Учебно-методический комплекс дисциплины современные средства оценивания результатов обучения



Дата11.02.2016
Размер226 Kb.
#499
ТипУчебно-методический комплекс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»


(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ

Современные средства оценивания результатов обучения


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям
050202.65 Информатика (ОПД.Ф.18)

050202.65 Информатика с доп.спец. Физика (ОПД.Ф.19)

050202.65 Информатика с доп.спец. Математика (ОПД.Ф.8)

050201.65 Математика с доп. специальностью Информатика (ОПД.Ф.8)


Утверждено на заседании кафедры

физики, информатики и ИТ

факультета физико-математического образования,
информатики и программирования

(протокол №11 от «24» апреля 2013 г.)


Зав. кафедрой физики, информатики и ИТ
___________________Н.Ю.Королева


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины

    1. Автор программы: Королева Н.Ю., к.п.н., доцент кафедры физики, информатики и ИТ

    2. Рецензенты: Рыжова Н.И., д.п.н., профессор

Карпенко А.В., к.п.н., доцент, директор центра «Интернет-образования»

    1. Пояснительная записка:

Цель дисциплины – познакомить студентов с современными средствами оценки результатов обучения, методологическими и теоретическими основами тестового контроля, порядком организации и проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Задачи дисциплины:

  1. Рассмотреть методы конструирования и использования гомогенных педагогических тестов; методы шкалирования и интерпретации полученных результатов; компьютерные технологии, используемые в тестировании;

  2. Определить психологические и педагогические аспекты использования тестов для контроля знаний учащихся;

  3. Развить умение составления и оценивания результатов тестовых заданий по своему предмету.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины 

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:



  • историю и современное состояние системы тестирования в России и за рубежом;

  • традиционные и современные подходы к оценке учебных достижений;

  • особенности тестовых технологий, виды и типы тестов, формы предтестовых заданий;

  • различные методы оценивания результатов тестирования;

  • нормативные документы, регламентирующие проведение ЕГЭ,

  • структуру и содержание контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ по своему предмету;

  • процедуру проведения тестирования;

уметь:

  • давать экспертную оценку предтестовым заданиям, использовать на практике тесты разных видов;

  • проводить тестирование и анализировать полученные данные в рамках классической и современной теории создания тестов;

владеть:

  • методами разработки занятий по подготовке учащихся к ЕГЭ по своему предмету;

  • навыками работы с компьютерными пакетами программ по обработке результатов тестирования

Данная программа составлена с использованием материалов:

  1. Трубина Л.А. и др. Примерная программа дисциплины «Современные средства оценивания результатов обучения». Рекомендуется Министерством образования РФ для пед. специальностей: Информатика, Технология и предпринимательство, Математика, Физика, Химия, Биология, География, История, Юриспруденция, Культурология, Русский язык и литература, Родной язык и литература, Иностранный язык, Безопасность жизнедеятельности. Программа одобрена на заседании президиума Совета Учебно-методического объединения по специальностям педагогического образования от 09 декабря 2003г., протокол № 8. URL: http://www.teacher-edu.ru/wmc/standarts/primer/1087894952

  2. Воронин Ю.А., д.п.н., проф., (Воронежский государственный педагогический университет). Программа переподготовки по курсу «Современные средства оценивания результатов обучения»

  3. Воронин Ю.А., Трубина Л.А., Васильева Е.В., Козлова О.В. Курс лекций «Современные средства оценивания результатов обучения»: Учебное пособие. – Воронеж: ВГПУ. – 2004. – 97 с.

  4. Сабирова Ф.М. О новом учебном курсе «Современные средства оценивания результатов обучения».

URL: http://www.egpu.ru/lib/elib/data/content/128253533572968750/default.aspx

    1. Извлечение из ГОС ВПО специальности 050202 Информатика

(ОПД.Ф.08) – 60 ч

Виды, формы и организация контроля качества обучения. Оценка, ее функции.

Развитие системы тестирования в России и за рубежом. Психолого-педагогические аспекты тестирования. Понятие теста. Виды тестов. Формы тестовых заданий. Компьютерное тестирование и обработка результатов. Интерпретация результатов тестирования. Другие средства оценивания (рейтинг, мониторинг); накопительная оценка («портфолио»). Единый государственный экзамен, его содержание и организационно-технологическое обеспечение. Контрольно-измерительные материалы.


    1. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):




Шифр и наименование специальности

Курс

Се-местр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудоем

кость


Всего ауд.

ЛК

ПР/ СЕМ

ЛБ

Сам. Раб.

1

050202

Информатика

5

9

60

36

8

8

20

24

Экзамен

2

050201.00

Матем., Информ.

5

9

60

36

8

8

20

24

Экзамен

3

050202 Информ., Физика

5

9

60

36

8

8

20

24

Зачет

4

050202 Информ., Математика

5

9

60

36

8

8

20

24

Зачет




    1. Содержание дисциплины:

      1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).

Примерное распределение учебного времени:

п/п


Наименование раздела



Информатика/ Информ., Физика/ Информ., Математика

Матем., Информ.

Всего

ауд.


ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

раб.


1

Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и новые средства оценки результатов обучения

2

1







4

2

История развития системы тестирования в России и за рубежом

2

1







4

3

Психолого- педагогические аспекты тестирования.

2

1







4

4

Педагогические тесты. Термины и определения.

2

1







4

5

Виды тестов и формы тестовых заданий.

5

1

2

4

4

6


Контрольно-измерительные материалы (КИМы) и интерпретация результатов тестирования.

8

1

2

6

4

7


ЕГЭ и качество образования. Организационно-технологическое обеспечение ЕГЭ.

6

1

2

4

4

8

Содержание и структура тестовых заданий по конкретному предмету.

8

1

2

6

4




Всего

36

8

8

20

24



1.6.2. Содержание разделов дисциплины.

1. Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Показатели качества образования. Оценка эффективности и качества образования. Мониторинг качества образования.

Традиционные и новые средства оценки результатов обучения. Виды контроля (входной, текущий и итоговый). Формы и организация контроля. Оценка, ее функции. Связь оценки и самооценки.



2. История развития системы тестирования в России и за рубежом. Возникновение тестирования. Ф. Гальтон – родоначальник тестового движения. Тесты Дж. Кеттела, А. Бине, Т. Симона, Дж. Фамера. Деление тестов на педагогические и психологические. Первые педагогические тесты Э. Торндайка. Современное развитие тестологии в Европе, Японии, Канаде, США. Современная теория тестов (IRT). История её создания.

Развитие тестирования в России. Начало развития тестирования в рамках педологии. Период игнорирования тестов. Использование тестов в 70-е годы ХХ в. Современные центры тестирования.



3. Психолого-педагогические аспекты тестирования. Роль психологической подготовки к тестированию. Социально-этические аспекты тестирования. Место педагогических и психологических измерений в образовании. Таксономия образовательных целей и результаты образования. Подходы к структурированию учебных достижений. Педагогическое и психологическое тестирование. Изучение динамики психического и личностного развития в образовательном процессе. Использование педагогических и психологических тестов в учебном процессе.

4. Педагогические тесты. Термины и определения. Педагогический контроль, предмет и объект контроля. Принципы педагогического контроля.

Понятийный аппарат тестологии. Понятие теста. Предтестовое задание. Классическая теория тестов и теория моделирования и параметризации педагогических тестов. Понятие трудности тестов. Дискриминационная способность заданий. Валидность, надёжность теста. Гомогенность и гетерогенность. Тестовая искушённость, генерализация. Компьютерное тестирование. Адаптированное компьютерное тестирование.



5. Виды тестов и формы тестовых заданий. Классификация тестов по разным основаниям. Зависимость видов и форм тестов от специфики учебной дисциплины. Основные виды педагогических тестов: критериально-ориентированный (КОПТ) и нормативно-ориентированный (НОПТ), их сопоставление. Тематические тесты, рубежные, итоговая аттестация. Диагностическое тестирование.

Тестовые задания открытой и закрытой формы. Требования к заданиям в тестовой форме. Определение целей тестирования Эмпирическая проверка и статистическая обработка результатов. Структура тестового задания. Принципы отбора содержания. Критерии оценки содержания теста. Экспертиза качества содержания. Принципы отбора ответов. Соотношение формы задания и вида проверяемых знаний, умений, навыков.



6. Контрольно-измерительные материалы (КИМы) и интерпретация результатов тестирования. Педагогические измерения. Шкалирование результатов тестирования. Статистические характеристики теста. Стандартизация теста. Вариативность тестов. Создание параллельных вариантов. Фасет. Пакеты прикладных программ обработки и конструирования тестов

7. ЕГЭ и качество образования. организационно-технологическое обеспечение ЕГЭ. ЕГЭ как одно из средств повышения качества общего и педагогического образования. Задачи ЕГЭ: расширение доступности высшего образования, снижение психологической нагрузки на выпускников общеобразовательных учреждений, объективизация и унификация требований к общеобразовательной подготовке поступающих в вузы.

Преимущества ЕГЭ перед другими формами контроля – достоверность, объективность, надёжность полученных результатов.

Организационные основы ЕГЭ. Требования к пунктам проведения. Получение и использование экзаменационных материалов. Процедура и правила проведения. Инструкция по проведению ЕГЭ. Инструкция для учащихся. Порядок проверки ответов на задания различных видов. Работа конфликтной комиссии по рассмотрению апелляций. Информационная безопасность при организации и проведении ЕГЭ. Структура КИМов ЕГЭ: задания типа А, В, С.

8. Содержание и структура тестовых заданий по конкретному предмету. Выявление типовых тестовых заданий ЕГЭ по конкретному предмету. Обобщенные способы выполнения типовых тестовых заданий. Разработка занятий по подготовке к ЕГЭ по конкретному предмету.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Тема

Кол-во часов

Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1


Понятие о качестве образования.

Оценка как элемент управления качеством.



Традиционные средства оценки результатов обучения

Связь оценки и самооценки.


2


вопросы для самостоятельного

изучения

экзамен

2


История развития системы тестирования в России и за рубежом

Современное развитие тестологии в Европе, Японии, Канаде, США

2

вопросы для самостоятельного

изучения

экзамен

3


Психолого- педагогические аспекты тестирования.

Изучение динамики психического и личностного развития в образовательном процессе. Использование педагогических, психологических тестов в учебном процессе.

2

вопросы для самостоятельного

изучения


экзамен

4


Педагогические тесты.

Термины и определения.

4


составление терминологического словаря

проверка на практическом занятии

5


Виды тестов и формы тестовых заданий.

Тестовые задания открытой и закрытой формы. Требования к заданиям в тестовой форме.

4




Проверка на практическом занятии


6


Контрольно-измерительные материалы (КИМы) и интерпретация результатов тестирования.

Пакеты прикладных программ обработки и конструирования тестов


4


Самостоятельное знакомство со свободно распространяемыми тестовыми оболочками

Выступление с сообщением на практическом занятии

7


ЕГЭ и качество образования. Организационно-технологическое обеспечение ЕГЭ.

Структура КИМов ЕГЭ: задания типа А, В, С.

2


Анализ, решение тестовых заданий предыдущих лет

Проверка решений на занятии


8


Содержание и структура тестовых заданий по конкретному предмету.

Разработка занятий по подготовке к ЕГЭ по конкретному предмету.

4


Разработка тестовых заданий по темам школьной дисциплины, как компонентов тестовой базы

по предмету


Проверка решений на занятии









всего

24










    1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

      1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу

Практические занятия:

    1. Виды тестовых заданий. Спецификация теста.

    2. Экспертиза. Разработка бланка теста. Работа с матрицей результатов тестирования.

    3. Организационно-техническое обеспечение ЕГЭ.

    4. Понятие и сущность адаптивного тестирования.

Лабораторные работы:

  1. Технологические карты (темы, урока) как средство управления учебным процессом.

  2. Разработка балльно-рейтинговой ситемы оценивания результатов обучения.

  3. Портфорлио как альтернативное средство оценивания результатов обучения.

  4. Характеристики тестовых заданий.

  5. Показатели качества теста (4 ч)

  6. Обработка результатов тестирования методами теории тестов IRT (4 ч).

  7. Знакомство с различными программными средствами компьютерного тестирования

  8. Программное средство АСТ (Создание теста).

  9. Программное средство АСТ (Администрирование).

    1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

      1. Рекомендуемая литература:

Основная:

  1. Борытко Н. М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика", "Педагогика" / Борытко Н. М. ; под ред. В. А. Сластёнина, И. А. Колесниковой. - 2-е изд, стер. - М. : Академия, 2008. - 288 с. - (Профессионализм педагога). - ISBN 978-5-7695-4982-3 [Гриф] : 270-56.

  2. Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Звонников В. И., Челышкова М. Б. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2009. - 224 с. : ил., табл. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-6196-2 [Гриф] : 208-12.

  3. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по информатике : [сб.] / авт.-сост. А. А. Кузнецов, Л. Е. Самовольнова, Н. Д. Угринович ; М-во образования РФ. - М. : Дрофа, 2001. - 64 с. - ISBN 5-7107-4228-7 [Гриф МО] : 10-00 : 5-00.

  4. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 050711 - соц. педагогика, 050701 - педагогика / Щуркова Н. Е. - Изд. 2-е., доп. - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 256 с. - ISBN 5-93134-263-Х[Гриф УМО] : 43-20.

  5. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Хуторской А. В. - М. : Академия, 2008. - 256 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 978-5-7695-4672-3 : 210-54 ; 221-07.

  6. Шамова Т. И. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 - Педагогика и психология, 033400 - Педагогика / Шамова Т. И., Давыденко Т. М., Шибанова Г. Н. - Изд. 2-е., стер. - М. : Академия, 2005. - 384 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-2161-9[Гриф МО] : 98-01.

  7. Шамова Т. И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Шамова Т. И., Давыденко Т. М. - М. : Центр"Пед.поиск", 2001. - 384 с. - (Библиотека администрации школы). - ISBN 5-901030-51-6 : 35-00 ; 52-00.

  8. Шамова Т. И. Управление профильным обучением на основе личностно ориентированного подхода : учеб.-метод. пособие / Шамова Т. И., Подчалимова Г. Н., Худин А. Н., Ильина И. В., Белова С. Н. - М. : Центр "Педагогический поиск", 2006. - 160 с. : табл. - ISBN 5-901030-79-6 [Гриф] : 80-00.

  9. Тесты. Сборник. 11 класс. Варианты и ответы гос. тестирования : пособие для подготовки к тестированию / Центр тестирования выпускников общеобразоват. учреждений РФ. - М. : Прометей, 1998. - 255 с. : ил. - ISBN 5-7042-0911-4 : 35-00.

  10. Майоров А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования : как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования / Майоров А. Н. - М. : Народное образование, 2000. - 352 с. - (Профессиональная библиотека учителя). - ISBN 5-87953-147-3 : 30-00.

  11. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ 2011 : типовые задачи / под ред. Н. В. Макаровой. - СПб. [и др.] : Питер, 2011. - 458 с. : ил. - (Учебно-методический комплект для средней школы). - ISBN 978-5-49807-946-2 : 229-60.
    Место хранения: Абонемент ФФМОИиП (Библиотека, Егорова-16, к.209); Читальный зал (Егорова-15).

  12. Королева Н. Ю.Современные средства оценивания результатов обучения: введение в проблему, задания и тесты : учебно-методическое пособие / Королева Н. Ю., Рыжова Н. И. ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. гуманит. ун-т. - Мурманск : МГГУ, 2012. - 114 с. : ил. - ISBN нет : 58-27.
    Место хранения: Абонемент (Библиотека, Егорова-15); Абонемент (Библиотека, Егорова-16); Абонемент ФФМОИиП (Библиотека, Егорова-16, к.209); Читальный зал (Егорова-15).

Дополнительная:

  1. Воронин Ю.А., Трубина Л.А., Васильева Е.В., Козлова О.В. Курс лекций «Современные средства оценивания результатов обучения»: Учебное пособие. – Воронеж: ВГПУ. - 2004. – 97 с.

  2. ЕГЭ. Сборник нормативных документов. М., 2002.

  3. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М., 2002.

  4. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М., 2000.

  5. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М., 2002.

  6. Шамова Т. И. Инновации оценивания в школе второй и третьей ступени / Шамова Т. И., Ильина И. В., Белова С. B. // Завуч. - 2006. - №8. - С. 132 - 135.

  7. Шамова Т. И. Как избавить учителей от боязни контроля? / Шамова Т., Карпухина Л. // Народное образование. - 2007. - №4. - С. 100 - 109.

  8. Долинер Л. И. Компьютерные тесты успеваемости как средство оптимизации учебного процесса / Долинер Л. И. // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование . - 2004. - №1. - С.35 - 72.

  9. Непомнящая С. Компьютерное тестирование : плюсы и минусы / Непомнящая С., Хохлова Т., Абалихина Е. // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2006. - №6. - С. 9 - 14.

  10. Кадневский В. Педагогическое тестирование : чему нас учит зарубежный и отечественный опыт / Кадневский В. // Народное образование . - 2006. - №7. - С. 131 - 136.

  11. Самылкина Н.Н. Построение тестовых заданий по информатике: Методическое пособие / Н.Н. Самылкина, – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 176 с.

  12. Кузнецов А.А. Информатика. Тестовые задания. / А.А. Кузнецов, В.И. Пугач, Т.В. Добудько, Н.В. Матвеева. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 232 с.

  13. Чернявская, А.П., Гречин, Б.С. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст] : учебно-методическое пособие. – Ярославль : Изд-во ЯГПУ. – 2008. – 98 с.

  14. Электронные библиотечные ресурсы:

  1. Шеремет А. Н. , Можаров М. С. Интернет-технологии для будущих учителей информатики. Учебное пособие. Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2006. - 116 с. URL: http://biblioclub.ru/88705_Internet_tekhnologii_dlya_buduschikh_uchitelei_informatiki_Uchebnoe_posobie.html

  2. Диков А. В. Интернет и Веб 2.0 . Учебное пособие2-е изд. - М.: Директ-Медиа, 2012. - 62 с. URL: http://biblioclub.ru/96970_Internet_i_Veb_2_0_Uchebnoe_posobie.html

  3. Бойченко Г. Н. Интернет в профессиональной деятельности педагога. Учебное пособие
    Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2008. - 106 с. URL: http://biblioclub.ru/88672_Internet_v_professionalnoi_deyatelnosti_pedagoga_Uchebnoe_posobie.html

  4. Коровина Ю. В. , Можаров М. С. Функциональное моделирование в образовании. Учебно-методическое пособие.Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2010. - 85 с. http://biblioclub.ru/88676_Funktsionalnoe_modelirovanie_v_obrazovanii_Uchebno_metodicheskoe_posobie.html

  5. Могилев А., Листрова Л.Средства информатизации. Телекоммуникационные технологии. СПб. : БХВ-Петербург, 2010, 256 с. URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=18561

  6. Панкратова Л., Челак Е.Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты СПб. : БХВ-Петербург, 2010, 448 с. URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=18498

  7. Сидорова Е. Используем сервисы Google: электронный кабинет преподавателя. СПб. : БХВ-Петербург, 2010, 288 с. URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=18488




    1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Компьютерные классы физико-математического факультета МГПУ; электронный проектор с большим экраном, интерактивная доска.

Программные средства для обеспечения освоения дисциплины, в частности:

  • программные средства, входящие в состав офисного пакета;

  • электронные таблицы;

  • математические пакеты;

  • системы управления базами данных;

  • информационно-поисковые системы различного назначения;

  • программы для создания презентаций и слайдов;

  • средства компьютерных телекоммуникаций: Internet, WWW, e-mail;

  • программы работы с интерактивной доской;

  • программы мониторинга достижений учащихся (тестовые оболочки) и т.п.

Авторский учебный курс «Современные средства оценивания результатов обучения», режим доступа: http://www.mshu.edu.ru/lms/course/category.php?id=29


    1. Примерные зачетные тестовые задания – расположены в СУО ФФМОИиП.

    2. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену)

  1. Понятие «качество образования». Оценка как элемент управления качеством.

  2. Традиционные и новые средства оценки результатов обучения: достоинства и недостатки.

  3. Оценка качества российского образования отечественными и зарубежными экспертами.

  4. История возникновения тестирования в России. Причины запрета применения тестов в России в 20-30-ые годы ХХ века.

  5. Современные центры тестирования.

  6. Функции контроля в современном учебном процессе.

  7. Традиционные формы контроля: достоинства и недостатки.

  8. Современные средства контроля, их преимущества перед традиционными.

  9. Психологические и педагогические измерения в современном образовании.

  10. Цели и задачи педагогического и психологического тестирования: их сходство и различие.

  11. Таксономия образовательных целей (по Глумму).

  12. Основные подходы к структуре учебных достижений.

  13. Основные понятия тестологии: тест, предтестовое задание, валидность теста, надежность теста.

  14. Виды тестов. Основные положения классической теории тестов.

  15. Теория моделирования и параметризации педагогических тестов.

  16. Понятие «трудность теста».

  17. Определение дискриминационной способности задания.

  18. Виды педагогического контроля (текущий, тематический, рубежный, итоговый контроль).

  19. Классификация тестов по разным основаниям.

  20. Понятие гомогенных и гетерогенных тестов.

  21. Компьютерное тестирование, адаптивное компьютерное тестирование.

  22. Критериально-ориентированные и нормативно-ориентированные тесты.

  23. Основные виды заданий в тестовой форме.

  24. Определение цели тестов.Структура тестового задания.

  25. Принципы отбора содержания тестового задания.

  26. Экспертиза качества содержания теста.

  27. Основные подходы к качеству знаний.

  28. Мониторинг как средство оценки результатов обучения.

  29. Основные свойства мониторинга качества образования.

  30. Виды мониторинга, методы педагогического мониторинга.

  31. Погрешности при педагогических измерениях, их определение и оценка.

  32. Основные модели педагогических измерений.

  33. Виды оценочных шкал. Пакеты прикладных программ по обработке или конструированию тестов.

  34. Достоинства и недостатки «портфолио» как средства оценки результатов обучения.

  35. Задачи ЕГЭ, преимущества.

  36. Нормативные документы, регулирующие проведение ЕГЭ. Организация проведения ЕГЭ.

  37. Структура заданий ЕГЭ.

  38. Порядок создания контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ.

  39. Порядок проверки тестовых заданий ЕГЭ.

  40. Требования к пунктам проведения ЕГЭ.




    1. Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии).

    2. Примерная тематика рефератов.

    1. История развития тестирования в России.

    2. Основные подходы к оценке качества подготовки и способы их реализации.

    3. Система оценивания и контроль качества образования в образовательных учреждениях разного типа и уровня.

    4. Современные тенденции в оценивании школьных достижений.

    5. Виды контроля в учебном процессе.

    6. Функции оценки в современном учебном процессе.

    7. Проблема выбора способа оценивания для различных профилей обучения.

    8. Критерии отбора содержания для составления тестовых заданий.

    9. Понятие «портфолио» в современном образовательном процессе.

    10. Единый государственный экзамен: концепция, реализация, проблемы.

    1. Примерная тематика курсовых работ – не предусмотрены.

    2. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ – не предусмотрены.

    3. Методика(и) исследования (если есть) - нет.

    4. Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине – расположена в СУО.

РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.

В соответствии с задачами подготовки студентов педагогических вузов в программе по курсу «Современные средства оценки результатов обучения» раскрываются задачи, содержание и методы тестирования по профилю специальности, связи с другими науками.

Программа курса «Современные средства оценки результатов обучения» реализуется в процессе чтения лекций, проведения лабораторных занятий, организации самостоятельной работы студентов, групповых, индивидуальных консультаций, собеседований в связи с подготовкой к зачету, написанием рефератов и контрольных работ, докладов для научно-методических студенческих конференций, проведением педпрактики. В программе отражены современные научные и методические исследования по данной проблеме. Рассмотрение программного материала предваряется определением его основной направленности, значения и актуальности. В программе раскрывается исторический аспект развития средств оценки, фиксируется внимание на новейших поисках и перспективах развития различных методик оценивания результатов обучения и контроля качества образования.

Учебная работа студентов в рамках данного курса предусматривает лабораторные занятия в компьютерном классе, в ходе которых под руководством преподавателя осуществляется знакомство с пакетами прикладных программ в соответствии с предложенной тематикой. При этом в ходе самостоятельной индивидуальной работы студент должен пройти аттестационные компьютерные тесты централизованного тестирования. Завершающим этапом практической работы является составление тестовых заданий по профилю специальности, их апробация и статистическая обработка. В содержании программы представлены основные типы задач на составление тестовых заданий, приведены конкретные примеры практических заданий, иллюстрирующие уровень возможной сложности тестовых заданий. Разработка заданий определенного типа осуществляется преподавателем с учетом имеющейся в распоряжении вуза материальной базы, учебно-методической литературы.



РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.

Тема 1. Понятие о качестве образования. оценка результатов обучения как элемент управления качеством. Традиционные и новые средства оценивания результатов обучения

Тема 2. Мониторинг, рейтинговая система оценивания и портфолио обучающихся.

Тема 3. История развития системы тестирования за рубежом и в России

Тема 4. Педагогические тесты. Термины и определения. Классификация педагогических тестов.

Тема 5. Типы, формы и виды тестовых заданий

Тема 6. Основные этапы разработки педагогического теста

Тема 7. Проведение пробного тестирования. показатели качества тестов

Тема 8. Современная теория конструирования тестов

Тема 9. Стандартизация теста и интерпретация результатов тестирования. ЕГЭ и качество образования

РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий).

Батарея тестов серия специально подобранных для диагностики тестов, каждый из которых является самостоятельной методикой со своими диагностическими характеристиками и возможностями. Б.Т. объединяет общая система оценивания результатов.

Валидность теста – адекватность и действенность теста – важнейший критерий его доброкачественности, характеризующий точность измерения исследуемого свойства, насколько тест отражает то, что он должен оценивать.

Вариация колеблемость признака, изменчивость величины признака у единиц, входящих в состав совокупности.

Ведущая идея педагогического теста минимальным числом заданий, за короткое время, быстро, качественно и с наименьшими затратами сравнить знания и умения как можно большего числа испытуемых.

Выборочная совокупность (выборка) часть объектов, которая попала на проверку, исследование и т.п. число элементов в выборке называется объемами. Вся подлежащая изучению совокупность объектов называется генеральной совокупностью.

Гетерогенный тест система заданий возрастающей трудности, специфической формы и определенного содержания; система, создаваемая с целью объективного, качественного и эффективного оценивания структуры и измерения уровня подготовленности испытуемых по нескольким учебным дисциплинам и (или) свойствам личности.

Гомогенный тест система заданий возрастающей трудности, специфической формы и определенного содержания; система, создаваемая с целью объективного, качественного и эффективного оценивания структуры и измерения уровня подготовленности испытуемых по одной дисциплине.

Дискриминативность один из критериев качества тестовых заданий, способность задания разделять испытуемых в соответствии с успешностью их деятельности.

Диагностика ошибок по результатам обучения (учебной деятельности) – констатация причин ошибочных действий обучаемого и предъявление на экране компьютера соответствующих комментариев.

Доля относительная численность единиц совокупности, обладающих данным значением признака.

Здоровьесберегающие технологии в условиях информатизации образования – система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды, реализованной на базе средств ИКТ, и условия жизни учащегося, воздействующие на здоровье.

Индикатор основной источник информации о состоянии управляемого объекта; характеристика изучаемого объекта, доступная наблюдению и измерению.

Измерение количественное сопоставление изучаемого свойства с некоторым эталоном, принимаемым за единицу измерения.

ИКТ-компетенция учителя – неразрывно связанные между собой как в содержательном, так и в деятельностном аспектах, научно-педагогические области:

• преподавание учебного предмета с использованием средств ИКТ;

• осуществление информационной деятельности и информационного взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса в условиях использования потенциала распределенного информационного ресурса локальных и глобальной компьютерных сетей;

• экспертная оценка психолого-педагогической, содержательно-методической значимости электронных изданий образовательного назначения, электронных средств учебного назначения и учебно-методических комплексов, в состав которых они включены;

• предотвращение возможных негативных последствий использования средств ИКТ в образовательном процессе;

• автоматизация информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса и организационного управления учебным заведением на базе средств ИКТ, в которых учитель должен быть хорошо осведомлен.



Информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных средств ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания. Этот процесс инициирует следующие процессы: совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого в современных условиях информационного общества глобальной, массовой коммуникации; создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды самостоятельной информационной деятельности; совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей; создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых .

Информационная технология (ИТ) – практическая часть научной области информатики, представляющая собой совокупность средств, способов, методов автоматизированного сбора, обработки, хранения, передачи, использования, продуцирования информации для получения определенных, заведомо ожидаемых, результатов. Информационная технология, реализация которой осуществляется с помощью средств микропроцессорной, вычислительной («компьютерной») техники отличается следующими характерными особенностями:

• реализация возможностей современных программных, программно-аппаратных и технических средств и устройств, функционирующих на базе микропроцессорной и вычислительной техники, средств и систем передачи, транслирования информационных ресурсов, информационного обмена;

• использование специальных формализмов (логико-лингвистических моделей) для представления декларативных и процедурных знаний в электронной форме; при этом логико-лингвистическое моделирование резко расширяет возможности решения задач для трудно или совсем неформализуемых областей знаний и сфер деятельности;

• обеспечение прямого (без посредников) доступа к диалоговому режиму при использовании профессиональных языков программирования и средств искусственного интеллекта;



• обеспечение простоты процесса взаимодействия пользователя с компьютером, исключение необходимости регулятивного сопровождения.

Информационно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса учебного заведения – обеспечение образовательного процесса необходимыми научно-педагогическими, учебно-методическими, информационно-справочными, инструктивно-организационными, нормативно-методическими, техническими и другими материалами, которые используются в учебно-воспитательном процессе конкретного учебного заведения.

Индекс инструмент сравнения и измерения, получаемый из комбинации индикаторов.

Интегративный тест система заданий, отвечающих требованиям тестовой формы, возрастающей трудности, нацеленных на общую диагностику подготовленности выпускников учебных заведений.

Интервал значения варьирующего признака, лежащее в определенных границах. Величина интервала - есть разность между верхней и нижней границами интервала.

Качество образования (1) степень удовлетворения потребностей личности и общества, соответствия запросам личности, обществу; (2) соответствие результата целям образования, спрогнозированным на зону потенциального развития личности.

Контролирующие задания – применяются с целью диагностики уровня и структуры подготовленности обучаемых.

Краткость заданий качество, которое вытекает из преимуществ логической формы высказывания.

Корреляция термин, происходящий от английского correlation – соотношение, соответствие (взаимосвязь, взаимозависимость) между факторами и признаками, осуществляющаяся при массовом наблюдении изменения средней величины одного из факторов в зависимости от значения другого.

Кейс-технология – вид дистанционной технологии обучения, основанный на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучаемыми при организации регулярных консультаций у преподавателя-тьютора традиционным или дистанционным способом.

Компьютерная зависимость (патологический гемблинг) – психологическая зависимость от виртуальной среды, реализованной на базе средств ИКТ.

Логическая форма высказывания универсальная форма четкого выражения мысли человеком, способным проявить знания, умения по изученной учебной дисциплине.

Надежность теста (статистический смысл) постоянство, устойчивость результатов, получаемых с помощью теста. Н.т. определяется путем сопоставления полученных данных.

Надежность измерения воспроизводимость результатов измерения, повторяемого при идентичных условиях. Количественная оценка Н.и. осуществляется при помощи корреляции результатов повторных измерений.

Нормативно-правовое обеспечение образовательной и учебной деятельности на основе информационных технологий – нормативно-правовое обеспечение функционирования информационных сетей, прав на интеллектуальную собственность и регуляция имущественных правоотношений в области использования цифровых учебных ресурсов в системе образования.

Обучение индуктивное – процесс обучения путем наблюдения, рассмотрения, исследования примеров, выделения существенных признаков и обобщения для формирования новых представлений, обобщений, концепций.

умозаключений (или) практико-ориентированных действий.



Обучающие задания задания, которые применяют испытуемые, для активизации учения, усвоения учебного материала, саморазвития, а также применяют преподаватели при обучении учащихся и студентов.

Ответ на задание представляет собой краткое суждение, связанное по содержанию и форме с содержанием задания.

Отметка численный аналог оценочного суждения.

Оценка – оценочное суждение того или иного свойства, признака (хорошо, плохо, отлично и т.д.).

Оценивание – любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой уровня образовательных достижений учащегося.

Параллельные тесты такие тесты, когда истинные компоненты одного теста равняются истинным компонентам другого в каждой выборке испытуемых, отвечающих на оба теста.

Педагогический тест своеобразный измерительный инструмент определенной разрешающей способности и точности.

Педагогическое (учебное) задание средство интеллектуального развития и обучения, способствующее активизации учения, повышению качества знаний обучаемых, а также повышению эффективности педагогического труда.

Педагогическая ИТ – системный метод интеграции идеальных и материальных средств, используемых в педагогической деятельности для хранения, обработки, передачи, распространения информации и преобразования способов ее представления в соответствии с закономерностями функционирования и развития информационно-образовательного пространства.

Педагогическое моделирование – разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Педагогическое проектирование - дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.

Педагогическое конструирование – дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных отношений, адаптивных технологий обучения.

Портфолио (1) рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся; (2) целенаправленная коллекция работ учащихся, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более образовательных областях.

Правильная форма заданий – организованное, упорядоченное содержание теста.

Правильность расположения элементов задания – требование, помогающее испытуемым не тратить время на определение места для ответов и быстрее зафиксировать свое решение.

Псевдотестовые задания нарушение принципа статистической независимости тестовых заданий, когда для испытуемых правильный ответ на одно задание зависит от правильного на другое.

Спецификация документ, содержащий основные сведения о тесте.

Стандартизация теста – комплекс процедур и мероприятий, позволяющий создать для всех испытуемых равные условия.

Система тестового педагогического контроля знаний, умений и навыковсовокупность педагогических, методических, технических, организационных и кадровых ресурсов, задействованных в педагогическом тестовом контроле.

Стандартизация в области применения ИКТ в процессе изучения общеобразовательных предметов – установление в рамках организаций сферы общего среднего образования единых норм и требований, предъявляемых:

- к предоставлению (обеспечению) возможностей использования определенных видов средств ИКТ, используемых в процессе изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета (предметной области);



- к сформированности представлений, знаний, умений, навыков осуществления учебной деятельности с использованием средств ИКТ в процессе освоения содержательных линий изучения конкретного общеобразовательного/учебного предмета (предметной области).

Субтест – группа тестовых заданий, предназначенных для выявления одного из элементов структуры знаний, умений, навыков значимого психического качества.

Тематические задания совокупность заданий любой формы, созданных для контроля знаний и умений по одной изученной теме.

Тестология прикладное направление научной педагогики; оно призвано заниматься вопросами разработки тестов для объективного контроля знаний, умений, навыков и представлений.

Тестирование – измерение или формализованное оценивание на основе тестов, завершающееся количественной оценкой, опирающейся на статистически обоснованные шкалы и нормы.

Тестовое заданиеминимальная составляющая единица теста, которая состоит из условия (вопроса) и, в зависимости от типа задания, может содержать, или не содержать набор ответов для выбора.

Технологическая матрица форма представления содержания образования для конструирования педагогических (дидактических) тестов.

Трудность задания характеристика тестового задания, выражающаяся процентом качества испытуемых репрезентативной выборки, верно выполняющих это задание.

Эквивалентные тесты – тесты, которые соответствуют всем требованиям параллельных тестов, за исключением одного специфического признака эквивалентности: истинные компоненты тестов не равны и отличаются на одну и ту же постоянную величину.

Электронное тестированиекомпонент образовательного электронного издания, функционирующего на базе средств ИКТ, являющийся аналогом традиционного тестирования. В случае электронного тестирования осуществляется предъявление теста, фиксация результата, реализуются те или иные связанные с этим алгоритмы (например, возможность или невозможность возврата к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничение времени, отведенного на один тест и т.п.).

Электронные тестытесты, хранимые, обрабатываемые и предъявляемые тестируемому с помощью компьютерной и телекоммуникационной техники. Компьютерными не являются тесты, подразумевающие заполнение тестируемыми «бумажных» бланков и их последующую компьютерную обработку.

Эталон ответа – образец ответа на вопрос, предназначенный для сравнения с ответом обучаемого.

Словарь составлен на основе следующих источников:

        1. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: ИИО РАО, 2006. – 88 с.

        2. Информология, информатика и образование: Справочное пособие / Под общ.ред В.А,Извозчикова и И.В.Симоновой. – Спб.: КАРО, 2004. – 304 с.

        3. Леонов А. П. Толковый словарь современной информационно-правовой лексики, 2002 (http://morepc.ru/informatisation/leonov.html?print#infolegislation)

РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций

    1. Составьте задания в тестовой форме с выбором одного правильного ответа (в соответствии с профилем специальности).

    2. Составьте задания в тестовой форме с выбором нескольких правильных ответов (в соответствии с профилем специальности).

    3. Составьте тестовые задания в тестовой форме открытой формы (в соответствии с профилем специальности).

    4. Составьте задания в тестовой форме на установление правильной последовательности.

    5. Интерпретируйте результаты выполненных тестовых заданий.

    6. Составьте «портфолио» по дисциплине «Современные средства оценки результатов обучения».

    7. Проведите мониторинг успеваемости в своей группе по изучаемой дисциплине.

РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.

Характер изменений в программе

Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение

Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение

Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение

Добавлена специальность 050202.65

Протокол №2 от 04.10.2012

Н.Ю.Королева

В.В.Азарова

Обновлено содержание дисциплины

Протокол №11 от 24.04.13

Королева Н.Ю.

Азарова В.В.


РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:

Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя

Учебный год

Факультет

Специальность.

Безух Н.Н., к.г.н., доцент

2009/10

ФМФ

Информатика

Королева Н.Ю., к.п.н., доцент Шуньгина И.В., ассистент

2010/2011

ФМФ

ИНФ, ФИ, МИ

Королева Н.Ю., к.п.н.. доцент

2012/2013

ФФМОИиП

Информатика Математика,

Информатика, Физика















Каталог: umu-umk -> %D0%A4%D0%9C%D0%9E%D0%B8%D0%9F -> 050201.65%20%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0
umu-umk -> Учебно-методический комплекс дисциплины педагогика: введение в педагогическую деятельность опд
umu-umk -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 15 «Основы логопедии»
050201.65%20%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф педагогика: социальная педагогика основная образовательная программа подготовки
%D0%A4%D0%9C%D0%9E%D0%B8%D0%9F -> Учебно-методический комплекс дисциплины педагогика: теория обучения опд. Ф. 7 Основная образовательная программа подготовки
%D0%A4%D0%9C%D0%9E%D0%B8%D0%9F -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 4, Опд. Ф. 04, Опд. Ф. 5, Дпп. Ф. 05, Опд. Ф 4, Опд. Ф 5
%D0%A4%D0%9C%D0%9E%D0%B8%D0%9F -> Учебно-методический комплекс дисциплины интернет в деятельности учителя
%D0%A4%D0%9C%D0%9E%D0%B8%D0%9F -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10 Педагогика: социальная педагогика основная образовательная программа подготовки


Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница