Учебно-методический комплекс дисциплины м в. 04 Современные методики преподавания музыкальных дисциплин



Скачать 161,5 Kb.
Дата23.05.2016
Размер161,5 Kb.
#50213
ТипУчебно-методический комплекс
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)
Кафедра музыкального и художественного образования

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

М.2.В.04 Современные методики преподавания музыкальных дисциплин

Направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование

Магистерская программа: Музыка

Аннотация
Данный учебно-методический комплекс (УМК) разработан для студентов 1,2 курсов очной формы обучения по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, магистерская программа Музыка.

Дисциплина М.2.В.04 Современные методики преподавания музыкальных дисциплин входит в вариативную часть (дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом)) профессионального цикла дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. Общее количество часов - 180, из них 36. - аудиторные занятия и 117 самостоятельная работа. Трудоемкость составляет 5 зачетных единиц.

Степень (квалификация) выпускника — магистр.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование для очной формы обучения составляет 2 года.


Составными компонентами УМК являются:

  1. Аннотация.

Стр. 1

  1. Рабочая программа учебной дисциплины М.2.В.05 Современные методики преподавания музыкальных дисциплин по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, магистерская программа Музыка

Стр. 2

2.1. Список рекомендуемой литературы

Стр. 8

2.2. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

Стр. 12


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


Утверждаю

декан ФКИ

Е.А. Каюмова

«01» сентября 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
М.2.В.04 СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН


ТРУДОЕМКОСТЬ (В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ) 5


Направление: 44.04.01 Педагогическое образование
Магистерская программа: Музыка
Квалификация (степень) выпускника: магистр
1. Цели изучения дисциплины
Цель: Расширение теоретических и методических представлений студентов о способах осуществления музыкально-педагогической деятельности с учетом инноваций в сфере музыкального образования, становление индивидуального стиля музыкально-педагогической деятельности.

Задачи:

- углубление представлений о многообразии подходов к музыкальному образованию на современном этапе;

- профессионально-личностное совершенствование студентов как педагогов-музыкантов в процессе освоения передового отечественного и зарубежного музыкально-педагогического опыта;

- развитие музыкально-педагогических умений в реализации музыкального обучения и воспитания с использованием инновационных методов и приемов;

- совершенствование способностей анализа и самоанализа музыкально-педагогической деятельности с позиций ее соответствия современным требованиям.
2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «Современные методики преподавания музыкальных дисциплин» относится к вариативной части профессионального цикла основной образовательной программы по направлению Педагогическое образование (магистерская программа: Музыка).

Данная дисциплина имеет тесную взаимосвязь и взаимодополнение со многими дисциплинами ООП, такими как: «Современные проблемы науки и образования», «Методология и методы научного исследования», «Методология научно-исследовательской деятельности в области искусства», «Развитие творческого мышления», «Современные педагогические технологии», «Музыкальное искусство в контексте художественной культуры», «Инновационные процессы в образовании». Данные дисциплины подготавливают студента к преподаванию и использованию на практике инновационных методов, приемов и технологий в условиях современного образования.


3. Требования к уровню освоения программы
Данная учебная дисциплина способствует формированию у обучающихся следующих компетенций:

общекультурные компетенции (ОК):

- способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

- способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

- способность формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);

- способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);


профессиональные и общепрофессиональные компетенции (ПК, ОПК):

- способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

- способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готовность использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

- способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политике (ПК-3);

- способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

- готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

- готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

- готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

- готовность организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12);

- готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

- готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);

- способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

- готовность разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18);

- способность разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);

- способность формировать художественно-культурную среду (ПК-21).


По окончании изучения курса студент должен знать:

-принципы инновационной педагогики;

-содержание инновационно-педагогических систем преподавания музыкальных дисциплин;

-направления нововведений в российском массовом и индивидуальном музыкальном образовании;

-особенности реализации зарубежного опыта музыкально-педагогической деятельности в российском массовом и индивидуальном музыкальном образовании.

Студент должен уметь:



- анализировать инновационные системы преподавания музыки;

- устанавливать взаимосвязи современных и традиционных методов;

-формировать современные подходы к решению проблем в музыкальном образовании.

Студент должен владеть:



-научно-терминологическим аппаратом современной педагогики;

-знаниями, умениями и навыками современной педагогики с применениями их в музыкальном образовании;



-современными подходами к проблемам в музыкальном образовании.


4. Общая трудоемкость дисциплины 5 зачетных единиц и виды учебной работы


Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом) (час)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом) (час)

всего

2

3

Аудиторные занятия

36







Лекции

8




8

Практические занятия

28

12

16

Семинары










Лабораторные работы










Другие виды аудиторных работ










Другие виды работ










Самостоятельная работа

117

58

59

Курсовой проект (работа)










Реферат










Расчетно-графические работы










Формы текущего контроля










Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

экзамен (27)

зачет

экзамен (27)


5. Содержание программы учебной дисциплины

5.1. Содержание учебной дисциплины


п/п

Наименование раздела

дисциплины (темы)

Аудиторные часы

Самостоятельная работа (час)

ВСЕГО

Лекции

Практические (семинары)

Лабораторные

В т.ч. интерактивные формы обучения (не менее 40%)




2 семестр



















1.

Краткая характеристика школьных программ по музыке

1




1




1

5

2.

Использование проектного метода в деятельности учителя музыки

1




1




1

6

3.

Методы и приемы музыкального образования в системе Л. В. Занкова

1




1




1

4

4.

Фонопедический метод развития голоса В. Емельянова


1




1




1

4

5.

Методика воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека по Д.Е. Огороднову

2




2




2

4

6.

Освобождение голоса по системе Кристин Линклэйтер. Вокальная методика Сета Риггса

1




1




1

5

7.

Ускоренный метод обучения игре на фортепиано Т.И.Смирновой

1




1




1

5

8.

Метод развивающего обучения в классе фортепиано Е. Винокуровой

1




1




1

5

9.

Методика Шиничи Сузуки

1




1




1

5

10.

Методика начального обучения игре на фортепиано Е.Н. Гавриловой

1




1




1

5

11.

Методология В.В. Кирюшина

1




1




1

5

12.

Методика Карла Орфа

1




1




1

5

13.

Методика развития музыкального слуха у детей по Н. А. Метлову

1




1




1

5

14.

Методика работы с детским шумовым оркестром

1




1




1

5

15.

Методика организации слушания музыки дошкольников

1




1




1

5

16.

Особенности

психофизиологического развития детей раннего возраста



2




2




2

5




3 семестр



















1.

Понятие «Метод», «Методология», «Дидактика»

2

1

1




1

5

2.

Понятие «педагогической технологии»

2

1

1




1

5

3.

Инноватика и инновации в современном школьном образовании

2

1

1




1

4

4.

Вокальная педагогика Италии от IX века и до современности

3

1

2




2

5

5.

Французская вокальная педагогика от XVII века и до современности

3

1

2




2

5

6.

Вокальная педагогика Германии XIX-XX веков

2

1

1




1

5

7.

Эстетическое воспитание детей средствами вокального искусства

2

1

1




1

4

8.

Методики раннего музыкального развития детей: Монтессори, Железновых, Лазарева

2

1

1




1

6




Итого:

36 часа (1 зач. ед.)

8

28




28 часов (78%)

117



5.2. Содержание разделов дисциплины
2 семестр

1. Краткая характеристика школьных программ по музыке. Противоречия между целями музыкального образования и реальными задачами музыкального обучения и воспитания в современных условиях. Характеристика программы Д. Б. Кабалевского, взгляды на музыкальное образование в 70-е, 80-е, 90-е года и современные требования к уроку музыки в школе.

2. Использование проектного метода в деятельности учителя музыки. Цели и задачи метода, этапы реализации, виды проектов.

3. Методы и приемы музыкального образования в системе Л. В. Занкова. Сущность системы, ее методы и приемы.

4. Фонопедический метод развития голоса В. Емельянова. Основные принципы методики, эффективность ее использования в вокальной практике, фонопедические упражнения (голосовые игры).

5. Методика воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека по Д.Е. Огороднову. Формы работы по методике и их связь с развитием музыкальности.

6. Освобождение голоса по системе Кристин Линклэйтер. Вокальная методика Сета Риггса. Сущность, приемы и методы работы по методикам.

7. Ускоренный метод обучения игре на фортепиано Т.И.Смирновой. Сущность метода, его приемы, упражнения.

8. Метод развивающего обучения в классе фортепиано Е. Винокуровой. Сущность метода, его приемы, упражнения.

9. Методика Шиничи Сузуки. Принципы, приемы и методы работы с детьми при обучении игры на музыкальных инструментах.

10. Методика начального обучения игре на фортепиано Е. Н. Гавриловой. Методы и приемы в обучении, упражнения для развития слуха, чувства ритма, ансамблевой игры и т.д.

11. Методология В.В. Кирюшина. Сущность оригинальной методики изучения теории музыки и сольфеджио.

12. Методика Карла Орфа. Сущность уникальной методики музыкального развития детей дошкольного возраста.

13. Методика развития музыкального слуха у детей по Н. А. Метлову. Суть методики. Упражнения для развития ладотонального слуха у дошкольников.

14. Методика работы с детским шумовым оркестром. Суть методики, разработанной Н.А. Метловым.

15. Методика организации слушания музыки дошкольников. Суть методики, разработанной Н. А. Метловым.

16. Особенности психофизиологического развития детей раннего возраста. Особенности психофизиологического развития детей раннего возраста как предпосылка начального музыкального воспитания. Методика работы с детьми раннего возраста, проблемы, решения, построение занятий.
3 семестр

1. Понятие «Метод», «Методология», «Дидактика».

Структура методологии. Понятие «Дидактика», предмет, задачи дидактики.



2. Понятие «педагогической технологии». Критерии, структура технологичности педагогической технологии. Приемы, средства и формы обучения.

3. Инноватика и инновации в современном школьном образовании. Понятие и характеристика инноваций и реформ.
4. Вокальная педагогика Италии от IX века и до современности. Обзор вокального искусства и методов обучения певцов Италии от времен грегорианского хорала и зарождения оперного искусства и до наших дней.

5. Французская вокальная педагогика от XVII века и до современности. Характеристика французской вокальной школы, ее знаменитые имена, методы и приемы педагогов в подготовке оперных исполнителей.

6. Вокальная педагогика Германии XIX-XX веков. Школа «примарного тона», традиции опер Р. Вагнера, И. Штрауса, а затем Шёнберга и К. Орфа.

7. Эстетическое воспитание детей средствами вокального искусства. Программа для детей 5-6 лет, цели, задачи, методы и приемы реализации.

8. Методики раннего музыкального развития детей: Монтессори, Железновых, Лазарева. Обзор различных зарубежных и российских методик музыкального развития дошкольников.
5.3. Лабораторный практикум — не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Основная литература по дисциплине:




  1. Электронный ресурс (свободный доступ, библиотека ТГПУ) http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=51926 Безбородова Л.А.,Алиев Ю.М.-Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях/ Издательство: "Лань", "Планета музыки"2014 г. - 512 стр.

  2. Сергеева, Галина Петровна. Уроки музыки. 7 класс [Текст]:пособие для учителей общеобразовательных учреждений/Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская.-3-е изд.-М.:Просвещение,2011.-109 с.

  3. Необычные уроки музыки. 1-4 классы /сост. Л. В. Масленникова-Золина.-Волгоград:Учитель,2011.-122 с.

    1. Дополнительная литература:




  1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования : учебное пособие / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М. : Академия, 2004 – 333 с.

  2. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта / Ю. Б. Алиев. - М. : Владос, 2003. - 334 с.

  3. Безбородова, Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях : учебное пособие / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. - М. : Академия, 2002. - 413 с.

  4. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебное пособие для вузов / А. Г. Гогоберидзе. - М. : Академия, 2005, 2007. — 316 с.

  1. Демченко, А. Д. Вокальные игры с детьми / А. Д. Демченко. - М., 2000.

  2. Жилин, В. Об Орф-учителе / В. Жилин // Вестник педагогического общества Карла Орфа. – Челябинск : Российское общество Карла Орфа, 2008. – № 16.

  3. Загвязинский, В. И. Теория обучения : Современная интерпретация [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. – Москва: Академия, 2001.

  4. Затямина Т.А. Современный урок музыки : методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое пособие. - М.: Глобус, 2010.

  5. Ибрагимов, Г. И. Теория обучения : учебное пособие / Г. И. Ибрагимов, Е. М. Ибрагимова, Т. М. Андрианова. - Изд-во : Владос, 2011.

  1. Ильина, Е. Р. Музыкально-педагогический практикум : учебно-методическое пособие для студентов вузов / Е. Р. Ильина. - М. : Академический Проект; Альма Матер, 2008. - 415 с.

  1. Келлер, В. Куда ведет «Шульверк» Орфа? Ответы на критические вопросы / В. Келлер // Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. – Москва : Музыка, 1978.

  2. Кирнарская, Д. К. Музыкальная психология и психология музыкального образования : теория и практика. Учебник для музыкальных факультетов учреждений высшего педагогического профессионального образования / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова. - Изд-во : Академия, 2011.

  1. Ланкин, В. Г. Музыка и развитие личности ребенка / В. Г. Ланкин, Е. Е. Ланкина, И. Р. Хох. - Томск : Издательство ТГПУ, 2005. - 174 с.

  1. Менабени, А. Г. Вокально-педагогические знания и умения / А. Г. Менабени. - М., 1995.

  1. Методологическая культура педагога-музыканта : учебное пособие для вузов. - М. : Академия, 2002. - 268 с.

  1. Морих И.Б. Творческие задания по музыкально-теоретическим дисциплинам. - Изд-во : Композитор, 2011.

  2. Овсянкина Г. Музыкально-компьютерные технологии в образовании: учебное пособие. - Изд-во : Лань, 2010.

  1. Овсянкина, Г. П. Музыкальная психология: учебник для факультетов музыки / Г. П. Овсянкина — СПб. : Союз художников, 2007. - 240 с.

  2. Осеннева, М. С. Методика музыкального воспитания : учебное пособие вузов / М. С. Осеннева. - М. : Академия, 2001. - 366 с.

  1. Педагогика : учеб. пособие для студентов и пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. – 3-е изд. – Москва : Школа-Пресс, 2000.

  1. Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учебное пособие для вузов / В. И. Петрушин. - 2-е изд. - М. : Академический Проект; Трикста, 2008. - 400 с.

  2. Психология музыкальной деятельности : Теория и практика : учебное пособие для вузов / Д. К. Кирнарская [и др.] - М. : Академия, 2003.

  1. Рачина Б. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе : учебник / Б. Рачина. - СПб. : Композитор, 2007.

  2. Седова. Н. Е. Основы практической педагогики : учеб. пособие/ / Н. Е. Седова. – Москва : ТЦ Сфера, 2008.

  3. Солопанова, Н. А. Инновационная деятельность как феномен духовно-творческой практики учителя музыки / Н. А. Солопанова // Искусство в школе. – 2007. – № 2.

  4. Строкова, Т. А. Инновационные процессы в массовой школе (Анализ опыта инновационной деятельности тюменских школ) : моногр. / Т. А. Строкова. – Тюмень : ТюмГУ, 2001.

  5. Стулова, Г. П. Теоретические основы вокальной работы с детьми / Г. П. Стулова. - М., 1996.

  6. Шеломов Б.И. Детское музыкальное творчество на русской народной основе. Методическое пособие для педагогов детских музыкальных школ. - Изд-во : Композитор, 2010.

6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

Интернет-ресурсы:

1. http://www.belcantoschool.ru

2. http://xreferat.ru

3. http://www.rockvocalist.ru

4. http://musicteachers.tk/

5. http://sterlitamakmus.ucoz.com



6. http://forum.in-ku.com/
6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины


п/п

Наименование раздела (темы) учебной дисциплины (модуля)

Наименование материалов обучения, пакетов программного обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1.

Использование проектного метода в деятельности учителя музыки

Информационные ресурсы на CD-носителях и в интернете

Персональный компьютер, сеть Internet

2.

Фонопедический метод развития голоса В. Емельянова

Информационные ресурсы на бумажных носителях, CD-носителях и в интернете

Персональный компьютер, сеть Internet, фортепиано

3.

Методика воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека по Д.Е. Огороднову

Информационные ресурсы на бумажных носителях, CD-носителях и в интернете

Персональный компьютер, сеть Internet, фортепиано

4.

Освобождение голоса по системе Кристин Линклэйтер. Вокальная методика Сета Риггса

Информационные ресурсы на бумажных носителях, CD-носителях и в интернете

Персональный компьютер, сеть Internet, фортепиано

5.

Методика Карла Орфа

Информационные ресурсы на бумажных носителях, CD-носителях и в интернете

Персональный компьютер, сеть Internet, фортепиано

6.

Методика работы с детским шумовым оркестром

Информационные ресурсы на CD-носителях и в интернете

Персональный компьютер, сеть Internet

7.

Ускоренный метод обучения игре на фортепиано Т.И.Смирновой

Информационные ресурсы на бумажных носителях, CD-носителях и в интернете

Персональный компьютер, сеть Internet, фортепиано

8.

Метод развивающего обучения в классе фортепиано Е. Винокуровой

Информационные ресурсы на бумажных носителях, CD-носителях и в интернете

Персональный компьютер, сеть Internet, фортепиано

9.

Методика Шиничи Сузуки

Информационные ресурсы на бумажных носителях, CD-носителях и в интернете

Персональный компьютер, сеть Internet, фортепиано

10.

Методология В.В. Кирюшина

Информационные ресурсы на бумажных носителях, CD-носителях и в интернете

Персональный компьютер, сеть Internet, фортепиано

11.

Инноватика и инновации в современном школьном образовании

Информационные ресурсы на CD-носителях и в интернете

Персональный компьютер, сеть Internet

12.

Вокальная педагогика Италии от IX века и до современности

Информационные ресурсы на CD-носителях и в интернете

Персональный компьютер, сеть Internet

13.

Французская вокальная педагогика от XVII века и до современности

Информационные ресурсы на CD-носителях и в интернете

Персональный компьютер, сеть Internet

14.

Вокальная педагогика Германии XIX-XX веков

Информационные ресурсы на CD-носителях и в интернете

Персональный компьютер, сеть Internet


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

При подготовке занятий данного курса педагогу необходимо учитывать масштаб и скорость развития и возникновения новых, идущих со временем методик преподавания музыкальных дисциплин. Поэтому темы лекционных занятий, семинары могут быть дополнены и могут варьироваться по объему отведенных им часов. Главная задача преподавателя - быть в курсе инноваций возникающих методик и «отфильтровывая» огромный объем информации, находить действительно стоящие, имеющие крепкую методологическую базу методов, приемов и технологий в сфере музыкального образования.


7.2. Методические рекомендации для студентов

При подготовке к лекционным занятиям и экзаменам студенту необходимо изучать, анализировать методики представленные в сети Интернет, а также в учебной литературе. Уметь вычленять главные принципы построения методик. Использовать собственный опыт и опыт коллег в ведении музыкальных занятий.


8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

Промежуточная аттестация обучающихся проходит в форме экзамена во 2 и 3 семестрах.


Перечень вопросов к экзамену во 2 семестре

  1. Дайте краткую характеристику школьных программ по музыке. Укажите на противоречия между целями музыкального образования и реальными задачами музыкального обучения и воспитания в современных условиях.

  2. Использование проектного метода в деятельности учителя музыки. Цели и задачи метода, этапы реализации, виды проектов.

  3. Методы и приемы музыкального образования в системе Л.В.Занкова. Сущность системы, ее методы и приемы.

  4. Фонопедический метод развития голоса В. Емельянова. Основные принципы методики, эффективность ее использования в вокальной практике, фонопедические упражнения (голосовые игры).

  5. Методика воспитания вокально-речевой и эмоционально-двигательной культуры человека по Д.Е. Огороднову. Формы работы по методике и их связь с развитием музыкальности.

  6. Освобождение голоса по системе Кристин Линклэйтер.

  7. Вокальная методика Сета Риггса.

  8. Ускоренный метод обучения игре на фортепиано Т.И.Смирновой. Сущность метода, его приемы, упражнения.

  9. Метод развивающего обучения в классе фортепиано Е. Винокуровой. Сущность метода, его приемы, упражнения.

  10. Методика Шиничи Сузуки. Принципы, приемы и методы работы с детьми при обучении игры на музыкальных инструментах.

  11. Методика начального обучения игре на фортепиано Е. Н. Гавриловой. Методы и приемы в обучении, упражнения для развития слуха, чувства ритма, ансамблевой игры и т.д.

  12. Методика Карла Орфа. Сущность уникальной методики музыкального развития детей дошкольного возраста.

  13. Методика развития музыкального слуха у детей по Н. А. Метлову. Суть методики. Упражнения для развития ладотонального слуха у дошкольников.

  14. Методика работы с детским шумовым оркестром. Суть методики, разработанной Н. А. Метловым.

  15. Методика организации слушания музыки дошкольников. Суть методики, разработанной Н. А. Метловым.

  16. Особенности психофизиологического развития детей раннего возраста как предпосылка начального музыкального воспитания.

  17. Методика работы с детьми раннего возраста, проблемы, решения, построение занятий.

  18. Методология В.В. Кирюшина. Сущность оригинальной методики изучения теории музыки и сольфеджио.


Перечень вопросов к экзамену в 3 семестре

  1. Раскрыть понятие «Метод», «Методология», структуру методологии.

  2. Раскрыть понятие инноватика и инновации. Дать характеристику инноваций и реформ в современной педагогике.

  3. Раскрыть понятие «Дидактика», обозначить предмет, задачи дидактики. Указать деятелей Российской педагогики привнесших вклад в развитие дидактики.

  4. Вокальное искусство Франции XX века. Вокальная педагогика Франции XX века.

  5. Итальянская вокальная национальная школа. Возникновение оперы. Разновидность оперных школ.

  6. Немецкая вокальная школа. Вокальная педагогика Германии XIX века. Школа «примарного тона».

  7. Вокальная педагогика Италии ХVII-ХVIII веков. Итальянское вокальное искусство XIX века.

  8. Немецкое вокальное искусство XX века. Вокальная педагогика Германии XX века.

  9. Центр усовершенствования при театре ЛА СКАЛА. Подготовка певцов-премьеров и примадонн.

  10. Французская вокальная школа. Французское вокальное XVII-XVIII вв. Вокальная педагогика Франции XVII-XVIII веков.

  11. Вокальное искусство Франции XIX века. Вокальная педагогика Франции XIX века. "Школа пения" М. Гарсия.

  12. Вокальное исполнительство Италии первой половины XX века. Вокальная педагогика Италии первой половины XX века.

  13. Джузеппе Верди и его роль в развитии вокального искусства Италии середины XIX Вокальная педагогика Италии XIX века

  14. Вокальная педагогика Италии на современном этапе.

  15. Эстетическое воспитание детей средствами вокального искусства. Программа для детей 5-6 лет, цели, задачи, методы и приемы реализации.

  16. Методика раннего музыкального развития детей М. Монтессори.

  17. Методика раннего музыкального развития детей Сергея и Екатерины Железновых.

  18. Методика раннего музыкального развития детей Михаила Лазарева.

Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 44.04.01 Педагогическое образование (магистерская программа: Музыка).


Рабочая программа учебной дисциплины составлена:
ст. преп.

кафедры музыкального и художественного образования С.Н. Глуховой


Рабочая программа учебной дисциплины утверждена на заседании кафедры музыкального художественного образования протокол № 1 от «29» августа 2014г.


Зав. кафедрой П.Л. Волк

Рабочая программа учебной дисциплины одобрена методической комиссией ФКИ ТГПУ



протокол №_1_от «29» августа 2014 г.

Председатель методической комиссии Л.Г. Тимошенко
Каталог: images -> faculties -> fki -> files -> UMKD -> 44-04-01 Pedobraz MP Music
UMKD -> Учебно-методический комплекс дисциплины б в. 15 Традиции русской духовной музыки
UMKD -> Учебно-методический комплекс дисциплины м в. 03 Психология управления Направление подготовки Педагогическое образование
UMKD -> Учебно-методический комплекс дисциплины б 05 теория и методика этнокультурного образования
UMKD -> Учебно-методический комплекс дисциплины б в. 15 Традиции русской духовной музыки
UMKD -> Учебно-методический комплекс дисциплины м 02 актуальные проблемы этнокультурного образования
44-04-01 Pedobraz MP Music -> Учебно-методический комплекс дисциплины м 01 Современные проблемы науки и образования Направление подготовки Педагогическое образование
UMKD -> Учебно-методический комплекс дисциплины м в. 03 Психология управления Направление подготовки Педагогическое образование
UMKD -> Учебно-методический комплекс дисциплины б в. 13 Особенности русской музыкальной культуры
UMKD -> Учебно-методический комплекс дисциплины б в. 15 Традиции русской духовной музыки

Скачать 161,5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница