Учебная программа кружка «Умелые руки»



Скачать 139,55 Kb.
Дата08.06.2016
Размер139,55 Kb.
ТипУчебная программа
Учебная программа кружка «Умелые руки»
учитель начальных классов

Федоренко Т. В.

2014 -2015 год

Программа кружка «Умелые руки»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования  одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой   личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество –   создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.

В результате многолетних экспериментальных исследований психологов Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в первом и втором классах на изучение курса «Технология»   отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. В третьем и четвертом классах на изучение курса «Технология»   отводится   2 часа в неделю. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы - 2 часа в неделю. 
        Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности,   с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия).

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных   с изготовлением вначале простейших,   затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных   для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,   выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Цели кружковой работы

1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого       человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Девизом внеурочной деятельности по трудовому обучению   является:

Я слышу – и забываю,

Я вижу -   и запоминаю,

Я делаю – и понимаю.

Задачи


  1. развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;

  2. учить   изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;

?  учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,

  1. воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Содержание программы

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6 -11 лет, на 4 года обучения:36 часов в год, 4 часа в месяц.

Содержание в каждом классе разделено по видам обрабатываемых материалов.


2 год (36 часов)

Во втором классе руко водство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими

  изо бражениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки, знакомятся с искусством родного края – сувениры из меха.



Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом классе, самос тоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.

Вводная беседа (1час).

  1. Саами. Мех. Использование меха в быту у саамов.

Работа с тканью, мехом(8 часа).

  1. Знакомство с профессией швеи. Знакомство со швами «потайной шов». Повторение ранее изученных способов и приемов шитья.

  1. Стиль, стилевое единство (беседа с показом иллюстраций).

  2. Шитье мягкой игрушки.

  3. Изготовление сувениров из меха.

  4. Лоскутная аппликация (коллективная)

Работа с бумагой и картоном (6 часа).

  1. Виды бумаги и картона. Знакомство с техникой «мозаика».

  1. Мозаика «Воспоминание о лете»

  2. Изготовление аппликации “Осенний лес”.

  3. Изготовление поздравительных открыток по замыслу детей.

  4. Вырезание снежинок.

Работа с природным материалом(8 часа).

  1. Рассказ о флористике. Природа Кольского края.

  1. Изготовление композиций из засушенных листьев.

  2. Изготовление животных из шишек.

  3. Составление композиции (коллективная работа).

  4. Мозаика (с использованием семян, камешек, листьев).

Работа с пластилином (4 часа).

  1. Знакомство с профессией скульптора.

  1. Лепка людей, животных по образцу.

  2. Пластилиновая аппликация на стекле (по образцу).

Художественное творчество (8 часа).

  1. Беседа о цветных карандашах, акварели, гуаши.

  2. Беседа о растительном мире и лесных дарах местности, в которой живут обучающиеся. Рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края.

Подведение итогов (1 час).

К концу 2 года обучения учащиеся должны  знать:

  1. название ручных инструментов, материалов, приспособлений;

  2. правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

  3. правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;

  4. способы обработки различных материалов;

  5. применение акварели, цветных карандашей, гуаши.

К концу 2 года обучения учащиеся должны  уметь: 

  1. правильно пользоваться ручными инструментами;

  2. соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

  3. организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

  4. бережно относиться к инструментам и материалам;

  5. экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

  6. самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

  7. выполнять работу, используя художественные материалы;

  8. правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.

Методические рекомендации по проведению занятия.

Инструктаж по   технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.

Быстрая, интересная вступи тельная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самос тоятельной практической работы без помощи учителя.

Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.

Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если   времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной лов кости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.

Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому,   стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.

На занятии кружка   должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем   на практические действия.  

  В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.







Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Примечания

1

Вводная

беседа


1

1

-

 

2

Работа

с бумагой

и картоном.


8




8

 

3

Работа

с тканью, мехом



6




6

 

4

Работа

с природным материалом



8




8

 

5

Работа

с пластилином



4




4

 

6

Художественное творчество

8




6

 

7

Подведение итогов

1

1

-

 

 

Итого

36




36

 


















Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.



  1. А.Бахметьев, Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”

  2. Е.Виноградова “Браслеты из бисера”

  3. Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”

  4. Н.Гусева “365 фенечек из бисера”

  5. С.И.Гудилина “Чудеса своими руками”

  6. А.М.Гукасова “Рукоделие в начальных классах”

  7. М.А.Гусакова “Аппликация”

  8. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”

  9. Н.Докучаева “Сказки из даров природы”

  1. 10.Т.Еременко, Л.Лебедева “Стежок за стежком”

  2. 11.Т.И. Еременко “Рукоделие”, “Искусство бисероплетения”, “Игрушка”

  1. М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”

  2. Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”

  3. Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”

  4. Н.М.Конышева “Наш рукотворный мир”

  5. Н.М.Конышева “Умелые руки”

  6. Н.М.Конышева “Секреты мастеров”

      “Копилка игр сибирячка”



Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика
2014 -> Образовательная программа повышения квалификации «технология развития информационно-интеллектуальной компетентности»
2014 -> Литература 2013 г. 1 Ю 2 с 44 Скороходов, С. Н
2014 -> Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике
2014 -> Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №504 на 2014 – 2015 учебный год
2014 -> Закон «Об образовании»
2014 -> Концепция развития открытой электронной образовательной среды


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница