Учебно-методических материалов актуальные проблемы современности и журналистика Для студентов факультета журналистики



страница1/4
Дата27.04.2016
Размер0.8 Mb.
ТипСборник
  1   2   3   4


Сборник учебно-методических
материалов


актуальные проблемы современности
и журналистика


Для студентов факультета журналистики


Москва

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова


2003

Утверждено
кафедрой теории и практики
периодической печати

А в т о р - с о с т а в и т е л ь — канд. ист. наук, доц. Г.С. Вычуб



Сборник учебно-методических материалов «Актуальные проблемы современности и журналистика». – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2003. – 39 с.

Подготовлен на факультете журналистики.



© Вычуб Г.С., 2003


Предмет и задачи курса
Российская журналистика существует сегодня в контексте двух реалий: мировой цивилизации с ее обострившимися на рубеже тысячелетий проблемами и кризисами и находящегося в процессе стремительной и болезненной трансформации российского общества. Перед российской журналистикой как социальным институтом и непосредственно перед журналистами возникло и возникает немало новых, не имеющих опыта решения, проблем. Они заключаются, если говорить кратко, в необходимости понимать, уметь анализировать и отображать новые реалии эпохи, их значение для человека. Кроме этого, российским журналистам надо научиться ориентироваться в собственно внутренних проблемах, а также найти свое место в условиях новой российской журналистики, научиться действовать эффективно и социально значимо — как профессионалы, несущие социальную ответственность за информационное обслуживание общества.

Особое значение это имеет для молодого поколения журналистов, чье общественное и профессиональное сознание формируется в условиях резкого разрыва с прошлым и не имеет в данный момент опоры в виде системы общепринятых в обществе идей и ценностей. От того, насколько глубоко они научатся понимать и отображать проблемы и конфликты наступившего тысячелетия, насколько профессионально точно и этически правильно будут действовать в сложных условиях российской действительности, зависит, какой будет российская журналистика наступившего века, сможет ли она помочь обществу в решении вставших перед ним задач и проблем. Данный курс, который читается в завершение профессиональной подготовки студента-журналиста, ставит своей целью помочь молодому журналисту в создании установки на эффективное освещение общецивилизационных и собственно российских проблем.




ПРОГРАММА
Раздел I
Тема 1. Мировая цивилизация на грани тысячелетий:
глобальный кризис и поиски ответа

Основы существования современной цивилизации: линейность развития, технологическая цивилизация и научно-технический прогресс как основа развития, различные типы демократии как основа управления обществами. Проблемы и конфликты современности как показатель трудностей и определенной исчерпанности данного направления движения цивилизации.

Отражение цивилизационного кризиса в различных сферах человеческого бытия и деятельности: экономике, политике, демографии, экологии, нормах и ценностях различных культур и пр.


Тема 2. Социальные и политические процессы
в современном мире и журналистика

Современная структура отношений в мире. Крах биполярного мира, ломка прежнего миропорядка и международных институтов. Современная ситуация, место и роль США в ней как абсолютного мирового лидера. Роль объединенной Европы и других меж- и государственных субъектов в международных отношениях. Перспективы изменений в структуре мировых отношений, варианты возможного развития.

Россия и современный мир: различные концепции взаимодействия как отражение расколотости российского общества. Проблема выбора места России в современном мире. Исторический аспект проблемы, способы ее решения за последнее десятилетие. Современный статус России как региональной супердержавы. Геополитические проблемы России.

Конец истории или новая история? Напряженность, пришедшая на смену стабильности двухполюсного мира. Цивилизационные, этноконфессиональные конфликты как преобладающие в современном мире. Положение России в этой ситуации. Россия как часть мировой антитеррористической коалиции.

Отражение этих проблем в современной российской журналистике. Преобладающие подходы: либерально-атлантический, консервативно-националис­тический, либерально-почвеннический, радикально-националистический и др. Необходимость помощи в определении и выражении в государственной деятельности и общественном мнении концепции национальных интересов России как важнейшая задача журналистики.
Тема 3. Глобализация международных отношений:
теория и реальность. Место России в этом процессе

Теория глобализации как попытка осмысления реальных процессов в современном мире и основа конкретных политико-экономических, социальных и иных действий.

Глобализация экономических отношений как ведущее звено процесса глобализации. Основные характеристики этого явления. Глобализация финансовых отношений. Влияние экономической глобализации на «золотой миллиард» и на развивающийся мир. Противоречия экономической глобализации. Место и задачи России в этих процессах.

Политическая, социальная и духовная глобализация, содержание этих процессов. Либеральная демократия, западные социальные стандарты и «вестернизация» в духовной сфере как основной вектор этих процессов.

Институционализация процессов глобализации на мировом и региональном уровнях. Противоречия в этом процессе.

Глобализм и антиглобализм, суть и мотивы противостояния. Структура антиглобалистского движения, основные мотивы антиглобалистской деятельности. Цивилизационные и идеологические аспекты антиглобализма.

Отношение к теоретическим и реальным аспектам глобализации в современной России. Евразийство, фундаментализм и радикализм (правый и левый) как попытки мировоззренческого противостояния глобализации. Проблемы российской экономики в свете экономической глобализации.

Роль российской журналистики в этом процессе. Основные подходы, сценарии решения.


Тема 4. Конкретные проблемы и опасности современного мира Россия и российская журналистика в этом процессе

Устойчивое развитие как признак состояния «золотого миллиарда». Реальности и сценарии для других регионов мира. Возможности и реалии России.

Цивилизационные и этноконфессиональные конфликты. Исламский фактор как важное звено современных международных отношений. Россия и ислам: особенности взаимодействия.

Глобализация негативных процессов в современном мире. Международный терроризм, его содержание, структура, мотивы деятельности. Россия в планах международного терроризма. Международная преступность, наркоторговля. Содержание, динамика и направленность этих процессов.

Демографическая ситуация в современном мире. Старение развитого мира, депопуляционные процессы в нем. Малоконтролируемые демографические процессы в развивающемся мире. Отражение в этих процессах цивилизационных и этноконфессиональных проблем, их возможные и тупиковые решения.

Миграция как социальный, политический и экономический фактор в современном мире. Этноконфессиональные и социальные особенности нынешних миграционных процессов.

Проблемы демографического состояния России и миграции в страну. Трудовая миграция в Россию, нелегальные мигранты. Угроза депопуляции основного этноса и необходимость выработки в связи с этим эффективной демографической политики.

Российская журналистика и данные проблемы. Характер освещения и анализа, точки зрения.


Тема 5. Современный мир как информационное общество

Информационное общество: понятие, реальные признаки, место в структуре общества. Современные тенденции развития. Информация в экономической, социальной, политической и иных подсистемах общества. Виртуализация человеческой жизни: проблемы и опасности на этом пути. Интернет в жизни современного человека, его функции. Информационное сближение и взаимодействие как ведущая тенденция глобализации в области духовной жизни различных культур. Реальные и мнимые опасности этого процесса.

Россия в информационном процессе, основные тенденции.

Раздел II
Тема 6. Российское государство и общество
на рубеже тысячелетий

Россия в постсоветский период. Трансформация экономического и социально-политического устройства страны, этапы трансформации. Основные противоречия и конфликты на пути становления рыночной экономики, гражданского общества, правового демократического государства, новой системы ценностей российского общества. Отражение в современной российской действительности основных проблем современного мира.

Российский проект для будущего: общее и разное в подходах. Главные задачи:


  • необходимость выстраивания современной, конкурентноспособной и основанной на использовании высоких технологий и интеллектуального потенциала экономики;

  • создание развитой структуры мелкого и среднего бизнеса как экономическая и социально-политическая задача;

  • создание новой по сути системы обеспечения социальных благ;

  • создание условий для оптимальной, с учетом национальных интересов, включенности страны в мировую экономику, в том числе и институциональную;

  • обеспечение базовых возможностей для становления и развития гражданского общества в России (развитие местного самоуправления, свободных СМИ и пр.);

  • реформирование государственных институтов с целью осуществить эффективное, основанное на праве и одновременно «дешевое» для страны управление государством;

  • постепенная выработка и осуществление в национальном сознании системы приоритетов и важнейших интересов страны. Становление на этой основе новой политической элиты в обществе.


Тема 7. Российская журналистика в контексте времени

Проблемы журналистики как отражение и воспроизводство основной общественной проблемы — складывания собственно российского современного общества и его основных институтов. Некоторые моменты переходного периода: становление российской национальной журналистики, журналистики как части рыночной экономики, изменения в структуре и задачах СМИ, изменения в информационных интересах. Правовое оформление положения журналистики в государстве.

Проблема гражданской ответственности как основного способа взаимосвязи журналистики, журналиста с обществом. Разные подходы к содержанию и характеру данного понятия, их истоки. Изменения в социальном механизме взаимодействия журналистики и ее аудитории. Маргинализация социального и информационного поведения определенной части журналистского сообщества как следствие структурно-функциональной маргинализации части общества (в частности, информационные войны, сознательная дезинтеграция общества и его коренных национальных ценностей и пр.).

Условия независимости журналистики в развитом обществе: разнообразие форм собственности и возможность конкуренции собственников, правовая демократия, развитость и высокий уровень самоорганизации гражданского общества, общественный консенсус на основе свободной конкуренции идей и ценностей (не противоречащих выживанию и развитию культуры данного общества) и пр.

Некоторые специфические особенности власти как фактор, влияющий на журналистику. Патернализм власти по отношению к журналистике как историческая традиция России, ее конкретное выражение и цели в различные периоды.

Современное государство: основной распорядитель в экономике, наличие мощной социальной группы чиновников, важнейший реформатор общества «сверху». Проблема «российского авторитаризма» в переходный период. Неустойчивость подобного типа власти, ее неструктурированность, значение личностных факторов. Особое значение журналистики для подобного типа властных структур в переходный период. Иллюзии и реалии отношений: анализ конкретных ситуаций 1991–2003 гг.




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КУРСУ
Данный курс вызван к жизни двумя крайне важными обстоятельствами. Во-первых, тем, что современная Россия сегодня открыто включена в мировой процесс и актуальные проблемы мирового развития стали не только сущностно, но и институционально близкими и реальными для россиян. Реальными, прежде всего, с точки зрения проблем и опасностей, которые несет России наступившее новое тысячелетие — время обостряющегося общепланетарного кризиса (к примеру, ставшие международными преступность, наркоторговля).

Правда, необходимо сделать оговорку. По понятным причинам (развал СССР, резкое падение уровня экономического развития и пр.) Россия сегодня в ряде случаев находится на обочине мирового процесса и мировых проблем. Иногда это даже к добру (вспомним проблему сокращения выбросов в атмосферу: Россия сейчас одна из самых «чистых» стран в развитом мире и может продавать свои экологические квоты). Но в то же время этот «провинциализм» современной России во многом носит не объективный, а субъективный характер. «Сосредоточиваясь», наша элита подчас не желает видеть связь российских проблем с мировыми. Тем самым мы обедняем понимание российских проблем, поскольку во многом они явно или опосредованно связаны с проблемами общепланетарными. Кризис, связанный с появлением феномена мирового терроризма, наглядно это показал.

Вместе с тем, молодому журналисту важно представлять и понимать и сугубо российские проблемы, появившиеся в новом тысячелетии. Проблемы современной России связаны как с ее историческим прошлым, его позитивным и негативным опытом, так и со сложным процессом современной трансформации, которая воспринимается обществом неоднозначно. Эти проблемы связаны и с такими объективными обстоятельствами, как геополитическое положение страны, ее цивилизационные особенности, духовная культура и менталитет русского человека.

Знание проблем современного мирового сообщества и российского общества повышает не только и не столько познавательно-культурный уровень молодого журналиста, а прежде всего профессиональный. Приведу конкретный пример. Полемика вокруг возможного ввоза в страну для хранения и переработки отработанного ядерного топлива, проходившая в прессе весной 2001 г., продемонстрировала кроме пропагандистского накала («атомная мафия», «остервенелые экологи» и пр.) крайнюю нищету представлений наших журналистов по этому вопросу и неумение (или нежелание) взглянуть на проблему глубоко, с точки зрения развития, например, мировой энергетики в наступившем XXI в., достижений мировой науки в работе с «опасным атомом» и т.д. Дискуссии в СМИ вокруг конфликтов, связанных с Югославией, Ираком, становлением «однополярного» мира и пр., демонстрируют низкий уровень реальных, а не идеологизированных представлений о сущности обсуждаемых проблем, недостаточность или явную подтасованность представляемых публике фактов, неумение или нежелание формулировать реальные национальные интересы и цели в подобных обстоятельствах. Поэтому курс предусматривает анализ студентами современной журналистской практики по тем проблемам мирового и российского развития, которые представлены в курсе. Как с содержательной стороны, так и с точки зрения присутствия (или отсутствия) профессионального мастерства, выраженного прежде всего в многосторонности, глубине и точности анализа, наличии у журналистов позиции, связанной со знанием предмета анализа.

Но журналистика представлена в курсе и непосредственно — как социальный институт, переживающий глубокие перемены как в мировом масштабе, так и в нашей стране в особенности. Эти перемены имеют глобальный характер, соответствующий глобальности изменений в российском обществе. Они как несомненно положительны, так и негативны, в них отражаются болезни современного российского общества. Молодому журналисту важно иметь представление о реальном положении в сфере его будущей профессиональной деятельности, выработать позицию, на основе которой он будет действовать в профессиональном сообществе, взаимодействовать с обществом и государством, обращаться к читателям, слушателям и зрителям.

ОТЧЕТНОСТЬ ПО КУРСУ
Самостоятельная работа студентов, предусмотренная данным курсом, включает изучение рекомендуемой литературы, материалов исследовательских центров по актуальным социальным и журналистским проблемам, анализ материалов средств массовой информации, посвященных этим проблемам.

Промежуточным итогом изучения курса является подготовка рефератов по одной из предложенных тем, которые соответствуют главным задачам курса. Рефераты должны строиться как на углубленном изучении литературы по определенной теме, так и на изучении материалов СМИ.

Студенты могут, например, подготовить рефераты на следующие темы.

1. Нарастание противоречий в развитии современной цивилизации: причины и сценарии их разрешения.

2. Катастрофические и оптимистические научные сценарии будущего.

3. Основные положения теории глобализации.

4. Глобализация как реальный процесс. Ее отражение в жизни мирового социума.

5. Глобализация экономических отношений. Место России в этом процессе.

6. Становление новых международных отношений и нового мирового порядка. Место России в этом процессе.

7. Россия и страны развитого мира. От конфронтации и изоляционизма к партнерству.

8. Проблемы геополитического положения России.

9. Национально-государственная самоидентификация России как проблемная ситуация.

10. Антиглобализм, причины и суть этого общественного явления.

11. Информационное общество на современном этапе.

12. Этноконфессиональные конфликты: причины, содержание, влияние на будущее.

13. Мировой терроризм в современном мире. Россия на переднем крае борьбы с мировым терроризмом.

14. Мифы и идеологемы современной России.

15. Особый путь развития России: мифы и реалии этого проекта.

Данный перечень не исчерпывает, естественно, тем, которые могут быть представлены в рефератах.
Другой тип рефератов может строиться (с использованием теоретических наработок) на анализе деятельности российской журналистики. Речь идет, во-первых, об изучении того, как конкретно представлены в материалах СМИ те или иные проблемы мирового и российского развития. Можно подготовить, например, рефераты на следующие темы.

1. Экологические проблемы России на страницах «Российской газеты».

2. Проблемы экономической глобализации в журнале «Эксперт».

3. Геополитические проблемы России на страницах «Независимой газеты».

4. Ислам и Россия. Национализм и ксенофобия. Проблемно-тематические страницы «Известий».

5. Проблемы становления гражданского общества в России на страницах СМИ.

6. Экономический проект для России на страницах журнала «Эксперт».
Общие требования к реферату

1) объем — 10–12 компьютерных страниц (кегль шрифта — 12);



2) наличие библиографии: ссылки на используемые книги, брошюры, газетные, журнальные и интернет-тексты, теле- и радиопередачи.
Итоговые контрольные задания для студентов могут представлять собой как обычные вопросы, так и предложение рассмотреть проблемные ситуации профессиональной деятельности. В последнем случае студенту будет предложено, например:

  • представить тематический план экологической страницы в определенном издании;

  • разработать план нескольких авторских передач по телевидению на темы «“Горячие точки” гражданского общества»;

  • предложить несколько рубрик в газету «Известия» по проблемам глобализации и обосновать их тематику.

Итогом этой работы студентов является устный или письменный зачет по описанной выше методике.


КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Лекция 1. Основные проблемы современности

  1. исчерпанность в современном развитом обществе («золотой миллиард») движущих мотивов развития, существовавших в прошлом: достижение необходимого для поддержания жизни уровня потребления, искоренение бедности, преодоление классовых различий и пр.;

  2. перманентный, вялотекущий кризис в современном мире социальных институтов, возникших в индустриальном обществе: партий, профсоюзов, национального государства, механизмов демократии в целом;

  3. усиливающееся различие в темпах и характеристиках развития разных частей мира. Политико-социальные последствия этого;

  4. неравномерность использования природных ресурсов мировым сообществом, актуализация проблемы исчерпываемости ресурсов в условиях нынешней парадигмы цивилизационного развития;

  5. крушение биполярного мира и его последствия. Неясность перспективы нового миропорядка и механизмов его осуществления;

  6. преодоление идеологического раскола мира возродило старые и породило новые основы конфликтности. Цивилизационный конфликт — реальность или химера?

  7. двойственность и конфликтность процесса глобализации мировых процессов, характерного для современной цивилизации на грани тысячелетий, — это перечисление не исчерпывает всех проблем и конфликтов современности (один из исследовательских институтов, решив в 80-е гг. систематизировать перечень общечеловеческих проблем, насчитал их свыше 10 тыс.). Оно лишь обозначает основные вызовы времени. Вызовы, в которых современные по происхождению проблемы (например, экологическая, глобализация) переплетаются со стародавними, казалось бы, «закрытыми» в современном мире (например, конфессиональные и этнические конфликты). Эти вызовы в той или иной степени являются или станут актуальными в ближайшем будущем и для России.

Основная проблема России заключается в том, что, испытав в конце XX в. глобальный системный кризис, смену идеологической парадигмы, переход к новому социально-экономическому укладу, страна нуждается в достаточно быстром и столь же системном ответе на возникшие проблемы и вопросы. При этом условия, в которых происходит выработка нового проекта будущего для страны, с одной стороны, традиционны для России (необходимость очередного модернизационного рывка), с другой же — они весьма новы и, можно сказать, благоприятны. Впервые переустройство России, требуемый новый модернизационный рывок могут быть осуществлены не «по-азиатски», не полумерами (как завершились даже великие реформы Александра II в 60-е гг. XIX в.), а в условиях становления демократического правового государства, развития демократической организации общества. Но это порождает и определенные сложности: новизна условий требует разработки новых способов решения вопросов, нового качества политической, экономической и духовной элиты. На это накладываются новые мировые вызовы, с которыми наша страна также ранее не сталкивалась, новая геополитическая среда существования России, поиск новых партнеров в мире как способ во многом обеспечения политической и экономической безопасности страны.
Лекция 2. Человек в современном мире:
демографические процессы

Общая характеристика современных демографических процессов.

Основная и устойчивая тенденция — рост народонаселения мира, принявший бурные темпы в XX в. В XVIII в. население мира увеличивалось на 250 млн. за 75 лет, а сейчас примерно за три года. В настоящее время население Земли составляет свыше 6,1 млрд. человек.

Механизмы, задействованные в демографических процессах. Естественно-социальные (природные катаклизмы, голод, эпидемии) и социальные факторы (войны, цивилизационные и этноконфессиональные нормы и запреты, образ жизни, степень регулируемости процессов рождаемости).

Демографические кризисы как проявление нерегулируемости в данный исторический момент социально-экономических и культурных процессов в конкретных обществах.

Научное осмысление этих кризисов. Первое из них: Томас Мальтус, 1798 г., «Опыт о законе народонаселения»: «Воспроизводительная способность населения бесконечно более велика, нежели способность земли обеспечивать человека средствами существования».

Его оппоненты (Уильям Годвин, Николя Кондорсе): преодоление этого противоречия за счет роста человеческого взаимопонимания, способности к самосовершенствованию, познанию природы.

Кризис в Европе в XVIII–XIX вв., послуживший причиной этих размышлений (рост народонаселения в год, составлявший в начале XVIII в. 1%, к концу века составлял 18%), был преодолен благодаря совокупности факторов:



  1. эмиграция части европейцев на другие континенты (из Англии с 1815 по 1914 гг. переселились около 20 млн. человек, в основном в колонии);

  2. первая в мире промышленная революция, научно-технический и промышленный прогресс, обеспечившие Европу продовольствием и рабочими местами;

  3. повышение уровня жизни и изменение в связи с этим образа жизни, уменьшение рождаемости.

В результате в XIX в. население Европы выросло в четыре раза, а национальный продукт в 14 раз.

Некоторые характеристики современного демографического процесса. Два прогноза на ближайшее будущее: сохранение нынешних темпов роста народонаселения; прекращение роста к 2050 г. на уровне около 10 млрд. человек, затем консервация и уменьшение.

Мировое сообщество разделилось в современном демографическом процессе. Две тенденции: сокращение рождаемости (на грани депопуляции) в большинстве развитых стран и продолжающийся рост народонаселения в большинстве стран развивающегося мира.

В части развивающегося мира установлен или осуществляется стихийным образом (изменения в образе жизни) контроль за рождаемостью (пример — Китай). В других странах религиозно-культурный тип жизни препятствует этому процессу.

Разная возрастная структура населения: старение населения в развитых странах и преобладание молодых в развивающихся. Кения — 52% населения младше 15 лет; старше 65 лет — 2,8%. Норвегия, Швеция — 16,4%, 18,3% населения старше 65 лет.

В результате коренному населению ряда развитых стран, прежде всего европейских, грозит депопуляция. Необходимый коэффициент рождаемости для сохранения существующего положения с населением — 2,1. Сейчас в Италии он составляет — 1,5, в Испании — 1,7.

Изменения в демографической структуре носят также и расовый, конфессиональный, национальный характер.

Демографические изменения внутри отдельных стран. Подчас они ведут к конфликтам. В Ливане, где парламент построен по конфессиональному принципу (христиане — мусульмане (шииты и сунниты) — друзы) и зафиксировано паритетное присутствие этих групп во власти на основании их представленности в составе населения, уже несколько десятилетий не проводят переписи, поскольку это приведет к конфликтам. Перепись — политическая проблема (как в СССР в 1980 г., когда перепись обнаружила, что доля славянских народов в структуре населения резко снизилась). Другой пример: в ЮАР после прихода африканцев к власти доля белого населения в структуре населения страны уменьшилась (1/5 — в 1951 г., 1/8 — сейчас). Это результат разницы в темпах рождаемости, во-первых, и эмиграции белых из ЮАР, во-вторых.

Демографическое давление. Оно существует объективно и в ряде случаев сознательно используется в мировой геополитике. В свое время Адольф Гитлер выдвинул идею завоевания жизненного пространства для растущей немецкой нации. Сегодня Россия испытывает на Дальнем Востоке демографическое давление северных провинций Китая. Австралия — со стороны Индонезии и того же Китая. В секторе Газа (Палестина) плотность населения — свыше 4 тыс. человек на кв. км, в соседнем Израиле — около 550.

Ситуация в России. Здесь функционирует демографическая модель, свойственная развитым странам (при присутствии некоторых характеристик развивающегося государства: например, низкая средняя продолжительность жизни (для мужчин — 58 лет), высокая по сравнению с развитыми странами детская смертность). Низкий (не позволяющий простого воспроизводства населения) уровень рождаемости, преобладание в связи с этим в структуре населения пожилых людей. Этот процесс объективен, начало ему было положено еще в 60-е гг. прошлого века в Советском Союзе. Его результат: ежегодное сокращение населения на 800 тыс. — 1 млн. человек. Демографическая ситуация в современной России есть непосредственная угроза национальной безопасности страны.


Каталог: library -> meth
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины основы журналистики для студентов факультета журналистики
meth -> Учебно-методических материалов по курсу основы теории межкультурной коммуникации Для студентов факультета лингвистики
meth -> Для студентов факультета журналистики Москва
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины актуальные проблемы муниципального права для студентов юридического факультета
meth -> Практикум по курсу Менеджмент Для студентов экономического факультета
meth -> Сборник методических материалов
meth -> Учебно-методический комплекс дисциплины Культурология Для студентов факультета журналистики и лингвистического факультета
meth -> Учебно-методических материалов по курсу психология журналистики для студентов факультета журналистики
meth -> Учебное пособие Для студентов экономического факультета Москва
meth -> Сборник методических материалов по курсу «Психология и педагогика»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница