Учебно-методический комплекс дисциплины public relations и реклама в кризисных ситуациях для студентов факультета журналистики



Скачать 441.13 Kb.
Дата25.04.2016
Размер441.13 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс



Учебно-методический
комплекс дисциплины


PUBLIC RELATIONS
И РЕКЛАМА


В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ

Для студентов факультета журналистики

2-е издание, исправленное и дополненное

Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

2009

УТВЕРЖДЕНО


кафедрой рекламы
и связей с общественностью

С о с т а в и т е л ь – доц. М.М. Богомолов



Учебно-методический комплекс дисциплины «Public Relations и реклама в кризисных ситуациях» / сост. М.М. Богомолов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2009. – 20 с.


Подготовлен на факультете журналистики.

© Богомолов М.М., 2009



Цели и задачи дисциплины

Цикличность развития любой системы предполагает периоды подъема и спада, процветания в привычных обстоятельствах и трансформации в новых условиях либо угасания и распада от неумения к этим условиям адаптироваться. Знаменитый лозунг Тома Питерса «Изменяйся или погибай»1 актуален уже глобально, в любой современной социально-экономической системе – от трансмировых корпораций до каждого отдельного предпринимателя и наемного работника.

Все нарастающая скорость изменения качества и усложнение структуры внутренних и внешних факторов воздействия на текущую ситуацию сами по себе в высшей степени кризисогенны. Такое положение характерно для всех без исключения областей функционального бытия общества – секторов: государственного, коммерческого, гражданского и частного. И кризисы не заставляют себя ждать. Необходимы не только их предупреждение, но и локализация по всем параметрам неизбежных и непрогнозируемых кризисов, ситуативное и стратегическое планирование минимизации их последствий и механизмов выхода из кризиса на новые этапы развития.

Тип кризиса по результату – кризис ли это развития или стагнация и деструкция – во многом определяется действиями не только топ-менеджеров государственных институций, коммерческих корпораций и организаций гражданского сектора, но и профессионалов информации и коммуникации – рекламных и PR-специалистов. Для России, всегда истово верящей в особую силу слова и знака, это особенно важно.

Для многих в России кризис стал привычным, перманентным состоянием. Коммерческая, государственно-политическая, социальная сферы страны не урегулированы, как в плане правовом (внешнем), так и в плане нравственно-этическом (корпоративном). Экономика еще не стала вполне рыночной. Это усложняет и без того непростые отношения субъекта с партнерами, конкурентами, клиентами и другими группами. Антикризисные Public Relations и реклама призваны минимизировать такую нагрузку и помогать выходу из очередного кризиса не только с наименьшими потерями, но и с позитивными приобретениями.

Свободная ориентация в проблемах и практике коммуникационного и информационного менеджмента в условиях кризиса любого типа сегодня обязательны для специалистов PR и рекламы.


Цель дисциплины – формирование у студентов целостной системы представлений об антикризисных PR и рекламе, субъектах антикризисной деятельности и их функциях, базовых процессах и технологиях, обучение основным навыкам планирования, оценки, формам и методам взаимодействия с целевыми аудиториями и медиаторами коммуникаций.
Задачи дисциплины:

1. Ознакомление студентов со специфическими методами диагностики кризисогенных и кризисных ситуаций на разных стадиях.

2. Формирование представлений о месте, роли и функциях PR и рекламы в антикризисном менеджменте разных типов кризисов.

3. Изучение методов выбора стратегий и тактик антикризисных PR и рекламы, инструментов и приемов рекламной и PR-трансформации кризисных ситуаций в государственном управлении, политике, избирательных кампаниях, коммерции и социальных технологиях.

4. Выработка навыков анализа эффективности PR и рекламной деятельности на практических примерах зарубежных и отечественных антикризисных кампаний.

Теоретические основы антикризисных PR и рекламы не объединены в какой-либо компендиум или достаточно репрезентативный и специализированный круг источников, а рассеяны по информационным полям различных отраслей и специальностей. Ввиду этого занятия по курсу предполагают, кроме лекций и семинаров, написание и обсуждение студентами докладов и рефератов по темам и кругу предложенной преподавателем литературы, интерактивное обсуждение и интерпретацию учебных кейсов из современной отечественной и зарубежной практики.


Формы контроля
Текущий контроль. В течение семестра выполняются две контрольные работы. Выполнение указанных работ является обязательным для всех студентов условием допуска к сдаче зачета.

Итоговый контроль. Для контроля усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен зачет.

Программа
и учебные задания к семинарским занятиям


Тема 1. Диагностика и типология кризисов
PR и реклама в антикризисном менеджменте

Лекция. Семинар

Кризис: представления, симптомы

Развитие корпоративных образов кризиса: крах – минимизация потерь – новая точка роста и повод для позитивных изменений.

Основные признаки формирования кризиса: увеличение количества негативных внешних обстоятельств и/или изменение их качества, снижение эффективности деятельности, активизация конкурентной среды, ускорение ротации кадров.

Симптомы кризиса: критическая степень угрозы безопасности и существованию корпорации; необходимость принятия решений в условиях цейтнота; стресс менеджмента.


Типология кризисов

Виды кризисов. Внутренние и внешние кризисы. Кризис обстоятельств и кризис-конфликт. Локальные, структурные и системные кризисы. Прогнозируемые и непрогнозируемые кризисы. Внезапный, возникающий (формирующийся), перманентный, управляемый кризисы. Реальные и виртуальные (информационные) кризисы.

Типы кризисов: рыночный, технологический, управленческий, организационный, форс-мажорный и т.д.

Связь и взаимообусловленность различных видов и типов кризисов.


Public Relations и реклама в антикризисном менеджменте

Антикризисный менеджмент как сквозная структура. Управление кризисами и антикризисное управление. Маркетинговые, PR и рекламные коммуникации в антикризисных технологиях: роль, место и функции. Специфические направления работы и методы PR и рекламы в системе антикризисного менеджмента и менеджмента изменений.



Вопросы для обсуждения

  1. Как определить кризисные зоны по признакам формирования кризиса?

  2. Что является кризисом, а что – текущей проблемой?

  3. Как PR-средствами способствовать минимизации внешних и внутрикорпоративных кризисных проявлений?

  4. В каких типах кризисов эффективна информационная локализация и изоляция кризисных зон?

  5. Как включить топ-менеджмент в систему внешних и внутренних антикризисных коммуникаций?

  6. Каковы различия PR-методов в преодолении кризиса обстоятельств и кризиса-конфликта?

Литература

Основная

Crisis management (краткий курс). – (http://www.gossovet.ru/1998/cm/cm-index.htm).

Антикризисное управление. Электронная библиотека. – (http://eup.ru/Catalog/45-All.asp).

Антикризисное управление: Журнал. – М., 1999. – (http://www.anticrisis.ru/).

Антикризисный менеджмент: Статьи. – (http://www.i2r.ru/static/301/).



Глущенко В.В. Введение в кризисологию. – М.: ИП Глущенко В.В., 2008.

Гончаров М.И., Лемзяков Г.А. Консалтинг в антикризисном управлении: Теория и практика. – М., 2005.

Гроув Э. Выживают только параноики. Как использовать кризисные периоды, с которыми сталкивается любая компания. – М., 2003.

Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. – 2-е изд. – М., 2009.

Козлов В.В., Козлова А.А. Управление конфликтом. – М., 2004.

Коммуникации в кризисных ситуациях (Общий курс) / Пер. англ. Л. Пигнастой. – (http://www.pressclub.host.ru/Communication.shtml).



Иванова Е.Н. Иду на конфликт. «Разнимательная» конфликтология. – М., 2002.

Коротков Э.М. Антикризисное управление. – 2-е изд. – М., 2008.

Кризис. Предназначение. Человеческий капитал // Со-общение. – 2004. – № 5. – Тематический выпуск.



Маркушина Е. Public Relations как инструмент кризис-менеджмента.

Ч. 1. – http://www.markus.spb.ru/navalochnaya/pr1.shtml

Ч. 2. – http://www.markus.spb.ru/navalochnaya/pr2.shtml

Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. / Пер. с англ. – М., 1996.

Слияния и поглощения: Журнал. – (ma-journal.ru).

Словарь терминов антикризисного управления. – (http://www.academic.ru/misc/anticris.nsf/ListW) и/или (http://eco.rea.ru/misc/anticris.nsf/ListW).

Трененков Е.М., Дведенидова С.А. Диагностика в антикризисном управлении // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – № 1. – (http://www.mevriz.ru/articles/2002/1/1013.html).

Фомин Я.А. Диагностика кризисного состояния предприятия: Учеб. пособие. – М., 2003.

Чумиков А.Н. Конфликтный менеджмент в бизнес-структурах и «паблик рилейшнз» как способ его реализации. // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Конфликты в политике и экономике: мониторинг и менеджмент. – М., 1994.

Юн Г.Б., Таль В.В., Григорьев В.В. Словарь по антикризисному управлению. – М., 2003.

Дополнительная

Антикризисное управление: актуальный зарубежный опыт: Аналит. обзор. – М., 2008. –

http://marketing.rbc.ru/research/562949953548626.shtml



Блохина Н. Главный санитарный врач России против пивоваренных предприятий: анализ механизмов управления конфликтом. – http://www.pressclub.host.ru/BeerConf.shtml

Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000.

Коттер Д. П. Впереди перемен / Пер. с англ. – М., 2003.

Кузьмин Б.В. Социальное прогнозирование развития России в XXI веке: Учеб. пособие по антикризисному управлению экономикой и обществом. – М., 2002.

Переходы и катастрофы. М., 1994.



Тема 2. Основные функции, стратегии и содержание деятельности
PR и рекламных служб в различных фазах кризиса


Семинар-дискуссия
Функции PR-служб в кризисах (общая программа PR-управления кризисами)

  1. Определение областей, направлений и ситуаций риска.

  2. Предупреждение кризисов путем плановых изменений в областях риска.

  3. Прогностическое планирование коммуникационной и информационной деятельности в прогнозируемых и непрогнозируемых кризисах.

  4. Диагностика кризиса: анализ симптомов, определение вида и типа кризиса, выявление источников и причин, определение текущей фазы кризиса.

  5. Прогнозирование путей развития и последствий кризиса.

  6. Реализация и текущая коррекция планов.

  7. Посткризисная коррекция деятельности.


Стратегии реагирования

1. Адаптация и подстройка (при воздействии непреодолимых факторов: стихийных, законодательных, макроэкономических, абсолютного превосходства ресурсного комплекса конкурента и т. п.).

2. Ликвидация кризисогенных факторов, минимизация последствий кризиса и трансформация ситуации.
Основные антикризисные стратегии – выбор позиционирования


  1. Демонстративное внешнее игнорирование кризиса.

  2. Минимальная реакция – только на важнейшие целевые группы.

  3. Полномасштабная реакция:

  • ликвидация реальных причин и последствий. Противодействие оппонентам;

  • управление драматизмом сценариев. Микширование ситуации – сглаживание кризисных противоречий и конфликтов, минимизация последствий;

  • интерпретация и трансформация ситуации в корпоративных интересах.


Содержание деятельности PR и рекламных служб в разных фазах кризиса

1. Докризисное состояние. Кризисогенная ситуация. Ведение информационных баз и баз данных по направлениям деятельности корпорации, состоянию среды деятельности, целевым группам и персонам. Мониторинг и анализ ситуации. Выявление кризисогенных точек. Минимизация кризисогенных факторов – разработка и реализация сценариев превентивных и проспективных антикризисных кампаний.

2. Предкризисное состояние. Диагностика и анализ симптомов, определение гипотетических направлений, видов, типов и сценариев кризисов. Подготовка сценариев антикризисных кампаний.

3. Возникновение кризиса. Периоды обострения кризиса. Реализация антикризисных сценариев: снятие основной проблематики кризиса. Дедраматизация ситуации для основных групп. Поддержка партнеров и клиентов.

4. Затухание кризисного процесса. Минимизация имиджевых и репутационных последствий. Определение и активизация точек посткризисного развития.

5. Прекращение кризисного процесса. Ликвидация последствий кризиса. Анализ эффективности и коррекция антикризисных стратегий, тактик и технологий.

Вопросы для обсуждения

  1. Как определить степень достоверности предкризисного и посткризисного прогноза?

  2. Каков круг источников достоверной информации для диагностики кризиса?

  3. Каковы общие и специфические целевые группы для антикризисных PR и рекламы?

  4. Каковы типы информации и данных для антикризисных PR и рекламы?

  5. Каков набор основных факторов для выбора стратегии реагирования, и может ли она быть однозначной?

  6. Возможная структура сценария для антикризисной PR и рекламной кампании.

Литература

Основная

PR против кризисов: механизмы управления: Междунар. конф. 26–27 янв. 1999 г. – М., 1999.

PR сегодня: новые подходы, исследования, международная практика / Пер. с англ. – М., 2002.

Абалкина И.Л. Теория и практика кризисных коммуникаций // США – Канада: экономика, политика, культура. – 2006. – № 1. – С.78–93.

Аги У., Кэмерон Г., Олт Ф. Самое главное в PR. – СПб., 2004.

Антикризисный PR. Статьи. – (http://pr.prtex.ru/index.php?p=articles&categ=6).



Баканова М. Вашему будущему завтра PR может помочь уже сегодня, или Антикризисный PR. – (http://www.pr-top.com/articles/readpubl.html?id=11).

Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство / Пер. с фр. – М., 2001.

Доулинг Дж. Кризисные репутационные стратегии. – (http://pr-life.ru/?part=University&universityid=126).

Лебедева Т.Ю. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура. – М., 1999.

Моисеева В. Практика управления репутацией компании во время кризиса // Управление компанией. – 2002. – № 6.

Музыкант В. Реклама и PR-технологии в бизнесе, коммерции, политике. – М., 2003.

Ньюсом Д., ВанСлайк Тёрк Д., Крукеберг Д. Всё о PR. Теория и практика паблик рилейшнз. – М., 2001.

Сазонова И. Связи с общественностью в кризисных ситуациях. – (http://www.pressclub.host.ru/techn_5.htm).

Самые успешные PR-кампании в мировой практике.: Сб. / Пер. с англ. – М., 2002. – (http://www.evartist.narod.ru/text3/19.htm).



Токарев Б.Е. Методы сбора и использования маркетинговой информации. – М., 2004.

Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. – СПб., 2003.

Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. – СПб., 2003.

Хон Л.Ч., Грунинг Д. Руководящие принципы для измерения взаимоотношений в области связей с общественностью. –
(http://www.pr-center.org.ua/docs/23.zip).

Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. – М., 2006.

Дополнительная



Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. – М., 2003.

Барлоу У., Ричер Л. Внутренний анализ эффективности PR деятельности: Критерии и методы. – (http://www.pr-center.org.ua/docs/24.zip).

Викентьев И. Л. Приемы рекламы и public relations. – 6-е изд., доп. – СПб., 2002.

Горохов В.М., Комаровский В.С. Связи с общественностью. – М., 1996.

Данилов В. Прививка от кризиса // Со-общение. – 2000. – Октябрь (спец. вып.).

Игнатьев Д., Бекетов А., Сарокваша Ф. Настольная энциклопедия Public Relations. – М., 2002.

Катлип Скотт М., Центер Аллен Х., Брум Глен М. Паблик Рилейшенс. Теория и практика. – М., 2000.

Паблик рилейшенз: теория и практика: Хрестоматия. – СПб., 2000.

Справочник для корпоративных PR-специалистов. – М., 2003.

Тема 3. Технологии и инструменты антикризисных Public Relations

Семинар. Ролевая игра

Организация кризисного штаба. Распределение ролей и функций.

Коммуникационные тактики: повышение избирательности, расширение и уточнение целевых групп и каналов коммуникации, активизация прямых каналов, непрерывность и ритмичность. Медийные и немедийные коммуникации. Рекламные коммуникации.

Информационные тактики: доминирование, централизация, контроль и координация, постоянная доступность. Мониторинг информационной ситуации. Методы информационной поддержки партнеров и клиентов.

Media Relations. Критерии выбора медийных коммуникаций. Создание собственных медиа. Web-медиа и интернет-технологии. Принципы работы с Mass Media.

Спин-доктор. Манипулятивные и апеллятивные PR-технологии.

Использование психологии восприятия кризиса различными группами.


Стандартные ошибки PR-служб в кризисных ситуациях:

    • задержка реакции (потеря инициативы),

    • слабая координация топ-менеджмента и PR-службы (информационная, событийная),

    • выдача информации и комментариев не по теме кризиса (затуманивание, увиливание, разглагольствования),

    • конфронтация (поиск виновных, врагов, встречные обвинения etc.).

Вопросы для обсуждения

1. Какие менеджеры должны войти в антикризисный штаб? Их необходимые ролевые качества.

2. Как выбрать вариант коммуникационной политики при разных видах и типах кризисов?

3. Варианты информационных взаимоотношений с разными целевыми группами.

4. Соотношение манипулятивных и апеллятивных технологий в антикризисных PR и рекламе. Как определить допустимый уровень манипуляции?

Ролевая игра «Антикризисный штаб организации»

Цель игры – получить представление о структуре антикризисной PR-деятельности.

Студенты коллегиально выбирают вид (государственная, политическая, коммерческая или общественная) и тип организации. Формулируют наиболее типичные кризисные ситуации для избранного типа организации. Моделируют структуру антикризисного штаба. Выбирают для себя роли, одновременно формулируя необходимые качества персонажей. Коллегиально составляют примерный план работы штаба и сфер деятельности, в его контексте, для каждой роли.



Литература

Основная

PR в сфере аудита. Вестник № 2. Антикризисные коммуникации. – (http://www.audit-it.ru/articles/audit/a105/108852.html).

Богданов Е., Зазыкин В. Психологические основы Паблик рилейшнз. – СПб., 2003.

Волковский Н.Л. История информационных войн: В 2 т. – СПб., 2003.

Гринберг А.С., Король И.А. Информационный менеджмент. – М., 2003.

Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера по PR. – СПб., 1997.

Исаенко Е.В., Васильев А.Г. Организация и планирование рекламной деятельности. – М., 2004.

Карпухин О., Макаревич Э. Формирование масс. Природа общественных связей и технология паблик рилейшнз. – М., 2001.

Коммуникации в кризисных ситуациях: Общий курс. / Пер. с англ. Л. Пигнастой. – (http://www.pressclub.host.ru/Communication.shtml).



Кононенко Н.В., Марабян Г.А. Разработка антикризисной PR-программы как часть стратегической программы развития бизнеса. // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. – 1998. – № 6.

Науменко Т.В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию. // Вопросы психологии. – 2003. – № 6.

Ольшевский А.С. Антикризисный PR и консалтинг. – СПб., 2003. – (http://evartist.narod.ru/text4/20.htm).

Основные принципы и стандарты оценки эффективности PR-технологий / Пер. с англ. – (http://www.pr-center.org.ua/docs/21.zip).



Почепцов Г.Г. Информационные войны. – М.: Киев: Рефл-бук; Ваклер, 2001.

Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как управлять общественным мнением. М., 2006.

Почепцов Г.Г. Спиндоктор, который умеет «лечить» события. – М., 1999.

Рязанов Ю.Г, Шматов Г.А. Медиапланирование. – Екатеринбург, 2002.

Серов А.Г. Страшные тайны PR: Записки PR-консультанта.– СПб., 2004.

Ситников А., Гундарин М. Победа без победителей. Очерки теории прагматических коммуникаций. – М., 2003.

Федотова Л.Н. Паблик рилейшнз и общественное мнение. – СПб., 2003.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. – М., 1990, 2001.

Харитонов М.В. Реклама и PR в массовых коммуникациях. – СПб., 2008.

Ющук Е.Л, Кузин А.В. Противодействие черному PR в Интернете. – М., 2008.

Ян В. Проведение рекламных кампаний. Стратегия. Структура. Носители. – М., 2003.

Дополнительная



Аллен Х. Авиакатастрофа в Ньюфаундленде: PR в кризисной ситуации. – (http://www.pressclub.host.ru/Avia.shtml).

Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000.

Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. – М., 2002.

Социальные и психологические последствия применения информационных технологий. – М., 2001.



Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. – М., 2002.

Тема 4. Антикризисные Public Relations в государственном секторе,
политической сфере и избирательных технологиях


Лекция. Семинар

Зоны ответственности государства. Синтетичность кризисов в государственном секторе. Экономические, политические, социальные и PR составляющие кризисов. Кризисы ситуативные и кризисы – конфликты групповых интересов. Внутренние и внешние кризисы.

Кризисы в исполнительной, законодательной и судебной ветвях власти. Коммуникативные и информационные особенности контролируемых кризисов.

Деятельность и продукция государственных и независимых политических аналитических и PR-служб. Организация и взаимодействие антикризисной PR-деятельности различных ветвей власти. Основные ресурсы государственных PR-служб. Антикризисные штабы.

Ресурсы и методы мониторинга и прогнозирования ситуации в государственном секторе. Методы PR-профилактики кризисов. Коммуникационные и информационные стратегии. Сегментация аудитории государственными PR-службами. Массовая аудитория и группы влияния. Создание PR-событий.

Внутренние и внешние кризисы политических партий, их взаимосвязь. Позиционирование, имидж и репутация политика и партии. Цели и задачи антикризисных PR политических партий и движений в разных видах кризисных ситуаций. Взаимодействие с PR-службами государственных, коммерческих и общественных структур. Кризисные медиа-стратегии политических партий.

Выборы как перманентная кризисная ситуация. PR и рекламные составляющие избирательных технологий. Кризисогенные факторы. Основные виды обострений кризиса: организационное, коммуникационное, информационное. Ресурсы избирательных кампаний. Задачи PR-служб и рекламных отделов предвыборных штабов в кризисных ситуациях. Антикризисное позиционирование. Методы и средства отражения информационных атак.

Вопросы для обсуждения

1. В чем специфика роли рекламных коммуникаций в кризисах государственного сектора, партий и в избирательных кампаниях?

2. Какими PR-методами возможна профилактика расширения зоны кризиса в государственном секторе?

3. В какие сферах наиболее эффективно взаимодействие PR-служб государственного сектора и политических партий при масштабных политических кризисах?

4. Какие ресурсы сравнительно более эффективны в государственных, политических и электоральных PR-кампаниях?

5. Что такое «черный PR»? Является ли «черный PR» в действительности Public Relations?

Литература

Основная



Аграшенков А.В. Исторический опыт воздействия на политическое сознание в переломные моменты общественного развития. – СПб., 1994.

Браславец Т., Петерленко М. Антитеррористический PR. – (http://www.pronline.ru/shownews.php?ID=1379&D=2002-12-28).

Галумов Э.А. Международный имидж России: стратегия формирования. – (http://www.gtnews.ru/cgi/news/view.cgi?id=18948&cat_id=10&page=1).

Григорьев М. Современная избирательная кампания как антикризисное управление. – (http://www.siberian.ru/tech/bus_kamp.shtml).

Гринберг Т.Э. Политические технологии: политическая реклама и паблик рилейшнз. – М., 2006.

Евстафьев В., Лисовский С. Избирательные технологии: история, теория, практика. – М., 2000.

Егорова-Гантман Е., Плешаков К. Политическая реклама. – М., 1999.

Ильясов Ф. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах. – М., 2000.

Кошелюк М. Е. Технологии политических выборов. – 2-е изд. – СПб., 2004.

Кравченко В.И. Власть и коммуникация: проблемы взаимодействия в информационном обществе. – СПб., 2003.

Лукашев А.В. Черный PR как способ овладения властью. – СПб., 2002.

Лисовский С. Политическая реклама. – М., 2001.

Михайлов А., Романов Ю. Обитатели миража. PR специального назначения. Связи с общественностью в экстремальных случаях. – М., 2002.

Музыкант В.Л. Теория и практика современной рекламы. Часть II: Политическая реклама. Политический маркетинг. Управление рекламной кампанией. – М., 1998.

Ольшанский Д. Политический PR. – СПб., 2003.

Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или как управлять общественным мнением. – М., 2005.

Русаков А.Ю. Связи с общественностью в органах государственной власти. – М., 2006.

Россия: стратегия достоинства. Имидж и реальность страны, информационные технологиии и кризисные ситуации. – М., 2001.

Связи с общественностью в политике и государственном управлении / Под общ. ред. В.С. Комаровского. – М., 2001.

СМИ и политика в России. Социологический анализ роли СМИ в избирательных кампаниях. – М., 2000.

Справочник по политическому консультированию / Пер. с англ. – М., 2001.

Тарашвили Е. Связи с общественностью в государственных структурах. – (http://www.pr-center.org.ua/docs/11.zip).

Управление общественными отношениями. – М., 2003.



Цуладзе А. Большая манипулятивная игра: политические технологии в действии, выборы в виртуальном пространстве. – М., 2001.

Чемодуров Н. Проблема государственного PR: тактика, победившая стратегию. – (http://www.pronline.ru/shownews.php?ID=1378&D=2002-12-28).

Черепанова И. «Ангельский огонь»: Красные PR России. – М., 2003.

Шарков Ф.И., Родионов А.А. Реклама и связи с общественностью. – М., 2005.

Шомова С.А. Политические шахматы. Паблик Рилейшнз как интеллектуальная игра. – М., 2003.

Дополнительная

Государство, экономика, общество: аспекты взаимодействия: Сб. – М., 2000.

Дмитриев А.В., Латынов В.В., Хлопьев А.Т. Неформальная политическая коммуникация. – М., 1996.

Жуков К., Карнышев А. Азбука избирательной кампании / Предисл. Г. Сатаров. – М., 2001.

Киселев А.Г., Шарков Ф.И. Теория и практика массовой информации: информатизация государственного управления. – М., 2002.

Мирошниченко А.А. Паблик рилейшнз в общественно-политической сфере. – М., 1998.

Ольшанский Д. В. Массовые настроения в политике. – М., 1995.

Пашенцев Е.Н. Паблик рилейншз: от бизнеса до политики. – М., 2000.

Тема 5. Антикризисные Public Relations в коммерческой деятельности

Семинар-дискуссия

Рыночные и внерыночные кризисогенные факторы в коммерческой деятельности. Специфика нерыночных кризисов. Типы кризисов, характерные для сфер: производительной, услуг, финансовой и торговой. Кризисы изменений в корпорации.

Аналитическая работа PR-служб коммерческих структур: оценка кризисной ситуации, причин, факторов и хронологии кризиса, определение участников, ролей, целей и мотивов. Анализ социально-экономической и политической составляющих кризиса.

Участие в формировании и работе антикризисного штаба корпорации. Система координации с другими подразделениями.

Разработка концепции антикризисных PR и рекламной кампании. Планирование результатов. Проблема эффективности. Информационные и коммуникационные стратегии антикризисных PR. Создание открытых и специальных коммуникационных каналов. Реализация стратегии информационного доминирования. Организация специальных событий и информационных поводов. Методы противодействия информационной агрессии. Информационное обеспечение антикризисных мероприятий в отношении персонала, партнеров и клиентов.

Медийные коммуникации. Антикризисное медиапланирование. Оперативное взаимодействие с новостными и аналитическими программами центрального и местного ТВ, информационными агентствами, печатной прессой, радио и internet-ресурсами. Виды антикризисной рекламы в прессе.

Вопросы для обсуждения

1. Каковы роль и место PR в интегрированных маркетинговых коммуникациях в период кризиса? Какие задействуются общие и специальные ресурсы маркетинговых, рекламных и PR-служб?

2. На основании каких критериев выбирается базовая стратегия антикризисной PR-кампании?

3. Как распределяются медийные и немедийные коммуникации между целевыми группами корпорации в антикризисных PR?

4. Стратегии информационного менеджмента в кризисной ситуации. Возможна ли и полезна ли монополия на информацию?

5. Какие виды рекламы наиболее эффективны при разных типах кризисов?



Литература

Основная



Алешина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. – М., 2006.

Антикризисное пособие для российских предприятий малого бизнеса. – (http://www.cfin.ru/management/tusrif).



Баканова М. Вашему будущему завтра PR может помочь уже сегодня, или Антикризисный PR. – (http://www.pr-top.com/articles/readpubl.html?id=11).

Бузин В. Основы медиапланирования. – М., 2002.

Букша К.С. Управление деловой репутацией. Российская и зарубежная PR-практика. – Киев: Диалектика, 2007.

Василенко А.Б. ПИАР крупных российских корпораций. – М., 2001.

Герстнер Л. Кто сказал, что слоны не умеют танцевать? Возрождение корпорации IBM: взгляд изнутри / Пер. с англ. – М., 2003.

Гроув Э. Выживают только параноики. Как использовать кризисные периоды, с которыми сталкивается любая компания. – М., 2003.

Гундарин М. Книга руководителя отдела PR. – СПб., 2007.

Данилов В. Прививка от кризиса. // Со-общение. – 2000. – Октябрь (спец. вып.).

Доулинг Дж. Кризисные репутационные стратегии / Пер. с англ. Ю. Набутовского. – (http://www.pressclub.host.ru/techn_n1.shtml).

Ельшина П. Антикризисный маркетинг // Маркетолог. – 2003. – № 1.

Емельянов С. Теория и практика связей с общественностью. – СПб., 2005.

Желены М. Информационные технологии в бизнесе. – СПб., 2002.

Заман А. Репутационный риск: управление в целях создания стоимости. – М., 2008.

Ивлев А. Драма перемен. PR-сопровождение изменения компании. // Со-общение. – 2002, – № 1.

Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. – М., 2003.



Кочетков А.В. и др. Теория и практика связей с общественностью. – М., 2006.

Кузнецов И.Н. Информация: сбор, защита, анализ: Учебник по информационно-аналитической работе. – М., 2001. – (http://www.evartist.narod.ru/text/21.htm).

Малявина А.В., Попов С.А., Пашина Н.Б. Лизинг и антикризисное управление. – М., 2002.

Моисеева В. Практика управления репутацией компании во время кризиса // Управление компанией. – 2002. – № 6.

Паблик рилейшнз. Связи с общественностью в сфере бизнеса / Э.А. Уткин и др. – М., 2001.



Райс Э., Траут Дж. Маркетинговые войны. – СПб., 2003.

Рюмшина Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе. – М., 2004.

Старостин С. Готовься к худшему. Чем мощнее компания, тем крупнее неприятности, которые могут ее постичь // Компания. – 2000. – № 40 (136).

Стровский Д.Л. Паблик рилейшнз в конфликтных и экстремальных ситуациях: Учеб. пособие по курсу организации и техники внешнеэкономической деятельности. – Екатеринбург, 1996.

Тернистый путь развития. Реализация стратегии перемен сродни антикризисному управлению // Со-общение. – 2002. –  № 1.



Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность. – СПб., 2001.

Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса. – М., 2002.

Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. – СПб., 2003.

Хейг М. Крупнейшие ошибки брендинга. 100 самых громких провалов в истории торговых марок. – СПб., 2003.

Чумиков А. Н. Конфликтный менеджмент в бизнес-структурах и «паблик рилейшнз» как способ его реализации // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Конфликты в политике и экономике: мониторинг и менеджмент. – М., 1994.

Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. – М., 2005.

Шелепин И., Бакеев А. Тактика борьбы с подмоченной репутацией. // КоммерсантЪ-Деньги. – 2002. – № 6.

Дополнительная

Антикризисная программа компании Coca-Cola в России. 1998–1999 гг. – (http://main.emc.spb.ru/konkurs/99/Piter/COCA/SITE/sld009.htm).

Андурас Е.Ч. Бизнес и пропаганда. – М., 1996.

Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход. – СПб., 2001.

Богомолов В.А., Богомолова А.В. Антикризисное регулирование экономики: Теория и практика. – М., 2003.

Викентьев И.Л. Приемы рекламы и public relations. – СПб., 2007.

Демин Ю. Бизнес PR. – М., 2003.

Демин Ю.М. Управление кадрами в кризисных ситуациях. – СПб., 2004.

Мещанинов А.А. Образ компании. – М., 2001.

Тульчинский Г.Л. Public Relations. Репутация, влияние, связи с прессой и общественностью, спонсорство. – СПб., 1994.

Ядин Д. Маркетинговые коммуникации: Современная креативная реклама. – М., 2003.

Тема 6. Антикризисные Public Relations в социальной сфере

Лекция. Семинар

Социальные коллизии, конфликты и кризисы. Связь с политическими и экономическими кризисами. Контекстность и локальность проявлений социального кризиса в России. Типы социальных кризисов: объективно обусловленные (кризисы обстоятельств), субъективно обусловленные (информационные, психологические). Спровоцированные кризисы. Проблематика социальных кризисов: экономическая, организационная, правовая, национальная, религиозная, экологическая и т. д.

Социальные группы перманентных (затяжных) кризисов. Социальные группы ограниченных кризисов. Целевые группы антикризисных PR: массовая аудитория, участники конфликтов, виктимные группы, источники кризиса, властные структуры.

Основные типы PR-деятельности в разных типах социальных кризисов: обострение кризиса для ускорения ликвидации его причин, дедраматизация ситуации, мобилизация (актуализация) деятельности по снятию причин кризиса. Типология и роль социальной рекламы. Деятельность PR-служб государственного, коммерческого и гражданского секторов в социальных кризисах.

Принципы, методы и технологии антикризизных PR в социальной сфере. Коммуникативные и информационные стратегии. Типы PR-обращений.

Вопросы для обсуждения

1. Какие проявления социальных кризисов наиболее актуальны и опасны для общества? Как они могут предупреждаться и локализоваться средствами PR и рекламы?

2. Какие базовые целевые группы могут быть выделены при социальных кризисах экономического генезиса, природно-стихийного, правового, политического?

3. Как коррелируют типы социальной рекламы с различными типами кризисов в социальной сфере?

4. Как специфицируется деятельность PR-служб разных секторов в социальных кризисах?

5. Возможна ли координация PR-служб разных секторов при социальных кризисах? Кто может стать координатором?



Литература

Основная

Активное ненасилие. Как правильно провести публичную акцию протеста. – М., 2003.

Акции экологического движения: Руководство к действию. – М., 1996.



Астахова Т.В. Связи с общественностью для третьего сектора. – М., 1996.

Векслер А.Ф. Связи с общественностью для некоммерческих организаций: технология успеха. – Н. Новгород, 1998.

Векслер А.Ф., Тульчинский Г.Л. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. – М., 2006.

Вклад негосударственных некоммерческих организаций в решение социальных проблем в России. Развитие социальных услуг: Сб. статей и материалов. – М., 2003.

Гражданское общество в России: опыт участия женских НПО: Сб. – М., 2004.

Дюкарев Р. и др. Социальный маркетинг для некоммерческих организаций. – М., 2000.

Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб., 2000.

Как наладить диалог с общественностью. – М., 1998.

Кампания по защите общественных интересов. – М., 1999.

Карпухин О., Макаревич Э. Формирование масс. Природа общественных связей и технология паблик рилейшнз. – М., 2001.

Качалова Ю.Н. Вовлечение граждан в решение местных проблем. – М., 2000.

Коммуникация и коммуникационные технологии в некоммерческих организациях и кризисных ситуациях. – СПб., 2001.



Кузьмин Б.В. Социальное прогнозирование развития России в XXI веке: Учеб. пособие по антикризисному управлению экономикой и обществом. – М., 2002.

Ларионов И.К. Стратегия социального управления. – М., 2004.

Межсекторные взаимодействия в России. Настольная книга – 1999. – М., 2000.

Местное телевидение, власть, население: информационная открытость как основа социального партнерства. – М., 2001.

Методы взаимодействия правозащитных организаций и СМИ. – (http://www.gdf.ru/books/books/metod/content.html).



Миллер Э.Д. Шарлотский проект. Как помочь гражданам взять демократию в свои руки. – М., 1998.

Моисеев В. Паблик рилейшнс – средство социальной коммуникации. Теория и практика. – М., 2002.

Николайшвили Г.Г. Социальная реклама: Теория и практика: Учеб. пособие. – М., 2008.

Объединения граждан по месту жительства: стратегии деятельности: Сб. статей. – Новосибирск, 2001.



Попов С.Г. Социальный менеджмент. – М., 2000.

Почепцов Г.Г. Революция.com. Основы протестной инженерии. – М.: Европа, 2005.

Реснянская Л.Л. Двусторонняя коммуникация: Методика организации общественного диалога. – М., 2001.

Социальная реклама. – (http://socreklama.ru/ ; http://www.1soc.ru/).

Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. – М., 1994.

Социальный маркетинг для некоммерческих организаций. – М., 2000.

Справочник «зеленого» пиарщика. – М., 2000.

Стратегия проведения кампании по защите общественных интересов. – М., 2000.



Хоффман, Эбби. Сопри эту книгу! Как выживать и сражаться в стране полицейской демократии. – М., 2003.

Шекова Е.Л. Антикризисное управление некоммерческими организациями // Некоммерческие организации в России. – 2008. – № 2.

Шинелева Л. Т. Общественные неправительственные организации и власть. – М., 2002.

Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. – СПб., 2002.
Дополнительная

Гарр Т.Р. Почему люди бунтуют. – СПб., 2005.

Искусство формирования коалиций. – М., 1995.



Соколов А.В. Общая социальная коммуникация. – СПб., 2002.

Укрощение Левиафана: право, государство и гражданское общество в современной России. – М., 2000



Шабанова М.А. Социология свободы: трансформирующееся общество. – М., 2000.

Вопросы для подготовки к зачету





  1. Виды и типы кризисов.

  2. Основные признаки формирующегося кризиса.

  3. Основные признаки начинающегося и текущего кризисов.

  4. Роль Public Relations и рекламы в антикризисном менеджменте.

  5. Различия текущей и кризисной коммуникационных стратегий.

  6. Функции PR-служб в кризисе.

  7. Содержание деятельности PR и рекламных служб в: кризисогенной ситуации, предкризисном состоянии, периоды обострения кризиса, посткризисный период.

  8. Организация кризисного штаба. Распределение ролей и функций.

  9. Коммуникационные тактики в кризисных PR.

  10. Информационные тактики в кризисных PR.

  11. Критерии выбора медийных коммуникаций в кризисе.

  12. Манипулятивные и апеллятивные PR-технологии.

  13. Стандартные ошибки PR-служб в кризисных ситуациях.

  14. Основные компоненты кризисов в государственном секторе.

  15. Продукция государственных и независимых политических аналитических и PR-служб.

  16. Цели и задачи антикризисных PR политических партий и движений в разных видах кризисных ситуаций.

  17. PR и рекламные составляющие избирательных технологий.

  18. Методы и средства реагирования на информационные атаки.

  19. Содержание аналитической работы PR-служб коммерческих структур в предкризисной ситуации и кризисе.

  20. Информационные и коммуникационные стратегии антикризисных PR в коммерческом секторе.

  21. Специфика антикризисного медиапланирования.

  22. Место и роль PR и рекламы в интегрированных маркетинговых коммуникациях в период кризиса.

  23. Типология и сферы социальных кризисов.

  24. Целевые группы антикризисных PR и рекламы в социальных кризисах.

  25. Координация деятельности PR-служб государственного, коммерческого и гражданского секторов в социальных кризисах.


Дополнительная литература ко всем темам

Азбука рекламы и Public Relations: Библиографический указатель 365 книг по рекламе и связям с общественностью в комплексе маркетинговых коммуникаций. – СПб., 1997.



Конецкая В.П. Социология коммуникации. – М., 1997.

Почепцов Г.Г. Информация & дезинформация. – М., 2001.

Практика менеджера паблик рилейшнз. – М., 1997.

Реклама и PR: Библиогр. указ.: кн. на рус. и иностр. яз. – М., 2001.

Словари терминологии PR, рекламы и маркетинга. –

http://pr-life.ru/?part=University&dictionary=1 http://www.communicators.ru/library/glossary?page=1 http://www.pmprofy.ru/content/rus/rubr25/rubr-259.asp

http://allmedia.ru/customize/srchform.asp?wt=44

http://businessvoc.ru/

http://www.ipr.by/ru/dict/



Соколов А.В. Общая социальная коммуникация. – СПб., 2002.

Хейг М. Электронный Public Relations. – М., 2002.

Чумиков А.Н. Креативные технологии «паблик рилейшнз». – М., 1998.

Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Учеб. – М., 2002.

Ядин Д. Маркетинговые коммуникации: Современная креативная реклама. – М., 2003.

Ян В. Проведение рекламных кампаний. Стратегия. Структура. Носители. – М., 2003.

Содержание

Цели и задачи дисциплины 5

Программа


и учебные задания к семинарским занятиям 8

Вопросы для подготовки к зачету 28



Дополнительная литература ко всем темам 29



1 Питерс Т. Представьте себе! Re-imagine! – СПб., 2006. – (http://www.koob.ru/books/re_imagine.rar).

Каталог: library -> meth
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики
meth -> Учебно-методических материалов по курсу основы теории межкультурной коммуникации Для студентов факультета лингвистики
meth -> Для студентов факультета журналистики Москва
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины актуальные проблемы муниципального права для студентов юридического факультета
meth -> Практикум по курсу Менеджмент Для студентов экономического факультета
meth -> Сборник методических материалов
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины Культурология Для студентов факультета журналистики и лингвистического факультета
meth -> Учебно-методических материалов по курсу психология журналистики для студентов факультета журналистики
meth -> Учебное пособие Для студентов экономического факультета Москва
meth -> Сборник методических материалов по курсу «Психология и педагогика»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница