Учебно-методический комплекс дисциплины шифр дисциплины сд. Ф. 17 Психологические основы безопасности



страница1/2
Дата23.05.2016
Размер0.61 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
Шифр дисциплины

СД.Ф.17 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ



Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050104 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Очная / Заочная форма

Утверждено на заседании кафедры

БЖДиОМЗ

Факультета ЕФКиБЖД

(протокол №2 от 23.10.2009 г.)
Зав.кафедрой

______________Г.В. Коган



Раздел 1. Программа учебной дисциплины.

1.1 Автор программы:

канд. пед. наук, доцент кафедры БЖДиОМЗ МГПУ Коган Галина Валерьевна


1.2 Рецензенты:

Канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой психологии МГПУ Синкевич И.А.,

к.п.н., доцент, декан факультета экономики ЧОУ ВПО БИЭПП в г.Мурманске Возница В.М.
1.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель: привитие основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать психологически опасные и вредные факторы среды для человека, определять способы психологической защиты от них, ликвидировать негативные последствия, оказывать психологическую помощь.

Основные задачи курса:


  • усвоение теоретических знаний о психологических особенностях поведения человека в различных ЧС;

  • воспитание безопасного и психологически устойчивого поведения человека при различных ЧС;

  • научить студентов первой помощи пострадавшим

В результате изучения дисциплины «Психологические основы безопасности» студенты должны знать:



  • психологические особенности поведения человека в опасных и ЧС;

  • безопасное поведение при чрезвычайных ситуациях;

  • психологические особенности поведения подростков;

  • способы оказания первой психологической помощи пострадавшим.

должны уметь:

  • оказать психологическую помощь при различных формах психологических травм;

  • проводить профилактику по предупреждению психологических травм у подростков.


1.4. Извлечение из ГОС ВПО

СД.Ф.17

Психологические основы безопасности

Психологические характеристики человека их значение для безопасного поведения человека. Психологические особенности поведения человека в опасных и чрезвычайных ситуациях разного типа. Психологическая помощь пострадавшим.

Проблемы суицида у подростков. Первая помощь при истериках, попытках суицида, тяжелых психологических травмах. Выявление учащихся и лиц, нуждающихся в психиатрической помощи. Основы помощи лицам с психическими отклонениями.




1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Шифр

и наименование специальности



Курс

Се-

местр


Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа





1

050104 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4

7-8

140

70

40

30

-

70

экзамен

2

050104 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЗФО)

4

7-8

140

18

10

8

-

122

экзамен


1.6 Содержание дисциплины

1.6.1.Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени.





Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

050104 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Вариант 2

050104 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗФО







Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1

Особенности психологии поведения человека в чрезвычайных ситуациях.




4

4




10

2

2







20

2

Психические состояния и поведение жертв экстремальных ситуаций.




6

6




10

2

2







20

3

Особенности типологии психических состояний.




4

4




10

2

2







20

4

Астенические состояния как реакция на экстремальную ситуацию.





6

4




10

2

2







20

5

Психологические защиты.




6

4




10

4

2

2




20

6

Виды и особенности формирования механизмов психологической защиты.





4

4




10

2




2




10

7

Характеристика основных механизмов защит.





5

2




5

2




2




10

8

Копинг-механизмы как стратегии совладания.





5

2




5

2




2




2

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени.
1.6.2. Содержание дисциплины.

Особенности психологии поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека. Классификация экстремальных условий в ЧС.


Психические состояния и поведение жертв экстремальных ситуаций.

Типология психических состояний жертв экстремальных ситуаций. Психологические реакции на экстремальную ситуацию: адаптивные, дезадаптивные, острые аффективные.


Особенности типологии психических состояний.

Типология психических состояний в зависимости от возраста, пола и других характеристик жертвы. Особенности поведения жертвы в зависимости от социального статуса и типа личности.


Астенические состояния как реакция на экстремальную ситуацию.

Утомляемость. Пониженная продуктивность. Нарушение сна. Повышенная возбудимость. Нарушение концентрации внимания. Головокружения, обмороки, снижение аппетита.


Психологические защиты.

История становления учения о психологических защитах. Уровни организации психологической защиты. Параметры формирования психологической защиты.


Виды и особенности формирования механизмов психологической защиты.

Классификация психологических защит. Поведенческие особенности, сопутствующие действию какого-либо механизма защиты.



Характеристика основных механизмов защит.

Отрицание, вытеснение, подавление, изоляция, интроекция, проекция, рационализация, интеллектуализация, перенос, обесценивание. Сновидения. Фантазия (мечта). Уход в виртуальную реальность. Оглушение (зависимость от ПАВ). Компенсация. Идентификация. Играние роли. Регрессия. Сублимация, аскетизм, агрессия, нигилизм, идеализация, юмор, ретрофлексия.


Копинг-механизмы как стратегии совладания.

Копинг-адаптация к стрессовым ситуациям. Копинг-стратегии. Формирование копинг-стратегии.



1.6.3. Темы для самостоятельного изучения
* Количество часов соответствует номеру варианта специальности.




Наименование раздела. Тема.

Форма самостоятельной работы






















Форма контроля выполнения сам. работы

1.

Работа психолога в очаге экстремальной ситуации

Самостоятельное изучение литературы по теме

10



















Проверка конспекта

2.

Посттравматическое стрессовое расстройство: модели и диагностика

Самостоятельное изучение литературы по теме

10



















Проверка конспекта

3.

Суицидальное поведение

Составление конспекта по источникам

10



















Проверка конспекта, таблицы

4.

Синдром утраты

Самостоятельное изучение литературы по теме

10



















Проверка конспекта, библиография

5.

Вторичная травма

Составление конспекта по источникам

10



















Проверка конспекта

6.

Насилие над детьми. Оказание помощи

Составление конспекта по источникам

10



















Доклад

7.

Насилие над женщинами

Самостоятельное изучение литературы по теме

10



















Проведение семинара



1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Раздел 1. Особенности психологии поведения человека в чрезвычайных ситуациях:
Тема 1. Введение в психологию жизненных ситуаций.

Соотношение понятий «среда» и «ситуация»; соотношение объективного и субъективного в ситуации.Эмпирические исследования влияний ситуации на поведение. Понятие «личность в ситуации».



Тема 2. Нормальные и экстремальные ситуации в жизни человека.

Ситуация обыденной (повседневной) жизни; уровни сложности переживаемой человеком ситуации; чрезвычайная ситуация; безопасность личности; экстремальные условия; классификация чрезвычайных ситуаций и соответствующих им экстремальных условий.



Тема 3. Психические состояния и поведение жертв экстремальных ситуаций.

Психологические состояния, определяющие особенности поведения в опасной ситуации. Типология психических состояний жертв экстремальных ситуаций; психологическая безопасность личности: отражение опасности, регуляция поведения; отношение человека к опасным (эксвизитным, дистабилизирующим) ситуациям.

Стресс. Стадии развития стресса. Фазы адаптации при стрессе. Понятие дистресса. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Характеристики психической травмы, подвиды ПТСР, стадии формирования постстрессовых нарушений. Критерии диагностики посттравматического стрессового расстройства. Склонность к рискованному поведению. Виды риска.
Раздел 2. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях.
Тема 1. Основные механизмы психологической защиты.

Характеристика основных механизмов защит: отрицание; вытеснение; подавление; изоляция; интроекция; рационализация; интеллектуализация; перенос; обесценивание; сноведения; проекция (виды проекций); фантазия; уход в виртуальную реальность; оглушение (зависимость от ПАВ); компенсация; идентификация; играние роли; регрессия; сублимация; агрессия; аскетизм; нигилизм; идеализация; юмор; ретрофлексия; комплекс Ионы; реактивные образования.

Стратегии совладания. Копинг-адаптация к стрессовым ситуациям.

Защитные установки на уровне межличностных отношений: уход; изгнание; блокировка; управление; замирание; игнорирование.


Тема 2. Психологические последствия трудных и экстремальных ситуаций.
Раздел 3. Психологичекая помощь личности

Тема 1. Уровни организации психологической защиты

Ресурсы личности. Виды защит от внешних воздействий.Классификация психологических защит (поведенческие особенности по Р.М.Грановской).



Тема 2. Экстренная психологическая помощь

Понятие «экстренной психологической помощи», цель. Содержание и методы экстренной психологической помощи. Группы людей, нуждающихся в психологической помощи.

Антикризисная бригада, её состав. План действий антикризисной бригады

Тема 3. Психологический дебрифинг.
Раздел 4. Психология стихийного массового поведения.
Тема 1. Толпа и закономерности её поведения.

Понятия «толпа» и «группа». Циркулярная реакция и коммуникация. Виды толпы. Основное свойство толпы. Приемы управления и манипуляции.



Тема 2. Массовая паника: факторы и механизмы.

Индивидуальная и массовая паника. Факторы возникновения массовой паники. Предотвращение и ликвидация массовой паники.


Раздел 5. Проблемы суицида у подростков.
Тема 1. Суицидальные состояния у подростков.

Первая помощь при истериках, попытках суицида, тяжелых психологических травмах. Выявление учащихся и лиц, нуждающихся в психиатрической помощи. Основы помощи лицам с психическими отклонениями.



Тема I : Введение в основы психологической безопасности.

(Лекция – 2 часа)

ПЛАН

  1. Государственная стратегия национальной безопасности Российской Федерации в XXI веке.

  2. Субъекты и органы, которые имеют отношение к обеспечению безопасности РФ.

  3. Предметное поле психологии безопасности.

  4. Понятие «психология безопасности».

  5. Задача психологичекой безопасности.

  6. Понятие «безопасность человека».

  7. Классификационные характеристики психологии безопасности.

  8. Условия и факторы психологии безопасности.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. В чем заключаются особенности психологической безопасности личности, общества, государства в XXI веке?

  2. Почему возникновение феномена «безопасность» целесообразно соотнести с возникновением опасностей, угроз, рисков, вызовов цели, идеалу и ценностям?

  3. Дайте определение категории «национальная безопасность России в XXI веке.

  4. Назовите основания для становления самостоятельного научного дискурса по проблемам психологии безопасности.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Выпишите определения по теме, раскройте их содержание:

«психология безопасности»; «согласие»; «солидарность»; «сотрудничество»; «социокультурная динамика»; «социальные перемены»; «диалог»; «терпимость»; «социально-ценностные ориентиры деятельности».

Литература основная:

    1. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие под ред. Л.А.Михайлова. – СПб.: Питер, 2009. – 256с.

    2. Психологическая безопасность:учеб.пособие /Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, Т.В.Маликова, О.В.Шатрова. – М.: Дрофа, 2008. – 284с.

Литература дополнительная:

    1. В.В.Антипов Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: Владос, 2004. – 174с.

    2. И.Г.Малкина-Пых психологическая помощь в кризисных ситуациях. –М.: Эксмо, 2010. – 928с.

Тема II : Теории насилия, конфликтов, безопасности.

(Лекция – 2 часа)

ПЛАН

    1. Понятие «общая теория безопасности».

    2. Объект, предмет, структура общей теории безопасности.

    3. Теория гуманитарной безопасности.

    4. Теория природной безопасности.

    5. Теория техногенной безопасности.

Вопросы для коллективного обсуждения:

    1. Сохранилась ли практика принятия государствами решений в области безопасности исходя из национальных интересов?

    2. Что именно подразумевается под национальными интересами?

    3. Как часто эти интересы вступают в противоречие с другими интересами, как внутри государства, так и за его пределами?

    4. Какие факторы, кроме дилеммы безопасности, могут повлиять на состояние безопасности того или иного государства?

    5. Какие органы, входящие в систему ООН, оказывают воздействие на глобальную безопасность?

    6. Какие решения, принимаемые в целях обеспечения безопасности или соблюдения национальных интересов, могут восприниматься в качестве аморальных?

Задания для самостоятельной работы:

Ответьте письменно на вопросы:

    1. Какие страны недавно столкнулись с внутренними конфликтами? В чем суть этих конфликтов?

    2. Какими причинами они были вызваны, внутренними или внешними?

Литература основная:

Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие под ред. Л.А.Михайлова. – СПб.: Питер, 2009. – 256с.

Психологическая безопасность:учеб.пособие /Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, Т.В.Маликова, О.В.Шатрова. – М.: Дрофа, 2008. – 284с.

Литература дополнительная:

В.В.Антипов Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: Владос, 2004. – 174с.

И.Г.Малкина-Пых психологическая помощь в кризисных ситуациях. –М.: Эксмо, 2010. – 928с.
Тема III : Природа конфликтов в обществе. Конфликты, генезис и последствия. Причины и субъекты социальных конфликтов. Виды конфликтов.

(Лекция – 2 часа)

ПЛАН


  1. Зависимость социальной безопасности от социальной напряженности.

  2. Социальные конфликты. Виды конфликтов.

  3. Причины и субъекты социальных конфликтов.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Объясните в чем состоит зависимость между социальной безопасностью и социальной напряженностью?

  2. Каким образом влияют социальные конфликты на социальную безопасность?

  3. Какова роль переговорного процесса в урегулировании конфликтов?

Задания для самостоятельной работы:

Выписать основные понятия по теме.


Литература основная:

Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие под ред. Л.А.Михайлова. – СПб.: Питер, 2009. – 256с.

Психологическая безопасность:учеб.пособие /Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, Т.В.Маликова, О.В.Шатрова. – М.: Дрофа, 2008. – 284с.

Литература дополнительная:

В.В.Антипов Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: Владос, 2004. – 174с.

И.Г.Малкина-Пых психологическая помощь в кризисных ситуациях. –М.: Эксмо, 2010. – 928с.
Тема IV : Социально опасные группы и общности.

Факторы асоциального поведения.

(Лекция – 2 часа)

ПЛАН


  1. Понятие и виды социальных общностей. Социум как фактор организации индивидуального поведения.

  2. Понятие социальной общности, общества и социума.

  3. Поведение людей в социально неорганизованной общности.

  4. Социально организованные общности. Их классификация.

  5. Социально-психологическая организация социальных групп.

  6. Понятие о социальной группе. Классификация социальных групп.

  7. Классификация малых социальных групп.

  8. Социально-психологическая организация малой социальной группы.

  9. Показатели отклоняющегося поведения.

  10. Основные подходы к объяснению причин девиации.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Приведите примеры различных видов общностей.

  2. По каким основаниям, и по каким показателям ранжируют отклоняющееся поведение?


Литература основная:

Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие под ред. Л.А.Михайлова. – СПб.: Питер, 2009. – 256с.

Психологическая безопасность:учеб.пособие /Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, Т.В.Маликова, О.В.Шатрова. – М.: Дрофа, 2008. – 284с.

Литература дополнительная:

В.В.Антипов Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: Владос, 2004. – 174с.

И.Г.Малкина-Пых психологическая помощь в кризисных ситуациях. –М.: Эксмо, 2010. – 928с.
Тема V: Социальные движения. Факторы, влияющие на безопасность личности и общества.

(Лекция – 2 часа)

ПЛАН


        1. История возникновения термина «социальные движения».

        2. Современные социальные движения, их классификация.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. В чем различие Западных и Российских социальных движений?


Литература основная:

Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие под ред. Л.А.Михайлова. – СПб.: Питер, 2009. – 256с.

Психологическая безопасность:учеб.пособие /Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, Т.В.Маликова, О.В.Шатрова. – М.: Дрофа, 2008. – 284с.

Литература дополнительная:

В.В.Антипов Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: Владос, 2004. – 174с.

И.Г.Малкина-Пых психологическая помощь в кризисных ситуациях. –М.: Эксмо, 2010. – 928с.
Тема VI: Личность как деятельный субъект собственной безопасности.

Социальная реабилитация и социальная адаптация к новым проблемам и жизненным трудностям.

(Лекция – 2 часа)

ПЛАН


  1. Социальная адаптация и реабилитация несовершеннолетних.

  2. Социальная адаптация и реабилитация инвалидов.

  3. Социальная адаптация и реабилитация наркозависимых.

  4. Социальная адаптация и реабилитация осужденных.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Какова сущность медико-психологических и социально-педагогических

условий, при которых комплексная реабилитация воспитанников детского

дома становится реальным фактором их социальной адаптации?



Задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовьте проект плана реабилитации ребенка (подростка) по одному из видов социальных проблем.

  2. Выпишите определения. Дайте подробную характеристику:

Социализация; Социализированность; Социальная адаптация; Социальная гостиница; Социальная дезадаптация; Социальная диагностика; Социальная запущенность; Социальная защита детства

Литература основная:

Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие под ред. Л.А.Михайлова. – СПб.: Питер, 2009. – 256с.

Психологическая безопасность:учеб.пособие /Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, Т.В.Маликова, О.В.Шатрова. – М.: Дрофа, 2008. – 284с.

Литература дополнительная:

В.В.Антипов Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: Владос, 2004. – 174с.



И.Г.Малкина-Пых психологическая помощь в кризисных ситуациях. –М.: Эксмо, 2010. – 928с.
Тема VII: Психологический мониторинг различных видов опасностей и подготовленности населения к защите от них.

Применение методов психологических исследований.

(Лекция – 2 часа)

ПЛАН

  1. Психологическое исследование. Эмпирическая база и метод психологической методологии (диалектический метод, статистический метод, математический метод, метод системного анализа).

  2. Методика психологических исследований.

  3. Определение методики: процедуры, операции, технические средства.

  4. Психологический мониторинг

  5. Отчет по результатам исследования и аналитическая записка.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. В чем состоит специфика исследований психологических феноменов?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Доклад: Составление психолого-социологических прогнозов и рекомендаций по усилению безопасности в образовательном учреждении.

  2. Подберите методики для изучения социально – психологических аспектов безопасности.

Литература основная:

  1. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие под ред. Л.А.Михайлова. – СПб.: Питер, 2009. – 256с.

  2. Психологическая безопасность:учеб.пособие /Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, Т.В.Маликова, О.В.Шатрова. – М.: Дрофа, 2008. – 284с.

Литература дополнительная:

  1. В.В.Антипов Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: Владос, 2004. – 174с.

  2. И.Г.Малкина-Пых психологическая помощь в кризисных ситуациях. –М.: Эксмо, 2010. – 928с.


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
Кризисная интервенция в психологической помощи.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие «кризисной интервенции»;

  2. Стадии работы с кризисом;

  3. Базовые принципы кризисной интервенции;

  4. Понятие «фокусировка», её типы;

  5. Контрольный список вопросов (что необходимо выяснить, когда сталкиваешься с кризисом);

  6. Проведение фокусированного интервью;

  7. Экстренная психологическая помощь по телефону, её специфика.

Задание для самостоятельной работы:

  1. Выписать основные понятия по теме: «кризисная интервенция»; «фокусировка»; стадии работы с кризисом; принципы «кризисной интервенции».

  2. Объединиться в пары, подготовить проведение фокусированного интервью.

  3. Подготовить ситуацию и методику проведения кризисной интервенции по телефону

Литература по теме:

  1. Мановщиков В.Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями. - М.: Смысл, 2005.- 182с.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Оказание психологической помощи без запроса травмированного лица.

Вопросы для обсуждения:

  1. Категория лиц, нуждающихся в психологической помощи;

  2. Базовые техники консультирования;

  3. Помощь в преодолении отчуждения:социально-психологические технологии групповой работы;

  4. Приемы самостоятельной работы между встречами с психологом: дневники, письма, аффирмации;

  5. Технологии проведения индивидуальных и тренинговых занятий по оказанию психологической помощи.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Провести одну из методик диагностики;

  2. Подобрать технологии и упражнения для тренинговых занятий:

- телесно-ориентированные;

- двигательные;

- имагинативные;

- интерактивные.



Литература по теме:

  1. Осухова Н.Г.Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. - М.: «Академия», 2005 — С.-163.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Особенности психологической помощи подросткам.

Вопросы для обсуждения:

  1. Психологические особенности подросткового возраста (Акцентуации характера).

Задания для самостоятельной работы:

Литература по теме:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Особенности психологической помощи подросткам. Феномен фанатизма.

Вопросы для обсуждения:

  1. Фанатизм как психологический феномен;

  2. Разновидности фанатизма;

  3. Виды лиц с фанатическими проявленями;

  4. Категории фанатов (формалистические, формальные, фанатики «фнутреннего содержания»;

  5. Причины, провоцирующие индукцию фанатизма;

  6. Типичные элементы фанатичной психодинамики;

  7. Самоиндентификация и фанатизм.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подобрать и провести диагностику «подвержения человека навязчивым идеям».

Литература по теме:

  1. Гарифуллин Р. Опасные психологические ловушки. - Серия «Психологический практикум». Изд.»Феникс», 2005. - 281с.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Особенности психологической помощи подросткам. Безнадзорность и беспризорность.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятия «безнадзорности» и «беспризорности»;

  2. Факторы, обуславливающие появление десоциализированных несовершеннолетних;

  3. Бепризорность и безнадзорность как вариант проявления девиантного поведения;

  4. Основные формы работы с беспризорными и безнадзорными детьми и их семьями.

Задания для самостоятельной работы:

Литература по теме:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Психологическая помощь, попавшим под влияние деструктивных культов.

Вопросы для обсуждения:

  1. Психологические причины вовлечения в деструктивные религиозные культы;

  2. Религиозные организации и психотерапия;

  3. Фазы индокринации;

  4. Культовая травма и реабилитация;

  5. Методы диагностики психологических воздействий: проверка на манипулирование и контроль сознания.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подобрать и провести методики диагностики психологических воздействий.

Литература по теме:

  1. Джиамбалво К. Консультирование о выходе: семейное воздействие. Как помогать близким, попавшим в деструктивный культ. - Нижний Новгород: ННГУ, 1995. - 118с.(пер.с англ. Е.Волкова, И.Волковой).

  2. //Журнал практического психолога. Специальный выпуск.Психология деструктивных культов; профилактика и терапия культовых травм. - 2000.- №1;2.

  3. Лири Тимоти и М.Стюарта Технологии изменения сознания в деструктивных культах. - «Janusbook” и «Экслибрис». - 2002. - 224с.

  4. Хассен Стивен Освобождение от психологического насилия: деструктивные культы, контроль сознания, методы помощи. - Спб.: «прайм-Еврознак», 2001.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Информационный стресс и эффективные стратегии совладения с ним.

Вопросы для обсуждения:

  1. Причины возникновения информационного стресса, их классификация:

  • непосредственные (информационные): семантические, операциональные, временные, организационные, технические;

  • главные (субъектные): морально-нравственные, профессиональные, физиологические, психологические;

  • сопутствующие (средовые): в организации труда, в средствах труда, в условиях труда.

  1. Роль информационно — когнитивных процессов в развитии стресса.

  2. Особенности проявления информационного стресса:

  • вегето-соматические и психофизиологические реакции;

  • поведенческие реакции;

4. Механизмы регуляции информационного стресса.

5. Методы изучения информационного стресса..



Задания для самостоятельной работы:

  1. Подобрать методики исследования наличия информационного стресса.

Литература по теме:

  1. Бодров В.А. Информационный стресс: учеб.пособие для вузов. - М.: ПЕР СЭ, 2000. - 352с.

Дополнительная литература:

  1. Дикая Л.Г., Махнач А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования //Психологический журнал. - 1996. - Т.17. - №1. - С.19-34.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Мотивационные факторы феномена деструктивности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Анатомия человеческой деструктивности;

Задания для самостоятельной работы:

Литература по теме:

  1. Лысак И.В. Человек-разрушитель: деструктивная деятельность человека как социокультурный феномен. - Таганрог, Изд.-во ТРТУ, 1999.

  2. Лысак И.В. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности современного человека. Рн/Д-Таганрог.: СКНЦ ВШ, Изд.-во ТРТУ, 2004.

  3. Маслоу А. Мотивация и личность . - СПб.: Евразия, 2001.

  4. Фромм Э. «Анатомия человеческой деструктивности». - М.: Республика, 1994.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Психологические аспекты ведения переговоров с террористами.

1. Структура и этапы переговорного процесса.


1.8 Учебно – методическое обеспечение дисциплины:
1.8.1 Список литературы по курсу .
Литература основная:

  1. Психологическая защита в чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие под ред. Л.А.Михайлова. – СПб.: Питер, 2009. – 256с.

  2. Психологическая безопасность:учеб.пособие /Л.А.Михайлов, В.П.Соломин, Т.В.Маликова, О.В.Шатрова. – М.: Дрофа, 2008. – 284с.

  3. В.В.Антипов Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: Владос, 2004. – 174с.

  4. И.Г.Малкина-Пых психологическая помощь в кризисных ситуациях. –М.: Эксмо, 2010. – 928с.

  5. Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения: Толпа, слухи, политические и рекламные кампании. - М.: «Академия», 2005. - 160с.

  6. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. - М.: «Академия», 2005. - 288с.


Литература дополнительная:

  1. Джиамбалво К. Консультирование о выходе: семейное воздействие. Как помогать близким, попавшим в деструктивный культ. - Нижний Новгород: ННГУ, 1995. - 118с.(пер.с англ. Е.Волкова, И.Волковой).

  2. //Журнал практического психолога. Специальный выпуск.Психология деструктивных культов; профилактика и терапия культовых травм. - 2000.- №1;2.

  3. Лири Тимоти и М.Стюарта Технологии изменения сознания в деструктивных культах. - «Janusbook” и «Экслибрис». - 2002. - 224с.

  4. Хассен Стивен Освобождение от психологического насилия: деструктивные культы, контроль сознания, методы помощи. - Спб.: «прайм-Еврознак», 2001.



    1. Материально – техническое обеспечение дисциплины.

Перечень электронных учебников и пособий:



Каталог: umu-umk -> %D0%95%D0%A4%D0%9A%D0%B8%D0%91%D0%96%D0%94 -> 050104.65%20%D0%91%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8
050104.65%20%D0%91%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8 -> Учебно-методический комплекс дисциплины шифр дисциплины фтд. 4 Психологическая безопасность образовательной среды
050104.65%20%D0%91%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8 -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 25 (зфо), сд. Р. 4 (Офо, зфо), сд. Р. 2 (Офо) особенности психологии поведения человека
050104.65%20%D0%91%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8 -> Учебно-методический комплекс дисциплины внеклассная работа по основам безопасности жизнедеятельности шифр дисциплины фт
%D0%95%D0%A4%D0%9A%D0%B8%D0%91%D0%96%D0%94 -> Учебно методический комплекс дисциплины педагогика: история педагогики и образования
050104.65%20%D0%91%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8 -> Учебно-методический комплекс дисциплины шифр дисциплины сд. 12 Социология безопасности
%D0%95%D0%A4%D0%9A%D0%B8%D0%91%D0%96%D0%94 -> Учебно-методический комплекс дисциплины педагогика и психология: педагогика
050104.65%20%D0%91%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%20%D0%B6%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8 -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 Трудный подросток


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница