Учебно-методический комплекс дисциплины сд 4 «Психология детей с нарушениями зрения»



страница1/10
Дата27.04.2016
Размер0.91 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

СД 4 «Психология детей с нарушениями зрения»

(детская тифлопсихология)

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


050717Специальная дошкольная педагогика и психология (ОФО, ЗФО)



Утверждено на заседании кафедры

СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

    1. Автор программы: Санташова Олеся Владимировна старший преподаватель кафедры СПиСП.


1.2 Рецензенты:

ст. преподаватель СПиП МГПУ Пельтихина Юлия Валерьевна,

учитель-дефектолог СКОШ №58 Калач Марина Григорьевна.
1.3 Пояснительная записка:

Содержание курса «Психология детей с нарушениями зрения (детская тифлопсихология)» опирается на классические и современные исследования отечественной и зарубежной детской и возрастной психологии, тифлопсихологии, межпредметные связи с общей и специальной психологией, психолингвистикой, специальной (коррекционной) педагогикой, тифлопедагогикой и другими науками.

Тифлопсихология готовит педагога-дефектолога к работе с детьми, имеющими первичные нарушения зрения, позволяет познакомиться со спецификой и потенциалом психического и личностного развития обозначенной категории лиц.

Цель курса: содействие формированию профессиональной компетентности будущих специалистов в вопросах психологического сопровождения процессов развития, воспитания, обучения и коррекции нарушений психического и личностного развития детей с нарушенным зрением.

Изучаемая дисциплина ориентирована на освоение психодиагностической, коррекционно-развивающей и психопрофилактической деятельности педагога-психолога в области специального образования, что обеспечивается реализацией следующих основных задач:


  1. познакомить студентов с закономерностями и особенностями психического развития детей с нарушенным зрением;

  2. сформировать представления о методах изучения специфики психического развития детей данной категории;

  3. способствовать усвоению содержания и освоению технологий психодиагностической, коррекционно-развивающей и психопрофилактической деятельности в целостном образовательном процессе работы с детьми с нарушенным зрением;

  4. содействовать формированию умений психолого-педагогической деятельности с обозначенной категорией детей.

В результате изучения дисциплины «Психология детей с нарушениями зрения»:

Студенты должны знать:

  • особенности психического развития детей младенческого, раннего, дошкольного возраста с нарушенным зрением;

  • структуру отклоняющегося развития детей с нарушенным зрением;

  • принципы построения классификаций обозначенной категории детей;

  • особенности личности, эмоционально-волевой сферы, общения, деятельности и поведения детей с нарушенным зрением;

  • методы и приемы изучения и коррекции нарушенных психических функций.

Студенты должны уметь:

  • анализировать теоретические и прикладные исследования в области детской тифлопсихологии;

  • применять для изучения детей с нарушенным зрением следующие методы: анализ истории развития ребенка; наблюдение и анализ поведение ребенка в нерегламентированных и регламентированных видах деятельности; экспериментальное изучение его развития; анализ результатов изучения ребенка;

  • проектировать содержание и методы коррекционно-развивающей и психопрофилактической деятельности;

  • составлять психолого-педагогическую характеристику на ребенка.

Студенты должны приобрести навыки:

  • подбора диагностического инструментария;

  • составления и заполнения протоколов обследования;

  • анализа медицинской и психолого-педагогической документации на ребенка.

Студенты должны иметь опыт:

  • подбора и оформления диагностического и дидактического материала для проведения обследования и коррекционно-развивающей работы с ребенком;

  • проектирования содержания и подбора методов коррекционно-развивающей и психопрофилактической деятельности;

  • участия в деятельности психолого-медико-педагогического консилиума дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида.


Ссылки на авторов и программы:

УМК «Психология лиц с нарушениями зрения» Полюсовой Н. И., старший преподаватель кафедры СПиСП ППИ, МГГУ.




    1. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), включающее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка).

Сенсорный дефект. Проблема отражения при сужении сенсорной сферы. Зависимость развития психики от состояния зрительных функций. Психические процессы при дефектах зрения: ощущения, восприятие, представления, память, мышление, внимание, воображение, пространственная ориентация при нарушениях функции зрения. Личность и деятельность при дефектах зрения. Психические особенности развития при дефектах зрения в раннем и дошкольном возрасте. Готовность к обучению в школе.



1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):



№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1

050716 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

3

5,6

160

90

40

50

-

70

экзамен

2

050716 «Специальная дошкольная педагогика и психология» ЗФО

3

6

160

10

6

4

-

150

экзамен



1.6 Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Всего

ауд.


ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

раб.


Всего

ауд.


ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

раб.


Всего

ауд.


ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

раб.


Раздел 1. Теоретико-методологические основы тифлопсихологии.

1

Тифлопсихология как раздел специальной психологии

6

2

2




2

8

2







6
















2

Классификация детей с нарушенным слухом.

6

2

2




2

8

2







6
















3

Коррекция и компенсация в психическом развитии лиц с

нарушениями зрения.



6

2

2




2

8

2







6
















Раздел 2. Особенности познавательных процессов при нарушениях зрения.

4

Особенности ощущений при нарушениях зрения.

10

2

4




4

10










8
















5

Формирование чувственных образов восприятия при нарушениях зрения.

8

2

2




4

10










8
















6

Особенности формирования представлений у лиц с нарушениями зрения.

8

2

2




4

8










8
















7

Особенности психомоторного развития детей раннего возраста с глубокими нарушениями зрения.

8

2

2




4

8










8
















8

Пространственная ориентация при нарушениях зрения.

10

2

4




4

10










8
















9

Специфические особенности развития памяти лиц с нарушениями зрения.

8

2

2




4

8










8
















10

Особенности развития мышления у лиц с нарушениями зрения.

10

2

4




4

10










8
















11

Внимание при глубоких нарушениях зрения.

10

2

4




4

8










8
















12

Особенности развития воображения лиц с нарушениями зрения.

8

2

2




4

8










8
















13

Развитие речи и неязыковых средств общения лиц с нарушениями зрения.

10

2

4




4

10










8
















Раздел 3. Своеобразие личностного развития лиц с нарушениями зрения.

14

Особенности эмоционально-волевой сферы при нарушениях зрения.

8

2

2




4

10










8
















15

Психолого-педагогические условия формирования личности и межличностных отношений у детей с нарушениями зрения.

8

2

2




4

10




2




8
















16

Проблемы социализации и интеграции лиц с нарушениями зрения.

12

4

4




4

6










6
















Раздел 4. Своеобразие развития деятельности лиц с нарушенным зрением.

17

Особенности развития предметной деятельности детей с нарушениями зрения.

6

2

2




2

6










6
















18

Своеобразие игровой деятельности у детей с нарушениями зрения.

8

2

2




4

8




2




6
















19

Специфические аспекты готовности детей с нарушенным зрением к обучению в школе

8

2

2




4

6










6



















ИТОГО:

90

40

50




70

10

6

4




150
















Вариант 1 для специальности: 05.07.16.00 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

Вариант 2 для специальности: 05.07.16.00 «Специальная дошкольная педагогика и психология» (ЗФО)

1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Раздел 1. Теоретико-методологические основы тифлопсихологии.



Тема 1. тифлопсихология как раздел специальной психологии.
Тема: классификация детей с нарушенным зрением.
Тема 4. особенности ощущений при нарушениях зрения.
Тема 6. особенности формирования представлений у детей с нарушениями зрения.
Тема 9. специфические особенности развития памяти детей с нарушениями зрения.
Тема 13. развитие речи и неязыковых средств общения детей с нарушениями зрения.
Тема 15. психолого-педагогические условия формирования личности имежличностных отношений у детей с нарушениями зрения.
Тема 18. своеобразие игровой деятельности у детей с нарушениями зрения.

Каталог: umu-umk -> %D0%9F%D0%9F%D0%98 -> 050717.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
050717.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 5 «Психология лиц с умственной отсталостью»
050717.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 1 (СД. Ф. 1)«Психология детей с нарушениями интеллекта
050717.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 13 «Воспитание и обучение детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» сд. Ф. 13 «Воспитание и обучение детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ода)»
050717.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 20 Методика обучения труду
050717.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд 14 «Воспитание и обучение детей с нарушением слуха (дошкольная сурдопедагогика)» сд. Ф. 14 «Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха
050717.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд 13 «Патопсихология» ддс. Ф. 9 «Патопсихология»
050717.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В «Проблемы агрессивности умственно отсталых детей»
050717.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 16 Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи
050717.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 6 (ДД. С. Ф. 4) «Психология лиц с нарушениями зрения»
050717.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В. 1 «основы кинезиологии»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница