Учебно-методический комплекс дисциплины Рабочая программа дисциплины общая психология направление подготовки



Скачать 492.45 Kb.
страница1/3
Дата01.06.2016
Размер492.45 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Социально-психологический факультет

Кафедра теоретической и практической психологии

УТВЕРЖДАЮ

Директор Института

_______________________ /Е.А. Короткова/

__________ _____________ 2014г.

Учебно-методический комплекс дисциплины


Рабочая программа дисциплины

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ


Направление подготовки



44.03.01 – «Педагогическое образование»

Профиль подготовки



Физическая культура

Квалификация (степень) выпускника



бакалавр

Форма обучения



заочная

Тобольск, 2014

ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ

от 02.09.2014

Содержание: УМК по дисциплине «Общая психология» для студентов направления подготовки 44.03.01 – «Педагогическое образование», профиль подготовки Физическая культура, квалификация – бакалавр, форма обучения - заочная.

Автор (ы): Алферова Е.И., канд. психол. наук, доцент кафедры теоретической и практической психологии

Жданова Т.Н. старший преподаватель кафедры теоретической и практической психологии


Объем 34 стр.

Должность

ФИО

Дата согласования

Результат согласования

Примечание

Заведующий кафедрой теоретической и практической психологии

Медведева Н.А.

02.09.2014

Рекомендовано к электронному изданию

Протокол заседания кафедры от 02.09.2014

№ 1


Директор ИБЦ

Осипова Л.Н.

5.09.2014

Согласовано



Зам. начальника УМО филиала

Яркова Н.Н.

05.09.2014

Согласовано



Зам. директора по учебной, научной и международной деятельности

Вертянкина Н.В.

05.09.2014

Согласовано






Содержание
1.Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………………………..3

2.Место дисциплины в структуре ООП ВПО…………………………………………………3

3. Требования к результатам освоения дисциплины …………………………………………3

4. Структура и содержание дисциплины…………………………..…………………………..4

4.1. Структура дисциплины …………………………………………………………….4

4.2. Содержание разделов дисциплины ………………………………………………..5

5. Образовательные технологии………………………………………….………………..........6

6.Самостоятельная работа студентов…………………………………………….…….…….....9

7.Компетентностно-ориентированные оценочные средства………………..…….................11

7.1. Оценочные средства диагностирующего контроля……………………………..12

7.2. Оценочные средства текущего контроля: модульно-рейтинговая технология оценивания работы студентов…………………………………………………………………12

7.3. Оценочные средства промежуточной аттестации ………………………………16

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины …………………..33

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины ………………………………….....34



1. Цели и задачи дисциплины

Целями освоения дисциплины «Общая психология» являются: формирование системы научных знаний и понятий в области психологии, умений психологического анализа подходов к пониманию личности, деятельности и поведения человека, формирование основ профессионального мышления будущих бакалавров профессионального обучения.

Задачи:

  • формирование системы знаний о строении и функционировании психики человека в процессе его жизнедеятельности,

  • формирование навыков понимания и дифференцирования психических явлений в реальной жизнедеятельности человека;

  • формирование базовой ориентировки в освоении прикладных направлений психологии.

  • освоение принципов формального и содержательного планирования исследования, применяемых в психологии

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО бакалавриата

Дисциплина «Общая психология» относится к дисциплинам базовой части профессионального цикла (Б3.Б.2.1).

Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, полученные на предшествующем уровне обучения. Дисциплина «Общая психология» имеет межпредметные связи с дисциплинами «История», «Философия», «Естественнонаучная картина мира». Для освоения дисциплины «Общая психология» студенты должны

- иметь представления об историческом процессе, методах математической обработки информации в необходимом объеме для осуществления профессионально-педагогической деятельности;

- уметь самостоятельно анализировать тексты;

- владеть навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения, навыками публичной речи, аргументации.


3. Требования к усвоению содержания дисциплины

3.1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций:

- готовность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7)

- готовность взаимодействовать с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6)

- способность осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки к самостоятельному выбору профессии (ПК-4);

- готовность применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3)

- готовность взаимодействовать с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7)
3.2. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать: научную историю психологии, основные направления и научные школы зарубежной и отечественной психологии, методы психологии, психологию личности, теорию деятельности;

уметь: интерпретировать собственное психическое состояние

владеть: простейшими приемами психической саморегуляции

Приобрести опыт деятельности в психологическом анализе познавательных, личностных, эмоциональных особенностей человека;

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов), из них _10_ часов, выделенных на контактную работу с преподавателем. Дисциплина проводится в 1 семестре. Форма контроля: экзамен.



4.1. Структура дисциплины

Таблица 1





Наименование раздела дисциплины

Всего часов

Виды учебной работы

(в академических часах)

аудиторные занятия

СР

ЛК

ПЗ

ЛБ

Курс. раб.







1.

Общие проблемы психологии: характеристика психологии как науки; история становления психологии как науки; развитие психики и происхождение сознания; деятельность

4

2

2

-

-

30

2.

Человек как субъект познания: чувственный и рациональный уровень познания

4

-

4

-

-

30

3.

Индивидуальные особенности и проявления личности: темперамент, характер, способности; эмоционально-волевая сфера личности

2




2







29




Экзамен

9



















Итого:

108

2

8

-

-

89

4.2. Содержание дисциплины

Таблица 2



Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Общие проблемы психологии

1.1. Общая характеристика психологии как науки. Предмет и задачи психологии. Описательная характеристика психических явлений, доступных психологическому изучению. Сравнительный анализ и основные отличия обыденной и научной психологии.

Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина. Уникальность психологической науки. Место психологии в решении задач профессионального образования и воспитания личности. Отрасли психологии и критерии их выделения.

Понятие метода и методологии в современной психологии. Классификация методов исследования в психологии, их характеристика. Методы психологии: исследовательские, диагностические, коррекционные и психотерапевтические.








1.2.История становления психологии как науки. Отечественные и зарубежные психологические школы.

Этапы становления психологии; основные направления и научные школы зарубежной и отечественной психологии. Основные этапы развития и направления отечественной психологии.

Зарождение психологии как науки. Античная психология. Дифференциация представлений о душе. Психология в средние века и эпоху Возрождения. Психология XVII - XVIII вв. Преобразование психологии о душе в психологию о сознании. Индуктивный метод познания. Роль эксперимента. Опыт, с помощью которого постигается причинная связь вещей. Рене Декарт - открытие рефлекторной природы поведения. Мышление как единственный атрибут души. Активность, рефлексивность, способность к умственному экспериментированию. Т.Гоббс о душе как самостоятельном начале психических явлений. Спиноза о воле как совокупности человеческих желаний. Г. Лейбниц и его учение о бессознательном. Сведение психических явлений к ассоциациям.Ассоцианизм (Д.Локк, Д.Гартли, Юм). Становление психологии как самостоятельной науки во второй половине XIX в. Физиологические исследования первой половины XIX в. Общие закономерности чувствительности. Метод Г. Фехнера. В.Вундт и его труд «Основы физиологической психологии». Приемы эксперимента к изучению психических процессов. Возможности культурно-исторических методов. Учение о психической причинности (апперцепции).

Американская психология. Бихевиоризм – психологическое направление, изучающее поведение (Д.Уотсон). Исследование процессов научения. Изучение механизмов, регулирующих поведение человека. Немецкое направление психологии (М.Вертгеймер, К. Коффка, В.Кёлер). Гештальтпсихология.Образ как синтез отдельных элементов. Фрейдизм. Предпосылки возникновения психоанализа. Проблема бессознательного. Защитные механизмы. Гуманистическая психология. Причины появления гуманистической психологии. Психология У.Джеймса. Фундаментальные психологические исследования в отечественной психологии XX века. Психика человека как предмет системного исследования в советской психологии. Поведение как фактор формирования материалистических основ в советской психологии в 20-30-е гг. Проблема деятельности в советской психологии. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского о высших психических функциях.









1.3. Возникновение и развитие психики и сознания. Психика и отражение. Формы отражения в живом и неживом мире. Развитие психики в филогенезе. Периодизация эволюционного развития психики. Структура и функции психики. Психическое отражение как субъективный образ объективного мира. Ориентирующая и регулирующая функция психики.

Возникновение сознания в процессе трудовой деятельности и его историческая природа. Сознание и мозг. Общая характеристика сознания человека.









1.4. Психология деятельности. Общее понятие о деятельности. Определение деятельности. Деятельность и активность. Внешняя и внутренняя деятельность.

Психологическая структура деятельности. Соотношение действий и деятельности.

Понятие действия. Действие как единица человеческой деятельности. Цель как представление о результате, который должен быть достигнут. Действие и операции. Взаимосвязи действий и операций в процессе формирования и выполнения навыка.

Основные виды деятельности и их развитие у человека. Психологическая характеристика труда. Игра, природа игры. Природа учения. Учение и познание.



2

Человек как субъект познания

2.1. Структура познавательной сферы человека: психические процессы. Чувственный уровень человеческого познания.

Структура познавательной сферы человека: психические процессы:

Сенсорно-перцептивные процессы: ощущение и восприятие Сенсорные интегративные психические образования. Ощущения в свете теории отражения. Рефлекторная природа ощущений. Классификация ощущений. Общие закономерности ощущений.

Восприятие и его трактовка в ассоциативной и структурной психологии. Физиологические основы восприятия. Классификация восприятий. Сложные формы восприятий. Восприятие и его свойства: целостность, структурность, константность, осмысленность, избирательность. Апперцепция. Наблюдение и условия эффективности восприятия. Восприятие и внимание.









2.2. Общее представление о психических познавательных процессах. Память, внимание, воображение, их универсальный характер и взаимосвязь. Характеристика процессов памяти. Структура памяти. Ассоциативные, нейронные и биохимические теории памяти. Виды памяти и их особенности. Уровни памяти, типы памяти. Условия осмысленного и прочного запоминания. Мнемоника и мнемотехника. Особенности и причины забывания. Индивидуальные различия памяти. Расстройства памяти. Теории, методы и исследования памяти в психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, П.И.Зинченко, А.А.Смирнов, Г.Эббингауз, Б.В.Зейгарник).

Внимание и его роль в направленности сознания и повышении интеллектуальной деятельности. Функции внимания. Основные подходы к проблеме природы внимания. Виды внимания. Физиологическая основа внимания и его основные свойства: концентрация, распределяемость, переключаемость, объем, устойчивость. Отвлекаемость внимания и рассеянность. Связь внимания с направленностью личности: установками, потребностями, интересами, идеалами. Воспитание и формирование профессионального внимания









2.3. Психология мышления и речи. Мышление и познание. Выделение проблемы мышления из области философии и логики в психологию. Отличие мышления от непосредственного чувственного познания.

Теории мышления. Виды мышления и типы мышления. Развитие мышления. Мышление, язык и речь.

Теории развития речи. Функции речи. Фазы мыслительного процесса. Основные операции мыслительной деятельности. Основные виды мышления. Индивидуальные свойства мышления. Виды речевой деятельности. Паралингвистические и экстралингвистические системы знаков. Этапы развертывания внутренней речи во внешнюю. Слово как основная единица языка, смысл слова. Невербальная коммуникация.


3

Индивидуальные особенности и проявления личности

3.1. Человек как субъект, индивид, личность, индивидуальность. Понятие личности в системе человекознания. Философские направления: экзистенциализм, прагматизм, философия жизни. Эволюционный подход к пониманию человека в психологической науке. Интегративный подход в решении вопроса о роли врожденного и приобретенного в развитии человека. Субъективность как предмет психологии (В.И.Слободчиков и др.) Общее понятие субъективности человека.

Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Индивид как биосоциальная целостность. Генотип и фенотип индивида. Высшие психические функции как фенотипические свойства индивида. Органические предпосылки становления и развития индивида. Индивид и личность.

Личность и индивидуальность. Личность как социальный феномен. Социальные условия развития личности.

Психологические подходы к изучению структуры личности. Детерминистический подход к исследованию личности (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Деятельностная теория личности. Концепция динамической функциональной структуры личности (К.К. Планов). Четырехкомпонентная структура личности: направленность, способности, характер, самоконтроль.

Психологические теории личности. Психодинамическая теория личности З.Фрейда. Структура личности: отношение между тремя подсистемами. Механизмы психологической защиты личности: отрицание, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация, замещение и изоляция (отчуждение).

Аналитическая теория личности К. Юнга. Структура личности К.Г. Юнга: сознание, индивидуальное бессознательное, коллективное бессознательное.

Поведенческая теория личности: рефлекторное (Дж. Уотсон, Б.Скиннер) и социальное направление (А.Бандура, Д.Роттер). Внутренний и внешний локус контроля.

Гуманистическая теория личности А. Маслоу (мотивационная теория личности). Понятие целостности личности.

Факторные теории личности - Д. Айзенка, Р.Б. Кеттелла.


3




3.2. Индивидные и индивидуальные различия человека: темперамент, характер, способности. Изучение индивидуально-психологических различий в современной дифференциальной психологии. Общее понятие о темпераменте. Свойства темперамента. Устойчивость и постоянство темпераментов в процессе развития личности. Конституционные типологии темперамента Э.Кречмера и У.Шелдона. Учение о темпераментах И.П.Павлова: типы нервных систем и свойства нервных процессов возбуждения и торможения (сила, уравновешенность, подвижность). Психологическая характеристика типов темперамента.

Понятие о характере. Характер и направленность личности. Роль интереса в формировании характера. Проявление характера в системе отношений. Теории акцентуаций характера (К.Леонгард, А.Е.Личко).

Проблема способностей в психологии. Понятие о способностях. Методологические принципы исследования способностей. Способности как функциональные свойства индивида.

Задатки как органические предпосылки способностей. Структура способностей. Общее и единичное в структуре способностей. Общие и специальные способности.

Способности и одаренность. Талант его происхождение и структура. Природные предпосылки способностей и талантов. Способности и их измерение. Проблема общего (генерального) фактора способностей.








3.3. Эмоционально-волевая сфера личности.

Проблема психических состояний. Определение психического состояния и их основные признаки. Развитие учения о психических состояниях. Возможные основания классификации психических состояний. Систематизация и характеристика психических состояний.

Определение эмоций и основные аспекты их изучения: явление, состояние, процесс. Эмоция как феномен. Эмоции как состояние: выражение эмоций и их физиологические корреляты. Эмоция как процесс: возникновение и закономерности протекания.

Возможные основания классификации эмоций. Эмоциональные состояния. Аффекты, их психологическая характеристика, диагностика аффективных следов. Стресс. Эмоциональная напряженность и продуктивность деятельности. Тревожность: ситуативный и индивидуальный (личностный) аспекты. Фрустрация и реакции на нее. Предметно-ситуативные эмоции.

Эмоции и личность.



5. Образовательные технологии

Таблица 3 Образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях




занятия



раздела



Тема занятия

Виды образовательных технологий

Кол-во часов

1

1



Общая характеристика психологии как науки.

информационная лекция с использованием ИКТ


2

2

1



Психологическая структура деятельности

семинар-беседа;

решение задач (ситуаций).

2

3



2

Структура познавательной сферы человека: психические процессы:

семинар-беседа

схематизация информации;

2

4

2



Познавательная сфера человека.

семинар-беседа

комплексные ситуационные задания

2

5



3

Индивидуальные особенности и проявления личности

семинар-дискуссия

решение психологических задач

Интерактивные технологии исследование на практическом занятии: анализ результатов психодиагностики

2


Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница