Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
-
-
ОПД.В.5.1 Трудный подросток
Основная образовательная программа подготовки специалиста
по специальности
050104 Безопасность жизнедеятельности
Утверждено на заседании
кафедры педагогики
Психолого-педагогического института
(протокол № 1 от 25.09.2012 г.)
Зав.кафедрой
____________ Рычкова Н.А.
Раздел 1. Программа учебной дисциплины.
1.1. Автор-составитель программы: Тишулина С.Г., к.п.н., доцент кафедры педагогики
1.2. Рецензенты:
Смага А.А., к.п.н., доцент кафедры педагогики;
Милиев В.А., директор Мурманского строительного колледжа им. Н.Е. Момота.
-
Пояснительная записка:
Проблема трудных подростков всегда считалась одной из центральных психолого-педагогических проблем. За последние годы в обществе произошли фундаментальные социальные сдвиги, что привело к чрезвычайному обострению внутренних конфликтов. Это, в свою очередь, тяжело отразилось на подрастающем поколении, что проявилось в усилении среди молодежи нигилизма, демонстративного и вызывающего поведения в крайних формах.
С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении подростка возникают как результат политической, социально-экономической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, чрезмерной занятости родителей и др.
Необходимо отметить, что в педагогике и психологии до сих пор не выработано единого понятия «трудный подросток», как не выработано и единого подхода к диагностике и коррекции его поведения.
В связи с этим актуальным и востребованным направлением в профессионально-педагогической деятельности является подготовка педагогов и других специалистов, способных выбрать методы работы с трудным подростком и поддержать его в трудных жизненных ситуациях.
Цель курса - сформировать представление о неоднозначности понятия «трудный подросток», о причинах и основных проблемах подростковой дезадаптации и возможных путях профилактики и реабилитации.
Реализация содержания курса предполагает решение следующих задач:
- раскрыть социально-экономические и культурные факторы подростковой дезадаптации;
- сформировать у студентов представление об основных видах и причинах девиантного поведения подростков;
- показать основные методы и формы социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков.
В основу отбора содержания курса положены следующие принципы:
-
Принцип научности, предполагающий освещение содержания курса с позиций современной науки.
-
Принцип интегративности, предполагающий отражение проблем трудных подростков в системе широкого взаимодействия с другими науками: философией, историей, психологией, педагогикой, социологией и др.
Методические аспекты преподавания курса определяются следующими принципами:
-
Принцип диалогичности как постоянный диалог преподавателя и студентов на занятиях, обращение к жизненному опыту, обмен мнениями по обсуждаемым педагогическим проблемам.
-
Принцип личностной ориентированности содержания, предусматривающий взаимосвязь обсуждаемых педагогических вопросов с личностными перспективами, профессиональными планами студентов в связи с получением педагогического образования.
-
Принцип развивающе - творческой направленности обучения, состоящий в создании творческих ситуаций, мобилизующих самостоятельность и творческий поиск студентов в решении педагогических задач.
-
Принцип личностных образовательных инициатив, предполагающий возможность гибкого структуирования образовательного содержания и форм обучения с учетом образовательных потребностей студентов.
Место курса в общей системе подготовки специалиста.
Курс «Трудный подросток» тесно связан с проблемами социализации человека и основывается на целом ряде психолого-педагогических и специальных дисциплин: педагогика, социальная педагогика, социальная психология, право и др.
Студент должен знать:
-
основные подходы к определению девиантного поведения;
-
виды девиантного поведения;
-
причины девиантного поведения в подростковой среде;
-
принципы социально-педагогической профилактики;
-
принципы социально-педагогической реабилитации подростков.
Студент должен уметь:
-
определять в практической деятельности проявления и виды девиантного поведения подростков;
-
применять принципы социально-педагогической профилактики;
-
применять принципы социально-педагогической реабилитации подростков.
Студент, изучивший дисциплину, должен владеть навыками:
-
поиска эффективных форм социально-педагогической деятельности;
-
взаимодействия с подростками в процессе организации социально-педагогической деятельности;
-
конструирования социально-педагогической деятельности.
При составлении программы использовались учебно-методические пособия Гонеева А.Д., Годовниковой Л.В., Змановской Е.В., Степанова В.Г. и др.
1.4 Извлечение из ГОС ВПО: не предусмотрено для курсов по выбору
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:
№ п/п
|
Шифр и наименование специальности
|
Курс
|
Семестр
|
Виды учебной работы в часах
|
Вид итогового контро
ля (форма отчет
ности)
|
Трудо-
ем-кость
|
Всего аудит.
|
ЛК
|
ПР/СМ
|
ЛБ
|
Сам.раб.
|
1
|
050104 Безопасность жизнедеятельности
|
5
|
9
|
18
|
16
|
10
|
6
|
|
2
|
Зачет
|
2
|
050104 Безопасность жизнедеятельности
|
5
|
9
|
18
|
10
|
10
|
|
|
8
|
Зачет
|
1.6. Содержание дисциплины:
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий. Примерное распределение учебного времени:
№
п/п
|
Наименование темы
|
Количество часов
|
Всего ауд.
|
ЛК
|
ПР/ СМ
|
Самосто-ят. работа
|
1.
|
Проблемы социальной дезадаптации подростков
|
1.1
|
Положение детей и подростков в современном обществе
|
6
|
1
|
|
|
1.2
|
Введение в проблемы девиантного поведения
|
4
|
1
|
|
|
1.3
|
Социальная дезадаптация детей и подростков. Обобщенные характеристики наиболее распространенных типов девиантного поведения подростков
|
8
|
1
|
2
|
2/8
|
1.4
|
Культура современного информационного общества как фактор негативной социализации детей и подростков
|
4
|
1
|
|
|
1.5
|
Трудные подростки из неформальных объединений
|
4
|
1
|
|
|
2.
|
Технологии работы с трудными подростками
|
2.1
|
Профилактика социальной дезадаптации подростков
|
2
|
2
|
|
|
2.2
|
Принципы и технологии работы с трудными подростками
|
2
|
2
|
|
|
2.3
|
Система социально-воспитательных учреждений и общественных организаций, работающих в Мурманской области с трудными подростками
|
2
|
1
|
2
|
|
|
Всего:
|
16/10
|
10
|
6
|
2/8
|
1.6.2. Содержание разделов дисциплины:
Раздел 1. Проблемы социальной дезадаптации подростков.
Тема 1. Положение детей и подростков в современном обществе
Проблемы подрастающего поколения на современном этапе. Дети и подростки в глобализирующемся мире.
Проблемы семьи в современном обществе.
Основные макросоциальные тенденции в социализации детей и подростков: увеличение количества социальных институтов и изменение значимости конкретных агентов социализации; повышение активности и избирательности самого ребенка; усложнение и изменение целей и методов социализации (И.С.Кон).
Тема 2. Введение в проблемы девиантного поведения.
Социальные девиации и девиантное (отклоняющееся) поведение.
Социальная норма и социальные отклонения. Виды социальных норм и механизмы их регулирования.
Проблема классификации видов отклоняющегося поведения. Основные подходы к проблеме классификации: социально-правовой, клинический, психологический, педагогический.
Отклоняющееся поведение и дезадаптация.
Психологические классификации видов отклоняющегося поведения (Ю.А.Клейберг, Ц.П.Короленко, Т.А.Донских).
Группы факторов, детерминирующих девиантное поведение: внешние условия физической среды; внешние социальные условия; внутренние наследственно-биологические предпосылки; внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения.
Социальные факторы отклоняющегося поведения (Э.Дюркгейм, Р.Мертон, П.Сорокин, Дж.Мид, Ю.Клейберг). Влияние современных субкультур на девиантное поведение.
Биологические теории объяснения поведенческих девиаций (Ч.Ломброзо, У.Шелдон, К.Лоренц, Г.Мендель и др.).
Критерии определения девиантного поведения: статистический, качественно-количественный, психопатологический, социально-нормативный, индивидуально-психологический
Основные виды девиантного поведения: агрессивное, делинквентное, аддиктивное, суицидальное.
Тема 3. Социальная дезадаптация детей и подростков. Обобщенные характеристики наиболее распространенных типов девиантного поведения подростков
Отклоняющееся поведение и дезадаптация. Понятия школьной, социальной дезадаптации. Признаки школьной и социальной дезадаптации.
Проблема трудных подростков как одна из центральных психолого-педагогических проблем. Актуальность проблемы на современном этапе.
Понятия «трудный» и «трудновоспитуемый».
Причины появления девиантных подростков: связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами; связанные с возрастными кризисами; причины социального и психологического характера.
Особенности темперамента и характера трудных подростков. Трудные школьники с акцентуацией темперамента и характера. Трудные подростки из неформальных групп. Подростки с делинквентным и противоправным поведением. Подростки с аддиктивным поведением.
Понятие «дети группы риска». Причины попадания детей в группу риска. Неблагополучная семья как фактор жизненного риска детей. Проблема безнадзорности и беспризорности как характерный пример социальной дезадаптации.
Реакция подростков на современную социально-экономическую ситуацию в стране. Усиление негативных тенденций в среде несовершеннолетних под влиянием взрослого окружения, СМИ и др.
Тема 4. Культура современного информационного общества как фактор негативной социализации детей и подростков
Дети и подростки в современном информационном обществе, «обществе риска».
«Глобальный подросток» в орбите глобальной культуры.
Средства массовой информации и подростки.
Тема 5. Трудные подростки из неформальных объединений
История молодежных неформальных групп.
Молодежные субкультуры в России.
Влияние неформальных объединений подростков на процесс их социализации.
Направления социально-педагогической работы с подростками из неформальных молодежных объединений.
Раздел 2. Технологии работы с трудными подростками.
Тема 6. Профилактика социальной дезадаптации подростков
Профилактика социальной дезадаптации подростков как совокупность мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению и распространению дезадаптации подростков, и разработку мер по ее предупреждению.
Правовые основы защиты прав и интересов детей и подростков. Конвенция ООН о правах ребенка 20 ноября 1989 г.. Законодательные акты, закрепляющие права ребенка в России. Приоритетные направления в государственной политике по стабилизации положения детей и созданию реальных предпосылок положительной динамики процессов их жизнедеятельности (поддержка семьи, укрепление правовой защиты детства, обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей, обеспечение воспитания, образования и развития детей, поддержка детей, находящихся в особо трудных условиях).
Организация системы социально-педагогической поддержки для детей группы риска. Меры по предупреждению, предотвращению и пресечению девиаций.
Девиантное поведение подростков как фактор отрицательной социализации. Кризисные, дезадаптивные тенденции в подростковой среде и социализирующий потенциал общества.
Необходимость комплексного характера профилактики социальной дезадаптации среди детей и подростков.
Тема 7. Принципы и технологии работы с трудными подростками
Типичные трудности при общении и работе с детьми и подростками с отклоняющимся поведением.
Необходимость определения социальных, педагогических и психологических причин деформации личности.
Создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними как основное содержание работы с трудными детьми и подростками.
Необходимые требования при оказании психолого-педагогической помощи трудным детям: возрастная целесообразность, дифференцированность и индивидуализация, вариативность работы, гуманный подход, учет региональных особенностей.
Правила оказания помощи детям в преодолении отклоняющегося от нормы поведения: позитивный настрой, доверительное взаимодействие, субъективность взаимодействия, причинность, последовательность во взаимоотношениях, позитивность взаимодействия, привлекательная альтернатива, разумный компромисс, гибкость, системность, превентивность.
Трудные подростки в различных институтах воспитания (семья, школа, спецшкола и др.).
Типы учреждений социально-педагогической поддержки детей группы риска.
Технологии работы с аддиктивными, делинквентными подростками. Технологии «уличной социальной работы».
Тема 8. Система социально-воспитательных учреждений и общественных организаций, работающих в Мурманской области с трудными подростками»
Социально-экономическое положение детей и подростков в Мурманской области.
Социально-воспитательные учреждения Мурманской области, работающие с трудными подростками.
Региональные целевые программы по преодолению социальной дезадаптации подростков.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения:
№ п/п
|
Наименование темы
|
Формы сам. работы
|
Кол-во часов
|
Формы контроля
|
|
1
|
Положение детей и подростков в современном обществе
|
1.Выписать определения понятий «глобализация», «социализация», «менталитет».
2. Какой смысл вкладывается в понятие «глобальный подросток»?
3. Как вы понимаете одно из множества различных определений XX века - «Век ребенка»?
|
7
|
Обсуждение на практическом занятии.
Проверка конспектов.
|
2
|
Введение в проблемы девиантного поведения
|
1. В чем механизмы воздействия социальных норм на поведение конкретного человека?
2. Дать определение и привести конкретные примеры нормального поведения личности в основных сферах жизнедеятельности: межличностные отношения в семье, правовые отношения, здоровье, сексуальные отношения и др.
3. В чем причины сложности определения в современном обществе того, что является нормой поведения?
4. Привести современные примеры негативных, нейтральных и позитивных социальных отклонений.
|
7
|
Обсуждение на практическом занятии.
Проверка конспектов.
|
3
|
Социальная дезадаптация детей и подростков. Обобщенные характеристики наиболее распространенных типов девиантного поведения подростков
|
1.Охарактеризуйте подростков с акцентуацией характера.
2.Перечислите основные формы делинквентного поведения подростков.
3.Выпишите научные концепции, объясняющие природы агрессии и насилия. Выделите причины агрессивного поведения подростков. Можно ли считать агрессию только негативным проявлением?
4.Разработайте памятку для родителей и учителей школы «Психолого-педагогическая характеристика агрессивного поведения школьников».
5.Что стоит за термином «антисоциальная личность»?
6.Какие формы аддиктивного поведения подростков наиболее распространены в настоящее время? В чем отличие зависимости от вредной привычки.
|
7
|
Коллективное обсуждение
Понятийный диктант
|
4
|
Культура современного информационного общества как фактор негативной социализации детей и подростков
|
1.Средства массовой информации и подростки. Сделать подборку материалов периодической печати о негативном влиянии современной информационной политики на подрастающее поколение.
|
7
|
Проверка конспекта
|
5
|
Трудные подростки из неформальных объединений
|
1.Молодежные субкультуры в России. Насколько появление новых молодежных субкультур в России связано с протестными настроениями молодежи и подростков? Всегда ли участие подростков в неформальных объединениях можно рассматривать как негативное явление?
|
7
|
Коллективное обсуждение
|
6
|
Профилактика социальной дезадаптации подростков
|
1. Выпишите формы и методы профилактики:
- проявлений агрессивного и аутоагрессивного характера у подростков;
- зависимости подростков от психоактивных веществ;
- Интернет-зависимости у подростков;
- безнадзорности и беспризорности подростков.
2.Что можно считать наиболее действенным в профилактике социальной дезадаптации несовершеннолетних?
3.Почему профилактика социальной дезадаптации подростков должна носить комплексный характер?
|
7
|
Обсуждение на практическом занятии.
Проверка конспектов.
|
7
|
Принципы и технологии работы с трудными подростками
|
Разработайте собственные технологии работы с трудными подростками:
- социально-педагогические технологии работы с агрессивными подростками. Методические рекомендации для родителей и для учителей.
- социально-педагогические технологии работы с аддиктивными подростками (подготовка материалов к беседе по вопросам химической зависимости (алкоголизм, токсикомания, наркомания); методические рекомендации для родителей и учителей).
- технологии работы с подростками с Интернет-зависимостью.
- технологии работы с подростками с делинквентным поведением.
|
7
|
Защита проекта
|
8
|
Система социально-воспитательных учреждений и общественных организаций, работающих в Мурманской области с трудными подростками»
|
Проанализируйте деятельность одного из социально-воспитательных учреждений Мурманской области, работающих с трудными подростками.
|
11
|
Коллоквиум
|
Все
го
|
|
|
60
|
|
1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:
Практическое занятие 1
Тема « Положение детей и подростков в современном обществе»
План
-
Проблемы детства в современном мире. Основные макросоциальные тенденции в социализации детей.
-
Дети и подростки в глобализирующемся мире.
-
Социально-экономическое положение детей в современном российском обществе.
Вопросы для коллективного обсуждения:
-
«Век ребенка» - одно из множества различных определений XX века. Как вы это понимаете?
-
Какой смысл, по Вашему мнению, вкладывается в понятие «глобальный подросток»?
-
Когда и в связи с чем появился термин «социализация»? В чем особенности социализации современных детей и подростков?
-
В чем специфика социально-экономического положения детей и подростков в современном российском обществе?
Задания для самостоятельной работы
-
Выписать определения понятий «глобализация», «социализация», «менталитет».
-
На примере любого художественного произведения показать модель социализации личности.
-
Найти и представить на практическом занятии статистические данные о численности детей в мире и в России.
-
Охарактеризовать социально-экономическое положение детей и подростков в Мурманской области (на основе материалов периодической печати).
Литература
Основная
-
Василькова Т. А. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / Василькова Т. А., Василькова Ю. В. - М. : КноРус, 2010. - 240 с.
-
Дивицина Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска /Н.Ф. Дивицина.- М.: ВЛАДОС, 2008.- 351с.
-
История социальной педагогики : учеб. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. И. В. Рыжкова, Т. Д. Тегалева]. - Мурманск: МГПУ, 2008. - 145 с.
-
Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: [учебник для студ. вузов, обуч. на гуманит. фак.] / Мардахаев Л. В. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 797 с.
-
Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. вузов / Мудрик А. В. - 7-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. – 223 с.
-
Мустаева Ф. А. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Мустаева Ф. А. - М.: Академ. Проект,2009. - 528 с.
-
Овчарова Р. В. Справочник социального педагога / Овчарова Р. В. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.
-
Поддубная Т. Н. Рабочая документация социального педагога по социальной защите детства : [метод. пособие] / Поддубная Т. Н., Агошкова О. В. ; [под общ. ред. Т. Н. Поддубной]. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 281 с.
-
Рожков М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Организация работы с молодежью" / Рожков М. И. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 264 с.
-
Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 280 с.
-
Шовина Е. Н. Современное состояние и тенденции развития региональной системы социально-педагогического сопровождения выпускников интернатных учреждений / Шовина Е. Н., Тегалева Т. Д., Тишулина С. Г. ; [под общ. ред. Е. Н. Шовиной] ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск: МГПУ, 2010. - 266 с.
Дополнительная
-
Арефьев А.Л. Беспризорные дети России//Социс. – 2003. - № 9. – С.61-72.
-
Савицкая Т.Е. «Глобальный подросток» в орбите глобальной культуры: герой или жертва//Обсерватория культуры. – 2006. - № 1. – С.21.32.
-
Хлобустов О. Молодежь и дети в современной России//Власть. – 2003. - № 6 - С.21-26.
-
Чупров В.И. Молодежь в обществе риска. – М., 2001.
Практическое занятие 2
Тема «Введение в проблемы девиантного поведения»
План
-
Отклоняющееся (девиантное) поведение. Критерии определения.
-
Теории девиантологии.
-
Социальные нормы и социальные отклонения.
-
Классификация видов девиантного поведения.
Вопросы для коллективного обсуждения:
-
В чем причины увеличения и обострения форм девиаций в современном обществе?
-
Насколько возможно регулирование девиантных процессов в обществе?
-
В чем заключаются причины, затрудняющие создание единой классификации девиантных проявлений в поведении?
Задания для самостоятельной работы
1.Предложите свою классификацию видов отклоняющегося поведения и представьте ее на практическом занятии.
2. Составьте таблицу «Основные виды девиантного поведения. Краткая психологическая характеристика».
Литература
Основная
-
Василькова Т. А. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / Василькова Т. А., Василькова Ю. В. - М. : КноРус, 2010. - 240 с.
-
Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений /А.Д. Гонеев, Л.В. Годовникова.- М.: Академия, 2008.- 240с.
-
Дивицина Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска /Н.Ф. Дивицина.- М.: ВЛАДОС, 2008.- 351с.
-
Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: [учебник для студ. вузов, обуч. на гуманит. фак.] / Мардахаев Л. В. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 797 с.
-
Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. вузов / Мудрик А. В. - 7-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. – 223 с.
-
Мустаева Ф. А. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Мустаева Ф. А. - М.: Академ. Проект,2009. - 528 с.
-
Овчарова Р. В. Справочник социального педагога / Овчарова Р. В. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.
-
Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 280 с.
-
Штинова Г. Н. Социальная педагогика : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Штинова Г. Н., Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 447 с.
Дополнительная
-
Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы//Социально-политический журнал. – 1995. - № 2.
-
Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. – Новосибирск, 1990.
-
Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения//Социально-политический журнал. – 1993. - № 4.
-
Ольков С.Г. Общественные болезни. – Тюмень, 1996.
-
Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Девиантное поведение. – Ростов-на-Дону, 2005.
-
Социальные отклонения. – М., 1989. 2-е изд.
Практическое занятие 3
Тема «Социальная дезадаптация детей и подростков. Обобщенные характеристики наиболее распространенных типов девиантного поведения подростков»
Часть 1. «Социальная дезадаптация детей и подростков».
План
-
Периодизация и особенности подросткового возраста. Возрастные кризисы.
-
Понятие «трудный подросток».
-
Признаки социальной дезадаптации. Дети группы риска.
-
Семья и проблема трудных подростков.
Вопросы для коллективного обсуждения:
-
В какой исторический период впервые возникла проблема трудных подростков?
-
Что является главной причиной социальной дезадаптации подростков?
-
Насколько социальные проблемы современного российского общества влияют на социальное здоровье подростков?
Задания для самостоятельной работы
Пользуясь различными источниками, подберите статистические данные о количестве беспризорных и безнадзорных детей в современной России, об алкоголизме, наркомании и проституции в подростковой среде.
Литература
Основная
-
Василькова Т. А. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / Василькова Т. А., Василькова Ю. В. - М. : КноРус, 2010. - 240 с.
-
Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений /А.Д. Гонеев, Л.В. Годовникова.- М.: Академия, 2008.- 240с.
-
Дивицина Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска /Н.Ф. Дивицина.- М.: ВЛАДОС, 2008.- 351с.
-
Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: [учебник для студ. вузов, обуч. на гуманит. фак.] / Мардахаев Л. В. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 797 с.
-
Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. вузов / Мудрик А. В. - 7-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. – 223 с.
-
Мустаева Ф. А. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Мустаева Ф. А. - М.: Академ. Проект,2009. - 528 с.
-
Овчарова Р. В. Справочник социального педагога / Овчарова Р. В. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.
-
Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 280 с.
-
Штинова Г. Н. Социальная педагогика : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Штинова Г. Н., Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 447 с.
Дополнительная
-
Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. – М., 2003.
-
Горшкова Е.А. «Трудный» подросток: на какой козе подъехать? //Открытая школа – 2004. - № 5. – С.28-30.
-
Дементьева И. Работа школы с детьми группы риска//Воспитание школьников. – 2002. - № 7. – С.21-28.
-
Кон И.С. Ребенок и общество. Учебное пособие. – М., 2003.
-
Неблагополучная семья в контексте воспитания нового поколения//Социальная стратификация российского общества. – М., 2003. – С.305-316.
-
Олифиренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.. 2002.
-
Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. – М., 2005.
-
Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания//Воспитание школьников. – 2002. - № 7. – С.44-46.
-
Шибанова И. Девиантное поведение детей и подростков. Причины преодоления// Образование – 2003. - № 7. – С.45-49.
Часть 2. «Обобщенные характеристики наиболее распространенных типов девиантного поведения подростков»
План
-
Подростки с акцентуацией темперамента и характера.
-
Агрессивное поведение детей и подростков.
-
Делинквентное поведение детей и подростков.
-
Аддиквтивное поведение детей и подростков.
-
Суицидальное поведение детей и подростков.
Вопросы для обсуждения:
1. Можно ли считать агрессию только негативным проявлением?
2. Какова специфическая мотивация антиобщественного поведения?
3. Что стоит за термином «антисоциальная личность»?
4. Насколько агрессивное и делинквентное поведение связаны между собой?
5. Чем зависимое поведение отличается от вредной привычки?
6. Охарактеризуйте условия, способствующие суицидальному поведению.
Задания для самостоятельной работы
-
Выпишите существующие научные теории, объясняющие природу агрессии и насилия.
-
Разработайте памятку для родителей и учителей школы «Психолого-педагогическая характеристика агрессивного поведения школьников».
Литература
Основная
-
Василькова Т. А. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / Василькова Т. А., Василькова Ю. В. - М. : КноРус, 2010. - 240 с.
-
Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений /А.Д. Гонеев, Л.В. Годовникова.- М.: Академия, 2008.- 240с.
-
Дивицина Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска /Н.Ф. Дивицина.- М.: ВЛАДОС, 2008.- 351с.
-
Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: [учебник для студ. вузов, обуч. на гуманит. фак.] / Мардахаев Л. В. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 797 с.
-
Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. вузов / Мудрик А. В. - 7-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. – 223 с.
-
Мустаева Ф. А. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Мустаева Ф. А. - М.: Академ. Проект,2009. - 528 с.
-
Овчарова Р. В. Справочник социального педагога / Овчарова Р. В. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.
-
Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 280 с.
-
Штинова Г. Н. Социальная педагогика : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Штинова Г. Н., Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 447 с.
Дополнительная
-
Бреева Е.Б. Дети в современном обществе, - М., 1999.
-
Ватова Л. Вандализм: что в его основе//Народное образование. – 2002. - № 9. – С.174-178.
-
Кондратьев В.Ю. Психолого-педагогическая работа со школьниками девиантами в Москве//Психологические науки и образование. – 1999. - № 3-4.
-
Наркоситуация в среде детей и молодежи: по материалам доклада Министерства образования РФ В.Филиппова//ОБЖ. - 2003 -№ 12. – С.10-12.
-
Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1999.
-
Роже Перрон. «Трудный» ребенок: что делать? – 6-е изд. – СПб, 2004.
-
Родионов А.В., Родионов В.А. Подросток и наркотики. – Ярославль, 2004.
-
Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевскеая Н.Ю. Девиантное поведение. – Ростов-на-Дону, 2005.
-
Селиванова О.А. Личностно значимые условия реинтеграции «уличного» подростка в социум//Педагогика. – 2004. - №2 1. – С.56-61.
-
Шибанова И. Девиантное поведение детей и подростков. Причины преодоления// Образование – 2003. - № 7. – С.45-49.
Практическое занятие 4
Тема «Культура современного информационного общества как фактор негативной социализации детей и подростков»
План
1. Дети и подростки в современном информационном обществе, «обществе риска».
2. «Глобальный подросток» в орбите глобальной культуры.
3. Средства массовой информации и подростки.
Вопросы для коллективного обсуждения:
-
Насколько Вы согласны или категорически не согласны с формулировкой темы практического занятия?
-
В чем причины высокой восприимчивости информационного влияния детей и подростков?
Задания для самостоятельной работы
-
Выпишите определения «информационное общество», «глобальное общество», «общество риска».
-
Сделайте выписки из Федерального закона от 24 июня 1998 г № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст.14 «Защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию». Определите и представьте на практическом занятии, насколько декларируемое и реальная практика соответствуют друг другу.
-
Сделать подборку материалов периодической печати («Аргументы и факты», «Литературная газета» и др.) о негативном влиянии современной информационной политики на подрастающее поколение.
Литература
Основная
-
Василькова Т. А. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / Василькова Т. А., Василькова Ю. В. - М. : КноРус, 2010. - 240 с.
-
Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений /А.Д. Гонеев, Л.В. Годовникова.- М.: Академия, 2008.- 240с.
-
Дивицина Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска /Н.Ф. Дивицина.- М.: ВЛАДОС, 2008.- 351с.
-
Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: [учебник для студ. вузов, обуч. на гуманит. фак.] / Мардахаев Л. В. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 797 с.
-
Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. вузов / Мудрик А. В. - 7-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. – 223 с.
-
Мустаева Ф. А. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Мустаева Ф. А. - М.: Академ. Проект,2009. - 528 с.
-
Овчарова Р. В. Справочник социального педагога / Овчарова Р. В. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.
-
Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 280 с.
-
Штинова Г. Н. Социальная педагогика : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Штинова Г. Н., Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 447 с.
Дополнительная
-
Хлобустов О. Молодежь и дети в современной России//Власть. – 2003. - № 6 - С.21-26.
-
Чупров В.И. Молодежь в обществе риска. – М., 2001.
-
«Телевизионный супермаркет» калечит молодежь//Аргументы и факты. -2008. - № 7.
Практическое занятие 5
Тема «Трудные подростки из неформальных объединений».
План
-
История молодежных неформальных групп.
-
Молодежные субкультуры в России
-
Влияние неформальных объединений подростков на процесс их социализации
-
Направления социально-педагогической работы с подростками из неформальных молодежных объединений.
Вопросы для коллективного обсуждения:
-
Насколько появление новых молодежных субкультур в России связано с протестными настроениями молодежи и подростков?
-
Всегда ли участие подростков в неформальных объединениях можно рассматривать как негативное явление?
-
Насколько развиты молодежные субкультуры в Мурманской области?
-
В чем заключается индивидуальный подход к школьникам-неформалам?
Задания для самостоятельной работы
-
Выписать определение понятия «субкультура».
-
Сделать подборку материалов периодической печати о существующих молодежных субкультурах (готы, эму и др.).
Литература
Основная
-
Василькова Т. А. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / Василькова Т. А., Василькова Ю. В. - М. : КноРус, 2010. - 240 с.
-
Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений /А.Д. Гонеев, Л.В. Годовникова.- М.: Академия, 2008.- 240с.
-
Дивицина Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска /Н.Ф. Дивицина.- М.: ВЛАДОС, 2008.- 351с.
-
Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: [учебник для студ. вузов, обуч. на гуманит. фак.] / Мардахаев Л. В. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 797 с.
-
Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. вузов / Мудрик А. В. - 7-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. – 223 с.
-
Мустаева Ф. А. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Мустаева Ф. А. - М.: Академ. Проект,2009. - 528 с.
-
Овчарова Р. В. Справочник социального педагога / Овчарова Р. В. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.
-
Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 280 с.
-
Штинова Г. Н. Социальная педагогика : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Штинова Г. Н., Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 447 с.
Практическое занятие 6
Тема «Профилактика социальной дезадаптации подростков»
План
-
Правовые основы защиты прав и интересов детей и подростков.
-
Формы и методы профилактики социальной дезадаптации подростков.
-
Профилактика проявлений агрессивного и аутоагрессивного характера у подростков.
-
Профилактика безнадзорности и беспризорности подростков.
-
Профилактика зависимости подростков от психоактивных веществ
-
Интернет-зависимость в подростковой среде. Возможные пути решения проблемы.
Вопросы для коллективного обсуждения:
-
Выделите приоритетные направления в государственной политике по стабилизации положения детей и созданию предпосылок положительной динамики процессов их жизнедеятельности? Насколько декларируемое соответствует действительности, по вашему мнению?
-
Что можно считать наиболее действенным в профилактике социальной дезадаптации несовершеннолетних?
-
Почему профилактика социальной дезадаптации подростков должна носить комплексный характер?
Задания для самостоятельной работы
Сделайте и представьте на практическом занятии подборку существующих методик диагностики и профилактики различных форм социальной дезадаптации подростков.
Литература
Основная
-
Василькова Т. А. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / Василькова Т. А., Василькова Ю. В. - М. : КноРус, 2010. - 240 с.
-
Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений /А.Д. Гонеев, Л.В. Годовникова.- М.: Академия, 2008.- 240с.
-
Дивицина Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска /Н.Ф. Дивицина.- М.: ВЛАДОС, 2008.- 351с.
-
Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: [учебник для студ. вузов, обуч. на гуманит. фак.] / Мардахаев Л. В. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 797 с.
-
Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. вузов / Мудрик А. В. - 7-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. – 223 с.
-
Мустаева Ф. А. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Мустаева Ф. А. - М.: Академ. Проект,2009. - 528 с.
-
Овчарова Р. В. Справочник социального педагога / Овчарова Р. В. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.
-
Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 280 с.
-
Штинова Г. Н. Социальная педагогика : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Штинова Г. Н., Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 447 с
Дополнительная
-
Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков: опыт Голландии//Семья в России. – 1994. - № 2.
-
Беляева Л.И. Зарождение и развитие отечественной школы перевоспитания неблагополучных детей//Педагогика. – 2002. - № 6. – С.78-84.
-
Бреева Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. – М., 2004.
-
Кондрат Е. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением//Alma mater - 2003.- № 4 – С.16-18.
-
Кондратьев В.Ю. Психолого-педагогическая работа со школьниками девиантами в Москве//Психологические науки и образование. – 1999. - № 3-4.
-
Селиванова О.А. Личностно значимые условия реинтеграции «уличного» подростка в социум//педагогика. – 2004. - №2 1. – С.56-61.
-
Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. – М., 1996.
-
Хоменко М.Г. В поисках комплексного подхода к социальной реабилитации несовершеннолетних. Первые итоги: Из опыта специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. – М.: НИИ семьи, 1997.
-
Шустова Т. Взаимодействие специалистов образования в профилактике девиантного поведения школьников//Учитель – 2005. - № 4. – С.70-72.
Практическое занятие 7
Тема «Принципы и технологии работы с трудными подростками»
Часть 1.
План
1. Основные принципы работы с трудными подростками.
2. Трудные подростки в различных институтах воспитания (семья, школа, спецшкола и др.).
3. Типы учреждений социально-педагогической поддержки детей группы риска.
4. Технологии работы с аддиктивными подростками.
5. Технологии «уличной социальной работы».
Вопросы для коллективного обсуждения:
-
Каковы типичные проблемы, возникающие в работе с трудными подростками?
-
В чем заключаются особенности работы общеобразовательной школы по коррекции отклоняющегося поведения подростков?
-
Как осуществить взаимодействие классного руководителя, социального педагога, психолога и школьного врача по организации коррекционной работы с детьми с отклоняющимся поведением?
-
Насколько возможно взаимодействие всех социальных институтов в ходе организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками с отклоняющимся поведением?
Задания для самостоятельной работы
1. Выпишите основные стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения. (См. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М., 2003 и др.).
Литература
Основная
-
Василькова Т. А. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / Василькова Т. А., Василькова Ю. В. - М. : КноРус, 2010. - 240 с.
-
Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений /А.Д. Гонеев, Л.В. Годовникова.- М.: Академия, 2008.- 240с.
-
Дивицина Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска /Н.Ф. Дивицина.- М.: ВЛАДОС, 2008.- 351с.
-
Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: [учебник для студ. вузов, обуч. на гуманит. фак.] / Мардахаев Л. В. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 797 с.
-
Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. вузов / Мудрик А. В. - 7-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. – 223 с.
-
Мустаева Ф. А. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Мустаева Ф. А. - М.: Академ. Проект,2009. - 528 с.
-
Овчарова Р. В. Справочник социального педагога / Овчарова Р. В. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.
-
Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 280 с.
-
Штинова Г. Н. Социальная педагогика : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Штинова Г. Н., Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 447 с
Дополнительная
-
Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. Учебное пособие. – М., 2003.
-
Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. – М., 2003.
-
Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. Методическое пособие. – М., 2005.
Часть 2.
Разработка технологий работы с трудными подростками
Студенты, объединяясь по группам, разрабатывают собственные технологии работы с трудными подростками (на выбор), затем представляют их на практическом занятии.
-
Социально-педагогические технологии работы с агрессивными подростками. Методические рекомендации для родителей и для учителей.
-
Социально-педагогические технологии работы с аддиктивными подростками (подготовка материалов к беседе по вопросам химической зависимости (алкоголизм, токсикомания, наркомания); методические рекомендации для родителей и учителей).
-
Технологии работы с подростками с Интернет-зависимостью.
-
Технологии работы с подростками с делинквентным поведением.
Практическое занятие 8
Тема «Система социально-воспитательных учреждений и общественных организаций, работающих в Мурманской области с трудными подростками»
Часть 1.
Знакомство с социально-воспитательными учреждениями Мурманска, работающими с трудными подростками.
Часть 2
План
-
Социально-экономическое положение детей и подростков в Мурманской области.
-
Социально-воспитательные учреждения Мурманской области, работающие с трудными подростками.
-
Региональные целевые программы по преодолению социальной дезадаптации подростков.
-
Работа Мурманской и Мончегорской епархии Русской Православной церкви с трудными подростками.
Вопросы для коллективного обсуждения
-
Какие социальные проблемы Мурманской области служат факторами девиантного поведения подростков.
-
Выделите основные проявления девиантного поведения подростков в Мурманской области.
Задания для самостоятельной работы
Пользуясь предложенными ниже источниками периодической печати, подберите статистические данные о численности социально неблагополучных детей и подростков в Мурманской области.
Литература
-
Василькова Т. А. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / Василькова Т. А., Василькова Ю. В. - М. : КноРус, 2010. - 240 с.
-
Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений /А.Д. Гонеев, Л.В. Годовникова.- М.: Академия, 2008.- 240с.
-
Дивицина Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска /Н.Ф. Дивицина.- М.: ВЛАДОС, 2008.- 351с.
-
Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: [учебник для студ. вузов, обуч. на гуманит. фак.] / Мардахаев Л. В. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 797 с.
-
Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. вузов / Мудрик А. В. - 7-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. – 223 с.
-
Мустаева Ф. А. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Мустаева Ф. А. - М.: Академ. Проект,2009. - 528 с.
-
Овчарова Р. В. Справочник социального педагога / Овчарова Р. В. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.
-
Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 280 с.
-
Штинова Г. Н. Социальная педагогика : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Штинова Г. Н., Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 447 с
1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
1.8.1. Рекомендуемая литература.
Основная
-
Василькова Т. А. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / Василькова Т. А., Василькова Ю. В. - М. : КноРус, 2010. - 240 с.
-
Галагузов А. Н. Социально-педагогические задачи : учеб. пособие для студ., обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Галагузов А. Н., Галагузова М. А., Ларионова И. А. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 191 с.
-
Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений /А.Д. Гонеев, Л.В. Годовникова.- М.: Академия, 2008.- 240с.
-
Дивицина Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска /Н.Ф. Дивицина.- М.: ВЛАДОС, 2008.- 351с.
-
История социальной педагогики : учеб. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. И. В. Рыжкова, Т. Д. Тегалева]. - Мурманск: МГПУ, 2008. - 145 с.
-
Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: [учебник для студ. вузов, обуч. на гуманит. фак.] / Мардахаев Л. В. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 797 с.
-
Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. вузов / Мудрик А. В. - 7-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. – 223 с.
-
Мустаева Ф. А. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Мустаева Ф. А. - М.: Академ. Проект,2009. - 528 с.
-
Овчарова Р. В. Справочник социального педагога / Овчарова Р. В. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.
-
Поддубная Т. Н. Рабочая документация социального педагога по социальной защите детства : [метод. пособие] / Поддубная Т. Н., Агошкова О. В. ; [под общ. ред. Т. Н. Поддубной]. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 281 с.
-
Психолого-педагогическая диагностика : [учеб.-метод. комплекс для студ., обуч. по спец. 040101 "Соц. педагогика" пед. вуза] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. Е. Н. Гошева, Ю. Г. Педченко, М. А. Тишкевич]. - Мурманск : МГПУ, 2008. - 120 с.
-
Рожков М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Организация работы с молодежью" / Рожков М. И. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 264 с.
-
Ромм Т. А. История социальной педагогики : учеб. пособие / Ромм Т. А. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 346 с.
-
Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 280 с.
-
Шептенко П. А. Введение в специальность "Социальный педагог" : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031300 - Соц. педагог / Шептенко П. А. ; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Флинта, 2008 ; МПСИ. - 160 с.
-
Шовина Е. Н. Современное состояние и тенденции развития региональной системы социально-педагогического сопровождения выпускников интернатных учреждений / Шовина Е. Н., Тегалева Т. Д., Тишулина С. Г. ; [под общ. ред. Е. Н. Шовиной] ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск: МГПУ, 2010. - 266 с.
-
Шовина Е. Н. Социально-педагогическое сопровождение выпускников интернатных учреждений: история, теория и региональный опыт / Шовина Е. Н., Тегалева Т. Д., Тишулина С. Г. ; [под общ. ред. Е. Н. Шовиной] ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2009. - 102 с.
-
Штинова Г. Н. Социальная педагогика : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Штинова Г. Н., Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 447 с.
Дополнительная
-
Бреева Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. – М., 2004.
-
Бреева Е.Б. Дети в современном обществе, - М., 1999.
-
Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. – М., 2003.
-
Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М., 2003.
-
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Учебное пособие для вузов. – М., 2001.
-
Кон И.С. Ребенок и общество. Учебное пособие. – М., 2003.
-
Олифиренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.. 2002.
-
Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. – М., 2005.
-
Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1999.
-
Роже Перрон. «Трудный» ребенок: что делать? – 6-е изд. – СПб, 2004.
-
Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.. 2004
1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины
1.9.1 Перечень используемых технических средств
-
Аудио- видеоаппаратура;
-
мультимедийная техника.
1.9.2 Перечень используемых пособий
-
УМК «Трудный подросток»;
-
контрольно-тестирующие комплекты (бланочное тестирование).
1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения
http : // student . km . ru / search . asp ? sq =
http : // findreferat . ru /
http://www.bcetyt . ru /science /education /psdculture . html
www. qnpbu. ru
1.DVD «Иди за мной». Автор А.Аксенова, режиссер Т.Повидайко. ГТРК «Дальневосточная», 2006. (Цикл документальных фильмов о Хабаровском Центре психолого-педагогической реабилитации трудных детей и подростков).
2. DVD «Иного пути нет. Или группа риска от 14 до 24». Автор А.Буяльский, режиссер В.Любецкий (фильм о проблемах, связанных с алкоголизмом и наркоманией). 2007 г.
1.10. Примерные зачетные тестовые задания.
-
К социально-психологическим механизмам социализации не относится:
а) импринтинг;
б) экзистенциальный нажим;
в) развитие;
г) идентификация;
д) рефлексия.
2. Девиантное поведение – это поведение, которое
А) подлежит медицинскому лечению
Б) отклоняется от нормы
3. Понятие «трудные подростки» появилось в:
А) античности
Б) в XVIII в.
В) новейшее время
4. Для объяснения социальных девиаций концепцию аномии предложил:
А) М.Вебер
Б) Э.Дюркгейм
В) Р.Мертон
5. Что из перечисленного ниже является девиантным поведением?
А) курение
Б) суицидальная попытка
В ) чрезмерное увлечение работой
6.Социальное воспитание – это:
а) процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности;
б) планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития и духовно-ценностной организации человека во взаимодействии индивидуальных, групповых и социальных субъектов в процессе жизнедеятельности;
в) воспитание общественно значимых качеств личности.
7.Выберите правильное высказывание:
а) Социализация – процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды;
б) Социализация – основной путь получения образования, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов;
в) Социализация – процесс обучения и усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей, установок и образцов поведения того общества, социальной группы, общности, к которой он принадлежит.
8.Процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или отдельных ее компонентах – социальных отношениях, социальных институтах; процесс усвоения человеком социального опыта называется:
а) социальное воспитание;
б) социальное развитие;
в) социальная адаптация.
9.Осуществление различных программ, видов обслуживания или терапевтических мероприятий, способствующих оптимальному восстановлению нарушенных функций организма называется:
а) Адаптация
б) Реабилитация
в) Абилитация
10.Социальная реабилитация – это
а) Комплекс услуг, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития клиента
б) Комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе
в) Комплекс услуг, направленных на организацию клиенту поддержки окружения, помощи в решении социальных конфликтов и проблем
11.Индивидуальная программа реабилитации является
а) Обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями
б). Добровольной, имеет рекомендательный характер
12.Система мер, направленная на восстановление у человека социального опыта – это:
а) социальная реабилитация
б) социальная коррекция
в) перевоспитание
1.11. Примерный перечень вопросов к зачету
-
Социально-экономическое положение детей и подростков в современном российском обществе.
-
Сущность понятия «трудный подросток».
-
Девиантное (отклоняющееся) поведение. Социальные нормы и социальные отклонения.
-
Понятие и причины социальной дезадаптации детей и подростков.
-
Причины девиантного поведения подростков.
-
Аддиктивное поведение подростков.
-
Делинквентное поведение подростков.
-
Агрессивное поведение подростков.
-
Суицидальное поведение подростков.
-
Подростки из неформальных молодежных объединений.
-
Дети «группы риска». Причины попадания детей в «группу риска».
-
Проблема беспризорности и безнадзорности как пример социальной дез-адаптации.
-
Семья и проблема трудных подростков.
-
Трудные подростки в школе.
-
Профилактика социальной дезадаптации подростков.
-
Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности.
-
Система социально-педагогических учреждений, работающих с трудными подростками. Задачи и направления их деятельности.
-
Правовые основы защиты прав и интересов детей и подростков.
-
Социальные учреждения в Мурманской области, занимающиеся проблемами трудных подростков.
-
Региональные целевые программы по преодолению социальной дезадаптации подростков в Мурманской области.
Поделитесь с Вашими друзьями: |