ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет»
(МГПУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.В.2.1. Социально-педагогическая работа с семьей
Основная образовательная программа подготовки специалиста
по специальности «040101 – Социальная работа»
Утверждено на заседании кафедры
социальной педагогики и социальной работы
социально – гуманитарного факультета
(протокол № 9 от 21апреля 2008г.)
Зав. кафедрой ________ В.Р.Рыбкин
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
-
Автор – составитель программы: Т.Д. Тегалева, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы.
-
Рецензенты: к.п.н., доцент, Игнатович И.И.(МГПУ); к.п.н., доцент Зубрицкая Е.М.(МГИ).
-
Пояснительная записка:
Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям. Международная Конвенция ООН о правах ребенка (1989) декларирует, что «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством». В соответствии с этим международным актом и российским законодательством определены следующие формы устройства ребенка в семью: усыновление, опека (попечительство), приемная семья (в различных ее видах).
Мировой и отечественный опыт показывают, что и эффективность социализации, и гарантии достойного будущего ребенка-сироты, воспитывающегося в семье, неизмеримо выше, чем у ребенка, отданного в интернатное учреждение.
В Мурманской области на протяжении последних 10 лет ежегодно около 900 несовершеннолетних детей остаются без попечения родителей, в основном в связи с лишением последних родительских прав. При этом более 40 % детей проживают в различных интернатных учреждениях. С целью развития новых форм семейного устройства детей, лишенных родительского попечения, к началу 1999 года в регионе на основе федерального законодательства была сформирована необходимая региональная законодательная база и проведена курсовая подготовка специалистов. Однако для развития института приемных семей этого оказалось недостаточно. В мае 2000 года гуманитарной организацией «SOS Children”s Villages Norway» («SOS – Детские Деревни, Норвегия) и Правительством Мурманской области был подписано соглашение «Проект по приемным семьям в Мурманской области». Проектом предусматривалось с норвежской стороны – финансирование, обучение и сопровождение приемных семей, с российской – продвижение проекта в муниципальные образования и обеспечение соответствия проекта региональному и федеральному законодательству. После заключения норвежской стороной соответствующих соглашений с администрациями муниципальных образований были подготовлены приемные семьи в 9 городах Мурманской области.
В процессе создания приемных семей выявилась необходимость более серьезной подготовки кандидатов в приемные родители, а также специалистов, которые должны оказывать профессиональную и административную поддержку приемным семьям и детям. Поэтому в 2002 году гуманитарная организация «SOS Children”s Villages Norway» начала реализацию в Мурманской области проекта «PRIDE» («Прайд») – американской образовательной программы для приемных родителей и усыновителей.
Приемная семья, ее интересы и нужды должны быть в центре социальных служб, специалистов по социальной работе. Только такой подход позволит ослабить негативные последствия в организации и сопровождении приемных семей.
В мировой теории и практике социальной работы, социальной защиты детей-сирот приемная семья рассматривается как приоритетная форма устройства детей, лишенных родительского попечения. Отсюда значимость и место курса «Социально-педагогическая деятельность с семьей» в системе профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе. Изучение проблем приемной семьи, особенностей семейных отношений обеспечит социальному педагогу и специалисту по социальной работе формирование конкретных профессиональных умений и навыков на основе современных социально-педагогических технологий. Это даст возможность совершенствовать работу по социальному сопровождению приемной семьи на каждом этапе ее организации и в целом.
Цель курса «Социально-педагогическая деятельность с семьей» - ввести студентов в область теоретических и прикладных наук, изучающих приемную семью, ее проблемы, государственную социальную политику в отношении детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, практику социальной работы с приемными родителями и семьей.
Задачи курса:
- углубить и систематизировать знания студентов о семейных формах устройства детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения;
- обучить современным социально-педагогическим технологиям сопровождения приемной семьи на каждом этапе ее организации и в целом.
В ходе изучения курса студенты овладевают следующими знаниями:
- зарубежного опыта работы в организации и сопровождении различных видов приемных семьей;
- о механизмах реализации государственной социальной политики в отношении детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения; об основных направлениях социального и других видов обслуживания приемных семей;
- о методологических основах сопровождения приемной семьи; о принципах подбора и подготовки приемных родителей; о социально-педагогических проблемах приемной семьи и системе ее социальной защиты;
- оптимальных условий благоприятных взаимоотношений биологических родителей и детей в условии проживания последних в приемных семьях;
- принципов успешного воспитания детей в приемных семьях.
В ходе изучения курса студенты овладевают следующими умениями:
- работать с нормативно-правовыми документами по оформлению договоров между органами опеки и попечительства и замещающими семьями;
- вести предварительную работу по отбору кандидатов в приемные родители;
- грамотно вести социально-педагогическое сопровождение приемных семей, используя соответствующие формы и способы оказания помощи всем членам семьи на различных этапах ее организации.
Предлагаемый курс и программа «Социально-педагогическая работа с семьей» являются попыткой научно-практического осмысления социально-педагогических и психологических проблем приемной семьи, исходя из новых направлений государственной социальной политики в России. Программа рассчитана на 100 часов, из них 40 аудиторных: 26 часов лекций; 14 часов практических занятий и 60 часов отводится на самостоятельное изучение дисциплины. По итогам курса — зачет.
При разработке программы были использованы материалы Ассоциации социальных педагогов и социальных работников, учебные программы по семьеведению (Кочубей А., Умарова Н., Шептенко П.А., Г.А. Воронина, Б.Ю.Шапиро, Л.Т. Шинелевой, Т.И. Шульга и др.), материалы исследований Дементьевой И.Ф., Олиференко Л.Я., Е.А. Стребелевой, Л. М. Шипицыной и др.
При планировании практических занятий использованы материалы программы «Прайд» (Практический справочник авторов: Джоанн Мэтьюз, Майкл Э. Полови, Эйлин Торпей, Джэнет Ватсон, Джули Суини Спрингуэтер, Морин Лейтон, Венди Уайтинг, Блоум Эйлин, Мэйерз Пацтор и др.). А также материалы Представительства гуманитарной организации «СОС – Детские Деревни Норвегия» (г. Мурманск) в Российской Федерации (Т. Персен, Л.А. Полозовой, О.Б. Ушаковой и др.).
-
Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО - нет.
-
Объем дисциплины и виды учебной работы:
№
|
Шифр и наименование специальности
|
курс
|
семестр
|
трудоемкость
|
всего ауд.
|
ЛК
|
П
Р
|
ЛБ
|
СР
|
виды итог. контроля (форма отчетности)
|
1
|
«040101 - Социальная работа»
|
4
|
7
|
100
|
40
|
26
|
14
|
0
|
60
|
зачет
|
-
. Содержание дисциплины.
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)
Примерное распределение учебного времени для студентов, обучающихся по специальности «040101 – Социальная работа» (дневная форма обучения)
№№
п/п
|
Наименование раздела, темы.
|
Количество часов
|
Всего аудитор.
|
ЛК
|
ПР
|
ЛБ
|
СР
|
1.
|
Раздел 1.Приемная семья как социальный институт защиты сиротства
|
16
|
10
|
6
|
0
|
24
|
2.
|
Тема 1. Социальный статус приемной семьи, ее типология
|
4
|
2
|
2
|
0
|
8
|
3.
|
Тема 2. Социально-правовые основы организации и функционирования приемной семьи
|
6
|
4
|
2
|
0
|
8
|
4.
|
Тема 3. Модели создания приемных семей в мировой практике социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
6
|
4
|
2
|
0
|
8
|
5.
|
Раздел 2. Основные направления и технологии социально-педагогической работы с приемной семьей
|
24
|
16
|
8
|
0
|
36
|
6.
|
Тема 4. Опыт по созданию приемных
семей в Российской Федерации (Мурманской
области)
|
4
|
2
|
2
|
0
|
12
|
7.
|
Тема 5. Формы поиска и
подготовки приемных родителей
|
6
|
2
|
4
|
0
|
12
|
8.
|
Тема 6. Технологии
социально-педагогической работы
с приемной семьей (по программе «PRIDE»)
|
14
|
12
|
2
|
0
|
12
|
9.
|
Всего: 100 час.
|
40
|
26
|
14
|
0
|
60
|
1.6.2 Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Раздел 1.Приемная семья как социальный институт защиты сиротства
Тема 1. Социальный статус приемной семьи, ее типология
Понятие «Приемная семья» (форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями). Основные функции приемной семьи как социального института. Становление системы призрения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России. Типы современного устройства детей в приемные семьи: приемная семья во время кризисной ситуации; приемная семья на короткое время; приемная семья на длительное время; приемная семья на время отпуска; приемная семья для дневного пребывания ребенка.
Место и значение курса по выбору «Социально-педагогическая деятельность с семьей» в профессиональной подготовке специалистов по социальной работе.
Естественные, междисциплинарные разработки, теория и методология научных исследований по проблемам приемной семьи в России и за рубежом, основные направления и содержание.
Тема 2. Социально-правовые основы организации и функционирования приемной семьи
Правовая основа и законодательные акты государства в осуществлении социальной защиты материнства и детства.
Положение о приемной семье в отечественном законодательстве. Федеральные законы и государственные целевые программы, направленные на социальную защиту семей с детьми. Основные документы, регулирующие жизнедеятельность приемной семьи: Конвенция о правах ребенка (ООН, 1989 г.); Гражданский кодекс Российской Федерации$, Семейный кодекс Российской Федерации (1995); Постановление Правительства РФ № 829 «Об утверждении положения о приемной семье»; Положение о приемной семье; Федеральный закон № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Федеральная целевая программа «Дети России»; Программа подготовки приемных родителей (профессиональный минимум); Договор, регулирующий отношения органов опеки и попечительства и приемных родителей. Принципы устройства ребенка в приемную семью.
Тема 3. Модели создания приемных семей в мировой практике социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Международный опыт устройства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в приемные семьи. Фостеровские семьи (США), их характеристика. «Киндердорф» (Австрия, Г. Гмайнер) как форма устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью. Опыт работы «Барибюн Ско» (Норвегия, Стокгольм) по устройству детей из детских домов в приемные семьи. Патронатные семьи в зарубежной практике, их функции по воспитанию детей.
Раздел 2. Основные направления и технологии социально-педагогической работы с приемной семьей
Тема 4. Опыт по созданию приемных семей в Российской Федерации (Мурманской области)
Семейный кодекс Российской Федерации (1995). «Положение о приемной семье», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 17.07.1996 № 829. Опыт работы по созданию приемных семей в Коми, Самарской области, Калужской области, Красноярском крае и других районах Российской Федерации.
Региональная комплексная программа «Дети Кольского Заполярья», включающая региональную целевую программу «Дети-сироты». Закон Мурманской области «О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье», (вступил в силу с 1 января 1999 года). Постановление Правительства Мурманской области от 22 апреля 2004 года № 114-ПП/4 «О материальной помощи приемным родителям в 2004 году». Программа подготовки приемных родителей (профессиональный минимум) в Российской Федерации: Иванова Н.П., Бобылева И.А., Рыбинский Е.М. (1999).
Тема 5. Формы поиска и подготовки приемных родителей
Подбор приемных семей. Формы работы по поиску и подготовки приемных родителей (рекламные объявления, информационные вечера, тематические вечера, специализированные занятия и др.). Процедура отбора приемных родителей (рассылка информационных материалов, беседы с кандидатами в приемные родители, анкетирование, отборочный визит в приемную семью, тестирование и др.).
Показания и противопоказания помещения ребенка в приемную семью (причины помещения ребенка в приемную семью; причины отказа помещения ребенка в приемную семью).
Тема 6. Технологии социально-педагогической работы с приемной семьей
(по программе «PRIDE»)
Подготовка кандидатов в приемные родители к помещению ребенка в семью. Обучение кандидатов в приемные родители по программе «PRIDE»: модель для создания и поддержания приемной семьи и усыновления. Семинары: 1). «Введение в программу «PRIDE»; 2). «На пути к эффективной командной работе»; 3). «Удовлетворение потребности в развитии: привязанность»; 4). «Удовлетворение потребности в развитии: потери»; 5). «Укрепление семейных отношений»; 6). «Удовлетворение потребности в развитии: дисциплина»; 7). «Продолжительные семейные отношения»; 8). «Планирование изменений»; 9). «Результат программы «PRIDE»: принятие мотивированного решения». Методика подбора приемных родителей, основные этапы, их характеристика.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения
№
|
Наименование раздела дисциплины. Тема.
|
Форма самостоятельной работы
|
Кол-во
часов
|
Форма контроля вып. cам. работы
|
1.
|
Раздел 1.Приемная семья как социальный институт защиты сиротства
|
|
24
|
|
2.
|
Тема 1. Социальный статус приемной семьи, ее типология
|
- выписки основных форм развития общественных и государственных форм защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России, оформление в таблицу;
- конспект статьи Дементьевой И.Ф. «Приемная семья – новая модель защиты детства в России»;
- выписки форм содержания и воспитания детей в приемной семье (кн. Шульга Т.И. и др. «Методика работы с детьми группы риска», с. 77);
|
8
|
1) проверка
выполненных
заданий;
2) педагогический диктант;
3) беседы по вопросам для обсуждения;
|
|
Тема 2. Социально-правовые основы организации и функционирования приемной семьи
|
- Изучение международной Конвенции о правах ребенка (1989);
- реестр современных государственных нормативно-правовых и законодательных актов, регламентирующих социальную защиту приемных семей и детей;
- сбор статистических данных о распространении института приемной семьи в регионе;
- обзор региональных целевых программ, направленных на реализацию задачи семейного устройства детей-сирот;
- подготовка сообщений о негосударственных, общественных, благотворительных организациях в Мурманской области, заботящихся о детях-сиротах;
- подготовка сообщения о региональной целевой программе «Дети-сироты» («Дети Кольского Заполярья» на 2007- 2010 годы).
|
8
|
1) проверка реестра нормативно-правовых и законодательных актов;
2) сообщения о демографическ. ситуации в регионе;
3) дискуссия «Отношение общества к приемной семье»;
4) сообщения о негосударствен. общественных благотворител. организациях в Мурманской области, заботящихся о детях-сиротах;
|
|
Тема 3. Модели создания приемных семей в мировой практике социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
|
- аннотация на книгу Вигдис Бункхолдт «Работа приемных семей»;
- компьютерная презентация: «Киндердорф – социально-педагогическая система Г. Гмайнера»;
- вопросы для самостоятельного изучения;
|
8
|
1) участие в практическом занятии;
2) обсуждение зарубежных моделей замещающих семей (США, Финляндия, Норвегия, Швеция);
|
|
Раздел 2. Основные направления и технологии социально-педагогической работы с приемной семьей
|
|
36
|
|
|
Тема 4. Опыт по созданию
приемных семей в
Российской Федерации
(Мурманской области)
|
- изучить «Программу подготовки приемных родителей (профессиональный минимум) в РФ;
- изучить Программу подготовки приемных родителей «Прайд» (США);
- подготовить сообщения о внедрении программы «Приемная семья» в РФ;
|
12
|
1) обсуждение вариантов программы подготовки приемных родителей в РФ;
2) проверка и анализ выполненных заданий;
|
|
Тема 5. Формы поиска и
подготовки приемных
родителей
|
- выписки требований к кандидатам в приемные родители из российских законодательных актов;
- выписки требований к кандидатам в приемные родители из книги «Дети социального риска и их воспитание» /Под ред. Л.М. Шипицыной, стр. 91 – 97;
|
12
|
1) обсуждение требований к приемным родителям;
2) проверка конспектов;
3) обсуждение вариантов работы с кандидатами в приемные родители
|
|
Тема 6. Технологии
социально-педагогической
работы с приемной семьей (по программе «PRIDE»)
|
- выполнение практических заданий (из пособия по подготовке приемных родителей «Прайд»)
|
12
|
1) участие в практических занятиях;
2) обсуждение результатов выполнения практических заданий
|
|
Всего
|
100 час.
|
|
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Поделитесь с Вашими друзьями: |