Учебные действия контроля и оценки Контроль и оценка



Скачать 26,12 Kb.
Дата25.04.2016
Размер26,12 Kb.
Безотметочная система оценивания

- основа построения контрольно-оценочной самостоятельности

младших школьников

Учебные действия контроля и оценки

Контроль и оценка – это действия с действиями, а не действия с предметами.

Контроль – определение соответствия учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. Контроль помогает ученику, меняя операциональный состав действий, выявлять их связь с теми или иными особенностями условий задачи и получаемого результата. Контроль обеспечивает полноту операционного состава действий и правильность их выполнения.

Оценка позволяет определить, усвоен или не усвоен (и в какой степени), способ решения учебной задачи; соответствует ли или нет (и в какой мере) результат учебных действий их конечной цели.

Контроль-внимание направлен на исполнительскую часть действия (связан с применением усвоенных знаний).

Рефлексивный контроль направлен на его «план» (соответствует ли этот план предстоящему действию, фактическим условиям задачи).

Учебные действия контроля и оценки в первую очередь - это действия ученика, а не учителя. Усилия учителя должны быть направлены на организацию контрольно-оценочных действий ученика.

Учебное действие оценки – важнейшее учебное действие. Его формирование должно опережать формирование других учебных действий. Оценка – это сигнал о том, как осуществляются другие учебные действие. Действие оценки – это и есть то действие, благодаря которому человек оценивает свои возможности действовать; определяет, достаточно ли у него знаний для решения новой задачи, каких именно знаний недостает.



Обращение к собственным действиям, их рассмотрение, иначе называют рефлексией. Учебное действие оценки и есть рефлексия других учебных действий.
Подходы к содержанию и методам контроля обучения


Параметры сравнения

Предметно-ориентированный

Личностно-ориентированный

Цель обучения

Передача знаний, умений и навыков, необходимых для успешной социализации человека в обществе

Самореализация учащегося по отношению к предметным областям

Объект контроля

Знания, умения и навыки

Учебные достижения учащегося

Эталон для оценивания

Внешние образовательные стандарты

Личностный потенциал учащегося

Способ оценки

Сравнение образовательных результатов ученика с эталоном

Сравнение достижений учащегося с актуальным уровнем

Методы контроля

Контрольные работы, тесты, зачеты, экзамены

Анкетирование, тестирование, комплексные проекты, творческие работы и т.д.

Форма оценки

Отметки, рейтинг

Качественные характеристики, описывающие степень образовательных приращений учащегося


Традиционное и инновационное оценивание результатов обучения


Параметр

Традиционное оценивание

Инновационное оценивание

Эталон

Требования к знаниям и умениям ученика, выраженные в стандартах, программе по предмету

Личностный потенциал учащегося

Частота оценивания

Высокая частота выставления отметок

Оценивание осуществляется в соответствии с индивидуальными потребностями учителя и учащихся

Итоговая отметка

Выводится как среднее арифметическое из текущих отметок

Определяется по результатам итогового контроля, рассчитанного на проверку знаний за большой отрезок времени или объем учебного материала

Форма фиксации результата

Пятибалльная система оценивания

Разнообразные оценочные шкалы

Субъектная отнесенность

Учитель оценивает сам

Учитель создает условия для самооценки





Контрольно-оценочная_деятельность_ученика__Контрольно-оценочная'>Параметры

Контрольно-оценочная деятельность ученика

Контрольно-оценочная

деятельность учителя


Контроль


Оценка


Контроль


Оценка

Содержание (объекты и способы)

Выполнение работы

(успеваю ли я выполнить необходимый объем заданий)

Выполнение задания по образцу (алгоритму), контроль отдельных операций, входящий в состав действия
Соответствие своих (чужих) действий условиям и требованиям задачи
Столкновение с новой задачей


готовность (возможности) предъявить учебные достижения

могу (не могу решить) прогностическая оценка


не возможность решения задачи

из-за нехватки способа


оценка действий других детей


  • операциональный состав способа действия




  • выполнение самостоятельной работы учащихся




  • уровни освоения содержательных линий в предмете




  • уровни освоения способов (средств)




  • посещение мастерских

и консультаций;


  • Способы и формы сотрудничества




Как освоен детьми операциональный состав действий
Что выбирает и сколько

Где находится ребенок на линии

На каком уровне решает задачи

С какими вопросами приходит


Как взаимодействует с другими людьми, удерживает задачу
Стартовые возможности детей

Место в образовательном процессе




По итогам самостоятельной работы;

по итогам изучения темы



- в ходе решения учебной задачи (конструирования способа);

- по итогам самостоятельной работы учащихся (презентация

по предъявлению результатов);

- в начале и в конце учебного года;

- по итогам решения учебной задачи;

- при индивидуальной работе с учащимися









Параметры

Контрольно-оценочная деятельность ученика

Контрольно-оценочная

деятельность учителя


Контроль


Оценка


Контроль


Оценка

Функции (назначение)



заявить свою позиции,

заявить о себе;

дать возможность учителю оказать помощь ученику


диагностика;

коррекция, прежде всего своих педагогических действий;

определение результатов за определенный отрезок времени





Формы и их проявление




Портфолио

(папка-дневник);

Оценочные листы





Оценочные листы

Виды (типы) действий







тестово-диагностическая работа;

тематическая проверочная работа;

урок-презентация;

диагностическая проверочная работа;

проектные задачи;

урок;


мастерская и консультация;

Освоил /не освоил (+ -)
Количество (что выбирает) и качество (как выполняет)
Оценивается в баллах по критериям (%)
Оценивается (%) выполнение

Заданий на каждом уровне


Содержательная оценка вопросов и проблем
Содержательная

характеристика



Отображение (фиксация) результатов обучения (учения)




«умные» вопросы;

групповая презентация, тетрадь открытий






Экспертные карты

+ -


%

Достижения, трудности, рекомендации




Приемы и средства

Задания-ловушки












Основные педагогические условия для разворачивания

контрольно-оценочной деятельности учащихся
1. Безотметочная система оценивания как основа изменения учебной мотивации и построения контрольно-оценочной самостоятельности.

2. Деятельностный подход в организации образовательного пространства.

3. Организация разных форм совместности детей.

4. Поисково-исследовательский тип предметного содержания.

5. Особые «ритмы» в организации образовательного пространства.

6. Ориентация на методы учения, а НЕ на методы обучения учащихся.


Литература:

  • Амонашвили Ш.А. «Личностно-гуманная основа педагогического процесса»

  • Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения»

  • Воронцов А.Б. «Педагогическая технология контроля и оценки»

  • Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. «Учебная деятельность»

  • Воронцов А.Б.и др. «Проектные задачи в начальной школе»: пособие для учителя (Серия «Стандарты второго поколения»)

  • Цукерман Г.А. «Оценка без отметки»

  • Цукерман Г.А. «Оценочная самостоятельность как цель школьного образования»

  • Цукерман Г.А., Гинзбург Д.В. «Как учительская оценка влияет на детскую самооценку?»

Каталог: koiro -> RSMO -> DocLib45 -> %D0%94%D0%9C%D0%9E%2026.10.11
RSMO -> Урок в школе I. Урок как целостная система
RSMO -> Урок обж: типы уроков, их классификация и структура
%D0%94%D0%9C%D0%9E%2026.10.11 -> Многобальной системы оценки уровня знаний и физической подготовленности учащихся на уроках физической культуры Владимир Алексеевич Миков На сайте с
RSMO -> Структура процесса социального самоопределения личности
RSMO -> Т. А. Липаева Липаева Т. А. Принцип толерантности в русской философии // Актуальные проблемы современных социально-гуманитарных наук: материалы Всероссийской научно-практической конференции / сост. С. К
RSMO -> 1 Актуальность опыта


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница