Учебно-методический комплекс дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология»



Скачать 250.58 Kb.
Дата17.04.2016
Размер250.58 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


КАФЕДРА ОБЩЕЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Зоопсихология и сравнительная психология»
(для студентов, обучающихся по специальности

030301.62 «Психология»)



Утвержден

решением УМС факультета

протокол № ___ от ___ ___ 2008
Декан факультета ___________

/__________________/

Фамилия, инициалы



Согласовано:

Проректор по учебно-

методической работе:
___________________
/________________/

Фамилия, инициалы






Дубна 2012 Г.










Пояснительная записка

Зоопсихология - отрасль психологии, изучающая психику животных.

Предметом зоопсихологии является формирование поведения и психических процессов у животных, развитие поведения в онтогенезе, роль поведения в эволюционном процессе, биологические предпосылки становления человеческого сознания.

Основные понятия зоопсихологии:

Психика и поведение. Психика – форма отражения, позволяющая организму адекватно ориентировать свою активность по отношению к компонентам среды. Поведение – проявление внешней активности животного, направленной на установление жизненно важных связей организма со средой, обеспечивающей выживание и успешное воспроизводство как отдельной особи, так и вида в целом.

Объектом зоопсихологии как науки является психическая деятельность животных, т.е. весь комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения как продукт внешней активности животных. Особое значение имеет изучение сложных форм поведения и элементарного мышления животных.

Сравнительная психология является составной частью учебного курса «Зоопсихология и сравнительная психология». Рассматривает психику в эволюционном аспекте с позиций концепции А.Н. Леонтьева, дополненной К.Э. Фабри. Особое место в курсе занимают сравнительные исследования психики и поведения животных и человека.

Цель курса – формирование профессионального мировоззрения будущих психологов, ознакомление их с основными теоретическими положениями зоопсихологии и сравнительной психологии, а также с методами научного исследования психики и поведения животных.

Задачи курса:

Сформировать у студентов знания

- о психических процессах у животных в онтогенезе;

- о происхождении и развитии психики в процессе эволюции;

- о биологических предпосылках и предистории зарождения человеческого сознания.

Методологической основой основой курса является деятельностный подход А.Н. Леонтьева.

Базовым курсом для изучения «Зоопсихологии и сравнительной психологии» являются «Общая психология», а также смежные дисциплины: «Физиология ВНД», «Физиология ЦНС», «Антропология», «Экология», «Общая биология» и «Философия». Студент должен ориентироваться в вопросах связанных с высшими психическими функциями, структурой деятельности, мотивационно-потребностной сферой и т. п.

Зоопсихология является неотъемлемой и важной частью психологических наук.

Прикладное значение зоопсихологии:


  • для медицины: исследование на животных психических расстройств (неврозов, навязчивых состояний, фобий, паники, сверхактивности, последствий изоляции и др.) и способов их лечения;

  • для практики животноводства, пчеловодства, звероводства, рыболовства, охотничьего хозяйства;

  • для природоохранных целей: расселение животных, организация заповедников, заказников, национальных парков и др.;

  • для приручения и одомашнивания диких животных;

  • для воспитания, обучения и правильного содержания домашних питомцев: собак, кошек, попугаев и др;

  • для рационального содержания животных в зоопарках;

  • в разработке методов и способов дрессировки животных для цирков, дельфинариев, служебного собаководства, конного спорта и др.;

  • при использовании животных для спасения человека или помощи ему (дельфины, голуби и др), для выживания человека в экстремальных ситуациях (в дикой природе, при встречах с опасными животными и т.д.);

  • при использовании сигналов - аттрактантов и репеллентов (для привлечения или отпугивания животных), применении знаний о психических способностях животных в бионических целях;

-в борьбе с вредителями пищевых продуктов: комнатными мухами, тараканами, рыжими домовыми муравьями, грызунами.
Организационно-методический раздел

Данный курс является обязательным и читается для всех студентов психологического факультета УРАО. Рассчитан на один семестр. Промежуточный контроль: контрольные работы. Форма итогового контроля: экзамен.

В качестве основных методов изучения дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология» используется анализ литературы и источников. Используемые в курсе организационные формы занятий – лекции.

По завершению изучения курса «Зоопсихология и сравнительная психология» студент должен:

- Уметь сформулировать роль и значение науки зоопсихологии в системе психологических знаний, основные понятия и категории;

- уметь использовать навыки сравнительно-психологического метода для исследования психики;

- знать и понимать специфику, свойства и характеристики основных стадий развития психики животных в филогенезе;

- уметь описать основные аспекты индивидуальных взаимоотношений субъекта со средой в онтогенезе;

- знать и понимать сущность и значение прикладных задач зоопсихологии;

- овладеть практическими навыками метода наблюдения и протоколирования поведения животных.



Тематический план

№ п/п

Тема

Лекции

I. Введение в зоопсихологию

1

Предмет и задачи зоопсихологии.




2

Методы исследования в зоопсихологии.




II. Общая характеристика психики животных

3

Проблема происхождения психики


1

4

Проблема инстинкта и научения




III. Врожденное и приобретенное в поведении животных

5

Инстинктивное поведение


1

6

Научение


1

IV. Эволюция психики

7

Стадия элементарной сенсорной психики


1

8

Стадия перцептивной психики


1

9

Эволюция психики в антропогенезе




V. Развитие психики животных в онтогенезе

10

Перинатальный период


1

11

Ранний постнатальный период




12

Ювенильный (игровой) период




VI. Эволюция психики человека в филогенезе

13

Сравнение психики животных и человека.


1

VII. Этология как одно из направлений изучения психики животных

14

Проблемы интеллекта животных


1

Итого

8




Основное содержание учебного курса

Раздел I. Введение в зоопсихологию

Тема 1: Предмет и задачи зоопсихологии.

Психика и поведение у животных. Психическая деятельность животных. Методологический принцип познания психических процессов животных через анализ их поведенческой активности в конкретных условиях жизни. Определение зоопсихологии и сравнительной психологии. Необходимость изучения психики в развитии. Зоопсихология и сравнительно-психологический метод исследования. Связь зоопсихологии с другими психологическими науками и науками о биологии поведения.



Тема 2: Методы исследования в зоопсихологии.

Специфика зоопсихологического метода исследования поведения животных, его отличие от биологических методов исследования. Субъект как единица исследования в зоопсихологии. Качественные различия экспериментальных методов и метода наблюдения.

Метод наблюдения, его специфика, составные части, средства и методические приемы, необходимость овладения искусством наблюдения и протоколирования.

Метод эксперимента, его суть, содержание, психологический анализ результатов, возможности, сложности и ограничения.

Виды экспериментальных методов в зоопсихологии: лабораторный, естественный и формирующий эксперименты.

Основные экспериментальные методики, применяющиеся для изучения психики животных.



Раздел II. Общая характеристика психики животных

Тема 3: Проблема происхождения психики

Различные точки зрения на происхождение психики: панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, антропопсихизм.

Условия возникновения психической формы отражения в эволюции. Анимальное питание и анималистическое движение. Возникновение чувствительности. Раздражимость и чувствительность. Чувствительность как критерий психического. Теоретическое и экспериментальное обоснование возникновения ощущения как субъективного переживания биологически нейтральных свойств объекта.

Требования организма к среде и потребности. Критерий появления потребностно-мотивационной сферы.



Тема 4: Проблема инстинкта и научения

История представлений о психической деятельности животных. Взгляды на психические способности животных у античных мыслителей: материалистов, идеалистов, стоиков и др. Вклад Аристотеля в развитие знаний о животных. Изучение поведения животных в XVIII веке, работы Э.Б.Кондильяка, Ш.Ж.Леруа, Ж.Л.Бюффона и др. Эволюционные учения Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина. Вклад этих авторов в развитие зоопсихологических знаний. В.А.Вагнер – основоположник зоопсихологии в России, его труды и взгляды. Проблема инстинкта и научения в свете эволюционного учения. Современное представление о проблеме инстинкта и научения. Исследование психики животных в XX веке в рамках различных психологических школ, а также данные смежных наук: физиологии, этологии и др. Теоретическое и экспериментальное развитие зоопсихологии на современном этапе.



Раздел III. Врожденное и приобретенное в поведении животных

Тема 5: Инстинктивное поведение

Определение инстинкта. Инстинкт как основа жизнедеятельности животного. Структура и характеристика инстинктивных действий. Мотивация инстинктивного поведения. Внутренние факторы: отклонения гомеостаза и нарушение внутренних ритмов организма. Внешние факторы – три вида ключевых раздражителей: растормаживающие (пусковые), настраивающие и направляющие. Врожденные пусковые механизмы. Супероптимальные реакции. Врожденные формы общения между животными. Демонстрационное поведение, ритуализованные движения и др. Психический компонент инстинктивного поведения.



Тема 6: Научение

Общая характеристика проблемы научения. Определение научения. Примитивные формы научения: привыкание, зачатки ассоциативного научения.

Основная форма научения – навык: определение, характеристика. Фиксированные и лабильные навыки, сложные навыки. Научение и общение, подражание. Дрессировка животных.

Раздел IV. Эволюция психики


Тема 7: Стадия элементарной сенсорной психики

Низший уровень. Виды животных этого уровня, их характеристика. Способность к движению. Тропизмы как движения (рост) растений. Кинезы – элементарные инстинктивные движения простейших. Таксисы как врожденные механизмы пространственной ориентации двигательной активности. Виды таксисов, низшие таксисы. Основная проблема сенсорной стадии - возникновение психики. Характеристика психического отражения на данном уровне. Ранние формы научения: привыкание, зачатки ассоциативного научения.

Высший уровень. Виды животных этого уровня, их характеристика. Формы нервной системы у низших многоклеточных. Способность к движению. Органы чувств у низших беспозвоночных, плюро- и унимодальность. Появление высших таксисов. Зачатки предметного восприятия.

Активный поиск положительных раздражителей. Зачатки сложных форм инстинктивного поведения – охоты, конструктивной деятельности. Элементы общения: ритуализация, агрессивное поведение.

Научение в виде привыкания. Возможность формирования истинных условных рефлексов.

Тема 8: Стадия перцептивной психики

Низший уровень. Виды животных этого уровня, их характеристика. Способность к движению. Предметность психического отражения и ориентировка на отдельные свойства предметов. Соотношение инстинктов и научения. Положительное таксисное поведение. Развитые формы сложного инстинктивного поведения: общение, ритуализация, групповое поведение. Полноценное территориальное поведение. Способность к научению. Характеристика животных, их образа жизни и поведения на низшем уровне перцептивной стадии развития психики на примере муравьев, пчел и головоногих моллюсков.

Высший уровень. Виды животных этого уровня, их характеристика. Способность к движению. Позы сна, покоя, комфортные движения. Сенсорные способности. Подверженность иллюзиям. Способность к зрительному обобщению. Наличие представлений. Нахождение обходных путей. Сложность процессов общения. Средства коммуникации различных модальностей: ольфакторные, тактильные, оптические, акустические. Инстинктивные компоненты общения: ритуализация, импонирование, запугивание и др.

Соотношение инстинктивного поведения и научения. Научение в виде формирования навыков, как фиксированных, так и лабильных. Сложные навыки. Переучивание, перенос, обобщение навыка.



Тема 9: Эволюция психики в антропогенезе

Проблема происхождения трудовой деятельности. Эволюция гоптических и сенсорных функций высших млекопитающих. Предметная, предтрудовая деятельность млекопитающих. Орудие , функциональное значение орудия. Проблема зарождения общественного взаимодействия. Появление и развитие речи. Язык животных и язык человека.



Раздел V. Развитие психики животных в онтогенезе

Тема 10: Перинатальный период

Врожденное и приобретаемое в перинатальном периоде. Созревание и развитие. Сензитивные, или критические, периоды. Периодизация онтогенеза: революционные периоды (оплодотворение, рождение, половая зрелость, смерть), эволюционные периоды (эмбриогенез, постнатальный период, ювенильный, взрослый период).

Перинатальное развитие сенсорных способностей и элементов общения. Эмбриогенез и развитие психического отражения. Развитие врожденных элементов поведения в эмбриогенезе. Эмбриональное научение. Появление сенсорных нервных элементов и рефлекторных ответов. Появление зрения и слуха. Характеристика психики эмбриона.

Тема 11: Ранний постнатальный период

Постнатальное развитие поведения животного. Зрело- и незрелорождающиеся животные. Появление инстинктивных движений и ранний опыт. Врожденное узнавание. Научение. Облигатное: определение, характеристика. Импринтинг. Реакция следования. Половое запечатление. Факультативное научение: определение, характеристика. Раннее формирование общения. Исследовательское поведение. Появление элементарных ориентировочных реакций. Манипулирование.



Тема 12: Ювенильный (игровой) период

Игра. Основные теории игры (К.Гроос, Ф.Бойтендийк, Д.Б.Эльконин, К.Э.Фабри и др.). Общая характеристика игры у животных. Первые действия игрового типа. Манипуляционные игры. Игровое общение. Виды совместных игр. Сигнализация в игровом общении. Познавательная функция игровой активности. Игры высшего типа.



Раздел VI. Эволюция психики человека в филогенезе

Основные принципы изучения развития психики в филогенезе:

1. Принцип примата функции над органом. 2. Принцип опережения развития структуры деятельности по отношению к содержанию отражения, 3. Принцип трансформации структуры деятельности и дифференциации форм регуляции деятельности в эволюции. Развитие психического отражения в филогенезе. Дифференциация структуры деятельности и форм ее регуляции в филогенезе. Стадии психического развития по А.Н.Леонтьеву (определение).

Тема 13: Сравнение психики животных и человека.

Антропогенез человека и приматов. Антропогенетически значимые черты в психике и поведении животных (на примере шимпанзе). Орудийная деятельность животных. Основные исторические вехи становления и развития человека, его орудий и культуры. Основные отличия психики человека от психики животных.



Раздел VII. Этология как одно из направлений изучения психики животных

Тема 14: Проблемы интеллекта животных

Мышление как один из функциональных компонентов системы психики. Различные точки зрения на критерии интеллектуального поведения (В.Келер, А.Н.Леонтьев, Н.Н.Ладыгина-Котс, Л.В.Крушинский и др.). Общая характеристика интеллектуального поведения животных. Современные данные по проявлениям мышления у животных: экстренное улавливание закономерности, реорганизация навыков, выявление алгоритма, обобщение и абстрагирование, операции логического вывода и др. Наиболее общий и существенный признак интеллекта – оперирование мысленными представлениями об условиях задачи.



Контрольные работы (все контрольные обязательны к выполнению).

Контрольная №1.



    1. Дайте определение инстинкту. Можно ли применять понятие инстинкта по отношению к человеку? Почему?

    2. Развитие орудия в филогенезе. Дайте краткую характеристику, опишите этапы развития.

    3. Опишите один из классических экспериментов с крысами.

Контрольная №2

    1. Дайте определение научению. Приведите примеры научения и примеры врожденных реакций.

    2. Язык и речь. Как становилась речь в филогенезе? Что можно называть языком, а что речью?

    3. Опишите один из классических экспериментов с шимпанзе

Контрольная №3

    1. Опишите игру у животных. Чем она отличается от игры ребенка?

    2. Обозначьте ключевые моменты в развитии поведения животного и человека.

    3. Опишите один из классических экспериментов с птицами


Задание:

1. Необходимо предоставить отчёт о наблюдении за тремя (не менее) животными, принадлежащими разным систематическим группам, напр., насекомые (беспозвоночные, скелет наружный); позвоночные хладнокровные (рыбы, амфибии, рептилии); позвоночные теплокровные (птицы, млекопитающие).

2. Изучите этологические понятия и используйте их в отчёте при описании своих наблюдений.

Альтруистическое поведение – одно животное жертвует собою, защищая членов своей семьи или стаи; встречается у общественных насекомых, птиц, млекопитающих.

Амбивалентное поведение – противоречивое поведение животного, когда оно не может сделать выбора между двумя борющимися потребностями и выбирает третий путь.

Биологические часы – ритмы, управляющие поведением животных (суточные, сезонные).

Взаимное кормление распространено среди социально организованных насекомых и некоторых видов птиц.

Внутренние механизмы отражения действительности – инстинкты сохранения, побуждающие специфическим образом информировать сородичей об опасности.

Восприятие цельное и частичное – маленькие животные начинают жизнь с восприятия частей целого (птенец чайки видит только красный клюв, позже – видит всю птицу, а потом и всё окружение в целом).

Высвобождение – проявление инстинктивного поведения (ФКД) в ответ на побуждающий стимул (событие).

Групповая защита – объединение животных в группу для защиты от врагов. Например, лошади выстраиваются кругом, головой внутрь круга, отбиваясь задними копытами; птицы образуют стаи и окриками отгоняют врага.

Демонстрации – ритуальные формы поведения, осуществляемые при ухаживании, чтобы привлечь партнёра.

Доминирование – подавление деятельности других в стаде или стае.

Драйв (побуждение) – такие состояния животного, в основе которых лежат базисные потребности – голод, жажда, половое влечение, запускающие поисковые реакции.

Инстинкт – (от лат. Instinctusпобуждение) – совокупность сложных наследственно обусловленных стереотипных действий, совершаемых одинаково всеми особями данного вида в ответ на внешние и внутренние раздражители для удовлетворения основных биологических потребностей. Единицами инстинктивного поведения считают фиксированные комплексы действий (ФКД, fixed action patterns) – видоспецифические (одинаковые у всех особей данного вида), генетически обусловленные, стереотипные по порядку и последовательности исполнения двигательные акты. Их называют также видоспецифическими (или видотипическими) формами поведения. В структуру инстинктивного поведения входят хорошо скоординированные движения, выразительные позы, психофизиологические реакции, воспроизводящиеся в строгой последовательности. В инстинктивном поведении выделяют подготовительную, или поисковую фазу, которая достаточно вариативна, и завершающую, более постоянную.

Навигация (ориентация) – тесно связана с миграцией, напр., птицы, рыбы.

Паттерны (образы) поведения – каждый основной инстинкт (избегание, охота, размножение) имеет свои специфические формы поведения, позы и т.д.

Полифакториальный контроль над поведением – типы поведения, контролируемые (зависящие) от двух и более факторов внешней и внутренней среды организма.

Половое поведение – поведение животных во время брачного периода в определённое время года (брачный сезон).

Принцип конкурирующего вытеснения – замещение одного экологического вида другим, вплоть до вымирания, при возникновении условий, благоприятствующих экспансии одного из видов.

Релизер (ключевой раздражитель) – специфический сигнал, запускающий инстинктивное поведение (ФКД).

Ритуальная борьба – турнирная или церемониальная борьба, ФКД разрешающие конфликт, запрограммированные генетически так, чтобы сражающиеся приносили как можно меньше вреда друг другу; способствует сохранению вида.

Родительская забота – развита у млекопитающих, птиц, среди насекомых, некоторых рептилий, рыб. Защита молодняка и обучение его родителями поведению в различных ситуациях явилась важным шагом в эволюции.

Социальная этология – изучает социальное поведение животных с учётом условий окружающей среды, инстинктивных реакций, индивидуальных навыков, приобретённых в течение жизни и т.д., чтобы во всей полноте представить жизнь социальных видов животных.

Территориальное поведение – поведение, определяемое территорией проживания.

Территориальные отношения – маркировка своей территории постоянная или временная (на время спаривания или гнездования) запахами, звуками, визуальными метками.

Феромоны – химические вещества, вырабатываемые животными с целью обмена информацией (внутривидовая коммуникация). Информация о принадлежности виду, полу, фазе полового цикла, идентификации особей, их возраста, настроения, маркировки территории, дорог, ведущих к источнику, пище, врагов.

Хоминг (инстинкт дома) – особенность некоторых животных возвращаться домой издалека.

Этограмма – полное описание поведения отдельного животного или вида, полный перечень двигательных актов, наблюдаемых у данного вида.

3. Напишите отчет по требуемой форме.

Недостающую информацию по частной биологии, экологии и этологии животных Вы сможете найти в специальной литературе.



Ведение записей:

1. Дата.


2. Погодные условия (солнце, облачность, ветер и т.д.).

3. Название животного – №..: систематика (тип, класс, отряд, видовое – русс.).

4. Время наблюдения.

5. Индивидуальные особенности:



-цвет

подмечайте все оттенки и особенности распределения окраски животного.



-размер

величину сравнивайте: если птица, то с размером воробья, дрозда, вороны и т.д., если животные – то с мышью, крысой, сурком, лисицей, волком, оленем, медведем и т.д., но лучше, если можно измерить;



-форма (зарисовать)

если птица – форма клюва, ног, крыльев, когтей. У млекопитающих – рога, голова, уши, хвост, очертание тела, обратите внимание на детали;



-голос и другие звуковые характеристики

-пища

какова пища в дикой природе, как охотиться или питаться, чем кормят в неволе?



-период активности

указать период активности в живой природе;



-жилище

характерные признаки жилища в живой природе (описать, если можно – зарисовать);



-экологические особенности

изучение взаимосвязей живого с окружающей средой:

а) приспособленность животного к климатической среде обитания в дикой природе (холод, жара, водная среда и т.д.);

б) влияние географических особенностей (горы, долины, степи, пустыни, тёплые течения, прибрежные зоны и т.д.);



в) взаимоотношения между животными (хищничество, симбиоз: мутуализм, комменсализм, паразитизм: внешний и внутренний);
Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету):

    1. Предмет и задачи зоопсихологии

    2. Методы зоопсихологических исследований

    3. прикладное значение зоопсихологии

    4. Инстинкт и научение в свете эволюционной теории.

    5. Внешние факторы инстинктивного поведения

    6. Внутренние факторы инстинктивного поведения

    7. Структура инстинктивного поведения

    8. Общая характеристика процесса научения

    9. Навык и подражание.

    10. Общая характеристика игры у животных.

    11. Первые действия игрового типа. Манипуляционные игры.

    12. Игровое общение. Виды совместных игр. Сигнализация в игровом общении.

    13. Познавательная функция игровой активности. Игры высшего типа.

    14. Развитие психики в перинатальный период

    15. Эмбриогенез и развитие психического отражения

    16. Развитие психики в раннем постнатальном периоде

    17. Ранее постнатальное поведение

    18. Ранний опыт

    19. Развитие психики в игровом (ювенильном) периоде

    20. Антропогенез человека и приматов.

    21. Антропогенетически значимые черты в психике и поведении животных (на примере шимпанзе).

    22. Орудийная деятельность животных.

    23. Общая характеристика интеллектуального поведения животных

    24. Проблема происхождения трудовой деятельности.

    25. Предметная, предтрудовая деятельность млекопитающих.

    26. Орудие, функциональное значение орудия.

    27. Проблема зарождения общественного взаимодействия.

    28. Появление и развитие речи. Язык животных и язык человека.

    29. Элементарная сенсорная психика

    30. Перцептивная психика


Список рекомендуемой учебной литературы

Список основной учебной литературы:

  1. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения (обезьяна, примитив, ребенок). М., 1993.

  2. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М., 1930.

  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.

  4. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии. М., 1997.

  5. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976.



Список дополнительной учебной литературы для подготовки к контрольным работам.

  1. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.

  2. Бертон Р. Чувства животных. М., 1972.

  3. Вагнер В.А. Биологические основания сравнительной психологии. Т. 1, 2. СПб., М., 1910-1913.

  4. Вагнер В.А. Биопсихология и смежные науки. Петроград, 1923.

  5. Вагнер В.А. Возникновение и развитие психических способностей. Л., 1925.

  6. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.,1976.

  7. Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М., 1992.

  8. Дарвин Ч. Инстинкт. - Сочинения , т. 3. М., 1939.

  9. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных. - Сочинения, т. 5. М., 1953.

  10. Дембовский Я. Психология животных. М., 1959.

  11. Дембовский Я. Психология обезьян. М., 1963.

  12. Дьюсбери Д. Поведение животных. М., 1981.

  13. Захаров А.А. Внутривидовые отношения у муравьев. М., 1972.

  14. Зорина З.А. Элементарное мышление птиц и млекопитающих: экспериментальный подход. - В кн. Язык в океане языков. Новосибирск, 1993. С. 147-155.

  15. Зорина З.А. Введение в этологию и генетику поведения. М., 1982.

  16. Зорина З.А. Элементарное мышление птиц и млекопитающих: экспериментальный подход. - В кн. Язык в океане языков. Новосибирск, 1993. С. 147-155.

  17. Ичас М. О природе живого: механизмы и смысл. М., 1994.

  18. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. М., 1930.

  19. Крушинский Л.В. Формирование поведения животных в норме и патологии. М., 1960.

  20. Лавик-Гудолл Дж. В тени человека. М., 1974.

  21. Ладыгина-Котс Н.Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. М., 1935.

  22. Ладыгина-Котс Н.Н. Развитие психики в процессе эволюции организмов. М., 1959.

  23. Ладыгина-Котс Н.Н. Предпосылки человеческого мышления. М., 1965.

  24. Линден Ю. Обезьяны, человек, язык. М., 1981.

  25. Лопатина Н.Г. Сигнальная деятельность в семье медоносной пчелы. Л., 1971.

  26. Лоренц К. Кольцо царя Соломона. М., 1970.

  27. Лоренц К. Человек находит друга. М., 1971.

  28. Лоренц К. Год серого гуся. М., 1984.

  29. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло). М., 1994.

  30. Мазохин-Поршняков Г.А. Только ли инстинкт управляет поведением насекомых? - Природа, 1970, N 5.

  31. Мак-Фарленд Д. Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция. М., 1988.

  32. Мешкова Н.Н. Об онтогенезе игрового поведения у некоторых хищных и парнокопытных млекопитающих. - Зоологический журнал, т. 49 вып. 6, 1970.

  33. Мешкова Н.Н. Познавательная функция манипуляционной деятельности серой крысы. - Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1981. N 3.

  34. Мешкова Н.Н. Ориентировочно-исследовательская деятельность серой крысы. - В кн. Распространение и экология серой крысы и меры ограничения ее численности. М., 1985. С. 34-47.

  35. Мешкова Н.Н., Федорович Е.Ю. Постановка А.Н. Леонтьевым проблемы филогенеза образа мира и современные исследования в зоопсихологии. - Вестн. Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 1994. N 1. С. 3-7.

  36. Мешкова Н.Н., Шутова М.И. Особенности психической деятельности серой крысы. - В кн. Новые материалы по биологии серой крысы. М., 1990. С. 11-88.

  37. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

  38. Мухина В.С. О графической деятельности приматов в связи с генезисом эмоционального отношения к результату действий. - Вопросы психологии. 1964. N 4. С. 160-170.

  39. Нестурх М.Ф. Происхождение человека. М., 1958.

  40. Нестурх М.Ф. Приматология и антропогенез. М., 1960.

  41. Новоселова С.Л. Образование навыка использования палки у шимпанзе. - Вопросы антропологии. 1960. Вып. 2. С. 31-37.

  42. Новоселова С.Л. Исследование в области элементарного мышления шимпанзе. - В кн. Вопросы экспериментальной психиатрии. М., 1969.

  43. Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. М., 1978.

  44. Павлов И.П. Лекции о работе больших полушарий головного мозга. М.-Л., 1927.

  45. Понугаева А.Г. Импринтинг (запечатлевание). Л., 1973.

  46. Прайор К. Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей. М., 1995.

  47. Промптов А.Н. Очерки по проблеме биологической адаптации поведения воробьиных птиц. М.-Л., 1956.

  48. Протопопов В.П. Исследование высшей нервной деятельности в естественном эксперименте. Киев, 1950.

  49. Резникова Ж.И. Межвидовые отношения муравьев. Новосибирск, 1983.

  50. Рогинский Г.З. Навыки и зачатки интеллектуальных действий у антропоидов (шимпанзе). Л., 1948.

  51. Рогинский Я.Я. Психика человекообразных обезьян. Л., 1945.

  52. Рогинский Я.Я. Проблемы антропогенеза. М., 1969.

  53. Рулье К.Ф. Избранные биологические произведения. М., 1954.

  54. Северцов А.Н. Эволюция и психика. М., 1922.

  55. Сетон-Томпсон Э. Рассказы о животных. Минск, 1980.

  56. Скребицкий Г.А. Отношение чайки к гнезду, яйцам и птенцам. - В кн. Рефлексы, инстинкты и навыки. Психологические исследования, т. 2. М., 1936.

  57. Тинберген Н. Поведение животных. М., 1969.

  58. Тинберген Н. Мир серебристой чайки. М., 1974.

  59. Тинберген Н. Социальное поведение животных. М., 1993.

  60. Тих Н.А. Предыстория общества. Л., 1966.

  61. Тих Н.А. К вопросу о филогенезе человека. - Ученые записки ЛГУ, 1956.

  62. Тих Н.А. Ранний онтогенез поведения приматов. Сравнительно-психологическое исследование. Л., 1966.

  63. Толмен Э. Когнитивные карты у крыс и у человека. - В кн. Хрестоматия по истории психологии. М., 1980. С. 63-82.

  64. Тушмалова Н.А. Основные закономерности эволюции поведения беспозвоночных. - В кн. Физиология поведения. Нейробиологические закономерности. Л., 1987. С. 236-265.

  65. Фабр Ж.-А. Жизнь насекомых. М., 1963.

  66. Фабри К.Э. Хватательная функция руки приматов и факторы ее эволюционного развития. М., 1964.

  67. Фабри К.Э. О подражании у животных. - Вопросы психологии. 1974. N 2. С. 104-115.

  68. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1993 (или 1976).

  69. Фабри К.Э. Орудийные действия животных. М., 1980.

  70. Фабри К.Э. Научное наследие А.Н.Леонтьева и вопросы эволюции психики. - В кн. А.Н.Леонтьев и современная психология. М., 1983. С. 101-117.

  71. Фабри К.Э. Введение в общую и прикладную ихтиопсихологию. М., 1988.

  72. Фабри К.Э. Зоопсихология. - В кн. Тенденции развития психологической науки. М., 1989. С. 208-221.

  73. Филиппова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология. Программа курса для очных отделений. М., МНЭПУ, 1997.

  74. Фирсов Л.А. Память у антропоидов. Л., 1972.

  75. Фирсов Л.А. Поведение антропоидов в природных условиях. Л., 1977.

  76. Фосси Д. Гориллы в тумане. М., 1966.

  77. Фриш К. Пчелы, их зрение, обоняние, вкус и язык. М., 1955.

  78. Фриш К. Из жизни пчел. М., 1966.

  79. Хайнд Р. Поведение животных. М., 1975.

  80. Хаксли Д. Язык животных. М., 1968.

  81. Хейнрих Б. Ворон зимой. М., 1994.

  82. Шаллер Дж.Б. Год под знаком гориллы. М., 1968.

  83. Шовен Р. Поведение животных. М., 1972.

  84. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978.

  85. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1966.





Каталог: images -> data -> gallery
gallery -> Программадисциплин ы
gallery -> Программа дисциплины (модуля) Теория обучения иностранным языкам (Наименование дисциплины (модуля) Направление подготовки
gallery -> Учебно-методический комплекс дисциплины «региональная экономика»
gallery -> Программа дисциплины психодиагностика Направление подготовки (специальность) Клиническая психология Профиль подготовки
gallery -> Программадисциплин ы
gallery -> Учебно-методический комплекс дисциплины «интеграция детей с нарушениями в развитии»
gallery -> Рабочая учебная программа дисциплины «диагностика школьных трудностей»
gallery -> Рабочая учебная программа дисциплины «экспериментальная психология»
gallery -> Лекция по курсу «Психология» Москва 1994г. Внимание и воля


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница