Учебная программа «психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в начальной школе»



Скачать 184.5 Kb.
страница1/3
Дата14.02.2016
Размер184.5 Kb.
ТипУчебная программа
  1   2   3

ДЕПАРТАМЕНТ образования ГОРОДА МОСКВЫ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет повышения квалификации

Учебная программа

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»


авторы и составители программы:

Н.Я. Семаго, старший научный сотрудник Городского ресурсного центра по развитию интегрированного (инклюзивного) образования Института проблем интегративного (инклюзивного) образования,

кандидат психологических наук, доцент



М.М. Семаго, ведущий научный сотрудник Городского ресурсного центра по развитию интегрированного (инклюзивного) образования Института проблем интегративного (инклюзивного) образования, кандидат психологических наук, доцент



  1. Введение

Содержание учебной программы ориентировано на обучение слушателей основам психолого-педагогического сопровождения различных категорий детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Это определяется необходимостью организации единой инклюзивной образовательной вертикали, распространяющейся от службы ранней помощи детям с ОВЗ раннего и младшего дошкольного возраста до образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование на начальной и далее ступенях образования вплоть до среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Основной целью реализации программы является формирование представлений о философских основах и принципах инклюзивного образования, реализуемого на базе начальной школы (общеобразовательной и специальной коррекционной), освещение проблемы нормативно-правового обеспечения инклюзивного образования представление современных моделей психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями в начальной школе. Также целью программы является ознакомление слушателей с современными моделями анализа отклоняющегося развития, критериями разграничения различных групп детей младшего школьного возраста, углубленное знакомство с типологией и отдельными вариантами отклоняющегося развития и условиями включение этих категорий детей в инклюзивное пространство школы.

Отдельной целью курса является знакомство с междисциплинарной деятельностью специалистов сопровождения в составе консилиума начального школьного звена.


В обучении специалистов сопровождения начальной школы реализуются следующие задачи:

1. Познакомить слушателей с современными подходами, методологией и конкретными технологиями сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в условиях школьной инклюзивной образовательной среды.

2. Сформировать у слушателей представления о философских основах и принципах инклюзивного образования;

3. Дать представления о современных моделях психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовательном учреждении, критериях разграничения различных групп детей, типологии отклоняющегося развития;

4. Осветить основные технологии психолого-педагогического сопровождения различных категорий детей с особыми образовательными потребностями на этапе инклюзивного обучения в начальной школе;

8. Познакомить слушателей с эффективной моделью междисциплинарной деятельности специалистов сопровождения ОУ;

Курс состоит из 3-х разделов, включающих 16 дидактических единиц.

В рамках раздела «Философия, методология и нормативно-правовая база инклюзивного образования в начальной школе» слушателям предлагается познакомиться с комплексом основных условий успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. К последним относятся наиболее базовые представления и принципы, осознание философских основ инклюзии как современной образовательной методологии.

Базируясь на международных актах и нормативно-правовому обеспечению нашей страны в этой области, слушатели познакомятся с имеющимся законодательством в городе Москве и Федерации, с локальными нормативными актами, способных обеспечить необходимые условия и повысить эффективность деятельности специалистов и администрации школы по работе с различными категориями детей с ОВЗ.

В разделе «Общие подходы к типологизации отклоняющегося развития и условия включения различных категорий детей с ОВЗ в начальную школу» приведены данные по современным подходам к анализу отклоняющегося развития, оценке различных категорий детей с ОВЗ. Для каждой выделяемой категории детей с ОВЗ в рамках предлагаемой типологии слушатели познакомятся с необходимыми условиями включение именно этой категории детей в инклюзивное образовательное пространство ОУ, а также особенности комплексного сопровождения каждой из этих категории в начальной школе.

В процессе освоения материалов раздела проводится текущий тестовый контроль (Приложение 2).

Основным практикоориентированным разделом курса является раздел «Организация и содержание деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения». В нем раскрываются наиболее эффективные и уже апробированные технологии и методики деятельности различных специалистов сопровождения инклюзивного процесса. В рамках практических занятий слушателям представится возможность принять участие в определении условий и самого образовательного маршрута для детей, включенных в общеобразовательные и специализированные школьные учреждения. В разделе раскрывается деятельность специалистов педагогического профиля, включенных в сопровождение инклюзивного процесса в начальной школе.

В начале курса и в конце слушателям предлагается входное и выходное тестирование, включающие и оценку знаний по теме повышения квалификации (Приложение 1).
2. Содержание и последовательное изложение учебного курса
Раздел 1. Философия, методология и нормативно-правовая база инклюзивного образования в начальной школе
Тема 1. Понятие и основные принципы инклюзивного образования. Возникновение и история развития инклюзивного подхода в мире.

Основные понятия инклюзии. Приоритеты и условия эффективной инклюзии различных категорий детей. Социальная адаптация как основной приоритет инклюзивного образования детей с тяжелыми вариантами дизонтогенеза. Природосообразность образовательных задач и методов работы с детьми. Развитие коммуникативных компетентностей как один важнейших приоритетов. Преодоление и профилактики искусственной изоляции семьи ребенка с ОВЗ. Особенности инклюзивного образования в различных странах.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Как и в каком «объеме» Вы понимаете социальную адаптацию как приоритет инклюзивного образования?

  2. Охарактеризуйте основные принципы инклюзивного образования и проиллюстрируйте их примерами из собственной практики.

  3. Насколько возможно и в каких образовательных условиях возможно использование опыта зарубежных стран?


Тема 2. Субъект инклюзии – ребенок с особыми образовательными потребностями. Социальный подход к пониманию инвалидности.

Принципы инклюзии как философская проблема. Особенности восприятия инвалидности и положение в обществе детей с ОВЗ. Медицинская, традиционная и социальная модели восприятия инвалидности в обществе. Социальный подход к пониманию инвалидности. Семья ребенка инвалида как группа риска по социальной инвалидности и маргинализации.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Как воспринимает наше общество людей-инвалидов и проблему инвалидности?

  2. В чем проявляются риски для членов семьи инвалида?

  3. Охарактеризуйте преимущества и недостатки в медицинской, традиционной и социальной модели восприятия инвалидности. К какой модели Вы можете отнести наше общество?


Тема 3. Правовые основы и нормативные документы сопровождения детей с ОВЗ в школе. Отечественное законодательство об обучении детей с особыми образовательными потребностями

Правовые основы организации инклюзивного процесса в школе. Необходимый перечень условий, позволяющих организацию инклюзивного обучения и воспитания в школах разного типа и вида. Основные нормативные документы и локальные акты, позволяющие организовать инклюзивный процесс в начальной школе. Готовность педагогического состава как одно из условий возможности организации инклюзии. Анализ различных моделей инклюзии.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Каковы, на Ваш взгляд, основные условия эффективного взаимодействия ребенка и образовательной среды?

  2. В чем проявляется, в первую очередь, готовность педагогического персонала к участию в инклюзивном процессе?

  3. Какую модель инклюзивного образования Вы считаете возможным использовать в Вашем учреждении?


Раздел 2. Общие подходы к типологизации отклоняющегося развития и условия включения различных категорий детей с ОВЗ в начальную школу
Тема 4. Основные варианты отклоняющегося развития

Современные представления об общих и специфических закономерностях развития. Социально-психологический норматив по К.М. Гуревичу. Его философский и практический смысл в ситуации инклюзивного образования. Трехкомпонентная модель анализа психического развития. Ее применимость к анализу вариантов дизонтогенеза. Основные типологические группы отклоняющегося развития. Особенности психического развития различных категорий детей, относимых к отклоняющемуся развитию. Возможности раннего выявления специфики развития при различных вариантах психического дизонтогенеза.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Какие общие и специфические (для отдельных групп детей) закономерности развития актуализируются в Вашей деятельности?

  2. Что такое «социально-психологический норматив» с практической точки зрения?

  3. Какую специфику отклоняющегося развития Вы можете оценить у детей, находящихся в Вашей школе?


Тема 5. Построение психолого-педагогического сопровождения для детей с вариантами психического недоразвития (тотальное недоразвитие)

Выделение специфических закономерностей формирования психических сфер и функций для детей с тотальным недоразвитием. Особенности включения и необходимые условия для этого в начальной школе. Особенности организации образовательного маршрута и индивидуального учебного плана с учетом особенностей ребенка. Позитивные стороны детей с тотальным недоразвитием как показания к возможности инклюзии в общеобразовательное учреждение.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Выделите основные и второстепенные условия включения ребенка с тотальным недоразвитием в инклюзивное пространство начальной школы;

  2. Кто является ведущим специалистом при сопровождении ребенка с различной степенью выраженности тотальным недоразвитием в школе?

  3. Какие могут быть противопоказания к включению ребенка с тотальным недоразвитием в инклюзивное пространство начальной школы?



Тема 6. Построение психолого-педагогического сопровождения для детей с расстройствами аутистического спектра

Специфические закономерности психического развития детей с различными расстройствами аутистического спектра (РАС). Основные типологические варианты искаженного развития. Особенности включения детей с различными вариантами РАС в ОУ и необходимые для этого условия. Противопоказания к включению. Особенности организации образовательного маршрута и построения индивидуального учебного плана с учетом особенностей ребенка.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Опишите основные варианты искаженного развития (расстройства аутистического спектра) и оцените возможность их включения в начальную общеобразовательную и специальную школу;

  2. Показания и противопоказания к включению детей с РАС в инклюзивное образовательное пространство ОУ;

  3. Особенности деятельности команды специалистов по сопровождению детей с вариантами искаженного развития.


Тема 7. Особенности психолого-педагогического сопровождения для детей с двигательными нарушениями в инклюзивной школе

Специфические закономерности формирования психических сфер, процессов и функций у детей двигательными нарушениями по типу ДЦП. Характерные особенности познавательной деятельности, особенности. Особенности включения детей с двигательными нарушениями в различные структурные подразделения начальной школы (Лекотека, подготовительный класс и др.), необходимые для этого условия. Оборудование и специальные технические средства. Особенности организации образовательного маршрута и построения индивидуального учебного плана с учетом особенностей ребенка.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Классификация форм детского церебрального паралича (по К.А.Семеновой);

  2. Особенности двигательных нарушений при ДЦП и их отли­чие от других нарушений опорно-двигательного аппарата;

  3. Особенности психической активности детей с церебральным параличом при тяжёлых нарушениях движения;

  4. Роль зрительных, слуховых, тактильных ощущений в развитии ребёнка с церебральным параличом;

  5. Особенности комплексного сопровождения ребенка с двигательными нарушениями;

  6. На что необходимо обращать внимание, в первую очередь, в коррекционной работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата?


Тема 8. Построение психолого-педагогического сопровождения для детей с нарушениями слуха

Особенности включения детей нарушениями слуха в начальную школу, реализующую инклюзивное образование и необходимые для этого условия. Показания и противопоказания к включению. Классификация нарушений слуха и особенности психического развития различных категорий детей с дефицитами слуховой функции. Особенности организации образовательного маршрута детей со слуховой дефицитарностью и построения индивидуального учебного плана с учетом особенностей ребенка.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Особенности проведения обследования детей с различными дефицитами слуховой функции;

  2. Какие категории детей с нарушением слуха могут быть включены в инклюзивную начальную школу и при каких условиях сопровождения?

  3. Охарактеризуйте необходимую систему комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями и слуха и последовательность шагов по его включению в школьное пространство.


Тема 9. Построение психолого-педагогического сопровождения для детей с нарушениями зрения.

Выделение специфических закономерностей психического развития у детей с различными нарушениями зрения. Клинико-педагогическая характеристика зрительных нарушений у детей дошкольного возраста. Особенности включения и необходимые условия для этих детей в школе. Показания и противопоказания к включению. Роль специалистов сопровождения в начальной школе для детей с нарушениями зрения. Особенности организации образовательного маршрута и построения индивидуального учебного плана с учетом особенностей ребенка.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Приведите основные особенности оценки психического развития детей с различными (и различной степени выраженности) нарушениями зрения;

  2. Особенности типов восприятия при нару­шении зрения и их учет в сопровождении ребенка включенного в деятельность начальной школы.

  3. Особенности построения дидактической среды для ребенка с различными нарушениями зрения;

  4. Показания и возможные противопоказания к включению ребенка с нарушениями зрения в инклюзивное образовательное учреждение начального школьного звена.


Тема 10. Сопровождение ребенка-инвалида по соматическим заболеваниям в начальной школе

Особенности психологического развития соматически больного ребенка. Модели сопровождения ребенка-инвалида по соматическим заболеваниям (медицинская, педагогическая, психологическая). Тактики комплексного сопровождения. Взаимодействие специалистов с семьей соматически больного ребенка как компонент комплексного сопровождения. Особенности родительско-детских взаимоотношений, в том числе с родителями других детей в классе. Негативные психологические феномены, возникающие в результате различных соматических заболеваний ребенка младшего школьного возраста и их преодоление в процессе сопровождения специалистами разного профиля.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Какие особенности психического развития можно наблюдать при различных соматических заболеваниях (сахарный диабет, туберкулез, заболевания желудочно-кишечного тракта и т.п.)?

  2. Охарактеризуйте особенности деятельности специалистов разного профиля в структуре комплексного сопровождения ребенка-инвалида по соматическому заболеванию;

  3. Особенности психологического состояния семьи соматически больного ребенка. Какие негативные психологические проявления по отношению к больному ребенку со стороны родителей Вы можете предположить при различных соматических заболеваниях?


Раздел 3. Организация и содержание деятельности специалистов психолого-педагогического сопровождения
Тема 11. Деятельность консилиума образовательного учреждения

Структура деятельности специалистов как основа эффективного взаимодействия. Взаимодействие специалистов в условиях инклюзивного ОУ: выработка общих позиций. Распределение функций, полномочий, ответственности. Профессиональное развитие педагогов и психологов, выработка общего языка, как основа эффективного взаимодействия. Задачи и функции консилиума школы и службы сопровождения обучения (специального педагога, логопеда, психолога, тьютора).


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Чем определяется позиция ведущего специалиста междисциплинарного подхода? Какие качества, в первую очередь, необходимы этой центральной фигуре сопровождения?

  2. Какие модели взаимодействия специалистов консилиума (консультации) Вы знаете? Их достоинства и недостатки.

  3. Какая модель взаимодействия специалистов (в рамках деятельности школьного консилиума) функционирует в Вашем учреждении?

  4. Какова на Ваш взгляд роль и функция психолога во взаимодействии с специалистами сопровождения, педагогами-воспитателями и администрацией ОУ по поводу инклюзивного процесса?


Тема 12. Организация и содержание деятельности координатора по инклюзии в школе

Цель и основные задачи деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении начального звена. Условия эффективной деятельности координатора. Стратегия и технологии деятельности координатора в сфере управления, психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и его субъектов, организации взаимодействия с социальными партнерами, родителями. Основные показатели эффективности деятельности координатора школы по инклюзии.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Перечислите основные профессиональные знания и умения, необходимые координатору школы по инклюзии для эффективной работы;

  2. В чем заключаются наиболее важные принципы деятельности и задачи координатора по инклюзии? Приведите пример организации подобной деятельности в Вашем учреждении.

  3. Опишите организацию деятельности координатора при организации работы над индивидуальным учебным планом для ребенка с ОВЗ, включенного в инклюзивную начальную школу (общеобразовательную или специальную);

  4. Организация деятельности координатора при консультирования педагогов специалистами Окружного ресурсного центра на базе образовательного учреждения;


Тема 13. Организация и содержание деятельности психолога в школе: Диагностические и коррекционные технологии

Основные компоненты деятельности психолога в составе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивной начальной школе. Психолог как один из организаторов деятельности школьного консилиума. Регламент деятельности школьного психолога по сопровождению различных категорий детей с ОВЗ. Специфика оценки психического развития ребенка с ОВЗ младшего школьного возраста и компендиум методических средств психолога начальной школы. Основные коррекционно-развивающие задачи в психологическом сопровождении ребенка с ОВЗ, включенного в школное образовательное пространство. Психологический компонент построения индивидуального учебного плана. Регламент деятельности психолога по сопровождению взрослых участников инклюзивного образовательного процесса.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Охарактеризуйте основные диагностические средства в деятельности психолога начальной школы;

  2. В каких ситуациях и с какими категориями детей с ОВЗ психолог может стать ведущим специалистом?

  3. Роль психолога в деятельности школьного междисциплинарного консилиума.

  4. Основы включение коррекционно-развивающей деятельности психолога в индивидуальный учебный план и программу дополнительного образования детей с различными вариантами отклоняющегося развития;

  5. Какой терминологией (перечислите основные понятия) может/должен пользоваться психолог в работе с детьми с ОВЗ и другими участниками инклюзивного образовательного процесса?


Тема 14. Деятельность логопеда ОУ с различными вариантами отклоняющегося развития. Построение коррекционных программ

Особенности логопедической работы в структуре комплексного сопровождения. Специфика развития речи как коммуникации – основа деятельности логопеда инклюзивной начальной школы. Основные технологии логопедического сопровождения инклюзированных детей. Роль логопедической помощи в процессе обучения ребенка с ДЦП. Развитие речи как важнейший фактор преодоления общей коммуникативной недостаточности и понимания окружающего мира у различных категорий детей с ОВЗ. Принципы разработки индивидуальных планов и групповых коррекционно-развивающих программ.


Вопросы и задания для самостоятельной работы

        1. Как организовать развитие коммуникативных навыков с различными категориями детей (на примере какого-либо одного из вариантов отклоняющегося развития)?

        2. В чем Вы видите наиболее важную особенность логопедической работы в структуре комплексного сопровождения детей с ОВЗ в рамках инклюзивного процесса?

        3. Приведите примеры логопедической составляющей в коррекционно-развивающей деятельности консилиума ОУ.


Тема 15. Деятельность дефектолога в инклюзивной школе

Специфика деятельности учителя-дефектолога в системе сопровождения детей-инвалидов. Особенности деятельности дефектолога с детьми с тяжелыми нарушениями интеллекта в процессе их инклюзии в общеобразовательной или специальной школе. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом. Учет особенностей двигательных, операциональных и познавательных нарушений для построения индивидуального образовательного плана. Особенности формирования отдельных структурных компонентов учебной деятельности у слабослышащих и слабовидящих детей. Выбор методического подхода для работы с аутичным ребенком школьного возраста.



Вопросы и задания для самостоятельной работы

        1. Какие наиболее важные условия необходимо создать при работе дефектолога с аутичным ребенком?

        2. Охарактеризуйте основные компоненты работы дефектолога с различными категориями детей с ОВЗ (по выбору слушателя) в процессе их инклюзии.

        3. Охарактеризуйте социально-педагогические факторы, которые способствут включению детей с тяжелой интеллектуальной недо­статочностью в систему инклюзивного школьного образования.



Каталог: content -> File -> povyshenie kvalif
File -> А. В. Безруких, О. М. Пиляаина Архетипы в психотерапии
File -> Тип личности и болезнь
File -> С. В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография
File -> Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования
File -> Дмитрий Калинский 5 шагов к счастливому я генетика счастья
File -> Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании
povyshenie kvalif -> Учебная программа «психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в доу»
File -> Проект VIII открытая научно-практическая конференция в области художественного образования детей «АртЕкатеринбург-2014» резолюция


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница