Учебно-методический комплекс дисциплины «общая психология» Специальность 030301. 65 «Психология» Специализации: «Психология личности»



Скачать 157,54 Kb.
страница1/4
Дата23.05.2016
Размер157,54 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет психологии

Кафедра общей и прикладной психологии

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор по учебной работе

________________Ротанова И.Н._

М.П.

«___» __________________________ 20___ г.





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Специальность 030301.65 «Психология»

Специализации: «Психология личности»

«Социальная психология»

Форма обучения: очная, заочная, заочная по сокращенной программе на

базе высшего образования
Специальность 030302 Клиническая психология

Специализация Психологическое консультирование и терапия

Форма обучения: очная.
Направление 030300.62 Бакалавриат

Форма обучения: очная, заочная, заочная по сокращенной программе на базе высшего образования

Барнаул, 2011


Составители:

Демина Людмила Денисовна, д.с.н., к.пс.н, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

Лужбина Наталья Анатольевна , к.пс.н., доцент

Любимова Ольга Марковна, к.пс.н., доцент

Мардасова Татьяна Александровна, к.пс.н., доцент

Михеева Ирина Викторовна, к.пс.н., доцент

Фролова Надежда Владимировна, к.пс.н., доцент

Рецензенты:

Залевский Г.В., доктор психологических наук, профессор ТГУ

Трофимова Ю.В., к.пс.н., доцент


Аннотация. Учебно-методический комплекс (УМК) адресован студентам 1-3 курсов обучающихся по программе специальности 03-03-01.65 «ПСИХОЛОГИЯ», специализации «Психология личности» и специализации «Социальная психология» по дневной, заочной форме и программе «Психология» по сокращенному сроку обучения на базе высшего образования. Все получают квалификацию «Преподаватель». Специальности «Клиническая психология», специализация «Психологическое консультирование и психотерапия», Представленная рабочая программа 030300.62 – бакалавриат (ГОС-2) содержит данное УМК, так как дидактические единицы и общая трудоемкость совпадают у всех полностью и соответствуют государственному образовательному стандарту. (ГОС 2.) УМК по общей психологии содержит рабочие программы, представляет различные форм занятий по курсу общей психологии, методические рекомендации студентам по различной проблематике, в том числе и материал (тесты, вопросники идр.) для самостоятельной работы, ее формы и особенности, средства текущего и итогового контроля и самоконтроля и др. студентам дневного и заочного обучения. Общая психология относится к общепрофессиональным дисциплинам, являясь одним из самых больших по объему трудоемкости и значимой для всей профессиональной психологической подготовке, так как является базовым основанием для всех других психологических дисциплин, включая предметы специализаций.

Предлагаемый УМК будет полезен не только для подготовки профессиональных психологов, но и для всех студентов, изучающих психологию в вузе или ею интересующихся.



Введение в УМК

В настоящее время наблюдается трансформация психологического знания, что связано с интенсивным развитием в этот период научной психологии – науки ХХI в. Прежде всего в отечественной психологии это касается фундаментальных теоретико-методологических оснований и последующих прикладных и практико-ориентированных исследований, а также деятельности практических психологов. Особенность данной программы состоит в том, что, наряду, давая необходимый уровень знаний по всем направлениям общей психологии, обозначенный в ГОС ВПО, мы уделили больше внимания и усилению роли общей психологии в подготовке студентов по основным образовательным программам: «Психология» и специализациям – «психология личности», «социальная психология» по дневной , заочной, форме: заочная по сокращенной программе на базе высшего образования, специальности «Клиническая психология» и специализации «Психологическое консультирование и психотерапия», а также направления «психология» бакалавриат. По всем отмеченным основным образовательным программам (ООП) дидактические единицы дисциплиыа «общая психология» идентичны . Это позволило нам сформировать единый учебно-методический комплекс (УМК). Общая психология, относясь к общепрофессиональным дисциплинам ГОС -2 является одной из самых важных, так как ее содержание является основанием любого другого психологического курса, изучаемого в вузе. Таким образом, содержание дидактических единиц и трудоемкость по общей психологии идентичны в ГОС ВПО-2 по указанным специальностям и специализациям.


1.РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Специальность 030301.65 «Психология»

Специализации: «Психология личности»

«Социальная психология»

Форма обучения: очная, заочная, заочная по сокращенной программе на базе высшего образования
Специальность 030302 Клиническая психология

Специализация Психологическое консультирование и терапия

Форма обучения: очная
Направление 030300.62 Бакалавриат

Форма обучения: очная, заочная, заочная по сокращенной программе на базе высшего образования
2.Содержание дидактических единиц по разделам, обозначенных в рабочей программе (РП) и их дополнительное разъяснение.

п/п


Раздел




Дополнительное разъяснение

раздела




Часы

1

Введение в общую

психологию.

Психология деятельности





Введение в общую психологию. Место психологии в системе наук о человеке и обществе. Роль психологии в общем человекознании: концепции Ж. Пиаже, Б.Г. Ананьева и др. Понятие о психике, ее изменении и специфике. Ориентирующая и регулирующая функция психики. Особенности житейской, обыденной и научной психологии.

Становление предмета современной научной психологии. Объект и предмет психологии. Краткая история формирования. Донаучная (интроспективная) психология. Ассоциативная психология. Становление научной психологии. Предмет и объект психологии с позиций различных психологических направлений. Особенности развития психологии на современном этапе. Основные подходы в зарубежной психологии: психоаналитический, когнитивно-бихевиоральный-, гештальт-психология, гуманистическая психология. Ведущие представители. Особенности развития отечественной психологии и ее становления на современном этапе. Психология как наука о психологических фактах, их закономерностях и механизмах. Психология как наука о «человекообразовании». Психология как наука о зарождении, функционировании и механизмах психики. Школа Л.С. Выготского-А.Р.Лурия. Школа С.Л. Рубинштейна. Школа Б.Г. Ананьева.

Проблема целостности в психологии. Основные принципы отечественной психологии. Сознательное, неосознаваемое, бессознательное в психике человека. Самосознание.

Структура современной общей психологии. Классификация психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства, их определения и примеры.

Основные отрасли, их классификация. Общая психология. Научная и практическая психология. Специфика психологического знания и его применение на практике

Основные задачи психологии на современном этапе развития российского общества. Значение психологического знания для экономики, образования, культуры, охраны здоровья людей, организации социального взаимодействия и др.

Проблема метода в психологии и методы современной психологии. Их классификация и назначение. Интроспекция как метод исследования. Его возможности и ограничения. Наблюдение, тест, беседа, интервью, анализ продуктов деятельности как психологические методы. Психологический эксперимент, его виды.. применение методов математической статистики психологии. Компьютер как инструмент психолога.

Психология речи . Речь, язык и коммуникация.. Вторая сигнальная система. Виды и функции речи. Филогенез речи. Переферические и центральные речевые отделы. Онтогенез речи. Этапы онтогенетического развития речи и мышления. Представление о Психолингвистик.. Порождение речи и его фазы. Современник отечественной психолингвистики Л.С. Выготский считал, что первое звено порождения речи – ее мотивация. Вторая фаза мысль – интенция. Третья – опосредование мысли во внутреннем слове (внутреннее программирование речевого высказывания). Четвертая – опосредование мысли в значениях внешних слов, или реализация внутренней программы. Пятая – опосредование мысли в словах – акустико-артикуляционная реализация речи.

Патологические проявления речи.. Афазии. Речевые центры Брока и Вернике. Локализация речевых центров, особенности афазий и реабилитация больных с афазиями. Нейропсихология речи (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова, Е.Д. Хомская и др.).

Психология понимания. Этнокультурные особенности понимания и восприятия речи. Феномен двуязычия (многоязычия): Мозг и психика. Краткая историческая справка об исследовании мозговой локализации психики. Теории узкого и широкого локализационизма. Работы Ф. Галля, И. Лешли, Флуранса и др. Взгляды И.М. Сеченова. Опыты и теоретические построения И.П. Павлова.

Основные методы исследования мозговой организации психики: раздражения, экстирпации, разрушения. Клинические методы. Электроэнцефалография. Полиграфия. Стереотаксические и другие современные методы исследования.

Концептуальные основания исследования соотношений мозга и психики. Теории П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна как основа понимания психических функций.

Нейропсихология. Современные представления о психических функциях. Теория динамической локализации психических функций А.Р. Лурия. Мозг и активация. Мозг и прием, переработка, хранение информации. Мозг и планирование, прогнозирование, регуляция, коррекция деятельности. Особенности психики при локальных поражениях головного мозга.

Мозг. Стратегия полушарий или межполушарная асимметрия. Понятие о ведущем (доминирующем) полушарии. Особенности психики «левополушарных» людей. Асимметрия мозга и психические процессы, Межполушарная аcимметрия и индивидуальный подход. Межполушарная асимметрия и обучаемость.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Общее понятие о деятельности в психологии. Поведение человека и деятельность. Понятие о деятельности как совокупности внешней и внутренней активности человека, направленной на достижение сознательно поставленной цели. Активность. Жизнедеятельность. Деятельность. Основные теории генезиса психической деятельности. Взгляды Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна. Интериоризация и экстериоризация психических функций.

Внутренние и внешние компоненты деятельности, их взаимосвязь и взаимопереходы. Предметная деятельность. Практическая деятельность как исходная и основная деятельность человека. Ориентировочная, исполнительская, индивидуальная, совместная, творческая и нетворческая деятельность человека. Субъект и объект деятельности.

Структура психической деятельности. Потребностно–мотивационный, ориентировочный, исполнительский компоненты деятельности. Сличение целей и результатов деятельности. Психологические механизмы возникновения новых деятельностей. Цели и мотивы деятельности. Стиль деятельности. Деятельность и психические процессы. Деятельность и личность.

Действие как структурная единица деятельности. Характеристика действий как процессов, направленных на достижение сознательных целей. Понятие об ориентировочной основе действия. Способы выполнения действий. Целенаправленный характер действий и процессы целеобразования. Образ как основа действий. Виды действий. Способы выполнения действий. Операции: их относительная самостоятельность, перенос из одних действий в другие. Умственные операции. Навыки и умения. Психофизиологические функции. Психологические условия эффективного формирования навыков и умений. Роль упражнений и тренировок. Индукция и интерференция навыков. Значение и место умений в операциональной сфере деятельности. Привычка как один из способов реализации деятельности, ставших потребностью. Поступок как форма деятельности.

Двигательный состав деятельности. Двигательная задача и программа выполнения действия, наличие постоянной коррекции действия. Роль афферентных систем и обратной сигнализации в регуляции сложных двигательных актов (Н.А. Бернштейн). Понятие об обратной афферентации и «акцепторе действия» (П.К. Анохин) Уровни построения движений. Понятие о координации движений. Идеомоторные акты. Понятие о психомоторике.



Основные виды деятельности: игра, учеба, труд. Общение. Понятие об основной деятельности. Теория деятельности и предмет психологии. Деятельность и психические процессы.

Деятельность, социализация, сознание человека.



143
















2.

Психология сознания и самосознания




Психология сознания. Становление сознания как предмета психологического исследования. Сознание как высшая форма психики человека. Эволюционная целесообразность возникновения сознания и самосознания. Сознание как осознанное бытие. Культурно-исторический и эволюционный подход к эволюции сознания и самосознания.

Анализ психологической структуры сознания. Психологическая структура сознания. Характеристика компонентов (Зинченко В.П.). Бытийный и рефлексивный слои сознания (С.Л. Рубинштейн, В.П. Зинченко, В.В. Знаков и др.). Модель образа сознания (Ф.Е. Василюк). Основные функции сознания. Достаточные условия для возникновения сознания: структурные и функциональные. Социальная ситуация развития и сознание человека. Высшие психические функции: их строение, свойства, генезис; орудие и знак в развитии сознания.

Сознание как проблема нейропсихологии. Теории сознания в зарубежной и отечественной психологии: концепции "светлого пятна" И П. Павлова и ее развитие в "теории прожектора" Ф. Крика (Crick, 1984). Теория Дж. Эдельмена. Холистическая теория сознания Д.Деннета. Интегральная теория сознания К. Уилбера. Концепция сознания как "фильтрующего и контролирующего механизма" Б. Либбета. Теория сознания Дж. Экклса

Проблема сознания в трудах отечественных психологов Рубинштейна С.Л., Д.Н.Узнадзе, Л.С. Выготского, Нейропсихологические основы о системного и смыслового строении сознания в работах А.Р. Лурия. Рефлекторная дуга А.М.Иваницкого. Теории сознания В.П. Симонова. Последствия методологической ориентации на марксизм при изучении сознания.



Современные исследования сознания и опыт моделирования и построения искусственного интеллекта. Ф. Маунткасл (проект Blut Brein). Тесть Тьюринга. Информационные и активирующие системы ЦНС.

Изменения состояния сознания и модификация памяти. Патологические проявления сознания. Глобальное и локальное прерывание сознания медитация, кома, гипноз, молитва и пр. Формы отключения сознания: медленно-волновый сон, обморок, наркоз, эпилептический припадок, травма мозга, отравление. Семь последовательных стадий восстановления сознания и психических функций по поведенческим показателям (медицинский контекст).

Бессознательные явления в психологии. Сознательное, бессознательное, неосознаваемое. Теории неосознаваемой психологической установки (шк.Д.Н. Узнадзе). Подсознательные и надсознательные процессы (В.Джемс, З.Фрейд, Ф.Василюк и др.).


110










Самосознание. Особенности процесса семантизации информационных стимулов. Системы передачи информации в мозге, кодирование сигнала. Знак, символ, смысл. Деятельность как необходимое условие возникновения «смысла». Категория смысла в трудах отечественных психологов (А.Н.Леонтьев, А.А.Леонтьев, Д.А. Леонтьев, О.К.Тихомиров, Б.С. Братусь и др.). Процесс вербализации смысла. Строение «смысла» и значение слова. Пространство формирования смысла: мотив, цель, условия. Формы презентации смысла объектов или явлений сознанию. Психофизиологические корреляторы смысла. Смыслы и отношения в регуляции психических состояний.

Общепсихологические характеристики рефлексии. Нейропсихологические основы рефлексии. Рефлексия как осознание субъектом средств собственной активности (Д.Холмс, Т.Ньюком, В.А. Сластенин, М.Н. Аплетаев, В.Г. Богин, Н.Б. Крылова, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев и др.). Функции рефлексии (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов). Уровни рефлексии (С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий). Когнитивный или интеллектуальный подход к рефлексии (Брушлинский А. В., Корнилова Т. В., Кулюткин Ю. Н., Матюшкин А. М., Семёнов И. Н., и др.). Личностный (общепсихологический) подход к рефлексии (Аллахвердов В. М., Василюк Ф. Е., Гуткина Н. И., Знаков В. В., Леонтьев Д. А., Петренко В. Ф., Петровский В. А., Семёнов И. Н., Степанов С. Ю., Шаров А. С., и др.). Виды рефлексии. Личностная рефлексия (А. В. Россохин). Ситуативная, ретроспективная, проспективная рефлексия (А. В. Карпов А. С. Шаров). Рефлексия как основа самодвижения личности. Исследование рефлексии в процессе дискурсивного (речевого) мышления индивидуума и группы в процессе решения ими творческих задач (С. Ю. Степанов и И. Н. Семёнов).

Динамика смысловых процессов."Малая» и «большая» динамика смысловых процессов. Общая характеристика процессов смыслообразование: направленность, логика протекания и формирования новых связей. Психотерапевтическое значение осознания смысловых структур и смысловых связей.

Смыслостроительство как способ восстановления смыслового соответствия сознания и бытия субъекта. Ситуации, запускающие процессы смыслостроительства: критические ситуации, личностные вклады, переживание прекрасного в природе и искусстве. Психология переживания критических ситуаций: стресс, фрустрация, эксвицитные ситуации. Диалог как средство речевого воздействия; воздействие через убеждение, способы речевых воздействий. Особенности восприятия произведений искусства Утрата смысла. «Экзистенциальный вакуум» – пути возвращения субъектом осмысленности жизни.



Онтогенез индивидуальной системы ценностных ориентаций (ЦО) как процесс развития смысловой сферы. Смысловые образования личности (Асмолов А.Г.). Мотивационнно-потребностная сфера как основа смысловой реальности. Потребности людей: врожденные (базовые) и приобретенные (Ф.П. Фридман). Категория «ценность» в психологии: многомерная реконструкция понятия. Ценности как высший уровень регуляции поведения личности. Категории «личностные» и «субъективные» ценности в психологии. Динамика ЦО. Проблемы, возникающие в процессе эмпирического исследования ценностей.

Особенности развития самосознания в фило- и онтогенезе Проблема опосредования в психологии (Л.С. Выготский, А.В.Брушлинский, С.Л.Рубинштейн.) Сущность самосознания как психического процесса. «Конфликтный смысл Я» как единица самосознания личности (Столин В.В.). Поступок как точка пресечения длительностей. Виды осмысления «Я» после поступка.

Соответствие типа самосознания уровню регуляции поведения индивида (биологический, социальный и личностный) в концепции В.В. Столина. Проблема и психотехника самоопределения личности: самопознание самопонимание (Знаков) Различие процессов «самопознания» и «самопонимания» субъекта. Самопонимание как процесс иерархизации смыслов.



Проблема «Я» в психологии . Концептуальное многообразие Я. Уровневая организация системы Я. Сравнительный анализ содержания теоретических конструктов «Я», «Эго», «Самость» в психоаналитической, естественно-научной и гуманистической парадигме. Структурная модель самости: психофизиологическая, социальная и ЭГО-идентичность. Экзистенциальное, переживаемое и категориальное Я. Концептуальное многообразие связывающей функции Я (Магомед-Эминов): Предельное Я, интегральное Я. Константное Я Феноменальное Я. Субстанциональное Я. Параметры анализа самосознания в клинической практике М.Розенберга (Степень дифференцированности "образа Я": Степень слитности качества и его эмоциональной оценки. Степень внутренней цельности, последовательности "образа Я. Степень отчетливости "образа Я.Степень устойчивости и стабильности "образа Я" во времени. Мера самопринятия.)

Дифференциальная защита структур самосознания . Неосознаваемые детерминанты поведения: генетические и онтогенетические факторы. Понятие психологическая защита (ПЗ). Объекты защиты. Виды и формы психологических защит. Функции ПЗ. Актуализация ПЗ на разных этапах онтогенеза. Примитивные и высшие формы ПЗ. Механизмы, обеспечивающие реализацию ПЗ. ПЗ к контексте сенсорно- перцептивных, мнестических, когнитивных процессов. Роль ПЗ в регуляции поведения. Адаптация, дезадаптация личности.

Методы исследования самосознания. Общие методы. Сопоставление данных объективного и субъективных анализа жизни и болезни. Клинико-психопатологическое исследование: адекватность и точность субъективных самооценок. Специальные методы. Обоснование проективного диагностически - исследовательского метода феноменологического анализа самосознания (Соколова Е.Т.). Методика "Условного двойника" Чудновский В.С. Методика графической самооценки. Психосемантические методы исследования самосознания (И Смирнов).



















3

Общепсихологическая характеристика личности и индиви дуальности




Общепсихологическая характеристика личности. Человеческий субъект как личность. Общественно  историческая природа личности. Личность как интегративная категория. Индивид. Личность. Субъект. Индивидуальность. Краткая историческая справка исследования личности в психологии и формирования методологических предпосылок современных теорий личности.

Методологические предпосылки современных представлений о личности. Многозначность понимания личности в современной психологии.

Общепсихологический анализ основных теорий личности в зарубежной психологии (психоаналитическая, бихевиоральная, когнитивная, гештальт-теория, гуманистическая) и отечественной психологии (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, и др.).

Общепсихологические особенности мотивационной сферы личности. История и современное состояние психологии мотивационных процессов. Потребности личности как источник ее активности, как универсальное свойство жизненных систем, основа процессов мотивации. Понятие о мотиве как результате опредмечивания потребности и личностной мотивации. Соотношение биологического и социального уровней мотивации. Психологические проблемы социализации. Обусловливание как механизм опредмечивания биологических потребностей. Основные подходы к изучению мотивации. Эмоции и мотивация.


Субъектная характеристика личности (субъектность)




145










Психология субъектности и интерсубъектности. Понятие о личности как объекте и как субъекте. Субъектность как интегральный психологический феномен. Уровни субъективных проявлений личности. Индивидуальная и социальная субъектность.















Ценностно – смысловые ориентиры личности и их психологическая характеристика. Психология ответственности и свободы. Духовные качества личности. Общепсихологические факторы развития личности. Современные представления об «образе мира», «образе жизни», «картины мира», «Я-концепции». Номотетическое и идеографическое описание личности.
























Индивидуальность человека




Индивидуальность человека.

Проблема индивидуальности в психологии. Анализ понятий «человек», «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность». Выделение природных и социально-детерминированных свойств человека.

Общее представление об индивидных свойствах человека и их классификация (Б.Г.Ананьев): возрастно-половые и индивидуально-типические свойства (конституциональные и нейродинамические). Понятие генотипа и фенотипа индивида. Уровни развития и функции индивидных свойств.














Традиции понимания «индивидуальности» в психологии: как единичности, как дополнения, как целостности. Функционально-уровневая теория индивидуальности (Б.Г. Ананьев). Многофакторная (информационная) теория индивидуальности (Дж. Ройс). Интегральная теория индивидуальности (В.С. Мерлин).

Влияние наследственности, социальных условий, семейного воспитания и этнических особенностей на становление индивидуальности. Представление об индивидуально-психологических особенностях личности.

Различные аспекты изучения индивидуальности. Феноменология индивидуальности и анализ ее проявлений: продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности.















Темперамент

- индивидуально-психологическое свойство личности: характеристика динамики психической активности человека. Основные компоненты темперамента (общая психическая активность, двигательная и эмоциональная активность, скорость, изменчивость, интенсивность, ритм процессов и поведения). Динамические характеристики темперамента как факторы психического развития личности.

Темперамент – генетическая основа проявления психологических свойств личности. Физиологические и психологические показатели темперамента. Зависимость свойств темперамента в деятельности и поведении от методов воспитания и жизненных условий индивида. Теории темперамента: гуморальная (Гален, Гиппократ), конституциональные (Э. Кречмер, У. Шелдон), физиологические (И.П. Павлов, В.Д. Небылицин, Я. Стреляу, Б.М. Теплов). Теоретическая концепция модели темперамента как «формально-динамического» свойства в структуре индивидуальности (Г. Айзенк, В.С. Мерлин, В.М. Русалов).

Проблема типологии темпераментов. Учение И.П. Павлова о типах нервной деятельности и соотнесение типов ВНД с типом темперамента. Психологическая характеристика сангвинического, холерического, флегматического, меланхолического типов темперамента по И.П. Павлову. Типология и характеристика темпераментов по Я. Стреляу. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности (Е.А.Климов.)















Способности.

Анализ понятий «задатки» и «способности». Анализ понятий «разум», «способности», «умственные способности», «интеллект». Современные представления об одаренности

Истоки понятия «интеллект». Цицерон, Аристотель, Платон об интеллекте и его разновидностях.

Проблемы изучения способностей человека: детерминанты способностей (наследственность и среда); проблема классификации способностей; взаимосвязь общих и специальных способностей; проблема методов измерения способностей. Развитие способностей и факторы его определяющие.

Основные подходы к изучению способностей: классический – психометрический и современный – когнитивный. Психометрический подход к изучению способностей. Ч. Спирмен и его двухфакторная теория способностей. Проблема общих способностей. Роль факторного анализа для оценки способностей.

Виды способностей по Д. Хеббу.

Многофакторная модель способностей Л. Терстоуна. Роль специальных способностей в развитии индивидуальности.

Кубическая модель структуры способностей Дж. Гилфорда. Содержательный, операциональный и продуктивный компоненты способностей.

Современные когнитивные теории способностей:

Уровневая теория интеллектуальных способностей Г. Айзенка. Три вида интеллекта по Г. Айзенку: биологический, психометрический и социальный, их особенности и способы их изучения.

Теория тройственного интеллекта Р. Стернберга (триархическая модель способностей). Компонентные способности, эмпирический интеллект и ситуативный интеллект. Роль социального контекста в развитии практического и социального интеллекта.

Теория многих интеллектов Г. Гарднера. Роль социальной среды, языкового опыта, культуры и искусства в формировании способностей человека. Основные виды интеллекта по Г. Гарднеру: лингвистический, математический, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, межличностный, внутриличностный (эмоциональный) и их развитие в зависимости от социально-культурного развития человека, конструирование способностей (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев) Проблема измерения эмоционального интеллекта. Коэффициент EQ.

Проблема формирования и развития способностей. Способности и характер. Способности и личность. Способности и деятельность. Биологическое и социальное в развитии способностей. Феномен одаренности. Роль сензитивных периодов и мотивации в развитии одаренности. Одаренность, талант и гениальность как разные уровни проявления способностей личности.
















Характер.

Происхождение и анализ понятия «характер». Соотношение понятий «характер» и «темперамент», «характер» и «личность»; «характер» и «индивидуальность».

Основные проблемы исследования характера: проблема выделения и описания феноменологии характера; проблема типологии характера и выделения оснований для классификации различных его типов; проблема единиц анализа и строения характера; проблема развития, формирования и воспитания характера.

Связь черт характера с волевой, эмоциональной сферой и интеллектом человека. Анализ черт характера в соответствии с направленностью личности, содержание которой проявляется в отношениях человека к окружающему миру, к себе, к деятельности, к различным предметам и вещам (В.Н. Мясищев).

Проблема «нормального» характера и «нормальной» личности (А.Ф. Лазурский, П.Б. Ганнушкин, А.Е. Личко). Психопатии и их классификация. Акцентуация характера и методы её выявления. Клинический аспект типологии характера.

Типология акцентуаций характера и сравнительный анализ основных типов акцентуации по А.Е. Личко и К. Леонгарду. Факторы, определяющие возникновение акцентуаций характера. Проблема коррекции характера.

Постановка проблемы характера в психоанализе. Учение о характере З. Фрейда. Функциональный аспект типологии характера. Опыт характерологии К.Г. Юнга, основанной на понятии об экстраверсии и интроверсии и основных функциях психики (ощущение, интуиция, эмоция и мышление). Основные психологические типы по К. Юнгу и их характеристика. Современные модификации типологии К. Юнга: типология характера Майерс-Бриггс и Д. Кейрси. Роль функциональной типологии для практической деятельности человека.

Развитие методов диагностики типов характера.

Проблема развития и воспитания характера. Исследования стиля жизни (А. Адлер). Главные идеи Адлера, связанные с представлением о характере: комплекс неполноценности, стремление к компенсации и социальное чувство. Развитие характера по Э. Фромму. Проблема социального характера. Роль ассимиляции (взаимодействие и отношения с вещами) и социализации (взаимодействие и отношения с людьми) в формировании различных типов характера: рецептивного, эксплуативного, накопительского, рыночного, продуктивного.






4.

Психические состояния и процессы




Место психических состояний в структуре психики. Определение психического состояния. Характеристики психического состояния. Состояние как психическое явление. Определение, структура и функции психического состояния. Общая характеристика психических состояний и детерминанты состояния. Психические состояния как система организации психических процессов. Свойства личности и психическое состояние. Проблема классификации психических состояний.

Общее понятие о психических состояниях, сущность и функции. Понятие «психическое состояние».



142










Состояние внимания и состояния сознания. Состояние бодрствования. Континуум сознания. Основные состояния сознания. «Нормальное» состояние. «Измененные» состояния сознания. Сон. Гипноз. Медитация как состояние и как средство. Физиология и психология состояний. Состояния сознания при психических нарушениях. Состояния сознания, вызванные принятием химических веществ. Установки сознания. Структура и уровни психических состояний (В.А. Ганзен, А.О. Прохоров, В.Н. Юрченко). Нейрофизиологические механизмы обеспечения уровня активации внимания.

Особенности внимания как психического состояния. Ведущие характеристики внимания. Внешние и внутренние факторы формирования внимания. Физиологические механизмы внимания. Доминантные состояния. Психическое состояние внешней и внутренней сосредоточенности внимания. Основные черты сосредоточенности внимания. Психическое состояние рассеянности, его физиологические и психологические механизмы, виды рассеянности. Характеристики, свойства, виды внимания. Психофизиологические механизмы внимания. Связь внимания с эмоциями, волей, мотивацией.

Психологические закономерности развития внимания. Развитие, управление и тренировка внимания. Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Психологические закономерности управления вниманием. Развитие объема и концентрации внимания, тренировка переключаемости внимания. Тренировка внимания и возрастные особенности субъекта.

Анализ ведущих теорий психического явления внимания. Классические теории внимания (В. Вундт, Н.Н. Ланге, Т. Рибо, Э. Титченер и др.). Теории ранней селекции внимания Д. Бродбента и А. Трейсман. Теории поздней селекции внимания: Д. Дойч и А. Дойч, Д. Норман. Трансформации теорий селекции внимания Р. Шиффрина.

Ресурсная модель внимания Д. Канемана.

Деятельностный подход к интерпретации процессов внимания: У. Найссер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н.Леонтьев и др.















Общая характеристика эмоциональных явлений в контексте психических состояний.. Психология эмоциональных явлений. Эмоциональные реакции, состояния и отношения личности. Особенности эмоциональных явлений в структуре психики. Основные психологические характеристики эмоциональных явлений. Классификация эмоциональных явлений.

Эмоции и эмоциональные состояния человека.. Функции эмоций. Анализ положительных, отрицательных и индифферентных эмоций человека. Теории эмоций. Эмоции и функциональная асимметрия мозга (Е.Д. Хомская).

Психологический анализ эмоциональных состояний. Эмоциональные состояния: общая характеристика. Психологический анализ эмоциональных состояний, оценочные параметры. Содержание эмоциональных состояний в различных теориях. Отличительные признаки эмоций и эмоциональных состояний человека. Психологическая польза и вред стресса (Г. Селье). Анализ стадий протекания стресса. Фрустрация. Условия протекания фрустрации, особенности возникновения, механизм осуществления. Тревога и агрессия как психические состояния. Аффект. Психологические особенности аффекта.

Анализ чувств. Эмоциональные отношения как высшие эмоциональные проявления личности. Эмоционально окрашенные потребности и высшие чувства человека. Психологическая проблема их классификации. Психологические условия развития и проявление высших чувств личности в реальной жизнедеятельности.



Психология настроения. Настроение как состояние индивида. Составляющие настроения (В.А. Ганзен и В.Д. Юрченко). Структура настроения (Л.В. Куликов). Релативный, эмоциональный, когнитивный, мотивационный и физический компоненты настроения. Феноменология настроения. Уровни настроений. Изменчивость настроения субъекта. Настроение и боль.







Психические процессы





Психические процессы.

Общее представление о психических процессах и их место в классификации психических явлений.
Сенсорно-перцептивные психические процессы.

Ощущение

Модуль 11. Сенсорно-перцептивные психические процессы. Общая психология: когнитивные процессы. Предыстория развития представлений о познавательных процессах. Репрезентация знаний: древний период, средневековый период, начало двадцатого века. Возрождение когнитивной психологии: 50-е годы XX века. Современные теоретические подходы к изучению человеческого познания: компьютерная метафора психики человека, информационная метафора, метакогнитивные операции и модель адаптивного контроля мышления, голографическая модель познания.

Общая характеристика психических процессов: сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, регуляционных.

Ощущение как процесс отражения отдельных свойств и качеств предметов и явлений. Этапы обработки информации. Структура сенсорной системы.

Основные психофизические параметры ощущений. Работы Г. Гельмгольца, Г. Фехнера, Э. Вебера, С. Стивенса. Понятие о психофизическом операторе.

Физиологические механизмы ощущений. Теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Понятие об анализаторе. Виды рецепторов. Классификация анализаторов и ощущений. Экстрацептивные, интроцептивные, проприоцептивные, интермодальные и "неспецифические" ощущения. Другие классификации ощущений.

Психофизика ощущений. Основные методы количественного измерения ощущений. Понятие порогов ощущений: абсолютные и разностные пороги, допущение о дискретности сенсорного ряда. Основной психофизический закон. Психофизические концепции: нейроквантовая теория (Стивенс, Морган, Фолькман); теория обнаружения сигнала (Грин, Светс); теория двух состояний (Люс).

Психофизиологические особенности ощущений. Явление адаптации в различных модальностях, виды проявления. Постадаптационное восстановление. Понятие о сенсибилизации и синестезиях ощущений. Компенсация ощущений, ее механизмы. Особенности ощущений при поражениях сенсорных анализаторов или депривациях. Взаимодействие ощущений. Объективный и субъективный характер ощущений.

Восприятие . Образы восприятия. Многообразие образных явлений в сознании человека. Теории восприятия в ассоциативной психологии: теория постоянства, принцип ассоциации. Апперцепция восприятия. Экологический подход к восприятию (Дж. Гибсон). Вклад гештальтпсихологической теории и практики в изучение восприятия. Особенности исследования восприятия в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.П. Зинченко, Ю.Б. Гиппенрейтер и др.)

Восприятие. Обнаружение сенсорных сигналов. Теория обнаружения сигналов. Критерий наблюдателя и концепция порога. Теория связи и теория информации. Объем восприятия. Иконическое хранение. Влияние задержки инструкции на воспроизведение. Эхоическое хранение. Функции сенсорных хранилищ.

Понятие сенсорных паттернов, подходы к распознаванию паттернов. Распознавание паттернов (восприятие). Подходы к распознаванию зрительных паттернов. Гештальтпсихологическая концепция восприятия (В. Вундт, К. Кофка). Принципы естественной (спонтанной) организации образа: близость элементов, их сходство, направление, объективная установка, общая судьба, прегнантность. Принципы обработки информации: «снизу-вверх» и «сверху-вниз». Принцип обработки «Сравнение с эталоном». Подетальный анализ. Теория формирования прототипов. Абстрагирование зрительной информации. Псевдо-память. Теория прототипов: центральная тенденция и частота признаков. Распознавание образов в шахматах. Роль наблюдателя в распознавании паттернов.

Основные свойства восприятия: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность. Классификация видов восприятия по основной модальности и по форме существования материи. Восприятие как действие: особенности восприятия пространства, времени, движения. Иллюзии восприятия. Механизмы. Контраст как объективное и субъективное свойство восприятия.

Психологическая характеристика представлений. Представление как образное отражение предметов и явлений, действующих на органы чувств в прошлом опыте. Восприятие цвета. Психологическое отражение цветовых композиций. Цветовые ассоциации и символы. Символы в изобразительном искусстве и их психологическое значение. Топологическая организация зрительного восприятия, физиология основных сфер психики человека, участвующих во взаимодействии с цветом и композицией.

«Интеллектуальные» психологические процессы. Общая характеристика группы интеллектуальных процессов. Взаимосвязь памяти, мышления, воображения и речи.

Память. Краткая история развития представлений о памяти. Место памяти в когнитивной сфере. Модели памяти: модель первичной и вторичной памяти (Во, Норманн), модель Клацки, модель Аткинсона и Шифрина, модель уровня воспроизведения (П.И. Зинченко), модель уровня обработки (Крейк, Локхарт) и эффект отнесения к себе (Роджерс, Куйпер, Киркер) как дополнительный аспект уровневой обработки информации; трехчастное строение системы памяти по Тульвингу – процедурная, семантическая и эпизодическая память.

Механизмы памяти: физиологические, нейрофизиологические, нейропсихологические и биохимические.

Виды памяти. Классификация видов памяти по различным критериям: длительности хранения информации, ее объема, способов переработки, значимости и др. Характеристика видов памяти в зависимости от времени сохранения информации: сенсорное хранение, кратковременная память (КВП), долговременная память (ДВП). Объем КВП., ДВП и единицы информации. Кодирование информации KBП. Долговременная память: структура и хранение. Сверхдолговременная память. Оперативная память.

Основные процессы памяти. Запоминание как процесс кодирования информации. Сенсорный регистр. Типичные способы кодирования (иконическое, кратковременное, долговременное) и их закономерности. Сохранение как процесс переработки информации. Способы организации информации в памяти: пространственный, ассоциативный, иерархический. Воспроизведение или извлечение из памяти необходимой информации. Виды воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение, припоминание, воспоминание. Роль ассоциаций в памяти. Их виды и характеристика. Виды кодирования и декодировки информации.

Забывание как особый процесс памяти. Теории забывания: теория затухания, теория интерференции, ситуативное забывание. Механизмы забывания. Забывание - следствие проактивного и ретроактивного торможения и явлений интерференции. "Закон края" в памяти, виды интерференции. Кривая забывания. Опыты Г. Эббингауза. Явление реминисценции. Психологические приемы "борьбы" с забыванием.

Формы, методы, приемы и способы эффективной организации работы памяти. Условия рационального запоминания. Повторение и его обеспечение. Психология структурирования. Мнемотехнические приемы запоминания. Тренировка памяти.


Мышление

Общие представления о мышлении. Определения мышления, круг феноменов. Мышление как познавательно-преобразовательный процесс, как высшая форма познания, как процесс разрешения проблемных ситуаций. Специфика психологического изучения мышления. Диалогическая природа мышления человека. Мышление в системе познавательных процессов. Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, вербально-логическое; теоретическое и практическое; абстрактное и конкретное; репродуктивное и продуктивное; творческое и критическое; логическое и интуитивное; эмоциональное и рациональное; аутистическое и реалистическое и др.













Мышление как процесс формирования понятий: признаки и правила, по которым они связаны. Примеры концептуальных задач. Усвоение правил. Ассоциативная теория формирования понятий. Проверка гипотез. Стратегии формирования понятия.

Мышление как аналитико-синтетическая деятельность. Мышление и понятия формальной логики. Силлогизм и законы формальной силлогистической логики. Характеристика основных мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и др.

Мышление как процесс решения задач. Формальное мышление – влияние формы, содержания аргумента, а также индивидуальных различий на процесс мышления. Этапы решения задач. Мышление как процесс принятия решений: индуктивное рассуждение, оценка вероятностей, рамки решения, репрезентативность

Эвристический подход к мышлению. Роль мышления в прогнозировании.

Когнитивный подход к анализу мышления. Теория Ж.Пиаже: когнитивные схемы и операции, ассимиляция и аккомодация. Мышление как процесс обработки информации (Г.Саймон, Дж.Брунер и др.).

Мышление как высшая психическая функция (Л.С. Выготский). Мышление как познавательная деятельность (А.Н. Леонтьев). Смысловая теория мышления (школа О.К.Тихомирова). Мышление как ориентировочно-исследовательская деятельность (П.Я. Гальперин). Исследования процессуальных форм мышления в школе С.Л.Рубинштейна (А.В. Брушлинский, А.М. Матюшкин).















Культурно - историческая концепция становления речевого мышления как высшей психической функции (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия). Роль культуры в формировании специфики мышления: кросс-культурные исследования (Л. Леви-Брюль, А.Р. Лурия, М. Коул и др.). Развитие мышления в онтогенезе (Д. Брунер, Ж.Пиаже, Л.С. Выготский и др). Современные представления об интеллектуальном развитии человека в течение всей жизни.













Индивидуальные особенности мышления. Мышление и сенсорно-перцептивные процессы. Мышление и память. Ошибки и нарушения мышления. Типы и стили мышления.

Когнитивные стили как индивидуально-своеобразные способы переработки информации. Теоретические истоки стилевого подхода: теория психологической дифференциации (Г. Уиткин); теория когнитивных контролей (Р. Гарднер, Ф. Хольцман, Г. Шлезингер и др); теория когнитивного темпа (Дж. Каган); когнитивные теории личности (О. Харви, Д. Хант, Х. Шродер, Дж. Келли). Когнитивные стили – психологическая характеристика. Соотношение продуктивных и стилевых аспектов интеллектуальной деятельности.













Мышление и творчество. Концепция редукции творчества к интеллекту. Творческий процесс: подготовка, инкубация, просветление, проверка. Анализ творчества. Обучение творчеству.

Подходы к изучению интеллекта. Проблема определения. Теории и модели интеллекта: однофакторные и многофакторные модели (А.Бинэ и Т.Симон, Ч.Спирман, Г.Айзенк, Дж.Равен, Д.Векслер, Дж.Гилфорд, Р.Стернберг и др.). Понятие о социальном и эмоциональном интеллекте. Проблема измерения уровня развития интеллекта. Креативность и ее диагностика. Теории креативности. Соотношение интеллекта и креативности, методы их диагностики. Показатели креативности (Дж. Гилфорд, Е. Торренс). Концепция М. Воллаха и Н. Когана; концепция С. Медника; теория инвестирования Р. Стернберга; подход В.Н. Дружинина и Н.В. Хазратовой. Интуиция (Я.А. Пономарев, О.К. Тихомиров). Эвристики.




Индивидуальные особенности мышления. Мышление и сенсорно-перцептивные процессы. Мышление и память. Ошибки и нарушения мышления. Типы и стили мышления.

Когнитивные стили как индивидуально-своеобразные способы переработки информации. Теоретические истоки стилевого подхода: теория психологической дифференциации (Г. Уиткин); теория когнитивных контролей (Р. Гарднер, Ф. Хольцман, Г. Шлезингер и др); теория когнитивного темпа (Дж. Каган); когнитивные теории личности (О. Харви, Д. Хант, Х. Шродер, Дж. Келли). Когнитивные стили – психологическая характеристика. Соотношение продуктивных и стилевых аспектов интеллектуальной деятельности.



















Воображение.

Воображение как особый вид психических процессов.Общая характеристика

Краткая история развития представлений о мысленных образах (воображении).. Общая характеристика воображения.

Количественная оценка воображения. Когнитивный подход к воображению. Гипотеза двойного кодирования информации в памяти. Теория организующих связей Бауэра (роль образов в научении и памяти). Концептуально-пропозициональная гипотеза хранения информации в памяти (Андерсон, Бауэр). Функциональная эквивалентность мысленных образов по Шепарду. Радикальная теория образов.

Виды воображения. Непосредственное и произвольное воображение. Репродуктивное (воссоздающее) и творческое воображение. Основные формы воображения. Фантазия, мечта. Галлюцинации. Характеристика приемов воображения: агглютинации, схематизации, акцентирования и др. Роль воображения в развитии мышления. Воображение и личность.















Регуляционные процессы













Общая характеристика регуляционных процессов. Уровни интегративной деятельности мозга. Функциональная система поведенческого акта. Основные структуры мозга, обеспечивающие формирование поведенческого акта. Рефлекторный и кортикальный контроль двигательной активности. Соотношение произвольной и непроизвольной регуляции. Психофизиология цикла сон-бодрствование. Уровни активации и эффективность психических процессов. Неосознаваемые содержания психики, их роль в регуляции поведения. Перцептивная защита.

Сознание и регуляция. Роль речи в осознании. Потребности, мотивация и регуляция поведения. Самосознание, самопознание, самоанализ, самовоздействие как формы саморегуляции поведения.















Внимание как регулятивный процесс. Общее представление о внимании. Внимание как динамическая характеристика познавательной деятельности. Функции внимания, механизмы их реализации. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, распределение, объем, переключение. Субъективные и объективные критерии внимания. Виды внимания (Э.Титченер, У.Джеймс, Н.Ф.Добрынин).Теории внимания.

Внимание и ресурсы психики. Нарушения внимания. Методы изучения и диагностики внимания.

Развитие внимания в детском возрасте. Формирование внимания.














Эмоции в регуляции деятельности человека.. Биологическая целесообразность эмоций. Условия возникновения эмоционального процесса. Эмоциональная регуляция когнитивных процессов. Врожденность эмоциональной экспрессии. Эмоциональная коммуникация. Влияние эмоций на восприятие и внимание. Влияние эмоций на память. Влияние эмоций на мышление.













Оценочные суждения как основа регулятивных процессов. Оценочные суждения и точность отражения реальности: нереалистический оптимизм, иллюзия контроля, эвристика доступности, эффект наглядности, якорный эффект, эффект стереотипизации, эффект ореола и др. Критерии оптимальности оценочного поведения: повышение эффективности действия, улучшение эмоционального состояния. Эмоциональные явления как отношение (высшие чувства человека)













Проблема воли в психологии. Произвольность и воля. Волевая сфера личности. Природа воли. Дискуссионность развития представлений о воле. Теоретические подходы к пониманию воли: гетерономные теории и теории автономной воли (мотивационный подход, подход свободного выбора, регуляционный подход).

Простые и сложные волевые действия. Структура волевого акта. Понятие "борьба мотивов". Принятие решения. Волевая регуляция деятельности. Развитие воли у человека. Проблема самодетерминации. Волевые качества личности. Понятие, структура, классификация волевых качеств личности.






3. Образовательные технологии (по разделам)

В преподавании целостного курса общей психологии используются различные образовательные технологии, часть которых представлены ниже:

3.1.


Каталог: %D4%E0%EA%F3%EB%FC%F2%E5%F2%20%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%E8%20%E8%20%EF%E5%E4%E0%E3%EE%E3%E8%EA%E8 -> 030302.65%20%CA%EB%E8%ED%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF%20%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF
030302.65%20%CA%EB%E8%ED%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF%20%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF -> Методические пояснения по содержанию дисциплины Основные этапы развития знаний о психическом «Доисторический»
030302.65%20%CA%EB%E8%ED%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF%20%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF -> Вопросы для самоконтроля
030302.65%20%CA%EB%E8%ED%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF%20%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF -> Вопросы к экзамену. Предмет и задачи физиологии внд
030302.65%20%CA%EB%E8%ED%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF%20%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF -> Тематика реферативных работ
030302.65%20%CA%EB%E8%ED%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF%20%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF -> Вопросы для самоконтроля
030302.65%20%CA%EB%E8%ED%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF%20%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF -> 1 Изучение совладающего поведения в зарубежной и отечественной психологии
030302.65%20%CA%EB%E8%ED%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF%20%EF%F1%E8%F5%EE%EB%EE%E3%E8%FF -> Назначение курса


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница