Учебная программа по курсу «Литературное чтение»



страница1/10
Дата21.05.2016
Размер1.71 Mb.
ТипУчебная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Рабочая учебная программа

по курсу «Литературное чтение»

(Программа Е. И. Матвеевой)

в начальной школе системы Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова

2015 – 2016 уч.год

Пояснительная записка

4 ч. х 34 нед. = 136 ч.

Рабочая программа создана на основе комплексной программы по литературному чтению, автора: Е.И. Матвеевой, обеспечивает освоение Обязательного минимума содержания основного общего образования по литературному чтению, утвержденного приказом Министерства общего и профессионального образования РФ приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 5 марта 2004 г. № 1089., согласно БУП 2004 г. в 3 классах, и в соответствии с требованиями САН. ПИН. количество часов на прохождение программного материала из расчета 136 часов в год

Программа по литературному чтению ориентирована на достижение целей, задач современного образования, определенных Федеральными государственными образовательными стандартами.

Предметное содержание литературного чтения и логика его построения в данной образовательной системе определяются закономерностями формирования учебной деятельности. В этом процессе создаются условия и для решения собственно предметных задач.

В области литературы – это задачи, связанные с формированием читательской компетентности, расширением литературного кругозора, развитием «чувства художественного слова», литературного вкуса. Очевидно, что предмет литературного чтения обладает специфическими средствами решения указанной системообразующей задачи развивающего обучения. В то же время реализация перечисленных внутрипредметных задач литературного чтения в контексте формирования учебной деятельности имеет большие, на данный момент недостаточно раскрытые, перспективы.



Цель предлагаемого курса чтения – обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста; открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.

Достижение данной цели предполагает решение

1) образовательных задач:


  • развитие потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный) через освоение приемов синтагматического чтения, способов интонирования текста и техник понимания произведения;

  • развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста;

  • открытие и освоение учениками позиций читателя и автора;

  • формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета;

2) развивающих задач:

  • развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;

  • развитие коммуникативных способностей;

  • развитие речи;

3) воспитательных задач:

  • формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;

  • воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни.

Достижение указанной цели есть планируемые личностные, метапредметные (универсальные учебные действия), предметные результаты. Данный курс органически связывает в себе следующие содержательные моменты:

открытие мира литературы (знакомство с новыми именами авторов, новыми произведениями, разными жанрово-видовыми особенностями текстов, приемами выражения авторской позиции; рассмотрение одной темы в представлении разных авторов);

овладение приемами понимания художественного текста (развитие образного мышления на этапе восприятия текста и создания собственного высказывания; освоение способов «тщательного» чтения; формирование умения раскрывать творческий потенциал любого произведения; применение открытых приемов для создания собственного высказывания, выражения личной авторской позиции);

совершенствование навыка синтагматического чтения;

применение законов русской речи в ситуациях речемыслительной деятельности (овладение законами и нормами этикетного общения).
В данной рабочей программе даётся распределение учебных часов по разделам курса, по темам литературного чтения третьего года обучения в соответствии с авторской программой «Литературное чтение» (автор Е.И.Матвеева) В соответствии с базисным учебным планом литературное чтение изучается в 3 классе 4 часа в неделю (136 часов в год).

В том числе:

- на проведение проверочных работ -6 часов (по 20 – 25 минут на уроках обобщения по каждому разделу).

- уроков проверки овладения способом синтагматического чтения – 2 часа (в конце I и II полугодия).

- библиотечных уроков – 3 часа

Для реализации программного содержания используютя следующие учебники и учебные пособия:


  • Е.И. Матвеева «Литературное чтение» (учебник для 3 класса), Издательство «Вита - Пресс», Москва, 2015г..

  • Е.И. Матвеева «Тетрадь по литературному чтению» (3 класс) Издательство «Вита - Пресс», Москва, 2015г..

  • Е.И. Матвеева «Обучение литературному чтению в начальной школе» (3 класс), пособие для учителя Издательство «Вита - Пресс», Москва, 2010.

  • Е.И. Матвеева «Учим младших школьников понимать художественный текст; Издательство «Эксмо», Москва, 2013.

- Е.И. Матвеева «Проверочные работы по литературному чтению», Издательство «Эксмо», Москва, 2015г.

На изучение данного курса во 3 классе отводиться 102 часа (3часа x 34 недели). В том числе:

- на проведение проверочных работ -6 часов (по 20 – 25 минут на уроках обобщения по каждому разделу).

- уроков проверки овладения способом синтагматического чтения – 2 часа (в конце I и II полугодия).

- библиотечных уроков – 3 часа

Минимум содержания образования по разделам по курсу «Литературное чтение» 3 класс

Все критерии отбора произведений для детского круга чтения обеспечивают деятельностный характер обучения, организацию детского творчества на фундаменте элементарных теоретических представлений об исторических эпохах, о народах, об этике и эстетике, о видово-жанровых возможностях литературы, разнообразии авторского видения мира, человека, природы.

Выбор текстов для исследования в урочной и внеурочной читательской деятельности опирается на возрастные особенности учащихся 1-ой ступени образования, обусловлен их читательскими пристрастиями, а также требованиями к особой культуре изображения действительности, позволяющей мотивировать формирующегося читателя к личностному духовному развитию.

Часть первая. Мир, созданный автором

Раздел I. Рождение замысла

Замысел сочинения, произведения, книги. Окружающая действительность – источник для создания художественного образа в произведениях разных авторов. Сопоставление предметов и явлений – способ создания новой художественной «картины». Впечатления автора, передаваемые в произведении. Мироощущения поэта, писателя. Авторская позиция. Автор и читатель. Сравнение как изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ в произведении. Элементы описания в авторских работах.



От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа: сочинение-этюд «Эти облака похожи на…», «Эти тучки похожи на…», выбор темы, анализ сочинения, обсуждение результатов работы по критериям творческой работы (формулирование критериев).

Раздел II. В царстве пейзажа

Описание природы. Роль пейзажа в художественном произведении. Настроение автора и героя, переданное в художественном описании природы. Внутренний мир автора и героя. Способы изображения природы – способы показа внутреннего мира автора и героя. Эпитет как изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ в произведении. Лирическое стихотворение. Его отличие от шуточного, юмористического текста. Способы изображения одной темы у разных авторов.



От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа: сочинение-описание природы «Путешествие осеннего листа», выбор темы, анализ сочинения, обсуждение результатов работы по критериям сочинения.

Раздел III. «И сразу стало все не так…»

Описание неживого предмета. Создание художественного образа неживого предмета, способы его изображения. Разные способы воплощения авторского замысла в связи с созданием образа – неодушевленного предмета. Использование прямого и переносного значения слов для изображения персонажа – листка, посуды, чайника, кастрюли, самовара – с целью создания шуточного образа, интересного для ребенка-читателя. Олицетворение как яркое изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ необычного героя в произведениях разных жанров. Звукопись как средство подражания «голосу» героя, которое используют авторы при описании объектов неживого мира. Глаголы-действия, помогающие автору «оживить» персонаж в сказке, стихотворении, рассказе.



От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа: сочинение-описание неживого предмета; использование знакомых изобразительных средств для создания интересного образа (эпитетов, олицетворений, сравнений, звукописи и др.). Оценивание работ по сформулированным учениками критериям этой творческой работы.

Часть вторая. Секреты рождения образа

Раздел I. Доброе слово и кошке приятно

Описание животного (кошки, кота, котенка) в художественных произведениях разных жанров: сказке, рассказе, рассказе-этюде, юмористическом стихотворении. Способы изображения внешнего вида и внутреннего мира героя. Главный герой произведения о животном, способы создания образа. Изображение одинакового животного в произведениях разных авторов. Изображение одинакового животного в прозаических и поэтических произведениях, в текстах разной жанровой специфики. Средства художественной изобразительности, помогающие авторам создавать образ животного в художественном произведении. Способы изображения кота у одного автора-прозаика, особенности раскрытия темы в каждом из произведений: этюде и рассказе. Образ героя-рассказчика, который общается с животным, способы изображения авторского отношения к ним и происходящим событиям. Особенности жанров этюда и миниатюры.



От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа: описание кота, с которым произошел интересный случай; использование изобразительных средств для создания интересного образа (эпитетов, олицетворения, сравнений). Выбор жанра работы. Анализ сочинения, обсуждение результатов работы по выработанным критериям этой творческой работы.

От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа: сочинение-описание кота на темы «Весенний Кот». «Зимний Кот», «Осенний Кот» (аналогичная тема сочинения задана в этюде Ю. И. Коваля «Летний Кот»); выбор жанра сочинения; использование изобразительных средств для создания интересного образа (эпитетов, олицетворения, сравнений). Анализ сочинения, обсуждение результатов работы по выработанным критериям этой творческой работы.

Раздел II. «О всякой живности»

Животное – любимый герой литературы для детей. Выбор писателем или поэтом объекта описания в произведении. Показ события в произведениях повествовательного жанра с целью заинтересовать читателя необычным (обычным) образом животного. Ритмический рисунок поэтического произведения о животном – способ передачи настроения в стихотворении. Философское стихотворение – жанр, позволяющий глубже понять внутренний мир автора, его восприятия живого мира. Понятие литературной эпохи.

Метафора (скрытое сравнение) как яркое изобразительное средство, помогающее автору создавать интересный образ обычного героя (животного, птицы, насекомого) в произведениях разных жанров. Художественное и научное описание животного. Позиция автора в разных видах описания. Художественное и нехудожественное произведения: сходства и различия между ними. Художественный образ – центральное понятие художественной литературы. Цикл рассказов о животных, объединенный общей идеей создания образов деревенской жизни.

От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа: анализ и интерпретация лирического стихотворения Н. А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»; работа с незнакомой лексикой; выявление изобразительных средств для создания авторского образа (эпитетов, олицетворения, сравнений); композиционных приемов текста.

Сочинение-интерпретация небольшого объема. Составление партитуры текста для выразительного чтения. Выразительное интонирование стихотворения.



Раздел III. Каждый САМ о себе

Художественные произведения разных жанров, в которых используется прием изображения героев – рассказ персонажа от его имени. Самопрезентация героя. Речевая характеристика персонажа. Монолог и диалог как средства раскрытия его характера. Способы изображения авторского отношения к герою-животному. Использование звукописи для передачи настроения героя, автора. Хвалебная речь персонажа, способы ее произнесения.

Описание интересного события в произведениях повествовательных жанров – прием характеристики героя, выявляющий достоинства и недостатки его характера. Басня о животных, особенности жанра, иносказание и мораль в басне.

Дневниковые записи собаки. Нестандартная ситуация, раскрывающая характер героя, его взаимоотношения с окружающим миром. Юмор в произведении. Способы характеристики животного и человека через дневники. Особенности «молитвы», которую произносит собака: добрая тональность и тонкий юмор произведения.



Раздел IV. Необычные уроки ПИСЬМА

Послание как способ передачи авторских мыслей и чувств. Авторская позиция в послании (автор – «адресант»). Адресность послания. Адресат и адресант. Цели и свойства послания. Происхождение послания: бытовые и литературные послания. Виды посланий: эпистола, телеграмма, записка, личное письмо, поздравление, деловое письмо, открытое письмо в газету. Жанровые особенности литературного послания. Этикетные нормы послания. Тон послания. Комплимент как обязательный компонент послания. Комплимент (антикомплимент) как особое выразительное средство адресности.



От автора к читателю, от читателя к автору

Творческая работа: сочинение различных посланий, редактирование.

Требования к уровню подготовки обучающихся (планируемые результаты обучения)

В результате освоения программы в 3-ем классе планируется достижение младшими школьниками следующих



личностных результатов:

  • учащиеся способны видеть в поступках литературных персонажей соответствие или несоответствие нравственным ценностям;

  • понимают общечеловеческий характер нравственных ценностей при многообразии народов, культур и эпох;

  • следуют этическим нормам поведения в коллективе, в паре, в группе при чтении, слушании и обсуждении художественных произведений;

  • проявляют взаимопомощь в случае затруднения собеседников во время исследования произведений;

  • понимают изменение эмоций в художественном произведении и эмоций, проявляющихся при чтении, слушании и обсуждении художественного произведения;

  • проявляют интерес к самостоятельном выбору книги для чтения;

метапредметных результатов:

  • правильно читают словосочетаниями, интонируют в соответствии с пунктуацией незнакомые тексты разных жанров;

  • самостоятельно придумывают заглавия к тексту объемом около 200 слов (выбором ключевого словосочетания);

  • в устной и письменной форме дают развернутый ответ на вопрос по самостоятельно прочитанному тексту;

  • имеют представление о таблице и схеме как способе предъявления информации;

  • структурируют самостоятельно прочитанный текст в соответствии с заданным количеством микротем;

  • составляют модели жанров и изобразительных средств языка;

  • имеют представление о библиотеке: ее назначении и устройстве;

  • в диалоге и коллективном обсуждении могут выступить с развернутым ответом;

  • оценивают ответ одноклассника по предложенным учащимися критериям.

  • способны пользоваться школьным толковым словарем и детскими энциклопедиями под руководством учителя;

  • выступают в роли редактора собственного текста с целью коррекции недочетов;

предметных результатов:

  • имеют представление о лирическом и юмористическом стихотворениях, миниатюре, этюде, строфе, звукописи, аллегории;

  • определяют жанры (рассказ, басню, стихотворение, драму) по характерным признакам;

  • в произведениях, предложенных учебником, выделяют примеры сравнения, олицетворения, метафоры, эпитета, звукописи, звукоподражания;

  • имеют опыт наблюдения пейзажа и портрета в прочитанных в классе произведениях;

  • различают описание и повествование, настроение лирического стихотворения и юмористического;

  • в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют поступки, способы отражения внутреннего мира персонажа, авторского отношения к изображаемому;

  • пересказывают сюжет небольшого по объему произведения с использованием авторских изобразительных средств;

  • пересказывают сюжет небольшого по объему произведения от имени определенного лица;

  • восстанавливают порядок событий в произведении (по предложенным пунктам плана);

  • инсценируют фрагмент прочитанного произведения под руководством учителя;

  • отличают художественный текст от научно-популярного по существенным признакам;

  • создают в устной и письменной форме рассуждение на заданную тему по прочитанному и обсужденному в классе произведению;

  • создают этюды на заданную тему, редактируют собственный текст;

  • делают записи в читательском дневнике об авторе, названии, теме и персонаже самостоятельно прочитанного произведения.

Планируемые результаты освоения программы

по литературному чтению выпускниками начальной школы

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования нацеливают на достижение планируемых результатов, понимаемых как совокупность личностных, метапредметных (универсальных учебных действий) и предметных результатов. Предмет «литературное чтение» является ведущей школьной дисциплиной, обеспечивающей развитие личности и формирование функциональной грамотности младшего школьника.



К концу 4 класса у учащихся будут сформированы личностные результаты:

– овладение основами умения учиться;

– способность к организации собственной деятельности

– познавательная мотивация к учению; любознательность, активность, заинтересованность в познании окружающего мира;

– чувство сопричастности с жизнью семьи, общества, своего народ, Родины;

– толерантность по отношению к представителям разных народов, культур, конфессий;

– готовность действовать самостоятельно, отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

– доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

– выполнять правила здорового и безопасного для себя и других образа жизни;

– представление о ценности терпения и терпимости, доброте, жестокости, истинном и ложном героизме, уважении традиций разных народов, красоты, искусства и творчества;

– сформированное эстетическое чувство по отношению к произведениям художественной культуры.

Предметные результаты

1. Речевая и читательская деятельность

Учащиеся овладеют способами:

– синтагматического чтения (осознанного, выразительного, безошибочного, темпового чтения) вслух; чтения про себя;

– анализа и интерпретации произведений разной видово-жанровой специфики;

– сравнительного анализа двух (более) литературных текстов с целью выявления их основной тематики и проблематики, выделения авторских средств создания образа и определения авторской позиции по отношению к объекту описания;

– самостоятельного прогнозирования истории персонажа, этапов развития действия в произведении;

– отличать по общим признакам художественные и нехудожественные произведения, тексты эпического, лирического рода литературы;

– определения темы и главной мысли произведений, отнесенных к детскому кругу чтения;

– разбивки литературного текста (повествовательного) на микротемы и составления по микротемам плана произведения;

– пересказа (подробного, сжатого, выборочного) сюжета литературного произведения с включениями описания персонажа, его поступков, диалога;

– в ходе групповой работы создания сценария по эпическому произведению, инсценирования фрагмента произведения; создания презентационного выступления;

– самостоятельной работы с книгой, обращаясь к выходным данным книги для поиска необходимого произведения, аннотациям, предисловию, послесловию;

– ориентации в мире литературных текстов, книг, справочников, энциклопедий, словарей, детской периодики; самостоятельного выбора источника информации; владения Интернет-ресурсами для дополнительного чтения (электронный журнал «Кукумбер»; «Литературные пампасы»; «Библио Гид» и др.);

– выражения личного суждения о прочитанном произведении, тексте, персонаже, событии в устной и письменной форме;

– создания нового текста по модели, по теме, предложенной проблеме, по выбору;

– создания монологического высказывания;

– создания ответов на вопросы в диалоге и на письме.

2. Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся овладеют:

– опорной системой знаний по литературному чтению, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования;

– умениями определять жанр и вид литературного произведения путем вычленения существенных модельных признаков;

– способами выражения авторской позиции в произведениях разных жанров;

– способами нахождения изобразительных средств языка (сравнения, метафоры, олицетворения, эпитета, звукописи) с целью определения авторского отношения к окружающей действительности;

– способами характеристики персонажей, их поступков;

– способами выделения из литературных произведений слов автора, персонажа, описаний природы (пейзажа), обстановки (интерьера), портрета героев;

– способами первичного анализа литературного текста в соответствии с жанровой спецификой;

– способами различения и сравнения художественного произведения и нехудожественного текста (публицистического, учебного, познавательного).



3. Творческая деятельность

Учащиеся научаться

– создавать тексты в соответствии с предложенным заданием в разных жанрах (отзывы, миниатюра, сказка, рассказ, эссе и др.);

– редактировать собственный текст;

– интерпретировать произведений: интонированию, чтению по ролям, драматизации, иллюстрированию, прогнозированию, созданию «виртуального» мультфильма и др.;

– создавать небольшие описания, рассуждения, повествования;

– создавать презентации по результатам исследования произведений;

– проектировать свою деятельность;

– создавать творческие порфолио по результатам своей читательской, исследовательской, творческой деятельности.

Метапредметные результаты

1. Познавательные

Учащиеся научатся:

– находить и выделять необходимую информацию в различных источниках (учебниках, книгах, словарях, энциклопедиях, журналах, Интернет-ресурсах);

– сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей;

– устанавливать причинно-следственные связи между словами, поступками персонажей;

– строить рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в процессе анализа и интерпретации литературных произведений с опорой на жизненный и читательский опыт;

– использовать сравнения для установления общих и специфических свойств объектов;

– классифицировать объекты на основе заданного параметра;

– определять главное и второстепенное в источниках информации, находить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять из значения разными способами.

2. Регулятивные

Учащиеся научатся:

– планировать собственную учебную и читательскую деятельность в соответствии с поставленной целью;

– уточнять формулировки задач;

– выдвигать и проверять гипотезы;

– оценивать результат деятельности на основе критериев;

– находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом;

– видеть и определять ошибкоопасные места в процессе решения учебной задачи;

– высказывать предположения о гипотезах, способах действий в процессе анализа и интерпретации текстов;

– определять причин своих и чужих недочетов и подбор специальных заданий для их устранения;

– сравнивать характеристики запланированного и полученного результата;

– выполнять по алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности;

– сознательно выбирать задания разного уровня сложности, материала для отработки способа действия и творческих работ;

– редактировать творческую работу в процессе ее анализа и оценивания;

– определять границы собственного знания / незнания.

2. Коммуникативные

Учащиеся научатся:

– понимать позиции разных участников коммуникации;

– задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения;

– осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования (в том числе пробы общения в сети Интернет);

– осуществлять презентацию результатов своего исследования перед аудиторией ( в том числе с мульти-медиа сопровождением);

– владеть способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности;

– сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми (в том числе и в конфликтной ситуации);

– учитывать и координировать различные мнения в общении и сотрудничестве;

– проявлять интерес к различным точкам зрения;

– аргументировать собственную позицию в момент общения в корректной форме;

– создавать текст рассуждения с тезисом и аргументами тезиса;

– создавать сообщения различной актуальной проблематики в устной и письменной форме с опорой на план, ссылки, иллюстрации.


Календарно-тематическое планирование

по курсу «Литературное чтение»

на 2015 – 2016 уч.год.

урока

Тема урока

Кол-во час.

Дата проведения

Планируемые результаты обучения

Домашнее задание

Электронно-обрзовательный рессурс

План

Факт

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Что я прочитал за лето: (отчёты учеников).

1 ч.













Презентация в группах




2.

Вводный урок.

Знакомство с учебником.



1 ч.













Стр. 3-7, услов. обознач.







Тема I. «Рождение замысла. Тема авторства». (17 ч)

3,4.

Н.К. Абрамцева «Шёлковая сказка». Замысел автора. Автор.



2 ч..









Замысел автора. Автор

Заглавие рассказа. Описание. Тон произведения

Характер героя

Адресат автора. Рассказчик

Жанр произведения: стихотворение и сказка

Характер героя. Описание события

Секреты создания образа. Тема стихотворения. Адресат автора

Природа и настроение. Прием «оживления» предмета

Настроение и содержание рассказа, их связь

Изобразительное средство создания образа: сравнение



Регулятивные:Умение контролировать свои действия по результату. Формирование действий контроля и самоконтроля.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного сотрудничества.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

П.Поиск и выделение необходимой информации в словарях.

К.Планирование учебного сотрудничества.

П.Поиск и выделение необходимой информации в словарях.

К.Планирование учебного сотрудничества.

стр. 8-12.- з. 5-6..







5,6.

Ю.И. Коваль «Вода с закрытыми глазами». Разное виденье мира. Описание.


2 ч.









стр. 13-18.

З. 3,6





7.

Д.Хармс «Что это было?» Способ изображения характера героя.

1 ч.







стр.18,19 –наизусть.




8.

С.Черный « Крокодил». Способ изображения характера животного.

1 ч







стр. 19 -20

выр. читать






9.

А.Е. Екимцев «Дедушка туман». Способы изображения одного явления природы разными авторами.

1 ч.







стр. 21 -23

выучить





10,11

Н.К. Абрамцева «Сказка о тумане». Сходство и различия образов тумана. Описание события.

2 ч.







стр. 23- 29

задание 2,4.






12.

А.Е. Екимцев «Комары». Творческие секреты автора.

1 ч







стр. 30,31 наизусть.




13.14.

В.А. Бахревский «Скучный осенний дождик». Форма рассказа о событии, её соответствие. Содержанию. Прием «оживления» предмета.

2 ч.







стр.31-33 выраз. чтение.




15.16.

В.И. Белов «Катюшин дождик». Настроение героя. Событие изменяющее настроение.

2 ч.







стр. 34-37, з 4,5. пересказ по частям.




17.

Проверочная работа. Сочинение этюда «Эти облака похожи на…»

1 ч.







п/о с. 11-12




18.19.

В.В. Маяковский «Тучкины штучки». Ф.А. Миронов «Тучи». Сравнение как средство художественной изобразительности.

2 ч.







стр. 40-42

изобр ср-ва, наиз.






20.

Урок обобщения. Сочинение с заменой героя – действующего лица.

1 ч.







стр. 43,44 в. 7-9.







Тема II. «В царстве словесного пейзажа. (11 ч.)

21.22.

И.С. Тургенев «Осень» Образ природы в произведениях разных авторов. Способы выражения авторского отношения к природе.

2 ч.







Пейзаж. Поэтический и прозаический образ. Оттенки настроений, переданные в слове

Заглавие рассказа. Описание «путешествия» героя

Сравнение героев произведений, способы их изображения разными авторами

Деталь описания природы

Изобразитель-

ное средство создания образа природы: эпитет

Юмористическое и лирическое стихотворения



Р.Формирование действий контроля и самоконтроля.

П.Поиск и выделение необходимой информации в словарях.

К.Планирование учебного сотрудничества.

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

.


Стр. 45-47. наизусть.




23.

И.Катаев «Осенние странники». Описание осеннего дня.

1 ч.







стр. 48, 49.

Задание .3,34






24.25.

П.П. Потёмкин «Мухоморы», В.А. Бахревский «Опоздавший мухомор». Сравнение героев произведения, способы их изображения разными авторами.

2 ч.








стр49-51,з 2,3 иллюстрирование.




26.

Ю.И. Коваль «Последний лист». Художественная деталь

1 ч







стр. 52-54.

Деление на части озаглавливание.






27.28.

И.А. Бунин «Листопад». Роль эпитета в создании образа природы









стр. 56-58. наизуть.

выразительно читать






29.30.

В.Д. Берестов «Капля», Ф.А. Миронов «Капля». Способы создания образов, выражения настроения. Юмористическое и лирическое стихотворение.

2 ч.







стр. 56-58. наизусть...




31.

Проверочная работа. Сочинение. «Путешествие осеннего листа», элементами описания природы.

1 ч.







стр. 59-61. (вопросы).




32.

Урок обобщения по теме.

1 ч.







Стр. 62-78. з. 1,2.








Тема III. «И сразу стало всё не так»… (15 ч.)

33.34.

Неживой предмет – объект внимания разных авторов. Э.Э. Мошковская «Листок бумаги», «Лесная пятерка». Способы выражения авторского отношения к объекту описания.

2 ч.







Описание неодушевленного предмета. Способы изображения «характера» героя

Рассказ от первого лица. Рассказчик

Изобразительное средство создания образа: олицетворение

Способ «оживления» героя: описание его действий

Диалог героев — способ раскрытия их «характеров»

Рассказ от первого лица. Рассказчик. Настроение сказки

Изобразительное средство создания образа: звукопись. Тон и темп чтения стихотворений

Заглавие сказки. Отношение автора к главному герою сказки



Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества




стр. 80-83, выр, чтение истор о листе.




35.

Сочинение истории о листке

1 ч.







п/о с.21-22




36.

Е.И. Матвеева «Мечта». Работа в позиции автора.

1 ч.







стр. 83-84, пересказ.




37,38.

А.Е. Екимцев «Арбуз». Описание предмета. Олицетворение.

2 ч.







Стр. 85 наизусть, ТВ. Т. Стр 36-38




39.

А.Е. Бородицкая «Тётушка Луна». «Событие» в шуточном стихотворении.

1 ч.







Стр. 86 выраз. Чтение з. 4




40.

Ю.П.Мориц «Разговаривали вещи». Способы «оживления» неживых предметов

1 ч.







Стр. 87-89 по ролям.




41,42.

Г. X. Андерсен «Чайник». Ю. П. Мориц «Пузатый чайник». История жизни героя Рассказ от первого лица.

2 ч.







стр. 89-93.

пересказ от первого лица.






43.44.

О. Э. Мандельштам «Кухня». Жизнь кухни. Способы ее воссоздания Звукопись. Тон и тема.

2 ч.







Стр. 93-97 в «лицах» оздание диафильма.




45.46.

А. М. Горький «Самовар». Выражение авторской позиции в поэтико-прозаическом произведении

2 ч.







стр. 98-103.

Инсценирование






47.

Проверочная работа. Сочинение – описание неживого предмета.

1 ч.







стр. 106-110

выразительное чтение






48.

Урок-рефлексия

1 ч.







стр.111-136. (всё повторить).







Раздел № 2. Секреты рождения образа. ТЕМА № 1. «Доброе слово и кошке приятно». (12 ч.)




49.50.

Описание животного. Способы выражения авторского отношения.

2 ч.







Замысел автора

Описание поступка героя. Смена настроения. Юмор как средство изобразительности в произведении

Юмористическое описание кота. Юмор как средство изобразитель-ности в произведении

Характер героя-животного. Средства изображения животного в сказке

Способы передачи чувств автора к своему герою. Смысл концовки рассказа

Герой - рассказчик. Способы показа внутреннего мира автора и героя. Этюд, миниатюра



Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

Сотрудничества

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества




п/о с. 2-6




51.

М. С. Пляцковский «Как кот попался на удочку» Замысел автора

1 ч.







уч.с. 8-10




52.

С. Черный «Как кот сметаны поел». Образ кота — шуточный образ

1 ч.







уч.с. 11




53.54.

Н. К. Абрамцева «Загадка». Лирическая сказка о чуде

2 ч.







уч.с.11-12




55.56.

М. М. Пришвин «Кот». Взаимоотношения человека и животного. Способы их изображения

2 ч.







уч.с. 13-14




57.58.

Ю. И. Коваль «Летний кот», «Солнечное пятно». Одна тема в творчестве автора — разные способы ее воплощения

2 ч.







уч.с. 15-16




59.

Сочинение этюда (миниатюры): «Весенний кот», «Осенний кот», «Зимний кот».

1 ч.







п/о с. 45-47




60.

Урок-рефлексия

1 ч.







п/о с. 48 отв. на вопр.







Тема № 2. «О всякой живности». (16 ч.)




61.62.

Описание разных животных в художественных и нехудожественных текстах. В. Д. Берестов «Жуки»

2 ч.







Ритмический рисунок стихотворения Сравнение

Размышления в стихотворении. Литературная эпоха

Изобразительное средство создания образа героя: метафора

Художественный образ. Художественное и нехудожествен-ное описание животного. Реальное и фантастическое описание героя

Тон стихотворения Юмор как изобразительное средство

Сказочность языка произведения. Изобразительные средства автора

Изобразительные средства автора

Образ героя-животного каждой миниатюры автора. Цикл рассказов-миниатюр. Размышления автора о жизни



Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества




уч.с. 23-26




63.64.

М. В. Ломоносов «Кузнечик». Размышления автора

2 ч.







уч.с. 27




65,66.

Г. Новицкая «Ливнем грива падает седая». Переносное значение слова — основа метафоры. Поэтический образ

1 ч.







уч.с. 28-29




67,68.69.

Ю. Я. Яковлев «Мой знакомый бегемот». Научно-популярная статья из энциклопедии «Бегемоты». Размышления героя-рассказчика

3 ч.







уч.с. 29-37




70.

Д. Хармс «Бульдог и таксик». Способы изображения героев в юмористическом стихотворении

1 ч.







уч.с. 41 учить




71,72.73.

В. А. Бахревский «Дом с жабой». Сказочность сюжета рассказа. Тонкий лиризм автора

3 ч.







уч.с. 42-49




74.

Сочинение-продолжение истории, начатой авторой

1 ч.







п/о 59-60




75.

Ю. И. Коваль «Лось». Удивительный мир природы. Образ животного

1 ч.







уч.с. 50-51




76.77,78.

В. И. Белов «Диалог. Рассказы о всякой живности. Петух. Рома. Последняя синичка». Изображение характеров животных и выражение авторского отношения к ним

3 ч.







уч.с. 52-54




79.

Анализ лирического стихотворения Н.А.Заболоцкого «Лебедь в зоопарке», содержащего художественное описание.

1 ч.







п/о с. 56




80.

Урок обобщения по теме. Проверочная работа.

1 ч.







уч.с.58-59







Тема 3. Каждый сам о себе.

81.

Рассказ о герое от первого лица. Р. С. Сеф «Полночь...»

1 ч.







Звукопись. Самопрезентация. Тон стихотворения

Способы изображения характера героев

Портрет героя. Тон стихотворения Звукопись.

Портреты и речь героев.

Построение сказки.

Басня. Мораль басни.

Интонация речевых характеристик героев басни.

Дневник, молитва. Инто-

нация стихо-творения. Герой- рассказчик



Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества



уч.с. 63




82.

В. Д. Берестов «Песня лягушек». Комическая ситуация, созданная автором

1 ч.







уч.с. 64-65




83.

С. Чёрный. «Индюк ». Звукопись- приём, помогающий создать смешной образ.

1 ч.







уч.с. 66




84-87.

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Умнее всех». Образ «умного» индюка. Способы его создания.

4 ч.







уч.с. 67-78




88.89.

В.Д. Берестов. «Гусь и его критики». Речевые характеристики героев. Ирония автора.

2 ч.







уч.с. 79-81




90.91.92.

С. Чёрный «Дневник Фокса Микки», «Арапкина молитва».

Дневниковые записи.




3 ч.







уч.с. 82-85, 86-90




93.

Огден Неш «Микроб»

1 ч.







уч.с. 90




94.

С.А.Островский «Загадочная птица»

1 ч.







уч.с. 91




95,96.

И.А. Дедова «Первый снег»

2 ч.







уч.с. 92-97




97.

Н.С.Гумилев «Гиппопотам»

1 ч.







уч.с. 98




98.

Л.Н.Толстой «Булька»

1 ч.







уч.с. 99-100




99.

У.Д.Смит «Собаки»

1 ч.







уч.с. 100-101




100101

А.В.Тихонов «Царевна-лягушка»

2 ч.







уч.с.101-105




102

М.Петровых «Кузнечики… А кто она такие?»

1 ч.







уч.с. 106




103

А.А.Фет «Мотылек мальчику

1 ч.







уч.с. 106




104

105


Гийо Рене «Радуга»

2 ч.







уч.с.107-110




106

М.Я.Бородицкая «В гостях у лесника»

1 ч.







уч.с. 111




107

Ю.И.Коваль Русачок-травник»

1 ч.







уч.с. 111




108

109


В.В.Бианки «Лупленый бочок»

2 ч.







уч.с.112-120




110

С.Кирсанов «Этот мир»

1 ч.







уч.с.120-121




111

112


М.М.Пришвин «Расставание и встреча»

2 ч.







уч.с.121-124




113

Урок-рефлексия



1 ч.







п/о с. 65-67







Тема 4. Необычные уроки письма.(17ч)

114

Введение в тему. Жанр послания.

1 ч.







Жанр послания.

Тема послания. Адресат. Адресант.

Содержание письма. Части послания. Настроение адресанта, способы его передачи. Цели написания писем. Обращение в письмах

Критерии грамотного послания. Открытка как разновидность послания

Информация письма

Художественное послание. Средства изобразитель-ности. Адресат

Настроение адресата. Темы посланий. Записка


Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества

Р.Умение контролировать свои действия по результату.

П.Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

К.Планирование учебного

сотрудничества



уч.с.124-125




115

116


Ю.Н. Кушак «Почтовая история». Тема послания. Сочинения ответы на письмо.

2 ч.







уч.с.125-129




117

Сочинение-ответ на письмо

1 ч.







п/о с. 68-70




118

Ю.П.Мориц «Тетрадка для сказок»

1 ч.







уч.с.130-131




119

Дж.Родари «Письмо фее»

1 ч.







уч.с.132-133




120

121


А.Е. Екимцев «Деревушка на сосне», Л. Мезинов «Соседи». Цели написания писем. Обращение в письмах.

2 ч.







уч.с.133-136




122

Сочинение-ответ на письмо

1 ч.







п/о с. 72




123

124


М.С. Пляцковский «Козлёнок в почтовом конверте». Критерии грамотного послания.

2 ч.







уч.с.136-139




125

Редактирование текста. Советы пишущему открытку.

1 ч.







п/о с. 74-75




126

127


128

А.П. Чехов «Ванька». Информация письма.

3 ч.







уч.с.139-145




129

130


А.С. Пушкин «И.И. Пущину», «Няне». Художественное послание.

2 ч.







уч.с.146-147




131

132


133

В.В. Лунин «Записка», Я.Л. Аким «Пишу тебе письмо», «М.Я. Бородицкая «Лето прошло», Э.Э. Мошковская «Письмо». Настроение адресата. Темы посланий. Записка

3 ч.







п/о с. 76-79




134

Ю. Я. Яковлев «К читателю» Контрольная работа.

1 ч.








уч.с.148




135

Урок обобщения по теме.

1 ч.







уч.с.149-153




136

Резерв – 1 час
























Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница