Учебно-методический комплекс дисциплины Риторика Профессиональное общение с открытой аудиторией Для студентов факультета журналистики



Скачать 298.32 Kb.
Дата25.04.2016
Размер298.32 Kb.
ТипПрограмма


Учебно-методический
комплекс дисциплины

Риторика

Профессиональное общение
с открытой аудиторией

Для студентов факультета журналистики

Москва
Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2008
УТВЕРЖДЕНО

кафедрой теории и практики

периодической печати

А в т о р - с о с т а в и т е л ь – канд. филол. наук, доц. М.И. Шостак



Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика. Профессиональное общение с открытой аудиторией». – М.: ИМПЭ им. А.С. Гри­боедова, 2008. – 10 с.
Курс лекций и практических занятий знакомит с основными правилами риторики, помогает формированию навыков публичного общения с «открытой аудиторией». Цель курса – дать практические наставления и рекомендации по подготовке публичного выступления, не опосредованного техническими средствами передачи речи (радио, телевидение). Овладение приемами и методами одного из направлений устных коммуникаций способствует повышению уровня профессионализма журналистов.

Подготовлен на факультете журналистики.



Программа соответствует требованиям
Государственного образовательного стандарта

© Шостак М.И., 2008


1. Характеристика дисциплины


Соответственно требованиям к уровню подготовки дипломированных специалистов по специальности «Журналистика» данная дисциплина представляет необходимые для будущих журналистов и рекламных деятелей знания о современном состоянии, проблемах и тенденциях развития устных коммуникаций. Особенность изучения дисциплины состоит в большем акценте на коммуникативные аспекты риторики в отличие от стилистических аспектов устного выступления, доминирующих в традиционных формах преподавания риторики в сфере общегуманитарного образования.

При подготовке курса была учтена корректировка традиционных рекомендаций классической риторики (относительно поведения оратора, его взаимоотношений с аудиторией), предложенная теоретиками «неориторики» в середине ХХ века в связи с общим контекстом изменившейся социально-политической обстановки в обществе.

Дисциплина имеет как теоретическое, так и прикладное значение; она знакомит слушателей с основами профессионального общения с открытой аудиторией, обращая внимание на своеобразие работы современных ораторов, на строгую коррекцию выступлений с учетом их определенной аудиторной направленности.

Предусматривается и самостоятельная работа студентов по изучению теоретического материала, образцов речей и по подготовке собственных учебных выступлений перед открытой аудиторией.

Лекционный курс строится следующим образом: вначале дается общее представление о месте и задачах риторики в современном обществе, вводятся ведущие понятия теории риторики, затем внимание обращается на дифференциацию типов и видов речей, на отличия в работе ораторов; затем несколько лекций и семинарских занятий посвящается изучению этапов подготовки и оформления речей; далее рассматриваются пути совершенствования общения с аудиторией, коррекция речи непосредственно во время выступления, возможности импровизации, диалога и полемики.

2. Цель и задачи дисциплины


Навыки профессионального общения, необходимые для будущих журналистов, предполагают владение приемами «коммуникативных шагов» как опосредованных (при помощи социологических опросов, электронных каналов и пр.), так и непосредственных – владение приемами работы «глаза в глаза», что означает, помимо интервьюирования, также умение обращаться к группе слушателей, объединенных ситуацией, то есть работать с открытой аудиторией.

Журналисты, не будучи профессиональными ораторами, в состоянии использовать определенный минимумом навыков риторики, чтобы технологически грамотно, а порой и творчески, действовать в ряде случаев, связанных с собственными профессиональными задачами. Данный курс лекций и семинарских занятий – ступень к изучению ораторского мастерства именно в ракурсе целей и возможностей журналистики как публичной профессии и как творческой работы, связанной с профессиональным общением.


3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Курс лекций, семинарских и практических занятий сосредоточен на практических рекомендациях по подготовке публичных речей. Его задача заключается в том, чтобы выработать у студентов навыки выступлений перед аудиторией непосредственно, без помощи телеэкрана или радио. Курс построен таким образом, что внимание сосредоточивается и на тщательной подготовке речей, и на возможностях импровизации во время выступления. Ряд рекомендаций и упражнений направлен на то, чтобы преодолеть психологические барьеры, возможные укореняющиеся недостатки устной речи, развить в начинающем ораторе чувство взаимообщения со слушателями и чувство ответственности за результат выступления. Знание основ ораторского искусства необходимо каждому, кто участвует в общественной жизни. Сделать свое выступление перед аудиторией наиболее убедительным, выразительным и доходчивым студенты учатся на примерах, при обсуждениях чужих и собственных речей на практических занятиях. Даются советы в помощь изучению характера аудитории, ее запросов, а также советы по определению задач и целей выступления, его разработке, по проблемам содержания и формы, поведения оратора, совершенствования речей в стадии оперативной самокоррекции непосредственно во время выступления.

  1. Содержание дисциплины




ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННЫХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ



Тема 1. Речь как сфера общения. Речевое воздействие

Коммуникативный, информативный и психологический аспекты публичных речей. Дополнительные каналы информирования. Риторы и ораторы. Факторы «полезности» и «зрелищности». Социальное общение как главная функция речей. Риторика как общественная практическая деятельность.

Нравственно-учительская, проповедническая, политическая линии риторики в разные исторические моменты становления государств, религий, формаций. Воздействие как базисный фактор речевой коммуникации. Неориторика ХХ века теория оптимизации речевой коммуникации.

Опосредованные и непосредственные устные коммуникации в современной системе средств массовой коммуникации. Журналистика, реклама и система PR в их связи с речевой деятельностью. Роль устного выступления в деловом общении, на разных этапах политической и деловой карьеры.

Речь-монолог (выступление политика, деловое сообщение, презентация). Состязательное публичное выступление: политические дебаты, судебная риторика, диалог в деловом общении. Важность навыков публичного общения для решения коммуникативных задач в современном мире.
Тема 2. «Открытая аудитория». Типы речей

Особенности и коммуникативные возможности открытой аудитории. Понятие «коллективного чувства». Групповое внушение. Эффект подражательства. Клакерство. Коммуникационная обстановка. Основные, групповые, злободневные и конкретные интересы аудитории. Исследование интересов. Объединенные интересы.

Понятие «ожидания аудитории». Типы речей в соответствии с ожиданиями аудитории. Варианты установок оратора. Информативные речи и их особенности. Поведение аудитории, степень активности слушателей. Особые соображения при подготовке речи. Возможности импровизации в предметных и обучающих выступлениях.

Ситуативные выступления – «речи по поводу» и их особенности. Эффекты «эмоциональной волны» и «ожидания конца». Особенности стиля и ритма. Развлекательные выступления: спичи, тосты, публичная реплика как разновидности ситуативных речей.

Убеждающие речи, их специфика. Состояние аудитории, возможности активизации слушателей. Варианты целевых установок (убедить, переубедить, воодушевить и пр.). Смешанные варианты публичных выступлений.

Учебные задания к семинарскому занятию по темам 1 и 2

Вопросы для обсуждения

Характеристики публичной речи



  1. Дополнительные каналы информирования.

  2. Типы речей в связи с ожиданиями аудитории.


Задание. Рассмотреть пример информативной речи (предложенной преподавателем). Подготовить собственную заявку (придумать тему, охарактеризовать интересы и ожидания аудитории).
Тема 3. Подготовка речи: сбор материала и план выступления

Выбор темы. Уместность темы, ее соотнесение с основными, групповыми, злободневными и конкретными интересами аудитории. Проблема новизны. Решение вопроса о цели речи (воодушевить, развлечь, убедить, информировать) и о типе публичного выступления.

Критическое освоение и организация материала. Коррекция установки и уточнение задач в связи с ожиданиями аудитории. Выбор формы (типа речи). Ограничение темы в пространстве и во времени. Рейтинг главных составляющих. Уточнение направления разработки темы.

Ведущий тезис и его оформление. Разделы будущей речи. Первый результат работы в виде ключевых слов.

Систематизация идей. Работа с тезисами. Их подкрепление: логические и психологические доводы: Разработка аргументации и проверка аргументов.

Тема 4. Вспомогательный материал для речи

Виды определений. Определения непривычных терминов. Определения слов, имеющих особый смысл в выступлении оратора.

Сравнения в устном тексте. Виды сравнений и их характеристики. Пример и подробность. Пример-факт и пример-предположение. Шуточный пример в тексте оратора.

Обыгрывание цифры и цитаты. Разновидности ссылок: ссылка на авторитет, на общественное мнение, «на ближнего», на опыт аудитории и пр. Повторения и работа над ними; повторения точные и видоизмененные; определения в роли повторений; пример в роли повторения. Необходимые иллюстрации.


Учебные задания к семинарскому занятию по темам 3 и 4

Вопросы для обсуждения

              1. Основные этапы подготовки речи.

              2. Работа над тезисами.

              3. «Ключевые слова» и афористика.

              4. Вспомогательный материал речи.



Задание 1. Самостоятельно разработать план тезисов информативного выступления по выбранной теме (с последующим обсуждением в группе).

Задание 2. Подготовить заявку на ситуативную речь (придумать тему, охарактеризовать интересы и ожидания аудитории).
Тема 5. Работа над началом речи

«Предвступления» как усилия, предпринимаемые для налаживания психологического контакта. Вопрос, захватывающий внимание. Вступление: «способ подработки». Особенности ожиданий аудитории, позволяющие применять этот прием. Структура вводной части при «способе подработки» и ее вариации в речах политических деятелей, в речах-презентациях, в иных ситуативных публичных выступлениях.

Вступление: «способ повода». Варианты «поводов»: исторический анекдот, образная аналогия или притча, житейский случай. Ситуации общения, в которых целесообразно использовать «способ повода». Вступление-интрига. Особенности состояния аудитории и ее включенности в тему, позволяющие применять этот прием. Сенсационное заявление. Формулировка проблемы как парадокса. Прямое вступление. Прояснение конкретной целевой установки. Ситуации общения, в которых целесообразно использовать прямое вступление. Ссылки на опыт аудитории как совместный опыт оратора и его слушателей (объединяющее вступление).

Тема 6. Работа над концовкой и общая корректировка речи
Концовка – обобщение основных идей, «завершающий аккорд» и «прощальная реплика». Закрепление психологического контакта. Обязывающее или впечатляющее утверждение. Цитата в окончании речи. Пример – «обобщающая иллюстрация». Корректировка структуры речи: предположение об иной последовательности материала. Стадия «репетиции». Воображаемая роль оппонента. Продумывание и оформление моментов переходов: логические «мостики» и переходы с прямым обращением к слушателям. «Легкие провокации» в структуре будущей речи: продумывание моментов выступления, где можно заострить конфликт, вызвать аудиторию на дискуссию.

Преимущества и недостатки речи по записи, «чистой» импровизации, точно спланированной речи.



Учебные задания к семинарскому занятию по темам 5 и 6

Вопросы для обсуждения

              1. Виды вступлений.

              2. Варианты завершающих фрагментов речи.

              3. Заранее спланированные дискуссионные моменты речи.


Задание. Подготовить заявку на убеждающую речь (придумать тему, охарактеризовать интересы и ожидания аудитории). Сочинить вступительную часть речи (на предложенную тему), использовав прием «повода»: ввести пример или образную аналогию. Придумать ключевые слова – напоминание о главных блоках выступления.
Тема 7. Риторические фигуры и полемика

Обзор лексико-стилистических средств воздействия на слушателей. Образный ряд. Риторические фигуры. Риторические повторения.

Проблемы точности и уместности использования приемов ораторского красногласия в современной речевой практике (в воодушевляющей речи, в ситуативной, в обучающей речи, во время делового общения).

Задачи и возможности полемических «включений» в монологическую речь оратора. Полемика как логическое умение и искусство опровержений. Цели и особенности полемического общения. «Полемические качели».

Культура публичной полемики. Принцип равной безопасности. Недопустимые приемы в процессе полемики. Противостояние демагогии.

Ошибки полемического выступления. Нарушения принципа состязательности, подмена диалога монологами. Подмена коммуникативных усилий оратора и аудитории однонаправленным воздействием. Смешивание разных областей приложения риторики к практике (области дидактики и области пропаганды).


Тема 8. Взаимодействие с аудиторией и коррекция речевого поведения

Коррекция речевого поведения в зависимости от конкретных ситуаций.

Демонстрация убежденности (в праве на выступление и способности аудитории к разумному сотрудничеству). Демонстрация потребности поделиться мыслями; соотнесение темы с личным опытом слушателей. Проблемы «демонстрации искренности» и самоконтроль.

Создание «эффекта собеседования». Приемы концентрации внимания. Неожиданная и нетрадиционная связь деталей (повышение напряжения). Стимулирование активного слушания и эмоциональной поддержки.

Случаи неожиданных несоответствий ожиданий и установки; пути «переигрывания» установок. «Мгновенные опровержения». Искусство возвратной реплики. Объяснения с аудиторией. Спонтанно возникающие дискуссии. «Перехват инициативы» в ситуации вынужденной дискуссии.

«Отвлекающие маневры». Юмор, остроты в публичной речи. Ирония и самоирония. Импровизационная гибкость как профессиональное качество.

Уровень современной культуры публичных выступлений и дискуссий, взаимосвязь этики и качества публичного выступления.
Учебные задания к семинарскому занятию по темам 7 и 8

Вопросы для обсуждения


              1. Риторические фигуры, их функциональность.

              2. Приемы полемики.

              3. Создание эффекта собеседования.

              4. Активизация аудитории.


Задание 1. Выступление без подготовки: импровизация на заданную тему. Предложить риторические фигуры: для усиления эмоционального воздействия, для повторения, для «умолчания». Спровоцировать дискуссию. Обсудить с аудиторией варианты завершения общения (варианты концовок) данной темы.

5. Методические рекомендации
и информационное обеспечение дисциплины


Одна из особенностей курса, условие для его освоения – необходимость постоянного тренинга. Слушателям необходимо осознать, что внимание и интерес аудитории к выступлению оратора, готовность воспринять, что он говорит, вовсе не обеспечены заранее, но нечто такое, за что оратор с первого до последнего слова должен бороться, непрестанно поддерживая психологический контакт с аудиторией, поддерживая интерес, преодолевая безразличие и недоброжелательность. Убеждая, развлекая, удовлетворяя любознательность, воодушевляя (в зависимости от мотивов выступления), надо упражняться в психологии внимания, стремясь воздействовать доходчивым и впечатляющим живым словом.

Цикл домашних заданий, заготовок речей, в дополнение к разбору предложенных примеров, должен быть выполнен в течение семестра; важно активное участие в тренировочных выступлениях перед группой сокурсников.



Контрольное задание для зачета
1. Ответы на вопросы в процессе собеседования.

2. Выступление с собственной речью (3–4 минуты). Надо охарактеризовать тип подготовленной речи; рассказать об интересах аудитории в связи с избранной темой и, соответственно, – о задачах оратора и возможных реакциях слушателей, обстановке (где и почему возникла ситуация общения; почему слушают именно этого оратора и речь именно на эту тему). Предполагается, что студент:



уточнит тему и характер выступления в соответствии со специфическими запросами «своей» аудитории;

определит характер ожидаемой информации, предполагаемую манеру общения с аудиторией;

сделает вывод о возможностях контакта с аудиторией;

прояснит, какова структура речи, ее композиционные ходы;

предложит по два варианта вступления и заключения;

непременно использует вспомогательные элементы (ссылки, цитаты, цифры, определения, сравнения);



сможет предположить, где и как во время выступления можно активизировать аудиторию.
Вопросы для подготовки к зачету


  1. Что такое открытая аудитория»? Как определяются ее ожидания?

  2. Что может заинтересовать аудиторию в теме, выбранной оратором?

  3. В чем общее и особенное при сравнении трех типов выступления: обучающего, ситуативного и убеждающего?

  4. Основные этапы подготовки речи.

  5. Структура информативной речи и ее варианты.

  6. Структура убеждающей речи и ее варианты.

  7. Вспомогательные элементы, подкрепляющие тезисы.

  8. Ссылки, которые можно использовать в речи.

  9. С какой целью и как применяются риторические фигуры?

  10. Как можно начать речь?

  11. Каким образом завершают устное публичное выступление?

  12. Особенности состязательной риторики.

ЛИТЕРАТУРА
Основная

Сопер Поль Л. Основы искусства речи. – М., 2003.

Леммерман Х. Учебник риторики. – М., 2002.
Дополнительная

Античные риторики: Собр. текстов / Ред. А. Тахо-Годи. – М., 1978.



Безменова Н. Очерки по теории и истории риторики. – М., 1999.

Кохтев Н. Основы ораторской речи. – М., 1992.

Неориторика: генезис, проблемы, перспективы. – М., 1991.

Общая риторика / Дюбуа Дж., Пир Ф. и др. – М., 1986.

Павлова К. Психология споров. – Владивосток, 1988.

Поварнин С. Искусство спорить. – М., 1921.

Снелл Фрэнк. Искусство делового общения. – М., 1990.

Эрнст Отто. Слово предоставлено Вам. – М., 1988.

Шопенгауэр А. Искусство споров. – М.,1996 .

6. Методические рекомендации
по организации изучения дисциплины


В основе методических рекомендаций по организации освоения дисциплины – ориентация на современные инновационные образовательные технологии. Предполагается использование диалогового подхода и активных методов обучения, с помощью которых достигается не только освоение студентами технологии деятельности, но и личностное развитие.

Для оценки процесса освоения материала в ходе текущей и промежуточной аттестации используется решение студентами практических задач на основе применения теоретического материала.



Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки «Журналистика»
Каталог: library -> meth
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики
meth -> Учебно-методических материалов по курсу основы теории межкультурной коммуникации Для студентов факультета лингвистики
meth -> Для студентов факультета журналистики Москва
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины актуальные проблемы муниципального права для студентов юридического факультета
meth -> Практикум по курсу Менеджмент Для студентов экономического факультета
meth -> Сборник методических материалов
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины Культурология Для студентов факультета журналистики и лингвистического факультета
meth -> Учебно-методических материалов по курсу психология журналистики для студентов факультета журналистики
meth -> Учебное пособие Для студентов экономического факультета Москва
meth -> Сборник методических материалов по курсу «Психология и педагогика»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница