ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный педагогический университет»
(МГПУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
Шифр дисциплины
СД.12 СОЦИОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050104 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ:
- ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ТРУДА,
- ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Очная / Заочная форма
Утверждено на заседании кафедры
БЖД и ОМЗ факультета ФК и БЖД
(протокол №12 от 28.03.2008 г.)
Зав. кафедрой БЖД и ОМЗ___________ И.А.Мещерова
Раздел 1. Программа учебной дисциплины.
-
Автор программы:
канд. пед. наук, доцент кафедры БЖДиОМЗ МГПУ Коган Галина Валерьевна
1.2 Рецензенты:
Канд. философских. наук, доцент кафедры философии и социологии Беспалая О.П.,
к.п.н., доцент, декан факультета экономики ЧОУ ВПО БИЭПП
в г.Мурманске Возница В.М.
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В новых исторических условиях социально-экономических перемен, осуществляемых в России, необходима фундаментальная и работающая теория обеспечения безопасности как отдельных граждан, так и народов страны, общества и государства. Наиболее оптимальный и эффективный путь к миру и безопасности, к диалогу между цивилизациями, народами и людьми лежит через социологию безопасности, которая как ключевая категория новой гуманитарной парадигмы XXI века сущностно может быть рассмотрена через анализ вызовов, угроз, рисков и опасностей для национальной цели, социального идеала, основным ценностям и жизненно важным интересам общества. Становление и динамика социологии безопасности содержательно раскрываются во взаимодействии феномена безопасности и среды безопасности через социальные механизмы адаптации к происходящим внутренним и внешним изменениями.
Структура предмета социологии безопасности ориентирована на анализ таких вопросов: отношений между людьми в процессе деятельности по обеспечению безопасности; выявление тенденций и определение адекватности реагирования на формирующиеся и состоявшиеся риски, вызовы, угрозы и опасности; выявление особенностей в динамике функционирования институтов безопасности как государственных, так и негосударственных, характера их взаимодействия и вероятных перспектив их трансформации с учетом изменений внутренней и внешней среды (В.Н.Кузнецов).
Основная цель введения дисциплины «Социология безопасности» в учебно-воспитательный процесс вузов - приобрести студентами знания, умения и навыки, позволяющие понимать смысл перемен в сфере жизнеобеспечения; достойно и эффективно действовать в различных ситуациях гражданской жизни; своевременно принимать решения для обеспечения личной, общественной и государственной безопасности.
Цель дисциплины: изучение основ социологии, особенностей безопасного развития и существования гражданского общества, личности и социальных институтов государства и власти.
Основные задачи курса:
-
усвоение теоретических знаний о социальной политике как инструменте безопасности;
-
освоение методов предупреждения и преодоления социальной напряженности и конфликтов;
-
воспитание безопасного поведения в социальной сфера деятельности человека.
В результате изучения дисциплины «Социология безопасности» студенты должны знать:
-
особенности действия социальных механизмов на безопасность современного общества;
-
факторы, влияющие на безопасность личности и общества;
-
природу возникновения, функции и значимость конфликтов;
-
методы профилактики и разрешения социальных конфликтов;
-
методы социальной адаптации и реабилитации к жизненным проблемам и трудностям.
должны уметь:
-
анализировать факторы и механизмы, влияющие на безопасность личности и общества, давать оценку происходящим событиям;
-
применять методы и средства по предупреждению и преодолению социальной напряженности в различных формах их проявлений.
1.4. Извлечение из ГОС ВПО
СД.Ф.12
|
Социология безопасности
Современные социологические теории насилия, конфликтов, безопасности. Природа конфликтов в обществе. Причины и субъекты социальных конфликтов. Виды конфликтов. Мировые проблемы безопасности и процессы глобализации. Социальная политика как инструмент безопасности. Социально опасные группы и общности. Факторы асоциального поведения. Социальные конфликты, генезис и последствия. Социальные движения. Факторы, влияющие на безопасность личности и общества. Культура безопасности как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры в системе обеспечения общественной безопасности. Личность как деятельный субъект собственной безопасности. Социальная реабилитация и социальная адаптация к новым проблемам и жизненным трудностям. Социологический мониторинг различных видов опасностей и подготовленности населения к защите от них. Применение методов социологических исследований. Составление социологических прогнозов и рекомендаций по усилению безопасности в образовательном учреждении.
|
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы
№ п/п
|
Шифр
и наименование специальности
|
Курс
|
Се-
местр
|
Виды учебной работы в часах
|
Вид итогового контроля (форма отчетности)
|
Трудо-емкость
|
Всего аудит.
|
ЛК
|
ПР/
СМ
|
ЛБ
|
Сам.
работа
|
1
|
050104 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ТРУДА
|
4
|
8
|
140
|
40
|
20
|
20
|
-
|
30
|
-
|
2
|
050104 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ТРУДА
|
5
|
9
|
140
|
30
|
20
|
10
|
-
|
40
|
экзамен
|
3.
|
050104 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ
«Информационная безопасность» (ОФО)
|
5
|
9
|
140
|
70
|
40
|
30
|
|
70
|
экзамен
|
4.
|
050104 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ
«Информационная безопасность» (ЗФО)
|
5
|
9
|
140
|
20
|
12
|
8
|
|
120
|
экзамен
|
1.6 Содержание дисциплины
1.6.1.Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени.
№
|
Наименование раздела, темы
|
Количество часов
|
Вариант 1
050104 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ТРУДА
|
Вариант 2
050104 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ
«Информационная безопасность»
(ОФО/ЗФО)
|
Всего ауд.
|
ЛК
|
ПР/СМ
|
ЛБ
|
Сам.раб.
|
Всего ауд.
|
ЛК
|
ПР/СМ
|
ЛБ
|
Сам.раб.
|
1
|
Введение в социологию безопасности.
|
2
|
2
|
|
|
4
|
2/2
|
2/2
|
|
|
4/6
|
2
|
Современные социологические теории насилия, конфликтов, безопасности.
|
2
|
2
|
|
|
2
|
2/
|
2/
|
|
|
2/8
|
3
|
Природа конфликтов в обществе.
|
2
|
2
|
|
|
2
|
2/
|
2/
|
|
|
2/6
|
4
|
Причины и субъекты социальных конфликтов.
|
4
|
2
|
2
|
|
2
|
4/2
|
2/2
|
2/
|
|
2/6
|
5
|
Виды конфликтов.
|
4
|
2
|
2
|
|
2
|
4/
|
2/
|
2/
|
|
2/6
|
6
|
Мировые проблемы безопасности и процессы глобализации.
|
4
|
2
|
2
|
|
2
|
4/
|
2/
|
2/
|
|
2/6
|
7
|
Социальная политика как инструмент безопасности.
|
4
|
2
|
2
|
|
4
|
4/
|
2/
|
2/
|
|
4/6
|
8
|
Социально опасные группы и общности.
|
4
|
2
|
2
|
|
4
|
4/2
|
2/
|
2/2
|
|
4/6
|
9
|
Факторы асоциального поведения.
|
4
|
2
|
2
|
|
4
|
4/
|
2/
|
2/
|
|
4/6
|
10
|
Социальные конфликты, генезис и последствия.
|
4
|
2
|
2
|
|
4
|
4/2
|
2/2
|
2/
|
|
4/6
|
11
|
Социальные движения.
|
4
|
2
|
2
|
|
4
|
4/
|
2/
|
2/
|
|
4/6
|
12
|
Факторы, влияющие на безопасность личности и общества.
|
4
|
2
|
2
|
|
4
|
4/
|
2/
|
2/
|
|
4/6
|
13
|
Культура безопасности как фактор социальных изменений.
|
4
|
2
|
2
|
|
4
|
4/2
|
2/2
|
2/
|
|
4/6
|
14
|
Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры в системе обеспечения общественной безопасности.
|
4
|
2
|
2
|
|
4
|
4/2
|
2/
|
2/2
|
|
4/6
|
15
|
Личность как деятельный субъект собственной безопасности.
|
4
|
2
|
2
|
|
4
|
4/
|
2/
|
2/
|
|
4/6
|
16
|
Социальная реабилитация и социальная адаптация к новым проблемам и жизненным трудностям.
|
4
|
2
|
2
|
|
4
|
4/
|
2/
|
2/
|
|
4/6
|
17
|
Социологический мониторинг различных видов опасностей и подготовленности населения к защите от них.
|
4
|
2
|
2
|
|
4
|
4/2
|
2/2
|
2/
|
|
4/6
|
18
|
Применение методов социологических исследований.
|
2
|
2
|
|
|
4
|
2/2
|
2/
|
/2
|
|
4/6
|
19
|
Составление социологических прогнозов и рекомендаций по усилению безопасности в образовательном учреждении.
|
2
|
2
|
|
|
4
|
2/2
|
2/
|
/2
|
|
4/6
|
20
|
Социология безопасности через социологию компромисса и справедливости.
|
4
|
2
|
2
|
|
4
|
4/2
|
2/2
|
2/
|
|
4/6
|
|
|
70
|
40
|
30
|
-
|
70
|
70/20
|
40/
12
|
30/
8
|
-
|
70/
120
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |