Учебно-методический комплекс дисциплины репродуктивное здоровье молодежи направление: 050100 Педагогическое образование



Скачать 216.84 Kb.
Дата22.02.2016
Размер216.84 Kb.

ФГОС ВПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


герб%20чгпу%20чб

Учебно-методический комплекс дисциплины
РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ

Направление: 050100 Педагогическое образование

Профиль: Биология

Степень: Бакалавр

Челябинск, 2013

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)

Кафедра анатомии, физиологии человека и животных

УТВЕРЖДЕНО:

на заседании кафедры

«___» ___________ 2013 г.

протокол №____

Зав. кафедрой, профессор

___________ Шибкова Д.З.


Учебно-методический комплекс дисциплины


РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ

Направление: 050100 Педагогическое образование


Профиль: Биология.

Степень: Бакалавр

Автор-составитель:

Д.б.н., доцент кафедры

анатомии, физиологии

человека и животных

Байгужин П.А.

Челябинск, 2013



ОГЛАВЛЕНИЕ

Учебно-методический комплекс дисциплины 1

Направление: 050100 Педагогическое образование 1

Учебно-методический комплекс дисциплины 3

Направление: 050100 Педагогическое образование 3

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 6

2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7

3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 8

4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 8

6.1. Планирование дисциплины (аудиторные занятия) 9

6.2.1. План курса 10

6.2.2. Темы для самостоятельного изучения. 11

7. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 11

7.1. Вопросы к зачету 11

7.2. Критерии оценки ответа 12

7.3.Оценочные средства контроля формируемых компетенций 12

8.МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 13

8.1. Терминологический оптимум 13



1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Сохранение репродуктивного здоровья молодежи - одна из актуальных проблем современной науки. В условиях сложившейся демографической ситуации в стране остро стоит вопрос о способности молодого поколения к созданию полноценной физически и, что не менее важно, психологически здоровой семьи, в которой они смогут воспитывать будущее поколение.

Целью данного курса по выбору является повышение компетенции студентов в области репродуктивного здоровья. Программа курса по выбору предусматривает предоставление учащимся новых (актуальных) научных знаний о развитии репродуктивной системы, психофизиологических аспектах половой идентификации, особенностях полового поведения.

Курс по выбору направлен на расширение и углубление знаний у студентов в области теоретических основ регуляции полового развития и поведения, практических навыков полового воспитания.



Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО:

Курс по выбору «Репродуктивное здоровье молодежи» читается для бакалавров II года обучения по направлению «Педагогическое образование» профиль «Биология» в объеме 36 часов в IV семестре. Форма отчетности - зачет.

Программа курса содержит один тематический теоретический раздел по окончании изучения которого студентам предлагается тестирование уровня теоретической подготовленности или собеседование. Ряд тем курса предусматривает углубленное самостоятельное изучение студентами, что является логическим дополнением материала, представленного на аудиторных занятиях. Основными формами организации самостоятельной работы студентов является подготовка реферативных работ, медийных презентаций, работы с методическими пособиями, учебниками, конспектирование, составление схем, таблиц.

В качестве контроля знаний студентов используется проведение самостоятельных, контрольных работ, опрос, подготовка и выступление в рамках круглых столов, подготовка тематических рефератов. Итоговой формой отчетности является зачет, который проводится в конце первого семестра. Учебная дисциплина построена на основе принципов:



Успешному усвоению курса способствует знание студентами теоретических основ дисциплин медико-биологического блока, безопасности жизнедеятельности, в том числе умение использовать основы анализа и синтеза информации, владение компьютерными презентационными технологиями.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

п/п


Компетенция

Конкретизированные цели освоения дисциплины (ЗУВ), обеспечивающие формирование компетенции

1.

Владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1)

Знать: основные принципы формирования и сохранения репродуктивного здоровья;

Уметь: применять комплексный подход к оценке состояний, опосредованных половой жизнью;

Владеть: медико-биологическими алгоритмами планирования семьи; способами профилактики ЗВПП.

2.

Способен применять системный подход в изучении живого и механизмов жизнедеятельности биологических систем

(СК-4)


Знать: особенности возрастно-полового развития организма.

Уметь: анализировать личностную, мотивационную сферу человека с позиций половой реализации, полового поведения.

Владеть: методами просветительской работы.


2. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



Основная литература:

  1. Бердышев С.Н. Здоровье мужчины / С.Н. Бердышев. - М.: Владос Пресс, 2005. - 223 с.

  2. Беременность и гинекологическое здоровье у подростков: / ред. Т.С. Быстрицкая, С.С. Целуйко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2006. - 252 с.

  3. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: учеб. пособие для вузов / Р.Г. Петрова. - М.: Дашков и К, 2008. - 230 с.

  4. Ревич Б.А. Экологическая эпидемиология: учебник для вузов / Б.А. Ревич, С.Л. Авалиани, Г.И. Тихонова; ред. Б.А. Ревич. - М.: Академия, 2004. - 379 с.

  5. Судаков К.В. Системная организация функций человека: Теоретические аспекты / К.В. Судаков // Успехи физиол. наук. - 2000. - Т.31. - №1.

  6. Трибис Е.Е. Здоровье женщины / Е.Е. Трибис. - М.: Владос Пресс, 2005. - 239 с.

  7. Федюкович Н.И. Анатомия и физиология человека: учеб. для студентов / Н.И. Федюкович, И.К. Гайнутдинов. - Ростов н/Д. : Феникс, 2011. - 510 с.


Дополнительная литература

  1. Евстифеева Е.А. Репродуктивное здоровье молодёжи: риски поведения, атрибуция ответственности и качество жизни / Евстифеева Е.А., Рассадин С.В., Филиппченкова С.И. // Перспективы науки. 2010. № 10. С. 17-21.

  2. Ковальчук Т.В. Здоровье и репродуктивное поведение вузовской молодежи: результаты социологического исследования // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2011. № 2. С. 111-115.

  3. Куценко И.П. Разработка и внедрение информационно-образовательной программы по охране репродуктивного здоровья студентов / Куценко И.П., Кравцова Е.И., Данилова Н.Р., Хорольская А.Е. // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 4-2. С. 130-133.

  4. Муравьева В.Н., Зенин В.В. Характеристика информированности мальчиков-школьников 14–17 летоб основах репродуктивного здоровья // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2013. Т. 8. № 4 (32). С. 21-23.

  5. Полякова Н.М. Факторы репродуктивных установок студенческой молодежи / Полякова Н.М., Чернявский И.Я., Габидулина Т.В. // Сибирский медицинский журнал (г. Томск). 2010. Т. 25. № 4-2. С. 147-149.

  6. Рудакова Л.А. Диагностика уровней культуры репродуктивного здоровья будущего учителя // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 16 (135). С. 558-560.

  7. Рудакова Л.А. К вопросу о воспитании личной культуры репродуктивного здоровья студентов педагогического вуза в процессе подготовки к формированию культуры репродуктивного здоровья школьников // Наука и современность. 2011. № 14. С. 60-64.

  8. Рудакова Л.А. Модель подготовки будущего учителя к формированию культуры репродуктивного здоровья школьников // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2011. Т. 3. № 131. С. 136-140.

  9. Сухарев А.Г. Состояние репродуктивной функциональной системы школьниц в возрасте 12-15 лет в зависимости от особенностей образа жизни / Сухарев А.Г., Шелонина О.А., Игнатова Л.Ф. [и др.] // Вопросы современной педиатрии. 2012. Т. 11. № 1. С. 5-8.

  10. Филиппченкова С.И. Репродуктивное здоровье как социальная реалия и демографическая экспектация // Власть. 2012. № 2. С. 81-84.

  11. Филонова О.В. Анализ эффективности методики обучения вопросам репродуктивного здоровья учащихся 8-10 классов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2012. № 151. С. 278-284.

  12. Филонова О.В. Осведомленность современных школьников в вопросах репродуктивного здоровья // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2012. Т. 1. № 143. С. 127-129.

  13. Шарафутдинова Л.А., Гурова З.Г. Репродуктивное здоровье и поведение студентов, обучающихся в высших учебных заведениях // Медицинский вестник Башкортостана. 2011. Т. 6. № 1. С. 25-27.



3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ


В ходе изучения дисциплины при выполнении различных видов работ используются следующие технологии:

- технологии организации группового взаимодействия,

- информационные технологии,

- творческой деятельности,

- кейс-технологии.

4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Аудиторные занятия со студентами по дисциплине «Организация и обеспечение пожарной безопасности в образовательном учреждении» проводятся в лекционных аудиториях. Материально-техническое обеспечение дисциплины включает стандартный перечень оборудования, необходимого для мультимедийной поддержки лекционного материала и лабораторного практикума.
5. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Трудоемкость дисциплины - 1 зачетная единица (36 академических часа).


СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ МОЛОДЁЖИ Понятие репродуктивного здоровья. Значение репродуктивного здоровья в биологическом и психологическом аспектах. Социальная роль женщины в обществе. Причины нарушения репродуктивного здоровья молодежи в современном обществе, способы профилактики.

ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ МУЖЧИН Асексуальный период. Предпубертатный возраст. Гонадные гормоны. Пубертатный период. Мужские половые клетки (сперматозоиды). Половая зрелость. Физическая, гигиенически-социальная, психологическая подготовленность к браку.

ВОЗРАСТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕПРОДУКТИВНОЙ ФУНКЦИИ ЖЕНЩИН Асексуальный период. Предпубертатный возраст. Пубертатный период (подростковый). Яйцеклетка. Менструальный цикл. Гонадотропные гормоны.

ГОРМОНЫ ПОЛОВЫХ ЖЕЛЕЗ И ИХ РОЛЬ В РЕГУЛЯЦИИ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО СТИЛЯ ПОВЕДЕНИЯ Нейрогуморальная регуляция МУЖСКОЙ И ЖЕНСКИЙ СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ Психофизиологические качества мужчины и женщины. Мужской и женский стиль поведения. Сексуальное поведение мужчины и женщины. Экстенсивность мужского сексуального поведения. Мотивы сексуального поведения.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПОЛА В ОНТОГЕНЕЗЕ Психосексуальная сфера. Поведенческая, потребностно-мотивационная, эмоционально-познавательная, ценностная компонента психосексуальной сферы. Психосексуальная ориентация.

ПРОФИЛАКТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ РЕПРОДУКТИВНОЙ СИСТЕМЫ, ГИГИЕНА ПОЛОВОЙ ЖИЗНИ Функциональные нарушения, вызванные факторами внешней среды, психосоматическими факторами и аутоиммунными заболеваниями. Бесплодие.

КУЛЬТУРА РЕПРОДУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ Репродуктивная функция организма. Репродуктивное поведение: физиологические и социальные аспекты полового поведения. Культура репродуктивного здоровья.

СИСТЕМА И МЕТОДЫ ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ Половое воспитание. Формирование адекватного полового поведения. Половая идентификация. Самоконтроль полового влечения. Либидо. Ориентировка в половой сфере. Прием отвлечения внимания. Прием одобрения и порицания. Моделирование положительных образцов полового поведения. Развитие психосексуальной сферы. Половое просвещение.


6. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

6.1. Планирование дисциплины (аудиторные занятия)


Направление

Профиль

Лекции

Практич. занятия

Кол-во часов

050100 - Педагогическое образование

Биология

6

14

20

6.2. Содержание рабочей программы

Наименование разделов и тем курса

Количество часов

Всего

Аудиторная работа

Самостоят, работа

Лекции

Практич. занятия

  1. Введение в курс. Компетентностный подход к реализации задач курса (ожидаемые результаты)

2

2

-

-

  1. Современное состояние проблемы сохранения репродуктивного здоровья молодёжи

2

2

-

-

  1. Возрастное развитие репродуктивной функции мужчин

4

-

2

2

  1. Возрастное развитие репродуктивной функции женщин

4

-

2

2

  1. Мужской и женский стиль поведения

2

-

2

-

  1. Гормоны половых желез и их роль в регуляции мужского и женского стиля поведения

6

-

2

4

  1. Психофизиология пола в онтогенезе

6

-

2

4

  1. Культура репродуктивного поведения

2

2

-

-

  1. Профилактика заболеваний репродуктивной системы, гигиена половой жизни.

6

-

2

4

  1. Система и методы полового воспитания

6

-

2

4

Итого:

36

6

14

16



6.2.1. План курса


Тема и изучаемые вопросы: Современное состояние проблемы сохранения репродуктивного здоровья молодёжи (2 часа)
1. Понятие репродуктивного здоровья. Половая функциональная система и её формирование в онтогенезе.

2. Биологические и психологические аспекты проблемы сохранения репродуктивного здоровья.

3. Причины и последствия нарушений репродуктивного здоровья.
Тема и изучаемые вопросы: Возрастное развитие репродуктивной функции мужчин (2 часа)

1. Закономерности периодизации полового развития мужчины.

2. Особенности детского (асексуальный) периода развития.

3. Первый и второй пубертатные периоды развития. Основные закономерности.

4. Особенности наступления периода половой зрелости. Физиологические и психологические аспекты.

5. Период инволюции.


Тема и изучаемые вопросы: Возрастное развитие репродуктивной функции женщин (2 часа)

1. Закономерности периодизации полового развития у женщин.

2. Детский (асексуальный) период развития.

3. Основные закономерности первого и второго пубертатных периодов развития.

4. Период половой зрелости женщины. Физиологические и психологические аспекты.

5. Особенности периода инволюции.


Тема и изучаемые вопросы: Мужской и женский стиль поведения (2 часа)

1. Биологические и социальные предпосылки формирования мужского или женского стиля поведения.

2. Характеристика мужского и женского стиля поведения.

3. Традиционные и современные идеалы маскулинности и феминности.


Тема и изучаемые вопросы: Гормоны половых желез и их роль в регуляции мужского и женского стиля поведения (4 часа)

1. Мужские половые гормоны, место образование и механизм действия.

2. Женские половые гормоны, место образование и механизм действия.

3. Гормональная регуляция менструального цикла у женщин.

4. Влияние половых гормонов на реализацию того или иного стиля поведения.
Тема и изучаемые вопросы: Психофизиология пола в онтогенезе (2 часа)

1. Психосоциальная сфера. Общее представление.

2. Поведенческая компонента психосоциальной сферы.

3. Потребностно-мотивационная компонента психосоциальной сферы.

4. Эмоционально-познавательная компонента психосоциальной сферы.

5. Любовь как ценностная компонента психосоциальной сферы.

6. Периодизация развития психосоциальной сферы.
Тема и изучаемые вопросы: Профилактика заболеваний репродуктивной системы, гигиена половой жизни.

1. Причины заболеваний репродуктивной системы.

2. Функциональные нарушения, вызванные факторами внешней среды, психосоматическими факторами и аутоиммунными заболеваниями.

3. Способы профилактики болезней репродуктивной системы.

4. Правила гигиены половой жизни.
Тема и изучаемые вопросы: Культура репродуктивного поведения (2 часа)

1. Репродуктивное здоровье как социокультурная проблема.

2. Социально-демографический контекст изучения феномена культуры репродуктивного здоровья.

3. Особенности ценностных ориентации российской молодежи в сфере репродуктивного здоровья.

4. Отражение проблемы здорового образа жизни, репродуктивного здоровья и сексуального поведения молодежи в современных СМИ.
Тема и изучаемые вопросы: Система и методы полового воспитания (2 часа)

1. Современные модели полового воспитания.

2. Цели и принципы полового воспитания.

3. Система методов полового воспитания.


6.2.2. Темы для самостоятельного изучения.

Тема: Возрастное развитие репродуктивной функции мужчин и женщин (8 часов) Формы самостоятельной работы:

1. Составление таблиц (схем) «Периоды полового развития и инволюция половой системы человека», «Сравнительная характеристика основных периодов развития половой системы у мужчин и женщин».
Тема: Гормоны половых желез и их роль в регуляции мужского и женского стиля поведения. Заболевания репродуктивной системы и их профилактика (4 часов). Формы самостоятельной работы:

1. Составление таблицы «Половые гормоны мужчины и женщины», «виды заболеваний репродуктивной системы, их причины».

2. Подготовка мультимедиа презентаций на темы: «Характеристика половых гормонов человека», «Воздействие половых гормонов на организм», «Отклонения от мужского и женского стиля поведения в истории».
Тема: Половое воспитание (4 часов)

Формы самостоятельной работы:

1. Подготовка рефератов на темы: «Половое воспитание в современном обществе», «История взглядов общества на половое воспитание ребенка», «Методы и принципы полового воспитания в разных странах».

7. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

7.1. Вопросы к зачету


  1. Характеристика этапов полового развития мужчины.

  2. Характеристика этапов полового развития женщины.

  3. Особенности мужского и женского стиля поведения, физиологические и социальные аспекты.

  4. Характеристика мужских половых гормонов, принцип действия.

  5. Женские половые гормоны: образование, механизм действия.

  6. Гормональная регуляция менструального цикла у женщин.

  7. Сущность, структура и функции семьи.

  8. Репродуктивное здоровье женского организма.

  9. Репродуктивное здоровье мужского организма.

  10. Биологические и социальные аспекты беременности.

  11. Особенности гормональной регуляции беременности.

  12. Профилактика заболеваний репродуктивной системы.

  13. Современные проблемы воспитания детей.

  14. Система полового воспитания.

  15. Принципы и методы полового воспитания детей.

7.2. Критерии оценки ответа


На зачетном мероприятии как итоговой форме контроля знаний и умений, полученных в результате изучения соответствующих тем курса, оценивается уровень теоретической и практической подготовленности студентов.

К зачетному мероприятию допускаются студенты, успешно выполнившие установленный объем учебной нагрузки и предоставивших в установленный срок и в рекомендованных формах отчетов по темам, вынесенным на самостоятельное изучение.

Зачетное мероприятие по выбору студента может реализоваться как в форме собеседования, так и тестирования (с использованием АТС).

Зачет в форме собеседования.

Оценка «зачтено» выставляется студенту, обнаружившему систематические, глубокие знания учебного материала, способному обобщать и оценивать информацию, полученную на основе исследования нестандартной ситуации; использовать сведения из различных источников, успешно соотнося их с предложенной учебной задачей.

Оценка «не зачтено» выставляется студенту, выставляется студенту, демонстрирующему недостаточный уровень знаний учебного материала и владения умениями по дисциплине и не способному интерпретировать освоенную информацию.

Зачет в форме тестирования.

Критерии оценки результатов тестирования: 75% и выше – «зачтено»,74% и ниже – «не зачтено».


    1. Оценочные средства контроля формируемых компетенций


Владеет основными биологическими понятиями, знаниями биологических законов и явлений (СК-1)

Знать: основные принципы формирования и сохранения репродуктивного здоровья;

Уметь: применять комплексный подход к оценке состояний, опосредованных половой жизнью;

Владеть: медико-биологическими алгоритмами планирования семьи; способами профилактики ЗВПП.

Форма и сроки отчетности: индивидуальное предоставление мультимедийных презентаций, схем, таблиц к зачету.

Текущий контроль: проверка мультимедийных презентаций, рефератов, схем, таблиц.

Итоговый контроль: зачет


Способен применять системный подход в изучении живого и механизмов жизнедеятельности биологических систем (СК-4)

Знать: особенности возрастно-полового развития организма.

Уметь: анализировать личностную, мотивационную сферу человека с позиций половой реализации, полового поведения.

Владеть: методами просветительской работы.

Форма и сроки отчетности: индивидуальное предоставление мультимедийных презентаций, схем, таблиц к зачету.

Текущий контроль: проверка мультимедийных презентаций, рефератов, схем, таблиц.

Итоговый контроль: зачет




  1. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ


Методическая модель преподавания дисциплины основана на применении активных методов обучения. Принципами организации учебного процесса, которыми являются:

  • выбор методов преподавания в зависимости от различных факторов, влияющих на организацию учебного процесса:

  • объединение нескольких методов в единый преподавательский модуль в целях повышения эффективности процесса обучения:

  • активное участие студентов в учебном процессе;

  • проведение практических занятий, определяющих приобретение навыков решения проблемы;

  • приведение примеров применения изучаемого теоретического материала к реальным практическим ситуациям.

8.1. Терминологический оптимум




Андрогены

Аутоэротизм

Гениталии

Генитальный эротизм

Гонады

Гормональный цикл



Гормоны

Догенитальный период

Женский стиль поведения

Импотенция

Интимность

Копуляция

Либидо

Маскулинность



Мужской стиль поведения

Овуляция


Периоды инволюции

Период половой зрелости

Половая идентификация

Половое влечение

Половое воспитание

Половое развитие

Половое поведение

Психосексуальная сфера

Пубертатный период

Репродуктивное поведение

Сексуальное поведение

Семья


Тестостерон

Феминность







Учебно-методический комплекс дисциплины

«РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ»

Авторы – составители:

Зав. кафедрой анатомии, физиологии человека и животных,

д.б.н., профессор Д.З. Шибкова

Д.б.н., доцент кафедры анатомии, физиологии человека и животных П.А. Байгужин

Ответственные за выпуск:

Зав. кафедрой анатомии, физиологии человека и животных Д.З. Шибкова,

специалист УМО И.А. Кондратьева




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница