Учебно-методический комплекс дисциплины Информатизация управления образовательным процессом Специальность 050202. 65 Информатика



Скачать 198.11 Kb.
Дата22.02.2016
Размер198.11 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс


Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт математики и информатики

Математический факультет

Кафедра информатизации образования



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


дисциплины
Информатизация управления образовательным процессом

Специальность - 050202.65 Информатика

Квалификация выпускника – Учитель информатики

Форма обучения - очная

Курс – 2, семестр - 4

Москва


2010

Программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2005 г. № 691 пед/сп


Автор:


Доктор педагогических наук, профессор кафедры информатизации образования ИМИ ГОУ ВПО МГПУ

О.Ю.Заславская

Программа одобрена на заседании кафедры информатизации образования от 02 июля 2010 года, протокол № 11
Заведующий кафедрой

информатизации образования

доктор педагогических наук,

профессор В.В. Гриншкун



ЧАСТЬ I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины: формирование и развитие у будущих учителей информатики компетенции и навыков в области информатизации управления образовательным процессом, разработка единой политики и стратегии внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий, как в процесс управления непосредственно образовательным учреждением, так и в процесс управления образовательным процессом.

Задачи дисциплины:

  • приобщение обучаемых к использованию основных понятий, связанных с применением информационных и телекоммуникационных технологий в образовании;

  • овладение навыками использования информационных и телекоммуникационных технологий в управлении образовательным процессом;

переход «от компьютерной грамотности к информационной культуре».

2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать и понимать:

  • целесообразность объединения разрозненных средств информатизации образовательного процесса в комплексные образовательные электронные издания и ресурсы;

  • возможности информатизации образования как ресурса современной дидактической системы;

  • понятие управления и педагогического менеджмента; сферы применения педагогического менеджмента;

  • понятие функций педагогического менеджмента, их основные группы;

  • методологические управленческие функции учителя: последовательность действий при проектировании целей и планировании учебной деятельности;

уметь:

  • учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;

  • проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

  • использовать алгоритм структурирования целей для учащихся и планирование уроков согласно выделенным целям на уроках учебного модуля

  • создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;

владеть:

информационными и телекоммуникационными технологиями при разработке и актуализации учебных материалов; планировании и проведении учебных занятии, организации совместной работы, проведении контрольных мероприятий.



3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Виды учебной работы

Объем дисциплины, час

Общая трудоемкость дисциплины

190

Аудиторные занятия:

Лекции


Семинары/практические занятия

Лабораторные работы



100

50

0



50

Самостоятельная работа

90

Контроль самостоятельной работы (КСР)




Зачет




4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЕ РАЗДЕЛОВ

Модуль 1. Информатизация образования как фактор совершенствования управления учебно-познавательной деятельностью учащихся.


Информатизация образования: основные понятия. Тенденции информатизации образования. Управленческая деятельность учителя в условиях информатизации образования.

Основные методы оценки качества средств информационных и телекоммуникационных технологий: апробация и экспертиза.


Требования, предъявляемые к образовательным электронным ресурсам1.

Модуль 2. Управленческая подготовка учителя как ресурс повышения эффективности учебно–познавательной деятельности учащихся.

Особенности, компоненты, роль и значение управленческой подготовки учителя. Влияние управленческой подготовки на эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся. Модель пространства реализации управленческих функций



Понятие функций менеджмента, их основные группы


Процесс управления рассматривается как выполнение совокупности взаимосвязанных действий – управленческих функций
Целеполагание как основа управления учебно–познавательной деятельностью

Модуль 3 Информационные и телекоммуникационные технологии – средство эффективной управленческой деятельности учителя.


Информационные и телекоммуникационные технологии, их роль и место в совершенствовании деятельности учителя с позиции управления.
Разработка и актуализация учебных материалов
Современные социальные сервисы сети Интернет как ресурс повышения мотивации обучения, эффективного планирования и организации учебно-познавательной деятельности учащихся

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



а) Основная литература

  1. Азевич А. И. Информационные технологии обучения. Теория. Практика. Методика [Электронный ресурс]:  : учеб. пособие / Департамент образования г. Москвы, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т" (ГОУ ВПО МГПУ), Мат. фак., Каф. информ. образования ; А. И. Азевич. – М. : МГПУ, 2010, 213 с.

  2. Информационные технологии в учебном процессе : нормат. обеспечение, рекомендации из опыта работы / сост. О. Н. Черненко. – Волгоград : Учитель,2007. – 135 с. 

  3. Кузнецов, А.А. Образовательные электронные издания и ресурсы : метод. пособие / А. А. Кузнецов, С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун. – М. : Дрофа, 2009. – 158 с.

  4. Информатизация образования : учебно-метод. комплексы дисциплин : для студентов и преподавателей фак. и ин-тов МГПУ. Ч. II. Методические рекомендации и планы освоения дисциплины / Департамент образования г. Москвы, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т" (ГОУ ВПО МГПУ), Ин-т математики и информатики, Мат. фак., Каф. информатизации образования ; [авт.-сост.: С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун, О. Ю. Заславская, В. С. Корнилов, И. В. Левченко, Е. К. Андрейкина, А. И. Азевич, С. А. Баженова, А. А. Баков, О. А. Богданова, С. А. Василевский, О. В. Львова, А. М. Фатеев ; под общ. ред. В. В. Гриншкуна]. – М. : МГПУ, 2011. – 60 с. 

б) Дополнительная литература

  1. Бабанский, Ю.О. Дидактические правила выбора и применения методов, средств обучения // Педагогическая библиотека, – 2009. №1, стр.40

  2. Крапивенко, А. В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. В. Крапивенко. – М. :БИНОМ.  Лаб. знаний, 2009. – Электрон. версия печ. публикации. – Режим доступа: : http://bookfi.org/g/%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B0, свободный

  3. Педагогический контроль и оценка качества образования [Электронный ресурс]: лекция. – Электрон. версия печ. публикации. – Режим доступа: http://xpt.narod.ru/files/html/xpt/materials/pedagogicheskij_kontrol.htm#17-1, свободный

в) Программное обеспечение современных информационно-коммуникационных технологий

  1. Системное прикладное программное обеспечение (операционные системы, антивирусы, программы для обслуживания телекоммуникационных сетей);

  2. Прикладное программное обеспечение общего назначения (текстовые процессоры, электронные таблицы, программы для работы с графикой, музыкальные редакторы и программы работы ср звуком, браузеры);

  3. Прикладное программное обеспечение специального назначения (педагогические программные средства).

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСЦИПЛИНЫ

Для проведения лекционных занятий требуется аудитория на курс, оборудованная меловой и интерактивной досками, мультимедийным проектором и экраном.



Для обеспечения лабораторных занятий по данному курсу необходимы специальным образом оборудованные аудитории и/или компьютерные классы; персональные компьютеры; технические и аудиовизуальные средства обучения.

ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ



Тема

Общая трудоемкость

Самостоятельная работа

Всего

аудиторных часов

Лекции

Лабораторные работы

Контроль самостоятельной работы


Информатизация образования как фактор совершенствования управления учебно-познавательной деятельностью учащихся


30

10

20

10

10






Управленческая подготовка учителя как ресурс повышения эффективности учебно–познавательной деятельности учащихся

80

40

40

20

20






Информационные и телекоммуникационные технологии – средство эффективной управленческой деятельности учителя

80

40

40

20

20







Итого за семестр

190

90

100

50

50




1.1. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1.


Основные дидактические концепции, дидактические системы, модели обучения Информатизация как ресурс современной дидактической системы – 8 часа.

Цели и задачи информатизации образования. Дидактическая система. Категории дидактики. Профессиональные функции учителя. Информационные технологии и образовательный процесс: на уроке, во внеклассной предметной деятельности, на классных часах, в методической и управленческой деятельности учителя. Компьютерные средства обучения.


Тема 2.

Понятие управления и педагогического менеджмента. Управление и его задачи – 8 часа.

Понятие управления и педагогического менеджмента. Управление и его задачи. Суть и соотношение понятий "управление" и "менеджмент".

Сферы применения педагогического менеджмента. Этапы развития педагогического менеджмента. Основные школы педагогического менеджмента


Тема 3.

Понятие функций менеджмента, их основные группы – 8 часа.

Функции менеджмента. Группы функций менеджмента: предметные (основные) - прогнозирование и планирование; организация; активизация и стимулирование; координация и регулирование; учет, анализ и контроль; процессуальные - решения и коммуникации; социально-психологические - делегирование и мотивация. Система функций менеджмента в организации. Цикл менеджмента.
Тема 4.

Целеполагание как основа управления учебно-познавательной деятельностью – 8 часа.

Дидактическое содержание понятия «учебная деятельность». Целеполагание ученика (структура и содержание), алгоритмом целеполагания, Алгоритм структурирования целей для учащихся и планирование уроков согласно выделенным целям на уроках учебного модуля. Методологические управленческие функции учителя: последовательность действий при проектировании целей и планировании учебной деятельности. Формулировка целей для учащихся по уровням обучаемости (учебных возможностей). Проектирование зачетной работы. Проектирование целей учителя от целей ученика.
Тема 5.

Информационные и телекоммуникационные технологии при разработке и актуализации учебных материалов. – 8 часа.

Форматирование текстового учебно-методического материала. Подготовка демонстрации учебно-методического материала. Подготовка графических элементов для учебно-методического материала. Построение диаграмм для учебно-методического материала. Описание структуры и плана занятия: карты знаний. Создание многотомного архива пакета учебно-методического материала
Тема 6.

Планирование занятия. Проведение занятиий. Организация совместной работы – 8 часа.

Организация календарного планирования и оповещений: совместный календарь. Использование области совместной работы студентов для организации репозитория материалов: рабочие области. Организация эффективных коммуникаций в среде совместной работы: обмен сообщениями, видеоконференции. Планирование личного и рабочего времени с помощью различных программ и интернет-сервисов для совместной работы с учениками
Тема 7.

Проведение контрольных мероприятий. Организация выполнения и приема работ – 8 часа.

Организация контрольного мероприятия для студентов в виртуальной учебной среде: виртуальные конференции, совместный доступ к рабочему столу. Создание электронного теста с применением открытых сервисов Интернет: интернет-сервис для составления тестов. Создание электронного журнала для регистрации успеваемости студентов. Электронные таблицы. Автоматический подсчет баллов. Создание наглядного журнала успеваемости, выявление лучших. Создание инструмента мониторинга успеваемости группы
Тема 8.

Сервисы Web 2.0. в учебной деятельности. Информационное обеспечение учебного процесса – 8 часов.

Распространение учебных заданий посредством web сервисов в Интернет. Планирование личного времени преподавателя: Электронные календари, задачи. Планирование встреч и совместной работы преподавателей и студентов: Электронные календари, почта. Создание личного графика очных занятий и организация напоминаний: Электронные календари. Планирование выполнения индивидуальных задач преподавателя. Организация групповой рассылки: списки рассылки
Тема 9.

Использование технологий коммуникаций в обрганизации учебной деятельности – 8 часа.

Электронная почта, задачи. Совместная работа на веб-сайтах. Планирование учебного проекта: Управление проектами. Хранение и поиск ссылок на информационные источники. Проведение видеоконференций. Организация дискуссионной среды. Создание среды накопления информации. Организация групповой работы.
1.2. Практические занятия - семинары

В процессе семинарских занятий студенты должны:

сделать самостоятельные выводы о целесообразности использования информационных технологий в учебной деятельности;

понимать назначение и способы применения информационных и телекоммуникационных технологии в процессе организации и управления учебной деятельностью учащихся;

научиться выбирать наиболее приемлемые варианты взаимодействия участников образовательного процесса с примнением информационных и телекоммуникационных технологий;

использовать современные информационные и телекоммуникационные технологии в управлении учебно-познавательной деятельностью учащихся;

уметь выбирать адекватные учебным задачам информационные и телекоммуникационные технологии;

понимать возможность рационального использования информационных и телкоммуникационных технологий.


Темы семинарских занятий по темам учебной дисциплины:

По лекции 1. Роли учителя информатики в современном образовательном процессе и требования, предъявляемые к его деятельности – 4 часа.

По лекции 2. Варианты использования учителем компьютерных и информационных технологий в учебном процессе – 4 часа.

По лекции 3. Тест "Каков Ваш стиль управления?"– 4 часа.

При подготовке к семинарским занятиям используется литература, рекомендованная по соответствующим темам лекционных занятий и материалы периодической печати.

Темы лабораторных работ по темам учебной дисциплины:

По лекции 5. Алгоритм структурирования целей для учащихся и планирование уроков согласно выделенным целям на уроках учебного модуля – 6 часа.

По лекции 6 Составление технологической и информационной карты урока – 6 часа.

По лекции 7 Планирования учебного занятия: разработка и актуализация учебных материалов – 6 часа.

По лекции 8 Планирование личного и рабочего времени с помощью различных программ и интернет-сервисов для совместной работы с учениками – 6 часа.

По лекции 9 Разработка и создание электронного журнала успеваемости – 4 часа.

По лекции 10 Проектирование способов использования сервисов web 2.0.– 4 часа.

По лекции 11 Проектирование способов использования технологий коммуникации – 4 часа.
2. СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

2.1. ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И/ИЛИ РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ


  1. Организация функционирования единой информационной образовательной среды.

  2. Единая информационная образовательная среда учебных заведений среднего уровня образования.

  3. Возможности табличного процессора для оценки потенциала педагогического коллектива (на основе тестирования)

  4. Компьютерная оценка профессионального уровня

  5. Использование готовых оболочек тестирования для оценки профессионального уровня.

  6. Методы оптимизации управленческих решений руководителя образовательного учреждений средствами информационных технологий.

  7. Повышение эффективности УВР образовательного учреждения средствами компьютерных технологий. (Компьютерные системы организации УВП; эффективность УВП; достоинства и недостатки; примеры; способы применения; результаты)

  8. Выявление потенциала сотрудников на основе компьютерного тестирования. (Управление персоналом; современные информационные технологии; отбор и оценка персонала; повышение эффективности личной работы; тестирование; компьютерное тестирование; примеры)

  9. Компьютерная оценка профессионального уровня сотрудников образовательного учреждения. (Мотивация, оценка качества труда; создание системы оценки профессионального уровня; использование системы тестирования; анализ существующих систем тестирования: по уровням; по способу оценивания; методические типы; сущность; достоинства; недостатки; анализ результатов; примеры)

  10. Компьютерные методы обработки результатов УВП.

  11. Повышение эффективности методической работы образовательного учреждения средствами компьютерных технологий.

  12. Информационные технологии в мотивации педагогического коллектива.

  13. Использование компьютерных информационных технологий для организации проектной деятельности школьников.

  14. При подготовке письменных работ по выбранным темам используется литература, рекомендованная по соответствующим темам лекционных занятий и материалы периодической печати.

2.2. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Что понимается под управленческой компетентностью учителя?

Ответ: способность к актуальному проявлению в деятельности базовых и специальных компетенций, включающих теоретические и практико – ориентированные знания, умения и навыки в области управления, осуществлению опережающего планирования, моделирования и прогнозирования процессов обучения информатике в школе.

Управление учебной деятельностью учащихся на занятии – это …

Ответ: особая форма деятельности, в которой все субъекты посредством планирования, организации, руководства, контроля и коррекции обеспечивают организованность совместной деятельности и ее направленность на конечный результат

Какими качествами должен обладать современный учитель?

Ответ: базовыми качествами учителя–предметника, а также качествами учителя–новатора, учителя – экспериментатора, учителя – организатора, обладать лидерскими, управленческими качествами, быть личностью, яркой индивидуальностью.

Выберите знания и умения, необходимые учителю для реализации управленческих функций.

организация самостоятельной, учебно–познавательной деятельности.

управление учением, саморазвитием

управление мотивацией

умение ориентироваться на конечные цели

установление взаимодействия «ученик – компьютер» и руководить им

умения осуществлять функцию консультанта

умения осуществлять поиск источников, анализировать их

Управленческие способности проявляются в …

Ответ: умении организовать себя, свое время, индивидуальную, групповую, коллективную деятельность школьников, сплотив вокруг себя классный коллектив, предложив им совместную интеллектуальную и проектную деятельность.

Выберите уровни реализации праксеологического подхода:

уровень типологии действий и построения системы категорий (понятий),

уровень разработки эффективных нормативных систем действия, позволяющих погружать рассматриваемую проблематику в конкретно– исторические социокультурные контексты,

уровень критики истории развития человеческих действий с точки зрения их технических достоинств и критики методов, применяющихся в этих действиях.

Как можно определить процесс формирования управленческой компетентности учителя …

Ответ: как часть управленческой деятельности, при которой посредством создания новых условий, ресурсов, средств, факторов, способов работы обеспечивается более быстрый целенаправленный переход к качественно новому результату обучения.

Установите соответствие формы и способов управленческих взаимоотношений в пространстве реализации управленческих функций




пространство как поле смыслов



пространство как поле взаимодействия



пространство как совокупность ресурсов



пространство как информационное поле

Какой перечень определяет пространство реализации управленческих функций в условиях стандартов нового поколения.

Ответ: результаты, условия, структура программ

Установите соответствие термина и его определения



эгрессия

(иерархическая модель управления), иерархия «сверху вниз», характерная для традиционной системы руководства, формирует и поддерживает организацию, реализующую принципы рецептурной педагогики

ингрессия

(матричная модель управления), организационная форма, соединяющая, комбинирующая отдельные части системы в целое

дегрессия

(сетевая модель управления), организационная форма существования социальной системы, обеспечивающая защиту и сохранение формы более высокого уровня организации

технология – это …

Ответ: совокупность знаний о способах и средствах проведения производственных процессов, под которыми следует обобщенно понимать выполняемую работу

Расставьте технологические достижения в порядке значимости:

возможность хранения информации на машинных носителях,

развитие средств связи

и автоматизация обработки информации с помощью компьютера.

Установите соответствие основных форм деятельности, в которых может использоваться компьютер при выполнении им обучающих функций:



тренажерные системы .

наиболее целесообразно применять для выработки и закрепления умений и навыков;

репетиторские системы

предусматривают своего рода диалог обучающегося с компьютером в реальном масштабе времени

Выберите, что относится к технологическим процессам обработки данных с применением персональных компьютеров и других технических средств:

способы наблюдения за деятельностью объекта,

сбора данных,

их регистрации,

передачи по каналам связи

Установите соответствие между процедурами преобразования информации и их особенностями



Сбор и регистрация информации –

осуществляется вручную, необходимо расширять применение технических средств сбора и регистрации первичной информации, совмещать операции количественного измерения, регистрации, накопления полученных данных в компьютерной системе и передачи их по каналам связи

Передача информации –

может передаваться как первичная информация с мест ее получения, так и результирующая информация нового качества и позволяет значительно ускорить прохождение информации с одного уровня управления на другой и сокращает общее время для принятия оперативного управленческого решения

Хранение и накопление информации –

осуществляется в информационных базах данных, на различных носителях в виде информационных массивов, где данные располагаются по установленному порядку; необходимо для многократного применения; обеспечивает процедуру эффективного автоматизированного поиска данных

Обработка информации –

в ходе решения поставленной управленческой задачи в соответствии с машинной программой формируются результирующие сводки

Принятие решения –

на основе тщательного анализа результирующей информации, полученной после ее обработки, обеспечивает автоматизацию выбора оптимального решения в процессе диалога пользователя и вычислительной системы

Какие качества совмещает учитель в процессе освоения современных информационных и телекоммуникационных технологий?

Ответ: преподавателя; консультанта; менеджера.

С каких позиций можно осуществить оценку компетентности учителя по работе с информацией

Ответ: с позиции администрации образовательного учреждения; с позиции использования информационных средств педагогом; с позиции педагогического сообщества

При помощи каких технических и коммуникационных средств формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее:

Ответ: компьютер, телевизор, магнитофон, телефон, факс, принтер, модем, CD и DVD–проигрыватель, проектор и др

Уровень сформированности компетентности по работе с информацией указывает на …

Ответ: степень овладения и использования информации в образовательном процессе.

Автоматизированную информационную систему можно рассматривать как …

Ответ: человеко – машинную систему с автоматизированной технологией получения результативной информации, необходимой для информационного обслуживания процесса образования и оптимизации процесса управления в различных сферах человеческой деятельности

Информатизация образования представляет собой:

Ответ: область научно–практической деятельности человека, направленной на применение методов и средств сбора, хранения, обработки и распространения информации для систематизации имеющихся и формирования новых знаний в рамках достижения психолого–педагогических целей обучения и воспитания.

Средствами информатизации образования называются

Ответ: компьютерное аппаратное и программное обеспечение, а также их содержательное наполнение, используемые для достижения целей информатизации образования

Распределите в две колонки позитивные и негативные факторы информатизации образования:

совершенствования методов и технологий отбора и формирования содержания образования;

введения и развития новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями; внесения изменений в обучение большинству традиционных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;

повышения эффективности обучения за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов; организации новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменения содержания и характера деятельности обучающего и обучаемого;

совершенствования механизмов управления системой образования;

ограниченное в учебном процессе живое общение преподавателей и обучаемых, учащихся между собой, предлагая им общение в виде «диалога с компьютером»;

речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения; свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм;

неспособность воспользоваться той свободой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства;

лишает обучаемых возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения.


Позитивные стороны информатизации

Негативные стороны информатизации






Интерактивность – это …

Ответ: поочередное взаимодействие учителя и ученика с использованием цифрового образовательного ресурса

Какое количество информации человек воспринимает через органы зрения?

Ответ: 80 процентов информации

Тестирование с применением интерактивной доски

Ответ: тестирование одновременно предоставляет инструменты для обучения и самоподготовки и является системой контроля уровня знаний

Выберите особенности интерактивных заданий:

можно сделать видимыми, наглядными изучаемые процессы, сложные для понимания

направлены не столько на применение имеющихся знаний, сколько на открытие новых, на обобщение знаний

ученик находится в позиции активного деятеля, открывающего для себя новое

Под электронной презентацией мы понимаем …

Ответ: логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления

Выберите позиции, которые характерны для личностно ориентированного образования:

Ответ: сотрудничество участников образовательной деятельности, диалог, деятельностный и творческий характер, индивидуальная поддержка ребенка, свобода для принятия самостоятельных решений, выбора содержания, способов учения, поведения и обмена мнениями, сотворчество учителя и ребенка

Современное образование (по Стандарту второго поколения) должно ориентироваться в первую очередь на…



Ответ: формирование навыков саморазвития и самообразования, сотрудничества, коммуникативных умений, творческого и критического мышления, самостоятельности, ответственности, использования знаний и моделей поведения реальной жизни, рефлексии и самооценки
2.3. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

  1. Дидактическая система. Категории дидактики: учение, обучение, образование.

  2. Основные дидактические концепции: принципы, цели, содержание, средства обучения.

  3. Профессиональные функции учителя, их трансформация в условиях информатизации.

  4. Особенности деятельности учителя информатики в современном образовательном процессе.

  5. Формы и способы использования учителем информационных технологий в учебном процессе: на уроке, во внеклассной деятельности, в методической и управленческой работе.

  6. Средства обучения: понятие, их функции, классификация.

  7. Информатизация образования: причины, характерные особенности, ее влияние на методы и формы обучения.

  8. Понятие управления: его цель, задачи, объекты управления.

  9. Суть и соотношение понятий «управление» и «менеджмент». Роль менеджера в организации.

  10. Сферы применения менеджмента.

  11. Этапы развития менеджмента: время, содержание, открытия, личности.

  12. Основные школы менеджмента: название, основные идеи, принципы.

  13. Понятие функций менеджмента, их основные группы.

  14. Предметные функции менеджмента: название, цели, содержание.

  15. Социально–психологические функции менеджмента: название, цели, содержание.

  16. Процессуальные функции менеджмента: название, цели, содержание.

  17. Дидактическое понятие «учебная деятельность» и ее управленческий аспект.

  18. Целеполагание ученика: структура целей, компоненты проектирования целей.

  19. Последовательность действий при проектировании целей ученика и планировании учебной деятельности.

  20. Управленческая деятельность учителя: структура целей, формулировка. Требования к постановке целей учителя.

  21. Оценка ре6сурсов и планирование логической структуры учебной темы (модуля) – технологическая и информационная карта урока.

  22. Разработка и актуализация учебных материалов с использованием информационных технологий: компоненты учебных материалов, наглядность.

  23. Подготовка демонстрационных материалов к уроку: презентация, требования и рекомендации по разработке.

  24. Планирование учебного занятия с помощью интеллект–карт.

  25. Индивидуальное и совместное планирование учебной деятельности с помощью электронных «планировщиков» (календари).

  26. Организация контроля процесса обучения средствами электронных таблиц.

  27. Сервисы Web 2.0. в процессе обучения: понятие, особенность применения в учебной деятельности.

  28. Возможности интеллект–карт в организации процесса обучения.

  29. Требования к содержанию учебного контента, используемого в среде Web 2.0.

  30. Возможности среды Google для индивидуальной и совместной учебной деятельности.

  31. Основные направления использования сервисов Google в практике образовательного учреждения: основные и дополнительные сервисы.

  32. Блог: учебные цели, задачи, возможности, пример.

  33. Вики–страницы: учебные цели, задачи, возможности, пример.

  34. Примеры, достоинства и недостатки использования Web 2.0. в педагогической практике.


1 Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. // Учебник для педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогов. – М., 2005. – 251 с.


Каталог: materials
materials -> Рабочая программа учебной дисциплины «Информационные технологии в учебно-исследовательской и познавательной деятельности»
materials -> Тематика выпускных квалификационных работ, выполняемых под руководством преподавателей общеинститутской кафедры психологии образования иппо
materials -> Департамент образования города москвы
materials -> Фонд оценочных средств
materials -> Лекции 14 час. Практические занятия 14 час. Самостоятельная работа 80 час. Всего 3 з ед. Москва 2015 Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы»
materials -> «Познание как образовательная деятельность» Цели и задачи освоения дисциплины
materials -> Заместитель Министра
materials -> Департамент образования города Москвы
materials -> Департамент образования города москвы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница