Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В «Проблемы агрессивности умственно отсталых детей»



страница1/2
Дата22.02.2016
Размер0.52 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.В.2.1. «Проблемы агрессивности умственно отсталых детей»

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ (специальностям)


050717.00 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

0050716 «Специальная психология»

(код и наименование специальности/тей)


Утверждено на заседании кафедры

СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины

    1. Автор программы:

Доцент кафедры СПиП (МГПУ),

кандидат психологический наук Кобзева Ольга Владимировна



    1. Рецензенты: доцент кафедры СПиСП Кривошеева Н.И., директор МБОУ ЦППРК г. Мурманска Усанова И.И.


1.3 Пояснительная записка:
Программа по дисциплине «Проблемы агрессивности умственно отсталых подростков» для специальностей специальная психология и специальная дошкольная педагогика и психология основе Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Большая часть жизни человека проходит в контакте с другими людьми, поэтому общество в целом задает вопрос о положительном или отрицательном поведении своих членов. Анализируя последние события, происходящие не только в нашей стране, но и в мире, нельзя не заметить общий рост агрессивных проявлений как на индивидуальном уровне, так и на уровне социальной группы.

Учебная дисциплина «Проблемы умственно отсталых подростков» изучает основные теории исследования агрессии, подходы к определению «агрессии» и «агрессивности», факторы, вызывающие агрессию, особенности социализации агрессии, а также проявления агрессии в подростковом возрасте как при нормальном развитии, так и при умственной отсталости.

Учебная дисциплина ориентирует студентов на опережающий, рефлексивный характер усвоения знаний. Это позволит применить полученные знания в собственной научной и практической деятельности.



Цели курса:

-формирование у студентов знаний об основных теориях исследования человеческой агрессии;

-выявить особенности определения понятий «агрессия» и «агрессивность» в психологии;

-дать представление об основных факторах, вызывающих агрессию;

-определить основные проблемы, возникающие в подростковом кризисе;

-научить студентов применять методики, выявляющие агрессивное поведение.

Задачи курса:

-овладение категориально-понятийным аппаратом, позволяющим дифференцировать «агрессию» и «агрессивность»;

-формирование у студентов представлений о проблеме агрессии в психологии;

-овладение диагностическими методиками исследования агрессии в подростковом возрасте.



В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- основные зарубежные и отечественные теории агрессии;

- психологические особенности социализации агрессии;

- содержание и структуру подросткового кризисов;

- методы и методики диагностики агрессии и агрессивности.

Студент должен уметь:

- анализировать основные факторы, вызывающие агрессию;

- определять проблемы подросткового кризиса;

-разрабатывать практические рекомендации по разрешению трудностей, связанных с агрессивным поведением в подростковом возрасте.
1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО

Не предусмотрено.


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности: к/р, зачёт, экзамен)

Трудо-ёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1

050717.00 Специальная психология с доп. спец. Логопедия

4

8

100

40

20

20

-

60

зачет

2

050716.00 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

5

10

100

46

22

24

-

54

зачёт



1.6 Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.



Определение понятий «агрессия» и «агрессивность» в психологии

4

2

2

-

4

4

2

2

-

4



Основные теории исследования человеческой агрессии

6

4

2

-

10

6

4

2

-

10



Основные факторы, вызывающие агрессию

6

2

4

-

6

6

2

4

-

6



Социализация агрессии

4

2

2

-

4

4

2

2

-

4



Проблема подросткового кризиса

4

2

2

-

4

4

2

2

-

4



Особенности проявления агрессивного поведения у подростков

4

2

2

-

4

4

2

2

-

4



Особенности проявления агрессии у умственно отсталых подростков

4

2

2

-

4

4

2

2

-

4



Основные принципы и методы построения коррекционно-развивающей работы

4

2

2

-

4

4

2

2

-

4



Методы и приемы коррекции агрессивного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью

10

4

6

-

14

10

4

6

-

14

ИТОГО:

46

22

24




54

46

22

24




54

Примечание: Вариант 1 для специальности 032000 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

Вариант 2 для специальности 031900 «Логопедия»

1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Тема 1. Определение понятий «агрессия» и «агрессивность» в психологии

Термин агрессии. Проблема агрессии в психологии девиантного поведения. Подходы к определению агрессии отечественными и зарубежными психологами (Р.Бэрон. Д.Ричардсон, С.Н.Ениколопов, К.Лоренц, А.А.Реан, Н.Бандура и др.). Понятие агрессии в отечественной и зарубежной психологии.

Категории агрессии по Бассу. Классификация проявлений агрессии: по направленности, по цели, по методу выражения, по степени выраженности, по наличию инициативы, по особенностям психических действий, по социальной опасности агрессивных действий (Аммон). Классификация агрессии по Э.Фромму. Классификация агрессии А.А.Романова. Виды агрессивности по О.Хухлаевой. Виды агрессивности детей и взрослых.
Тема 2. Основные теории исследования человеческой агрессии

Психоаналитическая теория З.Фрейда и этологическая модель К.Лоренца. Классические и модернистские теории фрустрации – агрессии (Л.Берковица). Теории социального научения агрессии (А.Бандуры). Теории социального объяснения агрессии (в вариантах, разработанных М.Биллингом, Р.Добешом, Д.Гордоном, Х.Тошем и др.). Понимание и изучении агрессии в отечественной психологии.


Тема 3. Основные факторы, вызывающие агрессию

Биологические, социальные, индивидуальные детерминанты агрессии. Взаимодействие агрессии и гормонов. Агрессия и стереотипы поведения. Механизмы детерминации агрессии.


Тема 4. Социализация агрессии

Влияние раннего опыта воспитания ребенка в конкретной культуре, среды, семейных традиций и эмоционального фона отношения родителей к ребенку на агрессию. Основные факторы социализации агрессии: образец отношений и поведения родителей, характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.

Виды поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное поведение: материальное поощрение и наказание, общественная похвала или порицание, викарный опыт.

Зависимость реакций ребенка от поведения родителей. Влияние снисходительности (степени готовности родителей прощать поступки) и строгости наказания родителем ребенка на агрессивность.


Тема 5. Проблема подросткового кризиса

Подходы к подростковому возрасту в отечественной психологии: Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.Е.Личко, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, И.В.Дубровина. Стадии подросткового возраста.

Подходы к подростковому возрасту в зарубежной психологии: Б.Заззо, П.М.Якобсон, Ш.Бюлер, З.Фрейд, Э.Эриксон.
Тема 6. Особенности проявления агрессивного поведения у подростков

Вариативность исследований агрессивного поведения в подростковом возрасте. Изучение патологических форм агрессивного поведения. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте. Личностные особенности агрессивных подростков. Проблема подавления агрессивного поведения в подростковом возрасте. Делинквентная агрессия у подростков.


Тема 7. Особенности проявления агрессии у умственно отсталых подростков

Особенности высшей нервной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Особенности формирования личности умственно отсталых детей. Общие вопросы формирования личности. Особенности волевых качеств личности умственно отсталых детей. Особенности эмоциональной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью. Формирование самооценки умственно отсталых детей. Формирование характера. Социально-психологические факторы в этиопатогенезе нарушений поведения у умственно отсталых детей. Нарушения поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью. Нарушения поведения с преобладанием психической неустойчивости. Нарушения поведения с преобладанием аффективной возбудимости. Нарушения поведения с преобладанием расторможенности влечений.


Тема 8. Основные принципы и методы построения коррекционно-развивающей работы с детьми.

Принципы построения коррекционно-развивающей работы: наличие положительной установки по отношению к ребенку; правильный учет особенностей возраста, пола, физического и психического развития при организации коррекционно-развивающей работы; появление новых свойств и новой направленности личности взамен старых возможно только в ходе развития новой деятельности; принцип системности; принцип единства диагностики и коррекции; принцип комплексности методов; принцип привлечения ближайшего окружения; принцип коррекции каузального типа. Методы коррекционной работы: игровые и неигровые. Направления коррекционно-развивающей работы: работа с педагогами по развитию навыков конструктивного взаимодействия с детьми; работа с родителями по повышению уровня психолого-педагогической компетентности; коррекционно-развивающая работа с детьми.


Тема 9. Методы и приемы коррекции агрессивного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью.

Профилактика агрессивного поведения. Особенности социальной профилактики различных форм отклоняющегося поведения. Приемы коррекции агрессивного поведения детей. Социализация агрессии. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях. Отработка коммуникативных навыков. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т.д. работа с родителями агрессивного агрессивного ребенка. Методы коррекции агрессивного поведения детей. Игровая коррекция агрессивного поведения (игротерапия). Тематическая беседа. Метод рисунка (арт-терапия). Песочная терапия. Сказкотерапия или психотерапевтические истории для детей. Проигрывание ситуаций с последующим анализом (драматерапия). Музыкотерапия. Работа с мягким материалом. Использование воды. Групповая работа с агрессивными работы с агрессивными и подростками. Психотерапия нарушений поведения. Семейная терапия детей и подростков. Суггестивные и релаксационные техники. Работа психолога с родителями и педагогами. Активные методы работы с агрессивными подростками, используемые в различных типах специализированных учреждений.



1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.

Тема 1. Определение понятий «агрессия» и «агрессивность» в психологии

Вопросы для обсуждения:

1.Назовите наиболее важные, на ваш взгляд, достоинства и недостатки определений «агрессии» и «агрессивности» в отечественной и зарубежной психологии.

2.Определите основной мотив агрессивного поведения.

3.Оцените вклад естественных и социальных наук в определение агрессии.


Задания для самостоятельной работы:

1. Проанализируйте виды и формы агрессии.

2.Проанализируйте и оцените уровневое структурирование агрессии.

3.Обоснуйте необходимость комплексного изучения агрессии.


Основная литература:

  1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб. - М., 2001.

  2. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. – СПб., 2000.

  3. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб., 2003.

  4. Осипова Н. Н. Агрессия, адаптация и психическое здоровье личности / Осипова Н. Н. // Психология обучения. - 2010. - № 5. - С. 60-67.

  5. Проблема агрессивности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья : программа и метод. рек. к орг. самостоят. работы по изучению курса : для студ. дефектолог. спец. оч. формы обучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. А. Г. Дорошкевиц]. - Мурманск, 2006.

Дополнительная литература:



  1. Воробьева К. А. Профилактика агрессивного и девиантного поведения подростков в образовательных учреждениях / Воробьева К. А. // Воспитание школьников. - 2013. - № 4. - С. 45-49.

  2. Моросанова В. И. Индивидуальные особенности и саморегуляция агрессивного поведения / Моросанова В. И., Гаралева М. Д. // Вопросы психологии. - 2009. - № 3. - С. 45-55.

  3. Новикова Н. Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей : педагогический совет / Новикова Н. // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 101-106.

  4. Токарь И. Е. Детская агрессия : истоки и способы предупреждения / Токарь И. Е. // Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 239-242.

  5. Ушакова Е. "Сказка по кругу" и другие способы предотвращения детской агрессии / Ушакова Е. // Директор школы. - 2006. - №5. - С. 101 - 104.

  6. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / Фурманов И. А. – М., 2010.

  7. Юрасова О. Забияка : об особенностях работы с проявлениями агрессивности детей в детском саду / Юрасова О. // Дошкольное образование (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2013. - № 9. - С. 48-51.

Тема 2. Основные теории исследования человеческой агрессии

Вопросы для обсуждения:

1.В чём вы видите основную проблему исследования агрессии в различных теориях?

2.Перечислите междисциплинарные исследования агрессивности.

3.Проанализируёте методы изучения агрессии в каждом теоретическом направлении.


Задания для самостоятельной работы:

1.Охарактеризуйте предпосылки осмысления природы и сущности человеческой агрессии в психологии.

2.Выделите причинно-следственные связи исследования агрессии в каждом теоретическом направлении.
Основная литература:


  1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб. - М., 2001.

  2. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. – СПб., 2000.

  3. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб., 2003.

  4. Осипова Н. Н. Агрессия, адаптация и психическое здоровье личности / Осипова Н. Н. // Психология обучения. - 2010. - № 5. - С. 60-67.

  5. Проблема агрессивности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья : программа и метод. рек. к орг. самостоят. работы по изучению курса : для студ. дефектолог. спец. оч. формы обучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. А. Г. Дорошкевиц]. - Мурманск, 2006.

Дополнительная литература:



  1. Воробьева К. А. Профилактика агрессивного и девиантного поведения подростков в образовательных учреждениях / Воробьева К. А. // Воспитание школьников. - 2013. - № 4. - С. 45-49.

  2. Моросанова В. И. Индивидуальные особенности и саморегуляция агрессивного поведения / Моросанова В. И., Гаралева М. Д. // Вопросы психологии. - 2009. - № 3. - С. 45-55.

  3. Новикова Н. Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей : педагогический совет / Новикова Н. // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 101-106.

  4. Токарь И. Е. Детская агрессия : истоки и способы предупреждения / Токарь И. Е. // Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 239-242.

  5. Ушакова Е. "Сказка по кругу" и другие способы предотвращения детской агрессии / Ушакова Е. // Директор школы. - 2006. - №5. - С. 101 - 104.

  6. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / Фурманов И. А. – М., 2010.

  7. Юрасова О. Забияка : об особенностях работы с проявлениями агрессивности детей в детском саду / Юрасова О. // Дошкольное образование (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2013. - № 9. - С. 48-51.

Тема 3. Основные факторы, вызывающие агрессию

Вопросы для обсуждения:

1.Какие основные факторы, вызывающие агрессию и агрессивность вы можете выделить?

2.В чём заключается вклад нейрофизиологии в изучение проблемы агрессии?

3.Какие основные механизмы детерминации агрессии вы можете выделить?

Задания для самостоятельной работы:

1.Охарактеризуйте истоки агрессивного поведения человека.

2.Дайте анализ взаимосвязи гормонов и агрессии.
Основная литература:


  1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб. - М., 2001.

  2. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. – СПб., 2000.

  3. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб., 2003.

  4. Осипова Н. Н. Агрессия, адаптация и психическое здоровье личности / Осипова Н. Н. // Психология обучения. - 2010. - № 5. - С. 60-67.

  5. Проблема агрессивности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья : программа и метод. рек. к орг. самостоят. работы по изучению курса : для студ. дефектолог. спец. оч. формы обучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. А. Г. Дорошкевиц]. - Мурманск, 2006.

Дополнительная литература:



  1. Воробьева К. А. Профилактика агрессивного и девиантного поведения подростков в образовательных учреждениях / Воробьева К. А. // Воспитание школьников. - 2013. - № 4. - С. 45-49.

  2. Моросанова В. И. Индивидуальные особенности и саморегуляция агрессивного поведения / Моросанова В. И., Гаралева М. Д. // Вопросы психологии. - 2009. - № 3. - С. 45-55.

  3. Новикова Н. Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей : педагогический совет / Новикова Н. // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 101-106.

  4. Токарь И. Е. Детская агрессия : истоки и способы предупреждения / Токарь И. Е. // Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 239-242.

  5. Ушакова Е. "Сказка по кругу" и другие способы предотвращения детской агрессии / Ушакова Е. // Директор школы. - 2006. - №5. - С. 101 - 104.

  6. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / Фурманов И. А. – М., 2010.

  7. Юрасова О. Забияка : об особенностях работы с проявлениями агрессивности детей в детском саду / Юрасова О. // Дошкольное образование (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2013. - № 9. - С. 48-51.

Тема 4. Социализация агрессии

Вопросы для обсуждения:

1.Как можно контролировать агрессивные импульсы?

2.Какую роль играет воспитание в социализации агрессии?

3.Насколько агрессивные реакции ребенка зависят от поведения родителей?

Задания для самостоятельной работы:

1.Выделите положительные и отрицательные стороны наказания как способа сдерживания агрессивного поведения ребенка.

2.Проанализируйте половозрастные различия в способах проявления агрессии.
Основная литература:


  1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб. - М., 2001.

  2. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. – СПб., 2000.

  3. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб., 2003.

  4. Осипова Н. Н. Агрессия, адаптация и психическое здоровье личности / Осипова Н. Н. // Психология обучения. - 2010. - № 5. - С. 60-67.

  5. Проблема агрессивности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья : программа и метод. рек. к орг. самостоят. работы по изучению курса : для студ. дефектолог. спец. оч. формы обучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. А. Г. Дорошкевиц]. - Мурманск, 2006.

Дополнительная литература:



  1. Воробьева К. А. Профилактика агрессивного и девиантного поведения подростков в образовательных учреждениях / Воробьева К. А. // Воспитание школьников. - 2013. - № 4. - С. 45-49.

  2. Моросанова В. И. Индивидуальные особенности и саморегуляция агрессивного поведения / Моросанова В. И., Гаралева М. Д. // Вопросы психологии. - 2009. - № 3. - С. 45-55.

  3. Новикова Н. Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей : педагогический совет / Новикова Н. // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 101-106.

  4. Токарь И. Е. Детская агрессия : истоки и способы предупреждения / Токарь И. Е. // Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 239-242.

  5. Ушакова Е. "Сказка по кругу" и другие способы предотвращения детской агрессии / Ушакова Е. // Директор школы. - 2006. - №5. - С. 101 - 104.

  6. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / Фурманов И. А. – М., 2010.

  7. Юрасова О. Забияка : об особенностях работы с проявлениями агрессивности детей в детском саду / Юрасова О. // Дошкольное образование (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2013. - № 9. - С. 48-51.

Тема 5. Проблема подросткового кризиса

Вопросы для обсуждения:

1.Кто из отечественных и зарубежных психологов занимался проблемой подросткового кризиса?

2.Какие наиболее характерные конфликты происходят в подростковом кризисе?

3.В чём вы видите особенности депривации в подростковом кризисе?


Задания для самостоятельной работы:

1.Проанализируйте стадии подросткового кризиса.

2.Охарактеризуйте проблемы подросткового возраста.
Основная литература:


  1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб. - М., 2001.

  2. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. – СПб., 2000.

  3. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб., 2003.

  4. Осипова Н. Н. Агрессия, адаптация и психическое здоровье личности / Осипова Н. Н. // Психология обучения. - 2010. - № 5. - С. 60-67.

  5. Проблема агрессивности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья : программа и метод. рек. к орг. самостоят. работы по изучению курса : для студ. дефектолог. спец. оч. формы обучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. А. Г. Дорошкевиц]. - Мурманск, 2006.

Дополнительная литература:



  1. Воробьева К. А. Профилактика агрессивного и девиантного поведения подростков в образовательных учреждениях / Воробьева К. А. // Воспитание школьников. - 2013. - № 4. - С. 45-49.

  2. Моросанова В. И. Индивидуальные особенности и саморегуляция агрессивного поведения / Моросанова В. И., Гаралева М. Д. // Вопросы психологии. - 2009. - № 3. - С. 45-55.

  3. Новикова Н. Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей : педагогический совет / Новикова Н. // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 101-106.

  4. Токарь И. Е. Детская агрессия : истоки и способы предупреждения / Токарь И. Е. // Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 239-242.

  5. Ушакова Е. "Сказка по кругу" и другие способы предотвращения детской агрессии / Ушакова Е. // Директор школы. - 2006. - №5. - С. 101 - 104.

  6. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / Фурманов И. А. – М., 2010.

  7. Юрасова О. Забияка : об особенностях работы с проявлениями агрессивности детей в детском саду / Юрасова О. // Дошкольное образование (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2013. - № 9. - С. 48-51.

Тема 6. Особенности проявления агрессивного поведения у подростков

Вопросы для обсуждения:

1.В чём на ваш взгляд проявляются агрессивные тенденции на уровне группы.

2.Какие патологические формы агрессии возникают в подростковом возрасте?

3.Как стремление к детерминированию влияет на агрессивное поведение?

4.Определите наиболее эффективные меры предотвращения агрессии.
Задания для самостоятельной работы:

1.Систематизируйте представления об агрессии в отечественной психологии.

2.Выделите качественные изменения в подростковом возрасте.

3.Проанализируйте характерные проявления агрессии в подростковом возрасте.


Основная литература:

  1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб. - М., 2001.

  2. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. – СПб., 2000.

  3. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб., 2003.

  4. Осипова Н. Н. Агрессия, адаптация и психическое здоровье личности / Осипова Н. Н. // Психология обучения. - 2010. - № 5. - С. 60-67.

  5. Проблема агрессивности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья : программа и метод. рек. к орг. самостоят. работы по изучению курса : для студ. дефектолог. спец. оч. формы обучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. А. Г. Дорошкевиц]. - Мурманск, 2006.

Дополнительная литература:



  1. Воробьева К. А. Профилактика агрессивного и девиантного поведения подростков в образовательных учреждениях / Воробьева К. А. // Воспитание школьников. - 2013. - № 4. - С. 45-49.

  2. Моросанова В. И. Индивидуальные особенности и саморегуляция агрессивного поведения / Моросанова В. И., Гаралева М. Д. // Вопросы психологии. - 2009. - № 3. - С. 45-55.

  3. Новикова Н. Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей : педагогический совет / Новикова Н. // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 101-106.

  4. Токарь И. Е. Детская агрессия : истоки и способы предупреждения / Токарь И. Е. // Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 239-242.

  5. Ушакова Е. "Сказка по кругу" и другие способы предотвращения детской агрессии / Ушакова Е. // Директор школы. - 2006. - №5. - С. 101 - 104.

  6. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / Фурманов И. А. – М., 2010.

  7. Юрасова О. Забияка : об особенностях работы с проявлениями агрессивности детей в детском саду / Юрасова О. // Дошкольное образование (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2013. - № 9. - С. 48-51.

Тема 7. Особенности проявления агрессии у умственно отсталых подростков

Практическое занятие проходит на базе С(К)ОШ VIII вида.

1. Нарушения поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью(беседа с психологом).

2. Непосредственное наблюдение за подростками с нарушением интеллекта во время уроков и во внеурочной деятельности.

3. Анкетирование детей на предмет выявления у них агрессивных форм поведения.

4. Анкетирование педагогов на предмет выявление в их классах детей с агрессивными формами поведения.
Тема 8. Основные принципы и методы построения коррекционно-развивающей работы

Вопросы для обсуждения:



  1. Принципы построения коррекционно-развивающей работы.

  2. Направления коррекционно-развивающей работы.

  3. Просмотр и аннотация на учебный фильм «Коррекция агрессивного поведения».

Задания для самостоятельной работы:

1. Написать аннотацию на фильм «Коррекция агрессивного поведения», 1ч.21 мин.

2. Составить схему «Направления коррекционной работы с агрессивными детьми».

Литература:

Основная


  1. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой.- СПб., 2004.

  2. Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.-СПб.-М.,2002.

  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн.1.-М.,2000.

  4. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.- Ростов-на-Дону., 2004

Дополнительная

  1. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой.- СПб., 2004.

  2. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб., 2004.

  3. Зинкевич-ЕвстигнееваТ.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии.-Спб.,2003.

  4. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под ред. Л.М Шипицыной.-Спб.,2003.

  5. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.- Ростов-на-Дону., 2004.

Тема 9. Методы и приемы коррекции агрессивного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью

Вопросы для коллективного обсуждения

1.Что такое креативная терапия? В каких случаях она применяется?

2.Игротерапия в работе с агрессивными подростками.

3.Методы и приемы управления агрессией.

4.Методы сопровождения агрессивного ребенка: арт-терапия, игротерапия, музыкотерапия, песочная терапия, работа с мягким материалом, использование воды, драматерапия. Работа с родителями.

Задания для самостоятельной работы:



  1. Песочная терапия. Особенности ее применения.

  2. Арт-терапия. Особенности ее применения. Проведение методики «Несуществующее животное».

  3. Придумать и описать серию игр, направленных на коррекцию агрессивного поведения.

Литература:



Основная

  1. Зимина И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования// Педагогика.-2003.-№5.

  2. Лебедева Л.Д. Арт-терапия детской агрессивности// Начальная школа.-2001.-№ 2.

  3. Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа с агрессивными, тревожными и аутичными детьми.=М.,2002.

  4. Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей.-М.,2003.


Дополнительная

  1. Агрессия у детей и подростков / Под ред. Н.М. Платоновой.- СПб., 2004.

  2. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб., 2004.

  3. Зинкевич-ЕвстигнееваТ.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии.-Спб.,2003.

  4. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста/ Под ред. Л.М Шипицыной.-Спб.,2003.

  5. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.- Ростов-на-Дону., 2004.


1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература, учебные издания: учебники и учебные пособия, включая (при наличии) их электронные версии:

Основная литература:



  1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб. - М., 2001.

  2. Ванакова Г. В. Агрессивность учащихся: как к ней относиться? / Ванакова Г. В. // Народное образование. - 2012. - № 7. - С. 245-249.

  3. Воробьева К. А. Профилактика агрессивного и девиантного поведения подростков в образовательных учреждениях / Воробьева К. А. // Воспитание школьников. - 2013. - № 4. - С. 45-49.

  4. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. – СПб., 2000.

  5. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб., 2003.

  6. Масагутов Р.М. Детская и подростковая агрессия (психопатологические и социально-психологические аспекты). – Уфа, 2002.

  7. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М., 2000.

  8. Осипова Н. Н. Агрессия, адаптация и психическое здоровье личности / Осипова Н. Н. // Психология обучения. - 2010. - № 5. - С. 60-67.

  9. Проблема агрессивности детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья : программа и метод. рек. к орг. самостоят. работы по изучению курса : для студ. дефектолог. спец. оч. формы обучения / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. А. Г. Дорошкевиц]. - Мурманск, 2006.

  10. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков: Метод. пособие/ С.Н.Ениколопов, Л.В.Ерофеева, И.Соковня и др.; Под ред. И.Соковни. – М., 2002.

  11. Сидловская О. Лошадка в "мирных целях", или Как избавиться от гнева : [сказкотерапия] / Сидловская О., Беляева Т. // Обруч. - 2007. - № 6. - С. 16-18.

  12. Строганова Л. Агрессивный ребенок. Как с ним быть? / Строганова Л. // Воспитание школьников. - 2007. - №5. - С. 58 - 60.

  13. Токарь И. Е. Детская агрессия : истоки и способы предупреждения / Токарь И. Е. // Народное образование. - 2012. - № 4. - С. 239-242.

  14. Токарь И. Е. Детская агрессия как педагогическая проблема / Токарь И. Е. // Социальная педагогика . - 2012. - № 2. - С. 97-102.

  15. Ушакова Е. "Сказка по кругу" и другие способы предотвращения детской агрессии / Ушакова Е. // Директор школы. - 2006. - №5. - С. 101 - 104.

  16. Фурманов И. А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов / Фурманов И. А. - М., 2010.

  17. Юрасова О. Забияка : об особенностях работы с проявлениями агрессивности детей в детском саду / Юрасова О. // Дошкольное образование (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2013. - № 9. - С. 48-51.

Дополнительная литература:





  1. Выготский Л.С. Психология. - М.: Апрель пресс: ЭКСМО - пресс, 2000. – 1008 с.

  2. Дубинин С. Н. Агрессия как стратегия адаптации девиантных подростков / Дубинин С. Н. // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 4. - С. 41-44.

  3. Ениколопов С. Н. Методики диагностики агрессии / Ениколопов С. Н., Цибульский Н. П. // Психологическая диагностика. - 2007. - №3. - С. 41 - 72.

  4. Замостьянов А. Кто заказывает драку : агрессия и ее неистовые ревнители / Замостьянов А. // Народное образование. - 2005. - №9. - С. 209 - 217.

  5. КокшароваО.Н. Родительское собрание на тему "Детская агрессия" / Кокшарова О. Н. // Начальная школа. - 2010. - № 6. - С. 29-32.

  6. Колосова С. Л. Особенности дезадаптивных проявлений у детей с агрессивным поведением при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному / Колосова С. Л. // Вопросы психологии. - 2006. - №6. - С. 24 - 30.

  7. Моросанова В. И. Индивидуальные особенности и саморегуляция агрессивного поведения / Моросанова В. И., Гаралева М. Д. // Вопросы психологии. - 2009. - № 3. - С. 45-55.

  8. Новикова Н. Роль воспитателя ДОУ в преодолении агрессивного поведения детей : педагогический совет / Новикова Н. // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 5. - С. 101-106.

  9. Петрусь Н. Я. Агрессивный ребенок : особенности педагогического взаимодействия / Петрусь Н. Я. // Начальная школа. - 2007. - №1. - С. 32 - 36.

  10. Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение / Реан А. А. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК. - 407 с. - (Мэтры психологии). - ISBN 5-93878-123-Х : 121-00.

  11. Реттис С.В. Ценностные ориентации как психологический фактор склонности к агрессивному поведению в юношеском возрасте. Дисс…канд.псих.наук. – Вологда, 2002.

  12. Хузеева Г. Р. Агрессия в структуре межличностных отношений дошкольников : диагностика и коррекция / Хузеева Г. Р. // Психолог в детском саду. - 2007. - № 3. - С. 47-70.

  13. Черненко А. "Мой ребенок всех бьет..." Будем драться! / Черненко А. // Дошкольное образование (Прил. к газ. "Первое сентября"). - 2012. - № 10. - С. 18-19.

  14. Шалагинова К. С. Подготовка студентов к самостоятельному исследованию агрессии в рамках работы проблемной группы "Психология человеческой агрессивности" / Шалагинова К. С. // Психология в вузе. - 2010. - № 4. - С. 37-45.

  15. Щербинина Ю. В. Речевая агрессия в школе и способы ее преодоления / Щербинина Ю. В. // Начальная школа плюс До и После. - 2004.-№ 2. - с.15-20.

  16. Яковлев Б. Феномен аутоагрессии / Яковлев Б., Вязовкин С. // Основы Безопасности Жизни. - 2006. - №5. - C. 49 - 52.



1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения данной дисциплины необходима аудио-видеоаппаратура.


1.10 Примерные зачётные тестовые задания.
1.Агрессия – это…

2.Определяющее свойство агрессии:

а) конструктивность;

б) деструкция;

в) поведение;

г) наказание.

3.Кто ввёл дополнительные аспекты в базовое определение агрессии:

а) Р.Бэрон и Д.Ридчардсон;

б) З.Фрейд и А.Адлер;

в) А.Бандура и Л.Берковиц;

г) А.Басс и С.Фешбек.

4.В модели агрессии Э.Фромм выделяет:

а) конструктивную и деструктивную агрессию;

б) врожденную агрессию;

в) поведенческую агрессию;

г) доброкачественную и злокачественную агрессию.

5.Основание уровневого структурирования агрессии по Т.Н.Курбатовой является:

а) соответственно мотивации;

б) соответственно уровня психологической организации;

в) соответственно поведения;

г) соответственно наказания.

6.Перечислите науки в рамках, которых изучается агрессия.

7.Агрессивность – это…

8.Синоним агрессивности:

а) жестокость;

б) злость;

в) порыв;

г) раздражение.

9.В каком веке проблема агрессивности оформилась в современном виде:

а) начало XIX – середина XIX;

б) середина XIX – конец XX;

в) конец XIX – начало XX;

г) начало XX – середина XX.

10.Перечислите основные теории, изучения агрессии.

11.Осовоположником (ками) фундаментальной инстинктивистской теории агрессии является:

а) З.Фрейд;

б) У.Макдаугалл и У.Джеймс;

в) Дж.П.Скотт;

г) А.Сторр и С.Фешбек.

12.Факторы, от которых зависит преобразование энергии в агрессивное поведение по К.Лоренцу.

13.Основопологающими для схемы «фрустрация – агрессия» являются:

а) возбуждение и торможение;

б) возбуждение и замещение;

в) торможение и замещение;

г) торможение и рационализация.

14.Кто и какие модификации ввёл в схему «фрустрация – агрессия».

15.Социальное подкрепление может быть:

а) положительное и отрицательное;

б) отрицательное и нейтральное;

в) положительное и нейтральное;

г) нейтральное и замещающее.

16.Наиболее выражены различия между агрессивными и неагрессвиными детьми в:

а) жестокости;

б) социальном статусе;

в) предпочтении агрессивных альтернатив;

г) незнании конструктивных решений.

17.В какой теории принуждение квалифицируется как агрессия, если оно не узаконено социальными нормами?

18.Какой подход в отечественной психологии позволяет за счёт разных целей глубже дифференцировать разновидности агрессивного поведения?

19.Ю.М.Антонян выделяет компоненты агрессии:

а) отрицательный, положительный, нейтральный;

б) конструктивный, отрицательный, дефицитарный;

в) конструктивный, деструктивный, нейтральный;

г) конструктивный, деструктивный, дефицитарный.

20.Кто предложил в качестве единицы агрессии «Социальный Алгоритм»?

21.Перечислите специфические признаки агрессии, отличающие её от других стратегий поисковой активности.

22.Основные факторы, вызывающие агрессию:

а) биологические, социальные;

б) наследственные, приобретенные;

в) биологические, социальные, индивидуальные детерминанты;

г) раздражение, ненависть.

23.Под влиянием, каких факторов может возникнуть агрессивность по К.Мойеру?

24.Социализация агрессии – это…

25.Перечислите факторы социализации агрессии.

26.Для подростковой агрессии характерны…

27.Факторы, способствующие росту делинквентной агрессии среди подростков…

1.11 Примерный перечень вопросов к зачёту (экзамену).


  1. Понятие «агрессия». Подходы к определению агрессии отечественными и зарубежными психологами.

2.Проблема агрессии в психологии девиантного поведения.

3. Классификации агрессии и агрессивного поведения.

4. Классификация агрессии А.Бассса и А.Дарки.

5. Классификация агрессии по Э.Фромму.

6. Виды агрессивности по О.Хухлаевой.

7. Классификация агресиии А.А.Романова.

8. Классификация агрессии по Амону.

9.Факторы, способствующие агрессии.

10.Роль индивидуальных, внешних и социальных факторов, влияющих на агрессивное поведение.

11.Эволюция агрессивного поведения человека в течение жизни.

12.Агрессия при расстройствах личности.

13.Портрет агрессивного ребенка дошкольного возраста.

14.Факторы, провоцирующие агрессивность ребенка.

15.Медико-психолого-педагогическое сопровождение агрессивного ребенка в ДОУ.

16. Особенности агрессивного поведения детей на разных возрастных этапах.

16. Психолого-педагогическое изучение агрессивных форм поведения у детей.

17. Методы изучения агрессии у детей дошкольного младшего школьного возраста.

18. Диагностика агрессивного поведения подростков.

19.Анкетирование как метод изучения агрессии. Виды анкет.

20.Применение метода опроса для изучения агрессивности личности. Перечислить виды опросников.

21.Тестирование как один из способов диагностики агрессии.

22.Диагностика агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

23.Критерии агрессивности ребенка.

24.Проективные методики в диагностике агрессивного поведения детей.

25. Психолого-педагогическое изучение агрессивных форм поведения у детей и подростков с нарушениями развития.

26. Особенности проведения психологического исследования подростков с нарушениями развития.

27. Особенности агрессивного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья.

28. Особенности агрессивного поведения детей с интеллектуальной недостаточностью.

29. Особенности агрессивного поведения детей с нарушением эмоционально-волевой сферы.

30. Агрессия при расстройствах личности.

31.Принципы построения коррекционно-развивающей работы с агрессивными детьми.

32.Направления коррекционно-развивающей работы с агрессивными детьми.

33.Методы и приемы управления агрессией.

34.Методы сопровождения агрессивного ребенка.

35.Игротерапия как метод коррекции агрессивного поведения детей.

36.Креативная терапия как один из приемов коррекции агрессивного поведения.

37.Арт-терапия как метод коррекции агрессивного поведения детей.

38.Особенности агрессивного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью.

39. Психолого-педагогическое изучение агрессивных форм поведения у подростков с нарушениями развития.

40. Методы и приемы коррекции агрессивного поведения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.



1.12 Комплект экзаменационных билетов (утверждённый зав. кафедрой до начала сессии).
1.13 Примерная тематика рефератов.


  1. Основные принципы коррекционной работы с агрессивными детьми.

  2. Игровая коррекция агрессивного поведения дошкольников.

  3. Сказкотерапия как метод коррекции агрессии.

  4. Агрессия при расстройствах личности.

  5. Методы изучения агрессии.

  6. Теории агрессии в отечественной и зарубежной литературе.

  7. Критерии агрессивности ребёнка.

  8. Портрет агрессивного ребёнка дошкольного возраста.

  9. Нетрадиционные методы коррекции агрессивного поведения.

  10. Психологическое сопровождение агрессивного ребёнка.

  11. Возрастные проявления агрессии.

  12. Коррекция агрессивности.

  13. Социально-психологические факторы суицидального поведения.

  14. Социально-психологическая и медицинская коррекция суицидов.

  15. Возрастные особенности суицидального поведения.

  16. Психологическая характеристика делинквентных (преступных) групп.

  17. Характеристика сектантских групп как формы девиантного поведения.

  18. Подростковая субкультура и неформальные молодежные объединения.

  19. Профилактика и коррекция девиантного поведения.

  20. Работа психолога с трудными детьми и их родителями.

  21. Социальная помощь детям и подросткам с девиантным поведением.

  22. Изучение девиантного поведения.

  23. Копинг-стратегии у детей и подростков.

  24. Типы и виды девиаций.

  25. Теории отклоняющегося поведения.

  26. Типы делинквентного поведения.

  27. Типы аддиктивного поведения.

  28. Вредные привычки у детей и подростков.

  29. Развитие ребенка в алкогольной семье.

  30. Наркотическая зависимость у детей и подростков.

  31. Характерологическая и патохарактерологическая реакция.

  32. Аффективные дети.

  33. Гипердинамический синдром у детей.

  34. Коррекция детских страхов.

  35. Коррекция нарушения поведения у дошкольников.

  36. Психологическая характеристика криминального поведения .

  37. Школьная дезадаптация.

  38. Педагогически и социально запущенные дети.

  39. Сексуальные девиации и перверсии.

  40. Психологическая помощь аутичным детям.

  41. Коррекция страхов у детей.



1.14 Примерная тематика курсовых работ.

  1. Особенности межличностных взаимоотношений у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

  2. Методы и приёмы коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

  3. Медико-психолого-педагогическое сопровождение агрессивного ребёнка в ДОУ.



1.15 Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.

  1. Предупреждение и педагогическая коррекция агрессивного поведения умственно отсталых дошкольников.

  2. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция агрессивного поведения у дошкольников с нарушением интеллекта.

  3. Психолого-педагогическая диагностика агрессивного поведения детей дошкольного возраста.


1.16 Методика (и) исследования (если есть).

Не предусмотрено


1.17 Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов пот данной дисциплине.

Не предусмотрено




Каталог: umu-umk -> %D0%9F%D0%9F%D0%98 -> 050717.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
050717.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 5 «Психология лиц с умственной отсталостью»
050717.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 1 (СД. Ф. 1)«Психология детей с нарушениями интеллекта
050717.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 13 «Воспитание и обучение детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» сд. Ф. 13 «Воспитание и обучение детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ода)»
050717.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 20 Методика обучения труду
050717.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд 14 «Воспитание и обучение детей с нарушением слуха (дошкольная сурдопедагогика)» сд. Ф. 14 «Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха
050717.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд 13 «Патопсихология» ддс. Ф. 9 «Патопсихология»
050717.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 16 Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи
050717.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 6 (ДД. С. Ф. 4) «Психология лиц с нарушениями зрения»
050717.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В. 1 «основы кинезиологии»
050717.65%20%D0%A1%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. 2 «основы возрастной наркологии»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница