Учебно-методический комплекс дисциплины институциональная экономика (б б ) Рекомендуется для направления подготовки



страница1/8
Дата10.02.2016
Размер1.41 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8

Карельский институт туризма – филиал

Негосударственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

Российская международная академия туризма



Кафедра менеджмента и туризма

УТВЕРЖДАЮ

Директор _______________Э.Н. Павлова

«___» ______________ 2013г.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

(Б.1. Б.5.)
Рекомендуется для направления подготовки

080200.62 – Менеджмент
Профили:

Менеджмент туризма

Менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Петрозаводск 2013г.




Учебно-методический комплекс дисциплины:
составлен в соответствии с требованиями:

Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) направления 080200.62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 20.05.2010г. №544)



составлен на основе:

Примерной программы дисциплины «Институциональная экономика», разработанной Кафедрой экономики и финансов НОУ ВПО Российской международной академии туризма в качестве дисциплины базовой части «Гуманитарного, социального и экономического цикла» Б.1.Б.5.



разработчик:

Кашина Н.В., к.э.н., доцент кафедры менеджмента и туризма



принят

на заседании кафедры менеджмента и туризма

Протокол № _____ от __________2013г.

Зав. кафедрой ____________________ Н.М. Хуусконен



согласован

Зам. директора по УМР __________________ Е.М. Грунина










СОДЕРЖАНИЕ
1. Основная часть учебно-методического комплекса учебной дисциплины.

    1. Пояснительная записка

1.2. Примерная (типовая) программа учебной дисциплины.

1.3. Рабочая программа учебной дисциплины.

1.4. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя.

1.5. Инновационные, в том числе активные и интерактивные методы обучения.

1.6. Методические рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (СРС) по дисциплине.

1.7. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине.

1.8. Рейтинговая система оценки знаний.

1.9. Глоссарий.



2. Вариативная часть учебно-методического комплекса дисциплины.
Приложение 1. Рабочая программа дисциплины «Институциональная экономика».


  1. Пояснительная записка

Данный УМК представляет собой совокупность нормативных и учебно-методических документов, которые определяют средства обучения и контроля, необходимых для качественной организации преподавания и изучения дисциплины «Институциональная экономика» студентами, обучающимися по направлению подготовки 080200.62 - Менеджмент в целях получения ими квалификации бакалавр.

Данный УМК учитывает общую идеологию современной системы высшего образования, предусматривает логически обоснованное и последовательное изложение учебного материала, использует современные методы интенсификации учебного процесса, формирует компетенции, позволяющие глубоко усваивать учебный материал и получать навыки по использованию его на практике. УМК основан на современном уровне знаний по институциональной экономике.

Целями дисциплины являются:


  • расширение представления студентов об альтернативных направлениях экономической теории;

  • овладение знаниями в области основного течения современной экономической теории - институционализма и его разновидностей;

  • изучение содержания и метода институциональной экономики;

  • изучение с позиций институционального подхода поведения людей в производстве, распределении, обмене, потреблении материальных и нематериальных благ и услуг в целях удовлетворения потребностей в условиях ограниченности ресурсов.

Усвоение институциональной экономики необходимо для дальнейшего углубленного изучения экономической теории в ее взаимосвязи с вопросами экономической политики.

Для достижения поставленных целей в программе учебного курса «Институциональная экономика» решаются следующие задачи:



  • сформировать у студентов целостное представление о содержании, аналитическом инструментарии и направлениях развития институциональной экономики;

  • уметь применять институциональный подход к исследованию экономических процессов;

  • выработать у студентов практические навыки самостоятельного анализа ситуаций и решения задач с применением институционального подхода;

  • закрепить теоретические знания и практические навыки студентов в процессе семинаров, практических занятий и самостоятельной работы

Реализация в ходе обучения этих и ряда других задач призвано способствовать критическому осмыслению студентами ранее пройденного материала, углубить их представления об экономике как сложной системе.

Дисциплина «Институциональная экономика» является инновационной и базируется на знаниях, полученных студентами в рамках следующих дисциплин: «Экономическая теория», «Правоведение», «Статистика (теория статистики, социально-экономическая статистика)», «Социология»; сопутствующей является дисциплина «Мировая экономика», последующей – «Финансовый менеджмент».

В процессе преподавания курса используется лекционная и семинарская форма аудиторных занятий. Представлена основная и дополнительная литература, которую студенты могут использовать для самостоятельной работы и подготовки курсовых работ. Теоретический материал закрепляется на семинарских занятиях, в ходе которых студенты приобретают навыки самостоятельной постановки проблем и их решения методами институционального анализа.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



общекультурных:

  • знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

  • способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-13);

профессиональных:

  • способность к экономическому образу мышления (ПК-26);

  • способность оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления (ПК-27);

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные понятия и концепции институциональной теории;

  • модели неоклассической и институциональной микроэкономической теории, макроэкономики и мировой экономики;

  • текущие тенденции развития институционального анализа;

  • сложность и многообразие процессов, происходящих в глобальном мире.

Уметь:

  • применять полученные знания при анализе теории и практики проблем экономики и управления;

  • использовать современные методы институционального исследования хозяйственной практики;

  • выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

  • использовать экономический инструментарий для анализа внешней и внутренней среды бизнеса (организации);

  • использовать экономические знания для понимания движущих сил и закономерностей исторического процесса, анализа социально значимых проблем и процессов, решения социальных и профессиональных задач;

  • находить эффективные организационно- управленческие решения.

Владеть:

  • инструментами институционального анализа;

  • навыками целостного подхода к анализу проблем общества;

  • современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро-и макроуровне;

  • экономическими методами анализа поведения экономических агентов, собственников ресурсов и государства.


2. Примерная (типовая) программа по институциональной экономике, разработанная профильным УМО и рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации.
Примерная программа учебной дисциплины «Институциональная экономика», разработанная профильным УМО и рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации, носит рекомендательный характер.
3. Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа дисциплины является основным документом, в соответствии с которым осуществляется преподавание. Рабочая программа учебной дисциплины «Институциональная экономика» рассмотрена и одобрена на заседании кафедры менеджмента и туризма.
4. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя
Эффективному решению образовательных задач способствуют адекватный отбор педагогических средств, методов обучения, способов учебной деятельности. В дидактике под методами обучения понимаются способы целенаправленной, организованной познавательной деятельности обучающихся.

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепления и контроль.

Отбор методов осуществлялся по следующим основаниям:



  1. соответствие современным представлениям о целях, содержании образования;

  2. соответствие методов обучения современным методам познания реальной действительности;

  3. отражение в методике способов мышления человека;

  4. связь методов обучения с содержанием учебного материала.

Методы должны способствовать реализации образовательной, воспитательной и развивающей функции, стимулировать познавательные интересы, мотивы учения; они должны быть научными, доступными, способствовать результативности обучения.

Для достижения заданных уровней обученности по дисциплине и формирования заявленных компетенций необходим отбор педагогически целесообразных методов.

К словесным методам обучения относятся: лекция, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой.

Лекция – монологический способ изложения объемного материала. Преимущество лекции заключается в возможности обеспечить законченность и целостность восприятия учебного материала в его логических взаимосвязях по теме в целом. Положительные стороны лекционной формы обучения: возможность охватить ею большую аудиторию, передать в сжатом виде значительный круг знаний, экономичность, приучение аудитории через мысль лектора к логическому развитию мысли и через его речь – к правильному построению речи студентов, эмоциональное воздействие на аудиторию.

Однако традиционной лекции присущи определенные недостатки. Она ориентируется на слуховой тип восприятия и памяти. Ограниченность, монотонность ведут к быстрому утомлению аудитории. Лекции как способу изложения свойственны догматизм, авторитарность, безапелляционность, с одной стороны, и пассивное восприятие ее аудиторией, лишенной самодеятельности, с другой. Сравнительно трудно для лектора следить за реакцией аудитории, за усвоением ею содержания лекции, что вызывает разрыв контакта между лектором и аудиторией. Лекционное обучение не может воспитывать у аудитории практических навыков. В стандартах третьего поколения по дисциплине «Институциональная экономика» изменилось пропорциональное соотношение между лекционными и семинарскими видами занятий в пользу последних. Лекция перестала быть доминирующим видом занятий, однако в некоторых случаях её применение требуется образовательной ситуацией: а) когда вопрос не может быть активно проработан самой аудиторией вследствие его сложности; б) когда он настолько ясен и доступен аудитории, что его следует пройти в лекционной форме для экономии времени.

Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением модульного обучения по крупным темам и разделам. Традиционная лекция претерпевает определенные трансформации, и актуализированными оказываются нетрадиционные формы проведения лекций (см. раздел 5 «Инновационные методы, в том числе методы активного и интерактивного обучения»).

Практические методы обучения основаны на практической деятельности обучающихся. Через практические методы решаются не только задачи формирования учений и навыков, но и задачи познания.

Одним из основных видов практических занятий в современной высшей школе по социально-гуманитарным дисциплинам является семинар. При проведении семинарского занятия необходимо развивать творческую самостоятельность студентов, укреплять их интерес к науке и научным исследованиям. В процессе семинарских занятий студенты овладевают научным аппаратом, приобретают навыки оформления научных работ и овладевают искусством устного и письменного изложения материала, защиты развиваемых научных положений и выводов. В отечественной высшей школе установились семинарские занятия трех типов: просеминар, спецсеминар и собственно семинар.

Рекомендуется использовать такой тип, как протосеминар. Просеминар, как показывает само название, – занятие, подготавливающее, подводящее к семинару. Подобные занятия проводятся на первом курсе с целью ознакомления студентов со спецификой самостоятельной работы, а также с литературой, источниками, методикой работы над ними. Опыт показывает, что студенты первого курса не умеют работать с несколькими источниками и, прочитав список рекомендуемой литературы, не знают, как отобрать необходимый материал, изложить его в соответствии с поставленной целью. Поэтому особое внимание следует обращать на развитие навыков работы студентов с источниками, предостерегая их в то же время от компилятивного подхода к изложению научных проблем.

Второй этап работы в просеминаре – подготовка студентами рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их участниками просеминара, заключение по содержанию семинара руководителя. Тема семинара определяется преподавателем заранее. Она может совпадать с темой ранее проведенной лекции или быть посвящена теме, расширяющей лекционный материал. На таких занятиях студенты выступают перед своими однокурсниками (слушателями) с сообщениями, докладами и рефератами, которые могут сопровождаться показом иллюстраций, презентаций, фильмов. Далее все услышанное и увиденное обсуждается. Присутствующие на семинаре могут задавать вопросы выступающему или преподавателю, делиться своим мнением. Подготовка к семинару является обязательной.

Цель такой формы обучения – закрепить пройденный материал, научить присутствующих определенной методике. Немаловажным преимуществом семинаров является формирование навыков профессиональной дискуссии. Кроме того, на таких занятиях можно проследить, как усвоен материал, какие вопросы и возражения появились у аудитории.



Лекция - метод обучения, одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала. Предшествует всем другим формам организации учебного процесса; позволяет оперативно актуализировать учебный материал курса.

Цель лекции - организация целенаправленной познавательной деятельности студентов по овладению программным материалом учебной дисциплины.

Задачи лекции:

  • беспечивать формирование системы знаний по учебной дисциплине;

  • учить умению аргументирование излагать научный материал;

  • формировать профессиональный кругозор и общую культуру;

  • отражать новые, еще не получившие освещения в учебниках и учебных пособиях, знания;

  • оптимизировать все другие формы организации учебного процесса с позиций новейших достижений науки, техники, культуры и искусства.


Функции лекции:

  • информационная - изложение системы знаний;

  • мотивационная - формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста;

  • ориентировочная - обеспечение основы для дальнейшего усвоения учебного материала;

  • воспитательная - формирование сознательного отношения к процессу обучения, стремления к самостоятельной работе и всестороннему овладению специальностью, развитие интереса к учебной дисциплине, содействие активизации мышления студентов.


Виды лекций многообразны: вводные лекции; основные, излагающие систематически данную дисциплину; обзорные; заключительные; установочные; проблемные; лекции дискуссионного характера и др.

Элементы лекции. К типичным структурным элементам лекции относятся: вступление, основная часть, заключение.

Вступление - часть лекции, цель которой - заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят:

  • формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны степени изученности и цели лекции;

  • изложение плана лекции, включающего наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции;

  • характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной работы студентов;

  • ретроспекция - напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук.

Основная часть - изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений. Определяется видом лекции,

Заключение - подведение общего итога лекции, обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции; ответы на вопросы студентов.

Анализ качества лекции предполагает сценку содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лекторских данных преподавателя, результативности лекции.

Критерии оценки содержания лекции:

  • соответствие темы содержания лекции тематическому плану и учебной программе курса;

  • научность, соответствие современному уровню развития науки;

  • точность используемой научной терминологии;

  • информативность; раскрытие основных понятий темы; сочетание теоретического материала с конкретными примерами; реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений;

  • реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей;

  • связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;

  • соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике; разъясняются особо сложные вопросы; дается задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику, пересказывается учебник и т.п.).


Критерии оценки методики чтения лекции:

  • дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала;

  • структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции;

  • акцентирование внимания аудитории на основных положениях и выводах лекции;

  • рациональное сочетание методических приемов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного, программного, контекстного, деятельностного и др.);

  • логичность, доказательность и аргументированность изложения;

  • ясность и доступность материала с учетом подготовленности обучаемых;

  • соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей студентами; использование методов активизации мышления студентов;

  • использование приемов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п., подведение

  • итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции);

  • использование записей на доске, наглядных пособий;

  • использование раздаточного материала на лекции;

  • использование технических средств обучения.


Критерии оценки организации лекции:

  • соответствие лекции учебному расписанию;

  • четкость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);

  • четкость окончания лекции (конец речи, прощание со студентами, время окончания лекции по отношению к звонку);

  • посещаемость лекции студентами;

  • дисциплина на лекции;

  • рациональное распределение времени на лекции;

  • соответствие аудитории, в которой проводится лекция, современным нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т.п.);

  • наличие необходимых средств наглядности и технических средств.


Критерии оценки руководства работой студентов на лекции:

  • осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекций

  • оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирование изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз для записи таблиц, вычерчивания схем и т.п.);

  • просмотр конспектов лекций студентов (до, во время, после лекции);

  • использование приемов поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, рассказы из жизни замечательных людей, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя и т.п.);

  • разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после нее);

  • согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов.


Критерии оценки лекторских данных преподавателя:

  • знание предмета; убежденность;

  • эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная, скучная);

  • степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом);

  • культура речи;

  • речевые данные, дикция;

  • внешний вид;

  • манера поведения, умение держаться перед аудиторией;

  • контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует);

  • отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);

  • отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п.).



Критерии оценки результативности лекции:
Институциональные изменения
Тема 1. институциональные аспекты рынка

Каталог: uploads -> files -> 2015
2015 -> Образовательная программа направления «Менеджмент» профиль «Менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий»
2015 -> Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебных предметов, курсов согласно требованиям
2015 -> Учебно-методический комплекс дисциплины философия (б б ) Рекомендуется для направления подготовки
2015 -> Учебно-методический комплекс дисциплины технологии и организация деловых мероприятий (mice) б в. Дв 1
2015 -> Образовательная программа направления «Менеджмент» профиль «Менеджмент туризма»
2015 -> «Программа родительского образования» (часть вторая) Шмакова Л. Ф. Основное общее образование
2015 -> Методические рекомендации по составлению резюме руководитель Центра трудоустройства Чернышева И. В. Волгоград, 2015 год
2015 -> Учебно-методический комплекс дисциплины управление проектами (б б. 11.) Рекомендуется для направления подготовки
2015 -> Учебно-методический комплекс дисциплины «тренинг: технологии продаж туристского продукта» (б в. Дв )
2015 -> Учебно-методический комплекс учебной дисциплины информационные технологии в сфере гостеприимства


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница