МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
Современные средства оценивания результатов обучения
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям
050202.65 Информатика (ОПД.Ф.18)
050202.65 Информатика с доп.спец. Физика (ОПД.Ф.19)
050202.65 Информатика с доп.спец. Математика (ОПД.Ф.8)
050201.65 Математика с доп. специальностью Информатика (ОПД.Ф.8)
Утверждено на заседании кафедры
физики, информатики и ИТ
факультета физико-математического образования,
информатики и программирования
(протокол №11 от «24» апреля 2013 г.)
Зав. кафедрой физики, информатики и ИТ
___________________Н.Ю.Королева
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
-
Автор программы: Королева Н.Ю., к.п.н., доцент кафедры физики, информатики и ИТ
-
Рецензенты: Рыжова Н.И., д.п.н., профессор
Карпенко А.В., к.п.н., доцент, директор центра «Интернет-образования»
-
Пояснительная записка:
Цель дисциплины – познакомить студентов с современными средствами оценки результатов обучения, методологическими и теоретическими основами тестового контроля, порядком организации и проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ).
Задачи дисциплины:
-
Рассмотреть методы конструирования и использования гомогенных педагогических тестов; методы шкалирования и интерпретации полученных результатов; компьютерные технологии, используемые в тестировании;
-
Определить психологические и педагогические аспекты использования тестов для контроля знаний учащихся;
-
Развить умение составления и оценивания результатов тестовых заданий по своему предмету.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
-
историю и современное состояние системы тестирования в России и за рубежом;
-
традиционные и современные подходы к оценке учебных достижений;
-
особенности тестовых технологий, виды и типы тестов, формы предтестовых заданий;
-
различные методы оценивания результатов тестирования;
-
нормативные документы, регламентирующие проведение ЕГЭ,
-
структуру и содержание контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ по своему предмету;
-
процедуру проведения тестирования;
уметь:
-
давать экспертную оценку предтестовым заданиям, использовать на практике тесты разных видов;
-
проводить тестирование и анализировать полученные данные в рамках классической и современной теории создания тестов;
владеть:
-
методами разработки занятий по подготовке учащихся к ЕГЭ по своему предмету;
-
навыками работы с компьютерными пакетами программ по обработке результатов тестирования
Данная программа составлена с использованием материалов:
-
Трубина Л.А. и др. Примерная программа дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения». Рекомендуется Министерством образования РФ для пед. специальностей: Информатика, Технология и предпринимательство, Математика, Физика, Химия, Биология, География, История, Юриспруденция, Культурология, Русский язык и литература, Родной язык и литература, Иностранный язык, Безопасность жизнедеятельности. Программа одобрена на заседании президиума Совета Учебно-методического объединения по специальностям педагогического образования от 09 декабря 2003г., протокол № 8. URL: http://www.teacher-edu.ru/wmc/standarts/primer/1087894952
-
Воронин Ю.А., д.п.н., проф., (Воронежский государственный педагогический университет). Программа переподготовки по курсу «Современные средства оценивания результатов обучения»
-
Воронин Ю.А., Трубина Л.А., Васильева Е.В., Козлова О.В. Курс лекций «Современные средства оценивания результатов обучения»: Учебное пособие. – Воронеж: ВГПУ. – 2004. – 97 с.
-
Сабирова Ф.М. О новом учебном курсе «Современные средства оценивания результатов обучения».
URL: http://www.egpu.ru/lib/elib/data/content/128253533572968750/default.aspx
-
Извлечение из ГОС ВПО специальности 050202 Информатика
(ОПД.Ф.08) – 60 ч
Виды, формы и организация контроля качества обучения. Оценка, ее функции.
Развитие системы тестирования в России и за рубежом. Психолого-педагогические аспекты тестирования. Понятие теста. Виды тестов. Формы тестовых заданий. Компьютерное тестирование и обработка результатов. Интерпретация результатов тестирования. Другие средства оценивания (рейтинг, мониторинг); накопительная оценка («портфолио»). Единый государственный экзамен, его содержание и организационно-технологическое обеспечение. Контрольно-измерительные материалы.
-
Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):
|
Шифр и наименование специальности
|
Курс
|
Се-местр
|
Виды учебной работы в часах
|
Вид итогового контроля
|
Трудоем
кость
|
Всего ауд.
|
ЛК
|
ПР/ СЕМ
|
ЛБ
|
Сам. Раб.
|
1
|
050202
Информатика
|
5
|
9
|
60
|
36
|
8
|
8
|
20
|
24
|
Экзамен
|
2
|
050201.00
Матем., Информ.
|
5
|
9
|
60
|
36
|
8
|
8
|
20
|
24
|
Экзамен
|
3
|
050202 Информ., Физика
|
5
|
9
|
60
|
36
|
8
|
8
|
20
|
24
|
Зачет
|
4
|
050202 Информ., Математика
|
5
|
9
|
60
|
36
|
8
|
8
|
20
|
24
|
Зачет
|
-
Содержание дисциплины:
-
Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).
Примерное распределение учебного времени:
№
п/п
|
Наименование раздела
|
Информатика/ Информ., Физика/ Информ., Математика
|
Матем., Информ.
|
Всего
ауд.
|
ЛК
|
ПР/
СМ
|
ЛБ
|
Сам.
раб.
|
1
|
Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и новые средства оценки результатов обучения
|
2
|
1
|
|
|
4
|
2
|
История развития системы тестирования в России и за рубежом
|
2
|
1
|
|
|
4
|
3
|
Психолого- педагогические аспекты тестирования.
|
2
|
1
|
|
|
4
|
4
|
Педагогические тесты. Термины и определения.
|
2
|
1
|
|
|
4
|
5
|
Виды тестов и формы тестовых заданий.
|
5
|
1
|
2
|
4
|
4
|
6
|
Контрольно-измерительные материалы (КИМы) и интерпретация результатов тестирования.
|
8
|
1
|
2
|
6
|
4
|
7
|
ЕГЭ и качество образования. Организационно-технологическое обеспечение ЕГЭ.
|
6
|
1
|
2
|
4
|
4
|
8
|
Содержание и структура тестовых заданий по конкретному предмету.
|
8
|
1
|
2
|
6
|
4
|
|
Всего
|
36
|
8
|
8
|
20
|
24
|
1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
1. Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Показатели качества образования. Оценка эффективности и качества образования. Мониторинг качества образования.
Традиционные и новые средства оценки результатов обучения. Виды контроля (входной, текущий и итоговый). Формы и организация контроля. Оценка, ее функции. Связь оценки и самооценки.
2. История развития системы тестирования в России и за рубежом. Возникновение тестирования. Ф. Гальтон – родоначальник тестового движения. Тесты Дж. Кеттела, А. Бине, Т. Симона, Дж. Фамера. Деление тестов на педагогические и психологические. Первые педагогические тесты Э. Торндайка. Современное развитие тестологии в Европе, Японии, Канаде, США. Современная теория тестов (IRT). История её создания.
Развитие тестирования в России. Начало развития тестирования в рамках педологии. Период игнорирования тестов. Использование тестов в 70-е годы ХХ в. Современные центры тестирования.
3. Психолого-педагогические аспекты тестирования. Роль психологической подготовки к тестированию. Социально-этические аспекты тестирования. Место педагогических и психологических измерений в образовании. Таксономия образовательных целей и результаты образования. Подходы к структурированию учебных достижений. Педагогическое и психологическое тестирование. Изучение динамики психического и личностного развития в образовательном процессе. Использование педагогических и психологических тестов в учебном процессе.
4. Педагогические тесты. Термины и определения. Педагогический контроль, предмет и объект контроля. Принципы педагогического контроля.
Понятийный аппарат тестологии. Понятие теста. Предтестовое задание. Классическая теория тестов и теория моделирования и параметризации педагогических тестов. Понятие трудности тестов. Дискриминационная способность заданий. Валидность, надёжность теста. Гомогенность и гетерогенность. Тестовая искушённость, генерализация. Компьютерное тестирование. Адаптированное компьютерное тестирование.
5. Виды тестов и формы тестовых заданий. Классификация тестов по разным основаниям. Зависимость видов и форм тестов от специфики учебной дисциплины. Основные виды педагогических тестов: критериально-ориентированный (КОПТ) и нормативно-ориентированный (НОПТ), их сопоставление. Тематические тесты, рубежные, итоговая аттестация. Диагностическое тестирование.
Тестовые задания открытой и закрытой формы. Требования к заданиям в тестовой форме. Определение целей тестирования Эмпирическая проверка и статистическая обработка результатов. Структура тестового задания. Принципы отбора содержания. Критерии оценки содержания теста. Экспертиза качества содержания. Принципы отбора ответов. Соотношение формы задания и вида проверяемых знаний, умений, навыков.
6. Контрольно-измерительные материалы (КИМы) и интерпретация результатов тестирования. Педагогические измерения. Шкалирование результатов тестирования. Статистические характеристики теста. Стандартизация теста. Вариативность тестов. Создание параллельных вариантов. Фасет. Пакеты прикладных программ обработки и конструирования тестов
7. ЕГЭ и качество образования. организационно-технологическое обеспечение ЕГЭ. ЕГЭ как одно из средств повышения качества общего и педагогического образования. Задачи ЕГЭ: расширение доступности высшего образования, снижение психологической нагрузки на выпускников общеобразовательных учреждений, объективизация и унификация требований к общеобразовательной подготовке поступающих в вузы.
Преимущества ЕГЭ перед другими формами контроля – достоверность, объективность, надёжность полученных результатов.
Организационные основы ЕГЭ. Требования к пунктам проведения. Получение и использование экзаменационных материалов. Процедура и правила проведения. Инструкция по проведению ЕГЭ. Инструкция для учащихся. Порядок проверки ответов на задания различных видов. Работа конфликтной комиссии по рассмотрению апелляций. Информационная безопасность при организации и проведении ЕГЭ. Структура КИМов ЕГЭ: задания типа А, В, С.
8. Содержание и структура тестовых заданий по конкретному предмету. Выявление типовых тестовых заданий ЕГЭ по конкретному предмету. Обобщенные способы выполнения типовых тестовых заданий. Разработка занятий по подготовке к ЕГЭ по конкретному предмету.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.
№ п/п
|
Наименование раздела дисциплины
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Форма самостоятельной работы
|
Форма контроля выполнения самостоятельной работы
|
1
|
Понятие о качестве образования.
Оценка как элемент управления качеством.
|
Традиционные средства оценки результатов обучения
Связь оценки и самооценки.
|
2
|
вопросы для самостоятельного
изучения
|
экзамен
|
2
|
История развития системы тестирования в России и за рубежом
|
Современное развитие тестологии в Европе, Японии, Канаде, США
|
2
|
вопросы для самостоятельного
изучения
|
экзамен
|
3
|
Психолого- педагогические аспекты тестирования.
|
Изучение динамики психического и личностного развития в образовательном процессе. Использование педагогических, психологических тестов в учебном процессе.
|
2
|
вопросы для самостоятельного
изучения
|
экзамен
|
4
|
Педагогические тесты.
|
Термины и определения.
|
4
|
составление терминологического словаря
|
проверка на практическом занятии
|
5
|
Виды тестов и формы тестовых заданий.
|
Тестовые задания открытой и закрытой формы. Требования к заданиям в тестовой форме.
|
4
|
|
Проверка на практическом занятии
|
6
|
Контрольно-измерительные материалы (КИМы) и интерпретация результатов тестирования.
|
Пакеты прикладных программ обработки и конструирования тестов
|
4
|
Самостоятельное знакомство со свободно распространяемыми тестовыми оболочками
|
Выступление с сообщением на практическом занятии
|
7
|
ЕГЭ и качество образования. Организационно-технологическое обеспечение ЕГЭ.
|
Структура КИМов ЕГЭ: задания типа А, В, С.
|
2
|
Анализ, решение тестовых заданий предыдущих лет
|
Проверка решений на занятии
|
8
|
Содержание и структура тестовых заданий по конкретному предмету.
|
Разработка занятий по подготовке к ЕГЭ по конкретному предмету.
|
4
|
Разработка тестовых заданий по темам школьной дисциплины, как компонентов тестовой базы
по предмету
|
Проверка решений на занятии
|
|
|
всего
|
24
|
|
|
-
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
-
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Практические занятия:
-
Виды тестовых заданий. Спецификация теста.
-
Экспертиза. Разработка бланка теста. Работа с матрицей результатов тестирования.
-
Организационно-техническое обеспечение ЕГЭ.
-
Понятие и сущность адаптивного тестирования.
Лабораторные работы:
-
Технологические карты (темы, урока) как средство управления учебным процессом.
-
Разработка балльно-рейтинговой ситемы оценивания результатов обучения.
-
Портфорлио как альтернативное средство оценивания результатов обучения.
-
Характеристики тестовых заданий.
-
Показатели качества теста (4 ч)
-
Обработка результатов тестирования методами теории тестов IRT (4 ч).
-
Знакомство с различными программными средствами компьютерного тестирования
-
Программное средство АСТ (Создание теста).
-
Программное средство АСТ (Администрирование).
-
Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
-
Рекомендуемая литература:
Основная:
-
Борытко Н. М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Борытко Н. М. ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд, стер. - М. : Академия, 2008. - 288 с. - (Профессионализм педагога). - ISBN 978-5-7695-4982-3 [Гриф] : 270-56.
-
Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Звонников В. И., Челышкова М. Б. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 224 с. : ил., табл. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-6196-2 [Гриф] : 208-12.
-
Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по информатике : [сб.] / авт.-сост. А. А. Кузнецов, Л. Е. Самовольнова, Н. Д. Угринович ; М-во образования РФ. - М. : Дрофа, 2001. - 64 с. - ISBN 5-7107-4228-7 [Гриф МО] : 10-00 : 5-00.
-
Щуркова Н. Е. Педагогическая технология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 050711 - соц. педагогика, 050701 - педагогика / Щуркова Н. Е. - Изд. 2-е., доп. - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 256 с. - ISBN 5-93134-263-Х[Гриф УМО] : 43-20.
-
Хуторской А. В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Хуторской А. В. - М. : Академия, 2008. - 256 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-4672-3 : 210-54 ; 221-07.
-
Шамова Т. И. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 - Педагогика и психология, 033400 - Педагогика / Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. - Изд. 2-е., стер. - М. : Академия, 2005. - 384 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-2161-9[Гриф МО] : 98-01.
-
Шамова Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Шамова Т. И., Давыденко Т. М. - М. : Центр"Пед.поиск", 2001. - 384 с. - (Библиотека администрации школы). - ISBN 5-901030-51-6 : 35-00 ; 52-00.
-
Шамова Т. И. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода : учеб.-метод. пособие / Шамова Т. И., Подчалимова Г. Н., Худин А. Н., Ильина И. В., Белова С. Н. - М. : Центр "Педагогический поиск", 2006. - 160 с. : табл. - ISBN 5-901030-79-6 [Гриф] : 80-00.
-
Тесты. Сборник. 11 класс. Варианты и ответы гос. тестирования : пособие для подготовки к тестированию / Центр тестирования выпускников общеобразоват. учреждений РФ. - М. : Прометей, 1998. - 255 с. : ил. - ISBN 5-7042-0911-4 : 35-00.
-
Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования : как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования / Майоров А. Н. - М. : Народное образование, 2000. - 352 с. - (Профессиональная библиотека учителя). - ISBN 5-87953-147-3 : 30-00.
-
Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ 2011 : типовые задачи / под ред. Н. В. Макаровой. - СПб. [и др.] : Питер, 2011. - 458 с. : ил. - (Учебно-методический комплект для средней школы). - ISBN 978-5-49807-946-2 : 229-60.
Место хранения: Абонемент ФФМОИиП (Библиотека, Егорова-16, к.209); Читальный зал (Егорова-15).
-
Королева Н. Ю.Современные средства оценивания результатов обучения: введение в проблему, задания и тесты : учебно-методическое пособие / Королева Н. Ю., Рыжова Н. И. ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2012. - 114 с. : ил. - ISBN нет : 58-27.
Место хранения: Абонемент (Библиотека, Егорова-15); Абонемент (Библиотека, Егорова-16); Абонемент ФФМОИиП (Библиотека, Егорова-16, к.209); Читальный зал (Егорова-15).
Дополнительная:
-
Воронин Ю.А., Трубина Л.А., Васильева Е.В., Козлова О.В. Курс лекций «Современные средства оценивания результатов обучения»: Учебное пособие. – Воронеж: ВГПУ. - 2004. – 97 с.
-
ЕГЭ. Сборник нормативных документов. М., 2002.
-
Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М., 2002.
-
Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М., 2000.
-
Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М., 2002.
-
Шамова Т. И. Инновации оценивания в школе второй и третьей ступени / Шамова Т. И., Ильина И. В., Белова С. B. // Завуч. - 2006. - №8. - С. 132 - 135.
-
Шамова Т. И. Как избавить учителей от боязни контроля? / Шамова Т., Карпухина Л. // Народное образование. - 2007. - №4. - С. 100 - 109.
-
Долинер Л. И. Компьютерные тесты успеваемости как средство оптимизации учебного процесса / Долинер Л. И. // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование . - 2004. - №1. - С.35 - 72.
-
Непомнящая С. Компьютерное тестирование : плюсы и минусы / Непомнящая С., Хохлова Т., Абалихина Е. // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2006. - №6. - С. 9 - 14.
-
Кадневский В. Педагогическое тестирование : чему нас учит зарубежный и отечественный опыт / Кадневский В. // Народное образование . - 2006. - №7. - С. 131 - 136.
-
Самылкина Н.Н. Построение тестовых заданий по информатике: Методическое пособие / Н.Н. Самылкина, – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 176 с.
-
Кузнецов А.А. Информатика. Тестовые задания. / А.А. Кузнецов, В.И. Пугач, Т.В. Добудько, Н.В. Матвеева. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 232 с.
-
Чернявская, А.П., Гречин, Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст] : учебно-методическое пособие. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ. – 2008. – 98 с.
-
Электронные библиотечные ресурсы:
-
Шеремет А. Н. , Можаров М. С. Интернет-технологии для будущих учителей информатики. Учебное пособие. Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2006. - 116 с. URL: http://biblioclub.ru/88705_Internet_tekhnologii_dlya_buduschikh_uchitelei_informatiki_Uchebnoe_posobie.html
-
Диков А. В. Интернет и Веб 2.0 . Учебное пособие2-е изд. - М.: Директ-Медиа, 2012. - 62 с. URL: http://biblioclub.ru/96970_Internet_i_Veb_2_0_Uchebnoe_posobie.html
-
Бойченко Г. Н. Интернет в профессиональной деятельности педагога. Учебное пособие
Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2008. - 106 с. URL: http://biblioclub.ru/88672_Internet_v_professionalnoi_deyatelnosti_pedagoga_Uchebnoe_posobie.html
-
Коровина Ю. В. , Можаров М. С. Функциональное моделирование в образовании. Учебно-методическое пособие.Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2010. - 85 с. http://biblioclub.ru/88676_Funktsionalnoe_modelirovanie_v_obrazovanii_Uchebno_metodicheskoe_posobie.html
-
Могилев А., Листрова Л.Средства информатизации. Телекоммуникационные технологии. СПб. : БХВ-Петербург, 2010, 256 с. URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=18561
-
Панкратова Л., Челак Е.Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты СПб. : БХВ-Петербург, 2010, 448 с. URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=18498
-
Сидорова Е. Используем сервисы Google: электронный кабинет преподавателя. СПб. : БХВ-Петербург, 2010, 288 с. URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=18488
-
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Компьютерные классы физико-математического факультета МГПУ; электронный проектор с большим экраном, интерактивная доска.
Программные средства для обеспечения освоения дисциплины, в частности:
-
программные средства, входящие в состав офисного пакета;
-
электронные таблицы;
-
математические пакеты;
-
системы управления базами данных;
-
информационно-поисковые системы различного назначения;
-
программы для создания презентаций и слайдов;
-
средства компьютерных телекоммуникаций: Internet, WWW, e-mail;
-
программы работы с интерактивной доской;
-
программы мониторинга достижений учащихся (тестовые оболочки) и т.п.
Авторский учебный курс «Современные средства оценивания результатов обучения», режим доступа: http://www.mshu.edu.ru/lms/course/category.php?id=29
-
Примерные зачетные тестовые задания – расположены в СУО ФФМОИиП.
-
Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену)
-
Понятие «качество образования». Оценка как элемент управления качеством.
-
Традиционные и новые средства оценки результатов обучения: достоинства и недостатки.
-
Оценка качества российского образования отечественными и зарубежными экспертами.
-
История возникновения тестирования в России. Причины запрета применения тестов в России в 20-30-ые годы ХХ века.
-
Современные центры тестирования.
-
Функции контроля в современном учебном процессе.
-
Традиционные формы контроля: достоинства и недостатки.
-
Современные средства контроля, их преимущества перед традиционными.
-
Психологические и педагогические измерения в современном образовании.
-
Цели и задачи педагогического и психологического тестирования: их сходство и различие.
-
Таксономия образовательных целей (по Глумму).
-
Основные подходы к структуре учебных достижений.
-
Основные понятия тестологии: тест, предтестовое задание, валидность теста, надежность теста.
-
Виды тестов. Основные положения классической теории тестов.
-
Теория моделирования и параметризации педагогических тестов.
-
Понятие «трудность теста».
-
Определение дискриминационной способности задания.
-
Виды педагогического контроля (текущий, тематический, рубежный, итоговый контроль).
-
Классификация тестов по разным основаниям.
-
Понятие гомогенных и гетерогенных тестов.
-
Компьютерное тестирование, адаптивное компьютерное тестирование.
-
Критериально-ориентированные и нормативно-ориентированные тесты.
-
Основные виды заданий в тестовой форме.
-
Определение цели тестов.Структура тестового задания.
-
Принципы отбора содержания тестового задания.
-
Экспертиза качества содержания теста.
-
Основные подходы к качеству знаний.
-
Мониторинг как средство оценки результатов обучения.
-
Основные свойства мониторинга качества образования.
-
Виды мониторинга, методы педагогического мониторинга.
-
Погрешности при педагогических измерениях, их определение и оценка.
-
Основные модели педагогических измерений.
-
Виды оценочных шкал. Пакеты прикладных программ по обработке или конструированию тестов.
-
Достоинства и недостатки «портфолио» как средства оценки результатов обучения.
-
Задачи ЕГЭ, преимущества.
-
Нормативные документы, регулирующие проведение ЕГЭ. Организация проведения ЕГЭ.
-
Структура заданий ЕГЭ.
-
Порядок создания контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ.
-
Порядок проверки тестовых заданий ЕГЭ.
-
Требования к пунктам проведения ЕГЭ.
-
Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии).
-
Примерная тематика рефератов.
-
История развития тестирования в России.
-
Основные подходы к оценке качества подготовки и способы их реализации.
-
Система оценивания и контроль качества образования в образовательных учреждениях разного типа и уровня.
-
Современные тенденции в оценивании школьных достижений.
-
Виды контроля в учебном процессе.
-
Функции оценки в современном учебном процессе.
-
Проблема выбора способа оценивания для различных профилей обучения.
-
Критерии отбора содержания для составления тестовых заданий.
-
Понятие «портфолио» в современном образовательном процессе.
-
Единый государственный экзамен: концепция, реализация, проблемы.
-
Примерная тематика курсовых работ – не предусмотрены.
-
Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ – не предусмотрены.
-
Методика(и) исследования (если есть) - нет.
-
Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине – расположена в СУО.
РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
В соответствии с задачами подготовки студентов педагогических вузов в программе по курсу «Современные средства оценки результатов обучения» раскрываются задачи, содержание и методы тестирования по профилю специальности, связи с другими науками.
Программа курса «Современные средства оценки результатов обучения» реализуется в процессе чтения лекций, проведения лабораторных занятий, организации самостоятельной работы студентов, групповых, индивидуальных консультаций, собеседований в связи с подготовкой к зачету, написанием рефератов и контрольных работ, докладов для научно-методических студенческих конференций, проведением педпрактики. В программе отражены современные научные и методические исследования по данной проблеме. Рассмотрение программного материала предваряется определением его основной направленности, значения и актуальности. В программе раскрывается исторический аспект развития средств оценки, фиксируется внимание на новейших поисках и перспективах развития различных методик оценивания результатов обучения и контроля качества образования.
Учебная работа студентов в рамках данного курса предусматривает лабораторные занятия в компьютерном классе, в ходе которых под руководством преподавателя осуществляется знакомство с пакетами прикладных программ в соответствии с предложенной тематикой. При этом в ходе самостоятельной индивидуальной работы студент должен пройти аттестационные компьютерные тесты централизованного тестирования. Завершающим этапом практической работы является составление тестовых заданий по профилю специальности, их апробация и статистическая обработка. В содержании программы представлены основные типы задач на составление тестовых заданий, приведены конкретные примеры практических заданий, иллюстрирующие уровень возможной сложности тестовых заданий. Разработка заданий определенного типа осуществляется преподавателем с учетом имеющейся в распоряжении вуза материальной базы, учебно-методической литературы.
РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.
Тема 1. Понятие о качестве образования. оценка результатов обучения как элемент управления качеством. Традиционные и новые средства оценивания результатов обучения
Тема 2. Мониторинг, рейтинговая система оценивания и портфолио обучающихся.
Тема 3. История развития системы тестирования за рубежом и в России
Тема 4. Педагогические тесты. Термины и определения. Классификация педагогических тестов.
Тема 5. Типы, формы и виды тестовых заданий
Тема 6. Основные этапы разработки педагогического теста
Тема 7. Проведение пробного тестирования. показатели качества тестов
Тема 8. Современная теория конструирования тестов
Тема 9. Стандартизация теста и интерпретация результатов тестирования. ЕГЭ и качество образования
РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий).
Батарея тестов – серия специально подобранных для диагностики тестов, каждый из которых является самостоятельной методикой со своими диагностическими характеристиками и возможностями. Б.Т. объединяет общая система оценивания результатов.
Валидность теста – адекватность и действенность теста – важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, насколько тест отражает то, что он должен оценивать.
Вариация – колеблемость признака, изменчивость величины признака у единиц, входящих в состав совокупности.
Ведущая идея педагогического теста – минимальным числом заданий, за короткое время, быстро, качественно и с наименьшими затратами сравнить знания и умения как можно большего числа испытуемых.
Выборочная совокупность (выборка) – часть объектов, которая попала на проверку, исследование и т.п. число элементов в выборке называется объемами. Вся подлежащая изучению совокупность объектов называется генеральной совокупностью.
Гетерогенный тест – система заданий возрастающей трудности, специфической формы и определенного содержания; система, создаваемая с целью объективного, качественного и эффективного оценивания структуры и измерения уровня подготовленности испытуемых по нескольким учебным дисциплинам и (или) свойствам личности.
Гомогенный тест – система заданий возрастающей трудности, специфической формы и определенного содержания; система, создаваемая с целью объективного, качественного и эффективного оценивания структуры и измерения уровня подготовленности испытуемых по одной дисциплине.
Дискриминативность – один из критериев качества тестовых заданий, способность задания разделять испытуемых в соответствии с успешностью их деятельности.
Диагностика ошибок по результатам обучения (учебной деятельности) – констатация причин ошибочных действий обучаемого и предъявление на экране компьютера соответствующих комментариев.
Доля – относительная численность единиц совокупности, обладающих данным значением признака.
Здоровьесберегающие технологии в условиях информатизации образования – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды, реализованной на базе средств ИКТ, и условия жизни учащегося, воздействующие на здоровье.
Индикатор – основной источник информации о состоянии управляемого объекта; характеристика изучаемого объекта, доступная наблюдению и измерению.
Измерение – количественное сопоставление изучаемого свойства с некоторым эталоном, принимаемым за единицу измерения.
ИКТ-компетенция учителя – неразрывно связанные между собой как в содержательном, так и в деятельностном аспектах, научно-педагогические области:
• преподавание учебного предмета с использованием средств ИКТ;
• осуществление информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса в условиях использования потенциала распределенного информационного ресурса локальных и глобальной компьютерных сетей;
• экспертная оценка психолого-педагогической, содержательно-методической значимости электронных изданий образовательного назначения, электронных средств учебного назначения и учебно-методических комплексов, в состав которых они включены;
• предотвращение возможных негативных последствий использования средств ИКТ в образовательном процессе;
• автоматизация информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением на базе средств ИКТ, в которых учитель должен быть хорошо осведомлен.
Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует следующие процессы: совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества глобальной, массовой коммуникации; создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной информационной деятельности; совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей; создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых .
Информационная технология (ИТ) – практическая часть научной области информатики, представляющая собой совокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых, результатов. Информационная технология, реализация которой осуществляется с помощью средств микропроцессорной, вычислительной («компьютерной») техники отличается следующими характерными особенностями:
• реализация возможностей современных программных, программно-аппаратных и технических средств и устройств, функционирующих на базе микропроцессорной и вычислительной техники, средств и систем передачи, транслирования информационных ресурсов, информационного обмена;
• использование специальных формализмов (логико-лингвистических моделей) для представления декларативных и процедурных знаний в электронной форме; при этом логико-лингвистическое моделирование резко расширяет возможности решения задач для трудно или совсем неформализуемых областей знаний и сфер деятельности;
• обеспечение прямого (без посредников) доступа к диалоговому режиму при использовании профессиональных языков программирования и средств искусственного интеллекта;
• обеспечение простоты процесса взаимодействия пользователя с компьютером, исключение необходимости регулятивного сопровождения.
Информационно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса учебного заведения – обеспечение образовательного процесса необходимыми научно-педагогическими, учебно-методическими, информационно-справочными, инструктивно-организационными, нормативно-методическими, техническими и другими материалами, которые используются в учебно-воспитательном процессе конкретного учебного заведения.
Индекс – инструмент сравнения и измерения, получаемый из комбинации индикаторов.
Интегративный тест – система заданий, отвечающих требованиям тестовой формы, возрастающей трудности, нацеленных на общую диагностику подготовленности выпускников учебных заведений.
Интервал – значения варьирующего признака, лежащее в определенных границах. Величина интервала - есть разность между верхней и нижней границами интервала.
Качество образования (1) степень удовлетворения потребностей личности и общества, соответствия запросам личности, обществу; (2) соответствие результата целям образования, спрогнозированным на зону потенциального развития личности.
Контролирующие задания – применяются с целью диагностики уровня и структуры подготовленности обучаемых.
Краткость заданий – качество, которое вытекает из преимуществ логической формы высказывания.
Корреляция – термин, происходящий от английского correlation – соотношение, соответствие (взаимосвязь, взаимозависимость) между факторами и признаками, осуществляющаяся при массовом наблюдении изменения средней величины одного из факторов в зависимости от значения другого.
Кейс-технология – вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателя-тьютора традиционным или дистанционным способом.
Компьютерная зависимость (патологический гемблинг) – психологическая зависимость от виртуальной среды, реализованной на базе средств ИКТ.
Логическая форма высказывания – универсальная форма четкого выражения мысли человеком, способным проявить знания, умения по изученной учебной дисциплине.
Надежность теста (статистический смысл) – постоянство, устойчивость результатов, получаемых с помощью теста. Н.т. определяется путем сопоставления полученных данных.
Надежность измерения – воспроизводимость результатов измерения, повторяемого при идентичных условиях. Количественная оценка Н.и. осуществляется при помощи корреляции результатов повторных измерений.
Нормативно-правовое обеспечение образовательной и учебной деятельности на основе информационных технологий – нормативно-правовое обеспечение функционирования информационных сетей, прав на интеллектуальную собственность и регуляция имущественных правоотношений в области использования цифровых учебных ресурсов в системе образования.
Обучение индуктивное – процесс обучения путем наблюдения, рассмотрения, исследования примеров, выделения существенных признаков и обобщения для формирования новых представлений, обобщений, концепций.
умозаключений (или) практико-ориентированных действий.
Обучающие задания – задания, которые применяют испытуемые, для активизации учения, усвоения учебного материала, саморазвития, а также применяют преподаватели при обучении учащихся и студентов.
Ответ на задание – представляет собой краткое суждение, связанное по содержанию и форме с содержанием задания.
Отметка – численный аналог оценочного суждения.
Оценка – оценочное суждение того или иного свойства, признака (хорошо, плохо, отлично и т.д.).
Оценивание – любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой уровня образовательных достижений учащегося.
Параллельные тесты – такие тесты, когда истинные компоненты одного теста равняются истинным компонентам другого в каждой выборке испытуемых, отвечающих на оба теста.
Педагогический тест – своеобразный измерительный инструмент определенной разрешающей способности и точности.
Педагогическое (учебное) задание – средство интеллектуального развития и обучения, способствующее активизации учения, повышению качества знаний обучаемых, а также повышению эффективности педагогического труда.
Педагогическая ИТ – системный метод интеграции идеальных и материальных средств, используемых в педагогической деятельности для хранения, обработки, передачи, распространения информации и преобразования способов ее представления в соответствии с закономерностями функционирования и развития информационно-образовательного пространства.
Педагогическое моделирование – разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.
Педагогическое проектирование - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.
Педагогическое конструирование – дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений, адаптивных технологий обучения.
Портфолио – (1) рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся; (2) целенаправленная коллекция работ учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более образовательных областях.
Правильная форма заданий – организованное, упорядоченное содержание теста.
Правильность расположения элементов задания – требование, помогающее испытуемым не тратить время на определение места для ответов и быстрее зафиксировать свое решение.
Псевдотестовые задания – нарушение принципа статистической независимости тестовых заданий, когда для испытуемых правильный ответ на одно задание зависит от правильного на другое.
Спецификация – документ, содержащий основные сведения о тесте.
Стандартизация теста – комплекс процедур и мероприятий, позволяющий создать для всех испытуемых равные условия.
Система тестового педагогического контроля знаний, умений и навыков – совокупность педагогических, методических, технических, организационных и кадровых ресурсов, задействованных в педагогическом тестовом контроле.
Стандартизация в области применения ИКТ в процессе изучения общеобразовательных предметов – установление в рамках организаций сферы общего среднего образования единых норм и требований, предъявляемых:
- к предоставлению (обеспечению) возможностей использования определенных видов средств ИКТ, используемых в процессе изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета (предметной области);
- к сформированности представлений, знаний, умений, навыков осуществления учебной деятельности с использованием средств ИКТ в процессе освоения содержательных линий изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета (предметной области).
Субтест – группа тестовых заданий, предназначенных для выявления одного из элементов структуры знаний, умений, навыков значимого психического качества.
Тематические задания – совокупность заданий любой формы, созданных для контроля знаний и умений по одной изученной теме.
Тестология – прикладное направление научной педагогики; оно призвано заниматься вопросами разработки тестов для объективного контроля знаний, умений, навыков и представлений.
Тестирование – измерение или формализованное оценивание на основе тестов, завершающееся количественной оценкой, опирающейся на статистически обоснованные шкалы и нормы.
Тестовое задание – минимальная составляющая единица теста, которая состоит из условия (вопроса) и, в зависимости от типа задания, может содержать, или не содержать набор ответов для выбора.
Технологическая матрица – форма представления содержания образования для конструирования педагогических (дидактических) тестов.
Трудность задания – характеристика тестового задания, выражающаяся процентом качества испытуемых репрезентативной выборки, верно выполняющих это задание.
Эквивалентные тесты – тесты, которые соответствуют всем требованиям параллельных тестов, за исключением одного специфического признака эквивалентности: истинные компоненты тестов не равны и отличаются на одну и ту же постоянную величину.
Электронное тестирование – компонент образовательного электронного издания, функционирующего на базе средств ИКТ, являющийся аналогом традиционного тестирования. В случае электронного тестирования осуществляется предъявление теста, фиксация результата, реализуются те или иные связанные с этим алгоритмы (например, возможность или невозможность возврата к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничение времени, отведенного на один тест и т.п.).
Электронные тесты – тесты, хранимые, обрабатываемые и предъявляемые тестируемому с помощью компьютерной и телекоммуникационной техники. Компьютерными не являются тесты, подразумевающие заполнение тестируемыми «бумажных» бланков и их последующую компьютерную обработку.
Эталон ответа – образец ответа на вопрос, предназначенный для сравнения с ответом обучаемого.
Словарь составлен на основе следующих источников:
-
Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2006. – 88 с.
-
Информология, информатика и образование: Справочное пособие / Под общ.ред В.А,Извозчикова и И.В.Симоновой. – Спб.: КАРО, 2004. – 304 с.
-
Леонов А. П. Толковый словарь современной информационно-правовой лексики, 2002 (http://morepc.ru/informatisation/leonov.html?print#infolegislation)
РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций
-
Составьте задания в тестовой форме с выбором одного правильного ответа (в соответствии с профилем специальности).
-
Составьте задания в тестовой форме с выбором нескольких правильных ответов (в соответствии с профилем специальности).
-
Составьте тестовые задания в тестовой форме открытой формы (в соответствии с профилем специальности).
-
Составьте задания в тестовой форме на установление правильной последовательности.
-
Интерпретируйте результаты выполненных тестовых заданий.
-
Составьте «портфолио» по дисциплине «Современные средства оценки результатов обучения».
-
Проведите мониторинг успеваемости в своей группе по изучаемой дисциплине.
РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.
Характер изменений в программе
|
Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение
|
Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение
|
Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение
|
Добавлена специальность 050202.65
|
Протокол №2 от 04.10.2012
|
Н.Ю.Королева
|
В.В.Азарова
|
Обновлено содержание дисциплины
|
Протокол №11 от 24.04.13
|
Королева Н.Ю.
|
Азарова В.В.
|
РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:
Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя
|
Учебный год
|
Факультет
|
Специальность.
|
Безух Н.Н., к.г.н., доцент
|
2009/10
|
ФМФ
|
Информатика
|
Королева Н.Ю., к.п.н., доцент Шуньгина И.В., ассистент
|
2010/2011
|
ФМФ
|
ИНФ, ФИ, МИ
|
Королева Н.Ю., к.п.н.. доцент
|
2012/2013
|
ФФМОИиП
|
Информатика Математика,
Информатика, Физика
|
|
|
|
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |