МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт гуманитарных наук
Кафедра связей с общественностью и рекламы
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой
_________________
«___» _____ 2011г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Дисциплины «Психология»
Блок дисциплин Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Психология.
Направление 031600 «Реклама и связи с общественностью»
Форма обучения дневная
Сыктывкар 2011
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт гуманитарных наук
Кафедра связей с общественностью и рекламы»
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой
_________________
«___» _____ 2011г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Дисциплины «Психология»
Блок дисциплин Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Психология.
Направление 031600 «Реклама и связи с общественностью»
Форма обучения дневная
Курс 1
Семестр 1
Всего учебных занятий - 72 часа
В том числе:
Лекций - 18 час.
Практических – 18 час.
Самостоятельных – 33 часа
Контроль – контрольная работа (1)
Итоговый контроль – зачет
Сыктывкар 2011
Лист согласования и утверждения рабочей программы
Автор рабочей программы (УМК)
Д. псих. н. С.Л. Колосова
Рабочая программа (УМК) составлена на основании ФГОС ВПО (СПО) и
учебного плана направления 031600 «Реклама и связи с общественностью»
Рабочая программа (УМК) рассмотрена и одобрена
на заседании кафедры связей с общественностью и рекламы
Протокол заседания № __ от «__» _____________ 2011 г.
Заведующий кафедрой
_________________________
Согласовано:
Председатель учебно-методической комиссии института
1. Цель дисциплины:
Целью данного курса является формирование у студентов знаний и научных представлений об общих закономерностях, механизмах развития и функционирования психики, сознания, деятельности и личности человека, необходимых для понимания внутреннего мира человека, условий его развития, саморазвития, ознакомление с психологией как научной основой понимания коммуникативных и социальных процессов. Усвоение основных понятий, изучение психологических механизмов и закономерностей поведения личности и тех или иных групп людей направлено на формирование психологической культуры в сфере коммуникаций, умения самостоятельно анализировать и моделировать коммуникативные процессы.
Задачи:
- Дать знания студентам о специфике психологии как науки.
- Сформировать основные понятия и категории психологии.
- Ознакомить студентов теоретически и практически с основными методами психологии.
Реализация данных целей и задач позволит выпускнику подготовиться к таким видам профессиональной деятельности как научно-исследовательская, педагогическая, организационно-управленческая, практическая (диагностическая, консультативная и т.д.) в соответствии с ООП ВПО.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Психология» относится к блоку гуманитарных, социальных и экономических дисциплин по направлению подготовки 031600 «Реклама и связи с общественностью». Дисциплина «Психология» является одной из базовых дисциплин в общей структуре модуля и служит основой для последующего усвоения знаний из области таких дисциплин, как «Психологические основы связей с общественностью», «Психология массовых коммуникаций», «Деловое общение», «Конфликтология».
Психология - одна из наиболее актуальных и интенсивно развивающихся отраслей современного научного знания. Психологическое знание имеет разветвленную структуру и практически все его разделы востребованы в контексте профессиональной деятельности в сфере массовых коммуникаций и рекламы. Данное обстоятельство обусловливает необходимость изучения научных психологических теорий, объясняющих механизмы и закономерности поведения личности и групп в социуме и коммуникативных процессах.
Основными формами учебных занятий являются лекции и практические занятия. Тематика практических занятий строится таким образом, чтобы способствовать углублению понимания студентами материала, рассматриваемого на лекции. Особое внимание уделяется при этом темам, в рамках которых особенно актуальным представляется переход от житейско-бытовых к научным психологическим представлениям, изменение сложившихся социально-психологических установок и стереотипов. Самостоятельная работа студентов при изучении курса «Психология» направлена на развитие умения работать с психологической литературой с целью закрепления и расширения знаний, усваиваемых в ходе лекционных и практических занятий.
Самостоятельная работа студентов подразумевает использование различных видов и форм: подготовка рефератов по интересующей студентов тематике, подготовка проблемных выступлений на практических занятиях, работа с конспектами лекций, чтение и конспектирование специальной литературы, составление таблиц и планов, выполнение упражнений и тренингов, составление рабочего словаря психологических терминов.
В ходе изучения дисциплины «Психология» предусмотрена такая форма контроля, как контрольная самостоятельная работа. Итоговая оценка выставляется на основании оценки результатов работы студентов в ходе аудиторных занятий, результата написания контрольной работы. Объем аудиторной работы в рамках курса включает в себя 54 часа, из них 18 ч. лекций и 18 ч. практических занятий.
Студенты, приступающие к изучению данной дисциплины должны иметь представление о социальной системе и социальной структуре, а также обладать необходимыми сведениями по социологии и политологии. Наряду с этим студенты должны быть знакомы с основными современными идеями в области теории науки и иметь представление о закономерностях развития научного знания, особенностях функционирования основных сфер общества – экономики, политики, культуры.
Программа курса «Психология» составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом подготовки по направлению 031600 «Реклама и связи с общественностью».
3. Компетенции обучающегося
В результате освоения дисциплины «Психология» должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции.
владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
использованием основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применяет методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
4. Конечные результаты обучения
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
-
предмет, законы, категории, методы и функции психологии;
-
физиологические основы и механизмы психических явлений;
-
свойства, виды, функции и закономерности психических явлений;
-
закономерности, механизмы и факторы развития и функционирования психических явлений;
-
структуру деятельности и психологические характеристики видов деятельности;
-
общепсихологическое содержание «личность», индивидуально-типологические особенности личности.
-
психологические механизмы и закономерности поведения личности и групп в социуме и в процессе коммуникации;
-
Студент должен уметь:
-
анализировать психологию и поведение человека в категориях и понятиях, принятых в современной психологии;
-
определять механизмы функционирования психических и психологических феноменов;
-
использовать полученные знания в профессиональной деятельности и повседневной жизнедеятельности.
-
В результате изучения дисциплины студент должен владеть:
-
владением культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
-
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
-
умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);
-
использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
5. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72часа).
№
|
Наименование разделов, тем
|
Количество часов по учебному плану
|
Максималь-ная нагрузка студентов (часов)
|
Аудиторная нагрузка
|
Самостоятельная работа
|
Формы текущего контроля
по теме, разделу
|
В том числе
|
Лекции
|
Практические занятия
|
1.
|
Введение в психологию.
|
|
|
2
|
|
|
2
|
Познавательная сфера человека.
|
|
|
4
|
6
|
|
3
|
Эмоционально-волевая сфера личности
|
|
|
6
|
4
|
|
4
|
Личность в деятельности и общении.
|
|
|
2
|
4
|
|
5
|
Индивидуально-типологические особенности личности.
|
|
контр.раб.
|
4
|
4
|
|
|
Итого часов
|
|
|
18
|
18
|
33
|
|
Вид итогового семестрового контроля
|
|
Зачет
|
|
|
|
Содержание программы
Тема 1. Введение в психологию (л. –2 ч.)
Студент должен знать: понятие «психология» и «психика», соотношение понятий «психика» и «сознание»; принципы психологии, место психологии в системе наук и в современном обществе
Студент должен уметь: аргументированно объяснять специфику психологического научного знания, устанавливать связи психологии со смежными гуманитарными науками и профессиональной практикой, определять психологические аспекты профессиональной деятельности.
Студент должен владеть: способностью проводить исследования в конкретной предметной области, понимать результаты экспериментальных и наблюдательных способов проверки научных теорий; способностью организовать и провести социологические исследования с целью составления прогноза общественного мнения.
Содержание темы: Психология как самостоятельная наука. Этапы развития психологии. Основные научные направления в психологии. Психика как предмет изучения общей психологии. Психика и сознание. Принципы психологии. Взаимосвязь психологии с другими науками. Человек как индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
Практическое занятие 1 по теме «Введение в психологию» (2 ч)
-
Функции психологии в современном обществе
-
Методы психологии.
Рекомендуемая литература по теме
Основная:
-
Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б.С.Братуся. / М.: Академия, 2005.
-
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М.: Академия, 2001.
-
Шмелева И.А. Введение в профессию. Психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2007.
Дополнительная:
-
Максименко С.Д. Общая психология. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1999.
-
Психология / Дубровина И.В. и др. М.: Академия, 2001.
-
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.
Тема 2. Познавательные процессы (л. – 4 ч., п/з – 6 ч.)
Студент должен знать: понятия, характеризующие основные познавательные процессы человека - «ощущение», «восприятие», «мышление», «речь», «воображение», «память», понятие «внимание», знать методы изучения и психофизиологические механизмы познавательных процессов, их виды, свойства, симптомы патологии.
Студент должен уметь: изучать состояние познавательных процессов с помощью научно-психологических методов и в соответствии с научной методологией, применять имеющиеся знания и умения научно-психологического анализа познавательных процессов при решении практических профессиональных задач при построении коммуникаций;
Студент должен владеть: навыками научно-психологического анализа коммуникационных процессов, логически выстроенной, научно аргументированной устной и письменной речью; высокой мотивацией к освоению технологий профессиональной деятельности.
Содержание темы: Ощущения и восприятия: понятие, классификация, свойства, патология. Внимание: понятие, классификация видов, условия формирования, патология. Психологическая характеристика памяти, воображения. Мышление: понятие, классификация, уровни развития, закономерности. Понятия «умственное развитие» и «интеллект». Патология мышления. Речь: понятия «язык» и «речь», виды речи, этапы развития речи, патология. Проблема взаимосвязи мышления и речи, мышления и воображения. Физиологические основы познавательных процессов.
Практическое занятие 1 по теме «Познавательные процессы»(2 ч):
-
Понятие «ощущения», «восприятие». Их соотношение в психике человека.
-
Классификация ощущений и восприятия и их свойства .
-
Психофизиологические механизмы ощущений и восприятия.
Практическое занятие 2 по теме «Познавательные процессы»(2 ч):
-
Мышление. Общая характеристика мышления.
-
Внимание, восприятие, память и мышление.
-
Мышление и воображение: общее и отличное
-
Физиологические основы мышления, воображения.
Практическое занятие 3 по теме «Познавательные процессы» (2 ч).
1.Речь. Понятие о языке. Физиологические основы мышления и речи.
2.Виды и функции речи. Соотношение мышления и речи.
Рекомендуемая литература по теме
Основная:
-
Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б.С.Братуся./ М.: Академия, 2005.
-
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М.: Академия, 2001.
-
Шмелева И.А. Введение в профессию. Психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2007.
Дополнительная:
1.Максименко С.Д. Общая психология. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1999.
2.Психология / Дубровина И.В. и др. М.: Академия, 2001.
3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.
Тема 3. Эмоционально-волевая сфера личности (л. – 6 ч., п/з – 4 ч.)
Студент должен знать: понятия «эмоции», «чувства», «аффект», «эмоциональные реакции», «эмоциональные состояния», основные виды и теории эмоций.
Студент должен уметь: давать характеристику эмоциональным реакциям и состояниям, выявлять и объяснять причины развития эмоциональных состояний личности, группы.
Студент должен владеть: владеть методами развития и управления эмоциональными состояниями личности, группы.
Содержание темы: Понятия «эмоции», «чувства», «аффект», «эмоциональные реакции», «эмоциональные состояния», «воля». Теории эмоций. Теории воли. Классификация эмоций. Основные свойства эмоциональных состояний. Воля как процесс сознательного регулирования поведения. Взаимосвязь эмоций и воли. Волевые действия, виды волевых действий и их характеристика. Психофизологические механизмы эмоций и волевых процессов. Воспитание и развитие эмоций и воли. Патология эмоций и воли.
Практическое занятие 1 по теме «Эмоционально-волевая сфера личности» (2 ч)
1.Роль эмоций в общении и деятельности личности
2. Виды эмоциональных состояний и реакций
3. Методы диагностики эмоциональных состояний
Рекомендуемая литература по теме
Основная:
1.Максименко С.Д. Общая психология. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1999.
2.Психология / Дубровина И.В. и др. М.: Академия, 2001.
3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.
Дополнительная:
1.Изард К. Психология эмоций. М., 2007
2.Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. М., 1984.
3.Фрейд 3. Введение в психоанализ. - Лекции. М., 1989.
4. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1994.
Практическое занятие 2 по теме «Эмоционально-волевая сфера личности» (2 ч)
-
Воля и ее функции.
-
Структура волевого акта.
-
Патология эмоционально-волевой сферы.
Основная:
1.Максименко С.Д. Общая психология. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1999.
2.Психология / Дубровина И.В. и др. М.: Академия, 2001.
3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.
Дополнительная:
1.Изард К. Психология эмоций. М., 2007
2.Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б.С.Братуся. Том 2/ М.: Академия, 2005.
3. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. М., 1984.
Тема 4. Личность в деятельности и общении (л - 2 ч, п/з -4 ч).
Студент должен знать: содержание понятий «личность», «деятельность», «общение», их взаимосвязи и закономерности и этапы формирования и развития;
Студент должен уметь: анализировать проявления личности в различных видах деятельности и в общении, делать аргументированные выводы об особенностях функционирования личности, учитывать психологические знания при построении профессиональной деятельности.
Студент должен владеть: умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; знаниями о социальной значимости своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
Содержание темы: Личность: понятие, структура, этапы и закономерности формирования. Проблема структуры личности. Направленность личности, ее особенности. Основные формы направленности личности, их характеристика. Социальные роли как совокупность прав и обязанностей. Личность и общество. Деятельность как специфический вид активности человека. Структура. Понятие «ведущий вид деятельности», ее виды. Общение: понятие, структура коммуникативного акта, закономерности общения.
Практическое занятие 1 по теме «Личность в общении и деятельности» (2 ч).
-
Определение деятельности. Основные особенности и психологическая характеристика деятельности.
-
Общая структура деятельности, ее характеристика.
-
Потребности и мотивы деятельности.
-
Виды деятельности: определения, характеристика.
Практическое занятие 2 по теме «Личность в общении и деятельности» (2 ч).
-
Категория «общение» в психологии
-
Психологические факторы межличностного общения.
-
Речевое и неречевое поведение в межличностном взаимодействии.
-
Эффективное слушание.
Рекомендуемая литература по теме
Основная:
-
Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б.С.Братуся/ М.: Академия, 2005.
-
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М.: Академия, 2001.
Дополнительная:
1.Максименко С.Д. Общая психология. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1999.
2.Психология / Дубровина И.В. и др. М.: Академия, 2001.
3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.
Электронные ресурсы:
-
Адамьянц Т.З. Коммуникативные механизмы понимания: знак, значение, смысл. Интенция как смысловая доминанта коммуникативного акта (От знака и значения – к смыслу) // Официальный сайт Института социологии РАН. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=1252
-
Адамьянц Т.З. Коммуникативные навыки как характеристика и условие оптимизации взаимодействия человека // Официальный сайт Института социологии РАН. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=1249
-
Адамьянц Т.З. Феномен понимания в коммуникации и управлении // Официальный сайт Института социологии РАН. URL: http://www.isras.ru/publ.html?id=1520
-
Андреева Г.М. Общение как обмен информацией: коммуникативная сторона общения // Электроная библиотека МГУ им. Ломоносова. URL: http://lib.socio.msu.ru/l/library?
Тема 5. Индивидуально-типологические особенности личности (л.- 4 ч.; п/з – 4 ч.).
Студент должен знать: содержание понятий «личность», «деятельность», «общение», их взаимосвязи и закономерности и этапы формирования и развития;
Студент должен уметь: анализировать проявления личности в различных видах деятельности и в общении, делать аргументированные выводы об особенностях функционирования личности, учитывать психологические знания при построении профессиональной деятельности.
Студент должен владеть: умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь; знаниями о социальной значимости своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.
Содержание темы: Личность: понятие, структура, этапы и закономерности формирования. Социальные роли как совокупность прав и обязанностей. Личность и общество. Деятельность как специфический вид активности человека. Структура. Понятие «ведущий вид деятельности», ее виды. Общение: понятие, структура коммуникативного акта, закономерности общения, барьеры общения.
Практическое занятие 1 по теме «Индивидуально-типологические особенности личности» (2 ч).
-
Темперамент и характер как индивидуально-психологические свойства личности.
-
Связь между типом высшей нервной деятельности и типом темперамента.
-
Рекомендуемая литература по теме
Основная:
1.Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б.С.Братуся / М.: Академия, 2005.
2.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М.: Академия, 2001.
Дополнительная:
1.Максименко С.Д. Общая психология. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1999.
2.Психология / Дубровина И.В. и др. М.: Академия, 2001.
3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.
Практическое занятие 2 по теме «Индивидуально-типологические особенности личности» (2 ч).
1.Сущность, структура и значение характера.
2.Закономерности формирования характера.
3. Соотношение понятий «темперамент», «характер», «личность»
Рекомендуемая литература по теме
Основная:
1.Общая психология: в 7 т. / Под ред. Б.С.Братуся. / М.: Академия, 2005.
2.Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М.: Академия, 2001.
3.Шмелева И.А. Введение в профессию. Психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2007.
Дополнительная:
1.Максименко С.Д. Общая психология. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1999.
2.Психология / Дубровина И.В. и др. М.: Академия, 2001.
3.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999.
6. Образовательные технологии.
В процессе используются следующие образовательные технологии:
Лекции,
Семинар-конференция семинар-дискуссия.
Решение учебных задач.
Мини-исследования.
Просмотр учебных фильмов.
Занятия лекционного типа 50 % аудиторных занятий,
Занятия, проводимые в интерактивных формах, - 80 % аудиторных занятий.
Реализация компетентностного подхода по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий.
Лекционный курс по дисциплине «Психология» проводится с широким использованием демонстраций презентаций посредством мультимедийного оборудования. Это позволяет задействовать не только аудиальный, но и визуальный канал восприятия студентов. В целях активизации аудитории и стимулирования обратной связи основной формой ведения лекции является диалог, дискуссия, использование проблемных методов подачи материала.
Работа на практических занятиях преимущественно строится также с использованием мультимедийного оборудования. При этом студенты привлекаются к проведению лекций в виде подготовки и демонстрации презентаций по различным вопросам рассматриваемых тем. Наряду с этим на практических занятиях преподавателем широко используются различные групповые формы работы в виде деловых и ролевых игр, дискуссий, анализ конкретных ситуаций их практики, используются тренинги.
При реализации как лекционных, так и практических занятий главная роль отводится активизирующим образовательным технологиям, поскольку современные требования модернизации образования и развития единой информационной образовательной среды основаны на парадигме активного обучаемого, что позволяет поднимать квалификацию обучающихся до высокого уровня.
При активной роли обучаемого преподаватель является, прежде всего, консультантом-экспертом и предоставляет обучаемым актуально-проблемное ядро учебного материала путем обзора наиболее значимых разнонаправленных исследований обсуждаемого предмета дисциплины, используя современные гипер-медиа средства (Интернет). В учебный материал входит подробный план необходимых тем, включая список литературы, набор ознакомительных и актуальных статей, ссылки на профессиональные Интернет-источники и т.п. Главное при этом - дать хорошую начальную установку обучаемым и создать условия для самостоятельной проработки темы. Обучаемый использует план с первичным учебным материалом для самостоятельного формирования более детального учебного материала. При формировании детального учебного материала он учитывает свои интересы и профиль своей профессиональной ориентации. Обучаемый изучает свой учебный материал в процессе непрерывного расширения и уточнения проблемной базы. Обучаемый регулярно консультируется с преподавателем. На лекциях и семинарах преподаватель в основном касается ключевых аспектов и обсуждает современные актуальные проблемы рассматриваемой темы. При проведении контроля во всех его формах обучаемый должен продемонстрировать усвоенные знания. Преподаватель комплексно оценивает способности обучаемого: умение понять проблему, способность ориентироваться в соответствующем материале, умение иллюстрировать теоретические положения примерами из практики и результатами имеющихся исследований; способность адекватно понимать и применять найденный материал.
К числу наиболее актуальных методов повышения результативности обучения при изучении курса «Психология» можно отнести учебный диалог, побуждающий студентов к сотрудничеству в образовательном пространстве, формирует навыки ответственного партнерства, дает возможность студенту проявить, осознать и развить свою индивидуальность, что полностью соответствует основным целям обучения. Очень важен достигаемый при этом эффект социализации, формирования профессионально- коммуникативного опыта. Для этой цели на занятиях практикуется работа учащихся в группах. Акцент делается на самостоятельную деятельность. Студенты работают в подгруппах над предложенной им подтемы общей темы, которая намечена для изучения на практическом занятии. Каждый должен внести свой вклад в решение стоящей перед группой задачи. На основе этой работы подгруппой совместно составляется единый доклад, который и подлежит презентации на занятии перед всеми присутствующими.
Активные разнообразные формы аудиторной деятельности в сочетании с внеаудиторной работой позволяют максимально эффективно формировать и развивать профессиональные и иные компетенции у обучающихся.
7. Самостоятельная работа студентов
Тема 1. Введение в психологию (2 ч.)
Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со словарями и справочниками, делает выписки из текста, составляет план текста, использует соответствующие Интернет ресурсы.
Для закрепления и систематизации знаний необходима работа с конспектом лекций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом - по учебной литературе; составление плана и тезисов ответа; аналитическая обработка текста; подготовка сообщений к выступлению на практическом занятии; разработка схемы.
Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы:
-
Объясните, чем вызвано повышение актуальности психологических знаний
-
Выполните анализ понятий «метод» и «методология», определите специфику психологических методов
-
Определите место психологии в современной системе наук и в общественной жизни.
-
Какова роль психологических знаний в деятельности специалиста по связям с общественностью и рекламе?
-
Рассмотрите схему связи психологии со смежными науками.
-
Определите основные этапы становления и развития психологии.
Тема 2. Познавательная сфера человека (10 ч)
Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со словарями и справочниками, делает выписки из текста, составляет план текста, использует соответствующие Интернет ресурсы.
Для закрепления и систематизации знаний необходима работа с конспектом лекций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом - по учебной литературе; составление плана и тезисов ответа; аналитическая обработка текста; подготовка сообщений к выступлению на практическом занятии; разработка схемы; проведение экспериментов (опытной работы).
Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы:
-
Объясните различия материалистических и идеалистических теорий в описании психики и источников ее становления.
-
Опишите схему рефлексов – условного и безусловного.
-
В чём состоит вклад Сеченова И.М. и Павлова И.П. в развитие представлений о психике?
-
Перечислите основные положения гештальт-психологии, затрагивающие законы восприятия.
-
Назовите исследователей познавательных процессов и проблемы, которым были посвящены их исследования.
-
Охарактеризуйте специфические особенности подхода отечественных психологов к исследованию познавательных процессов.
-
Опишите возрастные различия познавательных процессов (на примерах дошкольного детства, младшего школьного , подросткового, юношеского возраста и зрелости
-
Перечислите известные Вам методики исследования познавательных процессов человека.
Тема 3. Эмоционально-волевая сфера личности (8 ч.)
Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со словарями и справочниками, делает выписки из текста, составляет план текста, использует соответствующие Интернет ресурсы.
Для закрепления и систематизации знаний необходима работа с конспектом лекций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом - по учебной литературе; составление плана и тезисов ответа; аналитическая обработка текста; подготовка сообщений к выступлению на практическом занятии; разработка схемы, проведение экспериментов (опытная работа).
Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы:
-
Охарактеризуйте основные теории эмоций, укажите их преимущества и ограничения.
-
Определите актуальность понимания механизмов порождения и развития эмоций в деятельности специалиста по связям с общественностью и рекламе.
-
Проведите анализ структуры волевого акта.
-
Приведите примеры проявления эмоций и волевых качеств в поведении человека.
-
Проведите сравнительный анализ воли на разных возрастных этапах ее развития.
-
Опишите механизмы и виды саморегуляции человека.
-
Определите факторы, влияющие на развитие эмоций и воли.
-
Охарактеризуйте роль самовоспитания в развитии саморегуляции.
-
Опишите методики диагностики волевых качеств личности и ееэмоциональной сферы.
-
Проанализируйте материалы прессы (на выбор) с точки зрения их эмоциональной составляющей с учетом функций эмоций в жизни человека.
-
Приведите примеры патологии воли и эмоций человека из литературы и материалов прессы.
Тема 4. Личность в деятельности и общении. (8 ч.)
Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников, научных статей, работает со словарями и справочниками, делает выписки из текста, составляет план текста, использует соответствующие Интернет ресурсы.
Для закрепления и систематизации знаний необходима работа с конспектом лекций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом - по учебной литературе; составление плана и тезисов ответа; аналитическая обработка текста; подготовка сообщений к выступлению на практическом занятии; разработка схемы, проведение экспериментов (опытная работа).
Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы:
-
Что включают в себя и как соотносятся друг с другом понятия «личность», »«деятельность», «общение»?
-
Охарактеризуйте основные положения теории деятельности (А.Н. Леонтьев).
-
Проведите анализ общения с точки зрения теории деятельности (А.Н. Леонтьев, А.А. Бодалев).
-
Проанализируйте механизмы функционирования личности в деятельности и общении.
Тема 5. Индивидуально-типологические особенности личности. (6 ч.)
Для овладения знаниями студент прочитывает тексты учебников и методическую литературу, научные статьи, работает со словарями и справочниками, делает выписки из текста, составляет план ответа, использует соответствующие Интернет ресурсы.
Для закрепления и систематизации знаний необходима работа с конспектом лекций (обработка текста); повторная работа над учебным материалом - по учебной литературе; составление сравнительных таблиц, проведение экспериментов (опытная работа).
Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы:
-
Ознакомьтесь с примерами типологии индивидуальности личности в учебниках Рубинштейна С.Л., Братуся Б.М., Мясищева В.Н., Адлера А., Фрейда З.. Обратите внимание на общее и особенное в предложенных авторами схемах. Составьте сравнительную таблицу приведенных в учебниках примеров типологии личности.
-
Выделите дифференциальные критерии психического здоровья и зрелости личности.
-
Определите роль культуры и нравственных убеждений в структуре индивидуальности личности.
Рекомендуемая литература для самостоятельной работы
Основная:
-
Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб., 2004.
-
Марцинковская Т.Д. История психологии. - М., 2003.
-
Райгородский Д.Я. Психология личности. В 2-х тт. – Самара, 2008.
Дополнительная (рекомендуемая) литература:
1.Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – СПб., 2001.
2.Анисимов О.С. Индивид, субъект, личность в контексте целостности психики человека // Мир психологии. – 2007. - №1.
3.Анисимов О.С. Потребности и мотивы: сущность и типология // Мир психологии. – 2008. - №1.
4.Анисимов О.С. Сущность деятельности и субъективность // Мир психологии. – 2006. - №3.
5.Анисимов О.С. Цели и ценности: сущностные сопоставления // Мир психологии. – 2008. - №4.
6.Арестова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания // ВМУ. – 1998. - №4.
7.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1976.
8.Ахутина Т.В. Л.С. Выготский: культурно-исторический и естественно-научный подходы к интериоризации // ВМУ. – 2004. - №3.
9.Бабаева Ю.Д., Васильев И.А., Войскунский А.Е., Тихомиров О.К. Эмоции и проблемы классификации видов мышления // ВМУ. – 1999. - №2-3.
10.Басов М.Я. Воля как предмет функциональной психологии. Методика психологических наблюдений над детьми. – СПб., 2007.
11.Батуев А.С., Галунов В.И., Ляксо Е.Е. Психофизиологические аспекты формирования речи в онтогенезе. Вопросы и предложения // Мир психологии. – 2003. - №2.
12.Белоус В.В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы // Психологический журнал. – 1996. - №1.
13.Белоус В.В. Темперамент и деятельность. - Пятигорск, 1990.
14.Бодров В.А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. – 1996. - №4.
15.Болдышева В.А., Иванов А.В. Сознание как тип функциональной структуры психического отражения // Мир психологии. – 2006. - №3.
16.Бороздина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка // ВМУ. – 1986. - №3.
17.Бороздина Л.В. Что такое самооценка? // Психологический журнал. – 1992. - №4.
18.Брушлинский А.В. Зона ближайшего развития и проблема субъекта деятельности // психологический журнал. – 1994. - №3.
19.Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное изучение. - М., 1983.
20.Вилюнас В.К. Специфика процессов мотивационного обусловливания в психике человека // ВМУ. – 1988. - №2.
21.Вилюнас А.Н. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 1990.
22.Воронова Е.Ю., Вяткин Б.А. В.С. Мерлин и его концепция личности // Мир психологии. – 2003. - №1.
23.Выготский Л.С. Психология. - М., 2002.
23.Гальперин П.Я. Общий взгляд на учение о так называемом поэтапном формировании умственных действий, представлений и понятий // ВМУ. – 1998. - №2.
24.Голованевская В.И. Характеристики Я-концепции и предпочтение стратегий совладающего поведения // ВМУ. – 2003. - №4.
25.Горобец Т.Н., Жданов О.И. Стресс: сущность, функция, значение // Мир психологии. – 2008. - №4.
26.Гульянова Н.А. О связи самопринятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха // ВМУ. – 2001. - №3.
27.Давыдов В.В. О перспективах теории деятельности // ВМУ. – 1993. - №2.
28.Давыдова Г.И., Семенов И.Н. Развитие индивидуальности в контексте рефлексивно-диалогического взаимодействия // Мир психологии. – 2008. - №1.
29.Деркач А.А., Сайко Э.В. Деятельность как основание акмеологического развития субъекта и надситуативная активность субъекта как действенный фактор ее развития // Мир психологии. – 2008. - №2.
30.Деркач А.А., Сайко Э.В. Потребность в самореализации как феномен социального мира и основание акмеологического развития // Мир психологии. – 2008. - №1.
31.Дронова Т.А. Совесть как психологический феномен сознания // Мир психологии. – 2007. - №2.
32.Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб., 2000.
33.Егорычева И.Д. Самореализация как деятельность // Мир психологии. – 2005. - №3.
34.Еременко В.И. Воспоминание и знание как функционально независимые мнемические явления // Вопросы психологии. – 2006. - №6.
35.Ждан А.Н. История психологии от античности до наших дней. - М., 1990.
36.3ейгарник Б.В.Теория личности в зарубежной психологии. - М., 1982.
37.Зинченко В.П. Культурно-историческая психология и психологическая теория деятельности: живые противоречия и точки роста // ВМУ. – 1993. - №2.
38.Зинченко В.П. Проблема «образующих» сознания в деятельностной теории психики // ВМУ. – 1988. - №3.
39.Зинько Е.В. Особенности устойчивой и неустойчивой самооценки // ВМУ. – 2005. - №3.
40.Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Уровень притязаний и варианты его сочетаний с самооценкой // Психологический журнал. – 2006. - №4.
41.Знаков В.В. Мышление, самосознание и самопонимание // ВМУ. – 2008. - №2.
42.Знаков В.В., Павлюченко Е.А. Самопознание субъекта // Психологический журнал. – 2002. - №1.
43.Иванников В.А. Анализ потребностно-мотивационной сферы с позиции теории деятельности // Мир психологии. – 2003. - №2.
44.Иванников В.А. Потребности как жизненные задачи // ВМУ. – 1997. - №1.
45.Иванников В.А. Произвольные процессы и проблема воли // ВМУ. – 1986. - №2.
46.Иванников В.А.Психологические механизмы волевой регуляции. - М., 1991.
47.Иванов Г.А., Болдышева В.А., Иванов А.В. Функционально-структурный анализ становления личности как особой системной реальности // Мир психологии. – 2007. - №1.
48.Изард К.Е.Психология эмоций. - СПб., 2000.
49.Карпова Н.А. Проблема критериев осознанности в современной когнитивной психологии // Вопросы психологии. – 2009. - №4.
50.Колесов Д.В. Направленность личности // Развитие личности. – 2008. - №4.
51.Колесов Д.В. Психология восприятия новизны // Развитие личности. – 2005. - №1.
52.Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М., 1979.
53.Кравцов Г.Г. Категория деятельности в психологической науке // Мир психологии. – 2006. - №3.
54.Кравцова Е.Е. Культурно-исторические основы зоны ближайшего развития // Психологический журнал. – 2001. - №4.
55.Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. - М., 1984.
56.Леонтьев А.Н. Воля // ВМУ. – 1993. - №2.
57.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982.
58.Леонтьев А.Н. Логическое и психологическое в мышлении // ВМУ. – 2003. - №2.
59.Леонтьев А.Н. Психология речи // Мир психологии. – 2003. - №2.
60.Леонтьев Д.А. Системно-смысловая природа и функции мотива // ВМУ. – 1993. – №2.
61.Лишин О.В. Понятие «направленность личности» в отечественной и мировой психологии // Мир психологии. – 2008. - №2.
62.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1983.
63.Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб., 2004.
64.Любимов В.В. Из лекций по психологии восприятия // ВМУ. – 2007. - №1.
65. Марцинковская Т.Д. История психологии. - М., 2003.
66.Матющкин А.М. Мышление как продуктивный процесс совместного решения проблемных ситуаций // Психологический журнал. – 2008. - №2.
67.Медведев С.Д. Об объеме кратковременной памяти // Психологический журнал. – 2000. - №6.
68.Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. - Пермь, 1990.
69.Мерлин В.С.Личность как предмет психологического исследования. - Пермь, 1988.
70.Митькин А.А. Субъектность человека: грани и границы // Психологический журнал. – 2008. - №3.
71.Митькин А.А. Субъективность человека: грани и границы // Психологический журнал. – 2008. - №4.
72.Морозов С.М. Чувственное и внечувственное в предмете психологического исследования: подход Л.С. Выготского // Психологический журнал. – 2002. - №6.
73.Моросанова В.И., Аронова Е.А. Саморегуляция и самосознание субъекта // Психологический журнал. – 2008. - №1.
74.Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. – 2002. - №6.
75.Муравьева К.В., Шильштейн Е.С. О ролевом компоненте Я-концепции // ВМУ. – 2000. - №1.
76.Накамура К. Вокруг толкования понятия «зоны ближайшего развития» // Психологический журнал. – 1996. - №4.
77.Непомнящая Н.И. Целостно-личностный подход к изучению человека // Вопросы психологии. – 2005. - №1.
78.Непомнящая Н.И. Целостность или диссоциация личности и рефлексивные уровни самосознания // Мир психологии. – 2003. - №2.
79.Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Зона ближайшего развития: пространственно-временная модель // Вопросы психологии. – 2005. - №6.
80.Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1986.
81.Павлова Е.Д. Сознание, его определение и понимание Л.С. Выготским // Мир психологии. – 2003. - №2.
82.Павлова Е.Д. Характер информационного воздействия на сознание и его характеристику // Мир психологии. – 2006. - №3.
83.Петров И.Г. Сознание, метасознание, определение, измерение // Мир психологии. – 2006. – №2.
84.Петровский В.А. Индивидуальность и саморегуляция: опыт мультисубъектной теории // Мир психологии. – 2007. - №1.
85.Петровский В.А. Семь пространств существования личности: формальные модели состоятельности // Мир психологии. – 2009. - №1.
86.Подольский А.И. Об общетеоретических и методологических взглядах П.Я. Гальперина // ВМУ. – 1992. - №4.
87.Прохоров А.О. рефлексивный слой психического состояния // Мир психологии. – 2006. - №2.
88.Прохоров А.О. Функциональные структуры психических состояний // Психологический журнал. – 1996. - №3.
89. Райгородский Д.Я. Психология личности. В 2-х тт. – Самара, 2008.
90.Райков В.Л. Мышление как процесс сознания // Мир психологии. – 2003. - №2.
91.Регуш Л.А. Наблюдение в практической психологии. – СПб., 1996.
92.Решетова З.А. Структура ориентировочной деятельности и ее особенности при формировании теоретического мышления // ВМУ. – 1998. – №2.
93.Розин В.М. Что такое бессознательное // Мир психологии. – 2003. - №2.
94.Романов В.Я., Дормашев Ю.Б. Постановка и разработка проблемы внимания с позиций теории деятельности // ВМУ. – 1993. - №2.
95.Россохин А.В., Измагурова В.Л. Внутренний диалог и его связь с рефлексией // Вопросы психологии. – 2008. - №4.
96.Русалов В.М. Атрибутивные стили и характер // Психологический журнал. – 2008. - №4.
97.Селезнева Е.В. Самоотношение как акмеологический феномен // Мир психологии. – 2008. - №4.
98.Сенющенков С.П. Типы интериоризации в теории Л.С. Выготского // Вопросы психологии. – 2006. - №5.
99.Сидоров К.Р. Самооценка в психологии // Мир психологии. – 2006. - №2.
100.Слободчиков В.И. О соотношении категорий «субъект» и «личность» в контексте психологической антропологии // Развитие личности. – 2005. - №2.
101.Смирнов Б.Н. О разных подходах к проблеме воли в психологии // Вопросы психологии. – 2004. - №3.
102.Смирнов С.Д. Активность, деятельность, личность // Мир психологии. – 2006. - №3.
103.Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира как парадигмы психологического мышления // Мир психологии. – 2003. - №4.
104.Смирнов Л.М. Уровень ценности в структуре личности // Мир психологии. – 2007. - №4.
105.Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. – М., 2000.
106.Соколов Е.Н. Интериоризация и теория деятельности // ВМУ. – 2004. - №1.
107.Соколова Е.Е. Сознание действующее (к проблеме соотношения «сознания-образа» и «сознания-деятельности») // ВМУ. – 1997. - №1.
108.Соловьев О.В. Об эволюционных истоках субъективности и субъекта // Мир психологии. – 2007. - №1.
109.Соловьев О.В. Человеческий мозг: от физической каузальности к сознанию // Мир психологии. – 2006. – №2.
110.Старовойтенко Е.Б. Культурно-психологические модели личности // Мир психологии. – 2007. - №1.
111.Степанов А.М. Гомеостатические аспекты сознания // Мир психологии. – 2006. - №2.
112.Степанова М.А. Представления о параметрах умственных действий в психологическом учении П.Я. Гальперина // ВМУ. – 1998. - №3.
113.Степнова Л.А. Внутренние и внешние ограничители развития аутопсихологической компетентности // Мир психологии. – 2008. - №3.
114.Стеценко А.П. Понятие «образ мира» и некоторые проблемы онтогенеза сознания // ВМУ. – 1987. - №3.
115.Стреляу Я. Роль темперамента в психологическом развитии. - М., 1982.
116.Субботский Е.В. Личность. Три аспекта исследования // ВМУ. – 1987. - №3.
117.Карпов Ю.В. Обучаемость как характеристика умственного развития // ВМУ. – 1990. - №2.
118.Субботский Е.В. Феноменальное и рациональное в сознании индивида: борьба за доминантность // Психологический журнал. – 2001. - №5.
119.Суворов В.В. Интеллект – аксиома психической реальности // ВМУ. – 1999. - №3.
120.Телегина Э.Д., Гагай В.В. Когнитивно-личностные конструкты развития творческого мышления младших школьников // Мир психологии. – 2003. - №2.
121.Тихомиров О.К., Знаков В.В. Мышление, знание и понимание // ВМУ. – 1989. - №2.
122.Тхостов А.Ш., Колымба И.Г. Феноменология эмоциональных явлений // ВМУ. – 1999. – №2.
123.Ушакова Т.Н. Проблема психологии речи в трудах А.Н. Леонтьева // Мир психологии. – 2003. - №2.
124.Фахрутдинова Л.Р. О субъектности переживаний // Мир психологии. – 2008. - №4.
125.Чудновский В.Э. Концепция личности в трудах Л.И. Божович // Психологический журнал. – 2000. - №3.
126..Шаров А.С. психология переживания: природа, механизмы, феномены // Мир психологии. – 2004. - №1.
127.Шехтер М.С., Потапова А.Я. О роли и видах образов в познавательных процессах // Психологический журнал. – 2001. - №3.
128.Шильштейн Е.С. Глубинное переживание «Я»: содержание и функциональное значение // ВМУ. – 2003. - №3.
129.Шильштейн Е.С. Уровневая организация системы «Я» // ВМУ. – 1999. - №2.
130.Щербакова Е.Е. Направленность как показатель целостности природы человека // Мир психологии. – 2004. - №4.
131.Эйдман Е.В. Развитие средств волевой регуляции деятельности // ВМУ. – 1986. - №4.
Поделитесь с Вашими друзьями: |