Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 09. История психологии



Скачать 167.51 Kb.
Дата17.04.2016
Размер167.51 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета _____________ Н.К. Грицкевич

«_____» _____________________________20___ г.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДПП.Ф.09. История психологии

(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)





  1. Цель и задачи дисциплины

Цель – систематизированное ознакомление студентов с развитием историко-психологического знания, этапами формирования предмета психологии, становлением и развитием психологии как науки.

Задачи:

  1. осветить общие закономерности и характеристики этапов развития психологии в контексте общенаучной и общекультурной ситуации того или иного временного периода;

  2. изучить роль историко-психологического знания в построении образа психологической науки;

  3. ознакомить студентов с динамикой и логикой развития психологических концепций;

  4. представить панораму основных школ, направлений, их принципиальные отличия и тенденции взаимодействия;

  5. проанализировать жизненный и научный путь выдающихся психологов;

  6. рассмотреть основные тенденции развития и проблемы современной психологии.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен



1) знать:

  • базовые теории и концептуальные модели, ключевой понятийный аппарат;

  • основные школы и направления отечественной и зарубежной психологии в их историческом становлении;

  • этапы формирования предмета психологической науки;

  • генезис и становление представлений о психической реальности в различные периоды развития психологии;

  • современные тенденции в развитии отечественной и зарубежной психологии.

2) уметь:

  • владеть методами историко-психологического анализа;

  • понимать принципиальные отличия данного направления и школы от других;

  • объективно и недогматично оценивать новые психологические концепции и теории.


3. Объём дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр 5

Общая трудоемкость дисциплины

120

120

Аудиторные занятия

54

54

Лекции

36

36

Практические занятия (ПЗ)

18

18

Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)

-

-

И (или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

66

66

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат







И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен



4. Разделы дисциплины и виды занятий

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план)


№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия

или семинары



Лабораторные

работы


1


История психологии. Основные положения

Роль историко-психологического знания в построении образа психологической науки. Модели и методы историко-психологического познания



4

2

-

2

Генезис и становление представлений о психической реальности в периоды античности

4

2

-

3

Развитие психологии в эпоху Средневековья и Возрождения.

4

2

-

4

Новоевропейская психологическая мысль (17-18 вв.)

4

2

-

5

Становление естественнонаучной парадигмы в психологии. Разработка категориального аппарата и методологических принципов психологии.

4

2

-

6

Основные научные школы в психологии. Кризис психологии. Взаимодействие теоретического и прикладного исследования в психологии.

4

2

-

7

Развитие психологии в России.

4

2

-

8

Развитие отраслей психологии.

4

2

-

9

Современные тенденции в развитии психологических концепций и школ. Перспективы развития психологии.

4

2

-


4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. История психологии. Основные положения. Роль историко-психологического знания в построении образа психологической науки. Модели и методы историко-психологического познания.


Специфика объекта и предмета в психологии. Предмет истории психологии. Задачи истории психологии. Модели и методы историко-психологического познания. Теория парадигм Куна Т. и возможности ее приложения к истории психологии. Принципы истории психологии. Периодизация истории психологии. Этапы развития психологии

История психологии как междисциплинарная область знаний. Роль историко-психологического знания в построении образа психологической науки. Способы конструирования исторического мира. Вертикальное и горизонтальное измерение прошлого.

Модели и методы историко-психологического познания. Методы истории психологии. Нарративный способ познания.

Раздел 2. Генезис и становление представлений о психической реальности в период античности.

Анимистические, тотемистические представления о душе. Гилозоизм (пантеизм). Генезис и становление представлений о психической реальности в периоды античности.

Психологические основы античности. Основные направления в развитии психологических представлений в рамках античного мировоззрения.

Основные материалистические положения античной психологии (идеи Гераклита, Демокрита).

Развитие психологических знаний в работах софистов.

Психологические идеи Сократа. Идеалистическая психология Платона.

Психобиологизм Аристотеля. Психологические воззрения в эпоху эллинизма.
Раздел 3. Развитие психологии в эпоху Средневековья и Возрождения.

Генезис и становление представлений о психической реальности в периоды Средневековья. Психическая жизнь Средневековья. Символическая картина мира. История повседневности. Психологический склад средневековой личности. М.М.Бахтин, Й Хейзинга о народной культуре Средневековья.

Арабоязычная наука. Психологические идеи средневековой Европы. Томистская психология. Мистико-эзотерические учения Средневековья.

Ранее и среднее Возрождение. Гуманистические идеи мировоззрения в Эпоху Возрождения. Духовная жизнь эпохи Возрождения.


Раздел 4. Новоевропейская психологическая мысль (17-18 вв.)

Новоевропейская психологическая мысль. Завершение этапа развития психологии в рамках учения о душе. Психология Ф.Бэкона. Сознания как новый предмет психологии. Психология Р. Декарта. Психология Спинозы.

Основные направления развития психологии (рационализм, эмпиризм, материализм, нативизм). Психологические воззрения В. Лейбница. Понятие о бессознательной психике. Становление ассоциативной психологии.

Становление эмпирического направления в психологических взглядах французских просветителей.

Зарождение исторического подхода. Психологические идеи в немецкой классической философии конца 18 – первой половины 19 вв. Ментальность Нового времени и рационализм.
Раздел 5. Становление естественнонаучной парадигмы в психологии. Разработка категориального аппарата и методологических принципов психологии.

Становление естественнонаучной парадигмы в психологии. Психофизика и ее роль в становлении экспериментальной психологии. Разработка категориального аппарата и методологических принципов психологии.

Вундт В. и его роль в становлении научной психологии. Теория элементов сознания. Концепция психической причинности. Принцип биологического детерминизма.

Структурализм. Вюрцбургская школа. Функционализм.


Раздел 6. Основные научные школы в психологии. Кризис психологии. Взаимодействие теоретического и прикладного исследования в психологии.

Взаимодействие теоретического и прикладного исследования в психологии. Методология и практика психологического эксперимента. Методологический кризис в психологии.

Основные научные школы в психологии. Кризис в психологии и его этапы. Психология в эпоху открытого кризиса.

Описательная психология. Французская психологическая школа.

Бихевиоризм. Необихевиоризм. Социальный бихевиоризм.

Гештальт-психология. Теория «поля» Курта Левина.

Генетическая психология Жана Пиаже.

Глубинная психология. Понимание бессознательного в теориях Фрейда З., Адлера А., Юнга К.Г. Психоанализ. Неофрейдизм. Индивидуальная психология Адлера А. Женская психология. Аналитическая психология Юнга К. Г.

Гуманистическая парадигма в психологии. Гуманистическая психология (теории Роджерса К.Р., Маслоу А., Франкла В.).
Раздел 7. Развитие психологии в России.

Социокультурные корни. Развитие отечественной психологии в Средневековье и Новое время. Отечественная психологическая наука во второй половине 19 века. Университетские профессора. Развитие экспериментальной психологии в России. Русский путь в науке о поведении.

Пути развития отечественной психологии в 20-50-е г. 20 столетия. Реатология. Психология социального бытия Г.Г.Шпета. Распространение и разгром педологии и психотехники. Теория высших психических функций Л.С.Выготского.

Принципы деятельности в психологии. Теория деятельности в трудах А.Н.Леонтьева.

Б.М.Теплов – основоположник дифференциальной психологии. С.Л.Рубинштейн – выдающийся теоретик советской психологии.

О судьбах русской психологии.


Раздел 8. Развитие отраслей психологии.

Дифференциация отраслей психологии. Становление возрастной психологии. Становление психологии развития. Социальная психология. Дифференциальная психология. История и предпосылки развития когнитивной психологии.


Раздел 9. Современные тенденции в развитии психологических концепций и школ. Перспективы развития психологии.

Психология постсовременности. Тоталитарное воздействие на личность. Государственный утопизм как историческая загадка ХХ века. Психология массовой культуры. Современные тенденции в развитии психоанализа, бихевиоризма, юнгианской психологии, гуманистической психологии.

Теории XXI в. Трансперсональная психология. Когнитивная психология. Экзистенциальная психология. Онтопсихология А. Менегетти. Новая позитивная психология М. Селигмана.
5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.



6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Морогин, В. Г. История психологии : Учебное пособие для студентов психологических факультетов университетов / В. Г. Морогин. – Томск : Изд-во ТГПУ, 2005. - 296 с.


6.1. Рекомендуемая литература
а) основная литература

  1. Ждан, А. Н. История психологии : от Античности до наших дней : учебник для вузов / А. Н. Ждан. - 8-е изд. - М. : Академический проект, Трикста, 2008. - 576 с.

  2. Марцинковская, Т. Д. История психологии : учебник для вузов / Т. Д. Марцинковская. - 7-е изд. – М. : Академия, 2007. - 544 с.

б) дополнительная литература



  1. Андерсон, Дж. Р. Когнитивная психология / Р. Дж. Андерсон. – изд. 6-е – СПб. : Изд-во Питер, 2007. – с. 13-24.

  2. Ждан, А. Н. История психологии : XX век : хрестоматия : учебное пособие / А. Н. Ждан, П. Я. Гальперин. - 6 изд. – М. : Академический проект, 2005. – 512 с.

  3. Менегетти, А. Проект “Человек” / А. Менегетти. – М. : ННБФ «Онтопсихология», 2005 . - 336 с.

  4. Орлов, А. Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики (раздел : человек и процесс духовного воспроизводства) / А. Б. Орлов. – М. : «Академия», 2002. - 272 с.

  5. Психология : учеб. / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова [и др.] ; 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 752 с.

  6. Роджерс, К. Р. Клиентоцентрированная психотерапия / К. Р. Роджерс. – М. : 2002. – 320 с.

  7. Селигман, М. Новая позитивная психология / М. Н. Селигман. – М. : Изд-во «София», 2006. - 368 с.

  8. Фрейджер, Р. Личность : теории, упражнения, эксперименты / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. - СПб. : Изд-во Еврознак, 2006. - 864 с.

  9. Шульц, Д. История современной психологии / Д. Шульц, С. Д. Щульц. - СПб. : Изд-во «Евразия», 2006. - 326 с.

  10. Ярошевский, М. Г. История психологии от античности до середины 20 века / М. Г. Ярошевский. - М. : «Академия», 2006. - 575 с.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Библиотечный фонд ТГПУ.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Оборудованная аудитория, ноутбук, мультимедийный переносной проектор, настенный экран.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации для преподавателей

Рекомендуется:



  • Изучение студентами на семинарских занятиях литературных первоисточников. Каждому студенту дается задание изучить наиболее известную работу конкретного автора (от Платона, Аристотеля до Менегетти и Селигмана), сделать доклад в группе о биографии, творческом наследии данного психолога или философа и зачитать наиболее понравившиеся страницы из изученного первоисточника, провести анализ прочитанного.

  • Проводить итоговое контрольное занятие по изученному разделу. Студентам предлагается провести сравнительный анализ (например, сравнить представления о психике Платона и Демокрита, Аристотеля и Платона т.д.).


8.2. Методические указания для студентов

Рекомендации по подготовке реферативной работы. Работа над рефератом требует изучения научной литературы по соответствующей теме и реферативного изложения полученных таким образом знаний.

Реферат не является простым пересказом (и что совершенно недопустимо – переписыванием) содержания прочитанного. Необходимо тщательно проанализировать прочитанную литературу, выделить наиболее важные, широко известные и популярные теоретические положения, концепции, теории, факты, и научно обосновать их, акцентируя при этом внимание не только на результате, но и на методическом обеспечении, используемом при изучении той или иной проблемы. Поэтому следует стремиться усвоить не только основное содержание той или иной теории, но и способ доказательства, к которому прибегает автор, раскрыть особенности основных точек зрения на один и тот же вопрос, оценить практическую и теоретическую значимость результатов реферируемой работы, а также отразить собственное отношение к идеям и выводам ученого, подкрепить его достаточно весомыми аргументами (доводами, высказываниями, доказательствами других авторитетных исследователей).

Реферат должен быть написан с соблюдением логики изложения, a следовательно, иметь определенную структуру. Традиционной, и наиболее часто встречающийся, является следующая структура реферативной работы:

Титульный лист

Оглавление

Введение


Основная часть

Заключение

Литература

Как показывает многолетняя практика, реферат удобно составлять, подразделяя материал на пункты, параграфы, подглавки, либо же выделяя главы реферируемого источника (т. е., сохраняя структуру и логику изложения автора научной работы). Возможна и следующая логика изложения: введение в состояние изучаемой проблемы, выделение основных и наиболее важных вопросов, целей и задач исследования, используемых в нем методов и, конечно, результатов, выводов и предложений. Весьма приветствуется, если студенту в заключение реферата удается выявить те проблемы и вопросы, которые специально не изучались в данном конкретном исследовании, однако их постановка как бы вытекает из всей проделанной автором научной работы и дальнейшее исследование проблематики будет весьма плодотворным и важным для последующей научной деятельности (чем, впрочем, в дальнейшем может заняться сам обучающийся в рамках курсовых и выпускной квалификационной (дипломной) работы).



Список использованной литературы, а также все ссылки на литературные источники оформляются таким образом: фамилия и инициалы автора(ов), название работы, место и год издания, общее количество страниц, если работа является самостоятельным изданием. Если же работа входит в структуру коллективной монографии, сборника статей, тезисов, научных трудов и т. д., либо же является статьей из журнала и другой периодики, то после названия работы ставятся две косые линии, после которых указывается название источника, в структуру которого входит реферируемая работа, далее – место и год издания, страницы, на которых напечатана работа, либо год выхода в свет периодического издания, его номер и страницы, которые занимает статья.
8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Вклад Курта Левина в развитии гештальт-психологии. Теория «поля».

  2. Генетическая психология Жана Пиаже.

  3. Герменевтически-феноменологическая ориентация истории психологии.

  4. Государственный утопизм как историческая загадка ХХ века.

  5. История и предпосылки развития когнитивной психологии.

  6. История развития детского психоанализа.

  7. Конфунцианство.

  8. Культурно-историческая концепция развития Высших психических функций Л.С.Выготского.

  9. Ментальность исторических эпох и периодов.

  10. Мистико-эзотерические учения Средневековья.

  11. Направления и школы исторической психологии.

  12. Нарративный способ познания.

  13. Описательная психология.

  14. Первые теории Нового времени.

  15. Принципы деятельности в психологии. Теория деятельности в трудах А.Н.Леонтьева.

  16. Психическая жизнь Средневековья. Символическая картина мира. История повседневности.

  17. Психологические идеи буддизма.

  18. Психологические идеи Древнего Востока.

  19. Психологический склад средневековой личности. М.М.Бахтин, Й Хейзинга о народной культуре Средневековья.

  20. Психология массовой культуры.

  21. Психология постсовременности. Тоталитарное воздействие на личность.

  22. Психология социального бытия Г.Г.Шпета.

  23. Психологические концепции эллинизма.

  24. Психологические идеи В.С. Соловьева. Школа В.С. Соловьева.

  25. Психофизика и ее роль в становлении экспериментальной психологии.

  26. Развитие женской психологии.

  27. Развитие отраслей психологии.

  28. Развитие психологических знаний в работах софистов.

  29. Распространение и разгром педологии и психотехники.

  30. Реатология.

  31. С.Л.Рубинштейн – выдающийся теоретик советской психологии.

  32. Современное развитие психоанализа.

  33. Современное развитие юнгианства.

  34. Становление арабской психологии.

  35. Становление и развитие дифференциальной психологии.

  36. Становление и развитие социальной психологии.

  37. Становление и развитие этнической психологии.

  38. Становление психологии развития.

  39. Становление эмпирического направления в психологических взглядах французских просветителей.

  40. Теплов Б.М.– основоположник дифференциальной психологии.



8.2.2. Примерная тематика рефератов


  1. «Рыночная личность» как психологический тип массовой культуры.

  2. Воздействие тоталитаризма на личность.

  3. Глубинная этика Э.Нойманна.

  4. Новая позитивная психология М.Селигмана.

  5. Тотемистические представления о душе.

  6. Искусство и психоанализ.

  7. История и психология В.Вундта и В.Дильтея.

  8. М.Фуко о политической технологии Нового времени.

  9. Ментальная структура рациональности Нового времени.

  10. Методологический кризис в психологии.

  11. Нарратив в психологическом знании.

  12. Первобытные символы как архетипы.

  13. Гилозоизм.

  14. Политическая личность античности.

  15. Постмодернистское влияние на современную психологию.

  16. Психология антропогенеза.

  17. Психология средневековой личности.

  18. Работа Й. Хейзенги «Осень Средневековья».

  19. Символическая картина мира Средневековья.

  20. Структурализм и постмодернизм в психологии истории.



8.2.3. Примерный перечень вопросов к экзамену


  1. Аналитическая психология К.Г.Юнга.

  2. Бихевиоризм и необихевиоризм.

  3. Вклад Л.С. Выготского в развитие мировой и отечественной психологии.

  4. Гештальтпсихология.

  5. Глубинная психология.

  6. Гуманистическая психология.

  7. Женская психология.

  8. Деятельностный подход в отечественной психологии.

  9. История психологии как наука. Ее предмет, задачи, связь с другими науками.

  10. Когнитивная психология.

  11. Кризис в психологии.

  12. Неопсихоанализ.

  13. Новая позитивная психология М. Селигмена.

  14. Описательная психология В.Дильтея.

  15. Основные психологические направления периода открытого кризиса 10 – 30 гг. XX в.

  16. Основные этапы развития психологии в России.

  17. Оформление эмпирической психологии в философских учениях XVII века (Т.Гоббс, Дж. Локк, Лейбниц).

  18. Предпосылки возникновения открытого кризиса в психологии в 10 – 30 гг. XX в.

  19. Проблема бессознательного в психологии.

  20. Проблемы психологии в Средние века на Востоке и Западе.

  21. Психоанализ З.Фрейда.

  22. Психологические воззрения В.Вундта и его влияние на развитие психологии.

  23. Психологические идеи Аристотеля.

  24. Психологические идеи в немецкой классической философии (конец XVIII – первая половина XIX вв.).

  25. Психологические идеи в Новое время (Р.Декарт, Б.Спиноза)

  26. Психологические идеи Платона.

  27. Психология в России в XIX-начале XX вв.

  28. Р. Декарт как психолог и физиолог.

  29. Развитие естествознания и формирование естественно-научных предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку.

  30. Развитие психологии в Советской России.

  31. Развитие экспериментальной и прикладных областей психологии (вторая половина XIX – начало XX вв.).

  32. Современное состояние психологии в России.

  33. Принципы историко-психологического анализа.

  34. Современные направления в психологии.

  35. Становление и развитие ассоциативной психологии в Англии XVIII-XIX вв.

  36. Становление эмпирической психологии во Франции в XVIII веке.

  37. Структурализм.

  38. Томистская психология.

  39. Трансперсональная психология.

  40. Учение о душе в античном идеализме.

  41. Учение о душе в античном материализме.

  42. Функционализм.

  43. Французская социологическая школа.

  44. Фрэнсис Бэкон как родоначальник эмпирической науки.

  45. Экзистенциальная психология.

УМК составил:

Доцент кафедры психологии развития личности __________ В.А. Постоева

(подпись)
УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г.
Зав. кафедрой:

д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов

(подпись)
УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ.

Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева

(подпись)
Согласовано:

Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич



(подпись)


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница