Учебный спецкурс “Древнекитайская психология” Программа



Скачать 73.58 Kb.
Дата24.04.2016
Размер73.58 Kb.
Российский государственный гуманитарный университет

Кафедра истории науки

Учебный спецкурс

Древнекитайская психология”



Программа
Составитель: к.филос.н. Еремеев В.Е.
Данный учебный спецкурс строится на основе малоизученных текстов, входящих в китайскую философско-психологическую традицию. Особое внимание уделяется “Книге перемен” (И цзин) и содержащейся в ней символике, использовавшейся в древнем Китае не только в психологии, но и в космологических, медицинских, социальных, этических и других учениях. Рассматривается культура психической деятельности в конфуцианстве и даосизме. Проводится сравнительный анализ древнекитайской психологии с отдельными индийскими и европейскими психологическими учениями. Выявляются возможности использования некоторых древнекитайских теорий в современных условиях.
Тема 1. Современное состояние изучения древнекитайской психологии.

Изучение древнекитайской психологии на Западе. Юнговское представление о восточной психологии как проявлении иррационализма. Архетипы “Книги перемен” по К.-Г. Юнгу. “Паломничество на Восток” Г. Гессе.

Трансперсональная психология и древний Китай. Древнекитайская психология в трудах российских китаеведов. Древнекитайская психология в “Истории психологии” М.Г. Ярошевского.
Тема 2. Исторический контекст развития психологии в древнем Китае. Источники.

Историческая “глубина” китайской цивилизации. Ее непрерывность и преемственность. “Осевое” время в Китае. Древнейшие памятники китайской письменности и их психологическое содержание. “Канон” (цзин) и “книга” (шу), ”комментарий” (чжуань) и “апокриф” (вэй). “Шу-цзин” (“Канон писаний”). “Ши-цзин” (“Канон песен”). “Чжоуские перемены“ (“Чжоу и”). “Лунь юй” (“Суждения и беседы”). “Дао дэ цзин” (“Книга о пути и силе”). Соотношение формы и содержания в канонических произведениях. Особенности китайского языка и иероглифической письменности в контексте теории функциональной асимметрии мозга. Измененные состояния сознания и многослойность китайского канона (теория Д.Л. Спивака).


Тема 3. Модели личности и Вселенной в древнем Китае.

Взаимосвязь философии, религии и науки в Китае. Отсутствие в Китае развитых форм идеализма и материализма как противовес европейскому удвоению мира. Натурализм как общепринятая мировоззренческая установка. Этические и психологические следствия китайского натурализма. Эволюционизм. Континуализм. Организмическая модель мира. Антропокосмизм. Человек как “мера всех вещей” в китайском универсуме. Понятие личности как целостного психосоматического организма (шэнь).


Тема 4. Категории философии и психологии.

Методологический статус основных категорий традиционной китайской культуры. “Великий предел” (тай цзи). Дао и дэ. Процессуализм как основная черта древнекитайской психологии и психотерапия в НЛП. Континуум пространства-времени. Бинарность универсума и человека. Китайские категории “инь” и “ян”. Инь и ян как взаимодополнительные принципы. Контраст как основа восприятия. Фигура и фон. Значение символов правизны и левизны в китайской культуре. Троица и двоица как универсальные культурологические модели. Универсальный классификационизм и “коррелятивное (ассоциативное) мышление”. Древнекитайская теория морфорезонанса и юнговская концепция синхронности.


Тема 5. Арифмосемиотика.

“Учение о символах и числах”, применявшееся в древнем Китае для описания космологических, психологических, социологических, этических, медицинских и других представлений. Логика и нумерология. Главные нумерологические схемы. Ло-шу и хэ-ту (магический квадрат и “магический крест”). Теория пяти стихий (у син). Триграммы и гексаграммы (гуа). “Канон перемен” (“И цзин”) и гадательная практика. Гадание на костях и стеблях (скапулимантия и ахиллеомантия). Системные описания в психологии по В.А.Ганзену и древнекитайская арифмосемиотика.


Тема 6. Психологическая семантика символов арифмосемиотики.

Тождество макро- и микрокосма как отражение идеи взаимосвязанности среды и организма, объекта и субъекта. Субъект-объектная модель в психологических описаниях. Теория отношений в поведении и этике. Гексаграммы как символы психологического времени. Психологическая семантика триграмм. Психосемиотика. Психологическое толкование гексаграмм.


Тема 7. Структура психики.

Древнекитайские представления о психическом организме как о самоорганизующейся системе. Знание, действие и личность. Когнитивная структура психики. Подразделение психики на эксплицитную и имплицитную составляющие. Пятеричное членение психики. Теория эмоций. Триграммный формализм в эмоциях.


Тема 8. Культурно-психологические традиции древнего Китая.

Психология древнекитайского шаманизма и магии. Психологические нормы повседневной жизни. Представления о посмертном существовании. Понятия судьбы, небесного предопределения и личной воли. Культура психической деятельности в конфуцианстве. Йога Конфуция. Особенности культуры психической деятельности в даосизме. Внутренняя алхимия, ее основные принципы и направления. Даосские психологические практики.


Тема 9. Космология и антропология.

Психокосмология. Взаимосвязь психологии и медицины. Социальная психология. Социальные и психологические типологии. Символические пространственно-числовые структуры. Психологическое время и символы гуа. Древнекитайские музыкальные теории и психология.


Тема 10. Компаративизм.

Сравнение восточного и европейского типов мышления. Сравнительный анализ психологических основ древнекитайской и древнеиндийской культур. О некоторых возможностях использования традиционных китайских методов психофизической практики.


Заключение.
ЛИТЕРАТУРА

Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. Новосибирск, 1989.

Байнфилд Г., Корнголд Е. Между Небом и Землей. М., 1997.

Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970.

Дао и даосизм в Китае. М., 1982.

Древнекитайская философия. Т. 1, 2. М., 1972, 1973.

Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.

Еремеев В. Е. Теория психосемиозиса и древняя антропокосмология. М., 1996.

Еремеев В. Е. Чертеж антропокосмоса. М., 1993.

Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994.

Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983.

Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1994.

Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб., 1999.

Крюков В.М. Ритуальная коммуникация в древнем Китае. М., 1997.

Личность в традиционном Китае. М., 1992.

Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.

Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.

Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае. М., 1999.

Ткаченко Г.А. Космос, музыка, ритуал: Миф и эстетика в “Люйши чуньцю”. М., 1990.

Торчинов Е.А. Даосизм. СПб., 1998.

Торчинов Е.А. Даосские практики. СПб., 2001.

Уоттс А. Психотерапия. Восток и Запад. Львов, 1997.

Щуцкий Ю.К. Китайская классическая “Книга перемен”. М., 1993.

Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.



Юнг К.-Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994.
Каталог: upload -> main
upload -> Мультикультурное образование в сша, канаде и австралии
upload -> Департамент образования и молодежной политики
main -> Курс лекций для бакалавриата по направлению «Документоведение и архивоведение»
main -> 1 Психолого-медико-педагогический консилиум (пмпк)
main -> Рггу рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
main -> Методические рекомендации для поступающих в рггу на направление подготовки «Журналистика» в 2016 году
main -> Программа формирования
main -> Рабочая программа по iq-технологии разработана для средней школы (8 класс) Частного учреждения общеобразовательной организации «Международная школа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница