Учебно-методический комплекс дисциплины м в. 03 Психология управления Направление подготовки Педагогическое образование



страница1/3
Дата21.05.2016
Размер0,65 Mb.
#46214
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)
Кафедра музыкального и художественного образования
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

М.1.В.03 Психология управления

Направление подготовки Педагогическое образование

Магистерская программа: Музыка
Аннотация
Данный учебно-методический комплекс (УМК) разработан для студентов 1 курса очной формы обучения по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование, магистерская программа Музыка.

Дисциплина М.1.В.03 Психология управления входит в вариативную часть (дисциплины по выбору студента) общенаучного цикла дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование, магистерская программа Музыка. Общее количество часов - 108, из них 24 ч. - аудиторные (практические) занятия и 84 — самостоятельная работа. Трудоемкость составляет 3 зачетные единицы.

Степень (квалификация) выпускника — магистр.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование для очной формы обучения составляет 2 года.


Составными компонентами УМК являются:

1. Аннотация.

Стр. 1

2. Рабочая программа учебной дисциплины М.1.В.03 Психология управления по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование, магистерская программа Музыка

Стр. 2

2.1. Список рекомендуемой литературы

Стр. 7

2.2. Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы

Стр. 13

2.3 Перечень вопросов к зачету

Стр. 20


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)


Утверждаю

Декан ФКИ

Е.А. Каюмова

«03» сентября 2013г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



М.1.В.03 Психология управления

ТРУДОЕМКОСТЬ (В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ) 3

Направление: 050100.68 Педагогическое образование
Магистерская программа: Музыка
Квалификация (степень) выпускника: магистр

1. Цели изучения дисциплины
Цель - ознакомление студентов с современными представлениями о роли и многоаспектном содержании психологического компонента управленческой деятельности; повышении психологической культуры будущего специалиста для успешной реализации профессиональной деятельности и самосовершенствования.

Задачи:


  1. Изучение теоретико-методологических основ психологии управления - знакомство с различными концепциями, с основными понятиями, закономерностями психологии управления.

  2. Изучение основных социально-психологических проблем управления и путей их решения.

  3. Формирование установки студентов на обязательный учет особенностей психологии индивида и группы в управленческой деятельности.

  4. Ознакомление с методами изучения важных социально-психологических характеристик личности и коллектива, профессиональных, межличностных и внутриличностных проблем средствами психологии управления.

  5. Изучение основ психологии руководителя.


2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы
Учебная дисциплина М.1.В.03 Психология управления относится к вариативной части общенаучного цикла дисциплин основной образовательной программы магистратуры направления подготовки 050100.68 Педагогическое образование (магистерская программа: Музыка).

Предпосылками успешного овладения дисциплиной М.1.В.03 Психология управления является предваряющее этот курс изучение таких дисциплин модуля как Б.1.В.04 Этика, Б.3.01 Психология. Изучение дисциплины тесно связано с изучением таких дисциплин как М.2.В.06 Инновационный менеджмент в образовании, М.2.В.07 Научные основы культуры управленческого труда.



3. Требования к уровню освоения программы
После изучения курса магистранты должны знать:

- значение инновационного менеджмента в образовании в установлении взаимопонимания и формирования межличностных отношений в образовательной среде,

- значение деятельности психолога в использовании средств и методов инновационного менеджмента в образовании,

- значение факторов, влияющих на формирование, развитие и укрепление инновационного менеджмента в образовании.

После изучения курса магистранты должны уметь:

- определять характеристики инновационного менеджмента в образовании,

- осуществлять мероприятия по выработке стратегии и тактики направленной на формирование, развитие и укрепление инновационного менеджмента в образовании.
Данная учебная дисциплина способствует формированию у обучающихся следующих компетенций:

общекультурные компетенции (ОК):


  • способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

  • способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

  • способностью формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);

  • способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);

  • готовностью работать с текстами профессиональной направленности на иностранном языке (ОК-6).

профессиональные компетенции (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):



  • готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках (ОПК-1);

  • способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

в области педагогической деятельности:

  • способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

  • готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

  • способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

  • способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4); в области научно-исследовательской деятельности:

  • способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

  • готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

  • готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

в области методической деятельности:

  • готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

  • готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта

  • (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

в области управленческой деятельности:

  • готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10);

  • готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11); 

  • готовностью организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12);

  • готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13);

в области проектной деятельности:

  • готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

  • способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15);

  • готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);

в области культурно-просветительской деятельности:

  • способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

  • готовностью разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18);

  • способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);

  • готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20);

  • способностью формировать художественно-культурную среду (ПК-21).



4. Общая трудоемкость дисциплины 3 зачётных единицы и виды учебной работы


Вид учебной работы

Трудоемкость (час)

Распределение по семестрам (час)

1

2

3

4

Аудиторные занятия

24




24







Лекции
















Практические занятия

24




24







Семинары
















Лабораторные работы
















Другие виды аудиторных работы
















Другие виды работ
















Самостоятельная работа

84




84







Курсовой проект
















Реферат
















Расчетно-графические работы
















Формы текущего контроля
















Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

зачет




зачет







5. Содержание программы учебной дисциплины
5.1. Содержание учебной дисциплины


№ п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Аудиторные часы

Самостоятельная работа (час)

ВСЕГО

лекции

практические (семинары)

лабораторные

В т.ч. интерактивные формы обучения (не менее 40%)

1

Предмет и основные задачи психологии управления

3




3




2

12

2

Личность подчиненного. Психология управления его поведением

3




3




2

12

3

Психология управления групповыми процессами

3




3




2

12

4

Психологические особенности личности руководителя

3




3




2

12

5

Психологическое влияние в управленческой деятельности

3




3




2

12

6

Коммуникативная компетентность руководителя

3




3




1

13

7

Психология управления конфликтными ситуациями

6




6




3

13




ИТОГО:

24 часов

(0,7зач.ед.)




24




14 часов (58%)

86 час


5.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Предмет и основные задачи психологии управления

Сложность и многоаспектность управленческого труда. Субъекты и объекты управленческой деятельности. Психологическое содержание управленческой деятельности. Причины возрастания роли психологического начала в управлении.


Раздел 2. Личность подчиненного. Психология управления его поведением

Понятия «человеческий фактор» и «персона» (личность) как отражение технократических и гуманистических установок в управленческой деятельности. Личность как объект управления. Институциональный и психологический уровни подчинения.


Раздел 3. Психология управления групповыми процессами

Группа как объект управления. Понятие группы в психологии. Виды групп. Референтная группа и группа присутствия, функции референтной группы. Группы разного уровня развития: номинальная, группа – ассоциация, группа – кооперация, коллектив (команда).


Раздел 4. Психологические особенности личности руководителя

Социально-психологические характеристики личности руководителя. Представления руководителя о самом себе. «Я-концепция», «самооценка», социальная ориентация руководителя. Авторитет руководителя. Психологический (моральный, функциональный) и формальный (должностной) авторитет.


Раздел 5. Психологическое влияние в управленческой деятельности

Социальное (административное) воздействие на подчиненных, его возможности и ограничения. Психологическая структура личности как адресат психологического воздействия. Трудности изменения установок личности.


Раздел 6. Коммуникативная компетентность руководителя

Общение в профессиональной деятельности руководителя. Современные представления о психологии общения. Гуманистический и манипулятивный подходы к общению. Понятие коммуникативной компетентности.


Раздел 7. Психология управления конфликтными ситуациями

Психологические особенности конфликта как типа взаимодействия. Роль объективных интересов и психологических факторов в конфликте. Эмоциональная вовлеченность в конфликт. Конструктивный и деструктивный конфликт. Психологическая структура конфликта.


5.3. Лабораторный практикум — не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Основная литература по дисциплине:


  1. Машков, В. Н. Психология управления :Учебное пособие / В. Н. Машков. - СПб. : Михайлов В. А., 2008. - 203 с.

  2. Титова, Л. Г Деловое общение : учебное пособие для вузов. - М. : ЮНИТИ, 2008.

  3. Рамендик, Д. М. Управленческая психология / Д. М. Рамендик. - М. : Форум, 2009.


6.2. Дополнительная литература:


  1. Аверченко, Л. К. Психология управления. Курс лекций / Л. К. Аверченко. - Новосибирск, 1997.

  2. Психология управления : Курс лекций / Л. К. Аверченко [и др.] - М. : ИНФРА-М, 2001.

  3. Кабаченко, Татьяна Сергеевна. Психология в управлении человеческими ресурсами : Учебное пособие для вузов / Т. С. Кабаченко. - СПб. : Питер, 2003.

  4. Карпов, А. В. Психология менеджмента : учебное пособие для вузов / А. В. Карпов. - М. : Гардарики, 2004.

  5. Психология и этика делового общения : учебник для вузов / В. Ю. Дорошенко [и др.] ; под ред. В. Н. Лавриненко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2003.

  6. Бородкин, Ф. М. Внимание конфликт / Ф. М. Бородкин, Н. М. Коряк. - Новосибирск : Наука, 1983.

  7. Виханский, О. С. Менеджмент : человек, стратегия, организация, процесс : Учебник / О. С. Виханский, А. Н. Наумов. – М. : Изд. МГУ, 1995. – 416 с.

  8. Волкогонова, О. Д.. Управленческая психология / О. Д. Волкогонова, А. Т. Зуб. - М. : Инфра-М, 2005.

  9. Здравомыслов, А. Г. Социология конфликта. Россия на пути преодоления кризиса. - М. : Аспект-пресс, 1995. - 317 с.

  10. Зеркин, Д. П. Основы конфликтологии : курс лекций. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1998. –480 с.

  11. Кабаченко, Т. С. Психология управления / Т. С. Кабаченко. - М. : Пед. общество России, 2005.

  12. Касьяник, П. М. Психология управления. Конспект лекций / П. М. Касьяник. - М.-СПб. : АСT, 2005.

  13. Кнорринг, В. Н. Искусство управления / В. Н. Кнорринг. - М., 1997.

  14. Корнелиус Х. Выиграть может каждый / Х. Корнелиус, Ш. Фэйр. – М. : АО «Стрингер», 1992.

  15. Мастенбрук, У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации / У. Мастенбурк. - М. : Инфра-М, 1996. – 256 с.

  16. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. - Киев, 1990.

  17. Обозов, Н. Н. Психология работы с людьми / Н. Н. Обозов, Г. В. Щекин. - Киев, 1990.

  18. Островский, Э. В. Психология и педагогика / Э. В. Островский, Л. И. Чернышёва. - М. : Инфра-М, 2006.

  19. Психология и этика делового общения / под ред. В. Н. Лавриненко. - М. : ЮНИТИ, 2006.

  20. Скотт, Л. Г. Конфликты, пути их преодоления / Л. Г. Скотт. - Киев, 1995.

  21. Управление персоналом организации. Учебник / под ред. А. Я. Кибанова. - М. : Инфра-М, 1997.

  22. Фишер, Р. Путь к согласию, или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юри ; пер с англ. – М. : Наука, 1992. –158 с.

  23. Шейнов, В. П. Как управлять другими, как управлять собой (искусство менеджера) / В. П. Шейнов. - Минск : Амалфея, 1996.

  24. Шуванов, В. Н. Социальная психология менеджмента / В. Н. Шуванов. - М. : ЗАО «Бизнес-школа Интел-синтез», 1997.



Каталог: images -> faculties -> fki -> files -> UMKD -> 050100-68 Pedobraz MP Musik
UMKD -> Учебно-методический комплекс дисциплины б в. 15 Традиции русской духовной музыки
UMKD -> Учебно-методический комплекс дисциплины б 05 теория и методика этнокультурного образования
UMKD -> Учебно-методический комплекс дисциплины б в. 15 Традиции русской духовной музыки
UMKD -> Учебно-методический комплекс дисциплины м в. 04 Современные методики преподавания музыкальных дисциплин
UMKD -> Учебно-методический комплекс дисциплины м 02 актуальные проблемы этнокультурного образования
UMKD -> Учебно-методический комплекс дисциплины м 01 Современные проблемы науки и образования Направление подготовки Педагогическое образование
UMKD -> Учебно-методический комплекс дисциплины м в. 03 Психология управления Направление подготовки Педагогическое образование
UMKD -> Учебно-методический комплекс дисциплины б в. 13 Особенности русской музыкальной культуры
UMKD -> Учебно-методический комплекс дисциплины б в. 15 Традиции русской духовной музыки
050100-68 Pedobraz MP Musik -> Учебно-методический комплекс дисциплины м в. Психология управления Направление подготовки Педагогическое образование


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница