Учебный курс состоит из двух разделов «Руководство персоналом» и«Работа с персоналом»



Скачать 285.11 Kb.
Дата01.06.2016
Размер285.11 Kb.
ТипУчебный курс

П Р О Г Р А М М А


учебного курса “УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»
Аннотация курса: Учебный курс состоит из двух разделов «Руководство персоналом» и «Работа с персоналом». В нем анализируются важнейшие условия и факторы эффективного руководства рабочей группой (трудовым коллективом), а также освещается круг вопросов, связанных с работой высококвалифицированных сотрудников служб персонала.

Учебная задача: обеспечить усвоение студентами знаний и навыков, необходимых для руководства деловой организацией, а также для работы в качестве менеджера по персоналу; с помощью тестов, деловых игр и других методов выявить и развить у студентов управленческие качества.

Методы проведения занятий - лекции, семинары, практикумы, тесты, деловые игры, тренинги.

Учебники и учебные пособия ко всему курсу или к его крупным разделам


  1. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. Учебник. М.: Аспект Пресс, 1999.

  2. Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000.

  3. Десслер Гари. Управление персоналом. / Пер. с англ. М.: Изд-во БИНОМ, 1997.

  4. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом: Учеб. пособие для студентов экономических вузов и факультетов. /Под ред. А.Я. Кибанова. М.: Приор, 1998.

  5. Егоршин А.П. Управление персоналом. 2-е изд. Н. Новгород: НИМБ, 1999.

  6. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. Учебник для вузов. М.: Статфининформ, 1997.

  7. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. Учебное пособие для вузов. СПб: изд-во «Питер», 2000.

  8. Травин В.В., Дятлов А.А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1998.

  9. Управление персоналом. Учебник для вузов. /Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

  10. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. /Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М., Изд-во Моск. ун-та, 1997.

  11. Управление персоналом организации. Учебник. /Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М., 1997.

  12. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации (Учебно-практи­чес­кое пособие). М: Бизнес-школа “Интел-синтез”, 1996.

Помимо указанной литературы, программа базируется на используемых в лекциях автора иностранных источниках, отсутствующих в библиотеках России.
Раздел I. РУКОВОДСТВО ПЕРСОНАЛОМ
Тема 1. Персонал в современной организации (на предприятии)

1. Персонал как объект изучения науки об управлении персоналом. Особенности персонала государственных и коммерческих организаций. Основные этапы управления персоналом: традиционный, индустриальный и постиндустриальный. Работник в традиционном и индустриальном производстве. Тейлоризм как теория и организация труда. Место работника в управлении персоналом в тейлористской модели труда. Неотейлористские взгляды на персонал и их ограниченность.

2. Важнейшие факторы повышения роли персонала и управления им в постиндустриальном обществе. Теории человеческого и социального капитала как отражение повышения роли персонала в современном производстве. Понятия финансового, физического, человеческого и социального капитала. Социальный и нравственный капитал. Этика предпринимательства. Роль социального капитала в современных организациях и пути его наращивания.

3. Особенности современного этапа в развитии управления персоналом. Отличия уп­равления кадрами и управления человеческими ресурсами (УЧР). Тенденции эволюции УЧР. Современные системы управления персоналом: карьерная, договорная и др. Управление персоналом виртуальной организации.

4. Управление персоналом в современной России. Традиции трудовой доблести и самопожертвования. Тенденции деградации трудового сознания и трудовой этики. Ограниченность потребностей и обедненность мотивационной сферы. Склонность руководителей к авторитарному стилю управления и недооценка значимости персонала. Профессионализм, творчество и этика труда в кризисный период.
Литература:


  • Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарева С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников. М., Екатеринбург, 1998, гл. 1-2;

  • Зинченко Г.П. От администрирования к менеджменту (Опыт реформирования государственной службы в Великобритании) //Полис. 1996. № 1.

  • Патнэм Р. Чтобы демократия сработала. М., 1996, гл. 6.

  • Пронников В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии. М: Наука, 1989.

  • Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. Ростов н/Д: Феникс, 1997 (с.33 и др.).

  • Управление персоналом. Учебник для вузов. /Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998, гл. 1.

  • Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации (Учебно-практи­чес­кое пособие). М: Бизнес-школа “Интел-синтез”, 1996, гл. 2.

  • Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. / Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М., 1997.

  • Управление персоналом организации. Учебник. /Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М., 1997, гл. 1.

Тема 2. Управление персоналом как специфическая сфера управления. Структура управления персоналом: работа с кадрами и руководство персоналом

1. Понятие и цели управления персоналом. Оценка эффективности управления персоналом. Экономическая, социальная и деловая эффективность. Базовые категории, характеризующие управление персоналом: “руковод­ст­во пер­­­со­­налом”, “уп­­­­­ра­в­­­ление персоналом”, «работа с персоналом», “менед­жмент персонала”, «руководитель», «администратор», «менеджер» и др.

2. Структура управления персоналом. Работа с кадрами и руководство персоналом. Организация и функции работы с кадрами. Понятие и главное содержание руководства персоналом. Является ли руководство персоналом наукой?

3. Важнейшие функции управления персоналом. Планирование, маркетинг, набор, использование и высвобождение персонала. Обучение, повышение квалификации и развитие кадров. Мотивация, карьера и социальное обеспечение работников. Формирование и поддержка производственной культуры. Кадровое делопроизводство и управление информацией. Контроль за персоналом, обеспечение дисциплины и организационного порядка. Контроллинг персонала. Руководство персоналом. Представительство организации.

4. Субъекты управления персоналом. Роль собственников, администрации, руководителей и служб персонала в управлении кадрами. Рабочие группы (коллективы) и органы производственной демократии. Методы управления персоналом.



Литература

  • Десслер Гари. Управление персоналом / Пер. с англ. М.: Изд-во БИНОМ, 1997.

  • Егоршин А.П. Управление персоналом. 2-е изд. Н. Новгород: НИМБ, 1999.

  • Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарева С.А. Мировой опыт в управлении персоналом, гл. 1-2;

  • Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. Учебник для вузов, гл. 2.

  • Пугачев В.П. Управление персоналом как сфера управления, наука и учебная дисциплина // Вестн. Моск. ун-та Серия 18. Социология и политология. 1998. № 1.

  • Травин В.В., Дятлов А.А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1998.

  • Управление персоналом. Учебник для вузов /Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998, гл. 1.

  • Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. / Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М., 1997.

  • Управление персоналом организации. Учебник. /Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М., 1997, гл. 2, 8.

Тема 3. Управление персоналом как наука и учебная дисциплина

1. Предмет и место управления персоналом в системе современных наук. Полидисциплинар­ные истоки управления пер­соналом. Управление персоналом и организационное поведение. Управление персоналом и экономика предприятия. Управление персоналом и гуманитарные дисциплины. Синкретичность и интегративность управления персоналом.

2. Структура знаний науки об управлении персоналом и ее практическая значимость. Вхождение в управление персоналом выводов других наук. Общая формула управления персоналом. Практическая значимость управления персоналом как науки.

3. Управление персоналом как учебная дисциплина. Значение изучения управления персоналом для руководителей, функциональных специалистов (кад­ровиков) и сотрудников.

4. Социальная, про­фессиональ­ная, методическая и временная компетентность. Место управления персоналом в системе современного образования. Изучение уп­равления персоналом в Рос­сии.



Литература

  • Архипова Н.И., Атюрьевская А.С. История становления и развития науки о персонале //Проблемы управления персоналом. Учеб. пособие. М., 1997.

  • Егоршин А.П. Управление персоналом. 2-е изд. Н. Новгород: НИМБ, 1999.

  • Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарева С.А. Мировой опыт в управлении персоналом, гл. 4.;

  • Ладанов И.Д. Практический менеджмент (Психотехника управления и самотренировки). М., 1995.

  • Ниссинен Й., Воутилайнен Э. Время руководителя: эффективность использования. М.: 1988.

  • Пугачев В.П. Управление персоналом как сфера управления, наука и учебная дисциплина // Вестн. Моск. ун-та Серия 18. Социология и политология. 1998. № 1.

  • Травин В.В., Дятлов А.А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1998.

  • Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. /Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М., 1997.

Тема 4. Организационное лидерство

1 Понятие и природа организационного лидерства. Формальное и неформальное лидерство в организации. Лидерство и руководство.

2. Истоки лидерства. Природа лидерства. Теория черт. Концепции харизматического лидерства. Факторно-анали­ти­ческая и ситуационная теории лидерства. Концепция конституентов и интерактивный анализ.

3. Мотивация и типы лидерства. Психоаналитическое объяснение мотивации лидерства. Инструменталь­ная, коммуникативная и игровая мотивация. Типология лидеров.

4. Управление лидерством в организации. Селекция лидеров. Развитие лидерства. Учет интересов группы и неформальное лидерство. Интеграция лидеров. Устранение деструктивного лидерства.

5. Имидж лидера и его средовой, габитарный, овеществленный, вербальный и кинетический аспекты. Формирование имиджа лидера. Модель поведения лидера и ее конструирование.

Литература

  • Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л.: Лениздат, 1992.

  • Блондель Ж. Политическое лидерство. М., 1992.

  • Веснин В.Р. Менеджмент для всех. М., 1994.

  • Гоффман Э. Представление себя другим //Современная зарубежная социальная психология. Тексты. М., 1984.

  • Дизель П.М., Мак-Кинли Раньян У. Поведение человека в организации. М.: Фонд за экономическую грамотность, 1993.

  • Крижанская Ю., Третьяков В. Грамматика общения. М., 1999.

  • Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель … Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. М.: Дело, 1996.

  • Пиз А. Язык телодвижений. Новгород, 1992.

  • Психология управления: Курс лекций /Л.К. Аверченко и др. Новосибирск, Москва, 1997.

  • Фалмер Р.М. Энциклопедия современного управления в пяти томах. Т.3. М., 1992, гл. 5.

  • Хекли А.С. Имидж делового человека. М., 1998.

  • Ховланд К. Коммуникационные теории имиджа. СПб., 1999.

  • Швальбе Б. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса. М., 1993.

  • Шепель В.М. Имиджеология. М. Экономика, 1993.

  • Шепель В.М. Секреты личного обаяния. М., 1994.

Тема 5. Руководство персоналом как разновидность власти

1. Понятия власти и авторитета. Определения власти. Свойства и формула власти в организации.

2. Структура власти. Компоненты власти. Ресурсы власти.

3. Основания, виды и механизм власти. Авторитет и его виды. Основания власти. Виды власти. Централизация, децентрализация и делегирование власти. Модифика­ции власти: соучастие, партнерство, коллективное предпринимательство.

4. Власть и дисциплина. Дисциплинарные отношения в организации. Контроль в дисциплинарных отношениях.

5. Политика в организации. Понятие микропо­литики. Руководство как микрополитика. Плюсы и минусы микрополитики. Формы (игры) микрополи­тики. Тактика руководителя. Особенности микрополитики в государственных и коммерческих организациях современной России.
Литература


  • Мерсер Д. ИБМ: Управление в самой преуспевающей корпорации мира. М., 1991.

  • Стоянова С. Как добиться власти в организации. М., 1998.

  • Фуллер Д. Управляй или подчиняйся: проверенная техника эффективного менеджмента. М., 1992.

Тема 6. Важнейшие индивидуальные параметры эффективного руководст­­­ва

1. Роли и функции руководителя. Роли руководителя. Функции руководителя.

2. Физические и социально-экономические параметры. Пол руководителя. Отличия организационного поведения мужчин и женщин. Особенности деловой карьеры женщин-руководителей.

3. Возраст и здоровье. Возрастные особенности молодежи. Влияние социально-эко­­номического положения на занятие руководящих постов.

4. Личностные черты. Интеллект, воля, целеустремленность, предусмотрительность, активность и другие индивидуальные качества. Факторы ус­пешной деятельности руководителя. Эмпирическая проверка качеств руководителя.



Литература

  • Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель ... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Дело, 1996.

  • Васильева В., Чренцов П. Деловая женщина: внешний облик. М., 1993.

  • Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.

  • Грачев М. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. М., 1993.

  • Комаров Е. Женщина – руководитель //Управление персоналом. 1996. № 7.

  • Ладанов И.Д. Практический менеджмент (Психотехника управления и самотренировки). М., 1995.

  • Литвинцева Н.А. Женская психология. М.: Интел-Синтез, 1994.

  • Санталайнен Т. и др. Управление по результатам. М., 1993.

  • Уткин Э.А. Самоменеджмент. М., 1995.

Тема 7. Стили руководства

1. Классические стили руководства. Понятие стиля руководства. Авторитарный, демократический и попустительский стили руководства и их организационная эффективность.

2. Современные интерпретации стилей руководства. Авторитар­­ный стиль. Модификации авторитарного стиля. Патриархальный, харизматический, автократический и бюрократический стили.

3. Кооператив­ный стиль. Требования кооператив­ного стиля. Условия эффек­тивности ко­­­­­оператив­­­­­­­­но­­­­­­­­­­­­­­­­­­­го стиля. Тренерский и менторский стили.

4. Одномерные и многомерные стили руководства. Стили, ориентированные на задачу и на людей. Решетка стилей руководства Блейка и Моутона.

5. Ситуационная теория стилей руководства. Модель эффективного стиля руководства Фидлера. Концепция стилей руководства Митчела - Хауса. Теория стилей руководства Херси и Бланшара. Модель принятия решений руководителем Врума – Йеттона.
Литература


  • Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник для студентов эконо­ми­ческой специальности вузов. М.: Высшая шк. , 1994.

  • Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель ... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Дело, 1996.

  • Основы менеджмента. Уч. пособие для вузов. /Науч. ред. Радугин А.А. М.: Центр, 1997.

  • Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1994.

  • Фалмер Р.М. Энциклопедия современного управления в пяти томах. Т.3. М., 1992.

Тема 8. Техника, средства и модели руководства.

1. Понятие техники руководства. Рамочное (by Exception) управление. Управление посредством делегирования (by Delegation).

2. Управление по целям (by Objectives).Условия эффектив­ности и общий механизм уп­рав­­ления по целям. Достоинства и недостатки управления по целям. Управление по результатам и системное управление.

3. Средства руководства. Информирова­ние, индивидуальная беседа и обсуждение. Инструктирование и поручение. Конференция, переговоры и жалоба. Признание и пох­вала. Советы, кри­­тика, по­­­­рицание и участие.

4. Модели руководства. Гарцбургская модель, ее замысел и основные принципы. Компоненты гарцбургс­кой модели. Достоинства и недостатки гарцбургской модели. Общая схема гарцбургской модели. Другие современные модели руководства.



Литература

  • Драккер П. Управление, нацеленное на результаты. / Пер. с англ. М.: Технолог. школа бизнеса, 1992.

  • Санталайнен Т. и др. Управление по результатам. М., 1993.

  • Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. Учебник. М.: Аспект Пресс, 1999.

Тема 9. Организационная культура

1. Влияние культуры на управление персоналом. Культура организации как характеристика системного сознания организации: смысловых установок, ценностей, норм и устойчивых образцов поведения, артефактов. Роль культуры в детерминации формального и неформального поведения.

2. Организационные функции культуры: координационная, интеграционная, идентификационная, мотивационная. Типы организационных культур. Индивидуалистическая, коллективистская и смешанная организационные культуры. Патологические типы организационных культур. Культурологические особенности систем управления персоналом в России, США, странах Западной Европы, Японии и др.

3. Взаимосвязь стратегии и культуры организации. Объективистский и субъективистский подходы к культуре предприятия. Диагностирование организационных культур.

4. Способы влияния на культуру организации: коммуникация (письменная и устная), убеждение, манипуляция. Коллективные ценности, символы, мифы, легенды, традиции. Роль языка в изменении культуры организации.

5. Формирование организационных культур. Основные этапы внедрения культуроориентированного руководства. Символический менеджмент.

Литература

  • Удальцова М.В. Социология управления. Учеб. пособие. М., Новосибирск, 1998, гл. 2.

  • Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Изд-во МГУ, 1995.

  • Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2000, гл. 4.

  • Кузьмин А.И., Осипова Е. Организационная культура (?) // Образование и бизнес. 2000. № 14.

  • Основы менеджмента. Уч. пособие для вузов. /Науч. ред. Радугин А.А. М.: Центр, 1997, тема 15.

  • Рюттингер Р. Культура предпринимательства. М.: Экономика, 1992.

  • Томилов В. Формирование организационной культуры экономических систем //Про­б­лемы теории и практики управления. 1995. № 1.

  • Шольц, Леринг. Организационная культура: между иллюзией и реальностью //Проблемы теории и практики управления. 1995. № 3.

  • Карлов Б. ?; Эксперт. 2000. окт. №?

  • Сайт: www.job.today.ru

Тема 10. Мотивация организационного поведения

1. Понятие и механизм мотивации. Виды мотивации. Потребности, притязания и ожидания. Стимул и установка. Рационально-оценочный процесс. Общий механизм мотивации.

2. Основные теории мотивации. Картины человека в теориях мотивации. “ХY - теория“ Макгрегора. Теория человеческих отношений. Теория “Z” Оучи.

3. Внутриличностные теории мотивации. Теория иерархии потребностей Маслоу. Практическая значимость концепции Маслоу. Теория потребностей Альдорфера. Концепция мотивацион­ных потребностей МакКлеланда. Теория двух факторов Херцберга и ее значение.

4. Процессуальные теории мотивации. Теория трудовой мотивации Аткинсона. Теория спра­ведливости Адамса. Теория усиления мотивации Скиннера. Теория мотивации Врума. Модель мотивации Ла­улера-Пор­­тера.

5. Основные аспекты (сферы) мотивации. Самомотивация и мотивация руководителем. Мотивация задачей, группой, организацией и обществом.

Литература

  • Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1994.

  • Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999, гл. 3.

  • Основы менеджмента. Уч. пособие для вузов. /Науч. ред. Радугин А.А. М.: Центр, 1997, тема 13.

  • Супян Б.В. Теория побудительных мотивов и практика // США. ЭПИ. 1994. № 11.

  • Супян В.Б. Акционерная собственность рабочих как инструмент мотивации //США. ЭПИ. 1995. № 2.

  • Управление персоналом организации. Учебник. /Под ред. А.Я.Кибанова. М.: ИНФРА-М., 1997.

  • Честара Дж. Деловой этикет: Пер. с англ. М.: Агентство «ФАИР», 1997.

Тема 11. Руководство группой

1. Формальные и неформальные группы в организации. Понятие рабочей группы. Формальные, неформальные и дружеские группы. Функции неформальных групп. Влияние на неформальные группы.

2. Возможности (плюсы и минусы) группового влияния и их учет в руководстве персоналом. Организацион­ные возможности коллектива. Фактор риска в групповых решениях. Симптомы группового давления. Ограничение негативных последствий группового мышления.

3. Понятие и факторы групповой сплоченности. Психологи­ческая совместимость. Практическое определение групповой сплоченности. Отличия сплоченных и не сплоченных групп. Субкультуры сплоченных групп.

4. Понятие команды и ее основные признаки. Общая модель формирования команды. Условия, факторы и стадии формирования команды. Типы команд. Кружки качества. Автономные и проектные группы.



Литература

  • Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. М.: Луч, 1993.

  • Гуленко В.В. Менеджмент слаженной управленческой команды // Проблемы теории и практики управления. 1993. № 2 (?).

  • Ладанов И.Д. Практический менеджмент. М. 1995.

  • Комаров Е. Японский стиль управления //Управление персоналом. 1999. № 10 (и ряд других статей).

  • Кричевский Р.Л. Если Вы руководитель ... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Дело, 1996, гл. 3 и др.

  • Кэхил Дж. Как сформировать команду менеджеров // Проблемы теории и практики управления. 1993. № 2.

  • Ладанов И.Д. Практический менеджмент. М. 1995.

  • Раппопорт А.Н. Управленческая команда как объект исследования и социоинженерного конструирования. М.: Изд-во МГСУ, 1996.

  • Рудестам Н. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1990.

  • Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления. Учеб. пособие. Ростов н/Д, 1997, гл. 2.

  • Управление персоналом. Учебник для вузов. /Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998, гл. 9.

  • Щербина В.В., Попова Е.В. Современные западные концепции структурных изменений в организации //Социс. 1996. № 1.

Тема 12. Особенности руководства различными группами сотрудников

1. Зависимость руководства от параметров группы. Влияние квалификации и мотивации сотрудников на руководство группой.

2. Группы с преимущественно женским составом. Женщина как сотрудник и руководитель.

3. Группы с интернациональным составом. Развитие интернационального менеджмента в современном мире.

4. Руководство молодежью и пожилыми сотрудниками. Особенности взаимоотношений с руководителями различных уровней.


Литература

  • Рудестам Н. Групповая психотерапия. М.: Прогресс, 1990.

  • Можно ли управлять предприятием вместе/ Под ред. Фаминского Г.П. и Наумова А.И. М.: Внешторгиздат, 1990.

  • Хентце Й., Каммель А. Проблемы культуры управления многонациональными пред­прия­тиями //Проблемы теории и практики управления. 1995. № 1.

Тема 13. Деловые коммуникации

1. Понятие и особенности деловых коммуникаций. Трансакции и коммуникационные структуры. Деловая эффективность коммуникационных структур. Вербальные и невербальные коммуникации.

2. Коммуникационная компетентность. Умение слушать и влиять на собеседника. Ведение переговоров.

3. Внутренние и внешние коммуникации. Роль ПИАР (связей с общественностью) в формировании внешних коммуникаций.

4. Деловая презентация. Аудиовизуальные средства подачи информации.



Литература

  • Власов Л.В., Сементовская В.К. Деловое общение. Л., 1980.

  • Жуков В. Коммуникативная компетентность. М., 1991.

  • Кузьмин И.А. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М., 1992.

  • Линдеман Х. Аутогенная тренировка. Путь к восстановлению здоровья и работоспособности. М., 1980.

  • Лэни Арредондо. Искусство деловой презентации. Пер. с англ. Челябинск, 1998.

  • Мери Кэй. Об умении работать с людьми. М., 1998.

  • Ниренберг Дж., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. М., 1988.

  • Носов В.И., Смотров В.А. Менеджмент общения. Лекц. Саратов, 1993.

  • Панасюк А.Ю. Управленческое общение. М., 1990.

  • Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других по их жестам. Новгород, 1992.

  • Психология управления: Курс лекций /Отв. ред. М.В. Удальцова. Новосибирск, М., 1997. Тема 6.

  • Руденский Е.В. Основы психотехнологии общения менеджера. Уч. пособие. М., Новосибирск, 1998.

  • Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997.

  • Синяева И.М. Паблик рилейшнз в коммерческой деятельности. М.: ЮНИТИ, 1998.

  • Снелл Фрэнк. Искусство делового общения., 1990.

  • Честара Дж. Деловой этикет: Пер. с англ. М.: Агентство «ФАИР», 1997.

  • Шейнов В.П. Психология и этика делового контакта. Минск, 1996.

  • Шострем Э. Человеческий выбор - манипуляция или актуализация. М., 1989.

Тема 14. Основы теории организационных конфликтов

1. Понятие и основные признаки конфликта. Стадии развертывания, механизм и типология конфликтов.

2. Причины и последствия конфликтов в организации. Структурные и персональные причины конфликта. Негативные и позитивные последствия конфликта.

3. Обращение с конфликтами в организации. Урегулирование и разрешение конфликтов.

4. Диагностирование и предупреждение конфликта. Важнейшие показатели диагноза конфликта. Профилактика конфликтов.



Литература

  • Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1994.

  • Скотт Д. Конфликты, пути их преодоления. Киев, 1991.

  • Чумиков А.Н. Управление конфликтами. М., 1995.

  • Шейнов В. Конфликты в нашей жизни. Минск, 1996.

Тема 15. Управление конфликтами

1. Основные стратегии управления конфликтом. Нормативная и реалистическая стратегии. Идеалистическая стратегия. Поведенчес­кая ориентация стратегий.

2. Стили, методы и типология конфликтного поведения. Силовой стиль и уклонение от конфликта. Приспособление и компромисс. Сотрудничес­­тво, подде­ржание статус-кво, формирование индифферентности. Выбор стиля поведения.

3. Методы управления конфликтами. Структурные методы. Персональ­ные методы. Конфликтологическая типология сотрудников. Инициаторы конфликтов.

4. Общие принципы, правила и рекомендации, используемые при управлении конфликтами.

5. Процедура управления конфликтами. Техника разрешения деловых персонализированных конфликтов.
Литература


  • Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. Калуга, 1993.

  • Зигерт В., Ланг Л. Как руководить без конфликтов: Пер. с нем. М.: Экономика, 1990.

  • Ладанов И.Д. Практический менеджмент. М., 1995.

  • Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации: Пер. с англ. М. ИНФРА-М., 1996.

  • Скотт Д. Конфликты, пути их преодоления. Киев, 1991.

  • Управление персоналом организации. Учебник. /Под ред. А.Я.Кибанова. М.: ИНФРА-М., 1997.

  • Чумиков А.Н. Управление конфликтами. М., 1995.

  • Шейнов В. Конфликты в нашей жизни. Минск, 1996.

Раздел П. РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ.


Тема 16. Службы персонала

1. Место и роль службы персонала в современной организации. Основные этапы развития служб персонала. Структура, функции и штаты служб персонала.

2. Отдел персонала и основные направления его работы. Задачи, права и обязанности менеджеров по персоналу и сотрудников кадровых служб.

3. Организация деятельности служб персонала. Особенности кадровых служб в различных странах мира. Службы персонала в России, Западной Европе, США и Японии.

4. Факторы эффективности кадровых служб. Оценка их деятельности. Основные подходы к оценке деятельности служб персонала.

Литература


  • Воробьев Г.Г. Человеческие ресурсы и современная служба персонала // Социс. 1996. № 11.

  • Грачев М.В. Суперкадры (Механизм управления персоналом в корпорации). М.: Дело, 1993.

  • Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993.

  • Кадровая служба рыночной экономики. Вып. 3: Работа с кадрами на предприятии (Документы и рекомендации). М., 1991.

  • Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира. М.: Прогресс, 1991.

  • Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. Учебник для вузов. М.: Статфининформ, 1997.

  • Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000.

  • Система управления персоналом на предприятиях. М.: Всероссийский центр производительности, 1993.

  • Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1995.

  • Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации (Учебно-практическое пособие). М: Бизнес-школа “Интел-синтез”, 1996.

  • Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. М., 1999, гл. 1,7,11.

  • Щекин Г. Профессия - менеджер по кадрам // Кадры, персонал. М., 1993.

  • Щекин Г.В. Кадровые службы за рубежом // ЭКО. 1990. № 2.

Тема 17. Кадровая политика и кадровое планирование

1. Кадровая политика: понятие и организационное назначение. Этапы кадровой политики.

2. Планирование персонала как исходный этап кадрового менеджмента. Цели, задачи и организация кадрового планирования. Стратегическое, тактическое и оперативное планирование.

3. Индивидуальное планирование. Планирование карьеры. Планирование занятости. Планирование развития. Планирование трудовой адаптации.

4. Коллективное планирование, его временные параметры, содержание и характер.

5. Сферы планирования. Планирование состава персонала. Планирование потребности в персонале. Планирование использования персонала. Планирование изменений персонала. Планирование расходов на персонал.

Литература

  • Мерсер Д. ИБМ: управление в самой преуспевающей корпорации мира. М.: Прогресс, 1991.

  • Менеджмент организации. Учебное пособие. /Под ред. Румянцевой З.П., Соломатина Н.А. М., 1995.

  • Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. Учебник для вузов. М.: Статфининформ, 1997. (С.198-256).

  • Управление персоналом. 1999. № 10 (номер полностью посвящен управлению персоналом в Японии).

  • Управление персоналом. Учебник для вузов. /Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. Гл. 5.

  • Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики /Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М., 1997.

  • Управление персоналом организации. Учебник. /Под ред. А.Я.Кибанова. М.: ИНФРА-М., 1997.

Тема 18. Анализ состава персонала как основа кадрового планирования

1. Место анализа состава персонала в кадровом менеджменте. Основные функции анализа состава персонала: диагноз, проектирование, планирование изменений, прогноз. Общая формула анализа состава персонала.

2. Понятие трудового потенциала и его составляющие. Используемый и латентный трудовой потенциал. Актуальный потенциал и потенциал развития. Общая схема взаимодействия основных факторов индивидуальной производительности.

3. Профиль (портрет) способностей (компетенций). Управление персоналом как управление компетенциями сотрудников.

4. Общий каталог профиля способностей. Процедуры отбора индивидуальных черт в профиль способностей и его структура.



Литература

  • Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. Учеб. пособие. М., Новосибирск, 1998, гл. 4.

  • Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление персоналом. Учебник для вузов. М.: Статфининформ, 1997. (С.28 и др. ).

  • Хучек М. Стратегия управления трудовым потенциалом предприятия. М.: РАУ, 1993.

Тема 19. Потребность в персонале. Определение потребности в качестве персонала

1. Понятие и структура кадровых потребностей. Роль производственных задач (программ) и контекст-факторов в определении потребностей в персонале.

2. Основные подходы к определению кадровых потребностей. Планирование на существующем базисе. Планирование на нулевом базисе. Методы определения потребности в персонале. Оценка потребности руководителем, опрос экспертов, метод Дельфи.

3. Определение потребности в качестве персонала. Анализ работы и его задачи. Понятие профессиограммы. Основные этапы анализа работы: сбор информации, описание работы и спецификация работы. Методы сбора информации.

4. Понятия, характеризующие требования к персоналу: профиль (вектор) требований, психограмма, должностная инструкция, квалификационная карта, карта компетенций и описание компетенций. Профиль требований, методы и принципы его разработки.


Литература

  • Государства служба (комплексный подход): Учеб. пособие. М.: Дело, 1999. (гл. УП. § 3).

  • Десслер Гари. Управление персоналом / Пер. с англ. М.: Изд-во БИНОМ, 1997, гл. 4.

  • Иванцевич Дж.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. М.: Дело, 1993

  • Психологические аспекты подбора и проверки персонала. /Составитель сб. Н.А. Литвинцева. М., 1997, гл. 1-2.

Тема 20. Определение потребности в количестве персонала

1. Рабочее время как основа определения потребности в персонале. Основные факторы планирования рабочего времени. Подготовительное время и время исполнения. Способы установления временных затрат.

2. Методы определения временных затрат в производственной сфере. Метод прямых измерений времени. Метод выборочных измерений. Методы измерения элементарного времени (MTM и др.)

3. Методы определения временных затрат в непроизводственной сфере. Бюджетирование на нулевой основе (“Zero-Base-Budgeting”).

4. Дополнительные факторы, учитываемые при определении потребности в персонале. Валовая и чистая потребность в персонале. Списочный, среднесписочный и явочный состав кадров. Нормы управляемости и нормы соотношений. Особенности определения потребности в персонале на тактическом и стратегическом уровнях управления.


Литература

  • Десслер Гари. Управление персоналом / Пер. с англ. М.: Изд-во БИНОМ, 1997

  • Егоршин А.П. Управление персоналом. 2-е изд. Н.Новгород: НИМБ, 1999.

  • Управление персоналом. Учебник для вузов. /Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. Гл. 7.

  • Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. / Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М., 1997. С.115 и др.

  • Управление персоналом организации. Учебник. /Под ред. А.Я.Кибанова. М.: ИНФРА-М., 1997.

Тема 21. Прием персонала. Маркетинг персонала



  1. Прием кадров в системе менеджмента изменений персонала. Основные этапы приема персонала.

  2. Кадровый маркетинг: понятие и философия, цели и инструменты. Внутренний и внешний маркетинг персонала. Имидж организации как основа маркетинговой деятельности. Международный маркетинг персонала.

  3. Обоснование необходимости приема сотрудников и подготовка заявки. Условия эффективного привлечения кандидатов. Внутренний и внешний рынки труда.

  4. Внутреннее привлечение персонала и его способы: внутриорганизационный конкурс, перевод, сверхурочные работы, развитие персонала и др.

  5. Внешнее привлечение персонала и его инструменты: объявление вакансий, обращение в службы занятости, лизинг, использование посредников и агентов по вербовке, посредническая деятельность сотрудников и др.


Литература

  • Десслер Гари. Управление персоналом / Пер. с англ. М.: Изд-во БИНОМ, 1997, гл. 4 и др.

  • Кравченко К. Кандидата помогут найти газеты, радио, Интернет // Капитал. 1999. 1-7 апр.

  • Магура М.И. Поиск и отбор персонала. М., 1997.

  • Пызин В.А. Профессиональный выбор и отбор персонала. М., 1996.

  • Психологические аспекты подбора и проверки персонала /Составитель сб. Н.А. Литвинцева. М., 1997, гл. 1-2.

  • Роджерс Ф.Дж. ИБМ. Взгляд изнутри: Человек - фирма - маркетинг. М., 1990.

  • Управление персоналом организации. Учебник. /Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М., 1997, гл. 5.

Тема 22. Отбор персонала

1. Информационный потенциал и оценка конкурсных документов: заявления, фото, автобиографии, личного листка по учету кадров, дипломов, рекомендаций и др.

2. Профессиональное тестирование. Личностные тесты, тесты способностей и ситуативные тесты. Возможности тестирования в выявлении качеств и способностей работника.

3. Собеседование. Виды интервью: структурированное, полуструктурированное, свободное и др. Оценочные возможности собеседования. Факторы, влияющие на результаты собеседования. Компьютерное интервью.

4. Подготовка к профессиональному отбору. Поиск информации о вакансиях. Написание резюме, заполнение личных анкет, подготовка к тестам и отборочному собеседованию.

5. Прием на работу как заключительная стадия привлечения персонала. Принятие решения о приеме, его субъекты и правовые аспекты. Трудовое соглашение (контракт) и его содержание. Затраты на поиск и отбор персонала.

Литература

  • Десслер Гари. Управление персоналом / Пер. с англ. М.: Изд-во БИНОМ, 1997.

  • Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта. М.: Центр, 1998.

  • Зиверт Х., Зиверт Р. Подготовка к тестированию: Пер. с нем. М., АО «Интерэксперт», 1998.

  • Коханов Е.Ф. Отбор персонала и введение в должность. М., 1996.

  • Пызин В.А. Профессиональный выбор и отбор персонала. М., 1996.

  • Психологические аспекты подбора и проверки персонала. /Составитель сб. Н.А. Литвинцева. М., 1997.

  • Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000.

  • Тюрина И.О. Кадровый менеджмент: процесс отбора персонала //Социс. 2000. № 4.

Тема 23. Оценка персонала

1. Понятие и значение оценки персонала в кадровом менеджменте. Цели оценки персонала. Требования к оценке кадров.

2. Основные подходы к оценке персонала. Традиционный подход и его основные установки. Особенности нетрадиционного подхода.

3. Содержание и виды оценки персонала. Оценка труда специалистов и руководителей. Оценка профессионального поведения и личных качеств. Особенности оценки при приеме на работу и профессиональном продвижении.

3. Методы оценки персонала. Метод заданного выбора. Описательный метод. Управление по целям. Метод решающих ситуаций. Метод классификации. Психологические методы оценки персонала. Метод заданного распределения и другие методы.

4. Критерии оценки персонала. Типология критериев. Учет различной значимости критериев оценки персонала. Системы оценки персонала.
Литература


  • Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта. М.: Центр, 1998.

  • Бизюкова И.В. Кадры. Подбор и оценка. М., 1984.

  • Загородний В.И. Технология оценки и отбора государственных служащих. Из опыта ряда зарубежных стран // Вестник Государственной Службы. 1989. №1.

  • Попов Г. X. Оценка работников управления. М., 1976.

  • Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000.

  • Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации (Учебно-практическое пособие). М: Бизнес-школа “Интел-синтез”, 1996, гл. 6.

Тема 24. Инструментарий и процедуры оценки персонала

1. Масштаб оценки кадров. Шкалирование. Шкалы с ценой деления. Номинальные, номерные и графические шкалы. Ранжирование и распределение результатов оценки. Подбор систем оценки персонала.

2. Процедура оценки персонала. Подготовка и проведение оценки. Место и субъекты оценки. Периодичность оценки и ее технология.

3. Аттестационная беседа, ее цели и организация. Способы ведения беседы. Факторы повышения эффективности оценочной беседы. Юридический аспект оценки персонала. Типичные ошибки при оценке персонала.

4. Технология «Центр оценки персонала» (ЦОП). Организационные основы ЦОПа. Этапы реализации программы ЦОПа. Использование результатов оценки.

5. Перемещение и освобождение персонала. Способы оптимизации численности сотрудников.
Литература


  • .Воронков А.Н. , Реймаров Г.А. Система оценки и аттестации //Персонал. 1997. № 7.

  • Кушников И.Л. Социальные технологии отбора персонала управления. М., 1992.

  • Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000.

  • Рак Н.Г. Методика комплексной оценки кадров управления // Персонал. 1997. №10.

  • Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации (Учебно-практическое пособие). М: Бизнес-школа “Интел-синтез”, 1996, гл. 3.

Тема 25. Развитие персонала

1. Содержание понятия “развитие персонала”. Развитие организации и развитие сотрудников. Профессиональное образование, повышение квалификации и переподготовка. Определение потребности в развитии персонала.

2. Основные формы развития персонала. Цели и факторы эффективности программ обучения персонала.

3. Методы профессионального обучения: лекции, семинары, анализ реальных ситуаций (кейсы), дискуссия экспертов (круглый стол), плановые и ролевые игры; инструктаж, ротации, ученичество и наставничество, самообучение.

4. Деловая карьера. Планирование и развитие карьеры. Карьера руководителей и специалистов.



Литература

  • Десслер Гари. Управление персоналом / Пер. с англ. М.: Изд-во БИНОМ, 1997.

  • Поляков В.А. Технология карьера. М.: Дело, 1995.

  • Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2000.

  • Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации (Учебно-практическое пособие). М: Бизнес-школа “Интел-синтез”, 1996, гл. 4.

  • Поляков В.А. Технология карьера. М.: Дело, 1995.

  • Швальбе Б., Швальбе Х. Личность, карьера, успех. М., 1993.

Тема 26. Оплата персонала

1. Цели системы оплаты персонала. Традиционная система оплаты. Методика определения заработной платы. Особенности оплаты труда менеджеров.

2. Современные системы заработной платы. Повременная оплата и условия ее эффективности. Групповые системы оплаты труда. Аккордная система оплаты, ее разновидности и условия применения. Премиальная система оплаты.

3. Дополнительные вознаграждения. Премии. Надбавки. Международная стандартная классификация стоимости труда.

4. Льготы и выплаты. Режим рабочего и свободного времени. Организационное страхование и его разновидности. Пенсионные отчисления.

5. Социальное обеспечение работников. Социальные услуги, определяемые законодательством и тарифным соглашением. Организация питания, медицинское обслуживание и другие социальные услуги.
Литература


  • Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации (Учебно-практическое пособие). М: Бизнес-школа “Интел-синтез”, 1996, гл. 7-8.

  • Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. / Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М., 1997.

Тема 27. Использование персонала

1. Эргономика как основа оптимизации взаимодействия работника и средств производства. Значение физиологии труда, психологии труда, социологии труда, технологии труда, педагогики труда, медицины труда и антропометрии для использования персонала.

2. Различные виды нагрузки и их влияние на организацию рабочих мест и рабочего времени.

3. Ротация. Горизонтальное (Job Enlargement) и вертикальное (Job Enrich­ment) обогащение труда.

4. Использование групповой организации труда. Оптимальное использование разнообразного состава группы.

5. Гуманизация труда: цели и содержание. Безопасность и здоровье сотрудников. Пути и проблемы гуманизации труда в организации.
Литература


  • Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. /Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М., Изд-во Моск. ун-та, 1997, часть 4.

  • Управление персоналом организации. Учебник. /Под ред. А.Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М., 1997., гл. 6.

Тема 28. Информационный менеджмент персонала

1. Информационный менеджмент как эффективное планирование, осуществление и контролирование процесса получения, переработки и накопления информации.

2. Информационная система в организации и ее задачи. Банк данных о персонале. Банк рабочих мест. Банк методов и моделей переработки информации.

3. Использование компьютерных систем и технологий в управлении персоналом. Проблема защиты секретной и конфиденциальной информации и производственная демократия.

4. Контроль за персоналом. Контроль за планами и контроллинг.

5. Информационная культура и культура организации.
Литература


  • Хентце, Йоахим, Хайнеке, Альберт. Содержание и задачи информационного менед­жмен­та на предприятии //Проблемы теории и практики управления. 1995. № 4.

  • Ракитенский Н. Психологические аспекты информационной безопасности //Проблемы теории и практики управления. 1992. № 2.

Тема 29. Трудовые отношения

1. Права наемных работников в рыночной экономике и их учет в управлении персоналом. Представительство наемных работников в управлении организацией.

2. Субъекты и организация трудовых отношений. Роль профсоюзов в трудовых отношениях. Органы трудового коллектива.

3. Коллективны­­й договор. Содержание коллективного договора. Порядок разработки и заключения коллективного договора.

4. Трудовые конфликты. Жалобы. Трудовые споры и порядок их разрешения. Забастовки и их проведение.

5. Роль конвенций и рекомендаций МОТ в регулировании трудовых отношений.
Литература


  • Государства служба (комплексный подход): Учеб. пособие. М.: Дело, 1999. (гл. УП. § 3).

  • Десслер Гари. Управление персоналом / Пер. с англ. М.: Изд-во БИНОМ, 1997, гл. 15-18.

  • МОТ. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией в 2 т. (1919 -1990. Женева : МБТ, 1991.

  • Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России: Учеб. пособие /Под ред. В.Н. Толкуновой. М.: Юристъ, 1996.

  • Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. /Под ред. Р. Марра, Г. Шмидта. М., Изд-во Моск. ун-та, 1997.

Тема 30. Юридические отношения в управлении персоналом

1. Место управления персоналом в системе трудовых правовых отношений. Субъекты юридической ответственности. Права и обязанности персонала.

2. Основные виды юридической ответственности. Дисциплинарная ответственность в управлении персоналом.

3. Материальная ответственность. Условия несения материальной ответственности.

4. Административная и уголовная ответственность. Ответственность за хищения и коррупцию в Российской Федерации.



Литература

  • Государства служба (комплексный подход): Учеб. пособие. М.: Дело, 1999, гл. Ш.

  • Десслер Гари. Управление персоналом / Пер. с англ. М.: Изд-во БИНОМ, 1997, гл. 15-18.

  • Кодекс законов о труде Российской Федерации. М., 1992.

  • МОТ. Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией в 2 т. (1919 – 1990). Женева: МБТ, 1991.

  • Толкунова В.Н., Гусов К.Н. Трудовое право России: Учеб. пособие /Под ред. В.Н. Толкуновой. М.: Юристъ, 1996.

  • Травин В.В., Дятлов А.А. Основы кадрового менеджмента. М.: Дело, 1995, разд. 10.




Каталог: Download
Download -> Объект исследования
Download -> Выпускных квалификационных работ
Download -> Выпускных квалификационных работ
Download -> Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, изучающих курс «Концепции современного естествознания»
Download -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
Download -> Проект концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Download -> Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Download -> Старший воспитатель


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница