Учебная программа «психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в доу»



Скачать 193.5 Kb.
страница1/3
Дата14.02.2016
Размер193.5 Kb.
ТипУчебная программа
  1   2   3

ДЕПАРТАМЕНТ образования ГОРОДА МОСКВЫ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет повышения квалификации

Учебная программа

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОУ»



Авторы и составители программы:

Н.Я. Семаго, старший научный сотрудник Городского ресурсного центра по развитию интегрированного (инклюзивного) образования Института проблем интегративного (инклюзивного) образования,

кандидат психологических наук, доцент



М.М. Семаго, ведущий научный сотрудник Городского ресурсного центра по развитию интегрированного (инклюзивного) образования Института проблем интегративного (инклюзивного) образования, кандидат психологических наук, доцент


  1. Введение

Содержание учебной программы определяется тем, что в настоящее время наблюдается рассогласование между правом всех детей получать тот вид образования, который не подвергает их дискриминации на основании умственных или физических недостатков и образовательными условиями, созданными в большинстве наших образовательных учреждений. В первую очередь, это относится к подготовке специалистов и организационных структур, которые не в состоянии обеспечить эффективный процесс инклюзивного образования. Образовательная политика должна быть способна справляться с задачами, обусловленными разнообразием потребностей населения и позволять каждому находить свое место в обществе, которому он изначально принадлежит. Наиболее важное и значимое место в этом процессе принадлежит специалистам образования. Это и предъявляет к ним соответствующие требования.

Основной целью реализации программы является формирование представлений о философских, методологических основах и принципах инклюзивного образования, освещение проблемы нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования представление современных моделей психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями, критериев разграничения различных групп детей, а также углубленное знакомство с типологией и отдельными вариантами отклоняющегося развития и условиями включение этих категорий детей в инклюзивное пространство дошкольного образовательного учреждения.

Отдельной целью курса является знакомство с междисциплинарной деятельностью специалистов сопровождения в составе консилиума ДОУ.

В обучении специалистов инклюзивных дошкольных образовательных учреждений реализуются следующие задачи:

1. Познакомить слушателей с современными подходами, методологией и конкретными технологиями сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях инклюзивной образовательной среды ДОУ.

2. Сформировать у слушателей представления о философских, методологических основах и принципах инклюзивного образования;

3. Дать представления о современных моделях психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовательном учреждении, критериях разграничения различных групп детей, типологии отклоняющегося развития;

4. Осветить основные технологии психолого-педагогического сопровождения различных категорий детей с особыми образовательными потребностями на различных этапах инклюзивного обучения;

8. Познакомить слушателей с эффективной моделью междисциплинарной деятельности специалистов сопровождения;

Курс состоит из 4-х разделов, включающих 17 дидактических единиц.

В целом в предлагаемом курсе даются представления о философских, методологических основах и принципах инклюзивного образования. В нём освещается проблема нормативно-правового обеспечения процесса инклюзии, формирования стратегий построения образовательного маршрута, технологиями, техниками и приемами диагностики особенностей развития ребенка с особыми образовательными потребностями и его развития в условиях ДОУ, а также технологии психолого-педагогического сопровождения различных категорий детей с особыми образовательными потребностями на протяжении инклюзивной образовательной вертикали дошкольного образовательного учреждения.

В рамках раздела «Философия, методология и нормативно-правовая база инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях» слушателям предлагается познакомиться с комплексом основных условий успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. К последним относятся наиболее базовые представления и принципы, осознание философских основ инклюзии как современной образовательной методологии.

Базируясь на международных актах и нормативно-правовому обеспечению нашей страны в этой области слушатели должны будут попытаться не только освоить имеющееся законодательство, но и рассмотреть возможность создания локальные нормативных и актов, способных обеспечить необходимые условия и повысить эффективность деятельности специалистов и администрации по работе с различными категориями детей с ОВЗ.

В разделе «Общие подходы к типологизации отклоняющегося развития и особенности построения психолого-педагогического сопровождения для различных категорий детей с ОВЗ» приведены основные данные по современной оценке различных категорий детей с ОВЗ. Для каждой выделяемой категории детей с ОВЗ в рамках предлагаемой типологии слушатели познакомятся с необходимыми условиями включение именно этой категории детей в инклюзивное образовательное пространство ДОУ, а также особенности комплексного сопровождения каждой их категории по всей инклюзивной вертикали ДОУ.

В процессе освоения материалов раздела проводится текущий тестовый контроль (Приложение 2).

Основным практикоориентированным разделом курса является раздел «Деятельность консилиума ДОУ как междисциплинарной команды специалистов сопровождения». В нем раскрываются наиболее эффективные и уже апробированные технологии и методики деятельности различных специалистов сопровождения инклюзивного процесса. В рамках практических занятий слушателям представится возможность принять участие в определении условий и самого образовательного маршрута для детей, включенных в общеобразовательные и специализированные дошкольные учреждения. На базе этого раздела слушатели проведут проектную деятельность по организации деятельности консилиума ДОУ с использованием технологии кейс-случая.

Другим практическим разделом курса является «Технологии эффективного включения детей с ОВЗ и их родителей в инклюзивную среду ДОУ». Овладения практическими материалами этого раздела позволят слушателям включиться в процесс сопровождения взрослых участников инклюзивного процесса – родителей детей, посещающих инклюзивные группы ДОУ (как детей с ОВЗ, так и детей без ограниченных возможностей здоровья). Материалы этого раздела ориентированы на специалистов сопровождения инклюзивных процессов в ДОУ в целях повышения социальной адаптации всех участников инклюзивного образовательного процесса и выработки толерантных отношений между ними.

Материалы каждого раздела сопровождаются мультимедийными презентациями и видео-материалами. В начале курса и в конце слушателям предлагается входное и выходное тестирование, включающие и оценку знаний по теме повышения квалификации (Приложение 1).


2. Содержание и последовательное изложение учебного курса
Раздел 1. Философия, методология и нормативно-правовая база инклюзивного образования в дошкольных образовательных учреждениях
Тема 1. Понятие и основные принципы инклюзивного образования. Возникновение и история развития инклюзивного подхода в мире.

Основные понятия инклюзии. Приоритеты и условия эффективной инклюзии различных категорий детей. Социальная адаптация как основной приоритет инклюзивного образования детей с тяжелыми вариантами дизонтогенеза. Природосообразность образовательных задач и методов работы с детьми. Развитие коммуникативных компетентностей как один важнейших приоритетов. Преодоление и профилактики искусственной изоляции семьи ребенка с ОВЗ. Особенности инклюзивного образования в различных странах.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Как и в каком «объеме» Вы понимаете социальную адаптацию как приоритет инклюзивного образования?

  2. Охарактеризуйте основные принципы инклюзивного образования и проиллюстрируйте их примерами из собственной практики.

  3. Насколько возможно и в каких образовательных условиях возможно использование опыта зарубежных стран?


Тема 2. Субъект инклюзии – ребенок с особыми образовательными потребностями. Социальный подход к пониманию инвалидности.

Принципы инклюзии как философская проблема. Особенности восприятия инвалидности и положение в обществе детей с ОВЗ. Медицинская, традиционная и социальная модели восприятия инвалидности в обществе. Социальный подход к пониманию инвалидности. Семья ребенка инвалида как группа риска по социальной инвалидности и маргинализации.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Как воспринимает наше общество людей-инвалидов и проблему инвалидности?

  2. В чем проявляются риски для членов семьи инвалида?

  3. Охарактеризуйте преимущества и недостатки в медицинской, традиционной и социальной модели восприятия инвалидности. К какой модели Вы можете отнести наше общество?


Тема 3. Правовые основы и нормативные документы сопровождения детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях. Организационные формы инклюзии в ДОУ

Правовые основы организации инклюзивного процесса в ДОУ. Необходимый перечень условий, позволяющих организацию инклюзивного обучения и воспитания в ДОУ различного уровня (Центр, детский сад, школа). Основные нормативные документы и локальные акты, позволяющие организовать непрерывную инклюзивную образовательную вертикаль в ДОУ. Готовность педагогического состава как одно из условий возможности организации инклюзии. Анализ моделей инклюзии в рамках деятельности структурных подразделений ДОУ (служба ранней помощи, Лекотека, группа «Особый ребенок» и т.п.).


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Каковы, на Ваш взгляд, основные условия эффективного взаимодействия ребенка и образовательной среды?

  2. В чем проявляется, в первую очередь, готовность педагогического персонала к участию в инклюзивном процессе?

  3. Какую модель инклюзивного образования Вы считаете возможным использовать в Вашем учреждении?


Раздел 2. Общие подходы к типологизации отклоняющегося развития и особенности построения психолого-педагогического сопровождения для различных категорий детей с ОВЗ
Тема 4. Общие подходы к типологизации отклоняющегося развития.

Современные представления об общих и специфических закономерностях развития. Социально-психологический норматив по К.М. Гуревичу. Его философский и практический смысл в ситуации инклюзивного образования. Трехкомпонентная модель анализа психического развития. Ее применимость к анализу вариантов дизонтогенеза. Основные типологические группы отклоняющегося развития. Особенности психического развития различных категорий детей, относимых к отклоняющемуся развитию. Возможности раннего выявления специфики развития при различных вариантах психического дизонтогенеза.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Какие общие и специфические (для отдельных групп детей) закономерности развития актуализируются в Вашей деятельности?

  2. Что такое «социально-психологический норматив» с практической точки зрения?

  3. Какую наиболее раннюю специфику отклоняющегося развития Вы можете оценить у детей, находящихся в Вашем учреждении?


Тема 5. Построение психолого-педагогического сопровождения для детей с вариантами психического недоразвития (тотальное недоразвитие)

Выделение специфических закономерностей формирования психических сфер и функций для детей с тотальным недоразвитием. Особенности включения и необходимые условия для этого в ДОУ. Особенности организации образовательного маршрута с учетом наличия инклюзивной образовательной вертикали в ДОУ. Позитивные стороны детей с тотальным недоразвитием как показания к возможности инклюзии в общеобразовательное учреждение.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Выделите основные и второстепенные условия включения ребенка с тотальным недоразвитием в инклюзивное пространство ДОУ;

  2. Кто является ведущим специалистом при сопровождении ребенка с тотальным недоразвитием в различных структурных подразделениях инклюзивной образовательной вертикали ДОУ;

  3. Какие могут быть противопоказания к включению ребенка с тотальным недоразвитием в инклюзивное ДОУ.


Тема 6. Построение психолого-педагогического сопровождения для детей с расстройствами аутистического спектра. Условия включения детей в различные подразделения ДОУ

Специфические закономерности психического развития детей с различными расстройствами аутистического спектра (РАС). Основные типологические варианты искаженного развития. Особенности включения детей с различными вариантами РАС в ДОУ и необходимые для этого условия. Противопоказания к включению. Особенности организации образовательного маршрута с учетом наличия инклюзивной образовательной вертикали в ДОУ.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Опишите основные варианты искаженного развития (расстройства аутистического спектра) и оцените возможность их включения в различные структуры ДОУ;

  2. Показания и противопоказания к включению детей с РАС в инклюзивное образовательное пространство ДОУ;

  3. Особенности деятельности команды специалистов по сопровождению детей с вариантами искаженного развития.


Тема 7. Особенности психолого-педагогического сопровождения для детей с двигательными нарушениями в ДОУ

Специфические закономерности формирования психических сфер, процессов и функций у детей двигательными нарушениями по типу ДЦП. Характерные особенности познавательной деятельности, особенности. Особенности включения детей с двигательными нарушениями в инклюзивную вертикаль ДОУ, необходимые условия для этого в ДОУ. Оборудование и специальные технические средства. Особенности организации образовательного маршрута с учетом наличия инклюзивной образовательной вертикали в ДОУ.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Классификация форм детского церебрального паралича (по К.А.Семеновой);

  2. Особенности двигательных нарушений при ДЦП и их отли­чие от других нарушений опорно-двигательного аппарата;

  3. Особенности психической активности детей с церебральным параличом при тяжёлых нарушениях движения;

  4. Роль зрительных, слуховых, тактильных ощущений в развитии ребёнка с церебральным параличом;

  5. Особенности комплексного сопровождения ребенка с двигательными нарушениями;

  6. На что необходимо обращать внимание, в первую очередь, в коррекционной работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата?


Тема 8. Построение психолого-педагогического сопровождения для детей с нарушениями слуха

Особенности включения детей нарушениями слуха в инклюзивное ДОУ и необходимые для этого условия. Показания и противопоказания к включению. Классификация нарушений слуха и особенности психического развития различных категорий детей с дефицитами слуховой функции. Особенности организации образовательного маршрута детей с слуховой дефицитарностью с учетом наличия инклюзивной образовательной вертикали в ДОУ.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Особенности проведения обследования детей с различными дефицитами слуховой функции;

  2. Какие категории детей с нарушением слуха могут быть включены в инклюзивное ДОУ и при каких условиях сопровождения?

  3. Охарактеризуйте необходимую систему комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями и слуха и последовательность шагов по его включению в ДОУ.


Тема 9. Построение психолого-педагогического сопровождения для детей с нарушениями зрения.

Выделение специфических закономерностей психического развития у детей с различными нарушениями зрения. Клинико-педагогическая характеристика зрительных нарушений у детей дошкольного возраста. Особенности включения и необходимые условия для этих детей в ДОУ. Показания и противопоказания к включению. Роль специальных ДОУ для детей с нарушениями зрения. Особенности организации образовательного маршрута с учетом наличия инклюзивной образовательной вертикали в ДОУ.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Приведите основные особенности оценки психического развития детей с различными (и различной степени выраженности) нарушениями зрения;

  2. Особенности типов восприятия при нару­шении зрения и их учет в сопровождении ребенка включенного в деятельность ДОУ.

  3. Особенности построения дидактической среды для ребенка с различными нарушениями зрения;

  4. Показания и возможные противопоказания к включению ребенка с нарушениями зрения в инклюзивную образовательную вертикаль ДОУ.


Раздел 3. Деятельность консилиума ДОУ как междисциплинарной команды специалистов сопровождения
Тема 10. Организация деятельности консилиума ДОУ

Структура деятельности специалистов как основа эффективного взаимодействия. Взаимодействие специалистов в условиях инклюзивного ОУ: выработка общих позиций. Распределение функций, полномочий, ответственности. Профессиональное развитие педагогов и психологов, выработка общего языка, как основа эффективного взаимодействия. Задачи и функции консилиума ДОУ и службы сопровождения обучения (специального педагога, логопеда, психолога, тьютора).


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Чем определяется позиция ведущего специалиста междисциплинарного подхода? Какие качества, в первую очередь, необходимы этой центральной фигуре сопровождения?

  2. Какие модели взаимодействия специалистов консилиума (консультации) Вы знаете? Их достоинства и недостатки.

  3. Какая модель взаимодействия специалистов (в рамках деятельности консилиума ДОУ) функционирует в Вашем учреждении?

  4. Какова на Ваш взгляд роль и функция психолога во взаимодействии с специалистами сопровождения, педагогами-воспитателями и администрацией ОУ по поводу инклюзивного процесса?


Тема 11. Организация и содержание деятельности координатора по инклюзии в ДОУ

Цель и основные задачи деятельности координатора по инклюзии в дошкольном образовательном учреждении. Условия эффективной деятельности координатора. Стратегия и технологии деятельности координатора в сфере управления, психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и его субъектов, организации взаимодействия с социальными партнерами, родителями. Основные показатели эффективности деятельности координатора в ДОУ, реализующем инклюзивную политику и практику.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Перечислите основные профессиональные знания и умения, необходимые координатору по инклюзии для эффективной работы;

  2. В чем заключаются наиболее важные принципы деятельности и задачи координатора по инклюзии? Приведите пример организации подобной деятельности в Вашем учреждении.

  3. Опишите организацию деятельности координатора при организации работы над индивидуальной программой развития ребенка с ОВЗ, включенного в одно из структурных подразделений ОУ;

  4. Организация деятельности координатора при консультирования педагогов специалистами Окружного ресурсного центра на базе образовательного учреждения;


Тема 12. Организация и содержание деятельности психолога в инклюзивном ДОУ. Диагностические и коррекционные задачи. Включение в построение индивидуального образовательного маршрута

Основные компоненты деятельности психолога в составе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном ДОУ. Психолог как один из организаторов деятельности консилиума ДОУ. Регламент деятельности психолога ДОУ по сопровождению различных категорий детей с ОВЗ в структуре инклюзивной образовательной вертикали ДОУ. Специфика оценки психического развития ребенка с ОВЗ дошкольного возраста и компендиум методических средств психолога ДОУ. Основные коррекционно-развивающие задачи в психологическом сопровождении ребенка по инклюзивной образовательной вертикали ДОУ. Психологический компонент построения индивидуального образовательного маршрута ребенка. Регламент деятельности психолога по сопровождению взрослых участников инклюзивного образовательного процесса.



Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Охарактеризуйте основные диагностические средства в деятельности психолога ДОУ;

  2. В каких ситуациях и с какими категориями детей с ОВЗ психолог может стать ведущим специалистом?

  3. Роль психолога в деятельности междисциплинарного консилиума инклюзивного ДОУ.

  4. Основы включение коррекционно-развивающей деятельности психолога в индивидуальную программу развития детей с различными вариантами отклоняющегося развития;

  5. Какой терминологией (перечислите основные понятия) может/должен пользоваться психолог в работе с детьми с ОВЗ и другими участниками инклюзивного образовательного процесса?


Тема 13. Деятельность логопеда ДОУ с различными вариантами отклоняющегося развития. Построение коррекционных программ

Особенности логопедической работы в структуре комплексного сопровождения. Специфика развития речи как коммуникации – основа деятельности логопеда инклюзивного ОУ. Основные технологии логопедического сопровождения инклюзированных детей. Роль логопедической помощи в процессе обучения ребенка с ДЦП. Развитие речи как важнейший фактор преодоления общей коммуникативной недостаточности и понимания окружающего мира у различных категорий детей с ОВЗ. Принципы разработки индивидуальных и групповых обучающих программ, составления учебных планов.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

        1. Как организовать развитие коммуникативных навыков с различными категориями детей (на примере какого-либо одного из вариантов отклоняющегося развития)?

        2. В чем Вы видите наиболее важную особенность логопедической работы в структуре комплексного сопровождения детей с ОВЗ в рамках инклюзивного процесса?

        3. Приведите примеры логопедической составляющей в коррекционно-развивающей деятельности консилиума ДОУ.


Тема 14. Деятельность дефектолога ДОУ с различными вариантами отклоняющегося развития. Построение коррекционных программ

Специфика деятельности учителя-дефектолога в системе сопровождения детей-инвалидов. Особенности деятельности дефектолога с детьми раннего возраста и с тяжелыми нарушениями интеллекта в процессе их инклюзии в ДОУ. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом. Учет особенностей двигательных, операциональных и познавательных нарушений для построения индивидуального образовательного плана. Особенности формирования отдельных структурных компонентов учебной деятельности у слабослышащих и слабовидящих детей. Выбор методического подхода для работы с аутичным ребенком. Возможность совмещения методов и перехода от одного метода к другому.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

        1. Какие наиболее важные условия необходимо создать при работе дефектолога с аутичным ребенком?

        2. Охарактеризуйте основные компоненты работы дефектолога с различными категориями детей с ОВЗ (по выбору слушателя) в процессе их инклюзии.

        3. Охарактеризуйте социально-педагогические факторы, которые способствует включению детей с тяжелой интеллектуальной недо­статочностью в систему инклюзивного дошкольного образования.



Раздел 4. Технологии эффективного включения детей с ОВЗ и их родителей в инклюзивную среду ДОУ

Каталог: content -> File -> povyshenie kvalif
File -> А. В. Безруких, О. М. Пиляаина Архетипы в психотерапии
File -> Тип личности и болезнь
File -> С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография
File -> Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования
File -> Дмитрий Калинский 5 шагов к счастливому я генетика счастья
File -> Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании
povyshenie kvalif -> Учебная программа «психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в начальной школе»
File -> Проект VIII открытая научно-практическая конференция в области художественного образования детей «АртЕкатеринбург-2014» резолюция


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница