Учебно-методический комплекс дисциплины философия (б б ) Рекомендуется для направления подготовки



страница1/19
Дата14.02.2016
Размер0.91 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Карельский институт туризма – филиал

Негосударственного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

Российская международная академия туризма


Кафедра естественных и гуманитарных дисциплин

УТВЕРЖДАЮ

Директор _______________Э.Н. Павлова

«___» ______________ 2013г.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ФИЛОСОФИЯ

(Б.1. Б.2.)
Рекомендуется для направления подготовки

080200.62 – Менеджмент
Профили:

Менеджмент туризма

Менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий
Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Петрозаводск 2013г.



Учебно-методический комплекс дисциплины:
составлен в соответствии с требованиями:

Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) направления 080200.62 – Менеджмент (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 20.05.2010г. №544)



составлен на основе:

Примерной программы дисциплины «Философия», разработанной Кафедрой общегуманитарных дисциплин НОУ ВПО Российской международной академии туризма в качестве дисциплины базовой части «Гуманитарного, социального и экономического цикла» Б.1.Б.2.



разработчик:

Волкова С.В., к.п.н., ст. преподаватель кафедры естественных и гуманитарных дисциплин



принят

на заседании кафедры естественных и гуманитарных дисциплин

Протокол № _____ от __________2013г.

Зав. кафедрой ____________________ В.Т. Двинская



согласован

Зам. директора по УМР __________________ Е.М. Грунина








СОДЕРЖАНИЕ
Основная часть учебно-методического комплекса учебной дисциплины

1. Пояснительная записка………….….….…………………………………….…4

2. Примерная (типовая) программа учебной дисциплины………………..….…8

3. Рабочая программа учебной дисциплины………………………………..…....8

4. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя………………8

5. Инновационные, в том числе активные и интерактивные методы

обучения. ……………………………………………………………………….....10

6. Рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов (СРС) по дисциплине…...........................................................14

7. Методические материалы, устанавливающие содержание и порядок текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации по дисциплине……………….21

8. Рейтинговая система оценки знаний…………………………………………..27

9. Глоссарий………………………………………………………………………..29
Приложения:

Приложение 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Философия»………50

Приложение 3. Фонд оценочных средств по дисциплине «Философия»………

Приложение 4. Конспект основных лекций………………………….……….….



1. Пояснительная записка

Место и роль дисциплины «Философия» в основной образовательной программе «Менеджмент». Основная задача высшей школы – как подготовка специалистов в определенной сфере производства и управления, так и формирование личности, способной творчески решать стоящие перед ней задачи, осознанно принимать решения по жизненно важным вопросам. Цель изучения дисциплины состоит в достижении обучающимися высокой культурной компетентности, необходимой для ответственного решения профессиональных задач, осмысленных в социокультурном контексте. В образовательном процессе необходимо формировать понимание закономерностей общественных изменений и влияния на социум профессиональной деятельности.

С целью формирования профессионалов современного уровня в системе отечественного высшего образования в качестве обязательных была введена группа гуманитарных дисциплин, призванных обеспечить переориентацию обучения с учетом гуманитарных потребностей личности. Среди этих дисциплин важное место отводится философии.

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Философия» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), обязательными при реализации основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент образовательными учреждениями высшего профессионального образования на территории Российской Федерация, имеющими государственную аккредитацию, а также другими нормативными документами.

Дисциплина «Философия» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла (Б.1.Б.2), т. е. является федеральным компоненом. В основной образовательной программе по направлению подготовки 080200.62 Менеджмент она занимает важное место, поскольку студенты начинают изучать её на первом курсе, когда закладываются основы ценностных ориентаций на весь учебный процесс. Полученные студентами философские знания являются основой для изучения других дисциплин основной образовательной программы.

В качестве цели изучения дисциплины ставится формирование у студентов основных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей, установленных ФГОС ВПО с учетом квалификационных требований (профессиональных стандартов). Преимущественно дисциплина «Философия» призвана формировать чрезвычайно важную общекультурную компетенцию ОК-2: студенты должны владеть «знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности».

Требования к знаниям студентов и уровню их подготовки по завершению учебного курса. По окончании изучения учебного курса студент должен иметь представление о процессах и явлениях, происходящих в современной обществе, хорошо ориентироваться в философских концепциях, владеть основами философского анализа и использовать его в своей профессиональной деятельности.

В результате изучения курса студент должен:



а) знать:

*закономерности и этапы исторического процесса

* основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления

* основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления



б) уметь:

* применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности

* ориентироваться в мировом историческом процессе

*анализировать процессы и явления, происходящие в обществе

* применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности

в) владеть:

* навыками целостного подхода к анализу проблем общества


Современное состояние и основные тенденции развития философского знания. Философия имеет большую историю как система знаний, как метод познания и преобразования действительности.

Изменения, происходящие в современном обществе, так сложны и многослойны, так динамичны и разноплановы, что их постижение требует выхода за пределы эмпирического анализа, поиска глубинных, универсальных оснований культурного разнообразия.

Несомненна ценность философского знания для современного профессионала. Социально-гуманитарное знание позволяет человеку глубоко понимать свою социальную (в том числе профессиональную), этническую, политическую, конфессиональную идентичность. Базовые знания об окружающем человека социальном мире, механизмах культуры, системе норм и ценностей, которые регулируют жизнь общества, иерархии этих ценностей составляют предмет дисциплин социогуманитарного блока. Философия способствует осмыслению человеком своего места в мире, что придает личности внутреннюю устойчивость, помогает в выборе ценностных ориентиров, облегчает процессы межличностного взаимодействия.

Социально-гуманитарное знание влияет на уровень профессиональной культуры, выступает важной структурной составляющей общей компетентности специалиста. Социально-гуманитарная образовательная компонента расширяет общекультурный диапазон личности, способствует освоению технологий служебного взаимодействия, создает базу для профессиональной коммуникации, составляющей необходимое условие делового успеха.

В настоящее время философия прочно вошла в состав современного гуманитарного знания как методология гуманитарного и социального познания.

Философия в России утверждалась как дисциплина, предметом которой является анализ взаимодействия, взаимопроникновения культуры и человека, раскрытие сущности человека как творца и творения культуры. Став носителем духовных ценностей, человек в процессе своей жизни воспринимает, репродуцирует эти ценности и стремится к творчеству новых культурных реалий.

Интенсивный рост знаний об обществе требует постоянного совершенствования учебных программ по философии, повышения требования к изучающим этот предмет. Поэтому в данном курсе учебный материал представлен так, чтобы он, во-первых, отвечал современному уровню мировой философской науки по глубине знания и широте охвата проблем и, во-вторых, соответствовал дидактическим требованиям, как существующим, так и прогнозируемым на ближайшее будущее.

Философия как учебная дисциплина. Назначение учебного курса «Философия» определяется задачей формирования квалифицированного работника, который должен иметь не только хорошие профессиональные знания, но и уметь творчески подходить к решению профессиональных вопросов, решать нестандартные задачи, уметь видеть проблему в широком содержательном контексте, обладать культурой мышления и широкой эрудицией. Философия как учебная дисциплина призвана дать бакалавру навыки культуры современного мышления, знания о закономерностях формирования общества, умение вести межкультурный диалог. В последнее время значительно актуализировался прикладной аспект философского знания, возможности его применения в профессиональной деятельности.

Результатом изучения дисциплины станет знакомство студентов с основными философскими концепциями, умение самостоятельно анализировать сложные процессы развития общества, выработка творческого подхода к рассмотрению динамики современного общества, владение навыками межкультурного общения в условиях существования различных общественных традиций.

Философия как наука о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления включает множество проблем и тем. Изложить их – задача неразрешимая в вузовском курсе. Учебная программа включает в себя наиболее общие проблемы развития природы, общества, человека, его мышления: философия бытия; философия развития; философия природы; философия общества; философия человека; философия цивилизации; философия профессии и другие.

2. Примерная (типовая) программа

Дисциплина «Философия » входит в федеральный компонент основной образовательной программы 080200.62 Менеджмент. Примерная программа учебной дисциплины «Философия» разработана профильным УМО и рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Примерная программа носит рекомендательный характер и приведена в приложении 1.



3. Рабочая программа учебной дисциплины

Рабочая программа является основным документом, в соответствии с которым осуществляется преподавание дисциплины. Рабочая программа учебной дисциплины «Философия» рассмотрена и одобрена на заседании кафедры общегуманитарных дисциплин (протокол № 9от 7 мая 2013 г.) и приведена в приложении № 2.



4. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

При выборе методов и средств обучения по дисциплине «Философия» необходимо иметь в виду специфику научного философского познания: абстрактность, всеобщность положений философии, анализ наиболее общих законов и тенденций развития окружающего человека мира.

В центре проблемного исследовательского поля философии оказывается рассмотрение общества, его истории, культуры, мировых культурных ценностей с позиций антропологического подхода, предполагающего обращение к человеку как к рядовому и родовому субъекту истории, носителю и творцу общественного развития.

Достижение заданных уровней обученности по дисциплине и формирования заявленных компетенций определяется отбором педагогически целесообразных методов. К словесным методам обучения отнесены: лекция, объяснение, беседа, дискуссия, работа с книгой.

Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением модульного обучения по крупным темам и разделам. Традиционная лекция претерпевает определенные трансформации, и актуализированными оказываются нетрадиционные формы проведения лекций (см. раздел 5 «Инновационные методы, в том числе методы активного и интерактивного обучения»).

Практические методы обучения ориентированы прежде всего на формирования учений и навыков. Одним из основных видов практических занятий в современной высшей школе по социально-гуманитарным дисциплинам является семинар. В отечественной высшей школе установились семинарские занятия трех типов: просеминар, спецсеминар и собственно семинар.

Поскольку студенты изучают дисциплину «Философия» на первом курсе, рекомендуется использовать такой тип, как протосеминар. Просеминар, как показывает само название, – занятие, подводящее к семинару. Подобные занятия проводятся на первом курсе с целью ознакомления студентов со спецификой самостоятельной работы, а также с литературой, источниками, методикой работы над ними. Опыт показывает, что студенты первого курса не умеют работать с несколькими источниками и, прочитав список рекомендуемой литературы, не знают, как отобрать необходимый материал, изложить его в соответствии с поставленной целью. Поэтому особое внимание следует обращать на развитие навыков работы студентов с источниками, предостерегая их в то же время от компилятивного подхода к изложению научных проблем.

Второй этап работы в просеминаре – подготовка студентами рефератов на определенные темы, чтение и обсуждение их участниками просеминара, заключение по содержанию семинара руководителя. Тема семинара определяется преподавателем заранее. Она может совпадать с темой ранее проведенной лекции или быть посвящена теме, расширяющей лекционный материал. На таких занятиях студенты выступают перед своими однокурсниками с сообщениями, докладами и рефератами, которые могут сопровождаться показом иллюстраций, презентаций, фильмов. Далее все услышанное и увиденное обсуждается. Присутствующие на семинаре могут задавать вопросы выступающему или преподавателю, делиться своим мнением. Подготовка к семинару является обязательной.



5. Инновационные методы, в том числе методы активного и интерактивного обучения

Под инновационными методами в высшем профессиональном образовании подразумеваются методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они должны быть направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов).

Инновационные технологии по содержанию представляют собой следующее:


  • это объективно новые педагогические технологии, которые являются результатом педагогического творчества;

  • это известные образовательные технологии, применяемые в новых условиях и адаптированные к конкретному возрасту обучающихся, ступени и форме обучения, образовательному предмету (области);

  • это адаптированные к образовательному процессу вуза технологии, взятые из зарубежной практики или других сфер социальной и профессиональной деятельности.

Инновационный подход к образованию предполагает формирование современных компетенций, отличающихся от традиционных многофункциональностью знаний, междисциплинарностью умений, освоением новых действий и приемов в различных ситуациях.

Результатом образования становится компетентность, рассматриваемая не как сумма усвоенной информации, а как способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Формирование компетенций требует дополнения традиционных форм обучения моделированием интерактивных ситуаций как условия освоения процесса принятия решений.

С позиций компетентностного подхода приоритет получают активные методы и формы проведения учебных занятий, способствующие развитию общекультурных и профессиональных компетенций. В процессе преподавания учебной дисциплины «Философия» используются следующие ориентиры при развитии активных методов обучения: деловые коммуникации, управление проектами, подготовка и проведение презентаций.

При проведении лекционных занятий можно рекомендовать инновационное построение лекций:

Проблемная лекция – на ней вводится новое знание как неизвестное для данной аудитории, которое необходимо «открыть». Лекция начинается с постановки проблемы, которая требует решения.

Лекция-визуализация учит преобразовывать два вида информации – устную и письменную – в визуальную форму. Сопровождается систематизацией и выделением наиболее существенных элементов информации. Наиболее популярным типом лекции-визуализации является лекция-презентация.

Лекция с заранее запланированными ошибками развивает у студентов умение оперативно анализировать профессиональные ситуации, вычленять неверную ситуацию и неточную информацию. Студенты выступают в роли экспертов, оппонентов, рецензентов. По ходу лекции они отмечают ошибки и называют их в конце лекции.

Лекция – пресс-конференция организуется на основе активизации деятельности студентов, что достигается за счет адресованного информирования каждого студента лично. Преподаватель (возможно, заранее) называет тему лекции и просит письменно задавать ему вопросы по данной теме. Изложение строится не как ответ на каждый вопрос, а в виде связного раскрытия темы.

Лекция-беседа – диалог с аудиторией, объяснение с показом иллюстраций.

- Лекция-дискуссия – свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу.

Лекция с разбором конкретных ситуаций (кейсов) – на обсуждение выносятся не вопросы, а конкретная ситуация. Кейс может представляться устно, короткой видиозаписью, слайдами. Обсуждение ситуации может использоваться в качестве пролога к лекции.

Лекция – консультация – до 50% учебного времени отводится вопросам и ответам на них. В конце занятия – свободная дискуссия.

Из числа инновационных образовательных технологий в процессе преподавания дисциплины «Философии» показали эффективность следующие:



  • технологии активного обучения (деловые игры, тренинги, дискуссии, кейс-стади);

  • модульно-рейтинговая технология;

  • технология проблемного обучения (проблемное изложение материала, эвристическая беседа, частично-поисковые и исследовательские методики);

  • метод инициации мышления – метод контрольных (эвристических) вопросов;

  • технологии коллективного взаимодействия (сотрудничество, диалог и др.)

Кейс-метод. Для учебных целей, а также для текущего контроля в рамках компетентностного подхода применяются кейсы.

Кейс-измерители включают обычно специальные проблемные задачи, в которых студенту предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, отражающую практическую проблему и актуализирующую определенный комплекс профессиональных знаний. Отличительной особенностью такой проблемы является отсутствие однозначных решений, побуждающее студентов искать пути оптимизации подходов, анализировать методы решений, выбирать те или иные условия, ограничивающие решения, и аргументировать свой выбор.

При разработке кейс-измерителей в текстовом или ином виде формируется модель, имитирующая профессиональную ситуацию. Работа студента над кейсом может осуществляться как в самостоятельном режиме, так и в сотрудничестве с педагогом и другими студентами с привлечением различного рода аргументов и литературных источников для обоснования собственных аргументов и выбора оптимального решения. Широкое распространение кейс-метода в управленческом образовании обусловлено требованиями к качествам хорошо подготовленного менеджера, который должен уметь принимать грамотные решения при различных обстоятельствах.

Кейс позволяет в процессе обучения на реальных примерах выполнить работу, которой будущий управленец будет заниматься ежедневно: проводить анализ истории вопроса и нынешнего положения дел, определять и сравнивать различные варианты принятия решений, выносить окончательные решения и просчитывать их последствия. Кейсы, созданные для обучающих целей, не должны содержать завершенную копию реальных событий, их цель состоит в том, чтобы создать атмосферу обсуждения среди студентов. Такая атмосфера отвечает учебным целям и уместна при имитации будущей профессиональной деятельности менеджеров, поскольку в бизнесе, как и в жизни, всё зависит от сочетания множества разных факторов. Отбор наиболее важных факторов, нуждающихся в рассмотрении при выполнении задания, осуществляется авторами в процессе разработки кейса и определяется целями, которые ставятся перед обучаемыми.

В структуре учебного кейса можно выделить следующие части:


  • Пояснительную записку, включающую цели создания кейса и перечень проверяемых компетенций.

  • Характеристики контингента студентов, для которых предназначено задание.

  • Текст задания кейса, который включает основной текст и приложения.

  • Вопросы, требующие решения проблем по тексту задания.

  • Оценочные рубрики к заданию, включающие оценочные градации ко всем возможным решениям.

  • Методические рекомендации для экспертов по оценке результатов проверки ответов на задание.

  • Дополнительные материалы для работы с заданием кейса.

Основные требования к кейсам:

– адекватность поставленной цели создания;

– оптимальность по уровню трудности для контингента студентов;

– ориентация на проблемы и ситуации профессиональной деятельности;

– адекватность современным проблемам экономики и производства;

– актуальность для сферы будущей профессиональной деятельности студентов;

– значимость включаемых ситуаций и проблем;

– дискуссионный характер ситуации;

– включение необходимых контекстных факторов, обеспечивающих многозначность решений;

– наличие условий, описывающих ситуацию и нередко носящих либо избыточный, либо недостаточный характер;

– наличие альтернативных решений.

6. Рекомендации по организации и методическому обеспечению самостоятельной работы студентов

Организационные рекомендации по изучению дисциплины. Для обеспечения систематической и регулярной работы по изучению дисциплины и успешного прохождения промежуточных и итоговых контрольных испытаний студенту рекомендуется придерживаться следующего порядка обучения:

1. Самостоятельно определить объем времени, необходимого для проработки каждой темы.

2. Регулярно изучать каждую тему дисциплины, используя различные формы индивидуальной работы.

3. Согласовывать с преподавателем виды работы по изучению дисциплины.

4. По завершении отдельных тем передавать выполненные работы (рефераты, эссе) преподавателю.

При успешном прохождении рубежных контрольных испытаний студент может претендовать на сокращение программы промежуточной (итоговой) аттестации по дисциплине.



Методические рекомендации по изучению дисциплины. Учитывая особенности распределения материала дисциплины, рекомендуется следующая методическая последовательность освоения материала:

1. Сначала студент осваивает основные понятия философии и знакомится с различными концепциями.

2. После усвоения основных понятий философии студент знакомится с материалом по филеогенезу, различным типологиям культур.

3. Особое внимание при изучении курса студент уделяет вопросам анализа социодинамики общества, применению философских методов исследования.

4. На базе приобретенных знаний студент под руководством преподавателя осуществляет философский анализ развития природы, общества, человека.

Характер различных видов учебной работы и рекомендуемая последовательность действий студента («сценарий изучения дисциплины»). Во время лекции рекомендуется составлять конспект, фиксирующий основные положения лекции и ключевые определения по пройденной теме.

Во время семинарских занятий рекомендуется активно участвовать в обсуждении рассматриваемой темы, выступать с подготовленными заранее докладами и презентациями, принимать участие в выполнении контрольных работ.

Самостоятельная работа должна соответствовать графику прохождения программы дисциплины. Самостоятельная работа по дисциплине «Философия» включает: а) работу с первоисточниками; б) подготовку устного выступления на семинарском занятии; в) подготовку к занятию в интерактивной форме; г) подготовку реферата, эссе; д) подготовку презентаций к выступлениям; е) работу с тестовыми заданиями; ж) подготовку выступлений на студенческих конференциях, для конкурсов студенческих работ; з) подготовку к текущему, рубежному контролю и промежуточной аттестации по дисциплине.

Планирование и организация времени, отведенного на изучение дисциплины. Освоение учебной дисциплины «Философия» планируется в зависимости от объема самостоятельной работы, предусмотренной рабочим планом ООП и рабочей программой дисциплины (36 часов).

В зависимости от выбранных видов СРС студенты самостоятельно планируют время на их выполнение. Предлагается равномерно распределить изучение тем учебной дисциплины. Виды работ в соответствии со структурой, тематикой дисциплины, формы контроля и формируемые компетенции представлены в разделе 6 «Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов» рабочей программы учебной дисциплины «Философия» (Приложение 2).



Примерные нормы времени на выполнение внеаудиторной самостоятельной работы приведены в следующей таблице:




Вид самостоятельной работы
Заочная формы обучения
Семинарское занятие 1. система историко-философских воззрений /семинар/
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

Каталог: uploads -> files -> 2015
2015 -> Образовательная программа направления «Менеджмент» профиль «Менеджмент гостиничных и ресторанных предприятий»
2015 -> Учебно-методический комплекс дисциплины институциональная экономика (б б ) Рекомендуется для направления подготовки
2015 -> Методические рекомендации по составлению рабочей программы учебных предметов, курсов согласно требованиям
2015 -> Учебно-методический комплекс дисциплины технологии и организация деловых мероприятий (mice) б в. Дв 1
2015 -> Образовательная программа направления «Менеджмент» профиль «Менеджмент туризма»
2015 -> «Программа родительского образования» (часть вторая) Шмакова Л. Ф. Основное общее образование
2015 -> Методические рекомендации по составлению резюме руководитель Центра трудоустройства Чернышева И. В. Волгоград, 2015 год
2015 -> Учебно-методический комплекс дисциплины управление проектами (б б. 11.) Рекомендуется для направления подготовки
2015 -> Учебно-методический комплекс дисциплины «тренинг: технологии продаж туристского продукта» (б в. Дв )
2015 -> Учебно-методический комплекс учебной дисциплины информационные технологии в сфере гостеприимства


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница