«Учебная деятельность младших школьников как средство воспитания нравственных качеств личности»



Скачать 125.5 Kb.
Дата27.04.2016
Размер125.5 Kb.
«Учебная деятельность младших школьников

как средство воспитания нравственных качеств личности»


Ильичева Ольга Евгеньевна


ВВЕДЕНИЕ.

В настоящее время смяты нравственные ориентиры. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, как минимум, с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей.

Во-вторых, в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед современной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

Исследуемая нами проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского(2), Н.М.Болдырева(5), Н.К.Крупской(10), А.С.Макаренко(11), И.Ф.Харламова(20) и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм, методов нравственного воспитания.



Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности.

Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальной школы и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.

Такие педагоги как Н.М. Болдырев (5), И.С. Марьенко (12), Л.А. Матвеева (13), Л.И. Божович (4) и многие другие исследователи рассматривают нравственное воспитание в разных аспектах. Однако решение задач нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности недостаточно изучено. В связи с этим, целью нашего исследования является теоретическое обоснование возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности, и разработка методики нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности.

Объект исследования - учебная деятельность школьников.

Предмет исследования - нравственное воспитание школьников в учебной деятельности.

Приступая к исследованию, выдвигаем следующую гипотезу:

нравственное воспитание школьников будет осуществлено в учебной деятельности в том случае, если:

а) учащиеся действуют целенаправленно при выполнении учебных заданий; б) их действия приобретают осознанный характер; в) используют приобретенный опыт для решения учебных задач.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

1. Дать анализ состояния проблемы нравственного воспитания школьников в теоретической литературе.

2. Выявить условия нравственного воспитания в учебной деятельности школьников.

3. Описать опыт нравственного воспитания младших школьников.

Новизна исследования и практическая значимость заключаются в том, что педагогические условия обеспечивают эффективность учебной деятельности школьников, способствуют раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств школьников.

Базой исследования является МБОУ СОШ № 6 г. Зарайска.

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Сущность и природа нравственности.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль.

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». (8, с. 345)

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим:

«Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». (16, с. 414).

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному.

Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» (15, с.289.

В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого следует, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». (18, с. 120)

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам (3, с.352).

На определение роли планирования в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направлено внимание таких ученых как Л.А. Матвеева(13), Л.А. Регуш (17) и многих других.

В своих исследованиях они обращаются к формированию нравственных мотивов поведения, оценки и самооценки нравственного поведения.

Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. (20, с.541).

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. (2, с.386).

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные

(биологические), социальные и педагогические.

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций.

Итак, теоретический анализ состояния проблемы нравственного воспитания школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение при повышении нравственного воспитания школьников.



Особенности и условия нравственного воспитания младших школьников.

Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. (2, с.386).

Работая над проблемами нравственной воспитанности младших школьников, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение.

2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут.

3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом.

4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения).

5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками.

Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной сознательной творческой личности.

В младшем школьном возрасте, констатирует М.Н. Аплетаев, особую роль выполняет учебная деятельность, происходит переход от: «ситуативного» познания мира к его научному изучению, начинается процесс не только расширения, но и систематизации и углубления знаний. (1, с.195).

Младший школьник в процессе учебы в школе постепенно становится не только объектом, но и субъектом педагогического воздействия, поскольку далеко не сразу и не во всех случаях воздействия учителя достигают своей цели. Включаясь в учебную деятельность, младшие школьники учатся действовать целенаправленно. Их действия приобретают осознанный характер. Все чаще при решении различных умственных и нравственных проблем учащиеся используют приобретенный опыт.

Здесь мы подходим ко второй стороне вопроса, которую мы выдвигаем в нашей гипотезе о структуре учебной деятельности - к вопросу о значимости единства всех трех компонентов учебной деятельности (мотивационного, содержательного, операционного) для становления учащихся начальных классов как субъекта учебной деятельности. Причем, суть значимости этого единства можно рассматривать в двух аспектах.

Первое – это возможность развития каждого из них на основе двух других. Так, формирование мотивационной сферы учащегося невозможно без достаточного развития и содержательной, и операционной стороны, поскольку и сознание своих возможностей и возникновение отношения, соответствующих «сигналов» возможно лишь в том случае, если ребенок владеет определенным содержанием, на основе которого возникает потребность, и комплексом приемов, - способов удовлетворения этих потребностей.

Учащийся становится активным участником процесса обучения, т. е. субъектом учебной деятельности, только тогда, когда он владеет определенным содержанием, т. е. знает, что делать и для чего. Выбор того, как делать, определятся и его знаниями, и его уровнем овладения операционными структурами, и мотивами данной деятельности.

Второй аспект: на сегодняшний день процесс обучения в начальной школе в значительной степени направлен на усвоение знаний и приемов, способов учебной работы. При этом предполагается, что в ходе этого процесса идет и умственное развитие, и нравственное. Частично это положение верно, но при целенаправленном формировании содержательных элементов, в какой – то степени «стихийное» развитие операционной и мотивационной сторон неизбежно отстает, что, естественно, начинает тормозить и процесс усвоения знаний, не дает в полной мере использовать заложенные в учебной деятельности возможности для умственного и нравственного развития учащихся. (9, с.152).

Проблема нравственного развития младшего школьника в процессе обучения взаимосвязана с тремя факторами, которые определяет Т.В. Морозова.

1) Придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности к его научному и целенаправленному изучению.

Это происходит на уроках чтения, русского языка, природоведения и т.д.

2) В ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.

3) В процессе обсуждения положения в современной школе все чаще звучит тезис о том, что обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. В связи с этим предлагается увеличить удельный вес гуманитарных наук в общем объеме школьной программы. Учебная деятельность имеет все возможности, позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета.

С этой точки зрения и необходимо решать проблему умственного и нравственного развития учащихся в процессе школьного обучения, в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. (14,с.28).

Начальное обучение в настоящее время строится таким образом, что развивает у школьников познавательные способности; вырабатывает навыки активного овладения учебным материалом, ведет к объединению полученных знаний в целостную систему, направленную на осознание окружающего мира.

Развитие мышления, овладения разнообразными способами работы с учебным материалом оказывает прямое влияние на усвоение детьми нравственных знаний; организация учебного процесса и его методы способствуют накоплению нравственного опыта.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания.

Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями.

Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая, для ее решения нужен коллективный поиск. В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним.



Приемы воспитательной работы учителя по формированию нравственных качеств школьников в учебной деятельности.

На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, считает А.А. Калюжный, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты.

Л.Р. Болотина отмечает, что в процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным источником их накопления является знакомство школьников с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу, на производство. Экскурсии с учащимися проводятся в течение всего учебного года и имеют различные цели. Для того чтобы экскурсия была нравственно ценной, учитель создает в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между школьниками задания.

Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Они дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию—природе. (6, с.251-252).

Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в начальных классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа.

Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы — помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды.

Высоко оценивает роль этических бесед А. С. Макаренко. «Я помню,— говорил он, - как быстро и радостно возрождался мой коллектив в отдельных случаях и проблемах после единственной беседы на такую моральную тему». (11)

Этическая беседа проводится двумя путями—индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начинать разговор с ярких фактов. На основе анализа фактов учитель подводит ребят к моральным выводам, к формулировке нравственных понятий. В начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т. е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и к более углубленным выводам. Особенность проведения этических бесед в начальных классах школы в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию. В этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, вывод по обсуждаемому вопросу, практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом (6, с.248-250).

Большое значение для идейного и нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса.

З.Н. Васильева предлагает познавательную деятельность учащихся строить как коллективную. Организация коллективной и групповой форм учебной деятельности возможна на уроках по всем предметам, но особенно на уроках труда, факультативных занятиях.

Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения у вдумчивого учителя направлены на то, чтобы сильные стороны каждого ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это создает благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним из условий его успешного нравственного развития (7, с.52).

В воспитательном процессе предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора.

Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях школьников к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям. (19, с.168).

Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей, указывает

Л.И. Матвеева. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.

На уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Сообща решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Отношение каждого участника к своему делу как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе.

Для того чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у учеников была бы возможность общения между собой (13, с.52).

Общение детей возможно на всех уроках. Дети придумывают примеры, задачи, задания на определенное правило, задают их друг другу.

Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной общей работы, который пробуждает самостоятельную мысль и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию. (13, с.52)..

Для выявления уровня сформированности нравственных качеств школьников необходимо использовать произведения разных видов искусства, а в качестве основной формы работы проводить беседы с учащимися на нравственные темы, расширяя тем самым от класса к классу нравственные представления и знания учащихся.


Анализ содержания учебных предметов

Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях – преподавателя и классного руководителя, воспитателя. В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процесса. Такое разделение связано с представлением о ведущей роли обучения в развитии личности. Гуманистическая педагогика строит школу развития, где педагогический и воспитательный процессы рассматриваются как синонимы.

Трудно переоценить в решении задач нравственного воспитания роль литературы, потому что по сути своей она является частью Культуры, видом искусства. В начальной школе, в данный момент, уроки чтения становятся уроками литературного чтения, цель которых заключается в нравственном воспитании и развитии детей на основе полноценного восприятия художественного текста, освоения учащимися основ теории литературы.

Ребенок в первом классе уже готов к серьезной филологической работе, поскольку в это время неосознанное восприятие художественного текста у дошкольников заменяется аналитическим. В семь лет ребенок начинает осознавать свои представления и переживания при чтении художественных произведений, осмысливать их содержание и форму, а главное, в этом возрасте появляется способность наслаждаться художественным словом. Значит, с этого времени ученик - читатель сможет полноценно воспринимать художественный текст, «в себя принимать» нравственные ценности, заключенные в произведениях.

Чтение вообще и литературное в частности - сложная синтетическая деятельность мышления, воображения, восприятия, чувств, памяти и внутренней речи. Для правильного восприятия содержание текста учащиеся должны иметь запас жизненных представлений, определенный круг конкретных знаний о действительности. Такой жизненный опыт ребенок начинает приобретать на уроках  литературного слушания в 1 классе.
Главная моя задача на уроках литературного слушания является обучение искусству не только слушать, но и слышать - сказку, рассказ, стихотворение.
Дети практически все любят слушать книги, я эту любовь стараюсь поддерживать и развивать, так как сам ребенок еще не может пока самостоятельно общаться с книгой. Слушая художественное слово, ребенок впитывает музыку родной речи, и хочет еще раз услышать понравившийся текст.

Умение слушать художественное произведение позволяет ребенку эмоционально воспринять произведение, задуматься о нравственных категориях - добре и зле, дружбе и вражде любви и ненависти, испытать радость, веселье, гордость, грусть, печаль, нежность, восхищение и другие чувства. Уроки слушания - это ежедневная школа обогащения нравственного и эмоционального опыта, духовного и эстетического развития.

Художественное восприятие - сложный психический процесс, приводящий в «движение» весь жизненный опыт человека в ответ на содержание художественного произведения (слушание, говорение, чтение). Ребенок сначала воспринимает произведение в целом и только при втором прослушивании выделяет детали (первичное - эмоциональное, вторичное - осмысленное).

Главная составляющая процесса нравственного воспитания на уроках литературного чтения  является результативность – это включение разума, чувств и воли для поступка. Работа воображения и интуиции в процессе самостоятельного добывания нравственных ценностей из глубины художественного текста. Добываются эти ценности на уроке литературного чтения в процессе анализа художественного произведения. Обучение этому непростому труду ведется буквально с первых уроков. Дети учатся узнавать, видеть, понимать очень важные вещи про себя, про людей, про жизнь и мир вокруг.

Одним из приемов анализа текста является перечитывание, в котором сплетается работа по углубленному пониманию текста, развитию речи ребят и совершенствованию навыка чтения, отвечая на тот или иной вопрос, высказывая свою точку зрения, ученики ищут подкрепления своим мыслям, суждениям, чувствам в тексте, обращаясь к нему вновь и вновь.
Таким образом, анализ художественных произведений способствует общему и литературному развитию ученика формирует у него систему специальных умений, необходимых для полноценного восприятия художественной литературы.

За время обучения литературному чтению читательская деятельность учащихся качественно меняется:

- у детей закрепляется желание и умение думать над книгой, т.к. учащиеся все время следят за взаимоотношениями героев, их поступками, мотивами поступков и их последствиями;

- в связи с этим у них развивается личная заинтересованность в судьбе героев, а чтение становится серьезным и толковым;

- при этом у детей совершенствуется читательская  память, воображение, чувство слова и эмоции, вызванными интересными переживаниями за героев произведений;

- по ходу чтения у детей расширяются читательский кругозор и познавательный интерес, т.к. им приходится обращаться к ряду книг, чтобы ответить на те вопросы, которые появились в ходе работы над текстом.

    Другими словами, проведя ребенка по ступенькам познания художественного произведения, помогая ему подняться на вершину авторского образного восприятия мира, создаю условия для развития ученика в «зоне ближайшего развития», значительно обогащаю его нравственно-эстетический, интеллектуально-познавательный опыт, позволяющий ребенку совершенствовать себя как личность.

На уроках русского языка полезно использовать ряд текстов, несущих информацию и влияющих на понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Например: сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести и т.д.

Однако вряд ли можно найти человека, которому присущи только положительные качества, поэтому при объяснении учащимся ценностей личности, которые являются наиболее значимыми, делают человека человеком, следует раскрывать и негативные стороны, объяснять, как их изживать.


Так, для того чтобы ученики смогли понять сущность человеческих отношений, которые мы называем дружбой, необходимо выстроить и рассмотреть такой ряд понятий: «дружба» - «товарищество»- «приятельские отношения», осознавать, что они обозначают, какие смысловые оттенки вкладываются в каждое из них.

Для того чтобы глубоко проникнуть в смысл нравственных понятий, можно предложить учащимся тексты, содержание которых позволит им совершить для себя открытие и по-новому осмыслить сущность человеческих отношений и поступков.

Огромное значение имеют русский язык и литература и в патриотическом воспитании, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне.

Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня,  прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим людям.

Важнейшим моментом в работе учителя на уроках математики является обращение внимания учеников на соотношение науки и нравственности. Следует брать примеры из истории науки, из окружающей жизни, из газетного, телевизионного материала, которые убеждали бы учащихся в том, что только полная отдача сил, служение науке дают возможность делать великие открытия, служащие гуманным идеалам человека. Ясна необходимость продолжения этой работы во внеклассной деятельности – кружковой, факультативной работе, викторинах, вечерах, математических боях, когда все учащиеся живут темой готовящегося мероприятия, находят нужную литературу, готовят оформление стенда, газеты, сообщения, доклады, игры, головоломки, занимаются моделированием, готовят наглядные пособия для школы.

Пусть многие ребята изберут после окончания школы путь, несвязанный вплотную с математикой, но при встречах все они говорят, что математика учит трудолюбию, настойчивости и организованности, всё в ней так чётко, строго и продуманно, и уже никогда не забудут, что математика «ум в порядок приводит».

В процессе изучения предмета необходимо побуждать учащихся к самообразованию, давать им необходимые советы это поможет воспитывать у них интерес к знаниям, повседневное трудолюбие, настойчивость, исполнительность, добросовестность.

Кем бы ни стали наши ученики после окончания школы, им всегда будут нужны знания, сообразительность, наблюдательность, хорошая память, острый глазомер, фантазия, внимательность, умение логически мыслить, анализировать, сопоставлять и обобщать факты.

Математический стиль мышления необходим человеку в любой профессии.

Для каждого учителя должно стать аксиомой, что никакими сверхсовременными методами нельзя достичь цели, если не научить ученика работать настойчиво и увлечённо. Обучая математике, мало учить школьника решать задачи математические, необходимо больше уделять внимание решению нравственных задач.

Одним из эффективных средств усиления воспитательной функции урока является проблемное обучение. Творческое мышление, самостоятельное решение проблемы – одно из основных условий превращения знаний в убеждение.

Как уже сказано выше, учебный процесс в школе имеет большие возможности для военно – патриотического воспитания учащихся. Возможными способами решения этой задачи в процессе обучения математике являются:



  • Сообщения исторических данных, показывающих роль учёных – математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны;

  • Тщательный подбор математических задач с учётом поставленной перед уроком задачи военно – патриотического воспитания;

  • Внеклассная работа по математики.

Трудовое воспитание школьников в процессе обучения математике проводится в различных направлениях: воспитание умения и потребности учиться; формирование умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие способности применять полученные знания к решению практических задач.

В процессе формирования гармонически развитой личности особое место занимает эстетическое воспитание, органически входящее в преподавание всех школьных дисциплин. Важную роль в эстетическом воспитании играет умелое преподавание математики. Математика имеет много только ей присущих возможностей для решения этой важной проблемы. Дети любят красивое, увлекательное. Всем этим богата математика. Вдумчивые учителя из урока в урок показывают, что математика замечательна своей стройностью, точностью, связанностью всех своих частей. Источниками эмоционального и эстетического воздействия математики на школьников являются непременность её выводов, универсальность применений, совершенство языка, романтичность её историй, занимательные задачи и т д. Эстетическое воздействие на учащихся в немалой степени зависит от качества преподавания предмета. А именно: от умения безукоризненно, точно и ясно разъяснить содержание изучаемого материала, предложив продуманную систему вопросов и задач, организовать на уроки поиск рациональных путей их решения, показать красивые приёмы быстрых вычислений.

Аккуратность играет большую роль в жизни человека. Этому надо учить ребёнка с самого начала его жизни – в быту и на уроках. Нужно добиваться от учащихся аккуратного выполнения любой работы: ведения тетрадей, вычерчивания графиков и др. Это воспитывает прилежность, внутреннюю собранность, усидчивость, вырабатывает умение любую работу доводить до совершенства. Педагог должен учить детей не только видеть прекрасное, но и создавать его.

Воспитание бережливости, воспитание подлинных хозяев своей страны начинается в семье и продолжается в школе. Многое в успешном решении этой проблемы зависит от нас, учителей.

Каково же значение изучения предмета «Окружающий мир» для нравственного развития младшего школьника?

Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребёнка. Окружающий мир – источник чувств. «Ум поднимается от смутных чувственных восприятий к чётким понятиям» (И.Г.Песталоцци).

На уроке окружающего мира, в отличие от уроков русского языка и математики, больше возможности  непосредственного общения с детьми. Эти уроки требуют большей раскованности детей, возможности свободно проявить своё эмоциональное состояние, самостоятельность.

Основные цели ознакомления младших школьников с окружающим миром, остаются неизменными на протяжении всего обучения в начальной школе.

Источником нравственных знаний является, прежде всего, жизненный опыт людей. Из поколения в поколение передавались советы, наставления потомкам, как жить в мире и согласии, избегать зла и несправедливости.

В современных моделях образования необходимо сделать акцент на тех ценностях духовно-нравственного воспитания, которые наиболее актуальны для решения современных  проблем общества и которые особенно важно передать современным российским детям.

Откуда сегодня, в период кризиса семьи, могут дети и подростки почерпнуть информацию о духовно-нравственных основах семейной жизни? В первом классе, в разделе «Твоя семья», я предлагаю детям составить рассказ о своей семье,  воспользоваться   фотографиями из семейного архива или просто нарисовать свою семью.  Начинаю такой урок с рассказа о себе и своей семье. Затем предлагаю вспомнить колыбельные, которые пела им мама; игры, в которые они любят играть

Во втором  классе при разговоре о семье  важное место занимает тема «Что такое семья» и «Чем семья занимается в свободное время». На уроках по данным темам ребята рассказывают не только о традициях в своей  семье, но ещё стараются узнать, почему в их доме есть такая традиция и как долго она существует в семействе.

В преддверии этого урока  предлагаю  составить «Древо семьи». При построении «Древа семьи» учащимся предстоит узнать историю семьи и близких родственников.  Задания такого плана не только воспитывают чувство патриотизма, но и укрепляют родственные связи, что в наше время немаловажно.

Почитание родной земли – духовно-нравственная ценность русского народа. На уроках окружающего мира в разделе «Россия – твоя Родина» очень удачно подобраны темы: «Родина – что это значит?», «Родной край – частица Родины», «Как Русь начиналась».

Чувство Родины у всех у нас развито очень сильно.  Это чувство  у каждого  из нас  начинается  с памяти детства, со своего дома, своей улицы, своего города или села. И вместе с тем живо в нас ощущение большой, великой Родины, где испокон веков жили наши отцы и деды. Но воспитание патриотизма  и гражданственности  к Родине нужно начинать с любви к родному краю. Учащиеся хотят больше узнать  о своём городе, крае.

Изучая символику нашей страны,  я обращаюсь также к нашему краю.  Так при изучении герба России мы говорим о том, что у нашего города тоже есть свой герб и что на нём изображено.  Затем я предложила ребятам творческое задание. Они должны были придумать герб для нашей школы. Работ  было много, и каждый из ребят старался доказать, что его герб самый лучший.

Я очень люблю историю. Мне нравится, что в данном курсе много исторических сведений. Во-первых, дети учатся воспринимать текст исторического содержания, работать с понятиями «прошлое», «настоящее», «будущее», А во-вторых, знакомятся с историей своей Родины, своего народа... Потому что, как сказал   А.С.Пушкин «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной, есть постыдное малодушие. Не знать того, что было до твоего рождения, означает навсегда оставаться младенцем».

На уроках, посвящённых теме «Как Русь начиналась»  предлагаю совершить путешествие в прошлое и познакомиться с нашими предками – славянами, их жизнью, традициями, верованиями. Очень жаль, что в учебнике и в тетрадях мало материала на эту тему.  Но  зато есть возможность ученикам самостоятельно поработать с дополнительной литературой. Делю класс на группы и каждая группа готовит свою тему: «Расселение славян», «Языческие верования славян», «Первые русские князья», «труд на земле» На уроке происходит обмен информацией.

 «Почитание родной земли – духовно-нравственная ценность русского народа. На уроках окружающего мира в раздела «Наши предки – славяне» ребята узнают о том, что в языческой Руси слово «Мать-земля» имело не просто метафорическое значение. Оно обозначало душу природы, богиню, супругу «Хозяина небес». По древним поверьям, богиня-мать правит всеми природными процессами, заставляет прорастать посеянные в почву семена, вселяет любовь во всё живое. Нашим далёким предкам душа природы была гораздо ближе и понятней, чем нам. То, что сегодня называют экологическим сознанием, было много веков назад одной из неотъемлемых основ древнеславянской культуры.

Важным аспектом нравственного развития детей является воспитание экологической культуры. Дети познают азбучные истины науки о взаимодействии растительных и животных организмов, о связи человека с природой, о необходимости бережного, рачительного и разумного к ней отношения. Обогащается опыт  эмоциональных оценок поведения человека в природе, развиваются умения и навыки ухода за животными и растениями, оказания им необходимой помощи.

Формирование личности и характера школьником идёт в повседневности школьных будней на каждом уроке. И здесь не должно быть мелочей, неважных для учителя. Ни один поступок ребёнка не должен остаться не замеченным учителем, не должен не получить этической оценки. Ведь каждый поступок – это может быть, будущая судьба. И учить детей быть счастливыми и нравственно здоровыми, вероятно, главная задача и трудность урока. Об этом учитель никогда не должен забывать. И постоянно самому учиться искусству воздействия на личность школьника, создания на уроке атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

ОРГАНИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.



Диагностика уровня сформированности нравственных качеств школьников.

Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, но особенно в младшем школьном возрасте.

Для выявления состояния уровня сформированности нравственного воспитания в учебной деятельности использовались диагностические опросы учащихся. Задания предлагались в двух 3х классах (52 учащихся). Один из них классов является контрольным, другой экспериментальным. Детям предлагались вопросы нравственного характера. Цель заключалась в выявлении уровня нравственного воспитания. В качестве исходного материала, на котором изучался нравственный опыт младших школьников, были выбраны такие моральные нормы, как «ответственность» и «доброжелательность». Нравственные знания и отношения проявлялись в реальном поведении школьников. Отсюда разработанные методики имели направленность на изучение знаний, отношений и способов поведения. При исследовании нравственного опыта младших школьников использовались ряд взаимодополняющих методик: беседа по сюжетному рассказу, метод незаконченных рассказов.

При определении особенностей нравственного опыта младших школьников применялись следующие критерии: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.

Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы.

О нравственном отношении узнавали по оценочным суждениям школьников о поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.

На первом этапе исследования учащимся было предложено ответить на вопросы. Анализ ответов и высказываний испытуемых показывает, что нравственные знания неоднозначны для своей выборки.

Вся выборка в экспериментальных и контрольных классах разделяется на три группы – с низким, средним и высоким уровнем нравственного опыта. Школьников с низким уровнем нравственного опыта оказалось 34% в экспериментальном классе и 32% в контрольном классе; со средним уровнем – 55% в экспериментальном и 54% в контрольном; и с высоким уровнем соответственно 11% и 13%.



Формирование у учащихся нравственного опыта.

На втором этапе исследования у учеников экспериментального класса формировали ответственность и доброжелательность в процессе обучения. При этом содержание учебной деятельности не изменялось, менялся только характер ее протекания.

На втором этапе исследования учащимся предлагались такие ситуации, в которых они должны были помочь товарищу.

Как и на первом этапе исследования, испытуемые экспериментального класса разделились на три группы – с низким, средним, и высоким уровнем нравственного опыта. В экспериментальном классе выборка разделилась таким образом: с низким уровнем – 13%, со средним –52%, с высоким – 35%. В сравнении с результатами первого этапа исследования 21% учащихся с низким уровнем нравственного опыта попали в группу со средним уровнем, и 24% из группы со средним уровнем – в группу с высоким. В целом выборки экспериментального класса – 45% испытуемых попали в группы с более высоким уровнем нравственного опыта.

Помимо количественного изменения, у некоторых испытуемых экспериментального класса отмечались и некоторые качественные особенности нравственного опыта. Прежде всего, школьники, обосновывали свои ответы, стали чаще ориентироваться на содержание нравственной нормы. Повысилась способность выделять нравственную проблему в ситуациях нравственного выбора. Оценки поступков стали более критичны не только по отношению к другому человеку, но и к самому себе.

В контрольном классе, каких – либо изменений, как качественных, так и количественных обнаружено не было (в сравнении с результатами первого этапа эксперимента). Это позволяет сделать вывод о том, что приращение нравственного опыта у испытуемых в экспериментальном классе произошло в результате целенаправленного формирования учебной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна.

На основе результатов исследования сделаны следующие выводы.

Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.

Проведенные мероприятия дали динамику развития нравственных качеств школьников в сторону увеличения.

Опытная работа показала необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию с младшими школьниками.

Этой работой подтвердилась «закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

И наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду. Не это ли главная цель работы учителя?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Аплетаев М.Н. Система воспитания личности в процессе обучения:

Монография/Омск.гос.пед.ун-т – Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.

2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.

3. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.

4. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.

5. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение,

1979.


6. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов.- М.: Просвещение, 1987.

7. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности.- М.: Просвещение, 1978.

8. Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка- М: 1979, т.11.

9. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Изд-во

Ростовского ун-та, 1983.

10. Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах Т.2. –

М.: Просвещение, 1978.

11. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976.

12. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.:

Просвещение, 1985.

13. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.

14. Морозова Т.В. «Обзоры по информационному обеспечению общесоюзных науч.- пед. Программ.» -Обзор информ.вып. 5 с.3

15. Ницше. Сочинение в 2-х томах -М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1988.

16. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 1995.

17. Регуш Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности (дошкольник-юноша): Учеб. пособие к спецкурсу. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983.

18. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения - М: 1980, т.2.

19. Уледов А.К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 1979.

20. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1990.





Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница