Учебно-методический комплекс дисциплины «психология личности»



страница1/6
Дата27.04.2016
Размер1.11 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6


УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Красноярский филиал
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»
(для студентов, обучающихся по специальности

030301.65 «Психология»)

Красноярск 2013

УНИВЕРСИТЕТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Красноярский филиал


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»
(для студентов, обучающихся по специальности

030301.65 «Психология»)


Утвержден

решением УМС филиала

протокол № ___ от ___ ___ 2013
Директор филиала ___________
/Дроздов Н.И./

Фамилия, инициалы



Согласовано:

Первый проректор:
___________________
/Решетова Т.Я./

Фамилия, инициалы




Красноярск 2013


УДК 159.923

ББК 88.37

Р 47

Печатается по решению Учебно-методического совета



Университета Российской академии образования

Красноярский филиал

Авторы-составители: доктор психологических наук, профессор Решетова Т.Я., старший преподаватель Левина Т.В.

Решетова Т.Я., Левина Т.В. Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология личности» для специальности 030301.65 «Психология» – Красноярск: Издательство КФ УРАО, 2013. - 105 с.

Курс знакомит студентов с основными подходами к исследованию личности в отечественной и зарубежной психологии, создает предпосылки к усвоению системы понятий данной предметной области знаний, дает развернутое представление о развитии личности в онтогенезе, позволяет проанализировать движущие силы и условия позитивного и негативного развития личности ребенка и взрослого человека, формирует умение практического использования полученных знаний о личности в профессиональной деятельности.

УРАО, 2013.


1. Пояснительная записка

Психология личности - одна из областей психологического знания, пытающаяся разгадать загадку природы человека, неоднозначная и стремительно развивающаяся. Разнообразный научный поиск позволил выдвинуть множество теорий личности. В современном мире проблема природы человека стоит остро как никогда. Большинство серьезных недугов человечества являются следствием поведения людей - глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, нищета и мн. др. По всей вероятности жизнь и ее качество в будущем будут зависеть от того, насколько человечество продвинется в понимании природы человека. Курс «Психология личности» дает представление студентам о разнообразии теоретических направлений, изучающих природу человека. Кроме того, данный курс содержит материал, рассматривающий личность как объект исследования.

Курс «Психология личности» преследует цель дать современные представления о природе человека, структуре личности, динамике ее развития, систематизировать и структурировать знания студентов-психологов в области теоретических подходов к изучению, развитию и саморазвитию личности, оказанию ей необходимой психологической помощи.

Программа разработана в соответствии с:

  государственными стандартами высшего профессионального образования по специальности: 030301.65 «Психология»;

  учебными планами очной формы обучения по указанным специальностям (со сроком обучения 5 лет), одобренными на заседании Ученого Совета;

  учебными планами заочной формы обучения по указанным специальностям (со сроком обучения 6 лет), одобренными на заседании Ученого Совета;

  учебной программой УРАО по данной дисциплине.

Программа курса включает в себя три основных раздела.

Первый раздел – введение в психологию личности, второй - методологические основы исследования личности, третий - теории личности и новые перспективы в теоретическом и эмпирическом исследовании личности.

Программа предусматривает проведение лекционных и семинарских занятий, а также самостоятельное изучение студентами дополнительной литературы по всем разделам курса. Итоговой формой отчетности является экзамен.

2. Организационно-методический раздел
Дисциплина «Психология личности» относится к дисциплинам федерального компонента общепрофессионального блока дисциплин специальности 030301.65 «Психология».

Распределение часов согласно стандарту и учебному плану




030301.65
«Психология»

Код дисциплины по ГОС

Код дисциплины по УП УРАО

Всего часов

Аудит. занятий

Сам. раб.

Очная форма

ОПД.Ф.08

ОПД.Ф.08

60

30

30

Заочная форма

ОПД.Ф.08

ОПД.Ф.08

60

8

52



Целью изучения дисциплины «Психология личности» является познание психологических закономерностей развития личности, формирование всесторонних представлений о проблеме личности в психологии, отраженных в определенной системе понятий, в исторически сформировавшихся взглядах на природу человека, в подходах к личности в различных психологических школах, применение полученных знаний в процессе профессиональной деятельности.

Значение знаний по дисциплине «Психология личности» в подготовке специалиста заключается в том, что они помогают выстраивать и регулировать взаимоотношения с людьми, глубже понимать мотивы поступков, правильнее оценивать и истолковывать исходные данные, полученные в ходе профессиональной деятельности, а также позволяют молодым специалистам свободно ориентироваться в потоке литературы, использовать свои знания о личности в реализации исследовательских проектов, в прикладной и практической психологической работе.



Задачи курса «Психология личности» состоят в следующем:

- в усвоении теоретических понятий и положений лекционного курса и в изучении специфики проявления психологических закономерностей в развитии личности;

- в усвоении специфики предметного подхода к изучению личности в психологической науке (в сравнении с философией, социологией, педагогикой, астрологией и другими смежными науками;

- в формировании развернутого представления об основных психологических теориях личности, в подходах к ее изучению в отечественной и зарубежной психологии;

- в рассмотрении проблемы развития личности в онтогенезе, изучении движущих сил и условий развития личности ребенка и взрослого;

- в анализе существующих взглядов на возрастную периодизацию личностного развития, процесс социализации-индивидуализации, идентификации-персонализации;

- в анализе индивидных свойств человека (возрастно-половых и индивидуально-типических), проблем темперамента, характера, способностей и задатков;

- в ознакомлении студентов с центральными вопросами проблемы личности – мотивационно-потребностной сферы личности, самосознания, направленности личности, воли, саморегуляции и самоорганизации личности, свободы и ответственности личности.

Дисциплина изучается в 6 семестре. Курс заканчивается итоговым экзаменом, предполагается промежуточная аттестация в форме контрольного тестирования и выполнения двух контрольно-срезовых работ.

Дидактические единицы дисциплины «Психология личности» согласно ГОС представлены следующими образом:

Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни; движущие силы и условия развития личности; периодизация развития индивида, личности и индивидуальности; индивидуальные свойства человека и их роль в развитии личности; личность в социогенезе; социально-исторический образ жизни – источник развития личности; персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь; структура личности и различные методические подходы к ее изучению в психологии; проблема воли; волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа; психологическая защита и совладание – механизмы овладения поведением; личностный выбор; свобода и ответственность; теории личности. 


3. Тематический план
Примерный тематический план

для очной/заочной формы обучения






Темы

Всего часов

Лекции

Семинары

СРС



Предмет и задачи курса «Психология личности». Понятие личности. Соотношение определений «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект».

7/6

2/-

2/1

3/5



Общие положения исследования личности

Структура личности. Мотивация личности



7/6

2/-

2/1

3/5



Методы исследования личности: наблюдения, анамнеза, корреляционный метод, экспериментальный метод, оценки личности, типы методов оценки личности

7/6

2/-

2/1

3/5



Личность как система отношений.

Личность в теории деятельности.

Теория интегральной индивидуальности В.С.Мерлина.


7/6

2/-

2/1

3/5



Современные подходы к исследованию личности: личность и ее развитие в трудах А.В.Петровского, А.Г.Асмолова, А.Б. Орлова, Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева и др

7/6

2/1

2/-

3/5



Психодинамическая теория личности З.Фрейда.

7/6

2/1

2/-

3/5



Индивидуальная теория личности А,Адлера. Аналитическая теория личности К.Г.Юнга. Эго-теория личности Э.Эриксона.

5/6

1/1

1/-

3/5



Социально-когнитивное направление в теориях личности А. Бандура, Д.Роттера.

Теория оперантного научения Б.Ф.Скиннера.



5/6

1/1

1/-

3/5



Диспозициональная теория личности Г.Олпорта.

Структурная теория личности Р.Кеттелла.

Теория личности Г. Айзенка.


5/5

1/-

1/-

3/5



Когнитивное направление в исследовании личности (Д.Келли)

5/7

1/-

1/-

3/7




Итого

60/60

15/4

15/4

30/52


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»
(для студентов, обучающихся по специальности

030301.65 «Психология»)


Основное содержание учебного курса
Раздел 1. Общие проблемы психологии личности

Тема 1. Предмет и задачи курса «Психология личности»

Понятие личности. Соотношение определений «человек»,

«индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект».

Проблема природы человека как одна из основных в психологии. Решение задачи по установлению общего, объединяющего представления о природе человека. Обнаружение большого разнообразия основополагающих ценностей и устремлений человека, его стилей жизни. Сложность понимания человеческого поведения, сущности человека. Исторический аспект развития психологии личности.

Научное определение понятия «личность» Наличие множества определений данного понятия, как фактора многогранности и сложности феномена личности Различие в содержании и объеме понятий индивид, личность, индивидуальность. Направленность личности Понятие о мотивах поведения человека. Мотивация как проявление потребностей личности Осознанные и неосознанные мотивы Роль самосознания в становлении «чувства-Я», «образа-Я», «Я-концепции». Самопознание как компонент самосознания. Понятие о механизмах психологической защиты.


Тема 2. Компоненты теории личности.

Критерии оценки теорий личности.

Объяснительная и предсказательная функции теории Полная и неполная теории личности. Основные компоненты полной теории личности, раскрывающие ее концептуальную область, содержание теории и границы ее применения: структура личности, мотивация, развитие личности, психическое здоровье, психопатология, изменение личности с помощью психотерапевтического воздействия.

Проблема оценки большого количества близких к друг к другу и альтернативных теорий личности. Подходы к разрешению данной проблемы мирового научного сообщества. Возможность проверки ценности теории, которая обеспечивается ясностью и однозначностью изложения концептуальных основ, предложений и гипотез, как один из основных критериев оценки теории личности (критерий верифицируемости). Эвристическая ценность теории личности. Внутренняя согласованность. Экономичность. Широта охвата поведенческих проявлений личности. Функциональная значимость теории личности.

Понятие основных положений о природе человека как основа разработки теории личности. Полярность основных положений о природе человека. Свобода-детерминизм. Рациональность-иррациональность. Холизм-элемента-лизм. Наследственность-среда. Изменяемость–неизменность. Субъективность-объективность. Проактивность–реактивность. Гомеостаз-гетеростаз. Познаваемость-непознаваемость.
Раздел 2. Методологические основы исследования личности
Тема 3. Общие положения исследования личности.

Структура личности. Мотивация личности

Значение исследования личности. Обязательность эмпирической проверки научных идей. Преимущества эмпирического подхода к изучению личности.

Основные типы стратегий исследования личности, используемые психологами: изучение клинических случаев, использование корреляционного анализа, использование эксперимента.

Структура личности как ключевой компонент теории личности. Различные подходы к пониманию структуры личности. Представление о личности как «комплексе коррелируемых свойств индивида», «созвездии черт». Типологический подход к исследованию личности. Место мотивационно-потребностной сферы в структуре личности. Мотивация в структурном и процессуальном аспекте. Теории мотивации. Смысловые образования личности. Личностный смысл. Психология переживания. Иерархия мотивов. Виды направленности личности – личной, просоциальной, деловой. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Гармоничная и дисгармоничная структура личности. Понятие внутреннего мотивационного конфликта.
Тема 4. Методы исследования личности: наблюдения, анамнеза,

корреляционный метод, экспериментальный метод,

оценки личности, типы методов оценки личности

Наблюдение, как фундаментальный метод эмпирического ис­следования личности. Смысл и значение наблюдения в организации исследования. Естественное наблюдение Ограничения естественного наблюдения. Сочетание естественного наблюдения и экспериментального контроля в исследовании личности.

Детальное изучение поведения отдельного человека в течение продолжительного времени как метод изучения клинических случаев, удовлетворяющий требованиям исследования личности Оценка метода анамнеза Ограничения метода анамнеза.

Корреляционный метод как фактор стремления исследователей в преодолении ограничений метода клинических случаев. Корреляционный метод как способ установления взаимосвязей между переменными, характеризующими личность. Оценка корреляционного метода.

Особенности экспериментального метода Естественный и ла­бораторный эксперимент. Абсолютный и обучающий эксперимент Оценка экспериментального метода Соблюдение этических требований при проведении эксперимента.

Критерии методов оценки личности - стандартизация, норма, надежность, валидность. Типы методов оценки. Тестирование и интервью как методы оценки. Методика самооценки. Проективные методы.


Раздел 3. Основные направления исследования личности

в отечественной психологии
Тема 5. Личность как система отношений. Личность в теории

деятельности. Теория интегральной индивидуальности В.С.Мерлина.

Личность как система отношений (В.Н.Мясищев). Понятие личности в культурно-исторической концепции развития личности А.Н. Леонтьева. Направленность личности. Мотивация как проявление потребностей. Осознанные и неосознанные мотивы. Самосознание личности. Влияние деятельности на развитие личности. Критерии возникновения и развития психики в филогенезе, представления о ведущих видах деятельности как основе периодизации развития психики. Иерархия мотивов и личностных смыслов как единиц строения личности. Центральная закономерность – развитие мотивов происходит через расширение и изменение круга деятельности, преобразующей предметную действительность. Изучение мотивационно-смысловой сферы – основная проблема психологии личности, ее исторического и онтогенетического развития.

Индивидуальность как интегральное многоуровневое образование, саморегулируемая функциональная система. Уровни свойств интегральной индивидуальности. Индивидуальность как иерархическая совокупность автономно существующих разноуровневых систем и подсистем. Каузальный и телеологический типы детерминации, гибкость много-многозначных и жесткость однозначных связей между индивидуальными свойствами. Индивидуальный стиль деятельности.

Тема 6. Современные подходы к исследованию личности:

личность и ее развитие в трудах А.В.Петровского, А.Г.Асмолова,

А.Б. Орлова, Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева и др

Представление о личности и ее развитии в трудах А.В. Петровского. Индивид и его потребность быть личностью. Способность быть личностью. Персонализация как идеальная представленность индивида в других людях. Развитие личности в системе коллективных отношений. Историко-эвалюционный подход к исследованию личности А.Г. Асмолова. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека в работах А.Б.Орлова. Этика в психологии личности (работы А.Б. Братуся).

Экзистенциальное направление в исследовании личности. (Д.А. Леонтьев). Ценность альтернативных направлений исследования личности. Исследование когнитивных процессов и их взаимосвязь с другими аспектами психологического функционирования. Изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных. Их вклад в поведение человека. Изучение нейрофизиологических, биохимических и генетических основ личности. Изучение проблем, относящихся к практической деятельности человека.
Тема 7. Психодинамическая теория личности З.Фрейда

Основные положения и принципы психоанализа Структура личности в теории З. Фрейда. Инстинкты как движущая сила поведения человека. Психосексуальные стадии развития личности Природа тревоги личности, типы тревоги, защитные механизмы личности. Основные положения о природе человека в теории личности З. Фрейда. Применение теории. Психоаналитическая терапия как исследование бессознательного.


Тема 8. Индивидуальная теория личности А. Адлера. Аналитическая теория личности К.Г.Юнга. Эго-теория личности Э.Эриксона.

Основные положения индивидуальной психологии. Индивидуум как единое самосогласующееся целое. Жизнь человека как стремление к совершенству. Индивидуум как творческое самоопределяющееся целое. Социальная принадлежность индивидуума Индивидуальная субъективность. Основные положения теории А. Адлера относительно природы человека. Применение теории - объяснение природы невроза и его лечение.

Структура личности в аналитической теории личности К.Г. Юнга. Архетипы в коллективном бессознательном и их функции: персона, тень, анима, анимус, самость. Эго-направленность личности – экстраверсия, интроверсия. Психологические функции: мышление, ощущение, чувство и интуиция. Развитие личности как уникальный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни. Достижение самости – динамичный процесс интеграции многих внутриличностных сил и тенденций. Конечная жизненная цель – полная реализация «Я», доступная способным и высокообразованным людям.

Это психология как результат развития психоанализа Центральное звено эго-теории личности - теории развития человека. Эго-положсние о прохождении универсальных для человека стадий развития в соответствии с принципами созревания. Психосоциальные стадии развития личности. Основные положения теории Э. Эриксона относительно природы человека Применение теории - игровое поведение детей, социальное поведение подростков, проблема идентичности подростков в годы ранней юности.


Тема 9. Социально-когнитивное направление в теориях личности

А. Бандура, Д.Роттера. Теория оперантного научения Б.Ф.Скиннера.

Основные принципы социально-когнитивной теории А.Бандуры: зависимость поведения не только от внутренних, но и от внешних процессов; предвидение последствий своих поступков; соотношение саморегуляции и познания в поведении. Научение через моделирование. Подкрепление в начении через наблюдение. Самоконтроль в саморегулируемом поведении.

Основные положения теории социального научения Д.Роттера: потенциал поведения и ожидание; ценность подкрепления; основная формула прогноза поведения. Интернальный и экстернальный локус контроля в поведении человека.

Научающе-бихевиоральное направление в теории личности Б.Ф. Скиннера. Теория оперантного научения как основополагающий подход в изучении влияния окружающей среды на поведение человека. Пренебрежение физиолого-генетическими концепциями поведения человека в теории Б.Ф.Скиннера. Соотношение респондентного и оперантного поведения в жизни человека. Режимы подкрепления, контроль поведения посредством аверсивных стимулов. Эмпирическая валидизация концепций оперантного научения. Лечение, основанное на оперантном научении.
Тема 10. Диспозициональная теория личности Г.Олпорта.

Структурная теория личности Р.Кеттелла.

Теория личности Г. Айзенка.

Понятие личности по Г. Олпорту. Черты личности. Общие и индивидуальные черты Типы индивидуальных диспозиций. Развитие самости. Функциональная автономия. Основные положения теории личности Г.Олпорта относительно природы человека. Изучение ценностей человека (экономические, эстетические, социальные, политические, религиозные ценности). Подход к личности с позиций факторного анализа.

Основные положения теории черт личности Р.Кеттела. Категории черт личности: поверхностные черты – исходные черты; конституциональные черты – черты, сформированные окружающей средой; способности, темперамент и динамичные черты; общие черты – уникальные черты. Источники данных для факторного анализа. Роль наследственности и окружающей среды.

Теория типов личности Г.Айзенка. Основные положения и принципы теории типов личности. Основные типы личности: интроверт-экстраверт – стабильный- невротичный. Нейрофизиологические основы черт и типов личности. Измерение черт личности. Различия между интровертами и экстравертами.

Тема 11. Когнитивное направление в исследовании

личности (Д.Келли)

Основы когнитивных теорий личности. Личностные конструкты Формальные свойства конструктов Социальные отношения и личностные конструкты. Основные положения теории Д.Келли относительно природы человека

Применение когнитивной теории личности Д.Келли: эмоциональные состояния, психические расстройства, терапия фиксированной роли.


Тема 12. Гуманистические теории личности Э.Фромма и К. Хорни

Гуманистическая теория личности А. Маслоу.

Феноменологическая теории личности К. Роджерса.

Основные положения и принципы гуманистической теории Э.Фромма. Механизмы бегства, позитивная свобода, экзистенциальные потребности человека. Социальные типы характера.

Социокультурная теория личности К. Хорни. Развитие личности, этиология неврозов, ориентация на людей, от людей и против людей. Основные положения гуманистической психологии. Мотивация поведения человека, иерархия его потребностей. Дефицитарная мотивация и мотивация роста.

Основные положения теории личности А.Маслоу относительно природы человека. Применение теории: определение характеристик самоактуали-зирующейся личности. Психологическая утопия А. Маслоу.

Точка зрения К.Роджерса на природу человека. Тенденция к актуализации как руководящий мотив в жизни человека. Феноменологическая позиция К.Роджерса. Я-концепция как конструкт самости. Становление Я-концепции. Переживание угрозы и процесс защиты. Психические расстройства и психопатология. Полноценно-функционирующий человек и его Я-концепция. Основные положения теории личности К.Роджерса относительно природы человека. Точка зрения К.Роджерса на научные исследования. Самопринятие личности и принятие других. Применение теории личности К.Роджерса: психотерапия, центрированная па человеке.
Тематика и содержание семинарских занятий

Практическое занятие 1

Темы 1-2. Понятие личности.

Компоненты теории личности и критерии ее оценки

Цель: Усвоение основных понятий психологии личности (человек, индивид, личность, индивидуальность, субъект). Формирование развернутого представления о подходах к изучению личности в различных теориях личности, изучение структуры полной и неполной теории личности.

Вопросы к дискуссии на занятии:



  1. Структура личности, ее составляющие.

2. Мотивация поведения человека и ее представление в различных теориях личности. Возможности и ограничения метода наблюдения в исследовании личности.

3. Развитие личности. Возможности и ограничения. Использование метода анализа в процессе исследования личности и возможности современных аналитических конструкций.

4. Психическое здоровье. Критерии и границы определения психического здоровья.

5. Психопатология.

6. Изменение личности с помощью психотерапевтического воздействия. Этические нормы его применения.

7. Критерии оценки теорий личности.


Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Приведите несколько определений личности. Какое из них вам кажется наиболее содержательным?

2. Определите и соотнесите между собой понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность», «субъект».

3. Что общего, и что отличного в истории возникновения и развития представлений о личности в отечественной и зарубежной психологии?

4. Определите возможности экспериментального метода и его использование в психологии личности. Соблюдение этических норм в процессе исследования личности с помощью экспериментального метода.
Практическое занятие 2.

Тема 6. Современные подходы к исследованию личности:

личность и ее развитие в трудах А.В. Петровского, А.Г.Асмолова,

А.Б. Орлова, Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева.

Цель: Изучить особенности подходов к изучению личности в современной отечественной психологии, Рассмотреть основные структурные компоненты, выделенные авторами при изучении личности.

Вопросы к дискуссии на занятии:

1. Каковы представления о личности и ее развитии в трудах А.В. Петровского. Индивид и его потребность быть личностью. Способность быть личностью.

2. Персонализация как идеальная представленность индивида в других людях. Развитие личности в системе коллективных отношений.

3. Историко-эвалюционный подход к исследованию личности А.Г. Асмолова.

4. Личность и сущность: внешнее и внутреннее «Я» человека в работах А.Б.Орлова.

5. Этика в психологии личности (работы А.Б. Братуся).

6. Экзистенциальное направление в исследовании личности. (Д.А. Леонтьев).

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Что означают термины «персонализация» и «персонификация» и кому они принадлежат?

2. Каково содержание потребности быть личностью?

3. Каково влияние коллектива на развитие личности?

4. В чем суть историко-эволюционного подхода к изучению личности?

5. Каковы современные взгляды на этические проблемы в области исследования личности?

6. В чем особенности изучения личности и оказания терапевтического воздействия в экзистенциальной психологии?

7. В чем состоит ценность альтернативных направлений исследования личности.


Практическое занятие 3.

Тема 9. Социально-когнитивное направление

в теориях личности А. Бандуры, Д. Роттера, Д. Келли

Цель: Выявить роль и значение социально-когнитивного направления в развитии психологии личности, познания, научения и саморегуляции в поведении человека.

Вопросы к дискуссии на занятии:


  1. Роль социального научения в теориях личности А.Бандуры, Д.Роттера, Д.Келли.

  2. Соотношение саморегуляции и познания в поведении человека. Научение через моделирование.

  3. Основные формулы прогноза поведения. Интернальный и экстернальный локус контроля в поведении человека.

  4. Роль познания в поведении человека.

  5. Личностные конструкты. Формальные свойства конструктов Социальные отношения и личностные конструкты.

  6. Терапия фиксированной роли в теории Д.Келли.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Почему бихевиористский подход в изучении личности имеет такое широкое распространение в западной психологии?

2. Как используется теория личности Скиннера и его последователей в практике образования?

3. Что такое «личностный конструкт» и как можно изучать личностные конструкты?


Практическое занятие 4.

Тема 12. Гуманистическое направление в изучении личности

(А. Маслоу, Э. Фромм, К. Роджерс).

Цель: Обсудить основные положения гуманистических теорий личности, выявить особенности оказания психологической помощи в рамках каждой из них.

Вопросы к дискуссии на занятии:


  1. Роль мотивации в поведении человека.

2. Дефицитарная мотивация и мотивация роста в теории личности А.Маслоу. Сравнительный анализ данной теории с положениями о развитии личности в работах Э Фромма, К. Роджерса, в отечественных теориях (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин).

3.Самоактуализация как основа здорового образа жизни. Оценка самоактуализации.

4. Характеристики самоактуализирующейся личности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. Почему гуманистическую психологию называют третьей силой?

2. Почему представление о личности К. Роджерса относят к феноменологии?

3. В чем отличие дефицитарной мотивации от мотивации роста по А. Маслоу?

4. Как представляют Э. Фромм и К Роджерс невротическую и здоровую личность?

5. Что означают термины «идентичность» и «спутанная идентичность» у Э. Фромма?
Темы для самостоятельной работы студентов


  1. Защитные механизмы личности и их включение (З.Фрейд).

  2. Особенности освоения половых ролей мальчиками и девочками на фаллической стадии развития (З.Фрейд).

3. Бессознательные конфликты и их влияние на патологическое поведение (психоанализ).

4. Сравнительный анализ основных положений теорий личности А.Адлера, К.Г. Юнга, З.Фрейда.

5. Особенности подхода А.Адлера к лечению неврозов.

6. Структурное представление психологических функций человека в теории личности К.Г. Юнга.

7. Концепция архетипов в теории личности К.Г.Юнга.

8. Эго-идентичность – ролевое смешение как главный кризис подросткового возраста (Э.Эриксон).

9. Взаимосвязь установок родительского поведения с потребностью ребенка в безопасности (К.Хорни).

10. Отличие подходов Г.Олпорта, Р.Кеттела, Г.Айзенка в классификации черт личности.

11. Респондентное и оперантное поведение (Б.Ф.Скиннер).

12. Психические расстройства и терапия фиксированной роли (Д.Келли).

13. Дефицитарный образ жизни, его особенности (А.Маслоу).

14. Я-концепция К.Роджерса и психическое здоровье.

15. Компенсаторные возможности и их реализация в теории интегральной индивидуальности В.С. Мерлина.

Глоссарий

Темы: Предмет и задачи курса «Психология личности».



Понятие личности.

Психология личности – самостоятельная отрасль академической психологии, включающая в себя теорию, исследование и оценку личности.

Теории личности – различные системы внутренне согласованных концепций, созданные исследователями для объяснения многообразия и сложности целостного индивидуума, функционирующего в реальном мире.

Черта личности – стабильная предрасположенность вести себя определенным образом, что выражается в поведении человека в различных социальных условиях (например, ненапряженное и консервативное поведение).

Тип – категория, с помощью которой оцениваются люди, имеющие определенные общие характеристики (например, интроверты и экстраверты).

Этиология – изучение и объяснение причин патологического поведения.

Интеракционистский подход – подход внутри самой психологии, согласно которому подчеркивается значимость как индивидуальных различий, так и ситуационных факторов в объяснении поведения.

Объективность – исходное положение о том, что поведение человека является главным образом, результатом действия внешних, поддающихся измерению, факторов.

Основные (исходные) положения – философские предположения, которые люди, в том числе и теоретики личности, делают относительно природы людей.

Персонолог – термин, предложенный Генри Мюрреем для обозначения теоретика и /или исследователя личности.

Самоэффективность – концепция, предложенная Бандурой, в которой подразумевается убежденность индивидуума в том, что он может управлять своим поведением так, чтобы оно являлось результативным.

Субъективность – исходное положение о том, что каждый человек живет в максимально личном, субъективном мире переживаний, и этот мир оказывает главное влияние на его поведение.

Тема: Компоненты теории личности

Структура личности – в теории личности – понятие структуры имеет отношение к наиболее стабильным и неизменным свойствам, проявляемым индивидуумами в разное время и в различных ситуациях.

Мотивация личности – побуждения, вызывающие активность личности. При исследовании мотивации изучаются причины и механизмы целенаправленного поведения человека, анализируется проявление потребностей и инстинктов как источников активности личности.

Развитие личности – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях, характеризующееся необратимостью изменений.

Психопатология – (страдание, болезнь) патология, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующая его адекватной адаптации к социальной среде.

Психотерапия – комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.


Тема: Критерии оценки теорий личности

Верифицируемость - критерий, используемый для определения ценности теории. Адекватная теория должна содержать четко определенные, логически взаимосвязанные и поддающиеся обоснованию концепции.

Внутренняя согласованность – критерий, используемый для определения ценности теории. Адекватная теория должна объяснять отличные друг от друга феномены внутренне согласованным способом.

Функциональная значимость – критерий, используемый для определения ценности теории. Адекватная теория должна предлагать полезные подходы к решению проблем.

Широта охвата, всесторонность – критерий, используемый для определения ценности теории. Адекватная теория должна охватывать и объяснять широкий круг разнообразных поведенческих феноменов.

Эвристическая ценность – критерий, используемый для определения ценности теории. Адекватная теория должна стимулировать новые идеи для дальнейшего научного поиска.

Экономичность – критерий, используемый для определения ценности теории. Адекватная теория должна содержать только те концепции и положения, которые действительно необходимы для объяснения феномена, попадающего в сферу данной теории.
Тема: Основные положения, касающиеся природы человека

Гетеростаз – исходное положение о том, что люди мотивированы, главным образом, стремлением к личностному росту, поиску стимулов и к самореализации.

Гомеостаз – исходное положение о том, что люди мотивированы прежде всего стремлением уменьшить напряжение и сохранить внутреннее состояние равновесия.

Детерминизм – исходное положение о том, что все наше поведение обусловлено воздействием каких-то событий и не проявляется свободно.

Изменчивость – исходное положение о том, что личность претерпевает непрерывные изменения на протяжении всей жизни индивида.

Инвайронментализм – исходное положение о том, что личность сформирована социальными и культурными влияниями.

Иррациональность – исходное положение о том, что поведение человека направляется иррациональными силами, которое частично или полностью не осознаются.

Конституционализм – исходное положение о том, что личность сформирована генетическими и биологическими факторами.

Неизменность – исходное положение о том, что структура личности упрочивается в ранние годы жизни и не меняется в дальнейшем.

Познаваемость – исходное положение о том, что принципы управления поведением человека будут, в конце концов, открыты благодаря научному познанию.

Проактивность – исходное положение о том, что причины поведения человека заключены в нем самом.

Рациональность – исходное положение о том, что люди являются рациональными существами, способными направлять свое поведение путем рассуждений.

Реактивность – исходное положение о том, что действительные причины поведения человека являются исключительно внешним по отношению к нему и что его поведение представляет собой просто серию ответов на внешние стимулы.

Свобода – исходное положение о том, что люди ответственны за свои собственные действия и способны преодолевать влияние среды на поведение.

Холизм –исходное положение о том, что поведение можно объяснить только путем изучения индивидуумов как целостных систем.

Элементализм – исходное положение о том, что понимание поведения человека может быть достигнуто только путем исследования каждого из его фундаментальных аспектов независимо от остальных.

Тема: Общие положения исследования личности

Гипотеза – определенное предсказание о связи между двумя или более переменными, логически вытекающее из теории.

Оценка – измерение индивидуальных различий, связанных с характерными личностными особенностями.

Фундаментальное исследование – исследование, направленное скорее на изучение общих соотношений между феноменами, чем на изучение специальных вопросов прикладного характера.
Тема: Методы исследования личности

Естественное наблюдение – тщательное наблюдение за поведением в реальных условиях жизни, без прямого вмешательства исследователя.

Самонаблюдение – разновидность метода наблюдения, основанная на самоотчетах личности о своих поступках и переживаниях, выполненных в виде дневников, записей.

Эмпирическая проверка – метод, заключающийся в систематическом наблюдении за событиями или переменными, с целью получения достоверной информации. Является необходимой принадлежностью научного метода – посредством наблюдения приобретается знание.

Метод анамнеза – стратегия исследования, направленная на детальное изучение отдельного индивидуума.

Методики самоотчета – тесты самоотчета, в которых форма ответов, процедура проведения и измеряемые параметры стандартизованы.

Структурированное интервью – интервью, проводящееся по установленной форме (с установленными вопросами), что оставляет респонденту мало возможностей (или вовсе не оставляет) для отступления от темы, предложенной интервьюером. Наоборот, неструктурированное интервью предоставляет респонденту максимум свободы для более полного и спонтанного раскрытия.

Молчаливое согласие – тенденция отвечать «да» или «верно» на вопросы теста, независимо от их содержания.

Принцип осведомленного согласия – этический принцип, оговаривающий в качестве особого условия, что испытуемые могут свободно принимать решение об участии в эксперименте после того, как получили необходимую информацию об исследовании, используемых процедурах, а также о любом возможном потенциальном риске, сопряженным с данным исследованием.

Корреляционный метод – стратегия исследования, при которой определяются связи между двумя или более переменными (величина их корреляции).

Коэффициент корреляции – количественный показатель, обозначающий силу и направление связи между двумя переменными. Положительная корреляция обозначает, что большие значения одной переменной соответствуют большим значениям другой переменной. Отрицательная корреляция обозначает, что большие значения одной переменной соответствуют малым значениям другой переменной.

Экспериментальный метод – стратегия исследования, в ходе которой экспериментатор манипулирует одной или большим количеством независимых переменных под тщательным контролем, а также наблюдает за тем, как эти манипуляции воздействуют на другую (зависимую) переменную

Артефакт – не подразумеваемые в лабораторном эксперименте факторы, которые могут повлиять на изменения независимой переменной (например, испытуемый понимает, что он является объектом наблюдения со стороны экспериментатора).

Зависимая переменная – применительно к эксперименту – переменная, измерение которой производится после того, как была изменена независимая переменная. Переменная, получаемая в результате эксперимента.

Экспериментальная группа – применительно к эксперименту – субъекты, по отношению к которым осуществляется некоторое специальное воздействие посредством введения независимой переменной.

Контрольная группа – применительно к эксперименту – группа субъектов, не подвергающихся никакому экспериментальному воздействию, но сравниваемая с экспериментальной группой. Ответы испытуемых из контрольной группы могут сравниваться с ответами испытуемых из экспериментальной группы с целью установления любых различий.

Независимая переменная – применительно к эксперименту – переменная, изменяемая экспериментатором с целью определения ее воздействия или влияния на другую (зависимую) переменную. Переменная, рассматриваемая в качестве «причины» в причинно-следственных связях.

Рабочее (операциональное) определение – определение, в котором указывается процедура и условия, планируемые для измерения переменной. Определение идеи на языке операций, с помощью которых она может быть проверена.

Случайное распределение – распределение индивидуумов, отобранных для исследования, в разных группы или помещение их в разные экспериментальные условия по методу случайного выбора. Позволяет устранить из эксперимента все факторы, кроме присутствия или отсутствия независимой переменной.

Требуемые характеристики – догадки испытуемых в экспериментальной ситуации, приводящие их к мысли о необходимости вести себя желательным для экспериментатора образом. Подобные изменения в поведении могут привести в конце концов к подтверждению экспериментальной гипотезы.

Валидность – понятие, обозначающее, что тест измеряет то, для чего он предназначен.

Дивергентная валидность – степень, в которой тест не измеряет тот конструкт, для измерения которого он не предназначен.

Конвергентная валидность – величина корреляции показателей данного теста с показателями другого теста, который предположительно измеряет тот же самый конструкт.

Надежность – измерение постоянства (стабильности) теста (или другого метода оценки). Постоянство оценок при повторном тестировании одной и той же группы людей называется ретестовой надежностью. Постоянство оценок по пунктом теста называется внутренней согласованностью.

Прогностическая валидность – степень точности предсказания тестом некоторых будущих критериально-ориентированных измерений.

Содержательная валидность – степень соответствия содержания вопросов теста измеряемой области психических свойств.

Социальная желательность – наблюдаемая у некоторых людей тенденция давать социально желательные ответы на вопросы теста.

Стандартизация – использование единообразных процедур при проведении и обсчете психологического теста.

Текущая валидность – степень корреляции теста с независимым измерением той же самой переменной, полученным в том же самое время.

Тестовые нормы – установленные стандарты проведения теста (например, средняя, медиана и процентиль).

Многомерные тесты – личностные опросники самооценки, позволяющие измерять одновременно несколько параметров личности респондента (например, MMPI).

Одномерные тесты – тесты самоотчета, измеряющие определенную черту личности испытуемого (например, стремление к успеху).

Проективные методы – класс психологических тестов, при выполнении которых испытуемые отвечают на неоднозначные и неструктурированные стимулы, что позволяет выявлять их потребности, чувства и конфликты; пример – тест Роршаха.
Тема: Психодиагностическая теория личности З.Фрейда

Анальная стадия – вторая стадия психосексуального развития, в ходе которой достигается контроль над кишечником, и удовольствие сфокусировано на удержании или выталкивании фекалий.

Анальный характер – концепция Фрейда о типе личности, в котором находит выражение фиксация на анальной стадии развития. Взрослый человек с таким типом характера скупой, упрямый, запасливый (анально – удерживающий тип) или враждебный, беспорядочный и жестокий (анально – агрессивный тип).

Анализ сновидения – психоаналитический метод, посредством которого интерпретируется символика сновидений с целью помочь пациентам понять причины их симптомов и мотивационных конфликтов.

Антикатексис – препятствие, делающее невозможным удовлетворение инстинкта.

Бессознательное – аспект психики, содержащий социально неприемлемые конфликты и желания. Последние могут быть переведены на уровень сознания благодаря использованию таких методов как свободная ассоциация и интерпретация сновидений.

Вторичный процесс – в теории психоанализа – когнитивно–перцептивные навыки, дающие возможность индивидууму удовлетворять инстинктивные потребности, не подвергая опасности ни себя, ни других.

Вытеснение – защитный механизм, заключающийся в том, что нежелательные мысли или импульсы не допускаются до уровня осознания.

Генитальная стадия – четвертая и последняя стадия психосексуального развития, в ходе которой формируются зрелые гетеросексуальные отношения (стадия длится от подросткового возраста до смерти).

Генитальный характер – термин, введенный Фрейдом для обозначения идеального психического здоровья. Такой тип характера встречается у индивидуума, обладающего нормальной сексуальностью, способного к интимным отношениям с другими, вносящего свой вклад в общество благодаря продуктивной работе.

Зависть к пенису – в теории психоанализа – желание девочки иметь пенис, а также ее анатомическое открытие, что такового у нее нет.

Замещение – защитный механизм, суть которого состоит в переадресовании чувств или импульсов кому-то, для кого они не предназначались, по причине возможного возмездия со стороны истинного объекта. Например, студент, которого критикует преподаватель, выливает свое раздражение на соседа или соседку по общежитию.

Защитные механизм – неосознанные реакции, защищающие индивидуум от таких неприятных эмоций, как тревога и чувство вины; эго-защитные тенденции, искажающие или скрывающие угрожающие импульсы от человека.

Ид – аспект структуры личности, все содержание которого является унаследованных присутствует с рождения и закреплено в конституции индивидуума. Ид чувственно, иррационально и свободно от каких бы то ни было ограничений.

Идентификация – процесс, посредством которого ребенок присваивает характеристики другого лица, обычно родителя, чтобы освободиться от собственной тревоги и ослабить внутренние конфликты.

Инстинкт – врожденное, локализующееся на уровне тканей организма, состояние возбуждения, стремящееся выразиться вовне и привести к снятию напряжения. Согласно Фрейду, представляет собой психические проявления врожденных телесных состояний возбуждения, выражающиеся в форме желаний.

Инстинкт жизни – идея Фрейда о том, что люди стремятся к самосохранению.

Инстинкт смерти – идея Фрейда о том, что люди движимы побуждениями саморазрушения и смерти (часто выражается внешне как агрессия).

Катексис – направленность психической энергии на объект, идею или поведение.

Комплекс Электры – женская версия эдипова комплекса в теории Фрейда.

Латентный период – период, на протяжении которого энергия либидо дремлет, и внимание сосредоточено на развитии интересов и навыков в контактах со сверстниками того же пола.

Либидо – часть психической энергии, ищущая удовлетворения исключительно в половом поведении (сексуальная энергия).

Моральная тревога – чувство стыда и вины, испытываемые индивидуумом, когда его эго грозит наказание со стороны суперэго.

Невротическая тревога – эмоциональный ответ в виде страха, испытываемого индивидуумом, когда эго находится под угрозой неподвласных контролю инстинктивных желаний (боязнь, что импульсы, идущие от ид, причинят эго неприятности).

Оральная стадия – первая стадия психосексуального развития, на которой основным источником интереса и удовольствия является рот.

Оральный характер – концепция Фрейда о типе личности, в котором выражается фиксация на оральной стадии развития. Взрослый человек с таким типом личности характеризуется пассивностью, зависимостью и доверчивостью (орально-пассивный) или негативизмом, стремлением эксплуатировать других и сарказмом (орально-садистический).

Отрицание - защитный механизм, проявляющийся в избавлении индивидуума от угрожающих переживаний, вызванных окружением, путем отгораживания от их существования.

Первичный процесс – удовлетворение инстинктивной потребности в фантазии. Психологический феномен, благодаря которому у индивидуума уменьшается напряжение при формировании образа объекта, ранее ассоциировавшегося с удовлетворением основной потребности.

Предсознательное – те мысли и чувства, которых индивидуум не осознает в любой данный момент, но которые могут быть осознанными с небольшими затруднениями или совсем без труда (например дата вашего рождения).

Принцип реальности – ориентация, которая предусматривает отсрочку удовлетворения инстинкта до тех пор, пока не будет найден подходящий объект и /или условие для удовлетворения данной потребности.

Принцип удовольствия – ориентация, при которой требуется немедленное удовлетворение всех желаний и потребностей, невзирая на требования или ограничения действительности.

Проекция – защитный механизм, состоящий в том, что индивидуум приписывает другим свои неприемлемые желания.

Психоанализ – теория личности, личностной структуры развития, динамики и изменений, - созданная Фрейдом. В психоанализе делается сильный упор на роль биологических и неосознаваемых факторов в регуляции поведения. Также утверждается, что поведение человека в своей основе иррационально и является результатом взаимодействия между ид, эго и суперэго.

Психодинамическая теория – теория или точка зрения, подчеркивающая неосознаваемые психические или эмоциональные мотивы в качестве основы человеческого поведения.

Психосексуальное развитие – теория, сформулированная Фрейдом, объясняющая развитие личности на языке изменений в биологическом функционировании индивидуума. Социальный опыт на каждой стадии предположительно оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретенных на данной стадии.

Рационализация – защитный механизм, позволяющий индивидууму находить правдоподобные оправдания своих неудач.

Реактивное образование – защитный механизм, позволяющий снижать уровень тревоги путем подавления одних импульсов и чувств и усиления импульсов и чувств противоположного значения.

Реалистическая тревога – эмоциональный ответ, вызванный угрозой или восприятием реальных опасностей во внешнем окружении.

Каталог: student -> %D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%8B%20%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD -> %D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине "Дифференциальная психология" для специальности 030301. 65 «Психология» Красноярск: Издательство кф урао, 2013. 23 с
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине "Математика" для специальности 030301. 65 «Психология» Красноярск: Издательство кф урао, 2013. 44 с
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине "Патопсихология" для специальности 030301. 65 «Психология» Красноярск: Издательство кф урао, 2013. 30 с
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине "Дифференциальная психофизиология" для специальности 030301. 65 «Психология» Красноярск: Издательство кф урао, 2013. 24 с
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине "Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем" для специальности 030301. 65 «Психология» Красноярск: Издательство кф урао, 2013. 21 с
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине "Психология малой группы и межгрупповых отношений " для специальности 030301. 65 «Психология» Красноярск: Издательство кф урао, 2013. 62 с
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине "Зоопсихология и сравнительная психология" для специальности 030301. 65 «Психология» Красноярск: Издательство кф урао, 2013. 23 с
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине "Методика преподавания психологии" для специальности 030301. 65 «Психология» Красноярск: Издательство кф урао, 2013. 29 с
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс по дисциплине "Психогенетика" для специальности 030301. 65 «Психология» Красноярск: Издательство кф урао, 2013. 31 с


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница