Учебный план Специальности «Духовые инструменты»



Скачать 173.5 Kb.
Дата15.02.2016
Размер173.5 Kb.
ТипУчебный план
МБОУДОД «Детская музыкальная школа №1 им. А.А. Кенеля» реализует обучение по дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам в области музыкального искусства по следующим направлениям: «Инструментальное исполнительство» «Духовые инструменты».

Учебный план Специальности «Духовые инструменты» (флейта, кларнет, саксофон, труба, валторна)


Наименование предметов:

Количество учебных часов в неделю

Экзамены

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

муз. инструмент (флейта, кларнет, саксофон, труба, валторна)

2

2

2

2

2

2

2

2

IV VII VIII

сольфеджио

2

2

2

2

2

2

2

2

IV VII VIII

слушание музыки

1

1

1

1

1

1

1

-




музыкальная литература

-

-

-

1

1

1

1

-




коллективное музицирование: (оркестр, ансамбль)

-

-

3

3

3

3

3

-




общее фортепиано

-

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

-




хор

1

2

-

-

-

-

-

-




ансамбль

-

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

-




предмет по выбору

1

1

1

1

1

1

1

-




ИТОГО:

7

9

10

11

11

11

11

4




Краткая характеристика учебных предметов и

программ учебных предметов

Учебный предмет «Специальность (флейта, кларнет, труба, валторна)» направлен на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков игры на флейте, кларнете, трубе, валторне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.

Выявление одаренных детей в раннем возрасте позволяет целенаправленно развивать их профессиональные и личные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. Программа рассчитана на выработку у обучающихся навыков творческой деятельности, умения планировать свою домашнюю работу, навыков осуществления самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умения давать объективную оценку своему труду, формирования навыков взаимодействия с преподавателем.

Данная программа отражает разнообразие репертуара, академическую направленность учебного предмета «Специальность (труба, валторна, флейта, кларнет)», а также возможность индивидуального подхода к каждому ученику.

Учебный предмет «Общее фортепиано» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, формирование и развитие их творческих способностей, овладение техническими приемами игры на фортепиано, правильному пониманию характера исполняемых произведений, психологической раскованности и свободе, дружелюбной атмосфере на уроке. Радость и удовольствие от творчества на уроке общего фортепиано с первых дней обучения являются залогом интереса к инструменту, музыке и способствуют развитию таких качеств, как внимательность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность.

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы.

Учащиеся знакомятся с выдающимися образцами музыкальной литературы, что наряду с уроками по специальности и теоретическим дисциплинам способствует формированию их музыкального кругозора.

Предмет «Общее фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания учащихся. Фортепиано - базовый инструмент для изучения теоретических дисциплин, поэтому для успешного обучения в детской музыкальной школе учащимся хорового и инструментальных отделений необходим курс обучения на этом инструменте.

Образовательные программы на отделении общего фортепиано являются частью комплексной программы обучения детей в детской музыкальной школе №1 им.А.А. Кенеля и составлены на основе Программы по предмету «Общее фортепиано», разработанной Министерством культуры СССР (Москва,1975 г.).

Преподаватели отделения работают по рабочим программам для учащихся хорового и инструментальных отделений, рассчитанным на 7-летний (для учащихся хорового отделения) и 6-летний (для учащихся-инструменталистов) курсы обучения. Программы направлены на формирование всех перечисленных выше знаний, умений и навыков, необходимых для художественно-эстетического воспитания детей.

В программах содержатся все необходимые разделы:

1.Пояснительная записка, определяющая цели и задачи курса, организацию учебного процесса, систему контроля знаний и успеваемости.

2.Программные требования по классам.

3.Распределение технического материала по классам.

4.План контрольных выступлений на контрольных уроках, академических концертах, экзаменах (по полугодиям).

5.Примерные варианты программ выступлений учащихся.

6.Методические рекомендации.

7.Примерные репертуарные списки по классам.

8.Методическое обеспечение программы.

Программы дают преподавателям возможность дифференцированного подхода к обучению учащихся, отличающихся по уровню общей подготовки, музыкальным способностям и другим индивидуальным данным.

Предлагаемый в программах учебно-исполнительский репертуар основан на последовательном усложнении технических и художественных задач и включает в себя этюды, пьесы, полифонические произведения, произведения крупной формы, ансамбли, произведения русской и зарубежной классики, современных композиторов. Их изучение предполагает не только развитие исполнительских навыков, но и воспитание всесторонне развитого музыканта, расширение музыкального кругозора, формирование художественного вкуса учащихся.

Работая по этим программам, преподаватели имеют возможность подбирать более эффективные формы обучения, направленные на то, чтобы уроки по общему фортепиано проходили качественно и с максимальной пользой для ученика.



Учебный предмет «Коллективное музицирование» представляет собой групповые занятия и призван привить обучающимся следующие знания, умения, навыки:

  • исполнять свою партию в коллективе в соответствии с замыслом композитора;

  • бегло читать ноты с листа;

  • слушать и понимать музыку, исполняемую оркестром в целом и отдельными группами, слышать тему, сопровождение, подголоски;

  • аккомпанировать солистам;

  • рассказывать об исполняемом произведении.

Программа учебного предмета «Коллективное музицирование» включает в себя:

  • исполнение произведений для ансамбля произведения композиторов различных эпох и различных жанров: старинных композиторов, русских, зарубежных, советских, современных, хакасских композиторов;

  • публичные выступления с целью пропаганды музыкального искусства.

Учебный предмет «Ансамбль» представляет собой мелкогрупповое занятие от двух и более человек. Составы ансамблей могут быть различными, например: дуэты, трио, квартеты, камерные ансамбли, смешанные ансамбли и т. д.

Учебный предмет «Ансамбль» призван привить обучающимся следующие знания, умения, навыки:

  • научиться слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельные голоса партий произведения. Ориентироваться в звучании темы, сопровождения, подголосков и т. п.;

  • исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой в целом;

творчески применять в совместном исполнении навыки, полученные в специальных классах;

  • получить навыки чтения с листа;

  • быть активным пропагандистом музыкального искусства в обществе, используя возможность публичных выступлений;

Программа учебного предмета «ансамбль» включает в себя:

  • исполнение произведений для ансамбля произведения композиторов различных эпох и различных жанров: старинных композиторов, русских, зарубежных, советских, современных, хакасских композиторов;

  • публичные выступления с целью пропаганды музыкального искусства.

Оркестровый класс – учебный предмет, который входит в вариативную часть учебного плана дополнительных программ в области музыкального искусства при условии реализации в школе различных видов музыкальных инструментов, участвующих в коллективном музицировании.

В работу оркестрового класса вовлекают учащихся, обучающихся на различных русских народных инструментах (домра, балалайка, баян). Распределение учащихся по группам для проведения занятий планируется на каждый учебный год.

Программа направлена:

- на формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для оркестрового музицирования,

- расширение кругозора учащегося путем ознакомления с репертуаром оркестра русских народных инструментов,

- формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса участника оркестра.



Учебный предмет «Сольфеджио» направлен на развитие слуха, формирование чувства лада, метроритма, музыкальной памяти, приобретение навыка творческой деятельности. Сольфеджио является фундаментом музыкальной грамотности, без которого невозможно музыкальное развитие человека.

Итог усвоения предмета выражается в способности сознания к активной слуховой, аналитической деятельности. Все получаемые в процессе занятий теоретические знания опираются на внутренние слуховые представления, наличие которых играет огромную роль в обучении музыке. Анализ логики звуковых структур способствует осмысленности исполнения, более глубокому пониманию музыкально-художественного образа.

Занятия проходят 2 раза в неделю, по часу, предмет изучается с 1-го по выпускной классы.

Воспитательные и обучающие задачи предмета:



  • привить обучающимся необходимый комплекс теоретических знаний в области музыкальной грамотности и элементарной теории музыки;

  • развить слух мелодический, гармонический, внутренний, музыкальную память, музыкальное мышление;

  • воспитать вокально-интонационные навыки ладового чувства, пения мелодий с текстом индивидуально и в ансамбле, с дирижированием, с аккомпанементом педагога или собственным, сольфеджирования, чтения с листа;

  • сформировать умения анализа элементов музыкальной речи, анализа музыкальных произведений на слух и по нотному тексту, записи мелодий по слуху, первичные навыки по сочинению музыкального текста, транспонирования;

  • уметь использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте.

В программе представлены основные формы работы:

  • вокально-интонационные упражнения,

  • сольфеджирование,

  • чтение с листа,

  • воспитание чувства метроритма,

  • музыкальный диктант,

  • воспитание творческих навыков,

  • теоретические сведения;

и указан уровень, объем знаний, умений и навыков по этим разделам для каждого класса.

Основное направление учебного предмета «Слушание музыки» – приобщить детей к музыкальной культуре, развивать слуховую наблюдательность, формировать эстетический вкус.

Результатом освоения программы является:


  • наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;

  • способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;

  • умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.

В центре внимания урока слушания музыки – музыкальное произведение и его восприятие детьми, основной вид занятия – урок-беседа.

Урок проводится 1 раз в неделю, по часу, предмет изучается в 1-3 классах.



Учебный предмет «Музыкальная литература» – дисциплина, в процессе изучения которой развиваются музыкальные способности, образное мышление, память, способность понимать художественную красоту музыкального произведения и связывать искусство с явлениями жизни.

Результатом освоения программы является приобретение следующих знаний, умений, навыков:



  • первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

  • знание творческих биографий отечественных и зарубежных композиторов;

  • знание музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов, различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

  • умение исполнять на инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;

  • навыки по выполнению теоретического анализа музыкального произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;

  • знание основных исторических периодов развития отечественного и зарубежного музыкального искусства, основные стилистические направления и жанры;

  • знание особенностей, традиций фольклорных истоков музыки;

  • знание профессиональной музыкальной терминологии;

  • умение в устной или письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

  • умение определять на слух фрагменты изученных музыкальных произведений;

  • навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусства.

Предмет изучается с 4-го по выпускной классы. Занятия в 4-м – 6-м классах по 1 часу в неделю.

Учебный предмет «Общий хор» подразумевает в себе следующие цель и задачи:

Цель программы:


  1. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, основам музыкальной культуры, к наследию русской и мировой классики.

  2. Обеспечение эмоционального развития детей.

  3. Формирование вокально-исполнительских умений и навыков.

  4. Формирование сценической культуры (культуры речи, движения).

  5. Развитие музыкально-эстетического вкуса и формирование высоких духовных качеств юного поколения средствами хорового искусства.

  6. Обеспечение условий для обучения профессионально ориентированных детей с целью поступления их в средние и высшие учебные заведения.

Задачи программы:

В задачи обучения входит формирование и развитие у обучающихся:



  • художественного восприятия музыки;

  • любви и уважения к искусству и культуре родной страны;

  • уважения к старшим, как продолжение педагогического авторитета;

  • певческих навыков (певческое дыхание на опоре, ровное звучание на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, напевность голоса, четкая и ясная дикция);

  • тембра голоса как одного из главных средств вокальной выразительности;

  • исполнительских навыков;

  • навыков овладения специфическими приёмами, характерными для академической музыки;

  • навыков работы с текстом, бережного отношения к слову;

  • способности к обучению языкам;

  • навыков исполнения без сопровождения, с сопровождением фортепиано, других инструментов;

  • навыков работы в вокальном ансамбле;

  • навыков самостоятельной работы.

В задачи обучения также входит общеэстетическое развитие обучающихся, расширение знаний в области вокального искусства, музыки и композиторского творчества. В результате обучения хоровому пению обучающиеся должны овладеть свободным звукообразованием и правильным звуковедением в сочетании с выразительным исполнением вокальных произведений, различных по характеру и стилю.

Данная программа разработана на основе типовой программы «Общий хор», а также опирается на современные исследования в области теории музыкального образования и практический опыт, накопленный преподавателями хоровых дисциплин детских музыкальных школ города Абакана.

Серьёзное хоровое воспитание обязательно основывается на знании руководителем певческих возможностей детей разных возрастных групп, на знании особенностей детского голоса на каждом этапе его формирования.



Возрастные группы детей, на которые рассчитана данная программа:

- начинающий младший хор (0-1 классы семилетнего обучения,1 класс пятилетнего обучения 6-8 лет);

- средний хор (2, 3 классы семилетнего обучения, 2 класс пятилетнего обучения, 8-10 лет);

- старший хор (4 – 7 классы семилетнего обучения, 3 – 5 классы пятилетнего обучения, 10-17 лет).



Ступени обучения.

- Подготовительная:

Она охватывает детей младшего школьного возраста. Певческие голоса детей этого возраста характеризуются нешироким певческим диапазоном – максимум октава (до-ре первой октавы – до-ре второй октавы), легким фальцетным (головным) звучанием, небольшой силой.

- Основная:

К ней относятся два этапа:

К первому этапу относятся голоса детей среднего школьного возраста. Предмутационный период, протекающий без острых изменений в голосовом аппарате. Здесь намечаются элементы грудного звучания, формируется индивидуальный тембр, расширяется диапазон.

Второй этап – мутационный период, связанный с резким изменением гортани. В голосах подростков элементы детского звучания в различной степени смешиваются с элементами взрослого голоса, начинает выявляться индивидуальный тембр, диапазон расширяется до 1,5 – 2 октав, звучание микстовое (смешанное).

Организация образовательного процесса.

Формой работы с учащимися хора является урок, продолжительностью

в младших классах - 1 академический час, в средних и старших классах – 2 академического часа. Комплектность хоровых групп – в среднем 12 человек. Периодичность – один раз в неделю.

Образовательные программы, изучаемые в МБОУДОД «ДМШ №1им. А.А. Кенеля» дисциплин, разработанные педагогами, рассматриваются на методическом совете школы и реализуются в полном объеме. Методический Совет проводит первоначальную экспертизу программ или изменений, вносимых педагогами в учебные программы. Педагогический Совет принимает и согласовывает учебные планы и программы.



Качественное освоение всех образовательных программ обеспечивается в компетентной, профессионально-грамотной работой всего педагогического коллектива и каждого педагога, имеющего специальную профессиональную подготовку, но неотъемлемой частью учебного процесса являются условия для проведения занятий: учебные кабинеты, полный комплект музыкальных инструментов, нотный материал, аудиокассеты, СД и DVD дисков и наглядности (представленной пособиями и т.п.).
Каталог: assets -> files
files -> Профессиональная идентичность студентов-психологов
files -> Инновации в образовании Рекомендательный список статей, составленный по страницам журналов «Высшее образование сегодня»
files -> Программа повышения конкурентоспособности
files -> К проблеме адаптации студентов к обучению в вузе
files -> 2. Характеристика базовых терминов образовательно-реабилитационной модели
files -> Непрерывное профессиональное образование казачества: содержание, перспективы организации
files -> Формирование профессионально-коммуникативной культуры студентов педагогического вуза
files -> Конкурентоспособность выпускников вузов как ориентир государственных образовательных стандартов
files -> Муниципального бюджетного дошкольного
files -> Анализ и выбор средств оценки самостоятельной работы будущего бакалавра


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница