ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет»
(МГПУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
СД.07 Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика)
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
040101 Социальная работа
Утверждено на заседании кафедры
социальной педагогики и социальной работы
социально-гуманитарного факультета
(протокол № 1 от 12 сентября 2008 г.)
Зав. кафедрой _______________В.Р. Рыбкин
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
-
Автор – составитель программы: Т.Д. Тегалева, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы.
1.2. Рецензенты: к. п. н. Тишулина С.Г., МГПУ; Штылева М.В., главный специалист Управления по общественным связям Правительства Мурманской области.
-
Пояснительная записка
Социальная педагогика – отрасль педагогики, исследующая воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей, осуществляемое как в организациях, специально для этого созданных, так и в организациях, для которых воспитание не является основной функцией.
Курс «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика)» - является важнейшей частью общей системы психолого-педагогической подготовки студентов, обучающихся в педагогическом университете по специальности «040101 - Социальная работа».
Цель курса «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика)»: вооружение будущих специалистов по социальной работе знаниями теоретических основ современной педагогической науки и умениями, необходимыми для эффективной организации социально-педагогической деятельности в системе учреждений образования (специальных дошкольных и школьных учреждений); центрах помощи семье и детям, учреждениях социальной и трудовой реабилитации и др.); в системе учреждений социального обслуживания, здравоохранения, армии, правоохранительных органов.
Задачи курса:
- дать студентам представление о социальной педагогике в объеме, необходимом для реализации ими своей профессиональной деятельности;
- раскрыть условия и задачи, содержание и технологию социально-педагогической работы в системе учреждений образования и социального обслуживания;
- развивать у студентов умение видеть и решать проблемы, возникающие в сфере социальной работы.
Студент, изучивший дисциплину должен знать:
- виды педагогической деятельности в системе социальной работы;
- содержание и технологию социально-педагогической работы в системе учреждений образования и социального обслуживания;
- основные направления исследований в социальной педагогике.
Студент, изучивший дисциплину должен уметь:
- анализировать социально-педагогические явления;
- проектировать социально-педагогическое взаимодействие в системе социальной работы;
- применять технологии социально-педагогической работы в профессиональной деятельности.
В данном курсе находят развитие многие положения, сформулированные ранее при изучении ряда социальных дисциплин. Тем самым осуществляется определённое обобщение учебного материала, его фокусирование вокруг главных смысловых узлов профессии социального педагога.
Учебный план предусматривает, кроме чтения лекций, проведение практических занятий, которые служат для выработки у обучающихся основных социально-педагогических умений и навыков в социальной работе. Выполнение специальных практических заданий, изучение профессионального опыта позволяет осмыслить и освоить основные методы педагогической деятельности в системе социальной работы.
По итогам курса — экзамен.
При разработке курса были использованы: программа дисциплины, утвержденная председателем Совета УМО по специальностям педагогического образования, член-корр. РАН, академиком РАО В.Л. Матросовым; материалы Ассоциации социальных педагогов и социальных работников; учебные программы по социальной педагогике (В.Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, Л.Я. Елисеевой, И.А. Липского, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика, Ф.А. Мустаевой, В.А.Никитина, Р.В. Овчаровой, С.А. Расчетиной, В.А. Сластёнина, В.Г.Степанова и др.) и др.
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности: «040101 Социальная работа».
1.4. Извлечение из ГОС ВПО
Специальность - «040101 социальная работа». Квалификация: специалист.
«Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика)» (общее количество часов - 162).
Место, роль, виды и типы педагогической деятельности в системе социальной работы; педагогические требования к личности и деятельности социального работника.
Формы, направления, принципы и содержание педагогической деятельности в учреждениях социального обслуживания, здравоохранения, образования, армии, правоохранительных органов.
Содержание и методика педагогической работы в специальных дошкольных и школьных учреждениях, в центрах помощи семье и детям, учреждениях социальной и трудовой реабилитации по месту жительства, с различными группами населения.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:
(Социально-гуманитарный факультет (дневная форма обучения)
№
|
Шифр и наименован. специальнос.
|
курс
|
семестр
|
трудоемкость
|
Всего ауд.
|
ЛК
|
ПР
|
ЛБ
|
СР
|
Виды итогового контроля
(форма отчетности)
|
1.
|
«040101 -
Социальная работа»
|
5
|
9
|
162
|
70
|
30
|
40
|
0
|
92
|
экзамен
| -
. Содержание дисциплины
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)
Примерное распределение учебного времени для студентов, обучающихся по специальности «040101 - Социальная работа» (дневная форма обучения)
№
п/п
|
Наименование раздела, темы
|
Количество часов
|
Труд.
|
Ауд.
|
ЛК
|
ПР
|
СР
|
1.
|
Раздел 1. Место, роль, виды и типы педагогической деятельности в системе социальной работы
|
20
|
8
|
4
|
4
|
12
|
2.
|
Тема 1. Предмет, задачи курса «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика)»
|
10
|
4
|
2
|
2
|
6
|
3.
|
Тема 2. Введение института социальных педагогов и социальных работников в России
|
10
|
4
|
2
|
2
|
6
|
4.
|
Раздел 2. Содержание и методика социально-педагогической работы в учреждениях образования
|
71
|
32
|
14
|
18
|
39
|
5.
|
Тема 3. Методы педагогической деятельности в структуре социальной работы
|
10
|
4
|
2
|
2
|
6
|
6.
|
Тема 4. Формы организации педагогической деятельности в структуре социальной работы
|
10
|
4
|
2
|
2
|
6
|
7.
|
Тема 5. Содержание и методика социально-педагогической работы в специальных дошкольных и школьных учреждениях
|
20
|
10
|
4
|
6
|
10
|
8.
|
Тема 6. Содержание и методика социально-педагогической работы в учреждениях дополнительного образования
|
11
|
4
|
2
|
2
|
7
|
9.
|
Тема 7. Содержание и методика социально-педагогической работы в учреждениях интернатного типа
|
20
|
10
|
4
|
6
|
10
|
10.
|
Раздел 3. Содержание и методика социально-педагогической работы в системе социальной работы (учреждениях социального обслуживания, здравоохранения, правоохранительных органов, армии)
|
71
|
30
|
12
|
18
|
41
|
11.
|
Тема 8. Методика и технологии социально-педагогической деятельности с семьёй
|
18
|
8
|
4
|
4
|
10
|
12
|
Тема 9. Методика и технологии социально-педагогической деятельности с детьми «группы риска»
|
18
|
6
|
2
|
4
|
12
|
13.
|
Тема 10. Содержание и методика социально-педагогической работы по месту жительства
|
13
|
6
|
2
|
4
|
7
|
14.
|
Тема 11. Содержание и методика социально-педагогической работы в учреждениях здравоохранения
|
12
|
6
|
2
|
4
|
6
|
15.
|
Тема 12. Содержание и методика социально-педагогической работы в учреждениях правоохранительных органов, армии
|
10
|
4
|
2
|
2
|
6
|
16.
|
ИТОГО:
|
162
|
70
|
30
|
40
|
92
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |