Учебно-методический комплекс дисциплины сд 14 «Воспитание и обучение детей с нарушением слуха (дошкольная сурдопедагогика)» сд. Ф. 14 «Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха



страница1/19
Дата22.02.2016
Размер3.62 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД 14 «Воспитание и обучение детей с нарушением слуха (дошкольная сурдопедагогика)»

СД.Ф.14 «Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха (дошкольная сурдопедагогика)»
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
05.07.17 «Специальная дошкольная педагогика и психология» (ОФО, ЗФО

05.07.17 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп.спец. Специальная психология



Утверждено на заседании кафедры

СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: Яшина Е.В., старший преподаватель кафедры СПиСП.
1.2 Рецензенты: к.псх.н., доцент кафедры СПиСП Кобзева О.В., учитель МРЗ, дефектолог СКОШИ № 3 Горожанкина Г.Б.
1.3 Пояснительная записка:

Курс «Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха (дошкольная сурдопедагогика)» изучается в шестом семестре третьего года обучения студентами специальности 05.07.17– «Специальная дошкольная педагогика и психология», относится к циклу дисциплин предметной подготовки федерального компонента. Изучение данной дисциплины опирается на курсы «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи у детей», «Теория и методика воспитания», «Основы специальной дошкольной психологии и педагогики», «Психология детей с нарушениями слуха (детская сурдопсихология)».

Цель курса: содействие знакомству будущих педагогов-дефектологов с содержанием и организацией воспитания и обучения детей с нарушениями слуха.

Задачи курса:

– способствовать дальнейшему формированию представления об особенностях развития дошкольников с нарушениями слуха;

– познакомить с существующей системой педагогической помощи детям с нарушениями слуха;

– раскрыть специфику организации и содержания коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях компенсирующего вида, в семье, а также в условиях интегрированного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях;

– содействовать формированию умений анализировать программно-методическую литературу, занятия и другие формы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха


Студенты должны знать:

  • предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики как самостоятельной науки;

  • историю становления дошкольной сурдопедагогики как науки и этапы развития системы специального обучения и воспитания детей с нарушениями слуха в России, Западной Европе и США;

  • особенности психолого-педагогической характеристики детей с нарушениями слуха младенческого, раннего и дошкольного возраста;

  • специфику отбора в дошкольные учреждения детей с нарушениями слуха;

  • профессиональную характеристику дошкольного сурдопедагога, его взаимодействие с другими специалистами, осуществляющими коррекционно-развивающую работу с детьми с нарушениями слуха;

  • технологию и методы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха, специфику работы по развитию речи, развитию слухового восприятия и обучению произношению детей с нарушениями слуха, о специфику слухоречевой реабилитации детей с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации;

  • задачи, направления, содержание, методы, педагогические условия физического воспитания, формирования различных видов детской деятельности; особенности работы по умственному развитию, по социально-личностному развитию, по эстетическому воспитанию дошкольников с нарушениями слуха; особенности работы в группах для детей со сложным дефектом;

  • специфику организации обучения детей с незначительным снижением слуха; особенности подготовки к школе детей с нарушениями слуха, использования технических средств и компьютерных технологий в обучении детей с нарушениями слуха.

  • проблемы и преимущества интеграции детей с нарушениями слуха в общеразвивающие дошкольные учреждения;

  • задачи, содержание, организацию воспитания в семье детей с нарушениями слуха.

Студенты должны уметь:

- наблюдать и анализировать педагогический процесс;

- обобщать передовой педагогический опыт и использовать его достижения в собственной педагогической деятельности;

- рационально организовывать педагогический процесс, основанный на комплексном взаимодействии всех его участников (сурдопедагога, воспитателя, учителя-дефектолога, психолога, социального педагога, учащихся);

- планировать учебно-воспитательную деятельность с учетом особенностей ее организации в различных условиях;

- проводить педагогическое обследование слуховой функции, произносительной стороны речи;

- пользоваться специфическими средствами общения с глухими и слабослышащими учащимися (дактильная форма словесной речи, жестовая речь);

- составлять отчет об организационных аспектах деятельности ДОУ для детей с нарушениями слуха, вести фотозапись как основу для последующего анализа занятия, анализировать специфику построения и содержания занятия, работать с документами программного характера, отражающими специфику умственного и социально-нравственного воспитания.

- рационально организовывать коррекционную работу по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи с учетом состояния нарушенной слуховой функции, возможностей восприятия и воспроизведения устной речи, индивидуальных особенностей учеников;

Студент должен владеть навыками:

- организации учебно-воспитательной работы в ДОУ и школах I-II вида

- составления конспектов фронтальных занятий с детьми с нарушениями слуха.
Ссылки на авторов и программы:

УМК «Методика обучения произношению детей с нарушениями слуха» Яшиной Е. В. старший преподаватель кафедры СПиСП ППИ, МГГУ.


1.4 Извлечение из ГОС ВПО.
Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики. Воспитание и обучение детей раннего и дошкольного возраста в семье. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха. Задачи, принципы и методы воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников. Организация работы в специальных дошкольных учреждениях. Физическое воспитание. Формирование деятельности. Развитие речи. Развитие слухового восприятия и обучение произношению. Умственное воспитание дошкольников с нарушениями слуха. Социальное воспитание. Эстетическое воспитание. Подготовка дошкольников с нарушениями слуха к школе. Использование технических средств в обучении детей с нарушениями слуха. Возможности использования компьютерных технологий.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):



№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетност)




Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1

05.07.17 Специальная дошкольная педагогика и психология

3

6

150

72

36

36

-

78

зачет

2

05.07.17 Специальная дошкольная педагогика и психология (ЗФО)

3

5

150

8

4

4




142

зачет


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:



Вариант 1 05.07.17 Специальная дошкольная педагогика и психология

Названия разделов и тем


Всего часов по учебному плану


Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, в том числе

Самостоя-тельная работа

лекции

Практ. занятия, семинары

Лабор. работы

Раздел 1. Общие вопросы дошкольной сурдопедагогики

1. Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики

2

1

1




2

2. История дошкольной сурдопедагогики

2

1

1




4

Раздел 2. Система педагогической помощи детям с нарушениями слуха

3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха младенческого, раннего и дошкольного возраста

4

2

2




4

4. Отбор в дошкольные учреждения детей с нарушениями слуха

2

1

1




4

5. Воспитание в семье детей с нарушениями слуха

4

2

2




4

6. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха

2

1

1




4

7. Интеграция детей с нарушениями слуха в общеразвивающие дошкольные учреждения

2

1

1




2

8. Задачи и принципы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха

2

1

1




2

9. Технология и методы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха

2

1

1




2

10. Профессиональная характеристика дошкольного сурдопедагога

2

1

1




2

Раздел 4. Организация, содержание и методы коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха

11. Физическое воспитание дошкольников с нарушениями слуха

4

2

2




4

12. Формирование различных видов деятельности дошкольников с нарушениями слуха

4

2

2




4

13. Развитие речи дошкольников с нарушениями слуха

4

2

2




4

14. Развитие слухового восприятия и обучение произношению

4

2

2




4

    15. Слухоречевая реабилитация детей с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации

4

2

2




4

16. Умственное развитие детей с нарушениями слуха

4

2

2




4

17. Социально-личностное развитие детей с нарушениями слуха

2

1

1




2

18. Эстетическое воспитание детей с нарушениями слуха

4

2

2




4

19. Особенности работы в группах для детей со сложным дефектом

4

2

2




4

20. Организация обучения детей с незначительным снижением слуха

4

2

2




4

21. Подготовка к школе детей с нарушениями слуха

4

2

2




4

22. Использование технических средств в обучении детей с нарушениями слуха

4

2

2




4

ИТОГО:

72

36

36




78

Вариант 2 05.07.17 Специальная дошкольная педагогика и психология (ЗФО)



Названия разделов и тем


Всего часов по учебному плану


Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, в том числе

Самостоя-тельная работа

лекции

Практ. занятия, семинары

Лабор. работы

Раздел 1. Общие вопросы дошкольной сурдопедагогики

1. Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики

1

1







11

2. История дошкольной сурдопедагогики

1

1







11

Раздел 2. Система педагогической помощи детям с нарушениями слуха

3. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха младенческого, раннего и дошкольного возраста

1

1







6

4. Отбор в дошкольные учреждения детей с нарушениями слуха

1

1







6

5. Воспитание в семье детей с нарушениями слуха

1




1




6

6. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха

1




1




6

7. Интеграция детей с нарушениями слуха в общеразвивающие дошкольные учреждения

1




1




6

8. Задачи и принципы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха

1




1




6

9. Технология и методы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями слуха













6

10. Профессиональная характеристика дошкольного сурдопедагога













6

Раздел 4. Организация, содержание и методы коррекционно-педагогической работы в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха

11. Физическое воспитание дошкольников с нарушениями слуха













6

12. Формирование различных видов деятельности дошкольников с нарушениями слуха













6

13. Развитие речи дошкольников с нарушениями слуха













6

14. Развитие слухового восприятия и обучение произношению













6

    15. Слухоречевая реабилитация детей с нарушениями слуха после кохлеарной имплантации













6

16. Умственное развитие детей с нарушениями слуха













6

17. Социально-личностное развитие детей с нарушениями слуха













6

18. Эстетическое воспитание детей с нарушениями слуха













6

19. Особенности работы в группах для детей со сложным дефектом













6

20. Организация обучения детей с незначительным снижением слуха













6

21. Подготовка к школе детей с нарушениями слуха













6

22. Использование технических средств в обучении детей с нарушениями слуха













6

ИТОГО:

8

4

4




142

1.6.2 Содержание разделов дисциплины.



Раздел 1. Теоретические основы дошкольной сурдопедагогики.
Раздел 1. Общие вопросы дошкольной сурдопедагогики

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница