методология педагогической науки и деятельности. Структура педагогической науки. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Методы педагогических исследований. Теории целостного педагогического процесса. Теории обучения и воспитания. Компетентностный подход к построению педагогического процесса. Возрастосообразность педагогического процесса. Различные подходы к конструированию содержания образования для учащихся разных ступеней обучения. Многообразие образовательных программ.



Практическая педагогика

Взаимосвязь теории и практики в педагогике. Методология практической педагогической деятельности. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности. Педагогическое проектирование. Проектирование возрастосообразного образовательного процесса. Технологии решения педагогических задач (видеть ученика в образовательном процессе, строить образовательный процесс, направленный на достижение учащимися целей образования; оценивать достижения учащихся, устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса; создавать образовательную среду школы и использовать ее возможности; проектировать и осуществлять профессиональное самоопределение). Оценка выбора решения педагогических задач. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. Позиция педагога в инновационных процессах. Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах. Здоровье сберегающие технологии педагогического процесса. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса.



История образования и педагогической мысли

Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Ведущие педагогические идеи в истории человечества на разных этапах его развития. Истоки развития идей компетентностного подхода Истоки гуманистических идей педагогики. Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России. Основные авторские педагогические системы прошлого. Развитие школы как социального института, становление высшего образования. Характеристики образовательных систем в разные эпохи в России и за рубежом. Реформаторская педагогика конца XIX- начала XX в. Основные реформы образовательной политики XX в. Отечественные и зарубежные педагогические воззрения в современном мире. Процесс интеграции национальных систем образования.



Практикум по решению профессиональных задач

Профессиональная задача. Виды и типы профессиональных задач. Алгоритм решения профессиональной задачи. Оценка решения задачи. Анализ собственной деятельности. Технология педагогической поддержки детей разного возраста. Диагностические методики изучения детей. Технологии оценки их достижений. Формы и технологии взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса. Проектирование профессионального самообразования. Организация образовательной среды для решения конкретной педагогической задачи. Использование разных средств коммуникации.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





раздела, занятия



Наименование разделов и тем

Всего

час в


труд.

Всего часов аудиторных

Самост. раб.

Индив.раб.

Всего

Лек.

Сем.




Всего:

300

150

62

88

106

44

I

Введение в педагогическую деятельность

36

20

8

12

12

4

1.

Образовательная политика в России. Основные направления модернизации.

2

2

2










2.

Педагогическая деятельность: сущность и ценностные характеристики.

8

6

2

4

2




3.

Профессиональная компетентность педагога. Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности.

4

2

2




2




4

Гуманистическая природа педагогической деятельности и культура педагога.

6

2




2

4




5

Источники педагогических идей. Современная педагогическая публицистика, научная и художественная литература.

8

4

2

2

2

2

6

Современная система отечественного образования: стратегия развития. Педагогические учебные заведения.

4

2




2

2




7

Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза. Карьера педагога.

4

2




2




2

II

Теоретическая педагогика

72

36

18

18

28

8

8

Педагогика в системе гуманитарных знаний и наук о человеке.

4

2

2




2




9

Методология педагогической науки и деятельности.

4

2




2




2

10

Структура современной педагогической науки и ее категориально-понятийный аппарат.

4

2

2




2




11

Методы педагогических исследований

4

2




2

2




12

Теории целостного педагогического процесса

8

4

4




2

2

13

Современные теории обучения

4

2




2

2




14

Современные концепции воспитания

4

2




2

2




15

Компетентностный подход к построению педагогического процесса

4

2

2




2




16

Проектирование и конструирование педагогического процесса на основе ключевых компетенций

4

2




2

2




17

Возрастообразность педагогического процесса

4

2

2




2




18

Различные подходы к конструированию содержания образования для учащихся разных ступеней обучения

8

4

4







4

19

Особенности организации обучения учащихся среднего звена

4

2




2

2




20

Организация обучения старшеклассников

4

2




2

2




21

Подходы к организации воспитания учащихся среднего звена

4

2




2

2




22

Особенности организации воспитания старшеклассников

4

2




2

2




23

Многообразие образовательных программ

4

2

2




2




III.

Практическая педагогика

80

40

20

20

32

8

24

Взаимосвязь теории и практики в педагогике.

4

2

2




2




25

Методология практической педагогической деятельности.

4

2

2




2




26

Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности.

8

4

2

2

4




27

Педагогическое проектирование.

4

2

2




2




28

Проектирование возрастосообразного образовательного процесса.

8

4

2

2

2

2

29

Технология решения педагогических задач.

24

12

2

10

8

4

30

Оценка выбора решения педагогических задач.

4

2

2




2




31

Индивидуальное и коллективное творчество педагогов.

4

2




2

2




32

Позиция педагога в инновационных процессах.

4

2

2







2

33

Формы взаимодействия субъектов в педагогическом процессе.

4

2




2

2




34

Здоровье сберегающие технологии педагогического процесса.

4

2

2




2




35

Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся.

4

2




2

2




36

Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса.

4

2

2




2




IV

История образования и педагогической мысли

34

20

16

4

10

4

37

Современные трактовки предмета истории педагогики, подходы в изучении историко-педагогического процесса

4

4

4










38

Идеи свободы, права, демократии, гуманизма в педагогической мысли за рубежом и в России

8

4

2

2

2

2

39

Основные авторские педагогические системы прошлого

8

4

2

2

2

2

40

Развитие школы как социалистического института, становление высшего образования

2

2

2










41

Реформаторская педагогика конца ХIХ-начала ХХ века

2

2

2










42

Основные реформы образовательной политики ХХ в.

4

2

2




2




43

Педагогические концепции и системы в современном мире

6

2

2




4




V.

Практикум по решению профессиональных задач.

78

34

-

34

24

20

44

Профессиональная задача. Виды и типы профессиональных задач. Алгоритм решения профессиональной задачи. Оценка ее решения. Анализ собственной деятельности.

14

6




6

4

4

45

Технология педагогической поддержки детей разного возраста.

14

6




6

4

4

46

Диагностические методики изучения детей. Технологии оценки их достижений.

10

4




4

4

2

47

Формы и технологии взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса.

8

4




4

2

2

48

Проектирование профессионального самообразования и самосовершенствования.

6

2




2

2



2



49

Организация образовательной среды для решения конкретных педагогических задач

16

8




8

4

4

50

Использование различных средств коммуникации.

10

4




4

4

2

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ КУРСА

Раздел 1 «Введение в педагогическую деятельность»





Каталог: olderfiles
olderfiles -> Сборник адресован социальным педагогам, специалистам по социальной работе, студентам педагогических специальностей
olderfiles -> Конспект лекций по курсу «Организационное поведение»
olderfiles -> Выполнила Верченова Евгения(8
olderfiles -> Уроки русского языка в 5 классе по учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углублённым изучением русского языка книга для учителя
olderfiles -> Книга открытое сознание открытое общество
olderfiles -> Языковое бытие человека и этноса: когнитивный и психолингвистический
olderfiles -> Д. Мак-Фарленд Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция
olderfiles -> Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство. Точность
olderfiles -> Адаптация иностранного опыта в условиях глобализации высшего образования
olderfiles -> или «генерализирующий»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   47


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница