Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 Информационные технологии в сервисе. Оргтехника Специальность 100101



страница1/9
Дата21.04.2016
Размер1.5 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Автономная некоммерческая организация

высшего профессионального образования

«СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Факультет информационных технологий

Кафедра ВТИТИБ


СОГЛАСОВАНО

Начальник УМУ

__________________ (Н.Л Михайлов.)

«____»__________ 20___ г.



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР

_______________ (А.П. Шарухин)

«____»________ 20___г.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.7 Информационные технологии в сервисе. Оргтехника

Специальность 100101 «Сервис»
УМК составлен в соответствии с содержанием и требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования

Утвержден на заседании кафедры ВТИТИБ


протокол № ____ от «__»_______2011 г.

Заведующий кафедрой ________________________________О.А.Кононов



подпись, дата Ф. И. О.
СОГЛАСОВАНО с учебно-методической комиссией специальности «Сервис»

«___» __________201 г


Председатель УМКС В. А. Хлюпин

201_ г.
Состав учебно-методического комплекса дисциплины


В УМКД в качестве обязательных элементов входят:

- выписка из действующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по направлению подготовки (специальности), образовательная программа которого (ой) включает данную учебную дисциплину;



- учебная (рабочая) программа дисциплины;

- методические рекомендации (материалы) преподавателям;

- методические указания (рекомендации) студентам по изучению дисциплины;

- материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных (текущих) и итоговой аттестаций по дисциплине.


Выписка из ГОС ВПО РФ

ОПД.Ф.7 Информационные технологии в сервисе. Оргтехника общее число часов: 120
Современные виды информационного обслуживания. Принципы автоматизации и электронизации учреждений: электронизация документирования и документооборота, устройства создания электронной информации, электронные справочные службы (видеотека, телетекст, телеавтограф), каналы и сети электронной почты.

Офисное оборудование. Ксерокс. Факсимильный аппарат. Автоответчик.

Персональные средства. Периферийные устройства персональных компьютеров. Устройства ввода. Устройства вывода. Принтеры. Плоттеры. Сетевые устройства. Модемы. Средства мультимедиа. Средства презентаций.

Концепция развития средств связи индивидуального назначения. Электросвязь. Основы телефонии. Сотовая, транкинговая и пейджинговая связь. Сервисное обеспечение оргтехники.


  1. АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

  2. ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«СМОЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.7 Информационные технологии в сервисе. Оргтехника
Специальность 100101 «Сервис»

Специализация 100101-12 Автомобильный сервис

Утверждено на заседании

Совета факультета

(протокол № ___ от ___ ________20__)

Председатель совета

_______________/ /


Санкт-Петербург

201_г.

Выдержка из ГОС ВПО РФ

ОПД.Ф.7 Информационные технологии в сервисе. Оргтехника общее число часов: 120
Современные виды информационного обслуживания. Принципы автоматизации и электронизации учреждений: электронизация документирования и документооборота, устройства создания электронной информации, электронные справочные службы (видеотека, телетекст, телеавтограф), каналы и сети электронной почты.

Офисное оборудование. Ксерокс. Факсимильный аппарат. Автоответчик.

Персональные средства. Периферийные устройства персональных компьютеров. Устройства ввода. Устройства вывода. Принтеры. Плоттеры. Сетевые устройства. Модемы. Средства мультимедиа. Средства презентаций.

Концепция развития средств связи индивидуального назначения. Электросвязь. Основы телефонии. Сотовая, транкинговая и пейджинговая связь. Сервисное обеспечение оргтехники.


  1. Цели и задачи дисциплины

Дисциплина "Информационные технологии в сервисе. Оргтехника" преследует следующие цели:

- дать студентам достаточно полные и систематизированные теоретические знания в области содержания и возможностей современных информационных технологий;

- привить студентам прочные навыки в работе с современными операционными системами и пользовательскими оболочками;

- научить студентов применять полученные знания и навыки для решения практических задач в своей профессиональной деятельности.

Эти цели должны быть достигнуты путем решения следующих задач:

- достаточно подробное ознакомление студентов с информационной технологией в сфере сервиса;

- подробное и систематизированное изучение студентами основных компьютерных программных продуктов и компьютерных технологий;

- приобретение студентами прочных практических навыков в работе с программными и аппаратными средствами, применяемыми в сфере сервиса;

- подробное ознакомление студентов с принципами действия и возможностями современных технических средств передачи информации по различным информационным каналам;

- развитие у студентов умения применять полученные знания для решения конкретных профессиональных задач.

Значительная часть трудозатрат управленческого аппарата расходуется на процессы обработки информации. На всех этапах сбора, обработки, передачи, хранения и контроля информации используются современные средства организационной техники.

Одной из основных целей данной дисциплины является ознакомление студентов с широким ассортиментом устройств, аппаратных и программных средств, используемых при обеспечении работы, как предприятий-гигантов, так и отдельных небольших учреждений и офисов.




  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студенты, прошедшие изучение данной дисциплины должны иметь представление:

- об информационных технологиях и основных компьютерных программных продуктах, о принципах действия и возможностях современных технических средств передачи информации по различным информационным каналам;

- о возможностях, назначении, принципе действия современных основных средств организационной техники, научиться обоснованию выбора средств для конкретного применения;

- должны уметь применять полученные знания для решения конкретных профессиональных задач.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

часов

всего

по семестрам

IV




Общая трудоёмкость дисциплины

120

120




Аудиторные занятия

58

58




Лекции

28

28




Лабораторные занятия

30

30




Самостоятельная работа

62

62




Вид итогового контроля (зачёт, экзамен)

экзамен






  1. Содержание дисциплины


4.1.Разделы дисциплины и виды занятий

п.п


Раздел дисциплины

Трудоемкость (в часах)

Аудиторные занятия

Самостоятель
ная


работа

Лекции

Лабораторные занятия

1

Раздел 1. Информационные технологии в сфере сервиса

22




52




Тема 1.1. Информационные процессы в сфере сервиса

2




2




Тема 1.2. Структура и классификация современных информационных технологий в области обслуживания населения

2




2




Тема 1.3. Организационные особенности применения информационных технологий в сфере сервиса

1




2




Тема 1.4. Информационные технологии в сфере образования

1

4

4




Тема 1.5. Применение информационных технологий в сфере ремонта радиоэлектронной аппаратуры

2




4




Тема 1.6. Применение информационных технологий в системе консалтинга

2

2

6




Тема 1.7. Информационные технологии в автомобильном сервисе

2




6




Тема 1.8. Бухгалтерские информационные технологии

2

2

4




Тема 1.9. Современная техника информационных коммуникаций. Локальные и глобальные сети

2




2




Тема 1.10. Реализация возможностей Интернет в сфере сервиса

2

4

4




Тема 1.11. Мультимедиа технологии в сфере сервиса

1

6

6







Тема 1.12. Информационные технологии управления в сфере сервиса

2




4




Тема 1.13. Офисные программные продукты и направления их использования в сфере сервиса

1

6

6

2

Раздел 2. Современные средства организационной техники

6




10




Тема 2.1. Средства составления документов

2

4

2




Тема 2.2. Средства копирования и оперативного размножения документов

1

2

2




Тема 2.3. Средства обработки документов

1




2




Тема 2.4. Средства связи

2




4

Итого

28

30

62



Объем и распределение часов дисциплины по видам

учебной работы, по разделам, темам и видам занятий

(для очно-заочной формы обучения)

Вид учебной работы

часов

всего

по семестрам

IV




Общая трудоёмкость дисциплины

120

120




Аудиторные занятия

36

36




Лекции

18

18




Лабораторные занятия

18

18




Самостоятельная работа

84

84




Вид итогового контроля (зачёт, экзамен)

экзамен






п.п


Раздел дисциплины

Трудоемкость (в часах)

Аудиторные занятия

Самостоятель
ная


работа

Лекции

Лабораторные занятия

1

Раздел 1. Информационные технологии в сфере сервиса

14

16

70




Тема 1.1. Информационные процессы в сфере сервиса

1




4




Тема 1.2. Структура и классификация современных информационных технологий в области обслуживания населения

1




2




Тема 1.3. Организационные особенности применения информационных технологий в сфере сервиса

1




2




Тема 1.4. Информационные технологии в сфере образования

1

2

4




Тема 1.5. Применение информационных технологий в сфере ремонта радиоэлектронной аппаратуры

1




6







Тема 1.6. Применение информационных технологий в системе консалтинга

1

2

8




Тема 1.7. Информационные технологии в автомобильном сервисе

2




12




Тема 1.8. Бухгалтерские информационные технологии

1

2

4




Тема 1.9. Современная техника информационных коммуникаций. Локальные и глобальные сети

1




4




Тема 1.10. Реализация возможностей Интернет в сфере сервиса

1

2

4




Тема 1.11. Мультимедиа технологии в сфере сервиса

1

4

8




Тема 1.12. Информационные технологии управления в сфере сервиса

1




6




Тема 1.13. Офисные программные продукты и направления их использования в сфере сервиса

1

4

6

2

Раздел 2. Современные средства организационной техники

4

2

14




Тема 2.1. Средства составления документов

1

1

4




Тема 2.2. Средства копирования и оперативного размножения документов

1

1

2




Тема 2.3. Средства обработки документов

1




4




Тема 2.4. Средства связи

1




4

Итого

18

18

84

Объем и распределение часов дисциплины по видам

учебной работы, по разделам, темам и видам занятий

(для заочной формы обучения)

Вид учебной работы

часов

всего

по семестрам

IV




Общая трудоёмкость дисциплины

120

120




Аудиторные занятия

10

10




Лекции

6

6




Лабораторные занятия

4

4




Самостоятельная работа

110

110




Вид итогового контроля (зачёт, экзамен)

экзамен







п.п


Раздел дисциплины

Трудоемкость (в часах)

Аудиторные занятия

Самостоятель
ная


работа

Лекции

Лабораторные занятия

1

Раздел 1. Информационные технологии в сфере сервиса

4

4

90




Тема 1.1. Информационные процессы в сфере сервиса

2




4




Тема 1.2. Структура и классификация современных информационных технологий в области обслуживания населения




4




Тема 1.3. Организационные особенности применения ИТ в сфере сервиса




4




Тема 1.4. Информационные технологии в сфере образования




6




Тема 1.5. Применение ИТ в сфере ремонта радиоэлектронной аппаратуры




8




Тема 1.6. Применение информационных технологий в системе консалтинга




8




Тема 1.7. Информационные технологии в автомобильном сервисе




2




Тема 1.8. Бухгалтерские информационные технологии




6




Тема 1.9. Современная техника информационных коммуникаций. Локальные и глобальные сети

2




8




Тема 1.10. Реализация возможностей Интернет в сфере сервиса




6




Тема 1.11. Мультимедиа технологии в сфере сервиса

2

8




Тема 1.12. Информационные технологии управления в сфере сервиса




6




Тема 1.13. Офисные программные продукты и направления их использования в сфере сервиса

2

10

2

Раздел 2. Современные средства организационной техники

2




20




Тема 2.1. Средства составления документов

2




4




Тема 2.2. Средства копирования и оперативного размножения документов




4




Тема 2.3. Средства обработки документов




4




Тема 2.4. Средства связи




8

Итого

6

4

110



4.2 Содержание разделов дисциплины

Раздел I. Информационные технологии в сфере сервиса.

Тема 1.1. Информационные процессы в сфере сервиса.

Особенность информационных процессов в сфере сервиса. Потребители информационной продукции и их типологии. Необходимость применения автоматизированных информационных систем в сфере обслуживания. Понятие информационных технологий. Цели и задачи автоматизированных информационных технологий в управлении сферой сервиса. Главные направления использования современных компьютерных технологий в области обслуживании.


Тема 1.2. Структура и классификация современных информационных технологий в области обслуживания населения.

Классификационные признаки современных информационных технологий в сфере обслуживания населения. Функциональные характеристики основных автоматизированных систем, коммуникационных средств, мультимедиа технологий, систем электронных карт и др. Современный уровень автоматизированного информационного обслуживания в различных областях сферы сервиса. Перспективные направления и тенденции развития сервисных компьютерных информационных технологи. Автоматизированное рабочее место - средство автоматизации работы конечного пользователя.



Тема 1.3. Организационные особенности применения информационных технологий в сфере сервиса.

Формальные и неформальные коммуникативные процессы в современном обществе. Документ и его функции. Изменения структуры и основных функций сферы сервиса при применении автоматизированных информационных технологий. Влияние автоматизированных средств обработки информации на качественное изменение структуры сферы сервиса. Принципы построения и основные возможности современных систем обслуживания населения.



Тема 1.4. Информационные технологии в сфере образования.

Основные цели внедрения информационных технологий в образовательный процесс. Основополагающие методы, формы и средства обучения. Применение Интернет технологии в сфере образования. Международные системы дистанционного образования. Виртуальные университеты. Технологическое и программное обеспечение дистанционного образования. Электронные учебники.



Тема 1.5. Применение информационных технологий в сфере ремонта радиоэлектронной аппаратуры.

Концептуальные направления использования информационных систем и технологий в сфере ремонта радиоэлектронной аппаратуры. Современные программные и технические средства ремонта и контроля аппаратуры. Электронные лаборатории на базе компьютеров. Система Multisim. Аппаратно-программный комплекс LabVIEW. Информационные системы тестирования электронных и цифровых устройств: WorkLab и OrCad.



Тема 1.6. Применение информационных технологий в системе консалтинга.

Главные особенности применения информационных технологий в консалтинговой сфере. Организация автоматизированных рабочих мест в области консалтинга и принятия решений. Современные информационно-справочные системы: «Гарант», «Консультант-плюс», «Юридический справочник» и др. Использование экспертных систем в консалтинге. Структура и функциональные возможности экспертных систем JUDITH и Management Advisor.



Тема 1.7. Информационные технологии в автомобильном сервисе.

Специфика применения информационных технологий в сфере технического обслуживания автотранспорта. Аппаратные и программные средства контроля технического состояния автомобиля. Комплексные системы диагностики агрегатной системы транспортного средства. Автоматизированные системы динамической балансировки. Перспективные направления использования информационных систем в автомобильном сервисе.



Тема 1.8. Бухгалтерские информационные технологии

Понятие бухгалтерской информационной системы. Основные возможности системы 1С: Бухгалтерия. Принципы функционирования системы 1С: Бухгалтерия. Основные функции бухгалтерского учета, реализованные в системе 1С: Бухгалтерия. Окно списка констант. Редактирование и создание констант. Основные операции работы со справочниками. Просмотр, отбор, создание, редактирование и удаление документов. Поиск в журнале документов. Создание отчетов. Восстановление и сохранение отчетов. Детализация отчетов. Печать отчета.



Тема 1.9. Современная техника информационных коммуникаций. Локальные и глобальные сети.

Традиционные средства информационных коммуникаций: телеграф, телефон, факсимильная передача. Компьютерные системы передачи информации по неспециализированным (телефонным) каналам. Система Видеотекс. Система Телетекст. Локальные и глобальные компьютерные сети, их назначение, топология и возможности использования в сфере сервиса. Принципы работы в глобальной сети. Телекоммуникационные услуги глобальных сетей: электронная почта, электронные доски объявлений, телеконференции, всемирная паутина WWW.



Тема 1.10. Реализация возможностей Интернет в сфере сервиса.

Характеристика основных информационных ресурсов Интернет. Служба IRC - система обмена информации в реальном масштабе времени. Интернет пейджер ICQ. Интернет - телефония. Интернет- радио и Интернет - телевидение. Интернет-магазины.



Тема 1.11. Мультимедиа технологии в сфере сервиса.

Основные направления использования мультимедиа технологий в сфере обслуживания. Практическая реализация мультимедиа в сфере обучающих программ и систем организации учебного процесса. Применение мультимедиа технологий в системах проектирования и создания интерьеров.



Тема 1.12. Информационные технологии управления в сфере сервиса.

Типы информационных систем менеджмента применяемые в различных областях сферы обслуживания. Оценка преимуществ и недостатков специализированных пакетов прикладных программ для сервиса. Характеристика основных систем и программ управления персоналом. Автоматизированные информационные системы повышения эффективности организации личной работы.



Тема 1.13. Офисные программные продукты и направления их использования в сфере сервиса.

Возможности использования текстового процессора Microsoft Word для ведения документации: подготовка текстовых документов, оформление стандартных шаблонов договоров, заявок и прочих документов, создание серийных писем, подготовка типовых форм с использованием типовых структур. Электронные таблицы Excel для расчета экономических показателей деятельности фирмы, создание связанных книг, графическая интерпретация результатов и др. Основные принципы моделирования структур сферы сервиса. Система управления базами данных Access для практической реализации информационной модели предприятия, поиска необходимых данных и создания отчетов. Подготовка рекламных компаний и презентаций в системе Power Point.



Раздел 2. Современные средства организационной техники.

Тема 2.1. Средства составления документов.

Документирование информации. Пишущие, печатающие и фотонаборные машины и аппараты. Диктофонная техника. Примеры устройств и их технические характеристики.



Тема 2.2. Средства копирования и оперативного размножения документов.

Копировальные аппараты. Светокопирование. Фотокопирование. Термокопирование. Устройства для размножения документов Примеры устройств и их технические характеристики.



Тема 2.3. Средства обработки документов.

Фальцевальные машины. Листоподборочные и сортирующие устройства, средства скрепления и защиты документов. Адресовальные машины. Средства для резки и уничтожения документов. Примеры устройств и их технические характеристики.


Тема 2.4. Средства связи.

Классификация видов связи: телефонная и телеграфная, радиотелефонная сеть, сотовая и пейджинговая сети, спутниковая связь.


4.3. Рекомендуемые информационные источники.

4.3.1. Рекомендуемая литература:

а) Основная

  1. Советов Б.Я., Цехановский В.В. Информационные технологии (учеб. для вузов). — М.: Высшая школа, 2006. — 263с.

  2. Белоусов П.С., Островерх А.В. 1С:Предприятие 8.0 от 8.1. Практическое пособие. - М.: ООО «1С-Паблишинг», 2008. -286 с

  3. Климачева Т.Н. 3D-моделирование в AutoCAD 2007-2010. Самоучитель. 2-е изд. — М.: «ДМК ПРЕСС», 2011. —. 512 с. 

  4. Бесперстов Э.А., Кононов О.А., Кононова О.В. Схемотехническое проектирование информационных систем в среде OrCAD: учебное пособие – СПб., Астерион, 2009. – 290 с.

  5. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы КонсультантПлюс. Учеб. пособие / под ред. Д.Б.Новикова и В.Л.Камынина. - М.: Вычислительная математика и информатика, 2003. - 313 с.

  6. Андреев А.М., Березкин Д.В., Кантонистов Ю.А. Экспертные юридические системы – миф или реальность? Электронное издательство ИНТЕЛТЕК. URL:http://www.inteltec.ru

  7. LabVIEW для всех/Джеффри Тревис: Пер. с англ. Клушин Н.А.-М.:ДМК Пресс; ПриборКомплект, 2004.-544с.:ил.

б) Дополнительная

  1. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия компьютера 2010. М: ОЛМА Медиа Групп.2009.

  2. Информатика. Под редакцией В. В. Трофимова. – М.: Юрайт, Высшее образование, 2010

  3. В. А. Острейковский. Информатика. – М.: Высшая школа, 2007

  4. Информатика: Базовый курс: Учеб.пособие для втузов. Под ред. Симоновича С.В. -СПб. .Питер, 2001




  1. Электронная книга "Word 2007 - это просто!". URL:http://www.lessons-tva.info/book/book5.html

  2. Электронная книга Word, Ехсеl 2007 v1.01. URL:http://www.softholm.com./download-software-get25857.html

  3. Каратыгин С.А. Ассеss 2000. Руководство пользователя с примерами. - М.: Лаб. Базовых Знаний, 2000

  4. Рахмина Г.В. Ехсеl 2000. Руководство пользователя с примерами. - М: Лаб. Базовых Знаний. 2001

  5. Байков В. Интернет: Поиск информации и продвижение сайтов. - СПб.: BHV- Санкт-Петербург, 2000

4.3.2 Периодическая литература (журналы)

  1. «Информационные технологии»;

  2. «Открытые системы»;

  3. «Information Security/ Информационная безопасность»;

  4. «Проблемы информационной безопасности. Компьютерные системы»;

  5. «CADmaster» (www.cadmaster)

  6. «Информационные процессы».

4.3.3 Адреса сайтов в сети Интернет, где находится информация по содержанию дисциплины и необходимая литература.

http://att.nica.ru

http://www.edu.ru/

http://window.edu.ru/window/library

http://www.intuit.ru/catalog/informatics/

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 100101 «Сервис»


Лист согласования учебной программы дисциплины
Рабочую программу составили

к.т.н., доцент О.А. Кононов


к.п.н., доцент Ю.Я. Перевозник

Программа одобрена на заседании кафедры ВТИТИБ

«___» __________201 г., протокол №_________

Заведующий кафедрой

к.т.н. доцент О.А Кононов

Программа одобрена методической комиссией факультета информационных технологий СУРАО

«___» __________201 г

Председатель методической комиссии ФИТ Ю.Я. Перевозник

Программа одобрена методической комиссией факультета сервиса СУРАО

«___» __________201 г

Председатель методической комиссии ФС В.А. Хлюпин

Программа согласована учебно- методическим управлением СУРАО

«___» __________201 г
Начальник УМУ Н.Л. Михайлов

Дополнения и изменения в рабочей программе

на 201_ / 201_ учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:

Все изменения рабочей программы рассмотрены и одобрены на заседании кафедры


"__"________201_ г. Зав. кафедрой ____ _О.А.Кононов

Внесенные изменения согласованы:


«___» __________201 г
Председатель методической комиссии ФИТ Ю.Я. Перевозник

Председатель методической комиссии ФС В.А. Хлюпин



Методические рекомендации (материалы) преподавателям
Преподавание дисциплины «Информационные технологии в сервисе. Оргтехника» предусматривает:

- лекции;

- проведение лабораторных работ;

- использование компьютерных программ;

- опрос;

- консультации преподавателей;

- самостоятельная работа студентов.

Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:


  • изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

  • логичность, четкость и ясность в изложении материала;

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

Изучение дисциплины начинается с установочных лекций, в которых раскрываются важнейшие фундаментальные закономерности курса, затем выдаются варианты контрольных работ. Теоретическая подготовка к контрольным работам и выполнение их является самостоятельной работой студентов.

Семинары и практические занятия всегда идут за лекциями и проводятся в сессию. При проведении их, так же как и при чтении лекций, рекомендуется пользоваться не только аналитическим методом связей между явлениями, но и графическим (диаграммами, графиками, схемами , рисунками).

Лабораторные занятия «венчают» проработку важнейших тем курса, поэтому включают и теорию, и приобретение навыков экспериментального исследования и освоения современных приборов, и умение обрабатывать результаты, и делать соответствующие выводы и заключения. Лабораторная работа оформляется письменным отчетом с включением математической обработки результатов эксперимента.

Заканчивается лабораторная работа защитой в форме диалога студента с преподавателем. Такая форма повышает коммуникативные навыки обучающегося.
Методические рекомендации по подготовке и проведению лекции

Лекции составляют основу теоретического обучения и дают систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывают состояние и перспективы развития соответствующей области науки, концентрируют внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулируют их активную познавательную деятельность и способствуют формированию творческого мышления.

Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией видеофильмов, схем, плакатов, показом моделей, приборов, макетов, использование мультимедиа аппаратуры.

Лекции читаются заведующими кафедрой, профессорами, доцентами и старшими преподавателями, как правило, для лекционных потоков. В порядке исключения к чтению лекций допускаются наиболее опытные преподаватели и ассистенты, имеющие учёную степень или педагогический стаж не менее пяти лет.

Лекция является исходной формой всего учебного процесса, играет направляющую и организующую роль в самостоятельном изучении предмета. Важнейшая роль лекции заключается в личном воздействии лектора на аудиторию.

Подготовка лекции непосредственно начинается с разработки преподавателем структуры рабочего лекционного курса по конкретной дисциплине. Руководством здесь должна служить рабочая программа. Учебный план и рабочая программа служат основой разработки рабочего лекционного курса.

Количество лекций определяется с учетом общего количества часов, отведенных для лекционной работы.



Основные требования к лекции

  • Глубокое научное содержание;

  • Творческий характер;

  • Информационная насыщенность;

  • Единство содержания и формы;

  • Логически стройное и последовательное изложение;

  • Яркость изложения;

  • Учёт характера и состава аудитории.

Типы лекций

  1. Учебно-программная лекция освещает главные, узловые вопросы темы.

  2. Установочная лекция своей задачей ставит организационную работу слушателей по изучению предмета.

  3. Обзорная лекция читается на заключительном этапе изучения или курса.

Основное внимание в лекции сосредотачивается на глубоком, всестороннем раскрытии главных, узловых, наиболее трудных вопросов темы. Уже на начальном этапе подготовки лекции преподаватель решает вопрос о соотношении материалов учебника и лекции. Он выделяет из учебника ведущие проблемы для более глубокого и всестороннего раскрытия их в лекции.

Важным этапом является определение организационной структуры лекции, распределение времени на каждый вопрос, вводную часть и заключение.



В ходе подготовки лекции необходимо:

  • Определить основное содержание и расположение материала;

  • Продумать: где, как, в какой мере использовать методологические положения ведущих учёных; как использовать документы и другие материалы;

  • Продумать: где и в какой степени расположить материал воспитательного характера;

  • Продумать: какие предложить методические советы по самостоятельной работе студентов;

  • Продумать: как лучше использовать мультимедиа, наглядные пособия, поясняющие какие-то основные, принципиальные положения лекции.

Педагогическая деятельность преподавателя

В круг задач лектора входят:



  1. Установление и поддержание контакта с аудиторией;

  2. Создание у слушателей интереса к предмету лекции;

  3. Достижение убедительности речи;

  4. Эмоциональное воздействие на слушателей;

  5. Применение наглядных пособий (мультимедиа, фантомов, приборов и т.п.).

Начало лекции

Лектор должен сообщить чётко, ясно, не торопясь, название темы лекции, дать возможность слушателям записать его.

Затем изложить вводную часть, в которой сказать:


  • О роли и месте данной темы в курсе;

  • Дать краткую характеристику литературы;

  • Сообщить о распределении времени на тему;

  • Если не первая лекция по теме, то провести связь с предшествующей лекцией.

Далее сообщить план лекции, также дав возможность студентам записать вопросы. Перед изложением каждого вопроса его надо называть. Завершается рассмотрение вопроса небольшим выводом. Большую помощь в обобщении и фиксировании материала оказывает сопровождение объяснен6ия демонстрацией материала с помощью мультимедиа аппаратуры.

Начало лекции имеет большое значение для установления контакта с аудиторией, для возбуждения у слушателей интереса к теме. В этих целях можно использовать яркий пример или остро поставленный вопрос, подчеркнуть теоретическое и практическое значение данной темы в тематическом плане курса и в практической деятельности.



Поддержание внимания слушателей на протяжении всей лекции достигается:

  • Логикой изложения материала;

  • Глубиной содержания материала;

  • Чётким формулированием положений;

  • Использованием в лекции новых интересных данных;

  • Использование мультимедиа;

  • Включение в лекцию материалов из практической деятельности.

Созданию непринужденной, творческой обстановки на лекции способствует тактичное обращение преподавателя к опыту аудитории, когда он ставит студентов в определённую ситуацию, дающую им возможность самим прийти к необходимым выводам.

Лектору следует избегать слов-сорняков и в то же время канцеляризмов в ходе чтения лекции.

Одним из сложных вопросов методики чтения лекции является обращение с текстом. Привязанность к тексту вследствие плохой подготовки, недостаточного владения материалом приводит к ослаблению связи с аудиторией. В то же время не следует, не владея соответствующими навыками, пытаться проводить лекцию без текста, по памяти. При этом допускаются ошибки, повторения, ослабление логической нити рассуждения, пропуски отдельных важных положений темы и т.п.

Важное условие успеха – интонация и выразительность речи, оптимальность её ритма и темпа, включение элементов юмора и т.п.

Определяя ритм и темп речи, преподаватель учитывает, что слушатели записывают основные положения, поэтому изменением голоса, паузами, ударениями он облегчает слушателям усвоение логики лекции, даёт возможность записать основные тезисы.


Заключительная часть лекции

В ней обобщаются наиболее важные, существенные вопросы лекции; делаются выводы, ставятся задачи для самостоятельной работы.

Существует твёрдый порядок, требующий, чтобы в конце лекции преподаватель оставил несколько минут для ответов на вопросы.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ И СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практические (семинарские) занятия являются одним из основных этапов в процессе обучения, составляя вместе с лекционным курсом единый комплекс подготовки специалиста.

Семинар - это групповые практические занятия, которые проводятся в ВУЗе под руководством преподавателя.

По многим дисциплинам, изучаемым студентами, гуманитарного профиля семинарские занятия могут проводиться по чисто теоретическим вопросам (философия, теория и история государства и права и др.). Но для семинарских занятий по большинству экономических и других дисциплин характерно сочетание теории с решением задач, проведением деловых игр и так далее.

То же самое относится и к дисциплинам естественнонаучного цикла. Такие семинарские занятия принято называть практическими.

Семинарские занятия проводятся в форме беседы со всеми студентами группы одновременно или с отдельными студентами при участии остальных.



Лабораторные занятия - это также групповые занятия со студентами под руководством преподавателя, но, в отличие от семинарских, на таких занятиях студенты проводят преимущественно опыты, эксперименты и т. п. с применением специального лабораторного оборудования.

Семинарские и лабораторные занятия проводятся в пределах учебных планов. Как семинарские, так и лабораторные занятия требуют предварительной теоретической подготовки по соответствующей теме: изучения учебной и дополнительной литературы, в необходимых случаях ознакомления с нормативным материалом (или описанием соответствующей аппаратуры).

Рекомендуется при этом вначале изучить вопросы темы по учебной литературе. Если по теме прочитана лекция, то непременно надо использовать материал лекции, так как учебники часто устаревают уже в момент выхода в свет. Кроме того, у преподавателя может иметься и собственный взгляд на те или иные проблемы.

Планирование практических (семинарских) и лабораторных занятий осуществляется с учётом установленного количества часов.



Основные этапы планирования и подготовки занятий:

  • разработка системы занятий по теме или разделу;

  • определение задач и целей занятия;

  • определение оптимального объема учебного материала, расчленение на ряд законченных в смысловом отношении блоков, частей;

  • разработка структуры занятия, определение его типа и методов обучения;

  • нахождение связей данного материала с другими дисциплинами и использование этих связей при изучении нового материала;

  • подбор дидактических средств (фильмов, карточек, плакатов, схем, вспомогательной литературы);

  • планирование записей и зарисовок на доске;

  • определение объема и форм самостоятельной работы на занятии;

  • определение форм и методов контроля знаний студентов;

  • определение формы подведения итогов;

  • определение самостоятельной работы по данной теме.

Можно рекомендовать следующие основные этапы проведения занятия:

  • организационный момент: взаимное приветствие преподавателя и студентов, проверка отсутствующих, проверка внешнего состояния аудиторий, проверка рабочих мест и внешнего вида студентов, организация внимания;

  • постановка целей занятия: обучающей, развивающей, воспитывающей;

  • планируемые результаты обучения: что должны студенты знать и уметь;

  • проверка знаний: устный опрос, фронтальный опрос, программированный опрос, письменный опрос, комментирование ответов, оценка знаний, обобщение по опросу;

  • изучение нового материала по теме:

    • организация внимания;

    • проблемная ситуация;

    • объяснение, беседа;

    • связь с предыдущим материалом;

    • использование технических средств обучения;

    • межпредметные связи;

    • воспитательная значимость объяснения;

    • развитие умственных способностей студентов в процессе объяснения, обобщения.

  • закрепление материала предназначено для того, чтобы студенты запомнили материал и научились использовать полученные знания (активное мышление).
    Формы закрепления:

    • демонстрация студентам фильма;

    • решение задач;

    • групповая работа (коллективная мыслительная деятельность).

  • домашнее задание:

    • работа над текстом учебника;

    • выполнение упражнений и решение задач;

    • выполнение письменных и графических работ.

При проведении практических (семинарских) и лабораторных занятий преподаватель уделяет внимание формулировкам выводов, способности студентов сравнивать, анализировать, находить несоответствия, оценивает уровень знаний студентов.

При подведении итогов преподаватель знакомит студентов с результатами выполнения заданий, оценивает качество выполненной работы каждым студентом.


Методические рекомендации по организации
контроля знаний

Для проверки знаний рекомендуется применять метод тестирования, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы и позволяет в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента.

Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализировать процесс обучения. Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов.

В представленном курсе используются следующие виды контроля:


  • входной контроль знаний и умений при начале изучения дисциплины;

  • текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях и семинарских занятиях;

  • промежуточный контроль по окончании изучения раздела курса;

  • самоконтроль, осуществляемый в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;

  • итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена.

Для повышения эффективности самоконтроля в учебно-методических разработках (в электронном курсе лекций, в методических указаниях к семинарским занятиям) после каждой темы представлены контрольные вопросы и задания.

Подведение итогов и оценка результатов всех форм самостоятельной работы осуществляется во время консультаций. Она может проходить в письменной, устной или смешанной форме с представлением обучающимися конспектов, тезисов и рефератов.

Проверку выполненных заданий и тестов осуществляет преподаватель, читающий дисциплину.

Итоговой формой контроля является зачет или экзамен.


вопросы к экзамену по дисциплине

«ИТ в сервисе. Оргтехника»


  1. Понятие об информации и информационных технологиях

  2. Классификация информационных технологий

  3. Влияние информационных технологий на развитие социально-культурного сервиса

  4. Классификация информационных технологий

  5. Автоматизация офиса.

  6. Информационные системы. Архитектура информационных систем

  7. Техническое обеспечение

  8. Компьютерное оборудование (рабочие станции и серверы)

  9. Компоненты системного блока компьютера (процессор, память, «винчестер», CD и DVD приводы).

  10. Периферийное оборудование персонального компьютера (клавиатура, мышь, «мультимедиа»).

  11. Телекоммуникационное и сетевое оборудование

  12. Особенности проводной связи.

  13. Виды мобильной связи. Особенности сотовой связи. Пейджинговая связь.

  14. Стандарты сотовой связи. Достоинства и недостатки.

  15. Сервисы сотовой связи (SMS, роуминг, АОН, «голосовая почта»). Смартфон.

  16. Транкинговая связь

  17. Факсимильная связь. Виды факсимильных аппаратов. Расходные материалы.

  18. Принцип работы копировального аппарата. Требования к расходным материалам.

  19. Деление копировальных аппаратов по размерам, производительности и способу обработки оригинала.

  20. Характеристики сканера. Область применения. Работа с текстом.

  21. Устройство матричного принтера. Расходные материалы.

  22. Устройство струйного принтера. Расходные материалы.

  23. Устройство лазерного принтера. Расходные материалы.

  24. Эргономика рабочего места в офисе.

  25. Схемы построения локальной компьютерной сети. Общие ресурсы. Технология Bluetooth.

  26. Удаленный доступ к сети. Виды модемов (расположение, скорость).

  27. Сети Intranet и Internet. Основной протокол работы Internet. IP-адрес. Домены первого и второго уровней.

  28. Язык написания документов для Internet. Программы просмотра.

  29. Электронная почта. Адрес. Протоколы работы. Почтовые программы.

  30. Устройства бесперебойного питания

  31. Ризограф. Область применения.

  32. Программное обеспечение

  33. Системное программное обеспечение

  34. Прикладные программы

  35. Офисные пакеты

  36. Прикладное программное обеспечение (предметно-ориентированные пакеты)

  37. Инструментальное программное обеспечение (средства программирования и отладки)

  38. Диагностическое программное обеспечение, в том числе антивирусные пакеты программ

  39. Виды документооборота. Способы работы над общим документов в офисе.

  40. Векторная и растровая графика. Достоинства и недостатки.

  41. Средства презентации (проекционный аппарат, мультимедиа проектор).


Методические рекомендации по организации
самостоятельной работы студентов

Целью индивидуальных (самостоятельных) занятий является самостоятельное более глубокое изучение студентами отдельных вопросов курса с использованием рекомендуемой дополнительной литературы и других информационных источников.

В целом самостоятельная работа студентов направлена на более глубокое изучение студентами отдельных вопросов курса с использованием рекомендуемой дополнительной литературы и других информационных источников и включает:



  • самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;

  • перечень разделов курса, представляемых студентам в форме раздаточного материала с пометкой «самостоятельно»;

  • дополнительная проработка лекционных материалов по записям прочитанных лекций и представленного раздаточного материала по тематике курса;.

  • подготовка к участию в работе семинаров (практических занятий) по предусмотренным программой темам;

  • подготовка и представление рефератов по отдельным вопросам по требованию преподавателя. Перечень ориентировочных тем рефератов приведен в Методических рекомендациях для выполнения самостоятельной работы студентами;

  • формирование неясных вопросов для их рассмотрения во время лекционных и практических занятий с помощью преподавателя.

Для более глубокого изучения курса преподаватель может предлагать студентам в рамках СРС подготовку докладов и рефератов. Примеры некоторых тем рефератов и докладов по рассматриваемой дисциплине приведены в методических рекомендациях по выполнению самостоятельной работы студентов.

Форму оценки и контроля СРС преподаватель выбирает самостоятельно в зависимости от индивидуальных качеств обучаемого и выбранной формы организации самостоятельной работы.
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы являются:

  • уровень освоения учебного материала;

  • полнота представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа;

  • обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос;

  • оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми к подобного рода материалам.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница