Учебная программа психодиагностика в контексте консультирования



страница1/2
Дата02.06.2016
Размер0.67 Mb.
  1   2


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»


Учебная ПРОГРАММА
Психодиагностика в контексте консультирования


Введение
Учебная дисциплина «Психодиагностика в контексте консультирования» предполагает использование межпредметных связей с другими предметами. Изучение данного курса опирается на знания по дисциплинам: «Теоретико-прикладные аспекты психологии развития личности в контексте консультирования», «Теории личности в контексте психологического консультирования».

Отправным пунктом при разработке учебного курса «Психодиагностика в контексте консультирования» явились идеи отечественных и зарубежных исследователей: И.М. Сеченова И.П.Павлова, В.М. Бехтерева, Г.И. Россолимо, П.П.Блонского, А.Ф. Лазурского, М.Ю. Сыркина, , Ф. Гальтона, Дж. Кеттэлла, Г. Эббингауза, Э. Крепелина, А.Бине, Г. Фехнера, В. Вундта и др.

Цель дисциплины: дать представление о месте, роли и значении психодиагностики в развитии психологической науки и в практической деятельности психолога-консультанта, сформировать понимание базовых принципов современной психодиагностики и методических подходов к решению психодиагностических задач.

Задачи:


1. раскрыть теоретико-методологические и этические принципы психодиагностической деятельности при решении профессиональных научных и практических задач;

2. сформировать представление о становлении и развитии психодиагностики как области психологической науки и практики (как инструментария дифференциальной психологии и как арсенала методов для решения практических задач);

3. обеспечить формирование системы базовых знаний о теоретических основах психодиагностической деятельности психолога-консультанта;

4. познакомить с многообразием психодиагностических методов, историей их создания и практикой использования;

5. способствовать формированию у студентов основ профессионального мышления и этики поведения в психодиагностических ситуациях.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



  • использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики;

  • способность и готовность к применению в теоретическом и экспериментальном исследовании основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач;

  • восприятие личности другого, эмпатия, установление доверительного контакта и диалога, убеждение и поддержка людей;

  • способность и готовность к: реализации стандартных программ, направленных на отбор и применение психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций;

  • способность и готовность к психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека;

  • психологическая диагностика уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека;

  • способность и готовность к пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности.

В результате изучения дисциплины студент должен

Знать:

  • место, роль и значение психологической диагностики в системе психологического знания и психологических методов;

  • историю возникновения и развития психодиагностики как важнейшей отрасли психологии;

  • основные теоретико-методологические и этические принципы конструирования и проведения психодиагностического исследования и обследования;

  • специфику, структуру и модели построения психодиагностического процесса;

  • классификацию психодиагностических методов и современные подходы к их использованию;

  • классификации психодиагностических задач и видов психологического диагноза, правила формулирования задач и выбора адекватных методов решения, особенности интерпретации полученных результатов и построения психодиагностического заключения;

Уметь:

  • формулировать цель психодиагностической деятельности в соответствии с проблемой, запросом клиента или целями организации;

  • конструировать психодиагностический процесс в ситуации оказания психологической помощи с учетом условий, индивидуальных особенностей и психического статуса человека, обратившегося за помощью;

  • соблюдать в своей деятельности профессионально-этические нормы, принятые в международной практике и национальной профессиональной психологической ассоциации - Российском Психологическом Обществе (РПО);

  • подбирать методические инструменты, адекватные поставленным задачам и удовлетворяющие психометрическим требованиям;

  • описывать результаты и формировать психодиагностическое заключение, отвечающее целям и задачам оказания помощи человеку или организации;

Владеть навыками:

  • профессионального мышления, необходимыми для адекватного проведения психодиагностических процедур;

  • саморегуляции в процессе выполнения психодиагностических процедур в соответствии с этическими и методическими принципами;

  • группировки и обработки психодиагностической информации;

  • интерпретационной работы с разного рода данными (анамнестическими, феноменологическими, психометрическими), полученными в ходе психодиагностической деятельности.

Технология проведения занятий включает лекции, семинарские и практические занятия, направленные на развитие теоретико-практического мышления студентов, освоение ими методов психодиагностики. В качестве формы итогового контроля знаний студентов предусмотрен зачет, который может быть проведен в форме контрольно-самостоятельных работ студентов по психодиагностическому исследованию личности.



Учебно-тематический план


Раздел дисциплины

Количество часов

Итого

по разделам



дисцип-лины

Лекции

Практи-ческие занятия

Самостоя-тельная работа

Раздел 1.Теоретико-методологические основы психодиагностики

1




1

2

1.1.Введение в психодиагностику

1







1

1.2.Профессионально-этические нормы и стандарты в психодиагностике







1

1

Раздел 2. История развития психодиагностики

2







2

2.1. Предыстория психодиагностики

1







1

2.2. Становление метода тестов в психодиагностике. История отечественной психодиагностики

1







1

Раздел 3. Психометрические основы психодиагностики

1







1

3.1. Основные принципы тестологии Надежность, валидность и точность психодиагностических измерений

1







1

Раздел 4. Психодиагностические методики и деятельность практического психолога по их применению




8

1

9

4.1. Классификация методов психодиагностики. Этапы психодиагностического исследования




2




2

4.2. Современные методы в психодиагностике. Проведение психодиагностического исследования




6

1

7

Итого

4

8

2

14



Содержание программы
Раздел 1. Теоретико-методологические основы психодиагностики

1.1. Введение в психодиагностику

Понятие психодиагностики. Предмет психологической диагностики. Различные подходы к пониманию предмета психодиагностики. Понятие психологического свойства как предмета психодиагностического измерения. Понятие психологического типа как предмета качественной психодиагностики. Соотношение психодиагностики с дифференциальной психологией, тестологией, практической психологией. Научные и практические функции психодиагностики. Разделение задач исследования и обследования. Понятие «психологического исследования», «психологического тестирования», «психодиагностической деятельности».



1.2. Профессионально-этические нормы и стандарты в психодиагностике

Этические нормы в психодиагностике. Конфиденциальность психодиагностической информации в ситуации клиента (психологической помощи) и в ситуации экспертизы (диагностики в интересах организации). Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Этические проблемы, возникающие на различных этапах психодиагностического процесса. Правила и алгоритмы этичного поведения психодиагноста в ситуации клиента и ситуации экспертизы.иМеждународные и национальные профессиональные стандарты в области психодиагностики. Система принципов и конкретных требований (профессиональных стандартов) к разработчикам и пользователям методик. Стандарты квалификации психодиагноста и процедура сертификации. Требования к психометрической подготовке специалистов. Использование методик специалистами-смежниками и неспециалистами. Правила публикации психодиагностических методик. Понятие лицензионной чистоты психодиагностической методики. Профессиональная тайна.



Раздел 2. История развития психодиагностики

2.1. Предыстория психодиагностики

Ранний период развития: экспериментальная психология, психофизика, индивидуальные различия.



2.2. Становление метода тестов в психодиагностике. История отечественной психодиагностики

Исследование индивидуальных различий Ф.Гальтоном, Дж.Кэттеллом. Система тестов Бине-Симона. Тесты интеллекта. Становление клинического подхода и экспертных методов психодиагностики. Проективные тесты, многошкальные опросники. Методики Г.Роршаха, Г.Мюррея.

Становление психодиагностики в к.19 н.20 в. Рефлекторная теория И.М.Сеченова. Теория условных рефлексов И.П.Павлова. Профили Г.И.Россолимо. Отечественная психодиагностика до запрета педологии и психотехники.

Раздел 3. Психометрические основы психодиагностики

3.1. Основные принципы тестологии. Надежность, валидность и точность психодиагностических измерений

Понятие теста как измерительной психодиагностической методики. Тестовые задания, ключи, нормы и тестовые шкалы. Адаптация зарубежных психодиагностических методик. Требования к построению и проверке методик. Статистическая обработка массива тестовых данных с целью измерения психометрических параметров теста: репрезентативности тестовых норм, надежности, валидности и достоверности.

Понятие надежности. Надежность как устойчивость к побочным факторам. Виды надежности: ретестовая и синхронная. Принципы и основные процедуры оценки надежности тестов. Методы проверки надежности (тест-ретест корреляция или внутренняя согласованность тестовых заданий).

Понятие валидности. Валидность как соответствие результатов диагностируемому свойству. Соотношение валидности и надежности. Виды валидности. Очевидная, текущая и прогностическая валидность.


Раздел 4. Психодиагностические методики и деятельность практического психолога по их применению

4.1. Классификация методов психодиагностики. Этапы психодиагностического исследования.

Основания классификации методов психодиагностики (Высокоформализованные и низкоформализованные методы. Методы объективных тестов, тест-опросников и шкалирования. Проективный метод. Анализ продуктов деятельности (в частности, контент-анализ). Методы наблюдения. Интервью. Беседа. Психосемантический подход к диагностике личности и групповых представлений. Использование психодиагностических методов в различных отраслях психологии образцами конкретных методик.

Структура психодиагностического процесса. Основные этапы психодиагностического исследования (обследования).

Содержание этапа сбора данных. Классификация психодиагностических ситуаций (В.И. Дружинин). Психодиагностическая задача. Выбор соответствующих методик, проведение исследования. Влияние переменных, включённых в систему взаимодействия «экспериментатор-испытуемый».

Содержание этапа переработки и интерпретации. Качественная и количественная оценка результатов психодиагностики. Клинический и статистический подходы.

Содержание этапа принятия решения (диагноз или прогноз). Диагностическое заключение. Уровни диагностических решений (Л. Сандберг, Л. Тайлер). Психологический диагноз и психологический прогноз, разработка программы действий, рекомендаций.



4.2. Современные методы в психодиагностике. Проведение психодиагностического исследования

Диагностика умственного развития и общих способностей. Тесты интеллекта.Интеллект и умственное развитие: основные понятия, теории, подходы к изучению. История вопроса и современное состояние проблемы интеллекта. Тестовый, социальный, практический и биологический интеллект. Из истории возникновения тестов интеллекта. Шкалы Бине-Симона, их модификации. Шкалы Стэнфорд-Бине. Понятие о коэффициенте интеллектуальности (IQ). Цели использования тестов интеллекта. Невербальные тесты интеллекта, их особенности и цели применения. Тесты действия: Тест восприятия прежнего порядка на доске Э. Сегена, лабиринтные тесты. Прогрессивные матрицы Равенна. Интеллектуальный тест, свободный от влияния культуры, Р. Кеттелла. Вербальные тесты интеллекта, их достоинства и недостатки. Тест Д. Векслера (WAIS, WISC); тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра; неязыковые тесты, тесты действия, свободные от влияния культуры тесты - преимущества и недостатки. Группового интеллектуального теста для младших подростков (ГИТ) Дж. Ванны. Отечественные исследования в области диагностики умственного развития. Принцип построения и особенности отечественных методик диагностики умственного развития (Школьный тест умственного развития – ШТУР; Тест умственного развития для абитуриентов и старшеклассников – АСТУР; Тест умственного развития младших школьников – ТУРМШ; Тест умственного развития младших подростков – ТУРП). Интеллект и когнитивные стили. Диагностика когнитивных стилей.

Психодиагностика некоторых параметров личности. Виды личностных опросников. Области и цели их применения. Типологические опросники: Миннесотский многофакторный личностный опросник (MMPI) Дж. МакКинли - С. Хэтэуэя; опросник Шмишека; Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А.Е. Личко. Опросники черт личности: опросник Р. Кэттела (16 PF); опросники Г.Айзенка, Басса-Дарки. Психологические принципы диагностики мотивации. Прямые методы психологической диагностики мотивов. Личностные опросники для измерения мотивов, методики измерения локуса контроля Дж. Роттера и измерения уровня субъективного контроля (УСК) Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной и А. М. Эткинда. Опросники интересов Кьюдера – Стронга, Климова, ОДАиН. Опросники ценностей: Рокича, Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева. Опросники установок: самоактуализации личности М. Кроза, Методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантилеева.

Компьютеризация психодиагностических методик. Общее представление о компьютерных психодиагностических системах. Основные принципы построения и области применения. Пакетный режим на примере системы «Психолог». Проблемы автоматизации малофомализованных методик на примере компьютерной версии цветого теста Люшера. Использование автоматизации проективных методик в консультативной (первичной) деятельности (на примере теста геометрических фигур).

Исследовательская деятельность психодиагноста. Автоматизация процедур сбора и обработки первичной информации. Проблема автоматизации статистических методов обработки эмпирических данных.


Содержание практической работы
Тема семинарского занятия:

«Классификация методов психодиагностики. Этапы психодиагностического исследования»

Вопросы для обсуждения:



  1. Какова классификация исследовательских методов.

  2. Наблюдение (основы проведения и интерпретации полученных результатов).

  3. Вербально-коммуникативные методы (беседа, анкетирование, опрос, интервью).

  4. Эксперимент (виды и условия проведения).

  5. Тесты.

  6. Система взаимодействия «экспериментатор-испытуемый».

  7. Расскажите этапы переработки и интерпретации результатов диагностики. Качественная и количественная оценка результатов психодиагностики.

  8. Клинический и статистический подходы. Соотнесение медицинского и психолого-педагогического диагноза

  9. Содержание этапа принятия решения (диагноз или прогноз).

  10. Что такое диагностическое заключение? Что такое психологический диагноз и психологический прогноз, разработка программы действий, рекомендаций?

  11. Способность специалиста учитывать вероятные связи между диагностическими данными, их ситуационной обусловленностью и возможным их личностным значением.


Литература

    1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учеб. для вузов/ Л.Ф.Бурлачук.- 2- еизд., перераб. и доп.-М..: Питер, 2010.- 379 с.-(Учеб. для вузов.

    2. Психодиагностика: Метод. Пособие к семинарским и практическим занятиям . Ч.2: Методы психодиагностического исследования личности / Авт.-сост.: Н.В.Шутова, В.В.Кисова; Отв. за вып.: Е.Е.Дмитриева.- Н.Новгород: НГПУ, 2005.- 59 с.

    3. Романова Е.С. Психодиагностика: Учеб. пособие для студентов вузов, обуч-ся по напр. и спец. психологии: Допущено Советом по психологии УМО по классич. университет. образованию / Е.С.Романова.- 2-е изд.- СПб.: Питер, 2008.- 400 с.-( Учеб. пособие).

    4. Общая психодиагностика: Учеб. / А.А.Бодалев, В.В.Столин, В.С.Аванесов и др.- СПб.: Речь, 2006.- 439 с.


Тема практического занятия

«Диагностика умственного развития и общих способностей. Тесты интеллекта»

      1. Тест Г.Айзенка «Коэффициент интеллекта»

      2. Тест Р. Амтхауэра «Тест структуры интеллекта»

      3. Тест IQ


Тема практического занятия

«Психодиагностика некоторых параметров личности»

          1. Тест Дж.Кеттелла

          2. Тест К.Н.Томаса

          3. Тест на стрессоустойчивость личности

          4. Шкала депрессии

          5. Шкала самооценки тревожности


Тема практического занятия

«Проективные компьютерные тесты»

            1. Проблемы автоматизации малофомализованных методик на примере компьютерной версии цветого теста Люшера. Использование автоматизации проективных методик в консультативной (первичной) деятельности (на примере теста геометрических фигур).

            2. Фото тест.


CD-диск, компьютерная программа «Персональный ассистент»

Содержание самостоятельной работы

(основные виды, форма отчетности).
Задание для самостоятельной работы

по теме: Профессионально-этические нормы и стандарты в психодиагностике.

Вопросы и задания:

      1. Этические нормы психодиагноста, правила проведения обследования.

      2. Социально-психологические основания этического кодекса психолога-консультанта.

      3. Планирование психодиагностической работы, составление программ, постановка конкретных диагностических задач.

Рекомендуемая литература:

    1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учеб. для вузов/ Л.Ф.Бурлачук.- 2-е изд., перераб. и доп.-М..: Питер, 2010.- 379 с.

    2. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозов.- 2-е изд, перераб. и доп.- СПб.: Питер, 1999.- 519 с.

    3. Общая психодиагностика: Учеб. / А.А.Бодалев, В.В.Столин, В.С.Аванесов и др.- СПб.: Речь, 2006.- 439 с.

    4. Психологическая диагностика: Учеб. для студентов вузов, обуч-ся по напр. и спец. психологии: Допущено Советом по психологии УМО по классич. университет. образованию / Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича.- 3-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2008.- 651 с.


Задание для самостоятельной работы

по теме: Проведение психодиагностического исследования

Задание:

      1. Исследование интеллектуальной сферы

      2. Исследование личностной сферы.

      3. Исследование познавательной сферы.

      4. Составление личностного портрета. Рекомендации.

Рекомендуемая литература:

  1. Методы психодиагностического исследования детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: Метод пособие к семинарским и практическим занятиям / Нижегор. гос. пед. ун-т; Сост.: Н.В.Шутова, В.В.Кисова.- Н.Новгород: НГПУ, 2002.- 64 с.

  2. Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент: Информационно-метод. конспект материалов к практ. Занятиям по психодиагностике и экспериментальной психологии / Носс И.Н.; под общ. Ред. А.В.Мощенко.- М.: КСП+, 2000.- 309 с.

  3. Психодиагностика: Метод. Пособие к семинарским и практическим занятиям . Ч.2: Методы психодиагностического исследования личности / Авт.-сост.: Н.В.Шутова, В.В.Кисова; Отв. за вып.: Е.Е.Дмитриева.- Н.Новгород: НГПУ, 2005.- 59 с.

  4. Психодиагностика: Метод. Пособие к семинарским и практическим занятиям . Ч.3: Психодиагностика в профессиональном консультировании / Нижегор. гос. пед. ун-т;

  5. Авт.-сост.: Н.В.Шутова, В.В.Кисова.- Н.Новгород: НГПУ, 2007.- 72 с.

  6. Психологическая диагностика: Учеб. для студентов вузов, обуч-ся по напр. и спец. психологии: Допущено Советом по психологии УМО по классич. университет. образованию / Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича.- 3-е изд., перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2008.- 651 с.-(Учеб. для вузов).


  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница